Водоем в пейзаже

06.01.2015

Спокойная водяная гладь закрытых водоемов всегда притягивала человека. Стоит хотя бы вспомнить устойчивое выражение «зеркальная гладь пруда». Что уж говорить о художниках, которые по долгу своей профессии должны обладать обостренным восприятием действительности.

Да и реалистичное изображение воды – это задача, которая по плечу далеко не каждому мастеру, но от того еще более заманчивая. Особенно часто прибегали к теме прудов и озер русские пейзажисты 19-го века.

Бескрайние и величественные голубые чаши озер с белыми парусами рыбачьих лодок и крохотные, волшебные лесные озерца, мельничные запруды, пруды в старых парках – все эти пейзажи встречаются на их картинах.

Прекрасные картины русских классиков вызывают ощущение приподнятости и одухотворённости, словно ты в этот момент стоишь на берегу озера и вдыхаешь его дурманящий аромат. И не передать словами это чувство единения с заповедной русской природой.

Прекрасные картины, посвященные прудам и озерам, есть практически у каждого русского художника, особенно у признанных мастеров пейзажа Шишкина И.И («Золотая осень», «Озеро в лесу», «лесное озеро»), Левитана И.И. («На озере», «Лесное озеро. Заход солнца», «У омута», «Лесное озеро»), Куинджи А.И.

(Ладожское озеро»), Поленова В.Д. (Заросший пруд), Мещерского А.И. (У лесного озера), Васнецова А.М. («Озеро», «Пруд. Демьяново», «Царский пруд. Демьяново»), Волкова Е.Е.Заросший пруд»), Клевера Ю.Ю.Пруд с белыми лилиями») и многих других.

Много снимков посвятил водоемам пионер цветной фотографии Прокудин-Горский.

Реклама: https://profpokritie.ru/ – Проектирование, строительство и техническое обслуживание искусственных водоемов всех типов и назначения от компании ПрофПокрытие Высокое качество всех видов работ, быстрые сроки, доступные цены. Сделав выбор в пользу жидкой резины, можно начинать непосредственно само строительство водоема. Подготовка участка к созданию пруда. На данном этапе подготавливаются все материалы, с которыми в дальнейшем будет производиться работа: вывозится старый грунт и мусор, доставляется техника и инвентарь. Неповторимые водные объекты служат не только украшением территорий загородных участков, но и значительно повышают финансовую привлекательность объектов недвижимости. Искусственный водоем имеет ряд положительных моментов:

Водоем в пейзаже
Водоем в пейзаже
Водоем в пейзаже
Водоем в пейзаже

Гермашев М.М. Зимнее озеро

Водоем в пейзаже
Водоем в пейзаже

Клевер Ю.Ю. Пруд с белыми лилиями

Водоем в пейзаже
Водоем в пейзаже

Крыжицкий К.Я. Озеро. 1896

Водоем в пейзаже

Крыжицкий К.Я. Озеро

Водоем в пейзаже

Куинджи А.И. Ладожское озеро

Левитан И.И. Лесное озеро. Заход солнца. 1890-е

Левитан И.И. Лесное озеро

Левитан И.И. На озере (Тверская губерния) 1893

Левитан И.И. У омута. 1892

Мещерский А.И. Пейзаж с озером. 1870-е

Мещерский А.И. Пейзаж с озером. 1901

Мещерский А.И. У лесного озера

Мещерский А.И. Заросший пруд. 1883

Мещерский А.И. Заросший пруд. 1893

Орловский В.Д. Озеро в Гатчинском парке

Орловский В.Д. Пейзаж с прудиком

Орловский В.Д. Пейзаж с прудом Конец 1870-х

Орловский В.Д. Пруд. Летний вечер

Орловский В.Д. У запруды

Остроухов И.С. Осенний пейзаж

Поленов В.Д. Ольшанка. Пруд в парке

Поленов В.Д. Старая мельница 1880

Шишкин И.И. Лесное озеро

Шишкин И.И. Осенний пейзаж. Парк в Павловске 1888

Шишкин И.И. Озеро в лесу

Шишкин И.И. Золотая осень 1888

Каменев Л.Л. Туман. Красный пруд в Москве осенью. 1871

Васнецов А.М. Царский пруд. Демьяново

Васнецов А.М. Озеро, 1902,

Васнецов А.М. Озеро в горной Башкирии. 1895

Васнецов А.М. Пруд. Демьяново. Близ Клина

Волков Е.Е. Лесное озеро. 1910

Волков Е.Е. Заросший пруд. 1880-е

Поленов В.Д. Заросший пруд 1879

назад к списку новостей »

25 фото красивых водоемов – несложные идеи, которые можно повторить

Каждый дачник хоть раз в жизни мечтал иметь на участке красивый водоем, на берегу которого можно отдыхать после дневных забот. Чтобы воплотить свою мечту, нужно сначала четко представить, чего бы именно хотелось.

У нас есть отличные идеи, которые вы сможете реализовать на своих участках. Конечно, вам все равно придется потрудиться, а, возможно, и нанять бригаду рабочих. Но при желании вы сможете повторить представленные задумки. Немного усилий – и у вас на даче появится уютное место для отдыха. Вот что можно выбрать из большого разнообразия дизайнов и сделать своими руками.

Водоемы с каменистыми берегами

Недавно мы рассказывали вам, как можно использовать камни и валуны в ландшафтном дизайне дачного участка. И одно из самых эффектных решений – оформить ими берега водоема. Благодаря камням вы придадите пруду больше живописности и продлите срок его службы. Также они будут препятствовать попаданию в воду мусора. Камни можно брать разных размеров, чтобы создать эффект естественности.

Водоем в пейзаже
Водоем в пейзаже

Водоем в пейзаже
Водоем в пейзаже

Водоем в пейзаже
Водоем в пейзаже

Красиво смотрятся водоемы из одного типа камней, например, известняка, гранита, туфа. Можно “разбавлять” композицию галькой или щебнем. А вот с песком будьте осторожны, он может делать воду мутной.

Водоем в пейзаже
Водоем в пейзаже

Водоем в пейзаже

Водоемы с камнями на дне

Камни можно располагать не только по периметру водоема, но и под водой. Особенно привлекательно это будет выглядеть в прозрачной воде, поэтому придется позаботиться о регулярной чистке пруда. Но ваш труд сполна окупится прекрасным пейзажем!

Компактные водоемы строгой геометрической формы

Четкие геометрические формы водоема подчеркнут его искусственное происхождение. Но зато это отличный вариант для небольших участков, где нет места для больших прудов. И ухаживать за таким водоемом будет намного проще. Поэтому не отказывайте себе в удовольствии сделать маленький водный уголок своими руками.

Даже самый маленький водоем может быть опасен для детей и животных. Поэтому продумайте систему ограждений, прочно закрепите камни. В одном из мест пруда обязательно сделайте пологий спуск.

Водоемы с декоративным мостом

Такие водоемы встречаются на дачах нечасто, и очень зря, ведь подобная композиция мгновенно преображает участок. Уже издалека по одному виду мостика можно будет догадаться, что там есть отличное место для отдыха. А как приятно любоваться гладью воды, стоя на мосту! Одним словом, попробуйте создать у себя на даче нечто подобное.

При постройке водоема не стоит слишком экономить. Пленка для гидроизоляции, бетон, камни и другие материалы должны быть отличного качества. В противном случае ремонт обойдется намного дороже.

Большие пруды на даче

Если размеры участка и характеристики почвы позволяют, то не стоит ограничиваться маленьким прудом. Копайте большой водоем, который станет достопримечательностью всего садоводческого товарищества. Конечно, при его создании понадобится учесть немало нюансов, зато смотрите, какая получится красота!

стройка.бани.рф

При желании вы можете украсить водоем небольшим фонтаном. Он станет не только декоративным элементом, но и естественным увлажнителем воздуха в жаркую погоду.

youtube.com

Для содержания средних и больших водоемов вам понадобится специальное оборудование по очистке воды, поэтому учтите это при планировании расходов.

Водоемы с водопадами

Водопад – один из модных трендов в современном ландшафтном дизайне. Выглядит такая композиция фантастически. Но важно грамотно вписать водоем с водопадом в окружающую среду. В противном случае получится не совсем удачное решение. Дополнительно на дне водоема можно установить светодиодную подсветку или подводные фонари.

Читайте также:  Угловые шпатели: особенности, плюсы и минусы

Декоративные фигурки для украшения водоемов

Водоемы можно оживить разными способами: запустить рыбок, приманить водоплавающих птиц. Но все это достаточно хлопотно. Проще украсить пруд декоративной фигуркой, которая придаст месту отдыха необычный колорит.

В магазинах большой выбор подобного декора, но при желании можно сделать его и самостоятельно. Птицы, животные, “рыбаки”, русалки, водяные – одному из этих персонажей обязательно найдется место возле водоема.

Главное – не размещайте слишком много фигурок, пусть все будет гармонично.

Но самое главное при создании водоема – это посадка водных и влаголюбивых растений. Выбирайте неприхотливые медленнорастущие культуры, а растения-агрессоры полностью удаляйте. И помните, что пруд требует постоянного ухода, если вы хотите сохранить его декоративность, и особой подготовки к зиме.

Вода на картинах художников: очарование стихии

Вода на картинах художников — одна из наиболее востребованных тем. И это неудивительно. Всматриваться в водное пространство люди любили во все времена. Созерцание пейзажа с водопадом, озером или горным ручьем успокаивает, избавляет от негативных эмоций. Поэтому на выставках и вернисажах зрители останавливаются у произведений, на которых изображена водная стихия.

Водоем в пейзаже

Вода на картинах притягивает. Природный ландшафт довольно сложно изобразить на холсте реалистично. Художники-живописцы, которым это удается, всегда будут оставаться востребованными. Красивый пейзаж — это гарантированные положительные эмоции.

Водоем в пейзаже

Вода на картинах — целая вселенная. Мастера кисти и карандаша создали множество живописных работ, на которых запечатлены тронувшие их душу пейзажи. И это не только море, в которое невозможно не влюбиться, но и небольшие пруды в загородном поместье, на берегу которых они осваивали искусство живописи, учились наблюдать за природой, любовались красками заката.

Давайте вместе посмотрим на картины с горными ручьями, грохочущими каскадами, тихой гладью лесных озер.

Традиционные голландские водные пейзажи

Голландцы — признанные мастера водного пейзажа. Один из самых известных живописцев XVII века — Якоб Исаакс ван Рёйсдал (Jacob Isaakszoon van Ruisdael). Искусствоведы единодушно наградили его статусом универсального пейзажиста. Он сделал себе имя на написании разнообразных ландшафтов — заснеженные леса, озера, городские кварталы.

Особенно Рёйсдалу удавалось изображение водной глади и деревьев. Манера письма этого голландского художника характеризуется использованием разнообразных приемов, их миксом. Он любил экспериментировать, заказчики ценили умение Рёйсдала видеть красоту в привычных голландцам пейзажах.

Наиболее интересные его работы, на которых присутствует вода, — «Дубы у озера с водяными лилиями», «Горный ручей», «Лесной ручей», «Лесной пейзаж с мостом у водопада».

Водоем в пейзаже

Давайте посмотрим на произведения еще одного голландского художника, который любил изображать водные просторы Нидерландов. Мейндерт Хоббема (Meindert Hobbema) унаследовал лучшие традиции голландской школы мастеров. Его работы реалистичны, в них нет нарочитого драматизма видов дикой природы.

Он отказывается от романтического восприятия, стремится изображать типичные для Голландии того времени пейзажи: небольшие деревушки, утопающие в зелени. Особо ему удавались картины с водяными мельницами. Со временем эти сооружения стали национальным символом Нидерландов.

Своя мельница была практически в каждом населенном пункте, где был хоть какой-то небольшой водоем: река, озеро, запруда.

Водоем в пейзаже

Обратите внимание на его работу «Пасмурный день». Сколько в картине одновременно величия и умиротворяющего спокойствия. Небольшое озеро, могучие высокие деревья.

Водоем в пейзаже

Водопадная симфония в живописи

Водопады — одно из самых величественных творений, созданных природой. Они завораживают своей энергетикой и потрясающей красотой. Поэтому не удивительно, что художники-пейзажисты не могут удержаться от желания передать свой восторг на холстах от созерцания бурлящих каскадов.

Какой самый знаменитый водопад в мире вы знаете? Наверняка, подумали про Ниагарский. Его мечтал увидеть и знаменитый русский маринист Иван Айвазовский. И эта мечта осуществилась, в конце своей жизни живописец совершил путешествие в далекую, но такую манящую Америку. Поездка семидесятилетнего художника была приурочена к 400-летию открытия континента Христофором Колумбом (Cristoforo Colombo).

Айвазовский очень творчески подошел к созданию картины «Ниагарский водопад» — несколько дней в разное время суток делал свои зарисовки, детально изучал природный объект с разных ракурсов.

Рисовал эскизы на закате, в полуденный зной, поздним вечером при луне. Всего выполнил 23 рисунка с натуры. Айвазовский делал только ему одному понятные пометки, относящиеся к цветовой гамме.

Также в поездке Иван Константинович много фотографировал.

Водоем в пейзаже

Колоритное яркое зрелище завораживает с первых секунд просмотра. На картине мы видим небо, затянутое хмурыми облаками, через них пробиваются несмелые солнечные лучики. Струящийся свет падает на водную поверхность. Главная эффектная деталь этого произведения — радуга.

Рассматривая картину, мы наблюдаем как с высоченного скального утеса сходит бушующая водная лавина. На полотне нет деталей, которые мешают наслаждаться созерцанием потока. Композицию Айвазовский построил широко и свободно. Грандиозность природного явления подчеркивает катер, идущий по волнам и крохотные фигуры людей, стоящие на вершине скалы.

Полюбоваться на эту работу русского художника с армянскими корнями можно в Национальной картинной галерее в Ереване.

Фердинанд Ричард (Ferdinand Richardt) получил известность благодаря своим пейзажам. Датский живописец XIX века вместе с семьей эмигрировал в США. Художник-пейзажист впечатлился мощью и величием водопада, написал несколько работ. Одна из которых сейчас находится в резиденции Президента США.

Водоем в пейзаже

Водопад, который можно часто видеть на картинах европейских художников XVII-XIX века, — природный объект, расположенный поблизости от Терни в Италии. Его писал француз Клод-Луи Шатле (Claude Louis Chatelet). Работа «Водопад около Терни» принесла ему большой успех в Версале, Шатле стал одним из придворных художников Марии-Антуанетты.

Водоем в пейзаже

Китайцы считали, что картины с водопадными пейзажами приносят в дом гармонию и благополучие. На сайте Very Important Lot регулярно проводятся аукционы, на которых можно приобрести работы русских и зарубежных художников. Часто выставляются и картины с водопадами и лесными ручейками.

Наслаждайтесь этими фоторамками бесплатно

Горный хребет и водоем

Водоем в пейзаже rawpixel.com

Деревья, растущие в горах перед водой

Водоем в пейзаже wirestock

Озеро с фоне гор

Водоем в пейзаже ilovehz

Деревянные доски с видом на озеро фоне

Водоем в пейзаже tirachard

Озеро с деревьями по бокам

Водоем в пейзаже tirachard

Озеро с деревьев на закате

tirachard

Лодка в озере на закате

wirestock

Небо над озером леман

wirestock

Пейзаж реки и холмов

pvproductions

Зеленый парк

evening_tao

Горное озеро

bearfotos

Пейзаж с горами озеро

bearfotos

Морское око в татры.

photoangel

Пристань на реке, отражение неба в воде

dimaris

Водопад на горной реке с голубой водой

fotobomb

Красивое озеро в канаде

user9145455

Голубое красивое небо на фоне реки.

volody10

Снимок крупным планом гусей, плавающих в пруду

wirestock

Деревенский деревянный пирс на озере

wirestock

Черные скалы на пляже в калифорнии

wirestock

Зимние горы снег хвойный лес голубое небо весна

dmytro125

Мангровые леса в азии таиланд

tme.prc

1.3. Пейзажи у водоемов

Одним из важнейших
компонентов паркового комплекса являются
водоемы. Трудно найти такой парк, в
композицию которого они не были бы
включены в виде реки, огибающей или
разделяющей его, ис­кусственного
озера, пруда ели бассейна.

Читайте также:  Кресло-качалка из фанеры своими руками

Лучшие пейзажи
парса всегда ориентируются на зеркальную
гладь водной поверхности, что значительно
обогащает их компози­цию, усиливает
художественное воздействие.

Часто
водные поверх­ности обуславливают
решение глубоких перспектив, которые
явля­ются основной композиционной
осью всего паркового комплекса.

Кро­ме
того, водные поверхности имеют большое
практическое значение: они оказывают
положительное влияние на микроклимат
в парке и яв­ляются важным фактором,
благоприятствующим развитию растений.

Их всегда увязывают
с планировочным и объемным решением
пейзажей. Так, в регулярном парсе
искусственно созданные водные поверхности
обычно подчеркиваются четкими линиями
камня и в комплексе прямолинейных аллей
воспринимаются как застывшая ста­тичная
массе.

В пейзажном парсе водоемам
придается свободное очертание: они не
заключаются в четкие геометрические
формы и не контрастируют е естественной
трактовкой парка в целом.

Вместе с тем
вода не является господствующим моментом;
ее поверхность всег­да дополняет
композицию пейзажа, подчеркивает его
красоту.

Увязка, дорог
и растений с водной поверхностью

В зависимости от
формы береговой линии в плане, увязки
с ней дорожной сети и древесно-кустарниковых
растений определяется художественнее
достоинство пейзажа. Логичность этого
решения во многих случаях обуславливается
теми же композиционными приемами,
которые применяются при формировании
полян.

Особенности
заключаются в том, что форма пруда
зависит от естественных условий местности
и обычно имеет вытянутые очерта­ния,
а рельеф этой части в основном ярко
выражен.

В практике паркостроительного
искусства эти вопросы решаются в
зависимос­ти от конкретных условий,
но нередки случаи, когда осуществляют­ся
работы по частичному изменению береговой
линии по отношению к естественному
рельефу, определяющему границы водоема.
Тут паркостроитель в каждом отдельном
случае на натуре уточняет ха­рактер
компоновки растений.

Различные варианты
их группирования и подбора ассортимента
обуславливаются направлением дороги
и бе­реговой линии пруда или реки,
рельефом территории, размерами вод­ной
поверхности, условиями ее просматриваемости
и размещением архитектурных объектов,
созданием четко выделенных, уходящих
в глу­бину планов зелени и др.

При этом
чрезвычайно важным фактором в определении
достоинства пейзажа являются моменты
внезапности от­крытия той или иной
картины пейзажа, последовательности
разворо­та различных по глубине
перспектив, цветового и объемного
соче­тания, силуэта и др.

Рассмотрим несколько
примеров решения пейзажа на участках
парковой территории, непосредственно
примыкающих к водной по­верхности.

На рис.16. показан
один из приемов компоновки растений у
дороги, проходящей на склоне, примыкающем
к водной поверхности пруда.

Тут первая
картина широкого пейзажа при подходе
к свобод­ному от насаждений участку
открывается в обрамлении плотных крон
деревьев. Компактные группы насаждений,
ограничивающие пространство, расположены
между дорогой и береговой линией.

Они
образуют е этой картине второй план и
одновременно являются ку­лисами,
точно фиксирующими начальную и конечную
точки осмотра пейзажа.

Проходящая на этом
участке дорога, одной стороной примыка­ет
к плотному массиву зелени, а е другой –
открыта. Ей придана по горизонтали
рельефа выпуклая в плане форма в
направлении водного пространства, что
обеспечивает последовательность
раз­ворота пейзажа в пределах созданного
просвета.

В рассматриваемом
примере дорога расположена на повышен­ном
рельефе, что дало возможность открыть
большую водную по­верхность пруда,
а, следовательно, подчеркнуть его
значение в композиции паркового пейзажа.

При условии, когда
береговая линия и дорога, расположенная
вблизи нее, прямолинейны и направление
их параллельное, высажива­емые плотными
группами древесные и кустарниковые
растения смещают­ся вдоль продольной
оси дороги (рис.

17). Такой принцип
компоновки дает возможность показать
проходящему по дороге в определенном
чередовании, отличающиеся по характеру
оформления пейзажи, в ком­позицию
которых включаются водная поверхность
или живописные по­ляны.

В случае, когда
рельеф, примыкающий к водной поверхности
обуславливает прокладку дороги в
различных высотах, а направление ее
определяется не береговой линией, а
характером создаваемого пейзажа,
насаждения размещают так, чтобы с
повышенных участков образовать просветы
на наиболее живописные участки
противополож­ной стороны пруда в
диагональном направлении (рис. 18).

В пониженных местах
дорога располагается как можно ближе
к берегу, а пейзаж, открывающийся с этого
участка, воспринимается фронтально.

В
связи с этим центральная его часть,
расположенная перпендикулярно просвету,
акцентируется наиболее декоративными
деревьями, крона которых четко выделяются
из окружающего фона.

Такой прием
построения пейзажа дает возможность
не только внести разнообразие в серию
рассматриваемых композиций зелени, но
и подчеркнуть характер пейзажа, а,
следовательно, повысить интерес к его
восприятию.

Дорога, которая
подходит к пруду или к реке со стороны
пар­ка прокладывается не перпендикулярно
по отношению к продольной оси водной
поверхности, а по диагонали (рис. 19).

Это
позволяет увеличить глубину перспективы
пейзажа, включающего большое про­странство
водного зеркала, обогатить его композицию
четко выде­ленной аланами насаждений.

Древесные растения вдоль береговой
линии располагаются как группами, так
и отдельными экземплярами на различном
расстоянии от дороги, образуя первый
план, или об­рамление вида на
противоположную сторону водоема, что
придает ему законченные художественные
формы.

Прием размещения
растений в случае, когда береговая линия
вклинивается в водное зеркало пруда,
показан на рис. 20.

Обра­зовавшийся как
бы полуостров покрыт плотной древесной
раститель­ностью с хорошо развитый
подлеском, а дорога, подводящая к этому
участку, затенена кронами деревьев,
группы которых смещены по от­ношению
к ее продольной оси.

Таким образом,
внимание идущего по дороге направлено
к восприятию перспективы, в сторону
водной по­верхности.

Деревья, расположенные
на выступающем участке, формируют первый
план для этой перспективы, подчеркивают
ее глубину и вместе с тем скрывают часть
водной поверхности, благодаря че­му
она кажется большей по отношению к
действительным ее разме­ре.

С этой же
дороги следующая перспектива открывается
в сто­рону парка. В противоположность
предыдущей в ее композицию включается
ковер газона.

В рассматриваемом примере
группирования зелени решены не только
вопросы последовательности раскры­тия
пейзажа, но и моменты быстрого переключения
внимания к перспективам, различным по
характеру оформления.

При наличии
вклинившегося в водную поверхность
участка, расположенного с противоположной
стороны пруда, покрытого массивом
древесных растений с платным подлеском,
пейзаж стро­ится, несколько иным
приемом.

В этом случае по оси участка
между дорогой и береговой линией
высаживается плотная группа деревьев
и кустарников (рис. 21). Размеры этой
группы опреде­ляются формой в плане
выступающего участка, т.е. с таким
рас­четом, чтобы скрыть честь его
береговой линии.

Это дает воз­можность
искусственно увеличить действительные
размеры пруда и, вместе е тем, выявить
характер крон деревьев, образующих
средний план в композиции пейзажа.

Прием компоновки
зелени в зависимости от формы береговой
линии, показанный не рис. 22, несколько
отличается от преды­дущих. Тут выступ,
образующий полуостров, значительно
заглуб­лен в сторону пруда, а рядом с
ним наоборот, водное пространст­во
вклинилось в территорию парка.

Дорога
проходит вдоль бере­говой линии, минуя
полуостров, а располагаемое у ее обочины
растения плотной стеной оградили
пространство, в то время как участок
этой дороги, находящийся против
полуострова, открыт. Группы деревьев,
высаженные между береговой линией и
дорогой по отношению к основному
просвету, несколько расширены.

Читайте также:  Нейлер: как выбрать электрический или пневматический гвоздезабивной пистолет

Это дало
возможность ориентировать внимание
проходящего по дороге посетителя на
полуостров.

Подбор ассортимента
растений и их размещение тут имеет свои
особенности.

Они заключаются в том, что
гладкое зеркало больного водного
пространства определяет решение пейзажа
прие­мом четкого членения пространства
крупными группами однотип­ных деревьев.

Наряду с этим извилистая форма береговой
линии как бы подсказывает места
расположения этих групп. Такой прин­цип
решения пейзажа требует ярко выраженных
ритмов и сильных контрастов света и
тени.

Включение в
композицию глубокого пейзажа острова
в зна­чительной степени способствует
решению этой задачи.

Располага­емые
на его территории древесно-кустарниковые
насаждения вно­сят в перспективу
новый доминирующий над окружающим,
четко вы­деленный объем компактных
крон деревьев.

Они обогащают силуэт
всей панорамы, усиливают ощущение
глубины, вносят световой и объемный
контрасты в гармонию насаждений и,
вместе с тем, вы­полняют большую роль
в регулировании осмотра пейзажа.

Место расположения
острова определяется планировкой
дорож­ной сети на примыкающих к пруду
участках, Нормой и площадью водной
поверхности, а также характером
создаваемого пейзажа.

В паркостроительной
практике почти нет случая, чтобы ост­ров
располагался по оси глубинной части
перспективы. Его обыч­но смещают с
этой оси, нередко на значительное
расстояние.

Как видно на рис.
23, в Уманском парке “Софиевка”
остров приближен к береговой линии и
как бы отмечает переход от уши­ренной
части пруда к узкой.

Такое смещение
острова относитель­но оси не нарушило
естественных форм пейзажа, а в значительной
степени подчеркнуло их, сохраняя
полностью открытой глубокую перспективу
вдоль водной поверхности пруда.

Кроме
того, при восприятии пейзажа с плотины
часть береговой линии скрывается, что
дает возможность искусственно увеличить
водную поверхность по сравнению с
действительными ее размерами.

На острове было
посажено только два вида деревьев –
пирамидальный тополь и ива. Их композиция
заключалась в выявлении четкого
контраста: две компактные группы тополей
и расположен­ная между ними группа
ив. Такое сочетание позволило четко
вы­явить остров и внести контраст в
композицию всего пейзажа.

Интересный прием
включения в композицию парковых пейзажей
островов показан на рис. 24а. Места их
размещения выбраны с та­ким расчетом,
чтобы могучие букеты хорош развитых
крон деревь­ев, вынесенные на фен
водной поверхности, обогатили пейзажи,
воспринимаемые как со стороны подхода
к парсу, так и при везде на ere
территорию.

Это дало возможность еще
до осмотра основных перспектив,
открывающихся с центральной площади,
создать силь­ное первое впечатление,
которое надолго остается в памяти. Со
стороны подхода к парсу перспектива в
его сторону, включающая большую водную
поверхность пруда, воспринимается в
обрамлении, расположенных вдоль плотины
и опустивших гирлянды своих ветвей к
воде.

Острова в этой композиции акцентируют
глубинную часть пейзажа, членят его на
ряд картин.

Со стороны парка
в этой же перспективе, открывающейся в
обратном направлении, растения на
островах формируют второй план, четко
.ограничивают пространство, подчеркивают
глубину пей­зажа вдоль водной
поверхности.

Прием включении
древесных растений, расположенных на
островах, в композицию пейзажа у водной
поверхности небольшого пруда приведен
на рис. 24б.

В Березoво-Рудковском
парке дорога проло­жена вдоль береговой
линии водоема и увязана с насаждениями
так, чтобы вникание про ходящего по ней
ориентировать преимущественно на
пейзажи, в композицию которых включена
зеркальная гладь пру­да.

Высоко
поднятые над ней кроны вековых деревьев
придают это­му участку парка несколько
романтичный характер.

Острова расположены
в противоположных сторонах удлиненного
в плане водоема и, не выделяясь своей
растительностью из, спокой­ной цветовой
гаммы окружающего, подчеркивают характер
пейзажа.

Перед посетителем, проходящим
по дороге, проложенной у пруда, растущие
на островах деревья образуют различные
по глуби­не планы и, находясь в
постоянной взаимосвязи с темными
стволами и нависающими кронами
расположенных у дороги насаждений,
плавно, как бы раскрывая пейзаж
противоположного берега, увлекают все
но­выми композициями зелени, включающими
водную поверхность.

Водоем в пейзажном стиле

Близость к природным формам, ощущение неповторимости обстановки, естественный вид окружающего ландшафта – вот с чем ассоциируется пейзажный стиль.

Следует отметить,что его образность в первую очередь достигается за счет неправильной конфигурации (натуральности) искусственных водоемов.

Следовательно, с принадлежностью к той или иной стилевой группе необходимо определиться еще на стадии строительства прудов, так как впоследствии гидрообъект с четкими, прямыми линиями сложно будет оформить в пейзажном стиле.

Вторая составляющая успеха – фитодизайн, базирующийся прежде всего на тех растениях, которые обычно встречаются у берега лесного озера.

Не стоит забывать, что природный пейзаж с водными элементами практически исключает посадку экзотов, а также клумбовой флоры типа календулы (Calendula officinalis), красодневов (Hemerocallis), люпинов (Lupinus). Тем не менее, выбор оригинальных гидрофильных экземпляров довольно широк.

В околоводную территорию органично вписывается мята водяная (Mentha citrata), дальше, в границах береговой линии может быть расположена скромная частуха (Alisma), ситник лягушечий (Juncus bufonius).

Выбор растений

Натуральность береговой линии успешно подчеркивают размещенные в самом водоеме плотные ярко-зеленые скопления осоки водной (Carex aquatilis), прекрасно гармонирующей с произрастающим по краю склона телиптерисом болотным (Thelypteris palustris). Кроме этого вида папоротников, допустим страусник (Matteuccia struthiopteris) и кочедыжник (Athyrium), чье изящество подчеркнет компактная котула (Cotula) с напоминающими одуванчик желтыми цветками.

Особенность выбора растений, располагаемых так, как в природном пейзаже, не исключает некоторую эклектику, поэтому часто посадки котулы (Cotula) чередуются с желтоцветущей ястребинкой (Hieracium), а осока повислая (Carex flacca) соседствует с осокой мохнатой или подушковидной.

Если применяются элементы дендродизайна, стоит выбрать подходящую локализацию для ракиты (Salix caprea) или ивы плакучей (Salix babylonica), склоненной над прудом – ее можно высадить в том месте, где береговая линия закругляется, чтобы дерево не только эффектно отражалось в воде, но и просматривалось со многих точек обзора.

Интересен вариант использования злаков в оформлении искусственных водоемов в пейзажном стиле – для этого применяют широкомассивные посадки двукисточника тростникового (Phalaris arundinacea).

Естественно, что в пруду обязательно найдется место кустам аира (Acorus calamus), так как его эстетичный вид сочетается с функцией аэрации, что особенно важно в жару.

Его высокие стебли – достойный контраст романтичной нимфее (Nymphaea) – постоянной спутнице естественных озер.

Присутствие камней в композиции, окружающей гидрообъект, придает рельефность, характерную для природного пейзажа, но не стоит располагать валуны в одну линию или размещать с одинаковыми промежутками.

Они идеальнее всего смотрятся около растений разного объема и высоты. Почти всегда в ландшафт включают несколько гладких валунов, размещая один из них в зоне мелководья.

Форму остальных нужно ненавязчиво акцентировать интенсивно-зелеными мхами, их обрамляя мягким ковром.

Вернуться в раздел: Пруды и водоемы

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector