Готовы к школе? Альтернативные решения организации рабочей зоны школьника

Рассказываем как и зачем создавать комфортную среду для учителей, родителей и административных работников

При проектировании школьного пространства основной акцент всегда приходится на учеников и их потребности: дизайнеры и проектировщики продумывают разнообразные зоны, в которых удобно заниматься разными видами деятельности, от отдыха до коллективной работы над проектом. Однако необходимо помнить о всех участниках образовательного процесса — не меньшего внимания заслуживают интересы педагогов, административных работников и родителей, поэтому в этой статье мы хотим рассказать о пространстве для взрослых в образовательной организации.

Жанна Савельева

руководитель студии

Каждая школа индивидуальна, как и устоявшиеся в ней правила и традиции. Например, в одних школах педагоги и учащиеся соблюдают субординацию, в то время как для других вполне естественным процессом является самостоятельная работа учителей бок о бок с учениками в общем коворкинге или библиотеке.

Конечно, следует сделать оговорку, что такие случаи совместной работы скорее единичны, но они также имеют право на существование и нуждаются в создании условий, подходящих всем сторонам. Наша задача как проектировщиков — узнать специфику каждой школы и подобрать для неё самые подходящие решения.

В большинстве школ педагоги работают в специальном помещении — учительской, образ которой часто обретает очертания большого стола, за которым учителя отдыхают или пьют чай. Для современной школы это представление теряет актуальность, т.к. учительские приобретают новый формат и новые функции.При проведении опросов учителя часто упоминают, что им не хватает спокойных и удобных мест, где они могут поработать с документами, с комфортом проверить ученические работы или провести совещание с несколькими коллегами.

Например, значительную часть работы с документами педагоги делали в учебных кабинетах, которые были закреплены за ними, но в условиях меняющегося образовательного процесса учебные аудитории всё больше тяготеют к универсальности и постоянному использованию — не только для уроков, но и для дополнительных занятий, кружков и т. п. Поэтому учительская должна предоставлять места для индивидуальной работы педагогов. Но это только одна из зон, которая должна быть в помещении для учителей.

Готовы к школе? Альтернативные решения организации рабочей зоны школьника Мы уже говорили, что каждая школа индивидуальна, а значит, и учительская может иметь любое функциональное наполнение, в котором нуждается педагогический коллектив в конкретной школе. Здесь могут располагаться переговорные (для больших и маленьких встреч), обеденные зоны, рабочие места, релакс-уголки и т. д.

В современной учительской обязательно следует выделить четыре зоны:

Наполнение переговорной зоны может быть различным, главное условие — удобство использования как для больших групп, так и для двоих человек.

Например, здесь можно разместить овальный стол с креслами, передвижную магнитно-маркерную доску или настенное покрытие, проектор, диваны с журнальными столиками.

Специально оборудованная обеденная зона в учительской может быть представлена практически полноценной кухней (с раковиной, холодильником, микроволновой печью, чайником, кофемашиной и т. д.) или же небольшим кофе-поинтом.

Здесь же учителя могут отдохнуть и пообщаться друг с другом на нерабочие темы.

Рабочие места можно организовать как за стационарными столами с компьютерами, так и за мобильными столиками, высокими стойками, подоконниками-столешницами.

Для организации мест хранения рабочих материалов можно использовать пространство учебных кабинетов, но мы также рекомендуем предусматривать локеры или шкафчики в учительской, чтобы сотрудники могли спокойно оставить свои вещи и ненужные материалы и уйти на урок.

Вопрос:

Какие ещё зоны могут быть в учительской?

Ответ:

Выше мы описали зоны, которые необходимы для эффективной работы учителей, но вместе с ними в учительской можно выделять и любые другие уголки, в которых нуждается конкретный коллектив. Среди таких уголков может быть зона тихого отдыха с мягкой удобной мебелью или даже массажным креслом, в котором учитель может расслабиться и набраться сил перед занятием.

Готовы к школе? Альтернативные решения организации рабочей зоны школьника В пространстве для учителей используются те же самые принципы и приёмы дизайна, что и в библиотеке, рекреации, учебной аудитории и т. д. В первую очередь, мы имеем в виду многофункциональность, гибкость, зонирование, модульность и другие принципы, о которых писали ранее Пожалуй, наиболее актуальным вопросом при организации учительской является вопрос зонирования, а точнее, как именно разделить все описанные зоны, чтобы люди в них не мешали друг другу. Для этого можно использовать акустические мобильные перегородки, раздвижные стены, стеклянные или реечные конструкции — они чётко очерчивают границы той или иной зоны и помогают справиться с шумом от совещаний или запахом еды из обеденной части помещения.

Визуальное разделение на зоны происходит не только с помощью перегородок, но также благодаря разнообразной мебели и освещению. Например, уголок для тихого отдыха отличается от рабочей зоны наличием мягких удобных диванов и приглушённого света, а в зоне совещаний внимание сразу привлекает большой стол для переговоров.

Готовы к школе? Альтернативные решения организации рабочей зоны школьника

Поскольку школьная учительская предназначена в первую очередь для отдыха и работы педагогов, то её оформление следует выдерживать в спокойных оттенках с редкими акцентными вставками. Особенно актуальным становится экодизайн, поскольку с его помощью городские жители могут расслабиться и обрести внутреннее спокойствие. Особенными чертами экодизайна являются светлые помещения, тёплые нейтральные тона, природные материалы в отделке и наличие растений.

Готовы к школе? Альтернативные решения организации рабочей зоны школьника

Также в учительской возможно создание более динамичной и бодрой атмосферы: для этого используются яркие акценты в мебели и отделке. Однако очень важно соблюсти баланс и сохранить преобладание нейтральных светлых оттенков (не менее 80% от общей площади отделки), в противном случае сотрудникам будет сложно сосредоточиться на работе или расслабиться, что повлияет не только на общую эффективность, но и на психоэмоциональное состояние педагогического состава.

Для встречи учителей и родителей

Елена Тюрина

арт-директор

В современной школе также необходимо предусматривать удобные места для встреч учителей с родителями.

К сожалению, о них часто забывают, и родители вынуждены обсуждать насущные вопросы в холлах или коридорах школы, зачастую не имея возможности даже присесть.

Мы считаем, что родители — такие же полноправные участники образовательного процесса, поэтому в своих проектах всегда учитываем их потребности.

Где родителям обсуждать насущные вопросы с учителями? Если в учительской оборудована зона для переговоров и она свободна в нужный момент, то педагог может пригласить родителей туда, однако в этом случае учитель имеет более выигрышную позицию, поскольку он находится в своей рабочей обстановке. В этом случае педагог неизбежно будет лидировать в беседе и разговора на равных не состоится.

По этой причине мы рекомендуем или создавать в школах специальные переговорные комнаты, или использовать для бесед школьное кафе с неформальной обстановкой. В этих помещениях родители и учителя смогут выступать на равных позициях — только так они смогут достичь настоящего взаимопонимания и вместе стремиться решить возможные проблемы.

Родители учеников — тоже полноправные участники образовательного и воспитательного процесса, однако зачастую в школе для них не предусмотрены места. Не всегда родители даже могут с комфортом подождать окончания занятий у своего ребёнка, поэтому начать следует именно с организации удобных мест ожидания. Как правило, их размещают в вестибюле до турникетов, но также родители могут ждать в холле на первом этаже или в кафе.Места ожидания должны быть удобными, но в меру, чтобы родители не засиживались на несколько часов. В качестве мягкой мебели хорошо использовать пуфы с обивкой из экокожи или небольшие диванчики. Рядом нужно поместить стенд с расписанием звонков, уроков и важных объявлений, а также зарядную станцию для мобильных телефонов. Здесь же может размещаться небольшая выставка детских работ или телевизионный экран с эпизодами школьной жизни. Готовы к школе? Альтернативные решения организации рабочей зоны школьника

Кафе как место для ожидания Другой вариант организации места для ожидания — это школьное кафе, в некоторых школах даже существуют кафе только для взрослых. Здесь родители могут с комфортом разместиться в неформальной обстановке, перекусить и пообщаться с другими родителями. Не всегда под кафетерий получается выделить отдельное помещение, в таком случае разместить кафе можно прямо в холле или рекреации. Эту зону следует визуально выделить с помощью цвета, светильников или текстур — кафетерий не должен сливаться с общим интерьером холла, он должен быть заметен для родителей, которые не очень хорошо знают школьное здание.

Екатерина Горбунова

руководитель проектов

Стимулировать желание родителей принимать более активное участие в школьной жизни можно с помощью организации совместной деятельности и большей открытости школьного здания. Это по большей части вопрос не организации пространства, а готовности администрации школы проводить различные мероприятия для родителей. Но и дизайн может сыграть в этом свою роль: например, сейчас в школах всё более популярными становятся пространства типа «Кулинариума» — просторного помещения с кухонной техникой и общим столом. Здесь дети могут совместно с родителями организовывать кулинарные мастер-классы, а после них проводить время в дружеской атмосфере за ужином, который приготовили сообща.

Также можно проводить различные лекции и дополнительные занятия именно для родителей — это поможет им воспринимать школу не просто как здание, куда ходят учиться их дети, но и как понятное и знакомое лично им пространство. Школа должна показать, что она думает о родителях и готова принять их в свои стены, и тогда взрослые будут активнее включаться в школьную жизнь.

О необходимости отдельных туалетов для взрослых часто высказываются как учителя, так и родители, аргументируя это тем, что в детских санузлах часто бывают очереди, а также что родители испытывают неловкость, находясь в туалете среди детей. Отдельные санузлы для сотрудников и взрослых гостей школы действительно могли бы стать выходом из этой ситуации, но таким разделением будут довольны не все школьники, т.к. часть из них уверена, что условия «взрослого» туалета более комфортные и приватные. Готовы к школе? Альтернативные решения организации рабочей зоны школьника

Читайте также:  Соединение пнд труб: способы, виды фитингов и правила их установки, варианты устройства переходов на другие трубы
Нам кажется, что лучшим решением будет создание индивидуальных туалетных комнат, внутри которых также располагается раковина, а вход находится прямо в коридоре, то есть, нет «предбанника» с умывальной зоной. В таких комнатах и дети, и взрослые чувствуют себя более спокойно и уверенно, чем в общем помещении на несколько кабинок.

Эта статья была Вам полезна?

Готовы к школе? Альтернативные решения организации рабочей зоны школьника

Готовы к школе? Альтернативные решения организации рабочей зоны школьника

Сообщение "Предметно-развивающая среда в кабинете начальных классов"

Современная школа – это место, где ребёнок получает опыт широкого эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни.

Большую часть времени ребёнок проводит в школе. Значит, развитие младшего школьника во многом зависит от рациональной организации предметно-развивающей среды в учебном кабинете.

Данные методические рекомендации разработаны и предназначены для организации предметно-развивающей среды в кабинете начальных классов и могут быть использованы  будущими учителями, обучающихся по специальности 44.02.02  «Преподавание в начальных классах» и учителями начальных классов общеобразовательных организаций

  • Принципы создания предметно-развивающей среды
  • -вариативности
  • – полифункциональности
  • – трансформируемости
  • – педагогическая целесообразность
  • – положительный педагогический настрой
  • – доступности
  • – многофуннкциональности
  • Предполагаемые зоны:
  1. Рабочая зона для педагога;

  2. Учебная зона;

  3. Поисково-исследовательская зона;

  4. Информационная зона;

  5. Игровая зона и зона отдыха;

  6. Зелёная зона;

  7. Зона для индивидуальных занятий;

  8. Санитарно-гигиеническая зона.

  1. В оформлении предметно развивающей среды кабинета нужно стремиться:
  2. – к максимальному пространству и незагроможденности, четкости линий, цветовому и стилевому соответствию;
  3. – к предметной направленности кабинета: соответствующее оформление не только способствует формированию интереса учеников к предмету, но и является частью «методической копилки» учителя.
  4. Требования к кабинету начальных классов:
  5. Кабинет начальных классов должен отвечать санитарно-гигиеническим условиям, эстетическим и техническим требованиям:
  6. – освещенность, состояние мебели;
  7. – размеры проходов, расстояния между предметами: между рядами двухместных столов – не менее 60 см, от столов до продольной стены – не менее 50-70 см, от первой парты до учебной доски – 2,4-2,7 м, наибольшая удаленность последнего места, учащегося от учебной доски – 860 см, высота нижнего края учебной доски над полом–80-90 см.  

Потолки и стены всех помещений должны быть гладкими, без щелей, трещин, деформаций, признаков поражений грибком и допускающими проводить их уборку влажным способом с применением дезинфицирующих средств. Полы в учебных помещениях и кабинетах, и рекреациях должны иметь дощатое, паркетное, плиточное покрытие или линолеум. Полы должны быть без щелей, дефектов и механических повреждений.

В помещениях начальных классов, устанавливаются умывальные раковины. Установку раковин в учебных помещениях следует предусматривать с учетом роста-возрастных особенностей обучающихся: на высоте 0,5 м от пола до борта раковины.

Раковину следует устанавливать в зоне правого переднего угла кабинета. Около раковин устанавливают педальные ведра, держатели для туалетной бумаги. Рядом с умывальными раковинами размещают бумажные полотенца, мыло.

Мыло, туалетная бумага и полотенца должны быть в наличии постоянно.

  • В кабинете необходимо создать условия для комфортного обучения младших школьников, где ребенок не только усваивает материал, но и отдыхает, играет.
  • Этому способствует деление кабинета на зоны:
  • Рабочая зона учителя: помогает учителю обустроить весь педагогический процесс по стандартам:
  • 1) Мебель для организации рабочего места учителя включает учительский стол и стул;

2) Стол для учителя должен быть удобным для работы за ним учителя, размещения на нем классного журнала, 2-3 стопок ученических тетрадей, учебников, дидактических материалов.

На столе допускается установление съемных подставок и столиков для демонстрации объемных моделей.

Для размещения аппаратных средств компьютерной техники (компьютер, принтер) необходимо иметь отдельный стол или учительский стол размерами столешницы не менее, чем 1500х630 мм.

3) Для рационального размещения и правильного хранения учебного оборудования необходим набор секций различного назначения, из которых компонуются варианты комбинированных шкафов.

Учебная зона: расположены парты – их легко переставить, объединять или отодвигать; стулья трехуровневые регулируются в соответствии с ростом учащихся; учебные доски: меловая, интерактивная, компьютер, шкафы. В них будут помещены книги для чтения во внеурочное время, рабочие тетради, принадлежности для уроков ИЗО и технологии. Учебная зона предназначена для образовательного процесса.

Поисково-исследовательская зона: это творческая познавательная деятельность, направленная на открытие новых знаний. Она является средством активизации учащихся, формирования у них интереса к изучаемому материалу.

Ребёнку гораздо легче изучать науку, действуя подобно ученому, чем получать «готовые» знания. Важно учитывать, что поисково-исследовательская деятельность ребенка не направлена на добывание какого-то научно значимого результата, а на развитие его способностей, умений и мышления.

Развивается наблюдательность, воображение, фантазию.

 Информационная зона: располагается по периметру кабинета и представлена стендами на стенах. Содержание стендов отражает жизнь России, края, класса, информации для родителей. Стенды оформляются в цветном варианте, что притягивает взор детей, вызывая желание познакомиться с информацией. Развивает наглядно-образное мышление, познавательные процессы эрудицию. Расширяет кругозор.

Игровая зона и зона отдыха: расположена мягкая мебель (диван и кресла), журнальный столик, детские игрушки и игры. Дети с удовольствием могут проводить время, беседуя и играя в игровой зоне на диване и в кресле.

Наличие позволяет детям ощутить комфорт и присутствие домашнего уюта, что важно, особенно при обучении первоклассников. Организация игровой зоны является необходимыми условиями для сохранения здоровья ребёнка.

Создаёт положительный настрой и снимает статическое, психоэмоциональное напряжение, развивает коммуникативные навыки.

Зелёная зона: многообразие декоративных цветов, желательно в отдельно отведенном месте. Если в классе много цветов, это позволяет воспитывать трудолюбие детей, ухаживающих за ними, любовь и уважение к природе. Кроме того, позволяет усилить созданное уютное и комфортное учебное пространство.

Зона для индивидуальных занятий: в этой зоне расположены шкафы с дополнительной литературой, парта.

Дети в этой зоне занимаются саморазвитием, прививается интерес к самостоятельной работе, а также проводится рефлексия пройденного материала.

При правильной организации данной зоны дети без каких-либо ограничений во времени могут получать дополнительную информацию и делать домашнюю работу. Воспитывает интерес к самостоятельной работе, ответственность.

Санитарно-гигиеническая зона: в ней располагается раковина, мыло, бумажные полотенца, мусорное ведро. Воспитывает чистоплотность, опрятность, аккуратность. Способствует развитию самостоятельности.

Выбор цветового оформления, способствующий успокоению и активизации детей в разные периоды обучения.

В классе может быть собрана библиотека детских книги, организован уголок чтения. Уголок чтения дает возможность детям систематически знакомиться с новыми для них книгами, формировать читательские умения и развивать навыки чтения.

Создание предметно – развивающей среды в кабинете начальных классов позволяет успешно организовать учебно-воспитательный процесс.

Такая среда демонстрирует уважение к ребенку, заботу о нем и о его здоровье, воспитывает коллективизм,  трудолюбие, ответственность, развивает интересы, способности детей, формирует положительную самооценку каждого ребенка, воспитывает патриотизм учащихся, культуру и чувство прекрасного.

Готовы к школе? Альтернативные решения организации рабочей зоны школьника
  1. Министерство образования , науки и молодежной
  2. Политики
  3. Краснодарского края
  • Государственное бюджетное профессиональное
  • Образовательное учреждение Краснодарского края
  • «ЕСКИЙ ПОЛИПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»
  1. Сообщение на тему «Требования к созданию предметно – развивающей среды в кабинете начальной школы»
  2. Выполнила:
  3. студентка Ш – 41 группы
  4. Ткаченко Анна Анатольевна

Преподаватель: Великановская Л.А.

Читайте также:  Выбор погружного насоса для дома

Ейск, 2019 г.

Как создать в классе предметно-развивающую среду?

01 Апреля 2020

Готовы к школе? Альтернативные решения организации рабочей зоны школьникаКак создать в классе предметно-развивающую среду?

Предметно развивающая среда – это комплекс эстетических, психолого – педагогических условий, необходимых для осуществления педагогического процесса, рационально организованный в пространстве и времени, насыщенный разнообразными предметами и игровыми материалами.

Развивающая среда способствует установлению, утверждению чувства уверенности в себе, дает возможность школьнику испытывать и использовать свои способности, стимулировать проявление им самостоятельности, инициативности, творчества.

Предметная среда обеспечивает разные виды деятельности ребенка – школьника и становится основой для его самостоятельной активности. При этом доминантным видом деятельности в школьном учреждении является учебная деятельность. Предметно – развивающая среда способствует развитию творческого воображения детей; формированию культуры взаимоотношений.

В основе разработки создания предметно-развивающей среды реализуются принципы комплексного подхода:

  • многофункциональность помещения;
  • рациональность использования пространства;
  • взаимосвязь цветовой отделки и освещения;
  • целесообразность озеленения интерьера.

Цель: Создание предметно – развивающей среды, способствующей гармоничному развитию и саморазвитию детей с последующим её формированием.

Задачи:

  • Организация предметно-развивающей среды для учащихся начальной школы, способствующей реализации компетентностного подхода;
  • создание условий для эффективной реализации и освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования;
  • формирование социально-открытого уклада школьной жизни, интегрированного в урочную, внеурочную, внешкольную деятельность.
  • создать благоприятные условия для разностороннего развития личности;
  • обеспечить охрану здоровья детей;

Предметно – развивающая среда имеет важное значение для развития детей. Все, что окружает ребенка – это не только игровая среда, но и среда в которую входят все специфические детские виды деятельности. Ни один ребенок не может развиваться полноценно только на вербальном уровне, вне предметной среды.

Правильно организованная предметно-развивающая среда позволяет каждому ребенку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать со сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а именно это лежит в основе развивающего обучения. Целенаправленно организованная предметно- развивающая среда в образовательном учреждении играет большую роль в гармоничном развитии и воспитании ребенка.

Созданная среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к школе, желание посещать ее, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной учебной деятельности, способствует интеллектуальному развитию детей школьного возраста.

Дизайн учебных кабинетов способствует художественно-эстетическому и познавательному развитию ребенка. Оформление выдержано в современном стиле, простота формы, комфорт и удобство за счет продуманного решения. Художественную сторону оформления характеризуют гармоничное соотношение отдельных элементов, подчинение их целому.

Работая по созданию учебной и развивающей среды большое внимание уделяется основным требованиям к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования. Для организации учебного процесса кабинеты начальных классов имеют предметно-развивающие зоны: учебная, игровая, зелёная, информационная, санитарно-гигиеническая зона.

Учебная зона – расположены парты – их легко переставить, объединять или отодвигать; стулья трехуровневые регулируются в соответствии с ростом учащихся; учительский стол; учебные доски: меловая, интерактивная, компьютер, мобильный телевизор и видеомагнитофон; шкафы, они будут отделять учебное пространство от игрового. В них будут помещены книги для чтения во внеурочное время, игрушки, рабочие тетради, принадлежности для уроков ИЗО и технологии. Пространство должно сочетать строгость и комфорт, которые обеспечиваются определенным расположением предметов и подбором цветовых предпочтений.

Информационная зона – располагается по периметру кабинета и представлена стендами на стенах. Содержание стендов отражает жизнь России, края, города, класса, информации для родителей. Стенды оформляются в цветном варианте, что притягивает взор детей, вызывая желание познакомиться с информацией. На стендах размещаются детские творческие работы.

В игровой зоне – расположена мягкая мебель (диван и кресла), журнальный столик, детские игрушки и игры. Дети с удовольствием могут  проводить время, беседуя и играя в игровой зоне на диване и в кресле.

Организация и использование игровой зоны является необходимым условием для сохранения и улучшения здоровья младших школьников, здесь нужно ощутить комфорт и присутствие домашнего уюта, что важно, особенно при обучении первоклассников.

Занятия в игровой зоне благоприятно влияют на общий тонус ребёнка, способствуют тренировке подвижности нервных процессов, создают положительный настрой и снимают статическое, психоэмоциональное напряжение.

Организация и использование игровой зоны является необходимым условием для сохранения и улучшения здоровья младших школьников.

Зеленая зона:

  • многообразие декоративных цветов, желательно в отдельно отведенном месте;
  • информационные карты о цветах (название цветка, семейство и т.д.).

Если в классе много цветов, это позволяет воспитывать трудолюбие детей, ухаживающих за ними, любовь и уважение к природе. Кроме того, позволяет усилить созданное уютное и комфортное учебное пространство.

Здесь так же мы поместим аквариум. Для релаксации детей, а так же он научит детей ухаживать за животными.

Наличие Уголка здорового образа жизни:

  • Здоровый образ жизни.
  • ПДД.
  • ОБЖ.

В классе может быть собрана библиотека детских книг и организован уголок чтения. Уголок чтения дает возможность детям систематически знакомиться с новыми для них книгами, формировать читательские умения и развивать навыки чтения.

  • Развитие наглядно-образного мышления достигается благодаря широкому использованию в обучении различных схем и моделей, опорных таблиц и алгоритмов.
  • Требования к кабинету начальных  классов:
  • Кабинет начальных  классов должен отвечать санитарно-гигиеническим условиям, эстетическим и техническим требованиям.
  • освещенность, состояние мебели;
  • размеры проходов, расстояния между предметами: между рядами двухместных столов – не менее 60 см, от столов до продольной стены – не менее 50-70 см, от первой парты до учебной доски – 2,4-2,7 м, наибольшая удаленность последнего места, учащегося от учебной доски – 860 см, высота нижнего края учебной доски над полом–80-90 см.

Обучающиеся начальной общеобразовательной школы должны обучаться в закрепленных за каждым классом учебных помещениях.

Потолки и стены всех помещений должны быть гладкими, без щелей, трещин, деформаций, признаков поражений грибком и допускающими проводить их уборку влажным способом с применением дезинфицирующих средств.

Допускается в учебных помещениях, кабинетах, рекреациях и других помещениях оборудование подвесных потолков из материалов, разрешенных для применения в общеобразовательных учреждениях, при условии сохранения высоты помещений не менее 2,75 м, 4.29. Полы в учебных помещениях и кабинетах и рекреациях должны иметь дощатое, паркетное, плиточное покрытие или линолеум.

В случае использования плиточного покрытия поверхность плитки должна быть матовой и шероховатой, не допускающей скольжения. Полы должны быть без щелей, дефектов и механических повреждений.

В помещениях начальных классов, устанавливаются умывальные раковины. Установку раковин в учебных помещениях следует предусматривать с учетом роста-возрастных особенностей обучающихся: на высоте 0,5 м от пола до борта раковины.

Раковину следует устанавливать в зоне правого переднего угла кабинета. Около раковин устанавливают педальные ведра, держатели для туалетной бумаги. Рядом с умывальными раковинами размещают электро- или бумажные полотенца, мыло.

Мыло, туалетная бумага и полотенца должны быть в наличии постоянно.

В оформлении предметно развивающей среды кабинета нужно стремиться:

  • к максимальному пространству и незагроможденности, четкости линий, цветовому и стилевому соответствию.
  • к предметной направленности кабинета: соответствующее оформление не только способствует формированию интереса учеников к предмету,  но и является частью «методической копилки» учителя.

Дизайн кабинета и методические материалы не должны отвлекать внимание школьников от содержания уроков. Использование умеренно ярких, пастельных тонов (рекомендуются зеленый, желтый, оранжевый, розовый) и отсутствие слишком мелких, резких деталей не будет перенапрягать зрение ребят;

  • Оформление кабинетов начальной школы должно быть эстетичным, простота формы, комфорт, продуманным и выполненным в едином стиле;
  • Желательно при оформлении кабинетов начальных классов уделить внимание государственной символике и здоровому образу жизни и правил ПДД.
Читайте также:  Стальная дверь. Листы и наполнитель

В кабинете необходимо создать условия для комфортного обучения школьников, где ребенок не только усваивает материал, но и отдыхает, играет.

Этому способствует:

  1. Деление кабинета на зоны: учебную, игровую, зелёную, информационную.
  2. Выбор цветового оформления, способствующий успокоению и активизации детей в разные периоды обучении.

Кабинет позволяет развивать общеучебные умения и навыки:

  1. Учебно-организационные: оптимальная организация ученических мест, места учителя.
  2. Учебно-интеллектуальная: схемы, модели, занимательные стенды по предметам или темам; ребусы, кроссворды, уголок «Почемучка», «Вопросы и ответы», «Занимательная математика» (и др. предметы), «А знаете ли вы?..».
  3. Учебно-информационные.
  4. Таким образом, зонирования учебного кабинета представляет собой особую развивающую здоровьесберегающую среду, которая позволяет реализовывать ценности, цели и принципы личностно-ориентированного образования. Зонирование учебного кабинета на рабочие пространства способствует развитию личности учащегося на основе освоения способов деятельности, адаптации к условиям обучения, раскрытию и развитию способностей обучающихся начальных классов, повышению их уровня культуры.

Куда идти, если не хочется в госшколу: семейное обучение, платные школы и альтернативное образование

Готовы к школе? Альтернативные решения организации рабочей зоны школьника

Ещё лет 20 назад вопроса о том, куда ребёнок пойдёт учиться, не стояло: дети шли в ближайшую к дому школу. Сейчас же у родителей будущих первоклассников выбор огромный: можно пойти в школу «по прописке», можно в лучшую школу в районе или городе, можно в платную, можно в школу с альтернативной программой, а можно вообще остаться на семейном обучении. О плюсах и недостатках всех вариантов рассказала наш блогер Алеся Короткова.

Каждый родитель рано или поздно сталкивается с вопросом, где и как обучать ребенка. В какой школе? По какой методике? Кому доверить образование своего ребенка? Ответы на эти вопросы не лежат на поверхности.

Когда я задалась аналогичными вопросами, мне пришлось довольно долго искать, читать и изучать огромный объем различной информации, чтобы понять, какие конкретно есть варианты и возможности у родителей.

Итак, что мы имеем.

Сразу хочу отметить, что законно государство дает родителям только два пути: мы можем отдать ребенка в аккредитованную государством школу, либо выбрать семейное образование под ответственность родителей. Оба варианта абсолютно законны.

Аккредитованная школа

Что это такое? Это те самые государственные школы в том классическом понимании, к которому мы привыкли с детства. Образование, которое государство предоставляет детям бесплатно. Также в эту категорию попадают школы коммерческие (с платным образованием), получившие лицензию и работающие по ФГОС (Федеральный государственный образовательный стандарт).

Тут сразу нужно пояснить, что сама программа, учебники, система оценивания и контроля результатов учеников будут такими же, как в бесплатной государственной школе. Это тот образовательный стандарт, который школа обязана соблюдать, иначе лишится лицензии.

Соответственно любое дополнение к этой программе будет факультативным, и будет увеличивать нагрузку ребенка, которая и без того очень велика. Многие рассчитывают на лучший преподавательский состав в таких школах, но это вопрос спорный.

Учителям, как правило, в коммерческих школах платят не намного больше, чем в государственных, и чаще всего не могут обеспечить достаточную нагрузку, так как классов мало. Особенно остро вопрос стоит в средней школе, где нужны учителя-предметники.

Главное достоинство платных школ — в классе мало учеников (обычно не более 8-15 человек). У учителя есть возможность уделить больше внимания каждому ребенку.

Атмосфера в классе, скорее всего, будет дружелюбная и более уютная. Также оснащение классов от проекторов до занавесок будет более эстетичным и качественным по сравнению с бесплатной школой.

Питание в школе, скорее всего, будет достойным.

Главный недостаток — это дорого. Вы платите за обучение, продлёнку (больше, чем в госшколе). Кружков и секций будет не так много (детей-то мало), любая дополнительная информация вне ФГОС — это внеурочная нагрузка.

Семейное образование

Здесь тоже есть несколько вариантов.

На законодательном уровне к родителям, выбравшим семейное образование, есть только одно требование — ребенок должен быть прикреплен к аккредитованной организации, имеющей право проводить аттестацию обучающихся (как правило, это школы), и сдавать итоговые аттестации по предметам. Методики обучения, форма подачи материала, учебники, время выделенное на учебу, — все это остается на усмотрение родителей. И тут мы имеем три варианта организации обучения семейного типа.

1. Обучение дома своими силами

Можно использовать всё: любые учебные пособия, доступные к продаже или скачиванию, различные базы данных и электронные библиотеки (как платные, так и бесплатные), платформы электронного обучения, предоставляющие базу видеоуроков, возможность присутствия на онлайн- уроках, набор заданий для усвоения материала в виде электронных заданий, компьютерных игр по пройденному материалу, электронных тестов и т. д.

Прикрепление к аттестующей организации и подготовка к аттестации организовывается силами родителей. Аттестации сейчас можно проходить как очно, так и онлайн, всё зависит от организации. Родители вправе самостоятельно выбрать организацию, к которой будут прикреплять своего ребенка.

Достоинства: индивидуальный подход к ребенку. Как в подборе материала, методик обучения, скорости обучения, углубления в отдельный предмет, так и в организационных и режимных моментах.

Недостатки: отработать коммуникационные навыки ребенку будет непросто (ни совместных игр, ни сравнения себя и своих результатов со сверстниками, ни командных проектов и др.), необходима высокая степень вовлеченности родителя в процесс обучения (не все родители могут уделять много времени обучению ребенка).

2. Обучение с привлечением нанятых педагогов

Как правило, «семейники» объединяются и нанимают педагогов для 3-4 детей сверстников. Проводят совместные занятия 2-3 раза в неделю в арендованных помещениях с преподавателем, остальное время дети занимаются дома самостоятельно или с родителями. В этом случае аттестация тоже организовывается родителями самостоятельно.

Достоинства: стоимость совместных занятий с педагогом будет ниже, чем индивидуальные занятия, некоторые темы педагог объяснит лучше родителя или видеоурока.

Недостатки: поиск сверстников для общих занятий (тематические форумы и социальные сети облегчают эту задачу, но процесс все равно остается непростым), организационные проблемы (все участники должны состыковаться по времени, кому-то нужно организовать аренду помещения и найти преподавателя, который всех устроит, и т. д.).

3. Альтернативные школы

Это такие организации, которые реализуют нестандартные учебные программы, нацеленные на развитие индивидуальности ребенка, раскрытие его таланов, развитие способностей анализировать, проверять, систематизировать информацию, делать выводы и уметь аргументированно представить окружающим свою точку зрения. Здесь формируют навыки командной работы, самодисциплины, креативного мышления и др.

Подходы и методики могут быть разные. Могут использовать методики известных во всем мире школ: вальдорфская, Монтессори, школа-парк Балабанова и т. д. Могут использовать свою авторскую программу.

Все эти организации, называющие себя «нешколами», не могут быть аккредитованы, так как используемые ими программы не соответствуют ФГОС для массового обучения.

Тем не менее, повторюсь, некоторые из этих методик зарекомендовали себя и используются во многих других странах на протяжении десятков лет.

Юридически ребенок, который в этих школах учится, будет числиться на семейном образовании, а значит, и аттестацию ему тоже придётся проходить. Как правило, «нешкола» сама прикрепляет своих учеников и организовывает подготовку и прохождение аттестаций. Родителям требуется только подписать необходимые документы.

Достоинства: прежде всего они максимально актуальны, идут в ногу со временем. Акцент в обучении строится не на зазубривании материала, а на отработке навыков, позволяющих работать впоследствии с любой информацией.

Используются различные инструменты для обучения (дебаты и споры, коллективные проекты, фильмы, игры, выезды на природу, в музеи и т. д.), что делает обучение интересным, максимально вовлеченным для ребенка. Атмосфера в таких школах дружелюбная и уютная.

Количество учеников небольшое и внимание учителя достается каждому. Оснащение школ материалами хорошее.

Недостатки: конечно, цена: стоимость будет меньше коммерческих лицензированных школ, но всё-таки и этот вариант не всем по карману. В силу того, что государство за эти «нешколы» ответственности не несет, никто не проверяет их на предмет соблюдения заявленных методик.

Результативность обучения можно проверить только опытным путем. Также нужно отметить, что все альтернативные школы в России достаточно молодые, так как формирование альтернативного образования не в интересах нашего государства.

Не буду останавливаться на различиях в методиках альтернативных школ, расскажу вам об этом в следующей статье.

Дорогие читатели, оставляйте свои комментарии, мне очень интересно ваше мнение.

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Shurtterstock / Svetlana Vinokurova

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector