Большой театр: история одной реконструкции

Большой театр: история одной реконструкции Главное фойе. Потолок. Фото Дамира Юсупова Большой театр: история одной реконструкции Главное фойе. Фото Дамира Юсупова Большой театр: история одной реконструкции Главное фойе. Фото Дамира Юсупова Большой театр: история одной реконструкции Парадная лестница. Фото Дамира Юсупова Большой театр: история одной реконструкции Лестница в Главное фойе. Фото Дамира Юсупова Большой театр: история одной реконструкции Главное фойе. Фото Дамира Юсупова Большой театр: история одной реконструкции Главное фойе. Лестница. Фото Дамира Юсупова Большой театр: история одной реконструкции Хоровой зал. Фото Дамира Юсупова Большой театр: история одной реконструкции Хоровой зал. Фото Дамира Юсупова Большой театр: история одной реконструкции Хоровой зал. Фото Дамира Юсупова Хоровой зал. Фото Дамира Юсупова Хоровой зал. Фото Дамира Юсупова Круглый зал. Фото Дамира Юсупова Лестница на уровне бельэтажа. Фрагмент старой кладки стен. Фото Дамира Юсупова Лестница на уровне четвертого яруса. Фрагмент старой кладки стен. Фото Дамира Юсупова Вестибюль.Фото Дамира Юсупова Центральная ложа. Фото Дамира Юсупова Фрагмент росписи плафона. Терпсихора. Фото Дамира Юсупова Фрагмент декора зрительного зала. Фото Дамира Юсупова

Реставрация и реконструкция основного здания Большого театра стала колоссальным проектом мирового уровня. Здание театра давно уже воспринимается как один из символов России. Поэтому его восстановление постоянно находилось под пристальным вниманием государства и общественности.

Историческое здание Большого театра было закрыто на реконструкцию со 2 июля 2005 года.

История реконструкций и реставраций здания Большого театра началась практически с первых лет его существования. К моменту начала нынешней реконструкции износ здания составлял по разным оценкам от 50 до 70 процентов.

Были предложены различные варианты его восстановления: от тривиального капитального ремонта до полной реконструкции существующего здания. В результате был выбран проект, одобренный труппой театра, архитекторами, деятелями культуры и т.д.

Проект предусматривал проведение научной реставрации зрительской части театра и кардинальную реконструкцию части сценической с углублением подземного пространства. При этом должен был сохраниться исторический облик здания как памятника архитектуры.

В первые годы реализации проекта происходило тщательное изучение самого здания, сканирование его положения в пространстве, состояния его стен и фундаментов. И только осенью 2009 г.

после многочисленных подготовительных работ огромное и сильно изношенное здание Большого театра было перенесено с временных опор на постоянный фундамент, и в театре началась масштабная реставрация. За последовавшие затем два года были выполнены рекордные объемы работы по восстановлению и реконструкции театра.

Каждый день в здании работали свыше трех с половиной тысяч профессионалов, из них около тысячи — реставраторов. И еще тысяча специалистов трудилась на благо Большого в реставрационных мастерских за пределами театра.

Кроме восстановления исторического облика и интерьеров перед проектировщиками была поставлена задача обеспечить театр новыми помещениями. Она была успешно решена за счет создания подземного пространства.

Другой не менее важной задачей стала необходимость сочетать строго научную реставрацию в исторической зоне и установку самого современного технологического оборудования в сценической части и новых пространствах театра.

Большой театр даже во многом восстановил исторический облик, утраченный за годы советской власти. Зрительный зал и часть его анфилады обрели тот вид, в котором задумал их архитектор Большого театра Альберт Кавос. Залы бывшего императорского фойе восстановлены по состоянию на 1895 г.

, когда их интерьеры были изменены во время подготовки к торжествам, сопровождавшим коронацию императора Николая II.

Под каждый воссоздаваемый или реставрируемый элемент интерьера создавался свой специальный проект, разрабатывалась отдельная документация по итогам многочисленных архивных и натурных исследований.

В 2010 г. были восстановлены помещения анфилады зрительного зала: Главного вестибюля, Белого фойе, Хорового, Экспозиционного, Круглого и Бетховенского залов. Москвичи увидели отреставрированные фасады и обновленный символ Большого театра — знаменитую квадригу Аполлона, созданную скульптором Петром Клодтом.

Зрительный зал вновь обрел свою первоначальную красоту. И теперь каждый зритель Большого театра может ощутить себя театралом XIX века и поразиться его пышному и одновременно «легкому» убранству.

Усыпанные золотом ярко-малиновые драпировки внутренних помещений лож, различные на каждом этаже штукатурные арабески, живописный плафон «Аполлон и музы» — все это придает зрительному залу вид сказочного дворца.

Особое внимание было уделено восстановлению легендарной акустики. Международные эксперты проводили многочисленные акустические исследования и строго следили за выполнением всех технических рекомендаций.

В проекте нашли свое применение самые современные решения в области сценической механизации. Историческая сцена Большого театра состоит из семи двухуровневых подъемно-опускных площадок.

Эти платформы легко меняют свое положение, так что сцена может становиться горизонтальной, наклонной или ступенчатой.

Можно объединять пространство сцены и арьерсцены, что создает невероятную глубину сценического пространства.

Новая верхняя механизация сцены дала возможность полноценно использовать световые, звуковые и визуальные эффекты. Сценическое пространство оборудовано специальными современными устройствами для размещения осветительных приборов, аппаратурой для спецэффектов и акустики.

Под авансценой создано дополнительное пространство для оркестра. Увеличенная оркестровая яма стала одной из самых больших в мире и теперь может вместить до 130 музыкантов, что актуально для исполнения таких масштабных произведений, как, например, оперы Вагнера.

Благодаря этому у театра появились новые помещения, в том числе подземный концертный зал, расположенный под Театральной площадью. Платформы сцены и зрительного зала смогут находиться в трех фиксированных положениях.

Благодаря уникальной механике зал сможет принимать различные конфигурации.

Кроме самого концертно-репетиционного зала и примыкающих к нему обслуживающих помещений, в подземной части будет расположено большое количество технических, бытовых и служебных помещений.

В проект реконструкции вошло также восстановление и Дома С.А. Хомякова — памятника архитектуры первой половины XIX века, преобразованного в служебный корпус. Из-за многочисленных реконструкций, которые проводились в ХХ веке, были полностью утрачены исторические интерьеры.

Внутренняя планировка будет реконструирована под современные нужды театра с сохранением капитальных стен.

Таким образом, отреставрированный дом станет одним из ключевых элементов комплекса зданий Большого театра и будет связан с основным зданием Большого театра подземным переходом.

Восстановление главной сцены страны стало знаковым событием в жизни для большой слаженной команды профессионалов самого высочайшего уровня. Проект собрал уникальных специалистов, чей великий труд по достоинству смогут оценить зрители Большого театра.

Распечатать

Из серии «Как это делается» | Реставрация Большого

Большой театр: история одной реконструкцииВ свои студенческие годы, которые пришлись на начало восьмидесятых, я устроился на работу в Большой театр — монтировщиком декораций. Наш МГИАИ был на ул. 25 Октября (которая теперь называется Никольской), поэтому добежать после лекций до театра, где вечерняя смена начиналась с четырех вечера, было делом пяти минут. Я проработал там два сезона, и это было замечательное время — я полюбил этот театр всей душой, потом он мне снился еще многие годы.

Несколько лет назад я даже сделал несколько записей о той своей работе, о внутренней жизни театра: http://drugoi.livejournal.com/678562.html

Последние годы театр переживал не лучшие времена и было время, когда само существование здания в его нынешнем виде стояло под вопросом.

Было очень интересно узнать, как обстоят дела с реконструкцией и реставрацией помещений театра, поэтому я несколько раз пытался попасть туда.

Наконец, мне это удалось — инвестиционная группа «Сумма-Капитал», занимающаяся реконструкцией театра, и пресс-служба ВТБ позвали на экскурсию.

Конструкции Большого театра (стены, фундаменты, перекрытия) на всех этапах его строительства и расширения всегда содержали элементы старых строений. Первый Старый Петровский театр (1780 года) имеет большие фрагменты предыдущего строения на Петровке. Большой Петровский театр Осипа Бове (1825 год) в сценической части и других местах включал в себя конструкции стен Старого Петровского театра.

При реконструкции театра Альбертом Кавосом рядом с новыми внутренними несущими стенами сохранялась кладка наружных стен, части лестниц и даже перекрытий. Наружные стены надстраивались, и нагрузка на старые фундаменты увеличивалась. Из-за сочетания старых и новых фундаментов и стен осадка здания была неравномерной, а деревянные сваи при изменении уровня грунтовых вод просто гнили.

Появлялись трещины, перекосы, просадки отдельных стен. Фактически, история здания Большого театра — это история сплошных реконструкций и реставраций с самого его появления и до нашего времени. Последние 120 лет здание театра находилось в постоянном процессе реставрации и ремонтов.

Существующий облик здания сложился в результате его восстановления архитектором Кавосом после пожара 1853 года, с последующими пристройками, выполненными в конце XIX века архитектором Гернетом и в середине ХХ века архитектором Рожиным.Большой театр: история одной реконструкцииИллюстрация студии iCube/varlamovruИз пресс-релиза:За весь период проектирования было рассмотрено 9 вариантов проекта реставрации и реконструкции Большого театра: от тривиального капитального ремонта до полной реконструкции существующего здания. В результате был выбран проект, одобренный труппой театра, культурными деятелями, архитекторами и т.д.В проект вошли: проведение научной реставрации зрительской части театра и кардинальная реконструкция сценической части с углублением подземного пространства. При этом сохраняется исторический облик здания как памятника архитектуры.В соответствии с заданием на проектирование и решением Методсовета Министерства культуры Российской Федерации от 05.02.2004 основное здание Большого театра должно сохранить свое островное положение и привычный исторический облик. Серьезные объемные надстройки и пристройки к зданию исключаются. Допускается только реконструкция северного фасада. Восстанавливается проезд по Копьевскому переулку между северным фасадом основного здания и Домом С.А. Хомякова. Главный вход в здание сохраняется через парадную колоннаду со стороны Театральной площади. Служебный вход находится во Вспомогательном корпусе. До реконструкции площадь основного здания составляла 30.366 кв.м. После реконструкции она будет увеличена на 42 454 кв. м и составит 72.830 кв.м. В процессе реконструкции увеличена площадь служебного корпуса с 3992 кв.м. до 6705 кв.м. Здания театра будут соединяться четырьмя подземными коридорами, площадь которых составит 380 кв.м., для этого также будут реконструированы 100 кв.м вспомогательного и 100 кв. м инженерного корпусов.Основное здание театра имеет габариты в плане:— наземная часть 117,45х62,30 м, включая портик, высота этажа – 2,91 – 3,02 м;— подземная часть 151,72х77,72 м, выстоа этажа 2,80; 3,30 и 3,60 м.

Читайте также:  Домик для ребенка на даче своими руками

Сейчас на строительной площадке каждый день работает порядка 3000 человек, их них 950 — реставраторы. Контроль хода работ осуществляется на основе представляемых генеральным подрядчиком ежедневных отчетов о выполнении месячно-суточных графиков производства работ.

Это не заводской цех, это сцена Большого театра. Стена впереди разделяет сцену и зрительный зал. На этом месте потом будет смонтирован новый противопожарный занавес, который опускают после окончания спектакля.Большой театр: история одной реконструкцииЯ это место у сцены сфотографировал нарочно — бригады монтировщиков были разделены на две стороны: левую и правую. Вот это место для нашей стороны, здесь мы стояли перед сменой декораций во время спектакля. Теперь здесь всё другое — даже стены новые.Большой театр: история одной реконструкцииСценическое пространство сверху. Поверхность сцены это, примерно, середина общей высоты помещения — над сценой 20,5 метров, под ней — 24 метра. Раньше, я помню, под сценой умещались шесть этажей с различными конструкциями.В сценической части театр будет оснащен современным техническим оборудованием. В качестве аналогов организации сценической технологии были взяты «Ковент Гарден» в Лондоне, «Гранд Опера» и «Опера Бастиль» в Париже, «Карло Феличе» в Генуе, «Ла Скала» в Милане, «Сан Карло» в Неаполе, театральный центр в Токио.Большой театр: история одной реконструкцииКолокола, которые раньше стояли внизу, подняты на самый верх. Колокольный звон в «Борисе Годунове» и «Хованщине» пробирал до дрожи. Самый большой колокол весит 6.4 тонны, самый маленький — 8.7 кг.Большой театр: история одной реконструкцииЗа годы существования театра эта гипсовая лепнина в боковых вестибюлях и кольцевых коридорах переделывалась многократно — композиции зачастую состоят из кусков самого разного времени.Большой театр: история одной реконструкцииВместо старых скрипучих паркетных полов, уложенных в советское время, восстановлен оригинальный каменный пол, сделанный в технике венецианской мозаики XIX века. Её рисунок сумели воссоздать на основе единственного фрагмента, обнаруженного в директорской ложе. При воссоздании узора были использованы одиннадцать сортов мрамора различных оттенков цветовой палитры.Большой театр: история одной реконструкцииПодземный репетиционно-концертный зал — одно из новых помещений театра. Он выходит за пределы основного здания и кончается там, где наверху сквер с фонтаном.Большой театр: история одной реконструкцииБелое фойе над входом в театр (16 на схеме вверху). Сюда в 1941 году во время авианалета попала авиабомба. Интерьер фойе восстановлен таким, каким он был в 1856 году. На стенах и потолке — роспись в технике «гризайль»: она выполняется в разных оттенках одного цвета и создает впечатление выпуклых лепных изображений. Снова появились большие зеркала — с их помощью Кавос увеличивал зрительный объем помещения. Вместо одной люстры со стеклянными шарами появились три хрустальных.Те детали, которые можно было восстановить и сохранить, оставлены на своих местах — как этот замок на двери.Большой зал императорского фойе. Теперь он называется Бетховенским. В советское время здесь проходили партсобрания коллектива театра, здесь исключали из партии Галину Вишневскую. В дальнем конце зала, справа — дверь в ложу, которой пользовался Сталин. Как большой любитель оперы, он мог приехать в театр, чтобы послушать только одну, любимую, арию. В ложе была сооружена полукруглая бетонная стена, которая надежно укрывала вождя от зрителей в зале. В театре рассказывали о специальном стуле, на котором сидел невысокого роста Сталин — внизу была сделана приступка для ног, чтобы они не висели в воздухе.Перед коронацией императора Николая II в 1895 году во Франции были заказаны уникальные шелковые ткани для того, чтобы украсить к торжествам залы Императорского фойе. Французские мастера соткали атласную ткань цвета «раскаленного чугуна» для обивки зала и 12 шелковых панно с вышивкой многоцветной шерстью. Узор на стенах — это композиция растительного орнамента в сочетании с архитектурными деталями и элементами, в которые мастера также включили гербы Российской империи и монограмму последнего императора России.Уникальные панно за это время сильно пострадали — монограммы и гербы в советское время вырезали ножницами, ткань постоянно страдала во время ремонтов и покраски, а в 70-е годы было принято решение отдать панно в химчистку, что нанесло непоправимый урон структуре полотна.Восстанавливали панно в течение трех лет буквально по нитям. Для этого пришлось создать специальные инструменты и кисти, чтобы затем вручную очистить от загрязнений каждый миллиметр ткани. В результате каждая нить художественного полотна была обновлена, а утраченные нити специалисты воссоздали из материалов, идентичным тем, которые использовались в 1895 году.

  • «…в 2-х люнетах Императорского большого Царского фойе поставить лавровый фестон на поперечных стенах по овалу свода, отделить середину люнетов таким же фестоном и поставить лепные украшения на середину люнетов в виде картуша с инициалом их Императорских величеств, короною и орнаментами».

Из архивных материалов известно, что лепные работы в интерьерах Большого императорского фойе выполнялись скульптурной мастерской М.Д. Кутырина. В сохранившемся договоре подряда имеется подробное описание этих работ: Хоровой зал тоже воссоздан таким, каким он был в 1856 году. То, что ты находишься в зрительном зале Большого, становится понятно только тогда, когда поднимаешь голову и видишь знакомые фигуры на потолке. Здесь все в строительных лесах, идет работа над золочением лепнины ярусов, а в центре готовят с сборке красу и гордость — большую хрустальную люстру.Впервые увидел этих атлантов без покрытия. Они, оказывается, из папье-маше — этого требует акустика зала, который до перестройки в советское время, славился ей на весь мир. С момента открытия в 1856 году акустика Большого театра была напрямую связана с деревянными конструкциями и отделкой зала панелями из резонансной ели. По замыслу архитектора Альберта Кавоса, возводившего здание театра после пожара 1853 года, зрительный зал был построен по принципу музыкального инструмента: деревянные полы, деревянные панели стен, деревянные перекрытия. Ради улучшения резонанса архитектор даже внес коррективы в инструкцию, согласно которой должны были проводиться все работы по созданию театров. Вместо того чтобы сделать, согласно этой инструкции, потолок из железа, Кавос выбрал дерево с целью избежать чрезмерного резонанса, свойственного металлу. Оригинальная конструкция плафона-деки выполненная из прямоугольных деревянных щитов, и облицовка деревом каменных стен способствовала значительному улучшению акустики Зрительного зала. Помещение стало напоминать громадный инструмент, выполненный по всем правилам музыкальной науки.Для того, чтобы проводить в зале Большого большие официальные мероприятия, в 20-е годы он был перестроен для увеличения зрительских мест. Вместе с этим было утрачено большое количество облицовки из резонансной ели, что привело к ухудшению качества звука. Сейчас всё восстанавливается по прежней схеме, разработанной Кавосом.На лесах, установленных вдоль балконов ярусов идет кропотливая работа по золочению декора из папье-маше. На золотой слой, которым был покрыт декор, за последующие 150 лет было наложено до 5-6 слоев позолоты, выполненных в других техниках. Во многом это было связано с тем, что предшествующие реставрационные работы зачастую проводились с несоблюдением технологического цикла. В некоторых местах золочение даже имитировалось порошком на основе медного сплава, разведенного лаком. Реставрационные работы, проводившиеся в советское время, проводились без расчистки предыдущих слоев позолоты по вновь нанесенным слоям левкаса. Все это испортило авторский слой золочения и привело к искажению рельефа декора.

Во время одной из прогулок по Риму пару лет назад я наблюдал, как работает мастер по золочению старинных вещей.

В Большом все происходит похоже — только мастера кроют декор по методу «золото на полимент» (полимент — это специальный грунт ручной работы из красной мелкодисперсной глины и белка).

Такой вид золочения, также называемый «русским», был практически утрачен в советское время. Мастеров, владеющих этой уникальной старинной технологией, пришлось собирать буквально по всей стране.

В позолоту идет очень тонкое и легкое золото. При золочении больших гладких поверхностей золото накладывается из книжечки целыми листами. При золочении рельефной поверхности золото «выдувается» из книжечки на специальную подушку из замши и разрезают специальным золотарным ножом на отдельные части. При первом прикосновении золото прилипает к пальцам.

Поэтому используется специальный инструмент — лампемзель (веерообразная кисть, изготовленная из беличьего хвоста). Перед тем как брать золото на лампемзель два-три раза проводят веером по масляной пластине для того, чтобы на нем появился незначительный жирный налет. После этого веер прикладывают к листу золота и переносят на то место, где должна быть позолота.

От веера золото пристает к полименту, подмоченному водкой. Водка немного растворяет входящий в состав полимента клей, втягивает сусальный лист, а затем испаряется. Лист золота становится одним целым с полиментом, и неровности исправить уже нельзя. Поэтому листы должны ложиться без морщин, один на другой с перехлестом несколько миллиметров.

Листки золота тщательно «притыкают» беличьей короткой кисточкой, особенно в местах углублений.Полировку золота производят спустя 2-3 часа после золочения. Места золочения разглаживают до блеска агатом или сердоликом — хорошо отшлифованным камнем в форме лопаточки от одного до трех сантиметров ширины. Это делается для того, чтобы придать золоту яркий блеск.

Раньше золото полировали медвежьим, кабаньим или волчьим клыков, поэтому классическая форма зубка (инструмент из агата или сердолика в форме крючков) напоминает клык. Агаты вставляются в металлические трубки и насаживаются на черенки примерно в палец толщиной, несколько длинней карандаша.

При полировке, плавно надавливая на агатовую лопаточку, выравнивают мелкие дефекты на сусальном золоте.Вот так выглядит сейчас зрительный зал с верхнего яруса.Пока меня водили по театру, специалисты готовились испытывать недавно отреставрированную и собранную заново Главную люстру, освещающую зрительный зал.

Читайте также:  Типы керамических плиток

Диаметр этого трехъярусного сооружения составляет 6,5 метра, а высота – 8,5 метра. Вес стального каркаса с латунными элементами — около 1860 кг. Вместе с хрустальными элементами люстра весит около 2,3 тонн.Для украшения люстры в 1863 году было изготовлено 15 тысяч хрустальных подвесок, весом более 260 кг.

Однако за время эксплуатации значительная часть хрустального убранства была повреждена и утрачена. Когда в 2006 году началась реставрация люстры, из 24 тысяч хрустальных элементов реставраторам пришлось восстанавливать более 13,5 тысяч деталей. При реставрации каркаса пришлось полностью расчистить сохранившуюся позолоту и нанести её заново.

В XIX веке люстра была газовой — в конструкции до сих пор сохранились трубки и вентили.Специалисты готовились к динамическим и весовым испытаниям различных элементов люстры.Украшение фасада театра — квадрига Аполлона — тоже пострадала при взрыве бомбы в 1941 году. При обследовании в 2007 году на поверхностях скульптур были обнаружены многочисленные трещины, вмятины, заплаты из меди.

Реставрация скульптурной группы началась осенью 2009 года сразу после установки здания театра на новый фундамент. В первую очередь были восстановлены конструкции подиума, проведена реконструкция кирпичной кладки в местах опоры балок, выполнены работы по защите поверхностей скульптурных композиций от коррозии.

В феврале 2010 года реставраторы приступили к работам по восстановлению скульптурной группы. Через два месяца фигуре античного бога были возвращены утраченные детали (в т.ч. тот самый фиговый листок). После восстановления скульптуры Аполлона мастера выполнили реставрацию колесницы, фигур коней и опорных узлов крепления скульптур.

Обновленная квадрига покрыта несколькими слоями специального защитного состава.Со знаменитыми колоннами фасада театра дело тоже обстояло весьма печально. Они сделаны из известняка и, чтобы защитить камень от влаги, их ставили на берестяные подкладки. Береста с течением времени истлела и влага из земли стала проникать в камень колонн.

От выступающей на поверхность соли стали появляться большие черные пятна (на старых фотографиях здания театра они хорошо видны). Реставраторам нужно было постараться привести камень в исходное состояние, обессолив его. Очищать белый камень реставраторы начали еще с конца марта 2010 года.

Для понижения солей на поверхность колонн накладывали специальные составы из целлюлозы и глины, оборачивая их на полторы – две недели пленкой — делали такие своеобразные компрессы. Контроль над состоянием известняка будет осуществляться теперь постоянно.Были заново изготовлены и торшерные фонари, которые тоже сильно пострадали. Исследование, кстати, показало, что большая часть из них являлась неточными копиями оригинальных фонарей Кавоса.Постараюсь держать вас в курсе происходящего в театре, который должен открыться поздней осенью этого года.Огромное спасибо инвестиционной группе «Сумма-Капитал» и пресс-службе банка ВТБ за помощь в подготовке репортажа.

Фотографии: © drugoi

Топ-5 скандалов реконструкции Большого театра — РБК

Вечером 28 октября Большой театр откроет свои двери после долгой шестилетней реконструкции. Гала-концерт, режиссером-постановщиком которого выступил лауреат премии “Золотая маска” Дмитрий Черняков, начнется в 19:00 мск и будет транслироваться в 600 кинотеатрах по всему миру: в Европе, Латинской Америке, США.

Большой театр: история одной реконструкции

Сегодня на сцене Большого выступят артисты труппы и приглашенные звезды мировой сцены: Пласидо Доминго, Дмитрий Хворостовский, Анжела Георгиу, Натали Дессей, Виолетта Урмана.

Масштабный проект, позволивший увеличить площадь помещений вдвое – до 72 тыс. кв. м, объединить подземные и надземные переходы, восстановить уникальную акустику, а также уменьшить количество зрительских мест в главном зале до 300, тянулся долгих шесть лет, а потому сопровождался не одним громким скандалом, заглушившим “голос муз”.

А гости кто?

Торжественное открытие Большого театра по статусу предполагало, что случайные люди на гала-концерт не попадут.

В Министерстве культуры неоднократно заявляли, что распределением пригласительных билетов на мероприятие будет заниматься администрация президента.

Среди почетных гостей, которые должны посетить торжество, называли имена президента РФ Дмитрия Медведева, премьер-министра Владимира Путина и канцлера Германии Ангелы Меркель.

Однако на прошлой неделе в Минкульте с удивлением узнали, что билеты на церемонию открытия театра попали в открытую продажу, причем их стоимость колебалась в промежутке от 90 тыс. до 2 млн руб., что стало поводом для жаркой дискуссии в Сети.

Приобрести билетик, сопоставимый по стоимости с однокомнатной квартирой в Москве, запросто можно было в интернет-магазинах.

В Минкульте пообещали разобраться с ситуацией, однако можно предположить, что некоторые билеты действительно ушли из администрации президента перекупщикам и попали в руки поклонников искусства с тугим кошельком.

Таким образом, на открытии Большого стоит ожидать представителей госорганов, а также состоятельных бизнесменов.

Лужкова забыли

В эфире РСН представитель генподрядчика реконструкции и реставрации Большого театра Михаил Сидоров рассказал о политиках, которые помогали в сложных строительных работах. По словам М.Сидорова, в первую очередь это Д.Медведев, который в 2009г.

принял решение взять стройку под свой контроль. Также театру помог и первый заместитель мэра Москвы Владимир Ресин, который, в отличие от Ю.Лужкова, не “устраивал политическое шоу на тех совещаниях, которые он проводил в районе Большого театра”, отметил М.

Сидоров.

Таким образом, бывший мэр Москвы Юрий Лужков, ставший свидетелем по уголовному делу о хищении средств из Банка Москвы и на этой почве рассорившийся с администрацией президента, вряд ли окажется среди приглашенных на открытие гостей. Отметим, что Ю.Лужков долгое время лично контролировал ход работ и участвовал в совещаниях попечительского совета Большого.

Уголовная песня

Стоимость реконструкции Большого театра обошлась более чем в 20 млрд руб. Такие данные приводил ранее министр культуры Александр Авдеев. Накануне стало известно, что государство вложило в проект 24,2 млрд руб.

, причем 11 млрд было потрачено за все годы строек, а еще 11 млрд – на механизацию. Таким образом, стоимость проекта превысила смету более чем в два раза (в 2005г. называли “скромную” цифру в 11,94 млрд руб.).

Как известно, где большие деньги, там и большие склоки, и Большому театру по статусу было положено попасть и в уголовные и новостные сводки. Первый скандал разразился в феврале 2006г., когда Ю.

Лужков покинул пост сопредседателя попечительского совета Большого театра, возмущенный концепцией реконструкции и бюджетом проекта. Весной 2006г. стало очевидно, что сроки реконструкции будут отложены с осени 2008г.

на более позднее время (назывался 2009г.)

В ноябре 2008г. министр культуры А.Авдеев на закрытом совещании сообщил, что реконструкция будет завершена к концу 2010 – началу 2011гг.

, и назвал четыре причины: слабый руководитель проекта, неэффективная схема взаимодействия фирм – участниц проекта, отсутствие взаимодействия с правительством Москвы и разноскоростной темп исполнения различных видов работ. Новым руководителем проекта был назначен Яков Саркисов.

В мае 2009г. президент Д.Медведев распорядился создать межведомственную рабочую группу по вопросам осуществления второй очереди реконструкции, реставрации и техоснащения комплекса зданий ГАБТ, в обязанности которой входили вопросы контроля за осуществлением деятельности подрядчика. В июле 2009г.

экс-мэр обрушился с критикой на подрядчика, выразив тревогу сроками окончания работ. В свою очередь Счетная палата пожаловалась на дороговизну строительных работ. Вскоре Ю.Лужков объявил, что столичные власти намерены завершить работы к октябрю 2011г. Затем подрядчик сменился, и одновременно со сменой строителей в сентябре 2009г.

было возбуждено уголовное дело по факту необоснованного расходования денежных средств, выделенных на реставрацию театра.

Следователями было установлено, что с момента заключения контракта в 2003г. по 2009г. дирекция театра трижды оплачивала “Курортпроекту” одни и те же работы, касавшиеся основного здания Большого театра.

В частности, первоначально было выплачено 98,048 миллиона рублей (из них 58,362 – за подготовку рабочей документации), затем на основании дополнительных соглашений – около 362,170 миллиона (в том числе около 26,250 миллиона – за подготовку документации), и затем более 497,870 миллиона рублей – за подготовку рабочей документации. Чем закончилась уголовная эпопея, неизвестно.

Профанация или реконструкция?

Незадолго до открытия стены Большого театра продолжали сотрясать скандалы. За месяц до открытия, когда Большой уже был якобы отремонтирован и реконструирован, Д.Медведев побывал на репетиции “Спящей красавицы”, и заявил, что “строители сделали все здорово”.

Однако сразу после визита главы государства премьер Большого театра Николай Цискаридзе заявил в эфире одного из телеканалов, что реконструкция театра еще не закончена, а артистов готовили к встрече с президентом, заявив, что “если кто-то откроет рот и что-то скажет, это будет иметь страшные последствия”. Руководитель Большого Сергей Филин вынужден был оправдываться перед журналистами. Он опроверг заявления Н.Цискаридзе о незаконченности реконструкции и добавил, что никакой специальной подготовки артистов перед визитом президента не проводилось.

Читайте также:  Идеи декора стен досками и планками

Однако артист не остановился и продолжил критическую тираду в адрес театра. Накануне Н.Цискаридзе сообщил, что любой зритель теперь запросто может увидеть, что вместо старинной лепнины в Большом – пластмасса или папье-маше, наклеенные на клей ПВА и покрашенные золотой краской, которые запросто можно отодрать и унести с собой.

Кроме того, в здании не осталось ни одного бронзового канделябра, ни бронзовых ручек на дверях, а вместо бронзы якобы железяка, подкрашенная золотой краской. Наконец, артист заявил, что репетиционные залы теперь настолько низкие, что балерину нельзя будет поднять: она сразу ударится о потолок.

Отметим, что представители движения “Архнадзор” также критически отозвались о проведенных работах.

Отметим, что ранее и в самом театре рассказывали о том, как ведется реконструкция. Так, в апреле 2006г.

Геральдический совет при президенте Российской Федерации поддержал предложение Роскультуры о замене в ходе реконструкции ГАБТ России барельефов Государственного герба СССР на барельефы исторического герба России 1856г.

В итоге барельефы были заменены на фасаде здания и над центральной царской ложей. Гербы СССР отправили на музейное хранение. О реакции коммунистов на этот шаг ничего не известно.

Шум и ярость: подземное эхо к искусству глухо

В ноябре 2011г. москворецкую линию московского метро закроют на несколько дней на участке между станциями “Новокузнецкая” и “Белорусская”. Поезда временно перестанут ходить на этом отрезке, поскольку специалисты собираются улучшить звукоизоляцию подземного зала Большого театра.

На путях предполагается установить резиновые маты и амортизирующие подкладки. Это поможет обеспечить дополнительную защиту театрального зала от шума и вибрации. Расстояние между станцией “Театральная” и залом – всего 40 метров.

Ожидается, что в подземном зале будут проходить все камерные концерты, а также репетиции хора Большого театра. По его словам, в зале уже сейчас стоит идеальная тишина, в частности, он изолирован от основной сцены, однако строители решили выполнить все рекомендации немецких акустиков.

Предполагается, что участок от “Новокузнецкой” до “Белорусской” будут закрывать в выходные – 19-20 ноября и 26-27 ноября. Пассажиры смогут добраться до нужной станции на автобусах, которые метрополитен введет на время работ.

Реконструкция Большого театра: история с продолжениями

Москва, 15 сентября 2009, 13:29 — REGNUM В свете того, что Следственным комитетом при прокуратуре РФ было возбуждено уголовное дело по факту необоснованно израсходованных денежных средств, выделенных на реставрацию Большого театра, ИА REGNUM Новости приводит хронологию событий, связанных с реконструкцией театра.

Работы по реконструкции Большого театра ведутся с 1990 года. До 1995 года заказчиком выступало правительство Москвы, затем – Госстрой. В 2003 году эти функции постановлением правительства РФ передали Минкульту, позже ход работ курировало Федеральное агентство по культуре, возглавляемое Михаилом Швыдким.

В 1999 году тендер на реконструкцию выиграли архитекторы Михаил Хазанов и Михаил Белов. Свой проект они выставили от имени института “Курортпроект”, и директор института Владимир Вайнштейн назначил главным архитектором театра Никиту Шангина – главного архитектора ЗАО “Курортпроект”. В реконструкцию с самого начала было вовлечено множество московских и иностранных компаний.

Заказчиком-застройщиком ГАБТ с 2003 года является Федеральное государственное учреждение “Дирекция по строительству, реконструкции и реставрации”, созданное 7 февраля 2002 года Министерством культуры РФ. С 2003 года в ФГУ сменилось несколько директоров: Феликс Киселев, Михаил Исаев, Иван Боровицкий, Валерий Меньшов… Нынешним директоров ФГУ является Яков Саркисов.

В международном открытом конкурсе на выбор генподрядчика по строительным работам участвовали четыре компании: АО “Напред” (Сербия и Черногория), ЗАО “Стройуправление №155”, ЗАО “СУИхолдинг” и Федеральное государственное унитарное предприятие специального строительства №5 при федеральной службе Спецстроя РФ (все – Россия).

В январе 2005 года заказчиком реконструкции и реставрации ГАБТ был подписан контракт на реконструкцию и реставрацию второй очереди основного комплекса зданий Государственного академического Большого театра России с ЗАО “СУИпроект” (генеральный директор – Александр Островский), выступавшим на конкурсе в составе ЗАО “СУИхолдинг” (президент – Азарий Лапидус), на сумму 11 млрд. 949 млн. 69 тысяч 700 рублей. В марте 2005 года было объявлено, что открытие театра намечено на I квартал 2008 года. Общая сметная стоимость проекта составляет около 1 миллиарда долларов США. Таким образом, реконструкция проводится по заказу ФГУ “Дирекция по строительству, реконструкции и реставрации”, а руководство проектом – под личным контролем министра культуры Александра Авдеева. Реализация проекта осуществляется генподрядчиком реконструкции компанией “СУИпроект”, проектной компанией – ЗАО “Курортпроект”. Тендер на поставку сценического оборудования выиграла немецкая компания Bosch Rexroth.

Историческое здание Большого театра было закрыто на реконструкцию со 2 июля 2005 года. Изначально сумма, запрошенная заказчиком Роскультурой на реконструкцию театра, составляла 25 млрд рублей, и Минэкономразвития сочло ее завышенной.

Ведомство, возглавляемое тогда Германом Грефом, потребовало сократить расходы почти в три раза. В процессе переговоров были попытки сменить генерального подрядчика “СУИпроект”.

В частности, свою оценку стоимости предложила частная строительная фирма Mercata Trading (руководитель – Виктор Столповских). В результате генеральному директору Большого Анатолию Иксанову пришлось согласиться на 15 млрд. рублей, которые были затем сокращены до 11,7 млрд.

несмотря на это, в то время эксперты неоднократно язвительно замечали, что сгори сейчас Большой театр – соорудить его заново было бы намного дешевле.

Реконструкция сопровождалась разногласиями между федеральным и городскими властями. В феврале 2006 года мэр Москвы Юрий Лужков заявил о выходе из Попечительского совета по реконструкции Большого театра. Свое решение он объяснил тем, что категорически не согласен с концепцией реконструкции театра и не доверяет завышенной смете на проведение работ.

Тогда же стало ясно, что точная сдача театра в эксплуатацию неизвестна никому: в декабре 2006 года руководитель Роскультуры Михаил Швыдкой сообщил, что работы по реконструкции Большого театра России идут в плановом порядке, но строители настаивают на увеличении срока работ.

В то время как Роскультура настаивала на открытии театра в марте 2008 года, застройщики уговаривали потерпеть до октября 2008 года. На тот момент общая цифра финансирования восстановительных работ – около 11 млрд. рублей – по словам Швыдкого, не менялась.

Между тем, уже в августе 2007 Михаил Швыдкой говорил о том, что заявленные сроки открытия (конец 2008 года) выдержаны не будут, так как при ближайшем рассмотрении выяснилось, что 60% площадей здания находятся в аварийном состоянии.

В августе 2008 года увольняется автор проекта реконструкции Никита Шангин, ссылаясь на то, что в проект по ходу дела вносятся “недопустимые изменения”. К тому времени запланированная стоимость работ по реконструкции Большого театра уже возросла почти в 10 раз – до 1,5 миллиарда долларов, а сроки работ растянулись, по предварительным оценкам, чуть ли не до 2013 года.

В конце концов у московских и федеральных властей лопнуло терпение. Созданная в мае 2009 года по инициативе президента Дмитрия Медведева специальная рабочая группа приняла решение подключить к работам подрядчиков из числа столичных строительных организаций.

В июне 2009 года появились сообщения об отстранении от проекта Генподрядчика реконструкции Большого театра компании “СУИхолдинг”.

Тем не менее, смена подрядчика стала, скорее, формальностью: к руководству нынешнего застройщика “СУИПроект” (дочки “СУИхолдинга”) просто пришли новые люди: о приобретении контрольного пакета акций “СУИпроект” объявила компания “Сумма Капитал”, основатель которой Зиявудин Магомедов является попечителем Большого театра.

По мнению руководства ФГУ “Дирекция по строительству, реконструкции и реставрации”, ответственного за объект, переход контрольного пакета “СУИпроект” к компании “Сумма Капитал”, позволит начать активные работы на площадке. В настоящий момент здание театра держится на временных опорах.

Кроме того, теперь к реконструкции привлечена одна из крупнейших московский проектных организаций: ГУП города Москвы “Управление по проектированию общественных зданий и сооружений “Моспроект-2” во главе с Михаилом Посохиным. А в сентябре подряд на реконструкцию ГАБТ получила и Группа компаний “СУ-155”: по поручению московского правительства специалисты компании осуществляют строительство подземного репетиционно-концертного зала театра.

Теперь речь идет об открытии театра в октябре 2011 года. Об этом уверенно говорят как в московской мэрии, так и в Кремле. Теперь строительство контролирует межведомственная рабочая группа под руководством замглавы администрации президента РФ Александра Беглова.

Заместителем руководителя группы назначен вице-премьер РФ Александр Жуков, секретарем – начальник управления информационного и документационного обеспечения президента РФ Сергей Осипов.

Но строительство строительством, а история реконструкции Большого театра теперь будет связана и с расследованием уголовного дела по факту необоснованно израсходованных денежных средств, выделенных на реставрацию.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector