Московский метрополитен — история подземки большого города

Идея о запуске в Москве подземной железной дороги появилась на полвека раньше, чем проект стали воплощать в жизнь. С 1875 по 1930 год было представлено как минимум пять проектов строительства метрополитена.

Но к работам приступили лишь в начале 1930-х годов, когда стало совершенно очевидно, что общественный транспорт (представленный в основном трамваями) не справлялся с пассажирскими перевозками.

После пробки 6 января 1931 года, когда в городе на день встал весь транспорт — от трамваев до извозчиков, в Москве началось строительство метро.

1931–1940 годы: дворец для народа

10 декабря 1931 года во двор дома 13 по улице Русаковской (на месте будущего перегона «Сокольники» — «Красносельская») пришли семь рабочих и вонзили лопаты в мерзлую землю. Через месяц работа кипела уже на всех участках первой линии от «Сокольников» до «Дворца Советов» (сегодня — «Кропоткинская»).

Сначала метро не собирались прятать глубоко под землю, но для этого пришлось бы перекопать весь город. Молодой инженер Вениамин Маковский предложил прогрессивное решение: строить на глубине. Неожиданная идея вызвала море протестов, но пришлась по душе градоначальнику Лазарю Кагановичу.

Точку в споре поставил Иосиф Сталин, который утвердил проект глубокого заложения.

Московский метрополитен — история подземки большого города

Строительство шло трудно и медленно: не хватало ни опыта, ни людей. Пришлось обратиться за помощью к зарубежным коллегам. В 1934 году появился английский проходческий щит. Еще один собрали в СССР по его образцу. Работа сразу пошла быстрее. 15 октября 1934 года из электродепо «Северное», расположенного возле станции «Комсомольская», на линию выехал первый в истории метро поезд.

15 мая 1935 года открылись первые 13 станций: «Сокольники», «Красносельская», «Комсомольская», «Красные Ворота», «Кировская» (сегодня — «Чистые пруды»), «Дзержинская» (сегодня — «Лубянка»), «Охотный Ряд», «Библиотека имени Ленина», «Дворец Советов», «Парк культуры», «Улица Коминтерна» (до ноября 1990 года — «Калининская», сегодня — «Александровский сад»), «Арбатская» и «Смоленская». Символ Московского метрополитена — красную букву М — придумал архитектор Иван Таранов.

Московский метрополитен — история подземки большого города

Строительство второй очереди метро было завершено в 1937–1938 годах. Открылась станция «Киевская» (будущая Филёвская линия) и расположенный на этом участке первый в СССР метромост — Смоленский.

Заработали станции «Площадь Революции» и «Курская» Арбатско-Покровской линии.

Еще через полгода было запущено шесть станций Горьковского радиуса: «Сокол», «Аэропорт», «Динамо», «Белорусская», «Маяковская», «Площадь Свердлова» (сегодня — «Театральная»).

Строительство проходило под девизом «Создадим дворец для народа!», поэтому архитектура подземки отличалась монументальностью и торжественностью.

Станции «Площадь Революции», «Маяковская», «Театральная» можно назвать шедеврами архитектурной мысли. Это оценили и зарубежные специалисты: в 1939-м проект «Маяковской» (архитектор А.Н. Душкин, художник А.А.

Дейнека) получил Гран-при на Всемирной выставке в Нью-Йорке.

Московский метрополитен — история подземки большого города

Всего за первое десятилетие было проложено 24,25 километра линий и построено 22 станции.

1941–1950 годы: спасение в военное время

В годы Великой Отечественной войны метро использовалось как бомбоубежище. Во время авианалетов там собирались до полумиллиона человек, которые размещались как на платформах, так и в тоннелях.

Вскоре подземная жизнь стала обыденностью: на станциях были открыты магазины, парикмахерская и даже библиотека. Во время воздушных тревог в метро родилось 217 детей. А на «Кировской» (ныне «Чистые пруды») располагались отделы Генерального штаба.

Пути были отгорожены, поезда на станции не останавливались.

Но однажды метро чуть было не уничтожили. Такой приказ поступил от Кагановича 15 октября 1941 года, когда враг подступал к Москве. Метро планировалось частично затопить, частично — заминировать. Утром 16 октября метрополитен первый раз за всю историю не работал. К вечеру приказ об уничтожении был отменен.

Несмотря на военное положение, продолжалось строительство третьей очереди подземки.

В 1943–1944 годах были открыты станции «Завод имени Сталина» (с 1956 года — «Автозаводская»), «Павелецкая», «Новокузнецкая», «Сталинская» (с 1961 года — «Семёновская»), «Измайловский парк культуры и отдыха» (эта станция неоднократно переименовывалась, с 2005 года она называется «Партизанской»), «Бауманская», «Электрозаводская». Тоннель между «Площадью Свердлова» и «Заводом имени Сталина» прошел под Москвой-рекой. На всех станциях, возведенных в эти годы, установлены памятные таблички «Сооружено в дни Отечественной войны».

За годы военного лихолетья было проложено более 13 километров линий и открыто семь станций. А всего с 1941 по 1950 год московское метро увеличилось на 19,66 километра и 13 станций.

1951–1960 годы: от роскоши к простоте

После войны началось строительство четвертой очереди метрополитена — Кольцевой и Арбатской линий. Работы завершились уже в 1950-х годах.

Первоначально Кольцевая должна была пройти под Садовым кольцом, но затем проектировщики решили пустить ветку по вокзальным площадям. 1 января 1950 года открылся первый участок — от «Парка культуры» до «Курской». Он прошел как раз под Садовым кольцом.

30 января 1952 года был запущен второй отрезок — от «Курской» до «Белорусской». Кольцо замкнулось 14 марта 1954 года, когда поезда поехали от «Белорусской» до «Парка культуры». Кольцевая линия стала апофеозом сталинского ампира.

Все 12 станций украшены скульптурами, монументальной живописью, оригинальными светильниками. При этом каждая из них индивидуальна и неповторима.

Московский метрополитен — история подземки большого городаМосковский метрополитен — история подземки большого городаМосковский метрополитен — история подземки большого городаМосковский метрополитен — история подземки большого города

Прокладка Арбатской линии совпала с началом холодной войны. До 1952 года о новой ветке не упоминалось в прессе, так как в случае ядерной угрозы эти станции должны были стать бомбоубежищами.

В 1955 году правительство приняло решение «устранить излишества в проектировании и строительстве». Станции стали строиться не по индивидуальным, а типовым проектам. В итоге «ВСХВ» (сегодня — «ВДНХ»), «Спортивная» и другие выглядели более просто по сравнению со своими предшественницами.

Появились первые наземные станции («Студенческая», «Кутузовская» и «Фили»), строительство которых было более экономичным.

Погоня за дешевизной привела к тому, что при возведении Лужнецкого метромоста со станцией «Ленинские горы» (сегодня — «Воробьевы горы») были допущены ошибки, и он довольно быстро пришел в негодность.

Всего в 1951–1960 годах было построено 33,5 километра линий и 21 станция.

1961–1970 годы: «стекляшки» и «сороконожки»

Курс на упрощение, взятый в середине 1950-х, продолжался до 1970 года. Появились «стекляшки» (станции со стеклянными вестибюлями) и «сороконожки» (платформы с 40 колоннами в два ряда).

Новые станции отличались друг от друга только цветом облицовочного кафеля. Первой станцией, положившей начало архитектурному направлению «сороконожек», была «Первомайская».

А наиболее дешево в это десятилетие обошелся участок Филёвской линии от станции «Фили» до «Молодежной»: он почти весь проложен по поверхности.

Московский метрополитен — история подземки большого городаМосковский метрополитен — история подземки большого городаМосковский метрополитен — история подземки большого города

Также в 1960-е продолжалось удлинение радиусов. Накануне 1967-го открылся участок фиолетовой линии со станциями «Таганская», «Пролетарская», «Волгоградский проспект», «Текстильщики», «Кузьминки», «Рязанский проспект», «Ждановская» (сегодня — «Выхино»). В 1969-м на юг продлевается зеленая ветка: открываются «Коломенская», «Каширская», «Варшавская» и «Каховская».

Любопытно, что одна станция была в это десятилетие закрыта навсегда. Первоначально «Первомайскую» открыли в 1954 году на территории электродепо «Измайлово». Но с продлением Арбатско-Покровской линии на восток она стала не нужна. Саму станцию превратили в цех, а из вестибюля сделали актовый зал для сотрудников депо.

Похожая история произошла и в следующем десятилетии с временной станцией «Калужская». Она просуществовала на территории электродепо «Калужское» с 1964 по 1974 год. Таким образом, в Московском метрополитене есть и выведенные из эксплуатации для пассажиров участки — примерно четыре километра линий и две станции.

За это десятилетие проложено 58 километров подземки и открыта 31 станция.

1971–1980 годы: связывая ветки

Метрополитен не только продолжил удлиняться в сторону окраин, но и связывать между собой радиусы, заполняя внутрикольцевое пространство. В начале 1972 года открылись станции «Площадь Ногина» (сегодня — «Китай-город»), «Колхозная» (ныне «Сухаревская»).

Получает развитие концепция эстетического оформления. Теперь она сочетает индивидуальность сталинского метро и индустриальность хрущевского. В центре строятся станции глубокого заложения.

«Кузнецкий Мост», «Пушкинская», «Горьковская» (теперь «Тверская») возводятся в стиле 30-х годов прошлого века. Типовые станции модернизируются, практикуется оригинальный подход.

Так, станция «Свиблово» украшена смальтовыми панно и миниатюрами, в оформлении «Марксистской» применялась флорентийская мозаика, на «Шаболовской» использовался витраж из цветного стекла.

В 1970-х годах было проложено 52,8 километра пути и введено в строй 30 станций.

1981–1990 годы: обмен метроподарками

Конец 1970-х — начало 1980-х годов — этот период стал наиболее продуктивным в строительстве метрополитена. В 1983-м была введена в эксплуатацию Серпуховская линия с восемью станциями — от «Серпуховской» до «Южной».

В 1985-м столичная подземка пополнилась станцией чехословацких метростроевцев. В то время как архитекторы и инженеры дружественной страны возводили «Пражскую», советские оформители занимались строительством станции «Московская» в Праге.

Грянула перестройка, и темп прокладки метро замедлился. С 1985 по 1988 год строители ежегодно сдавали по три станции. В 1989-м была открыта только одна — «Крылатское» Филёвской линии.

В 1990-м — четыре: «Ясенево» и «Битцевский парк» (сегодня — «Новоясеневская») Калужско-Рижской линии, а также «Черкизовская» и «Улица Подбельского» (сегодня — «Бульвар Рокоссовского») Кировско-Фрунзенской (сейчас — Сокольнической) линии.

Всего за 1980-е годы проложено 46,5 километра пути и открыто 28 станций.

1991–2000 годы: первые станции новой страны

В лихие 1990-е строительство метро резко сократились. Тем не менее были завершены проекты, запущенные еще до распада СССР.

С 1991 по 1994 год открывается северный участок Серпуховско-Тимирязевской линии от «Савеловской» до «Алтуфьева». В 1995–1999 годах после долгого строительства запускается Люблинская линия от «Чкаловской» до «Марьино».

В августе 2000-го на Серпуховско-Тимирязевской линии открывается «Улица Академика Янгеля».

В это сложное десятилетие в государственной казне почти не было средств, поэтому многие станции метрополитену пришлось прокладывать за свой счет. Но несмотря на тяжелое финансовое положение, их оформление выглядит вполне достойно.

Во время последнего десятилетия прошлого века подземка увеличилась 32,8 километра и 19 станций.

Читайте также:  Ложемент: виды, правила выбора, как сделать своими руками

2001–2010 годы: за пределы Москвы

В новом столетии ветки метро продлеваются не только в спальные районы, но и за МКАД. Первой станцией за пределами Московской кольцевой автодороги становится «Бульвар Дмитрия Донского», открытый в конце 2002-го.

В том же году после двух десятков лет реконструкции начинает работу станция «Воробьевы горы» на вновь отстроенном Лужнецком метромосту. В мае 2003-го открывается самая глубокая станция подземки — «Парк Победы», а через полгода — Бутовская линия легкого метро.

В 2004-м на севере запускается монорельсовая дорога, связавшая районы Останкинский и Тимирязевский.

В 2009-м Арбатско-Покровская линия продлевается на запад, причем не только за МКАД, но и — впервые в истории столичного метро — в область: первой станцией метро в Подмосковье стала станция «Мякинино». Появляются новые станции на Филёвской и Люблинско-Дмитровской линиях.

Меняется архитектура: проектирование ведется в новой стилистике. Из наиболее удачных можно отметить «Славянский бульвар», «Парк Победы», «Аннино», «Волоколамскую».

За первое десятилетие нового века построено 37,5 километра пути и 21 станция. А с учетом монорельса москвичи получили за 10 лет 42 километра линий и 27 станций.

С 2011 года: «братство» колец

В наши дни подземка приходит в самые отдаленные районы, значительно упрощая жизнь москвичам.

За последние шесть лет метро появилось в Братееве, Орехово-Борисове, Тропарёве, а также в расположенных за МКАД районах Новокосино, Выхино-Жулебино, на присоединенных к Москве территориях. Не остаются без внимания и старые районы.

В сентябре 2016 года на севере и северо-востоке открыты сразу три станции: «Бутырская», «Фонвизинская» и «Петровско-Разумовская». В марте 2017-го три станции — «Минская», «Ломоносовский проспект», «Раменки» — облегчили передвижение по городу жителям запада Москвы.

Кроме того, появилось много пересадок за пределами Кольцевой линии: «Зябликово», «Деловой центр», «Парк Победы», «Битцевский парк», «Петровско-Разумовская». Они помогают оптимизировать транспортные потоки и дают возможность москвичам совершать поездки, минуя центр.

Ярким событием в жизни города стал запуск в 2016 году Московского центрального кольца — городской железной дороги, интегрированной в структуру метрополитена. 31 станция, расположенная на линии, позволяет горожанам быстро пересаживаться, минуя центр.

Сегодня метро продолжает распространяться по столице. Менее чем за последние семь лет в Москве открыто для пассажирского движения, считая МЦК, 55 станций и 101 километр линий — намного больше, чем в любой другой период строительства метрополитена. С вводом пяти первых станций Третьего пересадочного контура это уже будет 111,5 километра и 60 станций.

Также близится к завершению строительство участков «Речной вокзал» — «Ховрино», «Раменки» — «Рассказовка» и «Петровско-Разумовская» — «Селигерская».

В 2018 году будет открыта новая Кожуховская линия протяженностью 17,5 километра, в 2019-м красную линию дотянут до Столбова, а в 2020–2021 годах будет пущено движение по всему Третьему пересадочному контуру, длина которого составит около 65 километров.

Всего за 10 лет, с 2011 по 2020 год, в Москве будет проложено около 200 километров линий и открыто свыше 100 станций метро, считая МЦК. Примерно столько же было построено с 1965 по 2010 год, то есть за 45 лет.

Фотографии предоставлены Главархивом Москвы

Бункер Сталина, станции-призраки, древние животные: пять главных загадок московского метро

Историк Московского метрополитена раскрыл удивительные тайны столичной подземки и рассказал, как строилось главное метро страны.

Мы почти не задумываемся об этом, но довольно большая часть нашей жизни проходит под землей – в дороге на учебу, работу, по личным делам… И история московского метро, способного доставить нас в любую точку города, удивительна и многогранна – недаром здесь каждый день можно увидеть толпы иностранных туристов, пришедших на экскурсию по столичной подземке.

Первые проекты по строительству подземной железной дороги в России начали разрабатывать еще в XIX веке, однако открытие первой линии метрополитена состоялось лишь в 1935 году.

Московский метрополитен — история подземки большого города

О важности нового транспорта для Советского государства свидетельствует постановление Совнаркома СССР от 25 мая 1932 года «О строительстве метрополитена в городе Москве».

Документ призывает: «Считать Метрострой важнейшей государственной стройкой с обеспечением ее лесоматериалами, металлом, цементом, средствами транспорта и т. п.

как первоочередной важности ударной стройки всесоюзного значения». 

Уже через три года метрополитен заработал и стал принимать сперва тысячи, вскоре сотни тысяч, а теперь и десятки миллионов пассажиров, что заметно разгружает московские улицы, заполненные автомобилями.

Московский метрополитен — история подземки большого города

Редакция портала «История.РФ» взяла интервью у историка московского метро, известного блогера Александра Попова. Мы попросили его ответить на самые популярные вопросы о метрополитене и развеять ряд мифов, которые связаны с этим гигантским «подземным городом». Итак, начнем с самого начала.

Загадка № 1. Церковь боялась «преисподней»

Вопрос: Существует версия о том, что проект строительства метрополитена в Москве, разработанный еще в XIX веке, был забракован из-за неодобрения Церкви.

В некоторых источниках приводится цитата из письма столичного архиерея к московскому митрополиту Иннокентию: «Возможно ли допустить сию греховную мечту? Не унизит ли себя человек, созданный по образу и подобию Божию, спустившись в преисподнюю?» Однако, согласно официальной версии, поводом для отказа от строительства послужила «экономическая нецелесообразность». Где же правда?

Ответ: Обе версии верны примерно наполовину. Надо помнить, что в XIX веке столицей Российской империи был все-таки Санкт-Петербург, и все планы о строительстве метро, естественно, относились к этому городу. При этом первые планы о создании подземных туннелей появились еще в 1820-х годах.

Изобретатель проходческого щита англичанин Марк Брюнель предложил Александру I проложить под Невой подземный пешеходный туннель. Но в итоге решили, что после войны с Наполеоном экономика у нас ослаблена, и сейчас не до туннеля, а вместо него лучше построить мост. И поэтому Брюнель построил пешеходный туннель в Лондоне, под Темзой.

Этот туннель строился 17 лет, его длина составляла 400 метров.

Московский метрополитен — история подземки большого города

В течение XIX века в Санкт-Петербурге периодически возникали проекты постройки метро, но все они, как правило, ограничивались предложениями осушить реки, засыпать каналы и проложить там туннели, построить эстакады и т. д.

Наиболее ранние детальные проекты, которые были применимы и для Москвы, и для Санкт-Петербурга, создали одни и те же авторы – Петр Иванович Балинский и Евгений Карлович Кнорре.

Они разработали проект Центрального вокзала; у нас он находился на Васильевском спуске, а в Петербурге – около Московского вокзала. Все это планировалось сделать на эстакадах с небольшими участками, где было бы заглубление (или лучше углубление) под землю.

И вот здесь как раз сошлись интересы Московской городской думы и Русской православной церкви. Дело в том, что для Москвы предполагался снос нескольких церквей, расположенных в местах, где должны были пройти эстакады, чего Церковь ни в коем случае не могла допустить.

И есть цитатаИмператорского Московского археологического общества, где сказано, что если даже туннель приблизится «к храмам на расстояние трех аршин», то они «умалятся в своем благолепии».

Но при этом мы не должны забывать, что в Москве к тому моменту городская дума уже выкупила концессию на трамвай, а Петербургская дума готовилась выкупить эту концессию у частных владельцев.

Соответственно, ни Московской, ни Санкт-Петербургской городской думе не нужна была конкуренция в виде нового пассажирского транспорта – они хотели «отбить» свои вложения в трамваи. Соответственно, проекты были благополучно задвинуты в долгий ящик думского стола.

А потом уже началась Первая мировая война, за ней Революция, Гражданская война, и говорить о каких-то серьезных проектах метро уже смысла не было. Хотя что для Москвы, что для Санкт-Петербурга какие-то идеи продолжали появляться.

И если мы говорим про Москву, то основное направление трассировки – площадь трех вокзалов, Парк культуры – примерно в это время уже начинает прослеживаться.

Московский метрополитен — история подземки большого города

Наиболее серьезный проект метрополитена, который вернулся после всех наших перипетий уже для Советского Союза, относится к середине 1920-х годов.

Проект Московских городских железных дорог (МГЖД) должен был быть осуществлен наподобие Парижского метрополитена – станции с боковыми платформами, тоннели мелкого заложения и т. д. Но у нас в принципе не было опыта в проектировании таких построек, мы не знали, как это сделать и какие нас ждут подводные камни.

Поэтому президиум Моссовета заказал проекты для метрополитена у немецкой фирмы Siemens-Bauunion, у французской компании в Париже и у английской фирмы, которая строила Лондонский метрополитен.

Соответственно, мы получили три разных проекта, которые были приспособлены исключительно под геологию тех городов: из Лондона мы получили проект глубокого заложения, где все пройдено щитами; берлинский проект – это мелкое заложение, открытый способ; парижский проект – это мелкое заложение, но закрытый способ.

Москва же обладает очень пестрой геологией в отличие от этих трех городов, и поэтому применить какой-то проект полностью было для нас неприемлемо.

И уже на основе всех этих трех проектов, плюс на основе нашего проекта, где-то к концу 1920-х годов получился тот проект, который впоследствии был реализован. Но споры о том, какие участки на какой глубине строить, шли до весны 1933 года.

Осенью 1931 года началась опытная проходка под Русаковской улицей, и только к весне 1933 года наконец утвердился окончательный технический проект по глубинному расположению станций первой очереди московского метро.

Московский метрополитен — история подземки большого города

Загадка № 2. Как Сталин застрял в тоннеле

Вопрос: Дата открытия первой линии московского метро – 15 мая 1935 года. Почему для такого важного события выбрали самый обыкновенный день, не приурочив к какой-либо важной годовщине или празднику?

Читайте также:  Термоплёнка на окна: особенности, правила монтажа

Ответ: Есть воспоминания метростроевцев, о которых мне рассказывали и которые я сам читал в подшивке газеты «Метростроевец». Суть их такова.

Изначально пуск метро предполагалось осуществить осенью 1934 года, потом его перенесли на Новый год 1934–1935, но, поскольку все это было для нас в новинку, сроки постоянно переносились.

В принципе, логично было бы пустить метрополитен 1 мая – в праздник Весны и Труда.

Но в конце апреля 1935 года, когда объект уже был готов к сдаче, И. В. Сталина и его комиссию пригласили прокатиться в одном из составов, чтобы показать итоги строительства. И поезд застрял в туннеле! По версии, которая известна, охрана Сталина переусердствовала и закрыла все вентиляции, чтобы никто не смог туда попасть.

Тем самым была нарушена вентиляция оборудования, которое попросту перегрелось, произошло обесточивание линии, и поезд встал в туннеле. А реакция Сталина (опять же, по воспоминаниям метростроевцев, то есть это нельзя ни подтвердить, ни опровергнуть) была проста. Он сказал примерно следующее: «Раз дело новое, то даю вам еще две недели, чтобы все доделать».

И ровно через две недели, утром 15 мая 1935 года, метрополитен был открыт для пассажиров.

Московский метрополитен — история подземки большого города

Загадка № 3. «Метро-2» и станции-призраки

Вопрос: Одна из самых популярных легенд столичной подземки – это «Метро-2».

Многие верят, что под Москвой существует секретная сеть стратегических подземных коммуникаций, предназначенных для размещения представителей высшей власти и их семей на случай войны, однако прямых доказательств этому нет.

Так правда это или миф? И правда ли, что в метро есть таинственные станции-призраки, которых нет на карте, – такие как «Волоколамская» и «Советская»?

Ответ: Что там правда, а что нет, каждый волен решать для себя сам, по-своему анализируя различную информацию. Но на станции «Таганская» есть бункер ГО-42, который сейчас является музеем. Любой желающий может туда спуститься и оценить объем того сооружения, которое было построено – по сути, это еще одна станция.

Московский метрополитен — история подземки большого города

Теперь что касается станций-призраков. Станция «Волоколамская», которая долгое время была недостроенной на участке между станциями «Щукинская» и «Тушинская», сейчас достроена и открыта – это станция «Спартак» Таганско-Краснопресненской линии.

Сказать, начали ли строить станцию «Советская», которая могла планироваться между «Театральной» и «Маяковской», трудно, потому что, во-первых, на всех первых линиях московского метро оставляли довольно большое количество заделов для того, чтобы потом построить станции.

Например, между станциями «Курская» и «Площадь Революции» оставлен задел под строительство целых двух станций, которые, возможно, в дальнейшем когда-нибудь будут построены. Поэтому предположение о том, что между станциями «Театральная» и «Маяковская» есть задел под две станции, в принципе, оправдан.

Но реализован из них был только один – это станция «Горьковская» (ныне «Тверская»). Поэтому, скорее всего, там действительно был просто оставлен задел под еще одну станцию, которая могла быть построена в будущем. Но, возможно, учитывая нынешние реалии, она там и не нужна, поскольку там нельзя будет сделать пересадку…

Были еще две станции в депо: это станция «Первомайская» в депо «Измайлово» и станция «Калужская» в одноименном депо. Они были временными на тот период, пока не было построено продолжение этих двух линий [Арбатско-Покровской и Калужско-Рижской], но как только это было сделано, обе станции были закрыты.

Мы, пассажиры, когда находимся на станции, видим 40–50 % того, что построено. Помимо этого, есть технические помещения, тягово-понизительные подстанции, водоотливные системы, кабельно-вентиляционные коллекторы и еще много всего.

Естественно, туда должен быть доступ: это либо делается со станции, либо делаются ходки из перегонных туннелей.

Тем не менее все это необходимо обслуживать, поэтому то, что мы можем увидеть, – это просто технические помещения, необходимые для поддержания жизнедеятельности пассажиров и метрополитена в целом. Больше никаких тайн нет!

Московский метрополитен — история подземки большого города

Загадка № 4. Метро Юрского периода

Вопрос: Говорят, на станциях в стенах сохранились древние ископаемые. Их можно увидеть?

Ответ: Нельзя сказать, что такое можно наблюдать на многих станциях, но есть определенные сорта мрамора, где действительно видны ископаемые. Например, на переходе между станциями «Трубная» и «Цветной бульвар» в мраморе можно увидеть древние ракушки. Там огромное количество срезов, где прекрасно видны эти окаменелости. Есть и другие станции, где использовался похожий мрамор.

Московский метрополитен — история подземки большого города

Кстати, то, что наше красивейшее метро – самое дорогое в мире, не совсем так. В общей смете строительной станции отделка занимает где-то 5–7 %, так что сильно удешевить ее довольно проблематично.

В последнее время, конечно, используются уже другие технологии. Например, мрамор кладется не на раствор (так называемый мокрый способ), а с помощью специального строительного профиля.

Естественно, это дешевле, а главное, проще и быстрее.

Кстати говоря, европейский метрополитен раньше выполнял чисто утилитарную функцию – перевезти пассажира из пункта А в пункт Б.

И только в последние лет 30 европейцы поняли, что пассажиров надо привлекать в том числе красивой архитектурой. А уж музей, в который метро превратили в Стокгольме, – это вообще особая статья.

У нас, к сожалению, такой музей уже не получится: все-таки пассажиропоток немножко больше, чем у них.

Московский метрополитен — история подземки большого города

Загадка № 5. Подземный город

Вопрос: Это правда, что в годы Великой Отечественной войны в столичном метро был фактически создан целый подземный город?

Ответ: Это правда. Библиотека была сделана на станции «Курская» Арбатско-Покровской линии. На станции «Кировская» (ныне «Чистые пруды») находились Ставка Верховного Главнокомандования и кабинет Сталина. Поезда следовали здесь без остановок. Во время налетов немецких бомбардировщиков метрополитен работал в режиме бомбоубежища.

Тогда на путь опускали деревянные щиты, на станциях укрывались женщины и дети, а в туннелях – мужское население. Соответственно, там были организованы пункты питания и фонтанчики с питьевой водой. Естественно, были какие-то бытовые услуги, потому что первые несколько месяцев войны, когда налеты были очень частыми, людям должны были оказываться элементарные услуги.

Поэтому под землей были, например, и парикмахерские, и библиотеки…

И вот еще один любопытный факт.

6 ноября 1941 года на станции «Маяковская» состоялось торжественное заседание Московского совета депутатов трудящихся с партийными и общественными организациями города Москвы, посвященное 24-й годовщине Великой Октябрьской социалистической революции. На этом заседании с докладом выступил И. В. Сталин. На станцию он приехал на спецпоезде, но не из центра, где находилась Ставка, а со стороны «Белорусской».

Рассказ Александра лишний раз убеждает в том, что московское метро – больше чем просто средство передвижения. Метрополитен поражает не только своими возможностями и многофункциональностью, но и разнообразием внешнего облика станций.

Поэтому неудивительно, что тысячи иностранных туристов ежегодно приходят сюда на экскурсию.

Все станции не похожи друг на друга, и у каждой есть своя особенная история, запечатленная в узорчатых витражах, скульптурах, памятных досках, люстрах и очертаниях потолка.  

На схеме метро постоянно появляются новые станции и новые ветки. Согласно плану развития столичного метрополитена, с 2012 по 2020 год должно быть построено более 160 километров линий метро и 79 новых станций. Таким образом, через два года метро будут обеспечены 93 % жителей Москвы. Кроме того, столичные власти планируют продлить некоторые уже существующие ветки, соединив Москву с областью.

Метро по сей день остается самым востребованным средством передвижения у москвичей, уверенно конкурируя с наземным транспортом.

Ежедневный спуск под землю стал для нас привычным делом, и сама идея подземной железной дороги уже давно не кажется нам чем-то удивительным, как это было в XIX веке.

Но история метро, как мы могли убедиться, необычайно интересна и достойна внимания. Вспомните об этом, когда в следующий раз зайдете в вагон и услышите привычное: «Осторожно, двери закрываются…»

Столичный метрополитен и его легенды

Московский метрополитен — история подземки большого города zen.yandex.ru travel.rambler.ru ogneportal.ru travel.rambler.ru Необычные концерты в Соборе Петра и Павла. 12+ Джаз, средневековая и классическая музыка на органе. Московский метрополитен — история подземки большого города

Множество суеверий связано с этой станцией метро из-за того, что на её стенах изображены животные, которых принято называть апокалиптическими. Здравомыслящие люди, которых нелегко испугать такими домыслами, говорят, что эти изображения связаны с древнеславянскими богами. Но находятся и те, кто считает их символами Апокалипсиса, а это, в свою очередь, знак зловещий.

 Зелёный просп., д. 20 Московский метрополитен — история подземки большого города

Несчастливым местом московской подземки принято считать и станцию «Сокол». В начале ХХ века недалеко от неё находилось братское воинское кладбище, где хоронили погибших в Первой мировой войне.

Позже, в 1918 году, чекисты расстреливали здесь священников и белых офицеров.

По признаниям машинистов, на этой станции у них нередко возникает ощущение, что за ними наблюдают, а ранним утром, ещё до открытия метро, на путях и на перроне не раз замечали призрачные фигуры.

 Ленинградский просп., д. 73 Московский метрополитен — история подземки большого города

Поговаривают, что раз в месяц на Кольцевой линии после полуночи можно встретить абсолютно пустой поезд, который останавливается на каждой станции, но никогда не открывает двери.

В кабине машиниста, как положено, сидит человек в форме, вот только форма эта старого образца, а сам машинист словно окутан дымкой — впрочем, как и весь поезд.

Иногда в нём можно увидеть людей с измождёнными лицами — рабочих, которые погибли при строительстве метро.

Московский метрополитен — история подземки большого города

Поговаривают, что души сотен и тысяч людей, замученных в подвалах Лубянки, до сих пор обитают под сводами этой станции метро. Как гласит статистика, данная станция — лидер по количеству случающихся на ней сердечных приступов, припадков и обмороков. Помимо этого, именно здесь чаще, чем на прочих станциях, люди пытаются свести счёты с жизнью.

Читайте также:  Двери–купе своими руками — как сделать, установить, пошаговая инструкция

 Лубянская пл.

По народным поверьям, станция метро «Площадь Революции» исполняет желания. Главное — знать, к какой из 76 бронзовых статуй и с какой просьбой обратиться. Чаще всего народ подходит к скульптурам собак рядом с пограничниками, о чём свидетельствует их внешний вид.

На счастье трут пёсий нос, а заодно и солдата. К женщине с петухом можно обратиться за финансовой поддержкой и потереть птичий гребень (хотя некоторые говорят, что лучше птиц не трогать).

Изваяние студентки помогает решить любовные вопросы, бронзовый учёный — успешно защитить научную работу, а молодая мать исполняет мечты о ребёнке.

 Московский метрополитен, Арбатско-Покровская линия, станция Площадь Революции

Скульптуру партизанки Зои Космодемьянской на этой станции метро многие москвичи также считают знаковой. Говорят, что и она вершит судьбы. Поэтому если возле этого изваяния вы ждёте свою вторую половину, не забывайте вставать возле её правой ноги, тогда ваши отношения будут долгими и счастливыми. Встреча возле левой, напротив, сулит расставание, связанное с неверностью одного из партнёров.

 Измайловское ш., д. 69

Станция популярна среди спортсменов, потому что фигуры на круглых медальонах в её вестибюле считаются их покровителями.

Некоторые уверены, что перед ответственными выступлениями или соревнованиями нелишним будет наведаться сюда и попросить помощи у представителя своего вида спорта.

Часто начинающие спортсмены специально выходят на станции «Динамо», чтобы пару минут постоять возле барельефа и настроиться на важное событие.

 Ленинградский просп.

Москвичи любят показывать туристам мозаичное панно на станции «Киевская», на котором красноармеец якобы разговаривает по мобильному, а перед ним стоит раскрытый ноутбук.

На самом деле художник здесь изобразил рацию или немецкий переносной телефон образца 1910 года, а ноутбук — это скорее всего книга.

Тем не менее многие верят, что эти предметы символизируют путешествия во времени, которые случаются на этой станции. Очевидцы странных временных изломов тоже находятся.

 пер. 2-й Брянский

Новая станция «родилась» 1 апреля 1996 года с лёгкой руки студентов МФТИ. В один день на многих схемах метро на серой ветке после «Алтуфьевской» появилась «строящаяся» станция «Физтех».

Рассказывают, что историю даже раскапывали журналисты, а метрополитен всё отрицал.

Ответственность за шутку, наконец, взяли на себя студенты МФТИ, которые всего-навсего распечатали соответствующие дизайну наклейки и приклеили их на схемы на разных станциях и в вагонах метро.

Существует легенда, будто на глубине около 100 метров под землёй существует альтернативная сеть московской подземки. Говорят, что проложена она была ещё во времена Сталина, а попасть туда можно прямиком из кабинетов Кремля.

Подземка укомплектована всем необходимым на случай чрезвычайного происшествия: от запасов продовольствия до ядерной кнопки.

Легенда легендой, однако любопытно, что по сей день нет как официального подтверждения существования «Метро-2», так и официального опровержения.

Говорят, что для строительства первой ветки Московского метрополитена — Сокольнической — был разобран до основания белокаменный Серпуховский кремль. Правда это или нет — доподлинно неизвестно, но из всех линий столичной подземки красная считается самой криминальной.

Например, в парке Сокольники преступления совершаются довольно часто, в лихие девяностые площадь трёх вокзалов у метро «Комсомольская» была одним из самых опасных мест города, а «Лубянка», как мы уже писали выше, является лидером по количеству подземных самоубийств.

Старожилы Москвы помнят, что когда-то рядом со зданием Моссовета (ныне столичной мэрии) существовала станция «Советская», которая в один день внезапно исчезла с поверхности земли и с карты метрополитена.

Поговаривают, что станция никуда не исчезала, а была переоборудована под секретный бункер для руководителей страны — с публичным домом, кинотеатром и планетарием.

Сейчас уже трудно определить, так ли оно было на самом деле, однако до тех пор, пока в 1979 году не открыли Тверскую, в тоннеле между «Маяковской» и «Театральной» был длинный перегон без остановок.

Ещё одна станция московской подземки, которую облюбовали самоубийцы, — «Библиотека имени Ленина».

Эта неглубокая станция самой старой линии метрополитена до сих пор соседствует с остатками средневековых тюрем, где держали провинившихся бояр и злостных должников-неплательщиков.

Может быть, земля, впитавшая их страдания, продолжает влиять и на современников? Кстати, в табличке с названием станции на одной из платформ можно разглядеть два отверстия. Говорят, что в бандитские 90-е прямо на станции случилась перестрелка.

 ул. Моховая, д. 12

Прежнее название этой станции Замоскворецкой линии — «Завод имени Сталина». Неподалёку от неё находился автомобильный завод, выпускавший автомобили ЗИС, а позже — ЗИЛ.

Существует легенда, что на территории этого завода по сей день находится огромный ангар, где стоит вся военная техника, принимавшая участие в Параде Победы 1945 года.

Проверить, так это или нет, невозможно: охрана завода круглосуточно патрулирует территорию.

 ул. Мастеркова, д. 6

Станцию метро «Маяковская» краеведы не зря называют подземным дирижаблем. Все колонны и арки, украшающие вестибюль, были сделаны на заводе «Дирижабльстрой», который выпускал воздухоплавательную технику. Кстати, если два человека встанут у противоположных колонн на станции и будут через них говорить, то услышат друг друга, несмотря на шум поездов.

 пл. Триумфальная

Почвы под знаменитыми Царицынскими прудами очень подвижные и влажные.

Также они насыщены водой с колониями микроорганизмов, которые, по легенде, обладают неким коллективным разумом и противятся вторжению цивилизации в свой подземный мир.

Воды прудов не раз затапливали тоннель, поэтому сейчас по ночам строители регулярно проводят работы по укреплению грунта на перегоне «Царицыно» — «Кантемировская».

 ул. Луганская, д. 11

На территориях, прилегающих к «Кунцевской», археологи недавно обнаружили самое древнее укреплённое поселение на территории Москвы. Когда-то здесь было языческое кладбище, которое христиане посчитали проклятым.

Существует легенда, что на этом месте построили церковь Покрова Богородицы, но она бесследно ушла под землю вместе с крестом всего за одну ночь.

Страх на суеверных горожан нагоняют и «чёртовы пальцы» — раковины моллюсков, которые в большом количестве встречаются в этих краях.

 ул. Малая Филёвская

Завсегдатаи станции «Проспект Мира» иногда видят гуляющего по платформе бледного бородатого брюнета в элегантном старомодном костюме. Мужчина выглядит погружённым в свои мысли и не вступает в диалог с окружающими.

Говорят, что это призрак поэта Валерия Брюсова, который умер в 1924 году в своём особняке, который сейчас стоит рядом со станцией.

Известно, что поэт Серебряного века увлекался оккультизмом и часто устраивал в своём доме спиритические сеансы.

 просп. Мира, д. 39А

Существует легенда, что при прокладке этой станции бригадир метростроевцев оступился и упал в шахту лифта на глазах у рабочих. Они тут же спустились на дно шахты, но внизу никого не обнаружили. Тело мужчины нашли только через три дня в конце дальнего тоннеля. На нём не оказалось никаких травм и повреждений, однако у очевидцев было такое впечатление, что из тела выкачали всю кровь.

 Таганская пл.

Фантом Путевого обходчика считается одним из самых известных привидений, обитающих в метро. Бывшие сотрудники Сокольнической линии говорят, что при жизни этот человек действительно трудился обходчиком, и посвятил этому делу 40 лет своей жизни. В возрасте 82 лет он скончался, но до сих пор возвращается «на работу». Сотрудники метрополитена будто бы не раз видели призрак в темноте тоннелей.

В конце 90-х в московском метро сошёл с рельсов состав и загорелся головной вагон. Машинисту удалось вывести поезд из тоннеля, но спустя три дня мужчина скончался в больнице от тяжёлых ожогов.

Семья машиниста не получила компенсацию за смерть кормильца, а начальство и вовсе заявило, что он сам виноват в случившемся. При этом вагоны находились в аварийном состоянии.

После этого случая работники метро часто встречали в тоннелях призрак покойного машиниста — человека с чёрной обгоревшей кожей. По легенде, он до сих пор ходит по подземке в поисках справедливости.

Ходит легенда, что в районе станции «Чистые пруды» находится сталинский бункер, который строила бригада подростков. В ней были преимущественно 16-летние сироты и беспризорники. По окончании строительства почти все они таинственным образом исчезли.

Выбраться на свет удалось только двум. Говорят, что остальные были обречены остаться в подземелье, а их призраки до сих пор бродят по тоннелям.

Рабочие до сих пор слышат за спиной неясный шорох, который затихает, как только начинаешь прислушиваться к нему.

 Чистопрудный бул.

Развалины опричного дворца Ивана Грозного рабочие обнаружили при прокладке тоннеля метро от улицы Герцена до Калининского проспекта. По легенде, двор этого строения, стоявшего за кремлевскими стенами, был усыпан толстым слоем речного песка — в него должна была уходить кровь людей, которых там пытали и мучили.

В помощь археологам направили бригаду «Метростроя». Вскоре рабочие стали жаловаться, что в процессе раскопок им приходится возиться в зловонной грязи красного цвета, которую потом трудно отмывать. К тому же участников раскопок стали мучить ночные кошмары. А днём во время работы у некоторых случались галлюцинации.

Они утверждали, что слышат доносящиеся из-под земли человеческие стоны, вопли и проклятия.

Если вы нашли опечатку или ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий её, и нажмите Ctrl+↵

KudaGo в соцсетях: Ok Viber

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector