Кинцуги — японское искусство восстановления разбитой посуды

Кинцуги — японское искусство восстановления разбитой посуды

Томоми Камошита (английская транскрипция – Tomomi Kamoshita), художница из Токио, отыскивает на пляже осколки глиняной посуды, ракушки и кусочки цветного стекла, чтобы создать из них изящные произведения искусства в традиционной технике кинцуги.

Кинцуги — японское искусство восстановления разбитой посуды

Этот древний метод восстановления разбитой глиняной посуды заключается в том, что в склеивающий лак, полученный из древесного сока,  добавляется золота или платина, которые не маскируют, а, наоборот, выделяют стыковочные швы.

Кинцуги — японское искусство восстановления разбитой посуды

Поэтический подход, который мог сформулировать только японский ум: сломанный предмет, который обычно выбрасывают за ненадобностью, становится сырьём для создания ценного произведения искусства.

Кинцуги — японское искусство восстановления разбитой посуды

Этот метод – словно метафора самой жизни: мы можем столкнуться с трудностями, которые, кажется, разрушают наше существование, но соединив с любовью отдельные кусочки вместе, мы становимся более сильными и красивыми, чем раньше.

Кинцуги — японское искусство восстановления разбитой посуды

Томоми Камошита получила профессиональную подготовку в университете искусства и дизайна Йошиби в области керамики. Недавно она увлеклась древней техникой кинцуги, создав потрясающую коллекцию «Подарок от волн».

Каждый японец осознаёт, что волны могут у нас многое отнять. Но верно так же и то, что они могут нас щедро одарить.

В этой работе я хотела возродить то, что принесли волны.

В каждом маленьком изящном творении заключена загадка. Какими были эти фрагменты до того, как разбились? Плоскими? Чашками? Они стали жертвами цунами? Или упали с корабля? Их потеряли или просто выбросили? Мы этого никогда не узнаем, но мы можем сами придумать увлекательную историю.

Кинцуги — японское искусство восстановления разбитой посуды

С идеей возрождения связано и включение в арт-объекты розоватых оттенков цветущей сакуры.

Кинцуги — японское искусство восстановления разбитой посуды

Независимо от того, что происходит, каждую весну сакура зацветает вновь. Это символ возобновления.

Изящные изделия, напоминающие по форме лепестки цветов, крылья бабочек, неполную луну, вполне функциональны.

Кинцуги — японское искусство восстановления разбитой посуды

Они могут служить декоративными подставками для столовых предметов, вилок и ножей, и конечно, палочек для еды (хаши-оки).

Кинцуги — японское искусство восстановления разбитой посуды

Изысканные произведения Томоми в этом году демонстрировались на коллективных выставках в Токио («Современные таланты Японии) и Нью-Йорке («Большая волна»: изображения для поддержки Японского фонда ликвидации последствий землетрясения).

Музей Дизайна приглашает посетителей полюбоваться изображениями арт-объектов как интерпретации  искусства кинцуги от талантливого керамиста Томоми Камошита.

Кинцуги — японское искусство восстановления разбитой посуды

Напишите в х о своих впечатлениях!

Анбрейк май харт. Техника Кинцуги в интерьерном дизайне — AfterworkDIY

Отремонтированное сердце от TJ Volonis, керамика, золото 24 карата источник

Кинцуги (kintsugi, “золотая заплатка”) – древнее японское искусство склеивать разбитую керамику с использованием специального древесного лака с замешанными в него золотыми, серебряными или платиновыми частицами.

“мы не идеальны, и в этом наша красота”

Это вам не просто склеить чашку или купить ей на замену новую. Философия Кинцуги гласит, что сколы и трещины – неотъемлемая часть истории предмета. Трещины не нужно маскировать, вместо этого их следует уважать и подчеркивать.

Все, что нас не убивает, делает нас сильнее, мудрее и… моднее.

Глубокая и романтичная идея Кинцуги нашла свое отражение в современном дизайне интерьеров в виде техники декорирования предметов иногда очень далеких от посуды.

Кинцуги — японское искусство восстановления разбитой посуды

ресторан аргентинской кухни в Париже источник

Кинцуги — японское искусство восстановления разбитой посуды

ресторан аргентинской кухни в Париже источник

Кинцуги — японское искусство восстановления разбитой посуды

ресторан аргентинской кухни в Париже источник

Золотая затирка и золотые вставки – один из последних трендов. Их используют для декорирования трещин в бетонных полах и для межплиточных швов.

Кинцуги — японское искусство восстановления разбитой посуды

золотая затирка для плитки источник

Кинцуги — японское искусство восстановления разбитой посуды

трещины в бетонном полу, заполненные золотом источник

Кинцуги — японское искусство восстановления разбитой посуды

Ниже фото проекта Sidewalk Kintsukuroi художницы Рейчел Суссман на улицах Нью-Йорка.

Я была бы всеми руками и ногами за, если молодые российские граффитисты, выражающие всю боль и неопределенность переходного возраста и негодование от современного государственного уклада в виде росписи стен лифтов, перешли бы все же на уличное Кинцуги. Может, тогда и тротуарную плитку перестилать каждый год бы перестали. Ведь российские дороги – неотъемлемая часть нашей национальной истории.

Золотые молдинги в месте стыка различных материалов напольного покрытия. Не Кинцуги, но тоже красиво 🙂

Кинцуги — японское искусство восстановления разбитой посуды

золотой переход между различными напольными материалами источник

Кинцуги — японское искусство восстановления разбитой посуды

необычно уложенная треугольная плитка с золотой затиркой источник

Мотивы Кинцуги можно проследить и в оформлении тумбы под раковину от британского бренда Maison Valentina. Каким бы странным ни казалось это решение в оформлении дорогой сантехники и мебели для ванных, но связь есть.

Эта коллекция называется Lapiaz, что означает карры, одну из форм поверхностного карста земли, когда вода и осадки тысячелетиями точат поверхности твердого грунта, оставляя за собой трещины, борозды и лунки.

Вот так Maison Valentina отразили в золоте историю Земли со времен юрского периода. 

Обои ручной работы в стиле Кинцуги. Эта британская компания сотрудничает с бутик-отелями по всему миру.

Кинцуги — японское искусство восстановления разбитой посуды

обои в стиле Кинцуги источник

В мире не найдется двух абсолютно одинаковых вещей в стиле Кинцуги. Как и двух одинаковых людей.

Фарфоровые скульптуры Translated Vase корейской художницы Yeesookyung, выполненные из кусочков разбитой утвари.

Работы навеяны существовавшей раньше корейской традицией сразу после производства уничтожать фарфорвую посуду, имеющую хоть малейшие изъяны, и оставлять только редкие идеальные образцы.

Художница собирает их в абстрактные фигуры, сохраняя их богатое прошлое и даря им новое будущее.

скульптуры корейского художника источник

скульптуры корейского художника источник

А вот бетонный стол за 1 800 фунтов стерлингов. Его столешница была сначала разбита на части, а потом собрана заново в духе Кинцуги.

Красота натуральных материалов. Фактура дерева подчеркнута металлом, а необработанные края подстаканников из мрамора и полудрагоценных камней покрыты 24-каратным золотом. 

мраморные подстаканники источник

украшения из дерева источник

подстаканники из полудрагоценных камней с необработанными краями источник

украшения из дерева источник

В Японии философию Кинцуги можно увидеть не только в виде традиционных золотых прожилок. Вот, например, трещина на мосту, заполненная деревянными колышками.

заполненные деревом трещины на мосту в Японии источник

Деним с заплатками японского одежного бренда Kapital.

Кинцуги не просто чинит вещи, а, скорее, преображает их.

Так что, если разбили любимую чашку, не спешите ее выбрасывать. Попробуйте склеить и покрыть золотой краской для посуды. Или приобретите готовый набор для починки. А если ваша плитка требует замены, попытайте счастья с Кинцуги.

В общем, любите свой город, любите природу и себя. Вещи с историей еще могут вам послужить.

набор для реставрации посуды в стиле Кинцуги источник

Вы можете оставить комментарий как гость

Кинцуги. Как я своими руками восстанавливаю посуду по старинной японской технике – ВыИскали

Пять лет назад я увлекся кинцуги — старинной японской традицией восстановления керамики. А сегодня я один из лучших в мире мастеров, работающих в этой редкой технике. Это признают даже японцы. Рассказываю, как по несколько месяцев я собираю из осколков дорогие сердцу предметы, а заодно и… сами сердца.

Как-то я сидел и пил чай из своего любимого чахая — сосуда для чайных церемоний. Он не был каким-то дорогим или редким. Обычный чахай, какие продаются в специализированных магазинах. В один неловкий момент он упал и разбился…

Я не стал выкидывать осколки и решил их склеить. Начал искать в Интернете варианты. Так я узнал про кинцуги* — японскую старинную технику склеивания керамики.

Кинцуги — японское искусство восстановления разбитой посудыТот самый чахай, вдохновивший меня

*Кинцуги – это старинное искусство реставрации керамической посуды с помощью натурального лака уруси, смешанного с золотой, серебряной или платиновой пылью.

Как я искал информацию о кинцуги

В Стране восходящего солнца мало кто владеет английским, да и мастера не особо публичные личности, поэтому учиться особо не у кого. Не было ни одной книги на русском, ни описаний в Интернете. Я просто искал все, что можно было найти про кинцуги.

В итоге я наткнулся на американца Девида Пайка, живущего в Японии и продающего по всему миру наборы для кинцуги. Еще он иногда выкладывал в Интернет видео из своей мастерской. Без описаний и комментариев. Я купил у него уруси и смотрел его ролики, вникал и пробовал. Ломал и снова пробовал.

Читайте также:  Керамогранит: разновидности и сфера применения

В общей сложности на освоение техники у меня ушло 2,5 года.

Кинцуги — японское искусство восстановления разбитой посудыС покупки уруси у американца, живущего в Японии, и попытки склеить любимый чахай и началось мое увлечение

Примерно через три месяца занятий случился самый сложный для меня период — началась сильная аллергия на уруси. Лак получают из лакового дерева — это абсолютно натуральный природный полимер.

Кому-то очень нравится этот тонкий запах, похожий на аромат цветущих лилий, но мой организм не принял его совсем

От работы с уруси кожа покрывалась аллергическими язвами, которые жутко чесались и мешали спать. На какое-то время приходилось бросать занятие кинцуги, пока язвы не заживут. Были даже мысли закончить совсем. Так длилось около полутора лет, пока мой организм не адаптировался.

Кинцуги — японское искусство восстановления разбитой посудыРабота над одной вещью может длиться до полутора лет

Сейчас у меня может возникнуть аллергическая реакция, но только в момент, когда иммунитет ослаблен из-за болезни или усталости.

Кинцуги стало моим основным занятием. Я бросил работу промышленным альпинистом и стал брать заказы. Сейчас реставрация керамики — мое основное ремесло, приносящее доход. В год я восстанавливаю 100–150 предметов.

Как устроен процесс

Как и во всем японском, в искусстве кинцуги есть глубокая философия. Она заключается в том, что поломки и трещины становятся неотъемлемой частью и украшением любой вещи.

Швы от склейки не маскируют, а, наоборот, подчеркивают, делая главным украшением

Я очень люблю этот процесс, когда происходит трансформация из кусочков в целый красивый предмет. Считаю это не просто ремонтом, а творчеством. Поэтому никогда не беру заказ у человека, который пытается навязать мне свою идею — цвет шва или конечный вид изделия. Я сам должен видеть и чувствовать, как будет выглядеть вещь после ремонта.

Кинцуги — японское искусство восстановления разбитой посудыЯ дарю разбитым вещам вторую жизнь

Есть несколько вариантов техники — смешивать уруси с золотой, серебряной или цветной пылью. В итоге швы получаются разных цветов. Недостающие кусочки можно взять от другой посуды или сделать из лака.

Я называю уруси старинным 3D-принтером, так как с его помощью можно вылепить все, что угодно

Вот так часами, а иногда и годами происходит восстановление разбитой чашки или чайника. Я работаю с самого утра и до позднего вечера. Мастерскую оборудовал прямо дома, в своей «однушке».

Кинцуги — японское искусство восстановления разбитой посуды

Кто мои клиенты

В основном коллекционеры-любители китайского фарфора. Или же просто люди, разбившие любимую и дорогую сердцу вещь.

Стоимость ремонта по технике кинцуги колеблется от 300 рублей (цена расходных материалов) до 250 000

Все зависит от сложности и очень индивидуально. Часто я берусь работать за символическую плату, потому что мне интересно попробовать восстановить тот или иной предмет.

Бывает, попадают в мою мастерскую очень редкие и интересные экземпляры. Например, китайская чаша XII–XIII веков, она досталась заказчику от жены-китаянки. Это была очень сложная и кропотливая работа, так как часть крохотных осколков оказалось утеряна. Восстановление заняло у меня полтора года.

А еще была старинная шкатулка. Если верить клейму 1844 года, то ее забрали во время Парижской коммуны из сожженной императорской резиденции Тюильри в Париже. Хозяин вещи говорил, что это семейная реликвия, оставшаяся от прабабушки.

Кстати, эту шкатулку приносили на починку дважды. Сначала я восстанавливал разбитую крышку, а потом дно — шкатулка упала с полки и разлетелась на 20 осколков. Ремонт занял 14 недель.

Почему разбиваться не страшно

Есть у меня одна традиция — перед новым годом я провожу конкурс на самую интересную историю о разбившейся вещи.

Приз — бесплатное восстановление предмета. Второе место — за символическую плату

В 2020-м второе место заняла девушка с рассказом про ее елочный шарик из фаянса. «Я сама чиненная-перечиненная, разбитая и собранная, но вот вроде бы живу до сих пор, — написала она. — А отремонтированный благодаря кинцуги шарик станет мне напоминанием: разбиваться не страшно, важнее в результате приобрести душевную целостность».

Кинцуги — японское искусство восстановления разбитой посудыЕлочная игрушка, победившая в моем конкурсе

Работа оказалась очень сложной, я долго не мог понять, каким хочу видеть в итоге этот шарик. Мучился в творческом поиске. Восстанавливал хрупкие осколки буквально по крупицам. Начал в январе, а закончил только вот недавно, в начале лета.

Скоро уже новый конкурс начнется.

К чему я стремлюсь

Очень много усилий я прикладываю для популяризации этого вида ремесла. Завел социальные сети, оформил сайт, регулярно публикую статьи, видео, фотографии. Я приглашаю всех, кому интересно посмотреть на мою работу или вдохнуть новую жизнь в любимую вещь.

Учеников немало, интерес к кинцуги у людей большой

Часто мне пишут люди с разных концов страны, просят поделиться секретами мастерства, я всегда с радостью отвечаю на все вопросы.

Кое-кто уже тоже берет заказы, но я считаю, что рановато, им еще учиться и учиться. Да и мне, собственно говоря, тоже. Я хочу довести мастерство до абсолютного идеала, хотя на сегодня мои тонкие швы, пожалуй, самые лучшие и красивые в мире.

Кинцуги — японское искусство восстановления разбитой посуды Кинцуги — японское искусство восстановления разбитой посуды

Для себя я тоже восстанавливаю вещи. Так что если приедете ко мне в мастерскую, будете пить чай из чашки, склеенной по технике кинцуги.

У меня таких много. В том числе тот самый чахай, с которого все началось. Он служит мне до сих пор, стоит на рабочем столе, как сосуд для инструментов

Дина Карпицкая
из личного архива Константина Корнилова

Кинцуги: искусство ценить изъяны | Экспресс-Новости

Слово “кинцуги” в переводе с японского означает “золотой ремонт”, восстановление сломанной вещи (как правило, разбитой посуды) посредством заполнения трещин специальным веществом золотого цвета или, другими словами, “искусство золотого шва”.

Согласно легенде, японский сёгун Асикага Ёсимаса разбил чашу, которую очень любил, тогда он приказал восстановить её любыми путями. Чаша отправилась в Китай, где мастера соединили осколки с помощью некрасивых крупных скоб.

Результат не устроил сёгуна, поэтому он приказал японским мастерам найти способ склеить чашу так, чтобы это смотрелось более эстетично. Так появилось искусство кинцуги. Произошло это в XV веке.

Кинцуги — японское искусство восстановления разбитой посуды

“Почему бы просто не выбросить осколки и не купить новую вещь?”- спросите вы. ИА “Экспресс-Новости” рассказывает: дело в том, что в азиатском мире люди по-другому смотрят на жизнь, в том числе на мелкие вещи (не менее важные для них).

Представьте, что у вас был старинный сервиз, передававшийся в вашей семье из поколения в поколение, но вы случайно уронили чашку, она треснула, и вы не знаете, что делать… С одной стороны, в магазинах очень много красивой посуды, и можно заменить чашку на более новую, но, с другой стороны, с ней вас связывают теплые воспоминания о вечерах в кругу семьи за горячим чаем.

Конечно, вы можете обвинить себя в неудаче и рассеянности, но можете посмотреть на это с другой стороны: мир не идеален, как и мы. У всех есть промахи, слабости, случаются провалы, неудачи. Так мы становимся сильнее и гордимся стойкостью, проявленной в те моменты. Мы часто говорим о ценности неудач, но стараемся как можно быстрее забыть о недостатках.

Но умеем ли мы их ценить и принимать?

Кинцуги — японское искусство восстановления разбитой посуды

В Японии из этого создали полноценную философию: трещины и повреждения не портят вещи, напротив, они напоминают нам о пережитых эмоциях и чувствах, о том, что нет смысла гнаться за недостижимыми идеалами, а нужно ценить изъяны, уметь не только их принимать, но и делать достоинствами.

Читайте также:  Мангал или печь барбекю из старых автомобильных дисков

В моменты душевных терзаний у нас часто возникает чувство, будто мы разрушаемся изнутри, но наши стойкость, сила воли, вера в лучшее склеивают осколки души, словно то вещество золотого цвета. Именно это и символизирует искусство кинцуги: умение создавать красоту, возникающую при восстановлении разбитых вещей.

Кинцуги — японское искусство восстановления разбитой посуды

“Если вы три раза действовали неудачно, это говорит о вашей необычной силе. Слабак просто не сможет трижды потерпеть крах”.

Минна Антрим

Своими руками: Кинцуги, или Как сделать разбитые вещи красивыми

Кинцугиподходит не только для починки традиционной японской керамики, но хорошо смотрится и на европейских предметах. Поэтому применить его можно к любому виду фарфора.

Лаки хон-уруши и шин-уруши

Традиционная техника кинцуги использует лак хон-уруши или буквально «настоящий лак», но в этом мастер-классе будет использован лак шин-уруши или «новый лак». Давайте разберемся, в чем же разница.

Лак хон-уруши — это натуральная краска, которую получают из ядовитого растения рода сумаховых, а именно из Toxicodendron vernicifluum, известного как лаковое дерево. У лака, получаемого таким способом, уникальный элегантный оттенок. А предметы, покрытые таким лаком, устойчивы к внешнему воздействию.

Сам лак может вызывать аллергическую реакцию, если предмет, покрытый им, не до конца просох. Поэтому использовать его нужно осторожно.

Удобным синтетическим заменителем стал лак шин-уруши. По свойствам он очень похож на «настоящий лак», но использовать его проще и удобнее.

Важно: Лак шин-уруши можно наносить только на декоративную посуду, так как есть из посуды, покрытой им, небезопасно! Посуду, покрытую лаками хон-уруши и шин-уруши, нельзя использовать в духовке, в микроволновке, в посудомоечной машине или чистить абразивными моющими средствами.

На этой фотографии представлена чашка, которой Михо Фуджита приклеила ручку в технике кинцуги.

Обратите внимание: Перед использованием ознакомьтесь с составом используемых ингредиентов. Помните о необходимых мерах предосторожности и всегда следуйте инструкции.

Материалы и инструменты

  • клей для керамики;
  • эпоксидная замазка для работ по металлу (быстросохнущая). Обычно состав застывает за 5 минут (точное время зависит от производителя). Чтобы увеличить время высыхания, можно побрызгать замазку спиртом;
  • водостойкая наждачная бумага (зерно 400–1000 для первичной обработки и зерно 1500 для финишной обработки);
  • лак шин-уруши;
  • цветная пудра (мы использовали оттенок латуни);
  • очиститель для шин-уруши;
  • растворитель для шин-уруши;
  • пипетка или деталь для капельницы;
  • тонкая кисточка (хорошо подойдут кисточки с круглой головкой для склеивания моделей из пластика);
  • вода;
  • алюминиевая фольга.

Шаг 1. Проверьте состояние вещиТщательно очистите отколовшиеся кусочки и исследуйте их состояние. Под ярким освещением проверьте все части на наличие тонких трещин, которые могут проявляться только на одной стороне керамического изделия.

Шаг 2. Склейте частиПродумайте, в каком порядке будете приклеивать детали к чашке или тарелке, а затем прикрепите их с помощью клея для керамики. Убедитесь, что детали плотно прилегают друг к другу и между ними нет зазоров.

Убедитесь, что получившаяся поверхность ровная и гладкая на ощупь. Отложите изделие сохнуть.

Шаг 3. Заделайте впадиныСмешайте ингредиенты эпоксидной замазки до получения однородного цвета.

Замазка затвердевает через пять минут, но спешить при этом не стоит. Если вам стало трудно работать с кусочком замазки, лучше сделайте новый.

Заделайте все вмятины и зазоры между склеенными деталями. Хорошо вминайте в них замазку, пока поверхность не станет идеально ровной и гладкой.

Начинайте заполнять зазоры с самых глубоких трещин и от них продвигайтесь к краям. Этап заделывания трещин очень важен. От него будет зависеть не только процесс шлифования, но и финальный вид предмета.

Шаг 4. Обработайте трещины «ниу» лаком (если они есть)«Ниу»— это повреждение, идущее изнутри предмета и выходящее наружу в виде трещины. Иногда очень сложно определить, где же расположены трещины, поэтому подержите предмет под ярким освещением. Возьмите на кисточку немного лака шин-уруши и нанесите на трещину, чтобы он впитался. Оставьте сохнуть на 15 минут.

Как только изделие высохнет, обмакните салфетку в очиститель от лака и сотрите излишки лака с поверхности.

Шаг 5. Отшлифуйте склеенные деталиСначала проверьте, не прилипает ли к рукам замазка. Затем прижмите её ногтем: если следов не остается, то она достаточно затвердела. Еще один способ убедиться в этом — легонько постучать по замазке. Если звук получается такой же, как при постукивании по самому предмету, то замазка окончательно застыла.

Смочите наждачную бумагу и отшлифуйте поверхность приклеенных деталей. Выбирайте зерно наждачной бумаги в зависимости от материала, из которого сделаны чашка или ваза.

Более мягкие материалы требуют мелкого зерна. Чем больше число на листе наждачной бумаги, тем она мельче, а глиняная и неглазурованная керамика обычно мягче, чем покрытая глазурью.

Для чашки на этом фото использовали наждачную бумагу номер 400.

Обработайте наждачной бумагой склеенные детали, проверяя одновременно, достаточно ли застыла замазка.

Когда замазка будет достаточно гладкой, отшлифуйте изделие еще раз, не забывая смочить лист наждачной бумаги водой.

На этот раз используйте наждачку с мелким зерном, например, 1500 или выше (на фото используется бумага с зерном 2000). Отшлифуйте все изделие целиком, чтобы удалить следы от пальцев.

Шаг 6. Теперь создаем «пейзаж», или кешикиНа кусочке алюминиевой фольги смешайте лак шин-уруши, цветную пудру (мы использовали оттенок латуни) и растворитель в пропорции 1:1:1. Сначала смешивайте лак с пудрой, а затем, когда смесь приобретет цвет, добавляйте растворитель по одной капле из пипетки.

Попробуйте этим составом и кисточкой нарисовать линию. Если линия исчезает, то раствор получился нужной консистенции.

Когда раствор будет готов, приступайте к его нанесению на чашку. Михо Фуджита рекомендует рисовать толстыми слоями, намеренно создавая подтеки и бугорки краски на склеенных деталях, чтобы сделать текстуру изделия ощутимой и интересной.

Бугорки краски можно сделать, подержав кисть какое-то время на одном месте. А узор в горошек — с помощью пробки от винной бутылки.

Затем смочите салфетку в очистителе и сотрите излишки лака.

После нанесения цвета отложите изделие на два–три дня, чтобы оно полностью просохло. Перед использованием его нужно будет помыть.

Михо Фуджита (на фото) рассказывает о технике кинцуги: «Ремонтируя вещь своими руками, вы сообщаете ей уникальные качества и, кроме того, чувствуете себя сопричастным к процессу рождения этой вещи.

И это делает её более ценной в ваших глазах. Не выбрасывайте сразу разбитые тарелки и чашки, попробуйте создать им новую историю».

Фуджита подчеркивает, что не стоит забывать о безопасном применении лаков, однако в остальном «нужно наслаждаться процессом».

Кинцуги — японское искусство ценить изъяны – Лайфхакер

Сложно в этом признаться, но с самого детства мы взращиваем в себе надежду достичь идеала. Мы мечтаем, что наша взрослая жизнь будет прекрасной во всех отношениях. Когда-нибудь мы встретим свою вторую половинку. Когда-нибудь мы найдём работу, которая будет приносить удовольствие. Когда-нибудь наш дом станет полной чашей, а окружающие будут уважать и ценить нас.

К сожалению, не все наши мечты сбываются, и образ идеальной жизни разбивается на мелкие кусочки, столкнувшись с реальностью.

Как справиться с этим и что делать с осколками, в которые превратились ваши мечты?

YouTube.com

Возможно, вам поможет японское искусство кинцуги. Его философская основа покажет вам, как следует воспринимать свои неудачи, проблемы и тревоги.

Кинцуги — это техника реставрации керамических изделий. Разбитую посуду склеивают снова, но трещины не маскируют. Наоборот, каждую из них подчёркивают, скрепляя осколки лаком с добавлением драгоценного металла — золота.

Читайте также:  Электропростынь и электроодеяло: греемся в холода

Идея состоит в том, что разбитая посуда не должна отправляться на свалку. Её нужно восстановить, при этом подчеркнув, что история предмета не заслуживает забвения.

Считается, что искусство кинцуги возникло в XV веке. По одной из версий, японский сёгун Асикага Ёсимаса разбил свою любимую чайную чашу. Он приказал отреставрировать её, и чашу отправили в Китай.

Мастера восстановили чашу и вернули её сёгуну, но оказалось, что они соединили осколки ужасными крупными скрепками. Асикага Ёсимаса был недоволен выполненной работой и приказал японским мастерам найти более эстетичный способ вернуть чаше прежний вид.

Они не только соединили осколки, но и превратили обычную посуду в предмет искусства с помощью техники кинцуги.

Кинцуги сродни философии ваби-саби. Её смысл состоит в принятии изъянов и умении видеть красоту в несовершенстве.

Очень японское отношение к недостаткам и проблемам нашло своё воплощение и в европейской культуре. О том, что изъяны стоит воспринимать как нечто прекрасное, писали и говорили всегда. Многие успешные люди признавались: они гордятся своими провалами, потому что во многом благодаря им смогли обрести счастье и добиться успеха.

Неудача — это приправа, которая придаёт успеху его аромат.

Сила основана на неудачах, а не на успехе. Я стала сильной, когда плыла против течения.

Многое говорит в пользу неудачи. Во всяком случае, она куда увлекательнее успеха.

Современный мир не терпит недостатков. Мы восхваляем молодость, красоту и новизну. Искусство кинцуги несёт в себе так необходимую сегодня мудрость, применимую не только к керамическим чашам, но и к человеческой жизни.

YouTube.com

Быть идеальным — это хорошая, но недостижимая мечта. Вместо того чтобы превозносить безукоризненный и нереальный образ, нам стоит поставить на пьедестал свою историю — такую, какая она есть.

Трещины — это искусство: как работает единственный в России мастер кинцуги

T

Мастерская Kintsugi Константина Корки

арт-директор: сергей пацюк

Мы много рассказывали об осознанном потреблении и ответственном отношении к вещам. Все эти принципы применимы не только к одежде, обуви и сумкам — бережное отношение и продление жизни вещей, свойственное японской культуре, распространяется и на посуду.

Кинцуги — «искусство золотого шва» — традиционная техника ремонта керамики при помощи лака уруси: его получают из сока лакового дерева, которое растет только в Японии, Корее и Китае. За пределами Японии кинцуги практически никто не занимается, и Константин Корка — единственный мастер в России.

Мы поговорили с ним о том, как он занялся таким непростым делом, почему люди предпочитают не выбрасывать, а чинить и об историях, стоящих за каждым предметом.

Все началось пять лет назад: у Константина разбился его любимый чахай — маленький кувшинчик, в которой переливают чай во время церемонии. «Мне хотелось его починить, но все советы, которые я нашел, были в духе «купи новый, выкинь этот».

Меня это не устроило», — вспоминает он.

Информации о кинцуги на русском языке не было, кроме статьи в «Википедии», — да и на английском тоже: «Я нашел американца, который 20 лет живет в Японии и этим занимается, — он выкладывал видеозаписи, где просто сидит и работает, ничего не объясняя.

Я где-то полгода пробовал за ним повторять, и стало что-то получаться. Но все равно каждый новый предмет — даже сейчас, — это обучение. Очень много нюансов, чем дальше заходишь, тем больше для себя открываешь». Чахай, впрочем, Константин так и не починил, но теперь хранит в нем кисточки.

Процесс починки разбитого изделия очень долгий и многоступенчатый: на один предмет уходит пять-шесть недель. Осколки склеивают при помощи смеси лака с пшеничной мукой, размятым вареным рисом или специальной глиной, этой же массой  заполняют сколы.

Потом изделие сохнет в теплой и влажной атмосфере, а после на швы наносят слои лака — их может быть очень много, так легче добиться гладкости. Финальный этап — засыпка золотой или серебряной пудрой.

Это не технологический, а скорее эстетический аспект: кинцуги — не только техника, но и часть философии, которая основана на том, что изъяны не делают предмет хуже, они становятся частью его истории и подчеркивают уникальность.

Индивидуальная история вещи — вообще главное в том, чем занимается Константин: «Даже если люди мне ее не рассказывают, я ее продлеваю. После ремонта все повреждения «вольются» в предмет, станут неотъемлемой его частью».

Константин не скрывает, что любит собирать «биографии» предметов, с которыми ему доводится работать. «Один раз написала женщина, у нее была чашка, которая принадлежала отцу. Ему ее подарили еще родители в пятидесятые или шестидесятые годы на 1 сентября.

И эта кружка — практически единственное, что осталось в память об отце, — сейчас разбилась. А у женщины на подходе сын, и она хочет передать кружку ему как реликвию.

Не могу сказать, что она какая-то дорогая по стоимости, но на ней есть памятная надпись: «Сережа, пей чай и пятерки получай». Это действительно история семьи, такая, которую хочется сохранить и передать дальше».

Однажды мастеру принесли самый обычный с виду чайник: «Человек любил заниматься туризмом, ездил по побережьям дикарем и везде возил этот чайник с собой — тот ему очень нравился.

А потом чайник разбили его жена с котом и долго от него скрывали. В итоге на день рождения ему подарили новый и рассказали о том, что старого, оказывается, больше нет.

Но человек не смирился: нашел меня, я починил любимый предмет, и он до сих пор им пользуется». 

Хотя большинство клиентов Константина так или иначе связаны с чайными церемониями и другими азиатскими традициями, за ремонтом обращаются не только они.

Например, ему довелось чинить расколотую ручку английской бритвы, а самым неожиданным и крупным — в прямом смысле слова — заказом была фаянсовая скульптура в метр высотой в виде плоской спирали.

Она не помещалась в сушильный шкаф, но у Константина получилось починить и ее.

Со скульптурами бывают сложности: они не всегда сделаны из пригодных для починки материалов. В числе предметов, которые починить не получится, есть, например, огромный слон с отбитой ногой. Его не склеить — пористый гипс уже впитал в себя клей от предыдущих попыток реставрации и теперь «не принимает лак».

За последние годы Константин не раз огорчал клиентов — нередко современная посуда сделана из полимеров, которые, хоть и похожи на глину, не держатся на лаке уруси: «То есть их починить можно, но пользоваться ими потом нельзя будет — развалятся по швам».

Зато те предметы, которые Константин чинит, потом могут служить годами и десятилетиями — лак не боится ни воды, ни температуры.

Раньше Константин совмещал ремонт посуды с другой работой, теперь же труд в мастерской — основное занятие, занимающее весь день. Компоненты дорогостоящие: лак, глины и пигменты приходится заказывать из Японии, в России их не производят, и годовой запас стоит около 30 тысяч рублей.

Но при нынешней загруженности мастерской эти траты с лихвой окупаются: ремонт небольшого скола стоит примерно 2000 рублей, починка чашки — 5–6 тысяч. Каждый день Константин одновременно обрабатывает 15–20 предметов: все скопом сначала клеит, потом покрывает лаком швы на уже высохших, потом засыпает металлической пудрой.

Заказчиков у мастера немало — за пять лет сарафанное радио разнесло новость о нем по всей стране, и заказы приходят из разных уголков России. «Лучшая реклама — это классно сделанный предмет. Ты его отдаешь хозяину, а он потом рассказывает всем своим друзьям, так люди и приходят».

Другие клиенты узнают о Kintsugi через сайт и социальные сети: «На сайт человек 20 в день приходит — не очень много, но я считаю, что для вещи, о которой еще пять лет назад никто не знал в России, это хороший показатель». 

Корка хочет развивать свою мастерскую и приглашать других учиться. Он рассказывает, что желающих немало, но когда узнают, что процесс кропотливый, попробовать решаются единицы.

Константин признает, что едва ли кинцуги станет массовым увлечением — все-таки это дорого и долго, — но он уверен, что своя клиентура у него будет несмотря ни на что: «Сейчас общество потребления навязывает постоянно покупку новых вещей, которые должны быть лучше, чем старые. Но это не всегда так, у людей все равно бывает привязанность к предметам».

{“width”:1200,”column_width”:81,”columns_n”:12,”gutter”:20,”line”:21}false7671300falsetrue{“mode”:”page”,”transition_type”:”slide”,”transition_direction”:”horizontal”,”transition_look”:”belt”,”slides_form”:{}}{“css”:”.editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}”}

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector