Тромплей в интерьере: создаём иллюзии, имитации

ОПТИЧЕСКИЕ ИЛЛЮЗИИ В ИНТЕРЬЕРЕ

Сочетание слов «оптические» и «иллюзии» у большинства из нас, вероятно, вызовет вполне закономерные ассоциации: мираж в пустыне; или парящий по коридорам таинственного замка призрак; ну или, на худой конец, манипуляции циркового фокусника: “Ловкость рук против остроты глаз!” На первый взгляд, какое отношение все эти зрительные обманы могут иметь к искусству создания интерьеров? Но, оказывается, «обман зрения» (эффект trompe-l'œil фр.) – это еще и технический приём в искусстве, целью которого является создание оптической иллюзии того, что изображённый объект находится в трёхмерном пространстве, в то время как в действительности изображен он в двухмерной плоскости. Классический пример использования данного приема в интерьере помещения – это очаг, нарисованный на холсте в каморке Папы Карло.

Тромплей в интерьере: создаём иллюзии, имитации

В дизайне интерьеров прием тромплёй используется давно. Одним из его авторов считается ученик великого Рембрандта, известный голландский художник Хогстратен Самуэл Ван. Однако, драматической поэзии тени и света в творчестве своего наставника он противопоставил иллюзионисткое воспроизведение реальных предметов и пространства в живописи.

Хогстратен не только писал картины в стиле тромплей, но и работал над альковами и анфиладами комнат, которые якобы были видны в дверные проемы, а также занимался оформлением так называемых «волшебных ящичков», коими являлись коробки с изображенными на их внутренних стенках предметами.

Один из них даже удостоился места в Лондонской национальной галерее!

Но в действительности же, человечество открыло для себя эффект оптической иллюзии в искусстве намного раньше. Он широко применялся еще во времена античности. Достаточно вспомнить легенду о двух художниках, поспоривших, кто из них лучше распишет стену храма. Звали их Зевксис и Паррасий.

Когда они, при стечении публики, приступили к демонстрации образцов своей работы, произошло невероятное: как только Зевксис одернул покрывало, глазам изумленных зрителей открылась гроздь винограда, причем, выполненная настолько реалистично, что к рисунку тут же слетелись птицы, пытаясь склевать виноградины.

Тромплей в интерьере: создаём иллюзии, имитации

  • – Теперь твоя очередь, – напомнил Зевксис своему оппоненту, с насмешкой кивая на его образец, закрытый покрывалом.
  • На что тот, скромно потупившись, ответил:
  • – Не могу, любезный мой друг, это покрывало у меня нарисовано.
  • И Зевксис вынужден был признать:
  • – Победа за тобой, Паррасий… Я обманул глаза птиц, но у тебя получилось обмануть глаз живописца!

Разумеется, Зевксис и Паррасий – не первые, кто использовал прием, получивший в будущем название приема тромплей. А Хогстратен – не последний. История искусства и архитектуры знает множество примеров его использования.

Но и в наши дни прием тромплей чрезвычайно моден и популярен. Взгляните только, какую оригинальную ширму для библиотеки изготовил некий мастер из состаренного дерева и кожи. Рука так и тянется, чтобы взять с полки какой-нибудь из фолиантов. Цена этого шедевра составляет не одну тысячу евро.

Тромплей в интерьере: создаём иллюзии, имитации

Не отстают и отечественные мастера. Например, поклонников более современного дизайна вряд ли оставят равнодушными интерьеры спален, разработанные специалистами известной компании Vecor:

Тромплей в интерьере: создаём иллюзии, имитации

http://www.vecor.ru/

Тиснение на стене в виде гигантской папортниковой ветви, напоминающее морозный узор на стекле, в сочетании с зеркалом, превращают обыкновенную комнату в покои сказочного чертога.

А новейшие материалы позволяют создавать и поистине футуристические интерьеры:

Тромплей в интерьере: создаём иллюзии, имитации
Тромплей в интерьере: создаём иллюзии, имитации

http://www.vecor.ru/

Тромлей же как архитектурный прием – это целое культурное явление. Массу примеров его использования можно встретить во французском Лионе. Например, так называемая “стена ткачей” площадью 1200 квадратных метров Издалека трудно поверить, что всё это не реальная перспектива, а “грандизозная мистификация” – всего лишь одна расписанная стена.

Тромплей в интерьере: создаём иллюзии, имитации

А уж что вытворяют мастера граффити – этому могли бы позавидовать и Зевксис с Паррасием. Вот одна из последних картинок, мелькнувшая в интернете:

Тромплей в интерьере: создаём иллюзии, имитации

Не правда ли, так и хочется, оставив за спиной суматошный город, вывернуть руль в сторону этого волшебного туннеля, да прибавить газку?

Но, наверное будет лучше, если мы, миновав внешние стены, все же вернемся к внутренним интерьерам.

Достоинства приема тромплей в полной мере можно оценить при оформлении помещений с неудачной планировкой – он позволит скрыть все дефекты и неровности стен, а мрачные длинные коридоры и унылые комнаты без окон сможет превратить в достаточно просторные террасы, залитые солнечным светом. Ведь создание оптических иллюзий в интерьере преследует две главные цели: либо показать нечто, чего на самом деле здесь нет, либо скрыть то, что существует в действительности.

В арсенале современных дизайнеров интерьеров основным оружием и поныне являются трехмерная живопись и зеркала. Использование последних порою являет взору столь фантастические картины, что реальность в них трудно отличить от мира зазеркалья:

Тромплей в интерьере: создаём иллюзии, имитации

http://www.vecor.ru/

Что касается живописи, то «обманки» – рисунки, на которых нарисованным предметам придается «объем» – можно создать на потолках и стенах, рождая целые иллюзорные миры:

Тромплей в интерьере: создаём иллюзии, имитации

http://www.vecor.ru/

или более скромные иллюзии. К примеру: “опустившаяся” на краешек кровати птица,

облюбовавшие диван кошки…

Все это – зрительный обман, рисунки, но при этом весьма реалистичные. Оригинальный подприем тромплея – создание т.н. «падающих» предметов, типа: накренившиеся книжные полки, с которых вот-вот посыпятся на пол тяжелые тома,

  1. или странным образом покосившаяся этажерка:

Еще одним из вариантов исполнения тромплея в интерьере помещения является использование специальных фотообоев с трехмерным рисунком или, как их еще называют, 3D-обоев.

Они могут быть обычными или содержать в себе целую панораму.

На сегодняшний день сюжеты, материал и выбор фотообоев достаточно широк, что позволяет провести с их помощью поистине кардинальные преобразования того или иного помещения.

Забавные оптические иллюзии можно создать и на предметах обстановки. Какие эмоции, к примеру, может вызвать созерцание унитаза, на круг которого кто-то «бросил» кусок ржавой колючей проволоки!

«Что? Перехотелось?»

  • Кажется, будет не легче решиться опустить свой зад и на такой вот оригинальный диванище:
  • То ли дело – этот божественный, в форме прекрасных женских губ эротичный диванчик в интерьере из зеркал…

Прием тромплей дает дизайнеру интерьера поистине безграничный простор для полета фантазии. Начав с обыкновенного дивана, превратив его тканевую драпировку в кожаную, с реалистичными складками и потертостями последней, можно шагнуть и дальше.

Нарисованные драпировки великолепно будут смотреться и на стенах, что поможет придать комнате роскошный вид и даже позволит обойтись без настоящих штор. Выполненные в подобном ключе «обманки» позволяют исправить геометрию помещения, подчеркнуть нужные зоны или какие-то определенные предметы мебели, и даже добавить простора, зрительно увеличив площадь.

Последнего эффекта можно достичь и с помощью трехмерных изображений: нарисованные окна или «отсутствующие» стены, открывающие взору уличные пейзажи, – это довольно распространенный прием.

  1. Не остается без внимания и потолок…
  2. Так и хочется назвать сию картинку кратким словом: «Аминь…»:

Для оформление больших по площади помещений можно использовать «висящие» в воздухе кубы, шары, трапеции, картины с объемным изображением искривленных поверхностей.

А для маленьких комнат специалисты советуют воздержаться от выбора масштабных композиций, ибо зрителю нужна определенная перспектива, а для того, что ее можно было воспринимать, требуется некоторое расстояние – хотя бы в три метра.

В этом случае можно обойтись и мелочами: кухонная скатерть с помощью техники декупажа может быть украшена иллюзорными столовыми приборами; шторы – повисшими на них кошками или жирафом, просунувшим свою голову за карниз; мягкая мебель – самыми разнообразными бытовыми мелочами.

Вот что говорится о технике тромплея на сайте http://secondstreet.ru/

«Рисунок на стене, мебели или шторах можно заказать художнику. Или попробовать все сделать самостоятельно. Переведи понравившийся мотив на стену с помощью карандаша и копирки, затем раскрась акриловыми красками.

Реалистичность рисунка достигается за счет тщательной прорисовки, очень важны такие детали, как «тень», отбрасываемая в соответствии с освещением комнаты, а также эффекты «кракелюра» (патины) и «состаривания».

«Мрамор» следует покрыть трещинами, «дерево» — дырочками, проеденными жучками–древоточцами, а «старинной оконной раме» — добавить несколько слоев краски… Перья и шерстинки у животных и птиц прорисовывай цветными карандашами. Затем с помощью пульверизатора нанеси отделочный лак, чтобы закрепить краски, и чтобы готовую роспись можно было мыть впоследствии.

Таким образом, мы можем заключить, что техника тромплея является одним из наиболее перспективных методов оформления интерьера. Посредством ее можно достичь главного, чего мы желаем добиться при оформлении своего дома – его оригинальности и неповторимости. И цель эта вполне достижима. Ведь пределу фантазии нет границ, а значит, на смену уже реализованным идеям тромплея придут новые.

Плиний пишет по поводу уже известного нам древнегреческого художника Зевскиса: «Передают, что …

впоследствии Зевксис нарисовал мальчика, несущего виноград, к винограду подлетели птицы, и Зевксис, рассердившись на свою картину, обнаружил то же самое благородство, заявляя: «Виноград я нарисовал лучше, чем мальчика, потому что, если бы я и мальчика нарисовал вполне удачно, птицы должны были бы его бояться».

  • Конечно, не трудно предположить, что не за горами и массовое использование «электронных картинок» вместо привычных фотообоев и зеркал.
  • Живописная разгрузка монитора нашего компьютера в виде каких-нибудь плавающих рыбок, – разве это не элемент неотромлея (если, конечно, такой термин существует)?
Читайте также:  Сейф для дома: выбираем место хранения ценностей

Вроде бы, должен кануть в Лету и описанные выше приемы оформления интерьеров. Но это вряд ли.

Магия оптической иллюзии заключается именно в том, что создается она предметами вполне себе материальными: зеркало, краска, холст, кисть. Можно ли оцифровать все это? Попытки к тому, разумеется, будут.

Но тогда мы больше никогда не сможем ощутить прохладную твердость дружеского рукопожатия господина Тромплея…

«Ах, обмануть меня не трудно!…

Я сам обманываться рад!»

А.С.Пушкин

Примечание: при обработке материала использовались иллюстрации с различных открытых сетевых ресурсов, в т.ч. с сайта компании «VECOR»

Я не волшебник: визуальные иллюзии и трюки в дизайне интерьера

От редакции: это архивный материал — впервые опубликован в 2015-м году, актуализирован в 2019-м

Тромплей в интерьере: создаём иллюзии, имитации

#1 ТромплейЗачем: чтобы добавить перспективуОбычно это: фотообои, крупная картина

Тромплей (от французского trompe-l’œil, «обманка») — прием добавления недостающего. Если чего-то в доме не хватает, почему бы это ни нарисовать или ни повесить фото? Например, еще одно окно с пейзажем, дополнительную дверь, очаг, купольный свод.

Тромплей в интерьере: создаём иллюзии, имитации

Конечно, никто ни на секунду не поверит, что из комнаты в новостройке можно попасть в дворцовую анфиладу, зато взгляд не упирается в стену, а открывающаяся перспектива дарит ощущение, что комната больше и интереснее, чем есть на самом деле.

Тромплей в интерьере: создаём иллюзии, имитации

Vastu Interior Design Ltd

Чаще всего тромплей в интерьере используют, когда взгляд упирается в стену (а хочется, чтобы проходил сквозь нее). Обманкой может быть стена за унитазом, как в примере на фото, или торцевая стена в коридоре._________________________

ФОТОПОДБОРКИ ПО ТЕМЕ…Фотообои в детскойФотообои на кухнеФотообои в спальнеФотообои в гостиной__________________________

Тромплей в интерьере: создаём иллюзии, имитации

#2 Лайтбокс-окноЗачем: чтобы добавить перспективуОбычно это: световой короб с крупноформатной печатью

Решение пришло из оформления выставочных пространств и в 2019 году стало довольно массовым. Не удивимся, если скоро его будут применять в ресторанах и общественных интерьерах. Некоторые «окна» выглядят очень натуралистичной панорамой на мегаполис.

Что важно: в отличие от крупной картины или панно, которые могут занимать фрагмент стены, лайтбоксы делают от угла до угла.

Тромплей в интерьере: создаём иллюзии, имитации

На фото здесь и выше — Zanotta, проект Urban Passion. Стенд на миланской выставке Salone del Mobile 2019

Тромплей в интерьере: создаём иллюзии, имитации

На фото: стенд Lago на миланской выставке Salone del Mobile 2019

Тромплей в интерьере: создаём иллюзии, имитации

Avid Design Creative Interiors

#3 Фальшивые книжные полкиЗачем: чтобы организовать «книжный шкаф» там, где для него нет местаОбычно это: обои или плитка

Одна из самых тиражируемых в наши дни фальсификаций в технике тромплей — обои, на которых изображены книги.

Тромплей в интерьере: создаём иллюзии, имитации

Suzanne Brown and Associates

Печатные издания переживают не лучшие времена — все есть в цифровом виде, поэтому дизайнеры делают ставку на декоративный потенциал книг. Роскошные библиотеки теперь продают рулонами. И они даже не обязательно выглядят 100% настоящими.

Тромплей в интерьере: создаём иллюзии, имитации

На фото: панно с книгами в санузле. Обыгрывает тему чтения на унитазе

Тромплей в интерьере: создаём иллюзии, имитации

Дизайн студия Антона Сухарева «Sukharevdesign»

На фото: перегородка в кабинет. Панно с книгами создает «рабочее» настроение

#4 Обои — имитация материалов

Зачем: чтобы оформить акцентную стену материалом, который обычно не используют в этой части домаОбычно это: фотообои

В рулонах продают не только книжные собрания, но и модные покрытия. Среди хитов — обои под старый бетон, обои с изображением винтажных досок с облезшей краской, обои под крашеный кирпич и т.д.

Популярность имитаций легко объяснима, ведь наклеить (и содрать) обои гораздо проще, чем, скажем, найти художественно состарившиеся доски и обшить ими целую стену или, например, сделать настоящую кирпичную стену в панельном доме.

Второй аргумент: к обоям приятнее прикасаться рукой во сне, чем к холодной плитке или бетону. А стена за изголовьем кровати — первый кандидат для такого рода экспериментов.

На фото: обои с имитацией оштукатуренной стены, заросшей плющом

#5 Двери скрытого монтажаЗачем: чтобы спрятать дверьОбычно это: двери в алюминиевой коробке (скрытого монтажа) либо двери, скрытые среди мебели

Это, конечно, не аттракцион, а вынужденная мера. Если комната проходная, и в ней несколько дверей, обычно это плохо сказывается на целостном восприятии пространства.

Рациональный выход из сложившейся ситуации — купить полотно со скрытой коробкой (не выступает за пределы стены и не имеет наличников). В коллекциях производителей такие обозначаются термином «под покраску». Это означает, что финишной отделки у дверного полотна не будет: предполагается, что вы окрасите его в тон стен или оклеите обоями.

Студия дизайна интерьеров Марии Карташовой

На фото: дверь покрашена в тон стенам, поверхность использована для развески картин

Brett Mickan Interior Design

#6 Зеркальная стена двойного назначенияЗачем: чтобы удвоить пространство (чаще — прихожей)Обычно это: облицованная зеркалами мебель, дверь скрытого монтажа или стена от угла до угла

На фото — прихожая площадью всего четыре метра, в нее выходят четыре двери, включая входную. Проход в хозблок и гардеробную сделали зеркальным. Установили скрытым способом в перегородку, которая также отделана зеркалом. Непрерывная отражающая поверхность увеличила площадь прихожей в два раза.

Студия дизайна интерьера Александра Побережного

На фото: полку повесили поверх зеркальной стены, в результате она будто бы парит в воздухе

На фото: минималистичная прихожая кажется вдвое больше за счет зеркальной стены

S+D architectures intérieures

ВАША ОЧЕРЕДЬ…Приходилось ли вам использовать технику тромплей в интерьере? Что вы думаете про визуальные иллюзии в дизайне? Поделитесь вашим мнением в разделе комментариев!

Техника Тромплей в декупаже

Техника “Тромплей” (правильно – “Тромплёй” от французского “trompe-l'œil” – “обман зрения”) использовалась художниками с давних времён для создания очень интересного декоративного эффекта – иллюзии трёхмерного пространства, образа, не существующего в реальности.

Это очень древняя декоративная техника. Одни из первых упоминаний о ней найдены в древнегреческих рукописях.

Также и древнеримские художники использовали этот приём, чтобы создавать оптические иллюзии для расширения жилого пространства, чтобы маленькая комната или узкий выглядели просторнее или выше, чем была на самом деле.

Для этого на стене рисовали обманки – светлое окно на глухой стене, дверь или патио (внутренний дворик). Также техника тромплей помогала преобразить различные предметы и превратить их в интересный декоративный объект.

Современные художники тоже часто используют этот приём, чаще всего – на стенах и на мебели.

Тромплей в интерьере: создаём иллюзии, имитации Тромплей в интерьере: создаём иллюзии, имитации Тромплей в интерьере: создаём иллюзии, имитации Тромплей в интерьере: создаём иллюзии, имитации Тромплей в интерьере: создаём иллюзии, имитации Тромплей в интерьере: создаём иллюзии, имитации

Но есть и более масштабные работы! Очень необычно смотрятся такие картины на стенах домов или на тротуарах.

Тромплей в интерьере: создаём иллюзии, имитации Тромплей в интерьере: создаём иллюзии, имитации Тромплей в интерьере: создаём иллюзии, имитации Тромплей в интерьере: создаём иллюзии, имитации

Возможности применения тромплея поистине безграничны

Технику тромплей можно сочетать с традиционным и художественным декупажем и создавать прекрасно декорированные вещи, несмотря на то, что вы не являетесь мастером живописи. Конечно, украсить огромную по площади поверхность будет достаточно трудно, но мебель или стену в комнате – это нам вполне по силам!

Декупаж в технике тромплей используют для декора самых разных объектов и предметов: стен, дверей, мебели, подносов, блюд  и пр.

Работа сразу в двух техниках – декупажа и тромплея – весьма увлекательное занятие.

Для работы может использоваться любая декупажная бумага: рисовая  или классические декупажные карты с изображениями цветов, предметов, птиц, насекомых.

Надо только вырезать их аккуратно, чётко по контуру, наклеить на поверхность и с помощью подрисовки теней придать картинке трёхмерность, видимость объёма. Также можно использовать распечатки.

Многие ведущие зарубежные производители печатают декупажные карты  и рисовую бумагу для декупажа с картинками, специально предназначенными для создания “обманок”.

На них изображены различные канцелярские принадлежности, конверты, кружевные салфетки, ювелирные украшения, горшки с цветами, полки с книгами или посудой и пр. Такие картинки для декупажа очень облегчают работу в технике тромплей.

Ниже показаны образцы бумаги для декупажа от Calambour, от To-Do и рисовых декупажных карт от Stamperia:

  • Если Вы делаете декупаж  на столе или подносе, то достаточно создать фон, наклеить картинки, подрисовать и растушевать тени.

Если тромплей с декупажем вы решили сочетать для декора на вертикальной поверхности (на стене, на стенке шкафа и пр.), то для того, чтобы обманка смотрелась достоверно, придётся учитывать некоторые законы художественной перспективы.

С помощью нескольких иллюстраций мы покажем наглядно, как можно легко создать трёхмерное изображение.

1) На подготовленной к декорированию поверхности наметьте три параллельные горизонтальные линии (Рис. 1): линия горизонта (А),средний план (В) и передний план (С). Расстояние между линиями зависит от точки зрения наблюдателя, расположение точки зрения – от местоположения наблюдателя.

Линия горизонта всегда должна располагаться на уровне глаз наблюдателя. Всегда надо помнить, что чем ниже точка зрения, тем дальше друг от друга располагаются линии среднего и переднего плана. По мере подъёма точки зрения расстояние между ними сокращается.

Теперь определите точку схода (Х), в которой будут соединяться все лучи перспективы. В нашем примере точка схода совпадает с точкой зрения (мы вроде как смотрим из правого нижнего угла в сторону верхнего левого).

Читайте также:  Если в доме собака — обустраиваем уголок для домашнего питомца

2)  Рассмотрим пример, где нам надо изобразить комнату или глубокую нишу (Рис. 2): две стены и пол (D). Для того, чтобы начать формировать перспективу, проведите линии, которые соединяться в точке схода (Х).

Красной линией на рисунке обозначена граница между стеной и полом. Из точки пересечения этой линии с линией среднего плана нарисуйте вертикальную линию (на рисунке она тоже показана красным цветом).

Высоту вертикального луча выбираете вы сами, в зависимости от того, какой величины будет создаваемое вами трёхмерное пространство.

Вот мы уже и построили дальнюю стену комнаты.

Линии перспективы, расположенные на участке пола (отмечены голубым цветом), можно использовать для того, чтобы нарисовать паркет (паркетные доски). Далее, если вы хотите изобразить на стенах окна, подоконники, то нужно это делать, обязательно соблюдая координаты, заданные стенами. Очень важно, чтобы лучи перспективы всегда попадали в точку схода (Х).

3) Если вместо досок на полу вы хотите изобразить плитку, то в этом случае надо провести на участке пола дополнительно и горизонтальные линии. Как это правильно сделать – на Рис. 3.

Для того, чтобы правильно определить места пересечения этих горизонтальных линий с уже обозначенными лучами перспективы (голубые линии), проведите диагональ из точки Е (внизу справа) в крайнюю левую точку F на среднем плане.

А теперь – проведите параллельные горизонтальные линии через все точки, полученные в результате пересечения лучей перспективы  с диагональной линией EF. Разметка плитки готова!

Но следует учесть, что правильно изобразить напольные плитки достаточно трудно, для этого нужно обладать определённым мастерством. Поэтому лучше выбрать вариант пола из досок или изобразить покрытие из каменной плитки неправильной формы (как в средневековых зАмках).

Это не только поможет создать иллюзию старины, но и скроет ошибки рисования. К тому же, очень правильная имитация напольного покрытия может и будет свидетельствовать о профессионализме рисовальщика, однако выглядеть будет очень холодно и академично.

Такую правильность будет трудно совместить с элементами декупажа.

Теперь рассмотрим примеры построения трёхмерного изображения на любой поверхности.

4) Как и ранее, определяем местонахождение точки зрения. Если она в центре, то нужно нарисовать три стены и пол (Рис. 4а), если сбоку, то – две стены и пол (Рис. 4b).

5) Теперь красками закрасьте заднюю стенку, а затем – боковые или одну боковую. Для работы мы предлагаем краски акриловые, так как они обладают хорошими кроющими свойствами и позволяют исправлять ошибки в трудных местах рисунка – в углах и на местах стыковки стен.

  1. После того, как краски высохнут, можно нанести ещё один красочный слой, чтобы спрятать предыдущие этапы работы (нарисованную разметку).
  2. Для рисования идеально прямых линии лучше всего использовать острую круглую кисть.
  3. 6) Чтобы картинка смотрелась реалистичней, советуем выбирать различные оттенки цвета для разных стен.
  4. Яркость цвета по углам стен рекомендуем затемнять, чтобы чётче отделить одну стену от другой и для придания большей реалистичности трёхмерного изображения.
  5. На стенах можно дополнительно нарисовать полоски или узоры (если нужно имитировать обои).

7) Приступим к декору пола. Для начала нужно покрасить его равномерно одним слоем краски. Потом карандашом нарисовать линии напольного покрытия – досок или плитки (как сделать – см. выше).

Затем более тёмной краской, с помощью круглой острой кисти прорисуйте разделительные линии.

Совсем не обязательно делать их идеально прямыми и непрерывными, пусть у нас будут старинные, видавшие виды полы).

Для реалистичности пусть каждая плитка или доска отличается по оттенку и по равномерности окраски от других плиток или досок. Можно также дорисовать трещинки и выбоины, чтобы “состарить” пол.

8) Далее можно нарисовать окно на боковой стене, соблюдая при этом правила перспективы. Советуем для начала сделать набросок лёгким прикосновением грифеля карандаша, а уже потом использовать кисти и акриловые краски.

  • 9) Теперь можно приступить непосредственно к декупажу – вырезанию и наклеиванию картинок с изображением мебели, цветов в горшочках и прочих предметов интерьера для заполнения трёхмерного пространства.
  • 10) В заключение можете дорисовать различные детали – занавески на буфете, веточки и листика на комнатных растениях, а также – тени.

Светотени играют важную роль в создании имитации трёхмерного пространства в стиле тромплей. При подрисове и растушёвке теней вокруг предметов (наклеенных аппликаций) следует учитывать, что по мере удаления от источника света тени становятся прозрачнее, по мере приближения – гуще. Избегайте рисовать чёткие тени в удалении от предмета. Но длинные тени рисовать очень трудно.

Если у вас ещё нет достаточного опыта, то лучше рисуйте размытые тени без чёткого контура вблизи предмета. Такие тени всегда производят более достоверное впечатление, чем просто неправильные изображения. При растушёвке теней вам очень пригодится медиум, замедляющий высыхание акриловых красок и дающий возможность растушёвывать их равномерно и делать плавные переходы и перетекания цвета.

Прежде чем начать рисовать тени, надо рассмотреть вырезанные аппликации. Бывает, что на них уже обозначены участки со светотенью и размещать их следует с учётом направления света.

  1. Для изображения тени от предметов, находящихся на столе или полке, надо прежде всего определиться, с какой стороны будет источник света и рисовать тени в противоположном направлении.
  2. Также при наклеивании аппликаций не забывайте, что предметы визуально уменьшаются по мере удаления от наблюдателя, а фигуры на переднем плане всегда выглядят крупнее.
  3. 11) После того, как краска высохла, остаётся покрыть всю работу защитным лаком.

Тромплей в интерьере: когда он может быть вам полезен?

Тромплей (от французского trompe l`oeil — «обман зрения») — это визуальная иллюзия, имитирующая объемное изображение.

Имитации могут быть разными по форме и по содержанию: панно, проекции, картины, фотообои в виде пейзажей и архитектурных объектов.

Как использовать тромплей в интерьере?

Идея 1: фотообои

Самый популярный вариант тромплея в интерьере — фотообои. Они могут изображать все что угодно: крашеную кирпичную кладку, бетонную стену, книжную полку или окно с пейзажем. Прелесть фотообоев в том, что стоит лишь захотеть, и их можно содрать, а взамен наклеить новые. 

Оптические иллюзии могут спасти интерьер.

Юлия Бобкова Дизайнер, сооснователь студии To You

Например, в длинной узкой комнате избавить от ощущения «тоннеля» или «вагона». Для этого можно разместить фотообои или роспись с уходящей вдаль перспективой на длинной стене. Рисунком может быть как пейзаж, так и вид городской улицы, или панорама с птичьего полета. 

Подиум, многоярусная конструкция потолка и подсветка также способны существенно изменить пропорции помещения. Орнамент на обоях иногда кардинально меняет геометрию комнаты. Правда, с этим надо быть осторожнее: некоторые способны сделать кривые стены ровными, но в обратную сторону эффект тоже работает. 

Идея 2: фальшивые конструкции

Такие конструкции создаются исключительно для декора. Яркий пример — фальшкамины, имитация потолочных балок и колонн. Они будут уместно смотреться в небольшой городской квартире и при этом не загромождать пространство.  

Идея 3: световые проекции

С помощью световых элементов можно создать иллюзию объема: сделать небольшую комнату просторнее. Кроме того, свет поможет спрятать неудачную планировку, скрыть неровности и дефекты стен, визуально поднять низкие потолки. Световые проекции часто используют для парящих натяжных потолков.

Идея 4: мебель

Впечатляющий зрительный обман привнесет мебель с неожиданной фактурой. Например, кресло с принтом, повторяющим разводы мрамора, или пуфики и журнальный столик в виде деревянного сруба. Очень актуальна сегодня так называемая парящая мебель, которую смело можно считать проявлением тромплея. Такой эффект достигается за счет того, что мебель крепится к стене или имеет прозрачные вставки.

Идея 5: 3D-пол и потолок

3D-полы могут быть с имитацией морского дна, зеленого луга, бетонной стяжки и прочего. Их создают из специальных полимеров (эпоксидных и полиуретановых смол).

Однако у таких полов есть существенный недостаток. Если пол сделан некачественно, он будет хрупким (царапины могут появляться даже из-за ножек стула).

Кроме того, они очень холодные на ощупь, однако этот недостаток легко компенсировать монтажом теплого пола.

Что касается потолков, то на них с помощью натяжной конструкции можно изобразить ясное небо с белоснежными облаками, свод античного зала и даже фреску Микеланджело.

Читайте больше о модных эффектах в интерьере:

Панно в технике тромплей и фактурная многослойная поверхность. Техника Trompe-l’oeil — создаем оптическую иллюзию в саду Идеи в стиле тромплей и примеры реализации

Как много существует дизайнерских идей для ландшафта, которые хочется воплотить в жизнь! В этом плане повезло владельцам крупных земельных наделов – им разрешено почти все. Разбить аллею в регулярном стиле – не проблема, высадить цветущий луг за стенами дома – тоже.

«Явно на моем маленьком участке всей этой красоты не видать», — подумаете вы. И будете неправы! Конечно, настоящую аллею разместить на небольшом клочке земли между огородными грядками и садовыми деревьями проблематично, но ведь можно создать полную оптическую иллюзию ее присутствия.

Тогда вы будете любоваться этой красотой каждый день – как только выйдете во двор своего участка.

Читайте также:  Оцилиндрованное и рубленое бревно — что выбрать для строительства дома

Содержание

На самом деле, существует множество способов создания оптических иллюзий, но мы остановимся на одной из наиболее ярких техник, первооткрывателями которой были древние римляне. Речь идет о старинном искусстве Trompe-l’oeil (тромплей), что в переводе с французского означает «обман зрения».

Что это вообще такое и зачем это нужно?

Trompe-l’oeil – это реалистичные картины-обманки, с помощью которых создаются иллюзии полного присутствия в пространстве того, чего на самом деле нет. Вспомните рисунок очага на холсте, который увидел Буратино в каморке папы Карло – это и был тромплей, обманувший деревянного человека, решившего сунуть свой нос в котелок.

В саду Trompe-l’oeil используется в виде изображений перспектив, якобы открывающихся за несуществующими окнами, скульптурных элементов, визуально встроенных в стены построек.

Одним словом, с помощью этой техники на вашем участке могут появиться любые предметы или растительные композиции, со стороны практически неотличимые от настоящих.

https://www.youtube.com/watch?v=oWsJzkYYoV8

За дверью находится иллюзорное пространство — Trompe-l’oeil

Какие цели преследует Trompe-l’oeil?

Главной задачей искусства тромплей является визуальное расширение пространства, которое будет особенно заметно на небольших, ограниченных глухими заборами, участках.

Нарисованные на стенах ниши, через которые видны бесконечные поля и сады, «раскрывают» замкнутое пространство и визуально увеличивают его. Ну и конечно, не стоит забывать, что такие картины-обманки делают ландшафтный дизайн любого участка интереснее.

Различные двери и окна, за которыми открываются новые, живописные горизонты, придают пространству необыкновенную загадочность.

Как создается иллюзия?

Рисунок в стиле тромплей должен быть максимально реалистичным, поэтому самостоятельно экспериментировать с написанием пейзажей не следует. Найдите профессионального художника или фотографа, который владеет приемами этого искусства – только тогда вы получите нужный эффект реализма.

Техника тромплей должна выполняться тем человеком, который в этом что-то понимает

Кроме этого, при создании произведения Trompe-l’oeil следует учитывать угол зрения смотрящего на иллюзорный объект и игру света. «Обманка» становится визуальной реальностью чаще всего с определенного угла зрения.

Именно поэтому так важно не просто создать интересную композицию, но и разместить ее так, чтобы иллюзия действительно работала. Просмотрите композицию с разных сторон, возможно где-то придется ограничить угол зрения.

В этих местах будет необходимо разместить отвлекающие объекты – опоры с вьющимися растениями, деревья, статуи и т.д.

[include id=»5″ title=»РСЯ — в тексте»]

Часто в рисунках Trompe-l’oeil наблюдается эффект продолжения линий реального объекта, расположенного возле стены. Со стороны трудно различить, где заканчиваются настоящие ветви дерева и начинаются нарисованные.

Также картина может до мельчайших деталей копировать каменную или кирпичную кладку стены, на которой она размещена.

Таким образом происходит слияние произведения Trompe-l’oeil с настоящими объектами и создание целостной ландшафтной композиции.

Нарисованная лошадь заскакивает на настоящий газон!

Помните, что любой, даже самый искусный рисунок, все же остается рисунком и при ближайшем рассмотрении это видно. Поэтому не рекомендуется размещать иллюзорные «обманки» слишком близко к предполагаемым местам их рассмотрения. Часто их устанавливают в конце садовой тропинки или аллеи – тогда обман раскроется только тогда, когда зритель вплотную подойдет к картине.

Дверь в конце аллеи — всего лишь «обманка»

Идеи в стиле тромплей и примеры реализации

Изображенный на глухой стене пейзаж раскрывает пространство внутри дома и превращает его в открытую террасу с колоннами. Этот прием переворачивает наше восприятие и заставляет верить, что стены не существует.

Имитация террасы возле дома

Пригодятся иллюзорные объекты и в том случае, если на участке существуют некрасивые хозяйственные строения.

Любые гаражи, старые сараи, трансформаторные будки можно украсить реалистичной картиной и превратить в интересный ландшафтный объект.

Особенно эффектно такая настенная живопись будет смотреться в тандеме с растениями, перголами, трельяжами, каменными россыпями и другими декоративными элементами.

[include id=»6″ title=»РСЯ — в тексте»]

Рисунки в стиле тромплей на заборе

Если на стене выложить очертания окна из кирпичей и заполнить его картиной с изображением прованского пейзажа, то издалека будет казаться, что стена вашего дома граничит с южными районами Франции.

Луга Прованса за окном

Реалистичность картин в стиле тромплей эффектно дополняют различные арочные и решетчатые деревянные конструкции. Деревянная арка создает полное ощущение, что дорожка не заканчивается возле стены, а продолжается и ведет вглубь сада.

Деревянная арка создает ощущение реального продолжения сада

А для такого огорода найдется место даже на самом маленьком участке!

Иллюзорный огород за аркой

Удивительная техника Trompe-l’oeil поможет вам сделать такой участок, какой вы только захотите и разместить там все, что душе угодно. Ну и что, что это будет всего лишь иллюзия! Красота вашего участка, его оригинальность и самобытность будут целиком настоящими!

Екатерина Васильева — декор и декупаж

Сайт для увлеченных декором, декупажем, и тех, кто хочет этому научиться

Мастер-классы → Панно в технике тромплей и фактурная многослойная поверхность

14 января 2013 г.

Их называют «три провансальские сестры» — аббатства Сенанк, Тороне и Сильвакан. Три монастыря, три жемчужины романской архитектуры в драгоценном ожерелье Прованс-Альпы-Лазурный берег.

Лишь один из них и поныне остается действующим монастырем ордена цистерцианцев – аббатство Сенанк. Расположенный в узком каньоне монастырь – место уединенной молитвы и размышлений.

Окрестности монастыря славятся своими лавандовыми полями, монахи занимаются выращиванием лаванды и содержат пасеку.

К чему этот экскурс? Попытки найти образ Прованса, понять его душу, привели и меня к выводу, который сделала одна замечательная мастерица: Прованс – это фактура и цвет. Я сделала панно, на котором изобразила такой собирательный образ монастырской галереи, и назвала его «Вид на лавандовые поля с галереи аббатства Сенанк».

Это прежде всего попытка передать фактуру и цвет Прованса, как я их себе представляю. Цвет темной охры и терракота – охряные карьеры Прованса. Цвет лаванды – лавандовые поля Прованса (хотя для меня Прованс – не только лаванда!). Различные оттенки зеленого – виноградники на холмах Прованса. Охристо-красная листва – бархатная осень Прованса.

  • Чтобы было понятнее, что именно меня вдохновило, я позволю себе показать две фотографии аббатства
  • Ну, а теперь постараюсь показать процесс создания панно — вам судить, что получилось
  • — салфеточный мотив — 1/2 салфетки
  • — фасадная фактурная краска белая
  • — краски акриловые — сиена жженная, сиена натуральная, лазурь берлинская, белая, красная, охра, оксид хрома, умбра натуральная
  • — заготовка — панно размер 40 на 50 см, рама — деревянная
  • — клей для салфетки
  • — кисти синтетические и белка

Еще нужно сказать несколько слов о том, что такое тромплей. В буквальном переводе это означает «обман зрения». Это набор приемов, создающих зрительные иллюзии. Например, на плоской поверхности — создание объемного изображения.

Таким образом можно расширить пространство маленького помещения, создав иллюзию окна или террасы. В своей работе я постаралась, насколько сумела, создать такое объемное изображение — галерею и вид на лавандовое поле.

В тромплее очень важно правильно применить правила художественной перспективы.

Итак, у меня была половинка салфетки

Я расчерчиваю панно, намечая точку схода (это место, напротив которого находится зритель), передний и средний план. Исходя из расположения вспомогательных линий набрасываю колонны и плитку на полу галереи. Да, чуть не забыла — предварительно грунтую панно там, где будет изображение

  1. Все вспомогательные линии стираю ластиком — остается вот такой эскиз
  2. Наклеиваю салфетку на том месте, где у меня две центральные арки. Для удобства наклеивания салфетку разрываю пополам
  3. Подрисовываю небо над салфеткой и прорисовываю плитку на полу. Салфеточный мотив растягиваю — рисую красками пейзаж в двух крайних арках, как на салфетке
  4. Малярным скотчем заклеиваю границы колонн, арок и балюстраду
  5. Наношу фасадную фактурную краску на арки, колонны, балюстраду
  6. После того, как первый слой фактурной краски высохнет (оставляю на ночь), вновь заклеиваю малярным скотчем фасад и основание колонн и наношу второй слой фасадной краски в соответствии с архитектурой колонн — так я хочу усилить ощущение объемного изображения
  7. Появился дополнительный объем
  8. Теперь начинаю работать красками — здесь особенно комментировать нечего, просто покажу фотографии
  9. Добавляю тени, высветляю колонны и арки. Тени от колонн изображаю на плиточном полу
  10. Добавляю коричневого тона плитке на полу
  11. Изображаю обнажившуюся кладку колонн, трещины на штукатурке
  12. На колоннах я хочу нарисовать какое-нибудь вьющееся растение — например, плющ. Намечаю плети плюща — работаю беличьей тонкой кисточкой
  13. Рисую листву оксидом хрома, высветляя кончики листьев белым там, где на них падает солнце
  14. На ветку плюща присела бабочка — небольшое романтическое отступление от аскетичного облика монастырской галереи
  15. На раме я размечаю кирпичную кладку.

Окрашиваю раму, вставляю панно. Изображение закрепляю матовым лаком-спреем. Фотографирую результат

  • Добавляю немного антуража — лаванда в металлическом кувшине будет совсем не лишней

Ну вот, собственно, и все. Надеюсь, вам пригодится эта небольшая демонстрация в творчестве. Удачи!

Картины-обманки: Как на протяжении столетий художники запутывали зрителей

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector