Автобусные остановки советского времени

За 12 лет канадский фотограф проездил более 30 000 километров на машине, велосипеде, автобусе и такси по 14 странам бывшего Советского Союза. Всё ради того, чтобы отыскать и запечатлеть неожиданно возникающие вдоль дорог жемчужины социалистического искусства – советские автобусные остановки.

Кристофер Хервиг (Christopher Herwig) начал работать над своим проектом в 2002 году, бросив вызов самому себе и решив делать по одному хорошему снимку каждый час во время велосипедного тура из Лондона в Санкт-Петербург.

Позже фотограф проехал от берега Чёрного моря до бескрайних казахских степей, снимая необыкновенные автобусные остановки советских времён. Он побывал в Казахстане, Туркменистане, Узбекистане, Кыргызстане, Таджикистане, Украине, Молдове, Армении, Абхазии, Грузии, Литве, Латвии, Эстонии и Белорусси.

«Несмотря на все мои старания не вызывать подозрений, несколько раз меня обвиняли в шпионаже и я чудом избегал неприятностей, – пишет Хервиг. – В Абхазии мой водитель обвинил меня в том, что я грузинский шпион и фотографирую щекотливый материал. Он потребовал взятку, а иначе я бы оказался “в милиции, а оттуда прямиком к расстрельной команде”».

Скульптор и архитектор Зураб Церители, спроектировавший автобусные остановки в Абхазии, сказал, что остановки задумывалась таким образом, чтобы народ получал удовольствие. На первый план выступало искусство и художественность объекта. А белорусский архитектор Армен Сардаров объяснил фотографу, почему именно автобусные остановки в СССР создавались с таким креативом:

«Так случилось, что тема моей архитектуры – это дороги. Тема интереснейшая. То есть дорога, которая не ставит своей целью попасть из одной точки в другую, а получить удовольствие. Почему автобусные остановки? Мы жили в социалистическом мире.

В социалистическом мире индивидуальный транспорт не поощрялся, он не сильно развивался, мы не имели массово автомобилей, а сообщения должны были быть. Вся система строилась на автобусных маршрутах. Именно они соединяли страну. Те, кто работал в дорожной системе, встречались 1-2 раза в год.

Я думаю, их посыл был примерно такой: они хотели индивидуальности в архитектуре, пытались уйти от серийности, от какой-то брутальности к некой индивидуальности… Всё-таки всходили ростки настоящей культуры».

После своих путешествий Кристофер Хервиг опубликовал фотокнигу «Советские автобусные остановки», которая стала настолько популярной, что фотограф издал её продолжение. Предлагаем оценить полёт фантазии создателей остановок советских времён в 30 снимках из фотопроекта Хервига.

  • Автобусные остановки советского времениУдинск, Бурятия.
  • Автобусные остановки советского времениДубно, Украина.
  • Автобусные остановки советского времениИваново, Россия.
  • Автобусные остановки советского времениНовая Любомирка, Украина.
  • Автобусные остановки советского времениОмск, Россия.
  • Автобусные остановки советского времениРостовановское (Ставрополье), Россия.
  • Автобусные остановки советского времениСаранск, Россия.
  • Автобусные остановки советского времениШирокий, Россия.
  • Автобусные остановки советского времениШляхтинцы, Украина.
  • Автобусные остановки советского времениСтарый Оскол, Россия.
  • Киргизстан.
  • Гагра, Абхазия.
  • Пицунда, Абхазия.
  • Аральск, Казахстан.
  • Пицунда, Абхазия.
  • Ниитсику, Эстония.
  • Горный Алтай, Сибирь.
  • Эчмиадзин, Армения.
  • Ивенец, Беларусь.
  • Чарын, Казахстан.
  • Мариямполе, Литва.
  • Балыкчы, Киргизия.
  • Таджикистан.
  • Украина.
  • Армения.
  • Шымкент, Казахстан.
  • Пицунда, Абхазия.
  • Астана, Казахстан.
  • Мары, Туркменистан.
  • Тараз, Казахстан.

Советские автобусные остановки

После того, как я открыл для себя возможность отправляться в длительные путешествия на велосипеде, я заинтересовался автобусными остановками на территории бывшего Советского Союза. Это и стало причиной моих путешествий. 18 000 км и 13 стран – вероятно, это самая большая коллекция из советских автобусных остановок, когда-либо существовавших.

Более десяти лет назад мне удалось сделать случайное феноменальное открытие, с которого и началось мое увлекательное фотографическое путешествие с навязчивой идеей: посетить 13 стран за 13 лет.

Автобусные остановки советского времени

Во время длительной поездки на велосипеде из Лондона в Санкт-Петербург осенью 2002-го года, мной было принято решение поставить перед собой следующую задачу – делать интересный фотоснимок каждый час. Я так и делал на протяжении всего этого путешествия и стал отмечать для себя автобусные остановки, находящиеся на абсолютно безлюдных дорожных участках.

Длительные часы в седле и медленно меняющийся ландшафт вдоль проселочных дорог Латвии, Литвы, Эстонии и России, создавали отличные условия для моих открытий. В упомянутых мною странах в основном был чисто графический стиль, каждая остановка отличалась лишь участком дороги.

В период с 2003-го по 2006-й года я жил в Казахстане, и занимался исследованиями пяти стран и бывших советских государств Центральной Азии: Кыргызстана, Узбекистана, Таджикистана, Туркменистана и Казахстана.

Везде я нашел удивительные автобусные остановки. Часто они встречались в середине пустыни, степи или сельской местности, когда другие признаки человеческого проживания отсутствовали в принципе. Это было похоже на то, что кроме земли впереди больше ничего нет – лишь бесконечный горизонт.

Автобусные остановки советского времени

Моя навязчивая идея росла с каждым днем, и в результате я отправился в путь с целью посещения еще пяти стран: Украины, Молдовы, Грузии, Армении, Беларуси и сепаратистской Абхазии.

Позже я планировал вернуться в Прибалтику, пропутешествовать тысячи километров на автобусе, взять автомобиль на прокат (либо такси). У меня была конкретная цель – найти самые лучшие автобусные остановки. Я был одержим.

Считал это миссией. Ничто не могло заставить меня отказаться от этого.

Я искал дорожные блоги, опрашивал водителей автобусов, таксистов и даже отсканировал наиболее эффективные маршруты (по моему мнению). Я не разочаровывался, поскольку каждое новое открытие, как правило, затмевало предыдущее.

Охота на самые удивительные автобусные остановки на территории бывшего Советского Союза стала моей целью и моей причиной для путешествий.

Возможно, есть какой-то смысл в том, что слово автобус является как бы символом анархии.

Оказалось, что автобусная остановка – это благодатная почва для радикальных местных художественных экспериментов в советский период. Они были построены, как казалось, без ограничений стиля или бюджета.

Результатом стало потрясающее многообразие стилей и типов любого вида, от строгого брутального до множества других.

Автобусные остановки советского времени

В некоторых странах прессе и выражению мнений предоставляется ограниченное количество свободы. Туристы ее получают редко. Здесь фотографы должны обладать специальными визами. Я часто с этим сталкивался, и не мог посетить страну по туристической визе.

Как я ни старался не вызывать подозрений, меня неоднократно обвиняли в шпионаже, и лишь чудом я избегал серьезных проблем. Все это делало каждое новое открытие еще более ценным.

В Абхазии мой водитель обвинил меня в том, что я – грузинский агент и фотографирую страну со шпионской целью. Он требовал денег, угрожал милицией.

Разумеется, его не убедил мой рассказ, что, «я просто приехал в Вашу страну, чтобы увидеть Ваши автобусные остановки». Я был рад завершить это путешествие с относительно небольшим инцидентом.

Из путешествия я захватил фотографии нескольких безумно красивых автобусных остановок – таких мне еще не доводилось видеть.

За тринадцать лет я проехал более 18 000 километров в 13-ти странах бывшего Советского Союза, путешествуя на автомобиле, велосипеде, автобусе и такси, чтобы выследить и задокументировать эти необычные автобусные остановки.

Автобусные остановки советского времени

Скорее всего, у меня получилась самая большая коллекция фотографий советских автобусных остановок, когда-либо собираемых. Признаюсь, мысли о славе меня иногда посещали. Но все равно не столь важно. Я больше надеюсь на то, что это поможет сохранить этот уникальный исторический вид искусства.

Автобусные остановки советского времени Автобусные остановки советского времени Автобусные остановки советского времени Автобусные остановки советского времени Автобусные остановки советского времени Автобусные остановки советского времени

  • Крис Гервигhttp://fuel-design.com/publishing/soviet-bus-stops/

Советские автобусные остановки глазами канадца

Канадец Кристофер Хервиг более десяти лет фотографирует автобусные остановки советской эпохи.

Гагры Абхазия

Автобусные остановки советского времени

В 2002 году я проехал на велосипеде из Лондона до Санкт-Петербурга, поставив перед собой задачу: делать по одному хорошему снимку каждый час.

Читайте также:  Все виды мульчи — выбираем для себя

Коотси Эстония

Автобусные остановки советского времени

Это было непросто — приходилось все время очень внимательно смотреть по сторонам. Въехав в Литву, я очень скоро стал замечать — не заметить было просто невозможно — стоявшие вдоль шоссе автобусные остановки удивительного дизайна: одинаковые практически не попадались. В Латвии и Эстонии меня ждала та же картина. Так я обнаружил феномен старых автобусных остановок, которые в советское время стали полигоном для творческих экспериментов местных архитекторов. И фантазия, и бюджет, похоже, были безграничны.

Нитсику Эстония

Автобусные остановки советского времени

Аральск Казахстан

Автобусные остановки советского времени

Я был очарован увиденным, и с тех пор фотоохота на автобусные остановки бывшего СССР превратилась в долгосрочный проект: за 12 лет я проехал более 30 тысяч километ-ров по 14 бывшим союзным республикам. В 2014 году я выпустил небольшим тиражом фотокнигу, посвященную остановкам, и, к моему удивлению, ее очень хорошо приняли. Это вдохновило меня выпустить второе, дополненное, издание большим тиражом. В уходящем году мы с двумя друзьями провели несколько незабываемых дней в Белоруссии, снимая фотографии для альбома.

Тарас Казахстан

Автобусные остановки советского времени

У каждого региона свой колорит, свой неподражаемый стиль. Больше многих других мне понравились остановки в Абхазии, но поездка туда оказалась, пожалуй, самой сложной. В один из дней местный таксист пригрозил сдать меня в милицию, как американского шпиона. У меня был выбор: или расстаться с крупной суммой денег, или попасть в руки спецназа — по крайней мере, так говорил таксист. Он был в ярости, но в конце концов я сумел покинуть страну, потеряв всего пару сотен долларов, с флэшкой, спрятанной в нижнем белье, — на тот случай, если бы у меня отобрали камеру.

Чимкент Казахстан

Автобусные остановки советского времени

Пицунда Абхазия

Автобусные остановки советского времени

Я вырос в Канаде во времена холодной войны и, как и все тогда, имел весьма ограниченное представление об СССР, его жителях и тем более о советской архитектуре и дизайне. Мне представляется, что автобусные остановки, эти относительно скромные конструкции, создавались без серьезной идеологической нагрузки. Их авторы просто хотели порадовать своих земляков, дать волю творческому самовыражению, вызвать у людей чувство национальной гордости, наконец. Фотографируя эти остановки, я словно делал портреты людей, которые приятно удивляли меня, опровергая предрассудки, с которыми я приехал к ним в дом.

Пицунда Абхазия

Автобусные остановки советского времени

Гали Беларусь

Автобусные остановки советского времени

Ереван Армения

Автобусные остановки советского времени

Источник:

Буйная архитектура советских автобусных остановок – Zagge.ru

Автобусные остановки советского времени

Село Ростовановское в Ставропольском крае, Россия. ©Christopher Herwig

После успеха своей первой книги «Советские автобусные остановки» (Soviet Bus Stops) фотограф Кристофер Хервиг (Christopher Herwig) вновь отправился в продолжительное путешествие по территории бывшего Советского Союза, чтобы пополнить коллекцию новыми снимками необычных советских остановок.

В своём втором выпуске «Советские автобусные остановки Том 2» (Soviet Bus Stops Volume II) фотограф сфокусировал внимание теперь уже на России, Украине и Грузии, тогда как материалы его первого альбома охватывали остановки преимущественно стран Центральной Азии.

Повторное путешествие длиной более 15 тысяч километров подарило богатую коллекцию ранее невиданных архитектурных советских форм, многие из которых были запечатлены в отдалённых районах современной России.

Выдержка из предисловия к первому сборнику:

«Феномен автобусных остановок привлёк моё внимание совершенно случайно, но он захватил меня настолько, что фотопутешествия по поиску остановок заняли целых 12 лет и пролегли по территории 13 стран. Охота за самыми интересными образами стала основной причиной и музой моих путешествий.

Эти фотографии, собранные за 12 лет, являются, возможно, самой большой коллекцией советских автобусных остановок. Моё увлечение может показаться странным и незначительным, но я горжусь его итогами и надеюсь, что оно поможет сохранить эти уникальные исторические малые архитектурные формы».

Иваново, Россия

Автобусные остановки советского времени

©Christopher Herwig

Село Новая Любомирка, Украина

Автобусные остановки советского времени

©Christopher Herwig

Годердзи, Грузия

Автобусные остановки советского времени

©Christopher Herwig

Саранск, Россия

Автобусные остановки советского времени

©Christopher Herwig

Село Шляхтинцы, Украина

Автобусные остановки советского времени

©Christopher Herwig

Анапа, Россия

Автобусные остановки советского времени

©Christopher Herwig

Село Плесняны, Украина

Автобусные остановки советского времени

©Christopher Herwig

Старый Оскол, Россия

Автобусные остановки советского времени

©Christopher Herwig

Село Красносельское, Россия

Автобусные остановки советского времени

©Christopher Herwig

Старый Оскол, Россия

©Christopher Herwig

Посёлок Чернобай, Украина

©Christopher Herwig

Омск, Россия

©Christopher Herwig

Чернобыль, Украина

©Christopher Herwig

Село Луговое, Россия

©Christopher Herwig

Каменка, Россия

©Christopher Herwig

Балаково, Россия

©Christopher Herwig

Село Долиновское, Россия

©Christopher Herwig

Дубно, Украина

©Christopher Herwig

Село Дитиничи, Украина

©Christopher Herwig

Село Кипарисное, Россия

©Christopher Herwig

Кристофер Хервиг (Christopher Herwig): Веб-сайт

Необычные автобусные остановки советской эпохи

После успеха своей первой книги-фотоальбома, которая понравилась не только общественности, но и была благосклонно отмечена критиками, Кристофер Хервиг – канадский фотограф и путешественник, вернулся на территории стран бывшего Советского Союза всё также в поисках необычных форм придорожной архитектуры, а именно – причудливых автобусных остановок.

Автобусные остановки советского времениФотограф: Кристофер Хервиг (Christopher Herwig). Советская автобусная остановка — Абхазия, г. Гагра

Первые необычные остановки Хервиг увидел в Литве. Сначала ему встречались бетонные коробки с открытой передней частью, пастельными тонами своих стен напоминавшие кукольные домики. Постепенно дизайн остановок становился все более странным.

Автобусные остановки советского времениФотограф: Кристофер Хервиг (Christopher Herwig). Советская автобусная остановка — Абхазия, г. Пицунда

Встречались конструкции с величественными крышами над конусообразными колоннами, окрашенными в розовые и желтые цвета, остановки, в которых к основному укрытию были пристроены дополнительные своды.

Автобусные остановки советского времениФотограф: Кристофер Хервиг (Christopher Herwig). Советская автобусная остановка — Абхазия, г. Пицунда №2

На следующий год Хервиг оказался в Казахстане. Он работал над проектом, посвященным Великому шелковому пути, но также продолжал искать остановки. Здесь он понял, что на их оформление сильно влияет местная специфика.

Автобусные остановки советского времениФотограф: Кристофер Хервиг (Christopher Herwig). Советская автобусная остановка — Армения, г. Эчмиадзин

«Некоторые были абсолютно безумными, – рассказывает он. – Казалось, что каждая обладает уникальной личностью. Я начал понимать, что за железным занавесом и клише о Советском союзе, на которых мы были воспитаны на Западе, жили миллионы людей, которые мечтали и в своем творчестве преодолевали все границы обыденного».

Автобусные остановки советского времениФотограф: Кристофер Хервиг (Christopher Herwig). Советская автобусная остановка — Армения, г. Саратак

Фотограф вернулся к остановкам советской эпохи через 12 лет. В поисках необычных архитектурных форм Хервиг проехал 14 стран бывшего СССР и почти 30 тысяч километров – на машине, велосипеде, такси, автобусах.

Не пропустите:  Ползущие камни Долины СмертиАвтобусные остановки советского времениФотограф: Кристофер Хервиг (Christopher Herwig). Советская автобусная остановка — Армения, г. Саратак №2

Оказалось, что в советский период удаленные автобусные остановки становились плодородной почвой для творческих экспериментов местных художников. Похоже, что их авторов не ограничивали ни требования к стилю, ни бюджетные рамки. В результате среди остановок царит поразительное разнообразие стилей и форм, от строго брутализма до пышных причудливых узоров.

Автобусные остановки советского времениФотограф: Кристофер Хервиг (Christopher Herwig). Советская автобусная остановка — Армения, г. Ереван

Фотографии Хервига представляют самую полную и разнообразную коллекцию, посвященную архитектуре советских автобусных остановок. В проект вошли фотографии, сделанные в Казахстане, Туркмении, Узбекистане, Киргизии, Таджикистане, Украине, Молдавии, Армении, Абхазии, Грузии, Литве, Латвии, Белоруссии и Эстонии.

Автобусные остановки советского времениФотограф: Кристофер Хервиг (Christopher Herwig). Советская автобусная остановка — Армения, г. Ереван №2

FUEL Publications представляет второе издание книги – ограниченный тираж первого разошелся очень быстро. Мартин Парр назвал «Советские автобусные остановки» одной из лучших фотокниг 2014 года.

Автобусные остановки советского времениФотограф: Кристофер Хервиг (Christopher Herwig). Советская автобусная остановка — Эстония, г. Каблакула

Читайте также:  Потолок грильято: особенности, плюсы и минусы

Кристофер Хервиг – канадский фотограф и видеооператор, за свою двадцатилетнюю карьеру он успел поработать в 90 странах. Кристофер добрался автостопом из Ванкувера в Кейптаун, путешествовал по Исландии пешком и сплавлялся по ее рекам, проехал всю Европу на велосипеде.

Фотограф: Кристофер Хервиг (Christopher Herwig). Советская автобусная остановка — Эстония, г. Коотси

Сейчас его дом в Иордании, а среди прошлых мест жительства можно назвать Либерию и Казахстан. Хервиг фотографировал в самых удаленных местах планеты: на Памире, в дождевых лесах Западной Африки. Его работы публиковали GEO, CNN Traveler, Geographical и Lonely Planet.

Фотограф: Кристофер Хервиг (Christopher Herwig). Советская автобусная остановка — Эстония, г. Наелавере

«Здесь есть определенная доля [утилитаризма]. Но она нетипична.

… Как капризы в XVIII веке часто становились пробами новых архитектурных стилей, так и некоторые из этих оригинальных придорожных знаков были экспериментами со структурой и эстетикой, в них определенно хватает величия и дерзости», – пишет Джонатан Мидс (Jonathan Meades) в предисловии к книге.

Не пропустите:  Советская медицина в фактах и фотографияхФотограф: Кристофер Хервиг (Christopher Herwig). Советская автобусная остановка — Эстония, г. НиитсикуФотограф: Кристофер Хервиг (Christopher Herwig). Советская автобусная остановка — Казахстан, Алтайские ГорыФотограф: Кристофер Хервиг (Christopher Herwig).

Советская автобусная остановка — Казахстан, г. АральскФотограф: Кристофер Хервиг (Christopher Herwig). Советская автобусная остановка — Казахстан, г. АстанаФотограф: Кристофер Хервиг (Christopher Herwig). Советская автобусная остановка — Казахстан, г. ЧарынФотограф: Кристофер Хервиг (Christopher Herwig). Советская автобусная остановка — Казахстан, г.

ШымкентФотограф: Кристофер Хервиг (Christopher Herwig). Советская автобусная остановка — Казахстан, г. ТалдыкорганФотограф: Кристофер Хервиг (Christopher Herwig). Советская автобусная остановка — Киргизия, г. БалыкчиФотограф: Кристофер Хервиг (Christopher Herwig). Советская автобусная остановка — Киргизия, г.

КараколФотограф: Кристофер Хервиг (Christopher Herwig). Советская автобусная остановка — Литва, г. LeliunaiФотограф: Кристофер Хервиг (Christopher Herwig). Советская автобусная остановка — Литва, г. МариямполеФотограф: Кристофер Хервиг (Christopher Herwig). Советская автобусная остановка — Литва, г.

РокишкисФотограф: Кристофер Хервиг (Christopher Herwig). Советская автобусная остановка — Литва, г. SkverbaiФотограф: Кристофер Хервиг (Christopher Herwig). Советская автобусная остановка — Литва, г. VosgeliaiФотограф: Кристофер Хервиг (Christopher Herwig). Советская автобусная остановка — Молдова, г.

БельцыФотограф: Кристофер Хервиг (Christopher Herwig). Советская автобусная остановка — Молдова, г. ФалештыФотограф: Кристофер Хервиг (Christopher Herwig). Советская автобусная остановка — Молдова, г. ПэнэшештьФотограф: Кристофер Хервиг (Christopher Herwig). Советская автобусная остановка — Таджикистан, г.

ТурсунзадеФотограф: Кристофер Хервиг (Christopher Herwig). Советская автобусная остановка — Туркменистан, г. МарыФотограф: Кристофер Хервиг (Christopher Herwig). Советская автобусная остановка — Украина, г. ЛелюхивкаФотограф: Кристофер Хервиг (Christopher Herwig). Советская автобусная остановка — Украина, г.

МачухиФотограф: Кристофер Хервиг (Christopher Herwig). Советская автобусная остановка — Украина, г. ПолтаваФотограф: Кристофер Хервиг (Christopher Herwig). Советская автобусная остановка — Узбекистан, г. Термез

Теги поста или какие разделы почитать еще:

Блеск и нищета советских остановок — Bird In Flight

Канадский фотограф Кристофер Хервиг 13 лет путешествовал по России и странам бывшего СССР, фотографируя автобусные остановки.

В этом месяце выйдет уже второй альбом со снимками Хервига из этих путешествий. Bird In Flight поговорил с фотографом о том, как его жизнь захватили автобусные остановки, почему в Прибалтике отыскать интересные постройки проще, чем в других странах бывшего Союза, и почему в первую книгу не вошли фотографии из России.

Автобусные остановки советского времени

Кристофер Хервиг
40 лет
Фотограф, режиссёр. Родился в Канаде, живёт в Иордании. Учился в Колледже Лангарра и Университете искусства и дизайна имени Эмили Карр в Ванкувере. Сотрудничает с ООН: снимал для разных подразделений в Западной Африке, Центральной Азии, Сирии и других странах. В 2010 году вместе с путешественником Алистером Хамфрисом пешком пересёк Исландию и снял об этом документальный фильм. Работа удостоилась главного приза Nomadic Film Festival 2012 в Нью-Йорке.

В 2002 году я поехал на велосипеде из Лондона в Санкт-Петербург. Когда я пересëк границу Литвы, я начал замечать необычные автобусные остановки. Они и стали главным объектом моей съëмки по дороге через Прибалтику.

Я не планировал продолжать эту затею, но по миссии ООН мы с женой были вынуждены переехать на три года в Казахстан — как раз после моего велопробега. Я проехал более 30 000 километров по Центральной Азии и Кавказу.

Во время путешествий я находил всë больше и больше автобусных остановок, оставшихся с советских времëн. Так мое увлечение превратилось в фотопроект.

Автобусные остановки советского времени

Мачухи, Украина

{“img”:”/wp-content/uploads/2015/09/stop_02.jpg”, “text”: “Фалешты, Молдова.”}

{“img”:”/wp-content/uploads/2015/09/stop_03.jpg”, “text”: “Рокишкис, Литва.”}

Я изучал блоги путешественников, сидел на форумах, старался найти любую информацию на разных языках. Во время поисков в интернете я познакомился с путешественником и писателем из Германии, у которого была коллекция фотографий украинских и русских остановок. Но он отказался выдавать мне информацию о местонахождении его находок. Это добавило в поиск элемент соревнования.

Автобусные остановки советского времени

Каунас, Литва

{“img”:”/wp-content/uploads/2015/09/stop_06.jpg”, “text”: “Шымкент, Казахстан.”}

Необычные остановки чаще группируются: если вы нашли в районе одну такую, то ближайшие к ней тоже будут интересными.

К примеру, в одном районе я провëл несколько дней. Брал утром такси и показывал водителям примеры остановок и просил вспомнить что-то похожее.

Автобусные остановки советского времени

Каракол, Кыргызстан

{“img”:”/wp-content/uploads/2015/09/stop_08.jpg”, “text”: “Аральск, Казахстан.”}

{“img”:”/wp-content/uploads/2015/09/stop_09.jpg”, “text”: “Саратак, Армения.”}

Чаще всего водители не замечали их, ведь остановки были для них обыденностью. Но под конец наших совместных поисков все они начинали ценить красоту этих построек. В Армении мы проехали с водителем 600 километров за три дня.

В первый день я казался ему сумасшедшим, особенно, когда он проносился мимо очередной остановки, а я истерично кричал: «Вот же! Вот! Стоп! Стоп!» А он: «Что? На что надо смотреть? Там же ничего нет. А, вот это, что ли?». Под конец третьего дня он вошёл во вкус и не хотел прекращать поиски: «Давай ещё найдём. Вот тут давай поищем».

Потом подъезжал к новой остановке, смотрел на неё изучающе и выдавал вердикт: «Нет, обычная». Или: «Вот! Вот эта красивая!».

Автобусные остановки советского времени

Тараз, Казахстан

{“img”:”/wp-content/uploads/2015/09/stop_11.jpg”, “text”: “Ниитсику, Эстония.”}

{“img”:”/wp-content/uploads/2015/09/stop_12.jpg”, “text”: “Кутси, Эстония.”}

{“img”:”/wp-content/uploads/2015/09/stop_13.jpg”, “text”: “Пицунда, непризнанное государство Абхазия.”}

Жемчужины советской архитектуры: необычные автобусные остановки в бывших республиках СССР

Этот остановочный павильон находится в Саранске. Остановка – “Электроламповый завод”.

Автобусные остановки советского времениАвтобусные остановки советского времени

Пицунда, Абхазия. Автор фото: Christopher Herwig.

Канадский фотограф и путешественник Кристофер Хервиг проехал долгий путь сквозь бывшие Советские республики, чтобы запечатлеть уникальные в своем новаторстве и безумии сооружения – автобусные остановки.

Такого разнообразия и такого почти личностного подхода к каждой остановке фотограф не встречал ни в одной другой стране. Посмотрите и вы на эти шедевры советской архитектуры.

Пярну, Эстония. Автор фото: Christopher Herwig.

Каблакула, Эстония. Автор фото: Christopher Herwig.

Коотси, Эстония. Автор фото: Christopher Herwig.

Ниицуку, Эстония. Автор фото: Christopher Herwig.

Лелюнаи, Литва. Автор фото: Christopher Herwig.

Впервые Кристофер Хервиг (Christopher Herwig) столкнулся с этим феноменом во время своего велосипедного тура по европейским странам.

Наматывая километры от Лондона до Санкт-Петербурга, Кристофер натолкну на совершенно диковинное строение. Хедвиг был крайне удивлен его монструозности и тому диссонансу, который возникал от столь необычной конструкции, стоящей, по сути, посреди поля.

Читайте также:  Дизайн пола на кухне (48 фото): гостиная, совмещенная с кухней с серым, черным и светлым полом

Для кого был создан такой дизайнерский изыск? В чьем воображении родился этот феноменальный проект?

Пицунда, Абхазия. Автор фото: Christopher Herwig.

Остановка в городке Пицунда, Абхазия. Автор фото: Christopher Herwig.

Пицунда, Абхазия. Автор фото: Christopher Herwig.

Гагра, Абхазия. Автор фото: Christopher Herwig.

Саратак, Армения. Автор фото: Christopher Herwig.

Одной из причин, делающих эти остановки еще более уникальными, является тот факт, что все они были созданы в период расцвета СССР, который отличался пристрастием к брутальной практичности и крайним неодобрением к излишним дизайнерским дополнениям. Возможно, именно эти придорожные павильоны и были своеобразным символом бунтарского духа местных архитекторов и художников, желающих выразить себя и прорваться в своем творчестве сквозь унылые тенденции градостроительства.

Саратак, Армения. Автор фото: Christopher Herwig.

Ереван, Армения. Автор фото: Christopher Herwig.

Эчмиадзин, Армения. Автор фото: Christopher Herwig.

Аральск, Казахстан. Автор фото: Christopher Herwig.

Феномен советских автобусных остановок и канадца Кристофера Хервига

Ещё архитектруа СССР здесь и здесьКристофер Хервиг. Советские автобусные остановки. 2015Архивсячина

Канадский фотограф и путешественник Кристофер Хервиг (Christopher Herwig) проехал более 30 000 километров по дорогам бывших республик Советского Союза, чтобы найти и запечатлеть неожиданные сокровища социалистического искусства. ©

Ещё фотомастера, в т.ч. иностранцы

Обложка книги Кристофера Хервига «Советские автобусные остановки» (2015)

Более всего Хервига увлекли такие малые архитектурные формы, как автобусные остановки. Они оказались бесконечно разнообразными по форме и давали редкую возможность заглянуть в суть творческого мышления архитекторов советской эпохи.На создание книги-альбома о советских автобусных остановках (Soviet Bus Stops) Хервиг потратил 12 лет.

Это уникальное издание является на настоящий момент наиболее значительной и разнообразной фотоколлекцией советских автобусных остановок. Для финансирования первого издания альбома Хервиг провёл в 2014 году успешную кампанию сбора средств на Кикстартере, где собрал более 50 тысяч канадских долларов.

В сентябре 2015 года второе издание книги выпускает издательство FUEL Publishing.

_______Спецификации альбома Soviet Bus Stops– Издатель: FUEL Publishing- ISBN 978-0-9931911-0-7- Автор(ы)/редактор(ы): Christopher Herwig, Editors Damon Murray, Stephen Sorrell- Автор предисловия: Jonathan Meades- Автор введения: Christopher Herwig- Автор эссе The Bus Pavilion: A Minor Architectural Form (Автобусная остановка: малая архитектурная форма) — Vera Kavalkova-Halvarsson- Твёрдый переплёт- Цена: £19.95 / $32.50- Общее количество иллюстраций: 157 (все иллюстрации полноцветные)- Размер издания: 16 × 20 см (ориентация альбомная)- Общее количество страниц: 192- Ключевые слова: фотография, архитектура

– сентябрь 2015 года

_______2. Гагра, Абхазия3. Пицунда, АбхазияМы уезжаем прочь от скуки и обыденности, навстречу следующим остановкам — диким и сумасшедшим. Советская архитектура и дизайн запомнились нам, главным образом, неуклюжими высотками и функциональным, спартанским дизайном. Подавляющее желание единообразия оставляло мало места для личной свободы творчества. Исключения можно заметить лишь в транспортном секторе. Достойны восхищения станции метро в Москве и Ташкенте, где отказались от холодности и стерильности типичной советской городской архитектуры и где творческая свобода не была ограничена бюджетом. За великолепием и роскошью московского метро, легко не заметить феномен автобусной остановки, пример того, как советское искусство и дизайн, будучи выпущенными на свободу, становятся причудливыми и безумными. Автобусная остановка служит простой цели — обозначить, где останавливается автобус и обеспечить удобство и хоть какое-то укрытие от непогоды ожидающим пассажирам. Можно было предположить, что в Советском Союзе появится некий стандартный проект для этой общественной постройки — простой, функциональный и дешевый в массовом производстве. Но, во многих случаях, это не так, и на автобусные остановки потрачено немало времени, усилий и воображения. Разнообразие форм и дизайна безгранично — бетонные блоки, купола, колонны, башни, строения в форме треугольников и арок, некоторые даже имеют форму птицы, юрты или шляпы. На тех остановках, которые были не такими смелыми по архитектуре, их создатели привлекали внимание, украшая постройки фресками и мозаичными панно. Мотивы для оформления остановок отличались в зависимости от региона и отражали местную культуру, историю или представляли отрасли народного хозяйства.

К сожалению, после развала Советского Союза большинство из автобусных остановок сильно обветшало. Говорят, некоторые местные общества признали автобусные остановки памятниками архитектуры, достойными сохранения.

Их ремонтируют и красят. Остановки можно встретить в самых неожиданных местах — иногда посреди пустыни или в степи, иногда вне поля зрения от ближайшего населенного пункта. Они заставят нас удивляться и улыбаться.

_______

/ Кристофер Хервиг. «Автобусные остановки бывшего СССР». Перевод: Павел Макагон

Остановки в СССР как искусство

Умели же в СССР строить автобусные остановки, что России и постсоветским странам даже и не снилось. Об этом и пойдёт речь.

А пока подписывайтесь на канал.

Все мы знаем,что в советское время отводилось большое значение транспортному сообщению. Автобусы курсировали по всей стране и для этого строилось множество автобусных остановок. Предлагаю посмотреть на эти произведения искусства.

Вот вам Георгий Победоносец на крышеВот вам Георгий Победоносец на крыше

Как мы видим остановка перекрашена под флаг России уже в наше время.

Остановка в виде лампочкиОстановка в виде лампочки

Хотели бы посидеть внутри лампочки, как в старые добрые времена? Или может кто-то ранее уже видел такого типа остановки.

Остановка в необычном стилеОстановка в необычном стиле

А вот эта остановка в необычном стиле, даже для нашего времени кажется шедевром.

Остановка в виде птицы

Эта особенно мне понравилась,своим полетом, на фоне деревенских домов.

Остановка завода

Тут сразу издали видно название остановки,что даже слабовидящие узрят. Было бы здорово и в наше время строить хотя бы такие версии остановок.

Мозаичная остановка по теме космосМозаичная остановка по теме космос

Что ни остановка,то шедевр. Я все больше и больше удивляюсь произведениям прошлого века.

Не знаю как назвать эту остановку,пусть будет в стиле минимализмаНе знаю как назвать эту остановку,пусть будет в стиле минимализма

На фоне полей стоит вот такая остановка. Ничего особенного,но в тоже время не такая уж и простая.

Остановка сельхоз тематикиОстановка сельхоз тематики

Вот вам и 3D изображение прошлого века на остановке СССР. Красота да и только,а вы что скажете?

Остановка в виде волны

В сельской местности до сих пор стоит вот такая старая остановка,которая напоминает нам о нашей истории.

Остановка в символике союзаОстановка в символике союза

А вот и наконец-то остановка с символикой СССР. Вполне себе понятное для того времени.

Остановка шедевр

А это остановка серьезное произведение искусства. Интересно сколько времени потребовалось,чтоб ее построить?

А это остановка стоит в КазахстанеА это остановка стоит в Казахстане

Остановка наследие союза находится на территории современного Казахстана.

Мы посмотрели только на небольшую часть остановок,что до сих пор можно найти на территории постсоветского пространства.

Если вам понравилась эта рубрика,то продолжим и можем сравнить современные остановки с остановками прошлого. Что скажете? Пишите свое мнение, и подписывайтесь на канал.

Всем добра и мира, с вами Лейла признающая Москву.

Можете почитать о вонючем мясе и сахаре ТУТ

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector