Португальская плитка азулежу в интерьерах

Плитка азулежу (azulejo) – сказочной красоты старинная плитка во всех оттенках моря, неба и южной земли, хотя сине-голубые цвета и доминируют.

Azul с португальского означает «синий», но этимология слова «азулежу» намного сложнее – здесь и отсылки на арабский «маленький полированный камень» и на латинский lápis (лазурит, камень) и еще целый ряд толкований.

Плитку азулежу можно встретить в строительных магазинах, и в модных традиционных коллекциях за немалые деньги, и в виде «дженерика» – использования идеи старинной азулежу в современном прочтении, вплоть до футуристического и авангардного.

Украсить свою кухню, загородный дом, террасу настоящей португальской плиткой – значит не просто и не только внести в свой дом частичку благородной старины морского Лиссабона, а создать собственное, уникальное пространство. Как и все старинные отделки с богатой историей (начало – древний Восток), эта чудесная плитка способна сделать интерьер не просто изысканным, а волшебным, и одновременно по-домашнему уютным.

Португальская плитка азулежу в интерьерах

Португальская плитка азулежу имеет восточные корни, затем облицовки в цветах моря были завезены маврами в Пиренеи, и уж потом попали в испанскую Севилью. Старинной азулежу туристы восхищаются в Palácio Nacional de Sintra (Национальный дворец Синтры), там в изобилии представлены примеры самых старинных плиточных отделок.

Португальская плитка азулежу в интерьерах

Азулежу древнее майолики, и в свое время «впитала» в себя и этот жанр, также ученые и искусствоведы усматривают сильные связи португальских плиточных декоров со стилем сине-белого китайского фарфора, завезенного в Европу по морю.

Но история плитки, хотя и интересна, все же не так нужна любителю современного интерьера, как сведения о ценах, видах, мотивах и наилучшем применении редкостно красивой португальской плитки. Важно, что этой плитки нужно немного, она как редкое старинное вино, которое не пьют бутылками.

Фрагмент, панно, акцент из плитки азулежу может быть миниатюрен, но при этом кардинально менять атмосферу помещения, вносить в дом свежий ветер моря и ароматы чужих стран.

Португальская плитка азулежу в интерьерах

Азулежу традиционно имеет размеры 140*140 мм и представляет собой, по сути, обычную керамическую облицовку.

Но в Португалии мало домов и общественных зданий, в которых нельзя было бы встретить этот исторический символ – в виде панно, масштабной картины, номерной таблички на доме, названия переулка или ресторана.

Плитка присутствует везде, причем порой маленький старинный шедевр можно видеть в самом утилитарном обрамлении, например – в качестве указателя улицы.

Португальская плитка азулежу в интерьерах

В 19-ом веке, до Второй Мировой войны, производство плитки азулежу вышло на огромную высоту, а затем, после наступления мира, начался настоящий бум.

Сине-голубыми и солнечными плитками отделывали дома и квартиры, художники создавали шедевры для церквей; плитки выдержали «натиск» всех модных стилей, включая модерн и авангард, но сохранили свою классику: синий кобальт на белом фоне, чистые сочные природные цвета и тонкую красоту.

Португальская плитка азулежу в интерьерах

  • Современные коллекции португальской плитки удивляют богатством цвета и рисунка, и используются в основном как утонченный декор, что в общем-то не отменяет изначальной практичности плиточной отделки.

Португальская плитка азулежу в интерьерах

Полы, потолки, лестничные подступенки и проступи, оконные откосы, столешницы, мебельные фасады и практически любые элементы декора – все это можно украшать плитками азулежу.

Важно, что стиль плитки особый и с возрастом азулежу приобретает дополнительное очарование.

Трещинки и мини-сколы на декорах азулежу делают их не изношенными, а живописно- антикварными, как хорошее вино не стареет, а набирает букет.

Португальская плитка азулежу в интерьерах

В современных интерьерах плитки азулежу – заводского изготовления, что называется, поточные, ведь классическая плитка ручной работы стоила бы баснословных денег. Но даже в стандартизированном исполнении португальские плитки не утратили своей старинной красоты и стиля.

В кухне плиткой традиционно отделывают рабочую зону – фартук, простенки. Но плитка настолько хороша, что облицевать целую стену или сделать акцентное панно в уровне обеденной зоны кажется самой лучше идеей. Интересно, что количество плитки азулежу почти не влияет на получаемый от декора эффект – даже 12 -16 плиток способны сделать кухонное помещение другим.

Португальская плитка азулежу в интерьерах

Количество плиток азулежу, оптимальное для кухонного декора – вопрос непростой, и все зависит от конкретной коллекции, стиля и расцветки плитки. Так же, как и колоритный пэчворк (один из отголосков идеи азулежу), плитка слишком сильный акцент, чтобы допускать передозировку.

Для отделки цельной стены, простенков, обрамления дверных и оконных проемов имеются легкие и нежные дизайны плиток в светлых и приглушенно-ярких природных оттенках.

Для акцентного фрагмента и плиточной картины – яркие модели и сборные дизайны, возможно, в старинном сине-голубом антураже.

Португальская плитка азулежу в интерьерах

Необычное для обычной плитки, но актуальное для азулежу решение – облицевать кухонный фасад, бытовую технику, дверное полотно.

Если такой ход приемлем, то лучшего воплощения стиля Прованс, кантри, средиземноморского в реалиях современной кухни просто нет.

Небольшие, но удивительно стильные и наполненные информацией плитки азулежу станут центром цветовой композиции или создадут нежный, воздушный фон.

Классический состав плиток азулежу, так же, как и изразцов – чистая глина, недаром плитки с древности применялись для облицовки печей, каминов, очагов. Особенно долговечны глазурованные плитки, они служат в печных облицовках десятками лет, и это лишь малая часть возможного срока службы.

Отличие азулежу от отечественных изразцовых плит (если не акцентироваться на модных и необычных решениях) – это более спокойный фон и сдержанность рисунка. Изразцы зачастую выглядят пестро, но азулежу можно считать примером сдержанности и правил стиля.

Хотя существуют не только монохромные, но и броско-яркие плитки азулежу, но в этой яркости нет ни единой нотки китча.

Португальская плитка азулежу в интерьерах

Ванная с облицовкой или фрагментарным декором из португальской плитки становится уникальными помещением.

К тому же вариантов, цветов и мотивов плитки множество, и можно выбрать как по вкусу и кошельку, так и для реализации любого задуманного дизайна.

Плиточные отделки признаны самыми практичными для влажных помещений, а яркая самобытность азулежу способна сделать сказочным дизайн и просторной ванной, и самой крошечной.

В южных спальнях традиционно облицовывают португальской плиткой изголовья кроватей, а в гостиных – каминные порталы.

Плитка может сделать акцентной даже затемненную стену или невзрачный угол; можно усилить воздействие тех приемов, что служат для визуальной коррекции низких, узких, скучно-квадратных помещений.

В детской комнате нежные рисунки в светло-голубых и кремовых тонах помогут сделать помещение воздушнее, а атмосферу спокойнее.

Невозможно придумать комнату или ее часть, в которой не захочется видеть сказочную плитку азулежу (конечно, если эта старинная и вечно новая отделка по душе).

Эти плитки вездесущи, идея азулежу предстает в разных обликах, исторических традициях и даже в разных материалах: лоскутный пэчворк, голландская облицовка печей, расписные изразцы, марокканская плитка зеллидж и русские мотивы гжель. Стилизации и имитации азулежу можно встретить в текстильных и обойных коллекциях, в росписи стен, и даже в дизайнах упаковок.

В церкви и монастыре, в кафе и общественном туалете, в кухне и прихожей – нет ни единого уголка жизни человека, где была бы неуместна плиточная облицовка, особенно такая практичная и красивая, как португальская плитка азулежу.

Азулежу: португальская голубая плитка с вековой историей

Азулежу не просто плитка, а кандидат на статус всемирного наследия

Португальская плитка азулежу в интерьерах

Нет, наверное, на земле такой страны, которая бы не имела своего архитектурного символа.

В Египте — это пирамиды, в Китае — Великая Китайская стена, во Франции — Эйфелева башня, Тадж Махал в Индии, а Португалии… В Португалии — азульехо.

Правда, азульехо не строение, а всего лишь облицовочная плитка, но зато самая знаменитая в мире. А если вы с ней еще не знакомы, то милости просим — прочитайте нашу статью.

Португальская плитка азулежу в интерьерах

Немного об истории азульехо

Португальская плитка азулежу в интерьерах

В статье Серия «Наследие» от Бока ду Лобо — прошлое, сохраненное в современном искусстве мы уже упоминали об этой глазурованной голубой плитке и говорили о том, что она стала символом Португалии. Первое упоминание о ней датируется еще 13 веком, во времена, когда Испания вторглась в земли, принадлежащие арабам. Хотя многие историки считают, что к арабам плитка пришла из Африки.

Португальская плитка азулежу в интерьерах

Португальская плитка азулежу в интерьерах

Земли были благополучно присоединены к Испании и Португалии, а голубая плитка, которую арабы использовали для облицовки своих дворцов, настолько пришлась по душе португальцам (в частности, королю Мануэлю I), что они приняли ее в свою культуру и стали применять для покрытия больших пустующих площадей на домах, церквях, дворцах и даже лестницах.

Португальская плитка азулежу в интерьерах

Первоначально эта плитка имела довольно простой рисунок. Это был обычный рисунок с геометрическими фигурами — треугольники, арабские звезды, ромбы, овалы… Но после того как Мануэль I, так сказать, узаконил статус плитки как культурного достояния, португальцы стали заменять простой рисунок на более декоративный.

Португальская плитка азулежу в интерьерахПортугальская плитка азулежу в интерьерах

Рисунки стали не просто рисунками, а произведениями — картинами, рассказывающими о жизни, истории, религии и культуре португальского народа.

Португальская плитка азулежу в интерьерах

В 16-17 веках плитка уже использовалась для украшения не только фасадов зданий и церквей, но и для их внутренней отделки, постепенно вытесняя и заменяя собой ткани. Птицы и листья часто были символами, которые использовались как украшение, возможно, вдохновленное азиатскими тканями.

Португальская плитка азулежу в интерьерах

Рисунок азульехо менялся в такт времени. Жизнерадостный португальский народ ввел свои правила в украшение плитки. Например, в 16 веке мода на восточный рисунок изменилась под влиянием античной Италии, и в изображениях появились сюжеты из мифов.

Изменилась и сама техника нанесения рисунка. Если раньше рисунок наносился рельефно, то теперь краску наносили на плоскую поверхность плитки, покрытую цинком.

Читайте также:  Водяное отопление частного дома в фотографиях и схемах

Но после землетрясения 1755 года, когда был полностью уничтожен Лиссабон, произошла смена стиля в архитектурном строительстве (переход от португальской готики к стилям помбейна), которая также повлияла на азульехо. Плитка стала менять цвет. Вернее, не менять, а к голубому добавились песочный, зеленый, красный цвета.

Но все-таки голубой и белый до сих пор остаются преобладающими цветами. Считается, что они символизируют в истории Португалии «эпоху открытий». Эпоху морских плаваний, когда Португалия была «царицей морей».

Современное использование азулежу

Сегодня в Португалии плитка столь же популярна, как и много веков назад. Ею украшены не только жилые дома, церкви и дворцы, но и метрополитен, железнодорожные вокзалы, бары, рестораны. Азулежу используют не только в городах, но и в селах.

  • Плиткой облицовывают скамейки, пляжные ограждения, беседки…
  • Плитку даже используют для современного уличного искусства, оформляя им целые улицы.

Британскими дизайнерами ландшафтов из студии Cityscapers была разработана специальная плитка для оформления веранд и небольших садов за домом. Португальская плитка замечательно сочетается с зеленой растительностью и деревянным полом и стенами.

Азульехо в современном интерьере

Плитку применяют и для украшения современных интерьеров. Современные плитки азулежу мало чем отличаются от традиционных. Эта яркая двухцветная плитка не просто декоративный отделочный материал для ванной или кухни, но удивительно красочное дополнение к дизайну интерьера.

Очень модная сегодня в Европе «плетеная» плитка — отголосок все того же азулежу. Она прекрасно смотрится как для самостоятельного оформления, так и в комбинации с простой белой плиткой.

  1. Азулежу отлично смотрится не только на стенах, но и на полу и на лестнице.

«Фартук» на кухне, оформленный такой плиткой, выглядит очень стильно. Даже если швы немного потрескаются, она все равно будет смотреться изумительно, ведь на то она и азульехо — плитка с многовековой историей.

  • В ванной комнате плитка используется для оформления душевой зоны.

Как используют красоту плитки в современные дизайнеры

Известный дизайнер интерьера Ласаро Роса Виолан (Lázaro Rosa Violan) перенесла красоту бело-голубой плитки на свою новую коллекцию мебели. Обивка кресел и оформление столов отражает цветочный рисунок и соответствует облицованному плиткой полу и роскошным голубым светильникам, оформленным в проекте Chez Coco в Барселоне.

А дизайнер интерьеров Андреа Шумахер (Andrea Schumacher) придумал удивительный интерьерный набор для спальни — скамейки и драпированные шторы в стиле азулежу.

Кортиледжо

Португальская компания Rui Matias объединила рисунок азульехо с пробковой напольной плиткой и создало кортиледжо — особый продукт, включающий в себя эти два самых привлекательных материала.

Ковры и камины

Португальская плитка вдохновляет и на создание дизайна для других предметов домашнего декора. И ковер Two six Tiles является доказательством тому.

А дизайнер Александра Англе (Alexandra Angle) придумала и создала удивительно красивый камин, облицованный керамической плиткой азульехо. Этот камин, вне сомнения, главное украшение гостиной.

Азулежу — национальное достояние и гордость Португалии. Сегодня эта плитка популярна не только в своей «альма-матер», но и в Европе и за ее пределами. Теперь и вы, познакомившись с этой плиткой поближе и оценив ее красоту, возможно, захотите украсить ею свой интерьер.

Азулежу

То что в Португалии делают плитку знают многие. Крошечная Португалия входит в первую двадцатку стран в мире по производству плитки и в первую десятку по экспорту. Но помимо этого  плитка в Португалии еще и один из традиционных элементов культуры, а также предмет национальной гордости.

Азулежу (именно так называют плитку португальцы) здесь просто на каждом шагу: на фасадах и в интерьерах исторических и современных зданий,  в церквях, дворцах и монастырях, на рынках, на вокзалах и в метро и конечно же в обычных домах.

Плитка на фасадах домов не только для красоты, кроме того она защищает стены дома в достаточно влажном атлантическом климате, а летом спасает от жары.

Изначально плитка пришла в Португалию из Мавртиании. Свидетельствует об этом также и португальское название плитки азулежу, произошедшее от арабского الزليج (al zulayj): ал зулайдж – полированый камень. Помимо названия были заимствованы традиционные арабские орнаменты. С 15 по 19 века внешний вид плитки не один раз трансформировался под влиянием различных культур:

– в 15 веке из мусульманской культуры был перенят традиционный орнамент состоящий преимущественно из звезд; – в 16 веке в Италии были позаимствованы техника майолики, а также религиозные и бытовые сюжеты для изображения на плитке, характерные для эпохи возрождения; – в 17 веке под влиянием дельфтской плитки из Голландии португальская плитка становится монохромной (синий рисунок на белом фоне); – в 18 веке при восстановлении Лиссабона после разрушительного землетрясения маркиз Помбал счел, что плитка является прекрасным материалом для отделки домов, после чего плиткой стали отделываться фасады обычных домов (а не только дворцов и церквей), а стиль получил название помбалино в честь маркиза. Теперь уже плитка выполняет не только декоративную, но и утилитарную функцию; – в 19 веке плитка перестает быть роскошью и использование азулежу становится повсеместным; – в настоящее время плитка также широко используется для оформления различных частных и общественных зданий, вокзалов, станций метрополитена.

Давайте посмотрим как выглядит плитка в Португалии сегодня.

Изразцы азулежу в оформлении церквей

Церковь Игрежа ду Карму (Igreja do Carmo) в Порту является примером португальского барокко с элементами неоклассицизма. Огромное керамическое панно изображает сцену основания ордена кармелитов на израильской горе Кармель. Создатель панно Сильвештре Сильвештри (Silvestre Silvestri).

Португальская плитка азулежу в интерьерах Кармелиты крупным планом Португальская плитка азулежу в интерьерах Церковь Санту Илдефонсу (Igreja de S. Ildefonso ) на площади Баталья в Порту. Панно с изображениями сцен из жизни святого Ильдефонсо Толедского были созданы в 1932 году художником Жорже Коласу (Jorge Colaço) и состоят приблизительно из 11 000 плиток азулежу. Португальская плитка азулежу в интерьерах Церковь Конгрегадуш  (Igreja dos Congregados) в Порту была построена в 1703 году на месте часовни 1662 года, в которую перестали вмещаться все прихожане. Автором керамических панно также является Жорже Коласу (Jorge Colaço). Португальская плитка азулежу в интерьерах И еще одна церковь. На панно изображен Инфант Энрике (Infante Henrique), известный также как принц Генрих Мореплаватель, национальный герой и любимый инфант Португалии. В этой церкви его крестили в 1394 году. Португальская плитка азулежу в интерьерах  

Азулежу в общественных зданиях

Вокзал Сан-Бенту (São Bento) в Порту больше похож на музей. Вокзал был построен в начале 20-го века на месте бенедиктинского монастыря.

Огромные изразцовые панно изображают пейзажи, а также иллюстрируют этнографические сцены и исторические события в Португалии.

В общей сложности панно состоят из более чем 20 000 плиток, а их автором является уже известный нам Жорже Коласу (Jorge Colaço).

Португальская плитка азулежу в интерьерах Подойдем поближе… Португальская плитка азулежу в интерьерах Португальская плитка азулежу в интерьерах Португальская плитка азулежу в интерьерах Португальская плитка азулежу в интерьерах В оформлении вокзала Кайш ду Содре (Cais do Sodre) в Лиссабоне также использовалась плитка азулежу. Рынок Рибейра (Mercado da Ribeira) в Лиссабоне был построен 1882 году. Рынок находится рядом с пристанью и когда-то рыбаки приносили сюда свой улов, в настоящее время рынок превратился в дом культуры, но на первом этаже по-прежнему торгуют овощами, фруктами, рыбой и мясом. В оформлении рынка также использованы португальские азулежу.  

Современные азулежу

На проспекте Infante Santo с современной застройкой в Лиссабоне фасад каждого дома представлен уникальной плиточной композицией. В оформлении фасадов принимали участие Júlio Pomar, Alice Jorge, Sá Nogueira, Carlos Botelho. Автор этой композиции Мария Кейл (Maria Keil), панно этой художницы украшают также 19 станций лиссабонского метро.

  1. Автор этой композиции Carlos Botelho

Авторы этой композиции Alice Jorge и Júlio Pomar Автор композиции Rolando Sá Nogueira Завершает проспект тоннель, стены которого выложены разноцветной плиткой. При подъезде к лиссабонскому зоопарку на опорах моста выложены из плитки животные там обитающие. Автор этих панно – Augusto Cid  

Плитка азулежу на фасадах жилых домов

Плиткой азулежу выложены фасады большинства домов в Португалии. Плитка может быть самых разных цветов (преобладают, конечно, оттенки синего), разного вида и в различном состоянии.

Португальские азулежу

li_ga2014Португальская плитка азулежу в интерьерахКапелла Алмаш или капелла Святой Екатерины. XVIII век. Азулежу на фасаде 1929 год. Порту, Португалия

Азулежу

– расписная глазурованная керамическая плитка,которая занимает важнейшее место в португальской культуре, без которой невозможно представить себе португальскую архитектуру и португальское искусство в целомПортугальская плитка азулежу в интерьерахЭдуардо Лейте. Керамические панно на фасаде Капеллы Святой Екатерины, Порту. 1929В Португалии азулежу повсюду – на фасадах и в интерьерах церквей, общественных зданий и жилых домов. Ими украшены ступеньки лестниц, фонтаны, скамейки, вывески на магазинах, таблички с названиями улиц, станции метро и вокзалов.Португальская плитка азулежу в интерьерахГлазурованная керамическая плитка прочно вошла в быт португальцев, стала частью их жизни и одним из главных символов Португалии. История португальских азулежу начинается с XV века. Однако это искусство своими корнями уходит в глубину историиПортугальская плитка азулежу в интерьерах

Азулежу представляет собой глазурованную, расписанную, обожженную глиняную плитку квадратной формы, размер которой варьируется от 12 см до 14 см. Название «азулежу» (порт.

«azulejo») имеет арабские корни, поскольку именно арабы в VIII веке, завоевав Пиренейский полуостров, привезли с собой в Европу глазурованный кафель, который с древних пор использовался на Востоке для облицовки стен.

Португальская плитка азулежу в интерьерах

Секрет глазурованной плитки – в стекловидном покрытии, которое отличается блеском и придает плитке твердость и влагонепроницаемость.

Читайте также:  Особенности покупки дачи в СНТ

Процесс глазурования осуществляется путем покрытия подсушенной глиняной плитки глазурьюс последующим обжигом.

Добавление в глазурь оксидов металлов позволяет придавать изделию тот или иной цвет, который получается во время обжига в печах при высоких температурах

Португальская плитка азулежу в интерьерах

Облицовочная керамика, покрытая глазурью, была известна еще в Древнем Египте и Месопотамии. III тысячелетием до нашей эры датируются керамические плитки бирюзового цвета, которыми облицованы помещения пирамиды Джосера в Саккаре. Бирюзовый цвет, наряду с зеленым, в Древнем Египте считался символом возрождения и победы над смертью.

Португальская плитка азулежу в интерьерахКерамическая глазурованная плитка. Облицовка стен помещений пирамиды Джосера, Египет, III тыс. до н. э.

Всемирно известные ворота Иштар, через которые шли торжественные процессии вавилонян, построенные в VI веке до нашей эры царем Нововавилонского царства Навуходоносором, облицованы блестящей керамической плиткой. На синем фоне выделяются светло-желтые изображения быков и фантастических существ с рогатой змеиной головой, чешуйчатым телом, львиными передними и орлиными задними лапами.

Португальская плитка азулежу в интерьерахВорота богини Иштар, деталь. Вавилон. VI век до н. э. Пергамский музей, БерлинПортугальская плитка азулежу в интерьерахВорота богини Иштар, деталь. Вавилон. VI век до н. э. Археологический музей, СтамбулСтена Дороги процессий. VI век до н.э. Вавилон. Пергамский музей, БерлинА на стенах Дороги процессий, ведущей к воротам Иштар, торжественно вышагивают 120 львов с золотым гривамиКрылатый бык. Изразцовый рельеф из дворца Артаксеркса II, Сузы. IV век до н. э. Государственный музей, БерлинИзображения крылатых быков во дворце в Сузах датируются IV веком до н. э. и относятся к периоду правления Артаксеркса II.Вплоть до VIII века нашей эры глазурованная керамическая плитка производилась главным образом на территории Персии. Дело в том, что основным строительным материалом в Месопотамии была глина, вследствие чего на протяжении многих столетий архитектура развивалась на основе техники строительства из кирпича, а основным декоративным элементом была как раз керамика.Слева: Иранская керамическая плитка. XIII век. Лувр, Париж. Справа: Иранская керамическая плитка из михраба мечети. Кашан. Конец XIII века. Музей прикладного искусства, Франкфурт-на-МайнеВ VII веке государство Сасанидов было завоевано арабами, и начавшаяся исламизация существенным образом повлияла на искусство керамической плитки. Ислам отрицал возможность изображения Бога и правомерность антропоморфных и зооморфных образов в искусстве. Поэтому с тех пор стены зданий стали украшаться многоцветным ковром из глазурованной, разнообразной по форме плитки с растительным и геометрическим орнаментом. XII – XIV века – период расцвета керамического искусства средневекового Ирана. Главная особенность иранской глазурованной керамической плитки этого периода – ярко выраженная декоративность, подкрепленная характерным для средневековых восточных мастеров стремлением украсить любую свободную плоскостьДворец Алькасар, Севилья. Азулежу, XIII векЯркими примерами использования керамики в отделке помещений мавританского зодчества могут служить испанские глазурованные плитки из дворца Алькасар в Севилье (XIII век), из дворца Альгамбра в Гранаде (XIII – XIV век) и из часовни Святого Варфоломея в Кордове (XIV век).Альгамбра, Гранада, Испания. Азулежу, XIII векАзулежу, техника аликатадо. Альгамбра, Гранада, Испания. XIII векИз Испании производство глазурованной керамической плитки в XV веке распространилось и на территорию Португалии. На португальской земле слово «зулляйдж» превратилось в «азулежу».Керамические панно из Королевского дворца в Синтре, датируемые серединой XV века, считаются самыми первыми азулежу Португалии. Предполагают, что их делали испанские мастера, прибывшие из Севильи. От мусульманской культурной традиции был унаследован растительно-геометрический орнамент и цветовая гамма, в которой использовались в основном четыре цвета, получаемые из оксидов металлов: синий (кобальт), зеленый (медь), коричневый (марганец), белый (олово).Азулежу, техника аликатадо. Альгамбра, Гранада, Испания. XIII век

Первые португальские азулежу были выполнены в технике, которая в Испании называлась «аликатадо». Название техники происходит от испанского слова «alicates» (щипцы, плоскогубцы).

Пока глина была еще мягкая, керамисты резали ее щипцами. Потом из получавшихся глазурованных обожженных кусочков выкладывали орнаментальные композиции.

Однако такая техника, имитирующая мозаику, была весьма трудоемкой.

С XV века все чаще стали использовать технику «сухой веревки» (исп. «cuerda seca»). С помощью шаблонов получали плитку квадратной формы одинакового размера.

Предварительный рисунок наносился на плитку припорохом с использованием бумажного трафарета с проколотыми дырочками и мешочка, набитого красящим веществом, как правило, углем. Перед тем как наносить цветную глазурь, контур рисунка процарапывался и обводился кисточкой со смесью карбоната марганца и льняного масла.

Это делалось для того, чтобы цвета глазури не смешивались. После обжига контурная линия рисунка, в отличие от блестящих ярких глазурей, получались темного матового цвета.

  1. Монастырь Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии, Бежа, Португалия. Азулежу, XVIII век

Франческо Николозо. Встреча Марии и Елизаветы.1504. Азулежу. Капелла Королевского дворца в Севилье, ИспанияЭволюция азулежу состояла не только в изменении технологии производства, но и в постепенном переходе от простых изображений с геометрическим и растительным орнаментом к сложным многоцветным композициям, отвечавшим требованиям европейской культуры и представлявшим исторические и христианские сюжеты. Этому способствовала заимствованная из Италии в XVI веке техника майолики.Первым, кто на Пиренейском полуострове стал делать керамическую плитку в технике майолики, был уроженец Пизы Франческо Николозо, по прозвищу ПизаноФранческо Николозо. Бог Отец. Начало XVI века. Азулежу. Музей изящных искусств Севильи. Он работал в Севилье в начале XVI века, с 1503 по 1529 год. Его авторству принадлежит большое керамическое панно с изображением встречи Марии и Елизаветы из Капеллы Королевского дворца в Севилье (1504), алтарный образ из монастыря Тентудия, состоящий из 640 азулежу (1518, Калера-де-Леон, Испания), а также панно с изображение Бога Отца (начало XVI века), которое сейчас находится в Музее изящных искусств Севильи.Марсал ди Матуш. Благовещение. Рождество. Святые Иоанн и Лука. 1580. Азулежу. Национальный музей азулежу, ЛиссабонВлияние творчества Франческо Николозо на развитие искусства азулежу было огромным и распространилось не только на Испанию, но и на Португалию.Во второй половине XVI века в Португалии в технике майолики работают местные мастера Марсал и Франсиску ди Матуш. Авторству Марсала ди Матуш приписывается керамическое панно 1580 года с изображением сцен Благовещения и Рождества Христова, которое раньше находилось в церкви Святого Андрея в Лиссабоне (ныне в Национальном музее азулежу Лиссабона).Марсал ди Матуш. Рождество Христово. 1580. Азулежу. Национальный музей азулежу, ЛиссабонФрансиску ди Матуш в 1584 году создает картины из азулежу с изображением сцен из жизни Святого Роха для одной из капелл церкви Святого Роха в Лиссабоне. Эта церковь, к слову сказать, не пострадала во время землетрясения 1755 года и является одним из важнейших памятников португальской архитектуры XVI века.Франсиску ди Матуш. Азулежу. Сцены из жизни Святого Роха. 1584. Церковь Святого Роха, Лиссабон. olgau.livejournal.comВ XVII веке происходит еще одно революционное изменение в искусстве азулежу. Под влиянием голландской сине-белой плитки португальские азулежу становятся двухцветными. Сначала Португалия покупает необычную плитку у голландцевМонастырь Святого Креста, Коимбра. Азулежу, XVII векМонастырь Святого Креста, Коимбра. Азулежу, XVII век. Фото Diego Delso

Португальские мастера, очарованные делфтскими сине-белыми изразцами, сами начинают производить двухцветную керамическую плитку. И вскоре вся Португалия покрывается сине-белыми керамическими панно. XVII­­ – XVIII века – эпоха господства синего рисунка на белом фоне, огромных многофигурных керамических картин в церковном и светском зодчестве Португалии.

  • К одним из самых известных произведений искусства азулежу этого периода относятся керамические панно из монастыря Святого Креста в Коимбре и из монастыря Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии в Беже.
  • позолоченная деревянная резьба, живопись в богатых золотых рамах неожиданным образом сочетаются с холодно поблескивающей сине-белой гаммой керамических панелей

Церковь Божьей Матери монастыря Мадре-де-Деуш, Лиссабон. Начало XVIII векаерковь Сан-Лоренцо, Алмансил, Португалия. XVIII векЦерковь Сан Лоренцо в городе Алмансил – один из редчайших примеров в истории мирового искусства, когда азулежу полностью покрывают все стены и своды. Керамические панно церкви иллюстрируют сцены из жизни Святого Лаврентия.Сильвестре Сильвестри. Основание ордена кармелитов. 1912. Азулежу. Боковой фасад церкви Игрежа ду Карму, ПортуСильвестре Сильвестри. Основание ордена кармелитов. 1912. Азулежу. Боковой фасад церкви Игрежа ду Карму, ПортуВо второй половине XVIII века открываются новые керамические фабрики. Производство азулежу с тех пор принимает промышленные масштабы, и керамическая плитка становится поистине народным достоянием.Не только дворцы и церкви украшаются керамическими панно, но и на фасадах обычных жилых домов начинают появляться изображения святых. Обитатели домов в надежде на избавление от возможных будущих злоключений полагались на покровительство и заступничество святых, изображенных на стенах их жилищ.Азулежу на фасадах домов. ПортуАзулежу на фасадах домов. Слева: Лиссабон. Справа: Коимбра

автор Анастасия Татарникова

Что такое азулежу? Описание, особенности, производство и цена азулежу

Азулежу является символом архитектуры Португалии. Пиренейский полуостров, где она находится, в 13-м веке завоевали арабы. На новые территории они привезли глазурированную керамику.

Она стала основой для создания португальцами азулежу.

Она настолько понравилось жителям страны, что те стали украшать новинкой буквально все, в частности, дома снаружи и изнутри, улицы, лестницы, торговые лавки.

Португальская плитка азулежу в интерьерах

Что такое азулежу

Азулежу является разновидностью глазурированной и расписанной  керамики. Сама она пористая. Собственно, поэтому, черепок и требует глазурирования. Во внутренние пустоты может проникать влага, разрушая керамику. Покрытие как бы закупоривает ее. К тому же, на белой глазури лучше смотрятся краски. Их цвет получается чистым, насыщенным.

Глина же, используемая для азулежу, цветная. Белая разновидность породы именуется каолином. Из него делают фарфор. Он почти лишен пор, за счет чего максимально тверд, хоть и хрупок. Выбор для азулежу цветной глины обусловлен географией производства. Каолина много на родине фарфора — в Китае. В Португалии же преобладают красные глины.

Читайте также:  Бытовые датчики и сигнализаторы утечки газа для дома и дачи

Глазурированную и расписную керамику можно встретить и под другими названиями, к примеру, майолика. Последнее понятие шире. В технике майолика могут быть выполнены и шкатулка, и статуэтка, и ваза, и тарелка, и плитка. Азулежу выполняется только в виде последней. В диаметре плитка не превышает 14 сантиметров, то есть является чем-то средним меж мозаикой и обычной керамикой для стен, полов.

Португальская плитка азулежу в интерьерах

Структура плитки пористая, эмаль не только украшает её, но и защищает от разрушения

С точки зрения истории, плитка азулежу — не просто декоративный элемент, но и кладезь исторических фактов. В Лиссабоне, к примеру, есть музей, где хранится расписное панно, позволяющее воссоздать город до 1755-го года. Это дата землетрясения. Оно считается одним из самых разрушительных в истории.

До землетрясения Португалия была лидером Европы, экономическим и торговым центром. В 1755-м Лииссабон был стерт с лица земли. Погибло около 100 тысяч человек. Португалия из передового государства превратилась в отсталое. Уже почти 3 века страна не может вернуть былые позиции на мировой арене.

С помощью расписного панно музей азулежу в Лиссабоне позволяет взглянуть на здания и их расположение, улочки былого города. Его панорама выполнена в бело-голубых тонах. Этот тип росписи глины перенят португальцами у голландцев, а теми — у китайцев. Точнее, речь об имитации фарфора.

Португальская плитка азулежу в интерьерах
Португальская плитка азулежу в интерьерах
Португальская плитка азулежу в интерьерах

На улицах Португалии до сих пор есть дома украшенные азулежу

Изначально же, в 13—14-м веках, португальцы расписывали глиняные плитки в арабской стилистике, составляя узоры из геометрических, пестрых элементов. Рисунки имитировали персидские ковры. В основном, рисовали звезды. В арабской традиции запрещалось изображать живых существ. Это не угодно Аллаху, поскольку претендует на воссоздание его творений.

Португальская плитка азулежу в интерьерах

В 16-м столетии свою лепту в развитие азулежу в Лиссабоне внесли фламандцы. Так называют коренных жителей Бельгии. Они научили португальских мастеров росписи с использованием образов природы, животных.

Португальская плитка азулежу в интерьерах
Португальская плитка азулежу в интерьерах
Португальская плитка азулежу в интерьерах

В 17-м веке на развитие азулежу повлияли итальянцы. От них жители Португалии переняли тенденцию религиозной росписи. На азулежу появились сцены из Писания.

Рождество Христово. Панно азулежу в Национальном музее азулежу в Лиссабоне

  • Следующим этапом стало использование юмористических и сказочных сюжетов.

Юмористические сюжеты азулежу

Реалистичная живопись стала последним витком развития азулежу в Португалии, предшествовавшим землетрясению 1755-го года.

Панорама Лиссабона. Панно в Национальном музее азулежу

Описание и особенности азулежу

Изначально у плиток азулежу была ребристая поверхность. На ней хуже растекались краски. Их смешение во время росписи портило ее качество, контрастность. Однако, к 16-му веку мастера научились справляться с трудностями и усовершенствовали используемую эмаль. В ее состав вошел цинк. Он придал глазури особый блеск и предотвратил растекание красок. Поэтому плитки стали гладкими.

Краски, используемые для росписи стандартной азулежу, натуральные. Синий цвет, к примеру, дает кобальт. Красные оттенки — заслуга кадмия. Еще пигменты создают на основе, олова, марганца, никеля, меди, висмута и их оксидов, то есть минералов. Впрочем, современные версии плитки оформляют и акриловыми красками.

Если некогда панно азулежу можно было встретить только во дворце, соборе, церкви, то с 19-го века расписная плитка получила широкое применение за счет массового производства. Кроме массовости оно подарило возможность работать в технике азулежу любому человеку. Предприниматели стали изготавливать плитки-трафареты.

На них вытеснен рельеф. Остается заполнить его красками. Если они контрастные и многоцветные, соответствуют арабской стилистике. Бело-синяя гамма отсылает к искусству Италии и фарфору Китая. Стиль азулежу на основе пастельных тонов — традиция эпохи рококо.

Если самостоятельно раскрашивать плитку, заметишь, что краски изначально блеклые. Яркость появляется после обжига. Раскрашивают же плитку сырой. Это образное выражение. По факту керамика подсохшая, но в естественных условиях. Нет у сырых красок и блеска. Он тоже приобретается после обжига. Проходит он при температуре около тысячи градусов Цельсия.

Подобно фрагментам мозаики, азулежу позволяет собирать уникальные картины. Для рамы можно использовать плитку одной стилистики, к примеру с растительным орнаментом, в зеленых тонах.

Центральная часть экспозиции может быть бело-синей. Дизайнеры вольны собирать фрагменты керамики, словно конструктор, пазлы. Правда, пазлы эти всегда квадратные.

Это еще одна особенность азулежу на фото и в реальной жизни.

Производство азулежу

Производство начинается в карьере. Здесь добывают глину. Потом ее замешивают с водой. Надо получить так называемый шликер. На это уходит 5 часов. Еще сутки смесь «отдыхает». После этого смесь походит внешне и по консистенции на горячий шоколад.

Готовый шликер заливают в формы. Их современные версии из силикона. Однако традиции производства азулежу подразумевают использование гипсовых, деревянных, каменных форм. Вынутая из формы плитка достаточно мягка, чтобы сделать на ее поверхности оттиск-трафарет.

С ним изделия не раскрашивают. Работу завершит потребитель. Если же азулежу производится «под ключ», художники раскрашивают подсохшие плитки. Однако сначала керамику окунают в глазурь.

Ее основа — полевой шпат. Это минерал, в котором соединены калий, алюминий, кремний и кислород. Наличие в эмали шпата, делает ее стекловидной.

Минерал близок по составу к кварцу, из которого делают обычные стекла, хрусталь.

    Расписанные плитки отправляют в муфельную печь. Она камерная. Выгрузка осуществляется горизонтально. Кроме системы нагрева и камеры основным элементом является термопара. Она поддерживает нужный нагрев. Для обжига азулежу нужна минимум 1 тысяча градусов Цельсия.

    Применение азулежу

    За счет покрытия глазурью, португальская азулежу защищает дома жителей страны от влаги, передаваемой океаном. Пары не могут проникнуть в глазурированные черепки. Это уберегает дома от разрушительного влияния морского климата. Глянцевая поверхность азулежу отражает лучи солнца. Это спасает от изнуряющей жары. В отделанных плиткой жилищах сохраняется приятная прохлада.

    Эстетически азулежу поддерживает дух Средиземноморья. Блестящая и яркая мозайка из керамики ассоциируется с солнцем, океаном, запахами тропических цветов и фруктов. Поэтому типичные для азулежу узоры иногда копируются в качестве принтов для тканей, из которых кутюрье создают итальянскую моду.

    Португальская же мода выражается в основном в архитектурных формах. Так, азулежу оформлен фасад церкви святого Ильдефонсо. Сцены его жизни — один из сюжетов росписи керамики. Использованы также евангельские картины.

    Фасад церкви святого Ильдефонсо. Португалия

    Украшена азулежу и Лючия. Точнее, речь о Санте Лючии. Церковь с таким названием оформлена плиткой фрагментарно.

    Композиция разрознена, что придает зданию дух народности, самобытности. Церковь святого Николая тоже украшена сине-белой керамикой. Она крепится, как и прочая плитка, на цементный раствор.

    Швы оставляются максимально узкие, дабы роспись складывалась в единую композицию.

    Увидеть азулежу на храмах, зданиях, уличных лестницах можно не только в Португалии, но и ее бывших колониях. Примером служит азулежу в Макао. Этот китайский город принадлежал португальцам до 1999-го года. Колонией Макао стал в 1557-м.

    С тех пор в городе появились оформленные азулежу портовые парапеты, таблички с номерами домов и названиями улиц, крупнейший христианский храм в Азии. Последний пострадал от пожара. Сохранилась лишь одна стена. Ее отреставрировали, как памятник архитектуры.

    Городские ворота Порта да Вила. Португалия

    Азулежу в интерьере

    Глазурированной плиткой оформляют не только уличные объекты, но и внутреннее убранство, будь то частные дома, или общественные здания. К последним относится, к примеру, вокзал Сан Бенту. Стандартный снаружи, он поражает внутренними залами. Их стены и своды полностью выложены азулежу. Ее роспись сюжетная.

    На одном из панно крестьяне занимаются сельхозработами. На другой стене плитки складываются в едущий на зрителя поезд. В третьем зале не стены, а картина народного гулянья. Есть в здании и эпические сюжеты. Один из них — «Возвращение короля». В стиле азулежу оформлено также убранство монастыря тамплиеров. Он расположен в городе Томар.

    Вдохновляясь старинными, общественными зданиями, в стиле азулежу оформляют и частные жилища. На кухнях расписная плитка становится фартуком, столешницей, украшает подоконники и откосы окон. В комнатах азулежу становится облицовкой каминов, колон, фрагментов стен, теми же столешницами, настенными панно.

    Меж этажами расписная плитка хороша в качестве оформления торцов ступеней лестниц. Иногда керамика используется также на перилах. Нестандартным вариантом является оформление азулежу потолков. Часто это композиции с деревянными балками. В ванных азулежу можно выложить буквально все, начиная от душевой зоны, заканчивая окантовкой зеркал.

    Азулежу в интерьере делает его атмосферным, отсылает воображение жильцов и гостей в былые эпохи, на улочки Средневековых городов. В зависимости от характера росписи, плитка способна сделать убранство дома восточным, средиземноморским, античным, близким духу ренессанса или эпохи рококо.

    Цена

    Стоимость азулежу зависит от размеров и характера росписи. Основополагающим является последний. Если роспись сюжетная, композиция продается единым панно. При размере 25 на 75 сантиметров и заводском производстве оно обойдется в 6—15 тысяч рублей. Ручная роспись примерно на треть дороже. Плитки с абстрактными, геометрическими узорами, продаются квадратными метрами.

    Стоимость одного колеблется в пределах 1-4 тысяч рублей при условии заводского производства. Азулежу ручной работы оценивается минимум в 2700 рублей за квадратный метр. Наиболее бюджетна однотонная азулежу. Исторически отсутствие рисунка не предполагалось. Однако на современном рынке под азулежу понимают скорее квадратный формат и наличие глазури, нежели сам узор.

    Видео про азулежу

    

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector