Самые известные строения Фрэнка Ллойда Райта

Фрэнк Ллойд Райт (Ftank Lloyd Wright)– американский архитектор-новатор 20 века, который, без сомнения, является гением в архитектуре.

Он один из тех архитекторов, которые не просто копируют классические образцы, но способны сказать новое слово в архитектуре.

На протяжении многих десятилетий по нынешний день его творчество является вдохновляющим для множества архитекторов по всему миру, в том числе и для меня. В этой статье я решил исследовать его творческий путь и работы более подробно.

Фрэнк Ллойд Райт (1867-1959) родился в городе Ричленд-Сентер, Висконсин, 8 июня 1867, сын Уильяма Кэри Райт (проповедник и музыкант) и Анны Ллойд Джонс (учитель, из родом известной в Висконсине валлийский семьи Ллойдов).

Начало жизни Райта было трудным. Его родители развелись из-за неспособности отца содержать семью. Фрэнку пришлось принять на себя груз финансовой ответственности за мать и двух сестер. Райт обучался на дому, не посещая школу.

Он также не смог закончить специализированный колледж из-за отсутствия денег и семейных проблем. Фрэнк прошёл курс черчения в государственном университете в Висконсине. В 1887 году Райт переехал в Чикаго, где устроился в архитектурную контору Джозефа Лаймана Силсби.

Через год перешёл на работу в фирму «Адлер и Салливан», возглавляемую известным идеологом «чикагской школы» Луисом Салливаном, где работал прямо под руководством Луи Салливана в течение 6 лет. В 1893 году Райту приходится уйти из компании, когда Салливан узнает, что Райт проектирует дома «на стороне».

В 1893 году Райт основывает собственную фирму в чикагском пригороде Оук-Парк. К 1901 году в его послужном списке насчитывается уже около 50 проектов.

  • _______________________________________________________________________________
  • Самые известные строения Фрэнка Ллойда Райта
  • Архитектурный стиль: Органическая архитектура как раздел Функционализма.
  • Общий подход к проектированию: целостный (единый) подход к проекту на каждой стадии от создания художественного образа и концепции до проработки мельчайших деталей интерьера и мебели.
  • Философия в работе: дом должен дать человеку возможность жить и расти в “питательной среде”, будучи связанным физически и духовно с окружающей природой.
  • _______________________________________________________________________________
  • Самые известные строения Фрэнка Ллойда Райта

Луис Салливан был единственным архитектором, чье влияние Райт признал. В период работы в его фирме Райтом выполнены такие известные проекты как здание зрительного зала, склада Уокер, здания Шиллер, здания транспорта на выставке Колумбии 1893 г.

в Чикаго, Фондовая биржа, Уэйнрайт Билдинг, а также гробницы Гетти и Райерсон на Грейсленд кладбище в Чикаго.

Райт был в большей степени подвержен влиянию философии и способа мышления Салливана (“создание архитектурных форм должно быть естественным, интуитивным”, “развиваться и выражать ту среду, из которой они растут), нежели особенностям его дизайна.

_______________________________________________________________________________

Дом и архитектурная студия Райта

В 1889 году в возрасте 22 лет Райт женился на Кэтрин ли Тобин. Стремясь построить собственный дом для своей семьи, он заключил пятилетний контракт с Салливаном в обмен на необходимые деньги на строительство.

Райт приобрести лесистой угловой участок в пригороде Чикаго в Оук-парк и построил свой первый дом, напоминающий резиденцию восточного побережья с отделанными гонтом выдающимися фронтонами.

Дом отражает изобретательность Райта – его эксперименты с геометрическими формами и объемами студии и игротеки, которые он позже добавил к дому.

  1. Самые известные строения Фрэнка Ллойда Райта
  2. Самые известные строения Фрэнка Ллойда Райта
  3. Самые известные строения Фрэнка Ллойда Райта
  4. Самые известные строения Фрэнка Ллойда Райта
  5. Самые известные строения Фрэнка Ллойда Райта
  6. Самые известные строения Фрэнка Ллойда Райта

Дома прерий

Известность Райту приносят «Дома Прерий», спроектированные им с 1900 по 1917 годы. «Дома Прерий» созданы в рамках концепции «органической архитектуры», идеалом которой является целостность и единение с природой.

Сторонник идеи непрерывности архитектурного пространства, Райт предлагал подвести черту под традицией нарочитого выделения здания и его составных частей из окружающего мира, доминировавшей в западной архитектурной мысли со времён Палладио.

По мнению Райта, форма здания должна каждый раз вытекать из его специфического назначения и тех уникальных условий среды, в которых оно возводится и существует.

Самые известные строения Фрэнка Ллойда Райта

Самые известные строения Фрэнка Ллойда Райта

Стиль “дома прерий” характеризуется обилием горизонтальных линий, преобладанием плоских крыш, широких выступающих карнизов и замысловатого орнамента. Горизонтальные детали построек напоминали пейзажи Великих равнин, чем и объяснялось образное название стиля. В то же время на стиль оказали влияние конструкции японских храмов.

Спроектированные Райтом «дома прерий» служили естественным продолжением окружающей природной среды, подобно эволюционной форме естественных организмов.

Для них характерен открытый план, преобладающие в композиции горизонтали, далеко вынесенные за пределы дома скаты крыши, террасы, отделка необработанными природными материалами, ритмичные членения фасада каркасами, прообразом которых служили японские храмы. Многие из домов в плане крестообразные, а расположенный в центре очаг-камин объединяет открытое пространство.

Интерьерам домов Райт уделял особое внимание, создавая мебель сам и добиваясь того, чтобы каждый элемент был осмыслен и органично вписывался в создаваемую им среду. Наиболее известными среди «Домов Прерий» являются дом Уиллитса, дом Мартина и дом Роби.

Дом Роби (Frederick Robie House)

Идее распластанной, словно летящей, композиции подчинена форма всех элементов дома Роби: невысоких этажей, плоской платформы дома, широких навесов крыши.

Дом оснащен новинками техники того времени: электрическим освещением, отопительной системой под полом, кондиционерами, а обработанные по новейшей технологии бетон и кирпич прекрасно сочетаются с полированным вручную деревом и цветными витражами.

Архитектура дома Роби

● План. В доме Роби основные помещения не имеют дверей и свободно перетекают одно в другое, роль перегородок играют передвижные решетчатые экраны. Композиционное ядро плана – расположенные в центре камины и парадная лестница. Разнообразие пространственных эффектов в жилых зданиях стало главным вкладом Френка Ллойда Райта в развитии зодчества.

  1. Как видно на этом оригинальном плане, планировка дома подчинена ритмическому шагу, из чего следует, что Райт уделял внимание соизмеримости частей своих строений.

● Затененное крыльцо. Крытое крыльцо, соединяя интерьер дома с внешней средой, расширяет жизненное пространство дома. Здание отгорожено от улицы кирпичной стенкой и поднято на платформу, что придает ему характер подчеркнуто частного жилища и обеспечивает комфорт его обитателей.

● Единое пространство. Помещение главного холла разделено одним лишь камином, а уединение обеспечивают экраны-перегородки. Стиль мебели и отделки, а также встроенные отопительные и осветительные приборы усиливают впечатление единого художественного замысла.

● Пояс окон. Райта вдохновляли достижения науки и техники. В доме Роби треугольный торец здания со сплошным поясом окон напоминает нос парохода – динамичного символа Промышленной революции.

● Дождевальная установка. В бетонные контейнеры для цветов вмонтирована дождевальная установка. Все дома Райта оборудованы последними достижениями современной техники.

● Парящий силуэт. Огромный навес над входом поддерживают стальные консольные балки. Навес придает дому выразительный силуэт, напоминающий старинные деревенские постройки.

● Римский кирпич. Изящная линия кладки из удлиненного («римского») кирпича выделена цементными швами. Строительный раствор вдавлен вглубь, и кирпичи создают тень, подчеркивающую горизонтальность полосы.

● Декор. Двери дома Роби затейливо украшены цветными витражами с изящными свинцовыми переплетами. Райт считал декоративные детали органичной частью архитектурного сооружения.

● Стеклянные двери. Большие стеклянные двери, размещенные между несущими крышу кирпичными пилонами, соединяют внутренне пространство холла с открытой террасой.

● Камины. Центральную часть в композиции дома занимает каминная башня.

● Спальни. Изолированные спальные комнаты расположены под пологой крышей. Верхний этаж представляет собой резкий контраст с незамкнутым открытым пространством нижнего.

● Главный холл. Главный холл приподнят над землей. Террасные стены разной высоты ограждают холл от внешнего мира и одновременно связывают помещение с улицей.

● Каменные вазы. Плоские каменные вазы на углах кирпичной стенки отмечают границы дома. Они усиливают горизонтальный строй здания и выделяют крайние оси его композиции…

Читать продолжение – часть 2 ►

_______________________________________________________________________________

● Анисимова И.И. Уникальные дома (от Райта до Гери): Учеб. пособие по спец. «Архитектура». — М.: Архитектура-С, 2009. — 160с., ил.

wikipedia.org

Frank Lloyd Wright. Фрэнк Ллойд Райт. Архитектор и дизайнер. Создатель «органического стиля»

Сегодня читатели Форум-Града получат мастер-класс от великого архитектора мира Frank Lloyd Wright. Он был талантливым писателем, страстным коллекционером, философом, а также дальновидным профессионалом своего дела. Широкую известность получили разработанные им четыре стиля возведения сооружений. Эти идеи были авангардными для того периода времени.

Самые известные строения Фрэнка Ллойда Райта

1. «Архитектору необходимо быть предсказателем … предсказателем в прямом значении этого слова … если он не умеет предвидеть, хотя бы на несколько лет вперёд, то его трудно назвать архитектором»

Фрэнк Ллойд Райт, который родился в 1867 году, был человеком, обладающим прогрессивным мировоззрением, опережающим своё время. Консервативно настроенным людям проблематично было адекватно воспринимать необычный дизайн его домов.

Самые известные строения Фрэнка Ллойда Райта
Frank Lloyd Wright (портрет)

2. «Всякий большой архитектор непременно прекрасный творец.Ему следует быть великим автором, интерпретатором собственной эпохи, своих будней, текущего возраста»

В первую очередь имя Райта связывают с созданным им направлением в архитектуре Prairie. Характерными чертами которого были скромные наклонные крыши, основной дымоход, нависающие карнизы, и общедоступное распределение перекрытий. Эти приёмы он воспринимал, как лекарство от ограничений закрытого градостроительства викторианской эпохи.

Читайте также:  Покупка микроклонов растений: плюсы и минусы

Продолжением стало создание Textile Style. Здесь мы наблюдаем ступенчатый подход, в котором прослеживается влияние древней цивилизации майя. Райт является самым известным органическим дизайнером, который использовал традиционные натуральные отделочные материалы, учитывая исторический опыт архитекторов Японии. Цепочку преемственности стилей автора завершает направлением Usonian.

Самые известные строения Фрэнка Ллойда Райта
Frank Lloyd Wright. Дом для Frederic C. Robie

3. «На этом месте должно быть такое количество домов, сколько есть непохожих личностей. Собственное жилое пространство обязано отражать индивидуальность хозяина»

В своих лучших дизайнерских проектах Фрэнк Ллойд Райт применял индивидуальный подход к каждому клиенту.

Самые известные строения Фрэнка Ллойда Райта
Дом и студия дубового парка от Frank Lloyd Wright

4. «Строение должно свободно существовать на данном участке, иметь определённый образ, гармонирующий с окружающей местностью, с проявлениями Природы в нём»

Каждая работа, созданная великим архитектором, уникальна так же, как неповторимы пейзажи регионов. Нельзя найти одинаковые сооружения по конструкции, характеру и использованным материалам. Допустим, здания, построенные в западных районах США, имеют значительные отличия от построек, спроектированных в Лос-Анджелесе, Аризоне и Пенсильвании.

Самые известные строения Фрэнка Ллойда Райта
Собственный дом архитектора в Аризоне

5. «Жилище не должно находиться поверх холма или чего угодно другого. Оно должно формироваться из возвышенности.Принадлежать холму.Между ними должна существовать жизненная связь, взаимно дополняющая их»

Это признанная концепция его Organic школы. Взгляните на его творение Fallingwater, в котором здание и местный пейзаж слились и стали единым целым в этом роскошном и красивом доме.

Самые известные строения Фрэнка Ллойда Райта
Роскошный и красивый дом Fallingwater

6. «Мастерство является матерью архитектуры.Без зодчества у нас нет души, собственной культуры»

Архитектор стремился изменить манеру возведения сооружений. В его понимании она должна обладать гибкостью, открытостью, комфортностью, и стать менее сдержанной.

Самые известные строения Фрэнка Ллойда Райта
Более детальный ракурс Fallingwater

7. Ниже выдержки из репортажа 1957 года Mike Wallace, журналиста American newscaster and television: «Я хотел бы возводить строения независимого характера. Мне нужна архитектура, про которую говорили бы как про ландшафтное украшение участка, а не безобразие

Из писем наших клиентов мы узнаём как дома, которые мы возвели для них, повлияли на стиль всей их жизни. Теперь у них всё по-другому.Но, мне хотелось бы сделать ещё что-нибудь для своей страны»

Самые известные строения Фрэнка Ллойда Райта

8. «Прекрасный дом не только меняет ландшафт, но и пейзаж, делая его привлекательнее, чем до начала строительства»

Райт приветствовал естественность чистых контуров, считая, что отлично созданное строение только дополняет окрестности. Сложные элементы и перегруженность дизайна, предшествовавшие его творчеству, им полностью отрицались.

Самые известные строения Фрэнка Ллойда Райта
Дом для Walter H. Gale по проекту Frank Lloyd Wright

9. «Красивая архитектура – это энергия, во всяком случае, само наше существование облекается в определённый образ, и можно утверждать, что это самая правильная регистрация жизни, того, что было совсем недавно, какие мы сейчас или какими будем»

Самые известные строения Фрэнка Ллойда Райта
Дом Jacobs от Фрэнка Ллойда Райта

10. Guggenheim Museum, расположенный в Нью-Йорке – это прекрасное наследство, оставленное Фрэнком Ллойдом Райтом для мировой культуры и общества. В прошлом году здание музея отметило свой 50-летний юбилей, про него уже писали на страницах Форум-Град. Оригинальные дизайнерские приёмы, использованные здесь, применяются и в современном строительстве

Guggenheim Museum в Нью-Йорке

Frank Lloyd Wright был известен своим философским мировоззрением. Его идеи, слова и прозорливость продолжают быть источником вдохновения для современных разработчиков.

Фрэнк Ллойд Райт: гений американской архитектуры

Фрэнк Ллойд Райт (8.06.1867 – 9.04.1959) — один из величайших архитекторов XX-го века, основоположник «органической архитектуры» и принципа свободной планировки.

Создатель знаменитого «Дома над водопадом» (1939) и нью-йоркского Музея Гуггенхайма (1959), автор более 20 книг (среди них «Будущее архитектуры» и «Исчезающий город»), Райт коренным образом изменил образ жилого дома, отказавшись от эклектики в пользу геометрической простоты.  Карьера архитектора, скандализировавшего американское общество перипетиями личной жизни (громкие разводы, финансовые тяжбы и даже арест в середине 1920-х), полна взлетов и падений.

Самые известные строения Фрэнка Ллойда Райта Музей Гуггенхайма, (1959).

Пионер современного движения, оказавший огромное влияние на становление функционализма в Европе, в Новом Свете он оставался архитектором-одиночкой.

Впервые о Райте заговорили в 1910-м году, когда в Германии вышла серия его статей.

Оказалось, молодой талант на другом конце Атлантики создаёт передовую архитектуру и решает планировочные задачи, над которыми бились тогда ведущие европейские архитекторы.

Самые известные строения Фрэнка Ллойда Райта«Дом Кунлея», (1908).

Большинство построек Фрэнка Ллойда Райта 1893-1910-х годов — это жилые дома, построенные для частных заказчиков в штате Иллинойс (здесь в 1894-м году Райт открыл собственное бюро).

Они получили название «дома прерий»: невысокие объемы, вытянутые вдоль линии горизонта, вторят плоскому ландшафту Среднего Запада.

Именно в этих постройках (Дом Уиллитса, 1902; Дом Кунли, 1908; Дом Роби, 1908) Райт впервые формулирует принципы «органической архитектуры», ставшей его творческим кредо: единство здания и природного окружения, архитектуры и интерьера.

Он задается целью освободить внутреннее пространство дома: вместо «комнат-коробочек» проектирует единое помещение с центральным очагом, для каждого заказа разрабатывает встроенную мебель, интегрирует системы отопления, водоснабжения и освещения в конструкцию здания, добиваясь абсолютного единства всех элементов.

Целостность замысла должна проявляться во всем: «ковры на полу и занавески в такой же мере являются частями здания, как и штукатурка стен и черепица крыши», — писал архитектор. Обилие вещей, загромождающих пространство, Райт сравнивал с расстройством желудка.

Идеалом архитектору служил традиционный японский дом, практически лишенный мебели (увлекаться культурой Японии Райт начал ещё в 1890-х годах, а в 1905 совершил первую поездку в эту страну).

Самые известные строения Фрэнка Ллойда Райта«Дом Уиллитса», (1902).

Подлинный шедевр среди «домов прерий» — имение Тейлизин в южном Висконсине, выстроенное Райтом в 1911-м году для своей любовницы Марты Бортвик.

Архитектурные объемы из местного известняка вписаны в склон холма и дополнены ландшафтным парком с бассейнами.

Тейлизин трижды страдал от пожара; самый страшный произошёл в 1914-м году: в огне погибли шесть человек, в том числе и Марта Бортвик с детьми …

В 1920-е годы Райт работает в Токио, где строит отель «Империал» (1915-1923). В Америке со вновь возросшей модой на эклектизм его имя не пользуется популярностью и даже считается «неприличным». Новый карьерный подъем начинается в 1930-х.

В рамках своей концепции «Города широких горизонтов», подразумевающей развитие города вширь и слияние с зелеными пригородами, Райт создает серию типовых «юсоновских» проектов (USONA — United States of North America) — малоэтажных жилых домов для среднего класса.

Самые известные строения Фрэнка Ллойда Райта Имение Тейлизин (1911).

Квинтэссенцией «органической архитектуры» и кульминацией творчества Фрэнка Ллойда Райта становится дом в Бир-Ран, Пенсильвания, выстроенный для предпринимателя Эдгара Кауфманна (1936-39). Гениальный проект, работу над которым Райт откладывал в течение нескольких месяцев, был создан за пару часов до приезда заказчика.

Несмотря на нехватку времени, архитектор предусмотрел в эскизе каждую мелочь: не забыл даже скамейку, сидя на которой можно любоваться пейзажем! Дом решен в виде разноуровневых террас, нависающих над естественной скалой с водопадом.

Их горизонтально-вытянутые объемы повторяют очертания каменной глыбы и создают впечатление, что дом — часть природного ландшафта.

«Мне кажется, когда смотришь на изображение этого дома, слышен шум водопада», —признавался Райт.

Самые известные строения Фрэнка Ллойда Райта «Дом над водопадом» (1939).

В возрасте 70 лет неутомимый архитектор с женой и группой студентов отправляется в Аризону, где начинает строительство нового дома, получившего название Западный Тейлизин.

Раскинувшийся посреди безлюдной пустыни, жилой комплекс стал не только зимней резиденцией Райтов, но и крупной архитектурной школой и мастерской.

Программа обучения была нацелена на разностороннее развитие: студенты занимались ландшафтным дизайном, изучали искусство, литературу, музыку, организовывали приемы для заказчиков. Сейчас здесь расположен Фонд Фрэнка Ллойда Райта, занимающийся сохранением его наследия.

Дома с открытой планировкой, скоростные дороги и связь с природой — каким видел город будущего Фрэнк Ллойд Райт — Дизайн на vc.ru

Райт построил по своим проектам сотни домов, но город мечты с архитектором-руководителем во главе так и не воплотил.

{“id”:140882,”gtm”:null}

Фрэнк Ллойд Райт родился в 1867 году в городе Ричланд-Сентер, штат Висконсин, США. Семья была небогатой, поэтому с 11 лет он работал на ферме у дяди. Подросток научился любить и ценить землю — это отразится в его будущих проектах.

Читайте также:  Распространённые ошибки при обустройстве участка

В 18 лет Райт поступил в инженерную школу Висконсинского университета, начал подрабатывать на стройке и в проектном бюро. Архитектор так и не доучился и впоследствии плохо отзывался о «схоластическом» университетском образовании.

Спустя два года он переехал в Чикаго и устроился к архитектору Джозефу Силсби, позже Райта приняли в фирму «Адлер и Салливан». Луис Салливан, один из руководителей, под началом которого Райт работал шесть лет, повлиял на его взгляды на архитектуру.

Фрэнк Ллойд Райт в 1950-е годы в Талиесин-Уэст — своём «западном» доме, где он жил, работал и преподавал зимой architecturaldigest

В 1893–1920 годы в американской архитектуре процветала эклектика, смешение стилей. После промышленной революции 19 века архитекторы получили новые материалы для строительства, но «правила» для них ещё не сложились.

Поэтому архитекторы вдохновлялись историей и сочетали в своих проектах разные стили прошлого. Своего национального стиля в архитектуре в США на тот момент не было.

Райт уже тогда осознал, что современной архитектуре нужна простота, естественность и целесообразность. Основываясь на достижениях предшественников (Анри Лабруста, Эжена Виолле-ле-Дюка, учителя Луиса Салливана), молодой архитектор сформулировал альтернативу историческим стилям и эклектике — «органическую» архитектуру, или, как он говорил, «органичную».

Хорошее здание не нарушает пейзаж, оно делает пейзаж ещё более прекрасным, чем было до того, как здание построено.

С самого начала и до конца архитектурной карьеры Райт пытался создавать такие здания, которые будут органично вписываться в ландшафт. Райт любил «привязаться» к местности, учитывал особенности земли и старался сохранить каждые дерево и камень.

Дом не должен стоять на холме. Он должен быть холмом. Быть его частью. Дом и холм должны существовать вместе.

Кроме природных условий, архитектор учитывал ассоциации и образы, вызванные пейзажем. Прерии Чикаго, субтропики Калифорнии или пустыни Аризоны — для каждой местности Райт создавал такой дом, который будет связан с ней.

Дом Роз Пойзон, построенный в 1947 году в Финиксе, штат Аризона, словно вырос из окружающей его каменной пустыни и служит её продолжением

Boomer-Pauson House, architizer

Дом Роз Пойзон

architizer

Дом Эдгара Дж. Кауфманна, или «Дом над водопадом», Пенсильвания, внесен в список наследия ЮНЕСКО

Edgar J. Kaufmann Sr. Residence, Gene J. Puskar, AP Images

«Дом над водопадом»

Andrew Pielage

С 1894 года Райт сам реализовывал идеи органической архитектуры. Первый творческий период (1900–1915 годы) был самым плодотворным в карьере. Его результат — «дома прерий».

«Стиль прерий», по мнению архитектора, отлично подходил для строительства усадеб на Среднем Западе. Он хотел с помощью архитектуры подчеркнуть красоту американских равнин, сделать дом продолжением земли, на которой тот стоит. Таки дома почти всегда отличала горизонтальность линий.

Дом Уильяма Уинслоу построен в 1894 году в Ривер-Форесте, штат Иллинойс. Это был первый проект Райта как независимого архитектора. Считается, что дом Уинслоу — первый «дом прерий» William Winslow House, franklloydwright

Он отказался от подвалов, которые считал «негигиеничными» и ненужными в условиях американских прерий. Так же он относился к чердакам и мансардам, поэтому крыши домов Райти были невысокими двускатными или вообще плоскими.

Системы хранения архитектор предусматривал в самом здании и стремился к наименьшему количеству этажей и наибольшему соприкосновению дома с землей.

Дом Дарвина Мартина в Буффало, Нью-Йорк, 1905 год Mike Shriver, buffalophotoblog

Особое внимание Райт уделял естественному освещению: вдоль стен второго этажа обычно шли ряды непрерывных окон. Широкие карнизы прикрывали их от солнечных лучей и создавали рассеянный свет в комнатах.

Архитектор называл привычные оконные и дверные проемы «дырками в стене». Он старался делать так, чтобы в его проектах окна и двери были вписаны в само здание, логично продолжали стены. Иными словами, чтобы стены были «ширмой» между внутренним пространством и внешним.

Райт стремился привести здание в соответствие с человеческими пропорциями, и поэтому он отказывался от слишком высоких потолков и делал дверные проемы высоты, достаточной для прохода человека

architecturalrecord

Для строительства архитектор выбирал натуральные материалы: камень, кирпич, дерево. Он избегал декоративных элементов, чтобы не допустить стилевой пестроты.

«Дома прерий» своими подчёркнутыми горизонтальными формами связывались с участком, создавали единство с окружением. Дом Уиллитс построен в 1902 году в северном пригороде Чикаго Ward Willits House, Teemu008

«Дома прерий» отличались от других домов не только снаружи, но и внутри. Архитектор называл функциональные комнаты «коробками» и «клетками». Желая избавиться от них, Райт прибегал к открытым планировкам, непривычным для американцев.

Весь первый этаж Райт проектировал как одно большое пространство, выделяя только кухню и комнаты для слуг. Оно визуально делилось на зоны для приёма пищи, для чтения или общения с гостями. В домах не было лишних дверей и перегородок, поэтому они ощущались свободными и просторными.

План второго этажа дома Фредерика Роби в Чикаго. Большую часть пространства занимает общая гостиная

kannelura.info

Сердцем дома Райт считал камин, поэтому отводил для него центральное место, которое притягивало бы всю семью.

Всякий дом — это чрезвычайно сложное, неуклюжее, беспокойное механическое уподобление человеческому телу. Электропроводка — вместо нервной системы, трубопроводы — кишечник, отопительная система и камины — артерии и сердце, а окна — вместо глаз и носа.

Чтобы дом выглядел единым целым, архитектор старался совмещать предметы обстановки с элементами здания. Райт сам проектировал мебель — удобную, простую и вписывающуюся в пространство.

Кресла, сконструированные Райтом, в доме Роз Пойзон. Эту историческую модель запустили в производство и выводят на рынок

architizer

В начале 1930-х годов Райт стал размышлять о «домах прерий» для американцев со средним достатком. Они тоже должны были быть из натуральных материалов, вливаться в ландшафт, но стоить недорого. Райт называл их североамериканскими, или юсонианскими (от акронима USONA, The United States of North America).

История юсонианских зданий (usonian house) началась с дома Малкольма Уилли, распорядителя в Миннесотском университете. В 1933 году его жена Нэнси Уилли написала письмо Райту, в котором попросила создать «произведение искусства» с ограниченным бюджетом. Одноэтажное здание площадью около 110 м² обошлось Уилли в $10 тысяч.

Впервые Райт создавал дом, в котором не предполагалось наличие слуг. Уилли жили скромно, Нэнси готовила на кухне сама, и когда приходили гости, ей хотелось быть с ними на связи.

Архитектор решил эту проблему открытой планировкой: кухня, гостиная и столовая стали одним общим пространством. Столовая отделялась от «рабочей зоны» лишь стеклянной стенкой и полками.

Такое новаторское для того времени решение сделало из кухни место, в котором хозяевам было приятно находиться так же, как и в других комнатах.

Остальные комнаты Райт проектировал намеренно небольшими, чтобы члены семьи больше времени проводили вместе в гостиной

franklloydwright

С 1936 года Райт спроектировал больше 40 домов юсонианского типа. Все они были практичными, компактными и функциональными.

Чаще всего дома имели вытянутую Г-образную форму и открытую планировку, которая визуально увеличивала пространство. Архитектор вновь отказался от чердаков и подвалов — в пользу удобных систем хранения внутри дома, полноценный гараж заменил навесом.

Резиденция Лорена Поупа, Александрия, штат Вирджиния. Дом был построен в 1941 году, отреставрирован в 2015 году

Pope-Leighey House, Lincoln Barbour, savingplaces

Райт часто использовал кипарис. Его запах отпугивает насекомых, а смолистость сохраняет древесину Lincoln Barbour, savingplaces
Дом Розенбаума, построен в 1939 году во Флоренции, штат Алабама

Rosenbaum House, wrightinalabama

Высокие, во всю стену окна и длинные карнизы создавали эффект парения крыши над домом, остекление визуально расширяло внутреннее пространство. Тепло в доме поддерживали отопительные трубы под полом

wrightinalabama

Юсонианский дом стал основным типом застройки частного сектора в проекте Райта «Город широких горизонтов» (Broadacre City). В 1932 году вышла его книга «Исчезающий город», 14 апреля 1935 года архитектор вместе со своими учениками из Талиесина представил на выставке в Рокфеллер-центре проект своего Акрогорода.

Райт и его ученики работают над моделью Broadacre City

franklloydwright

Центральное место на выставке занимала модель площадью 13 м². Она представляла почти 11 км² «типичной сельской местности» на 1400 семей.

В модель было включено все необходимое для жизни: фермы, фабрики, офисы, школы, парки и места отдыха, правительственные постройки и отдельные частные дома twoworldsfoundation

Основная идея проекта заключалась в том, чтобы горожанин получил хотя бы по акру земли (около 40 соток). Жители могли бы распоряжаться ей на своё усмотрение: использовать для жилья, работы или как огород. Благодаря участку семейство жило бы экономически независимо в условиях Великой депрессии в США, надеялся Райт.

Каждый гражданин становился собственником земли, был обязан жить на ней, развивать её, но не сдавать в аренду. Ни банки, ни правительство не могли угрожать особняку, за распределением земли, по задумке, следил главный архитектор города.

Макет города Райта. На стене — лозунги. Первый, к примеру, — «акр земли каждому»

Читайте также:  Проектирование частного дома: юридический аспект

franklloydwright

Акр земли — довольно много, расстояния между зданиями получались немалыми. Райт не видел в этом проблемы: он верил в современные технологии. Личный автомобиль у каждой семьи позволил бы не переживать о дальних расстояниях, власти общались бы с горожанами по радио.

Чтобы избежать пробок, Райт предлагал изменить транспортную систему: отказаться от трамваев и железных дорог, которые замедляли движение машин.

Он хотел провести трассы с отдельными полосами для легковых и грузовых автомобилей и монорельсовой дорогой в центре. Они помогли бы жителям тратить меньше времени на дорогу до работы и проводить больше времени с семьёй.

Рисунок к проекту «города широких горизонтов» Фрэнка Ллойда Райта Franklloydwright

Архитектор видел в «городе широких горизонтов» выражение демократических идей в том виде, в каком он их понимал: не как форму управления, а как стиль жизни. Он считал, что город — не расположение дорог и зданий относительно друг друга, а общество в действии, и что его Акрогород обеспечит пространство, свободу и красоту, необходимые для роста личности.

Доска с лозунгами градостроительного проекта Райта Franklloydwright

«Город широких горизонтов» не был построен. Тем не менее Райт до самой смерти воплощал в отдельных проектах архитектурные и общественные концепции, которые он представлял естественным выражением нового города.

Жилые дома, общественные объекты, производственные здания — все они должны были стать центром гармонии и красоты и совершенствовать жизнь.

Прайс-тауэр в Бартлсвилле, штат Оклахома. Модифицированная версия многоквартирных домов из «Города широких горизонтов», сегодня — отель

Price Tower, OKC Lifestyle

Большой кабинет административного корпуса Джонсона Вакса, построенного в 1939 году в Расине, штат Висконсин. Офис, в котором работник чувствовал себя комфортно и достойно scjohnson
«Юсонианский автомат». В 1950-е Райт развивал тему юсонианского стиля и проектировал дома из бетонных блоков, которые покупатель мог собрать сам, как конструктор

Usonian automatic house, franklloydwright

Фрэнк Ллойд Райт умер 9 апреля 1959 года в возрасте 91 года. За свою жизнь он спроектировал около 800 зданий, восемь его работ вошли в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

В 1991 году Американский институт архитекторов признал Райта «величайшим американским архитектором всех времен». Созданное им направление органической архитектуры до сих пор не теряет актуальность.

Фрэнк Ллойд Райт. Человек, изменивший архитектуру

Здания, созданные талантливыми архитекторами, вызывают восхищение и стали частью наших представлений о прекрасном. Но лишь единицы из этих мастеров смогли повлиять на развитие мировой архитектуры. В первом ряду таких архитекторов стоит Фрэнк Ллойд Райт, которого называют гением американской архитектуры и отцом органической архитектуры.

Райт – человек позапрошлого века.

Он родился в 1867 году в американской глубинке, рано стал работать, а после развода родителей прибавил к своей фамилии, доставшейся от отца, еще и фамилию матери – о ней и сестрах ему пришлось заботиться уже в 18 лет.

Одновременно он поступил на инженерный факультет университета в Висконсине, затем сотрудничал с архитектурными конторами и проектировал жилые дома, пока в 26 лет не создал в пригороде Чикаго собственную фирму.

Уже тогда было понятно, что Райт опередил свое время: он начинает строить дома в стиле Prairie – созданные для прерий, степей. Это было начало той самой «органической архитектуры».

У «домов прерий» были непрерывные, гладкие, горизонтальные линии, плоские крыши, нависающие карнизы, створчатые окна. В таких домах много остекленных поверхностей, а внутренние пространства открыты и широки – ведь в них мало стен.

В частности, нет перегородок между кухней, гостиной и столовой, пространства разделены лишь визуально.

Дома гармонично вписывались в ландшафт и были естественным продолжением окружающей природы, поэтому они тут же стали очень популярны у среднего класса, ведь они были, помимо прочего, еще и очень удобны. С 1901 по 1909 годы Райт создал около 120 проектов и построил 76 «домов прерий».

В своей работе Райт ориентировался на принципы, по которым построены японские храмы: ритмичные членения фасада каркасами, вынесенные за пределы дома скаты крыши, террасы, отделка необработанными природными материалами. «Естественность, внутренняя природа, изначально присущая каждому творению архитектуры, не должна быть утеряна. Здание должно производить впечатление целостности.

Оно должно быть как бы сделано из одного куска, а не собранного из разных деталей», – считал архитектор.

Огромное значение он придавал «воздуху» в интерьерах: «Пространство — это источник, из которого исходят все ритмы. Оно – дыхание произведения искусства».

Органическая архитектура Райта имела разные воплощения. Созданные им стили отличаются чистотой линий и простотой, архитектор не любил сложных деталей и суетливости. Райт считал, например, что «дом не должен стоять на холме, он должен быть частью холма». Впоследствии он сотворил дома, ставшие частью водопада, леса, поля, каменной пустыни.

Среди множества проектов Райта нет не только двух одинаковых, но и двух похожих домов.Дом Эдгара Дж. Кауфманна в Пенсильвании, или «Дом над водопадом», сегодня внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО – как и еще восемь зданий, спроектированных Фрэнком Ллойдом Райтом, в том числе и Музей Соломона Гуггенхайма в Нью-Йорке.

Этот знаменитый на весь мир музей современного искусства Райт проектировал и строил шестнадцать лет, до самой своей смерти в 1959 году. Здание имеет форму опрокинутой спирали, а внутри напоминает раковину, в центре которой располагается остекленный двор.

По задумке архитектора зритель должен сначала подняться на верхний этаж на лифте, а затем медленно спускаться по пандусу, рассматривая картины на наклонных стенах (хотя руководство музея проигнорировало эту идею Райта, и осмотр экспозиции начинается с нижнего этажа).

Как и с другими своими творениями, в здании музея Фрэнк Ллойд Райт использовал идеи, которые затем стали устойчивыми архитектурными тенденциями. И если посмотреть на современные дома, на их прямые линии, низкие плоские крыши, открытые пространства в интерьерах, то становится понятно, что дело Райта живет и процветает.

За свою жизнь он спроектировал около 800 зданий. Одной из самых масштабных его идей был проект целого города – Broadacre City, каждый житель которого владел бы акром земли и мог бы распоряжаться им по своему усмотрению. Нельзя было только сдавать землю в аренду.

Несмотря на участки по 40 соток у каждого дома архитектор создавал не большую деревню, а именно город с банками, предприятиями, офисами, системой дорог, где легковой транспорт не пересекался бы с грузовым.

Райт считал, что собственная земля может сделать человека экономически независимым в любых обстоятельствах. Он был уверен, что его Акрогород обеспечит пространство, свободу и красоту, необходимые для роста личности. К сожалению, проект так и не был осуществлен.

В 1991 году Американский институт архитекторов признал Райта «величайшим американским архитектором всех времен». Созданное им направление органической архитектуры до сих пор не теряет актуальность.

Райт был человеком красноречивым, многие из его высказываний растасканы на цитаты и стали афоризмами. Например, вот эта: «Всякий дом — это чрезвычайно сложное, неуклюжее, беспокойное механическое уподобление человеческому телу.

Электропроводка — вместо нервной системы, трубопроводы — кишечник, отопительная система и камины — артерии и сердце, а окна — вместо глаз и носа». Или вот эта: «Уезжайте как можно дальше от своего дома, чтобы строить свои первые здания.

Врач может похоронить свои ошибки, но архитектор может только посоветовать заказчику посадить вьющиеся растения». Или эта: «Считайте постройку курятника такой же достойной работой, как постройку собора.

Если отвлечься от финансовых вопросов, величина проекта мало значит в искусстве. По-настоящему важна выразительность. Она может быть большой в малом или малой в большом».

Но самым актуальным для современных архитекторов и проектировщиков должно стать вот это напутствие Райта: «Продолжайте учиться. Архитектору, который хочет подняться выше среднего уровня, нужно по меньшей мере десять лет подготовки перед практикой». Райт знал, о чем говорил.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector