Главные ошибки при эксплуатации бензопилы

Владельцу своего дома или дачного участка бензопила необходима в хозяйстве. Этим инструментом можно пилить дрова, заготавливать срубы и просто творчески работать по дереву. Чтобы бензопила прослужила долгую и верную службу, ее нужно уметь правильно эксплуатировать и ухаживать, как за любым другим инструментом. Если этого не делать, то она очень быстро придет в неисправность.

Главные ошибки при эксплуатации бензопилы

Неверные пропорции масла и бензина

Если масло или бензин некачественные, то бензоинструмент быстро заглохнет при эксплуатации и так будет происходить постоянно. Разводить смесь нужно по инструкции. Использовать ее сразу, так как через некоторое время она начинает «выдыхаться».

Соответственно, это и будет причиной некорректной работы. Если не соблюдать рекомендуемые пропорции бензина и масла, и доливать больше масляной смеси, то через год-полтора наблюдается значительное число нагара на поршне и цилиндре.

И все это будет «коптить», а инструмент просто на просто сгорит.

Главные ошибки при эксплуатации бензопилы

Не вовремя очищается пила от опилок

Важно после каждой работы очищать бензопилу от опилок и грязи, так как она быстро засоряется. Нужно снять крышку инструмента и все хорошенько продуть либо специальным инвентарем, либо пылесосом. Если же этого не делать, срок эксплуатации оборудования снижается.

Главные ошибки при эксплуатации бензопилы

Не тот бензин

На каждый бензоинвентарь дается паспорт. В нем указано, какой бензин нужно заливать в тот или иной инструмент. Если написано использовать бензин марки АИ-92, то такой и нужно заправлять.

Не нужно заливать АИ-95 либо АИ-80 и любой другой бензин. Горючее куплено и стоит в канистре уже полгода или год — использовать его не нужно. Это уменьшит срок и время работы инструмента.

Используют свежую, качественную смесь с октановым числом 92!

Главные ошибки при эксплуатации бензопилы

Неправильный уход за режущей кромкой

В большинстве случаев, когда не смотрят за режущей гарнитурой, у всего, что режет, затупляются ножи. Если режущая кромка затупилась, то ничего пытаться ею делать не нужно. Именно у бензопилы, может сломаться поршневая. Когда цепь приходит в непригодность, в работе можно увидеть, что летит не стружка, а пыль.

Она засоряет все ребра охлаждения у цилиндров, полностью забивается ленточный тормоз, у шины вся грязь скапливается и приобретает темный оттенок. И, соответственно, от всего этого случается перегрев. Шина и многие другие детали приходят в непригодность. Важно вовремя точить цепь и следить за ней. Не нужно ничего пилить тупой цепью.

Это может привести к поломке.

Главные ошибки при эксплуатации бензопилы

Несвоевременная перестановка шины

Важно переворачивать шину! После заточки цепи, либо ее смены, шину нужно переворачивать. Если этого не делать, то при работе инструмент будет кривить срез и сползать.

Главные ошибки при эксплуатации бензопилы

Не вовремя почищен или сменен фильтр

Воздушный фильтр необходимо чистить после каждого использования бензоинструмента, либо хотя бы раз в неделю. Если фильтр фетровый, то весь осадок на нем видно. Его можно постирать. А если сетчатый-пластиковый, то он в принципе легко продувается.

Главные ошибки при эксплуатации бензопилы

Топливные фильтры тоже нужно периодически менять, как и на машине. Их тоже нужно периодически проверять. Если фильтр стал грязно-серого цвета от грязи, то ему нужна замена, иначе топливо в нем будет застревать.

Главные ошибки при эксплуатации бензопилы

Несоблюдение техники безопасности

Бензопилой нужно работать строго в защитном инвентаре — каска, специальная маска и перчатки. Если рубить дерево в лесу, то каска должна защищать голову. Маска защищает от попадания опилок или мусора в лицо и глаза. А перчатки нужны для того, чтобы не повредить руки от заноз.

Главные ошибки при эксплуатации бензопилы

Главное в работе с любым инструментом — это правильно его использовать и тщательно ухаживать. Тогда незаменимый садовый бензоинвентарь прослужит долгую службу и окупит свою стоимость. Не нужно пренебрегать техникой безопасности, ведь это так важно для жизни и здоровья.

Как пользоваться бензопилой: эксплуатация, обслуживание, техника безопасности

Главные ошибки при эксплуатации бензопилы

Хорошо, если он уже имеет навыки обслуживания и безопасной эксплуатации этого инструмента. Если же такого опыта нет, то не следует спешить с первым пуском.

Потратив немного времени на изучение методики подготовки бензопилы к работе, уяснив приемы безопасного обращения с ней, вы убережете себя от травм и продлите жизнь своей механической помощнице.

Советы о том, как правильно пользоваться бензопилой, делятся на четыре группы:

  1. Подготовка.
  2. Запуск.
  3. Приемы работы и техника безопасности.
  4. Обслуживание.

В этом порядке мы и рассмотрим их в нашей статье.

Подготовка инструмента

Бензопила – моторизованный инструмент, основу которого составляет двухтактный двигатель внутреннего сгорания. Он не может работать на чистом бензине, поэтому для запуска требуется приготовить бензомасляную смесь.

Ее пропорция простая: на 1 литр бензина марки не ниже А92 (для дорогих импортных бензопил марка не ниже А95) берем 20 граммов специального моторного масла для бензопил. В инструкции эту пропорцию обозначают 1:50. Размешав в пластиковой емкости топливо и масло, открываем заливную горловину и наполняем бак горючей смесью.

Главные ошибки при эксплуатации бензопилы

Новичкам советуем быть внимательными, чтобы не перепутать горловину для топлива с горловиной для заливки масла, смазывающего цепь.

На некоторых моделях бензопил они обе размещаются на одной стороне корпуса. Отличить их можно по специальной маркировке, нанесенной рядом с отверстием.

На топливной горловине вы увидите значок бензоколонки. Рядом с маслозаливной горловиной наносится символ капли.

Главные ошибки при эксплуатации бензопилы

Хорошая смазка цепи – важное условие качественной работы бензопилы и долгой жизни пильной шины. Инструкция по эксплуатации бензопилы рекомендует использовать только фирменное масло производителя. Кроме него, допускается заливка качественного автомобильного моторного масла вязкостью W30-W40. Использовать для смазывания цепи грязную отработку и прочие нефтяные суррогаты мы не рекомендуем.

Главные ошибки при эксплуатации бензопилы

Отметка, до которой в бачок заливается цепное масло, всегда находится поблизости от заправочной горловины. Работая бензопилой, не забывайте периодически поглядывать на нее, чтобы не прозевать момент пополнения бачка.

Кроме пильной цепи, изредка (1 раз в месяц) следует смазывать подшипник шины, расположенный на ее внешней концевой части. У некоторых шин там имеется специальное отверстие, в которое с помощью шприца вбрызгивают несколько капель масла.

Заправку пилы топливом нужно делать только на горизонтальной твердой поверхности.

Запуск бензопилы

Залив топливную смесь и смазку цепи, можно приступать ко второму этапу – запуску бензопилы. Здесь вам также пригодится инструкция производителя.

В ней кратко и доступно описаны основные этапы данной операции:

  1. Проверка натяжения цепи (тянем за верхние средние звенья). Если они поддаются с некоторым усилием, это значит, что цепь натянута достаточно хорошо. Если же пильная цепь провисает, то нужно воспользоваться натяжным механизмом и подтянуть ее.
  2. Тянем цепь вдоль шины. При нормальном натяжении она вращается легко. Если же вы перетянули цепь, то ее нужно немного ослабить. Попутно смотрим на положение цепного тормоза (широкий пластиковый щиток рядом с передней рукоятью). Он должен быть включен (отжат вперед от передней ручки, за которую держат пилу). При холостом ходе, когда двигатель прогревается, нам не нужно, чтобы цепь вращалась. Поэтому мы и ставим ее на тормоз.
  3. Устанавливаем бензопилу на ровную площадку. Переднюю ручку удерживаем левой рукой. На заднюю ручку ставим правую ногу, включаем кнопку зажигания, выдвигаем дроссельную заслонку и несколько раз резко дергаем за рукоятку стартера. Как только двигатель даст первую «вспышку», задвигаем дроссельную заслонку и снова резко вытягиваем рукоятку стартера до момента запуска мотора.
  4. Отключаем цепной тормоз, убедившись, что под пильной цепью нет посторонних предметов, которые она может подхватить, и пару раз нажимаем на газ, чтобы прогреть инструмент.
  5. Проверяем подачу смазки на цепь. Для этого подносим пилу к любому светлому объекту (лист бумаги, доска, срез пня). Если на нем появляется след от масла, значит, смазка в достаточном количестве поступает на цепь.

Описанная выше процедура запуска выполняется на холодном моторе. Если пила уже поработала некоторое время и была заглушена, то ее пуск делается рукояткой стартера без использования дроссельной заслонки.

Правила работы и техника безопасности

Цепная бензопила – травмоопасный инструмент. Этот факт не должен вызывать панического страха. Он призван побуждать владельца к постоянному контролю за своими действиями во время работы.

Итак, что требует техника безопасности при работе бензопилой?

Читайте также:  Выбираем аккумуляторный шуруповерт

Во-первых, не пожалейте денег на покупку комплекта спецодежды (перчаток, защитного шлема, костюма и специальной обуви). Он станет надежной защитой от повреждений.

Главные ошибки при эксплуатации бензопилы

В частности, перчатки для таких пил хорошо защищают пальцы рук от травмирования. Их ткань при контакте с цепью наматывается на нее и блокирует, спасая пальцы от острых зубьев. Защитный шлем не даст щепкам повредить глаза и защитит голову от падающих веток.

Обувь лесоруба снабжена стальными пластинами. При неожиданном отскоке пилы они принимают на себя режущий удар.

Во-вторых, не держите пилу прямо перед собой. Удерживайте ее так, чтобы ваши ноги находились сбоку от линии реза.

В-третьих, держите пилу крепко, обхватывая рукоятки всеми пальцами. При этом правую руку нужно держать на задней ручке, а левую – на передней.

Дополнить эти три базовых правила нужно другими не менее важными пунктами:

  • Осторожно вставляйте работающую пилу в сделанный пропил.
  • Остерегайтесь пилить кончиком шины (высока вероятность обратного удара).
  • Удалите из зоны работы все посторонние предметы, о которые можно споткнуться и упасть.
  • Выполняя резку, не наклоняйтесь очень низко, чтобы не потерять равновесие.
  • Не работайте, держа бензопилу выше плеч.
  • Не держите инструмент слишком далеко от себя, чтобы при долгой работе спина и руки не напрягались и не уставали.
  • Спину всегда нужно держать прямой, а ноги широко расставленными.
  • Распил можно вести обеими сторонами шины. При этом нужно учитывать, что при резке нижним краем цепь уводит пилу вперед, а при работе верхней частью она тянет пилу назад.
  • Перед тем, как перенести пилу на новое место работы, заглушите двигатель или поставьте цепь на тормоз (холостой ход).

Хорошее правило – работать не в одиночку, а с напарником, который сможет оказать первую помощь.

Перед валкой дерева нужно осмотреться. Оцените его длину и направление роста, расположение близко стоящих объектов (зданий, линий электропередач), чтобы при падении ствола он не повредил их. Не помешает взять в расчет направление и силу ветра.

Перед спиливанием дерева, нужно встать справа от него и выполнить подпил (под углом 45 градусов на глубину не более ¼ диаметра ствола).

Подпил делают со стороны падения дерева (направление естественного наклона ствола). После этого с другой стороны делается горизонтальный подрез – основной валочный пропил.

Его на несколько сантиметров не доводят до наклонного подпила, чтобы дерево не рухнуло раньше времени (рисунки 1 и 2).

Для исключения зажима шины пилы в основном пропиле, в него вставляют деревянный клин.

Главные ошибки при эксплуатации бензопилыРис. №1 схема резки ствола бензопилойРис. №2 (1, 2 – верхний и нижний подпилы, 3 – основной валочный пропил)

При работе нужно следить за тем, куда движется ствол. Это правило поможет избежать серьезных травм, если ствол упадет в незапланированном вами направлении.

  • Когда дерево начинает падать, нужно быстро извлечь из разреза пилу, выключить ее двигатель и покинуть зону работы.
  • Повалив дерево, не следует расслабляться, поскольку основное количество травм статистика фиксирует именно на стадии обрезки веток.
  • Для безопасного выполнения данной работы следуйте таким правилам:
  • фиксируйте ствол подкладками, чтобы он не сдвинулся и не покатился;
  • стойте слева от поваленного дерева, а начинайте резку – с нижних веток;
  • толстые ветви спиливайте, начиная с их конца и постепенно продвигаясь к стволу.

Если при распиливании упавшего дерева бензопилу заклинило, не дергайте ее, пытаясь извлечь. Сначала отключите мотор и с помощью толстых веток-рычагов попытайтесь приподнять или наклонить ствол, чтобы расширить рез.

Обслуживание инструмента

Это показатель профессионализма владельца. Если за бензопилой организован своевременный и качественный уход, то работать она будет надежно и долго.

Главные ошибки при эксплуатации бензопилы

Закончив работу, инструмент нужно очистить от опилок и мусора. Не забывайте проверить степень натяжения цепи и уровень смазки. Правильное обслуживание бензопилы предполагает регулярную проверку состояния воздушного фильтра. Если не следить за его чистотой, то вам гарантированы проблемы с пуском.

Быстрее всего на данном инструменте изнашивается цепь, шина и ее ведущая звездочка. Поэтому их состояние также нужно постоянно контролировать.

Если в баке осталось топливо, то его нужно слить в отдельную емкость. Инструкция производителя рекомендует вырабатывать приготовленную смесь в течении 2-3 недель.

Как правильно и безопасно пользоваться бензопилой: главные ошибки

Бензопила – профессиональный инструмент для распиливания древесины.

Использование в ней острых режущих элементов, а также двигателя, работающего на жидком топливе, могут привести к тяжелым травмам и последствиям.

Ошибки при использовании пилы главным образом допускают новички. Правильно пользоваться инструмента – залог безопасной работы и сохранения здоровья рабочего, а также его окружающих.

Подготовка к работе

Бензопила – всем знакомый и привычный инструмент, рабочим органом которого является замкнутая цепь. Последнюю в движение приводит двухтактный двигатель внутреннего сгорания. Особенность такого мотора — работа на смеси бензина с маслом.

Для заправки пилы горючее готовят заранее. В качестве компонентов берут бензин не ниже А92 (для импортных моторов желательно не ниже А95), а также специальное масло для бензопил. Разбавляют в пропорции 1:50.

Тщательно размешав смесь в любой чистой емкости, заливают топливо в бак.

Главные ошибки при эксплуатации бензопилы

Смазка цепного полотна и шины – необходимое условие для качественного распила и длительной эксплуатации инструмента. Производители предлагают применять только оригинальные масла собственного производства.

Однако можно заливать и обычное, которое подходит для мотора автомобиля с вязкостью W30-W40. Отметка уровня смазывающей жидкости находится рядом с заправочной горловиной.

Во время работы, необходимо периодически контролировать количество масла, чтобы успеть его вовремя долить.

Использовать для смазки цепи отработку или другие нефтепродукты не допустимо. Это может привести к повреждению полотна или шины.

Перед первым использованием и при последующем (примерно раз в месяц) необходимо смазывать подшипник обводного ролика. Он находится на конце шины и служит опорой для цепного полотна.

В последнем для смазки имеется специальное отверстие, в которое необходимо капнуть несколько капель масла. Можно использовать обыкновенный медицинский шприц.

В качестве смазочного материала применяют то же масло, что для цепи.

Запуск пилы

Главные ошибки при эксплуатации бензопилы

При запуске пилу располагают на плоской поверхности. Переднюю рукоять держат левой рукой. На заднюю ручку ставят правую ногу, включают зажигание. Переводят дроссельную заслонку в закрытое положение, несколько раз резко дергают за рукоятку стартера. После первой «вспышки» дроссельную заслонку открывают и снова вытягивают ручку пускового механизма до тех пор, пока двигатель не заведется.

Теперь можно отключить цепной тормоз, убедившись, что под режущим полотном нет посторонних предметов, которые оно может потянуть за собой. Несколько раз нажимают на газ для прогрева двигателя. Проверяют подачу смазки на цепь.

Для этого подносят инструмент к светлой поверхности (бумаге, доске). На ней должны проявиться масляные следы, что свидетельствует о достаточном поступлении смазочного материала. С закрытой дроссельной заслонкой осуществляют запуск только холодного мотора. Прогретому двигателю такая процедура не нужна.

Ошибки новичков

Главные ошибки при эксплуатации бензопилы

  1. Запуск пилы на весу. Для того чтобы завести двигатель в таком положении, нужны как минимум опыт и сила. Это весьма травмоопасно: холодный мотор может не «схватить» с первого раза, а стартер заклинить.
  2. Запил торцом шины. В таком положении малейшее подергивание приводит к соскоку пилы. Следует избегать такого способа работы.
  3. Передвижение с работающей пилой. Если необходимо сделать несколько шагов в сторону, останавливать пилу, а затем её по новой заводить нет смысла. Но когда нужно пройти несколько десятков метров, лучше заглушить устройство.
  4. Распиливание лесоматериала с гвоздями. При работе со старыми брёвнами и досками можно не заметить крепежных изделий, при касании которых может порваться режущее полотно.
  5. Натягивание цепи, не следуя рекомендациям производителя. Чрезмерно натянутое полотно повышает нагрузка на двигатель и шину. Ослабленная цепь может слететь. Чтобы проверить натяжение, необходимо потянуть за полотно вдоль шины. Цепь должна свободно от руки перемещаться по шине, но не болтаться.

Если возникли паузы в работе, но пилу не глушат. Бензопилу следует блокировать и ставить на тормоз.

Важно понимать, что ошибки совершают не только новички, но и опытные строители. Начинающие пользователи пилы допускают оплошность из-за незнания или отсутствия практики. Опытные же рабочие делают те же ошибки, потому что считают себя профессионалами, но иногда это обманчивое заблуждение. Для безопасной работы следует соблюдать меры предосторожности и рекомендации производителя.

Читайте также:  Строим турецкую баню на приусадебном участке

Правила безопасности и рекомендации

Режущие кромки рабочего полотна пилы могут нанести непоправимый ущерб здоровью человека. Несколько простых советов помогут работать пилой безопасно:

  • изучить инструкцию производителя перед применением;
  • использовать защитную обувь, одежду и очки;
  • держать бензопилу обеими руками;
  • пилить стоя, чуть в стороне от реза;
  • транспортировать бензопилу всегда в соответствующих ножнах;
  • не пилить на вытянутых руках и выше высоты плеч;
  • не использовать бензопилу на дереве или на лестнице;
  • не позволять пильной цепи соприкасаться с остатками гвоздей, проволоки или бетоном.

Обслуживание и ремонт бензопилы должны выполняться специалистами. Неправильно произведённое техническое обслуживание может привести к повреждению пилы и будет представлять опасность для пользователя. Для увеличения срока службы шины и цепи следует поддерживать надлежащее натяжение полотна и использовать качественную смазку. Заправлять пилу необходимо перед запуском двигателя.

Эксплуатировать бензопилу без травм несложно. Следуя рекомендациям производителя, а также советам профессионалов, можно обезопасить себя и окружающих.

Чего нельзя делать с бензопилой: 7 основных ошибок

Работа без ошибок – долгая служба инструмента

Качественная цепная пила средней ценовой категории точно окупится. Я как-то поинтересовался у профессионалов, сколько будет стоить спилить старую толстую березу (диаметр ствола около 80 см), которая засохла лет десять назад.

Ответ получил расплывчатый, но из него понял, что надо готовить минимум 7 тысяч рублей за одно дерево. Береза при хорошем урагане могла упасть на любимый сарай, в котором хранилась новая бензопила. В общем, набрался смелости, завел пилу, свалил. Потратил не больше часа.

Вывод сделал простой — один раз использовав бензопилу по назначению, можно оправдать расходы на ее покупку (если не полностью, то значительную их часть). В процессе эксплуатации цепной пилы я столкнулся с рядом проблем. Пока не отточил мастерство, наступил на все грабли.

Расскажу вам про главные ошибки при эксплуатации, чтобы вы их точно не допускали.

Эту старую березу завалил самостоятельно. Сэкономил 7000 рублей

О том, как выбрать бензопилу и как о ней заботиться, вы можете прочитать в статье Как ухаживать за бензопилой, чтобы она не ломалась.

1. Топливная смесь приготовлена неправильно

Первой неприятностью, с которой столкнулся при работе с бензопилой и триммером (оба имеют двухтактный двигатель), был старый бензин. Развел масло с топливом — 20 г на 1 л топлива. Залил в триммер, дернул стартер — он завелся, а потом заглох. После десятой попытки мне удалось его завести и покосить траву.

Плохой триммер, китайский, подумал я. В следующие выходные история повторилась с бензопилой. Та заводилась, но глохла. Канистра с бензином простояла примерно полгода в сарае. В том и была причина моих злоключений. По дороге на дачу залил свежий 95-й, развел новую топливную смесь, залил в бак бензопилы.

Завелась с первого раза…

Бензопила Хускварна с короткой шиной

Еще один важный момент — октановое число бензина. Есть мнение, что оно не всегда соответствует заявленному. Если вам действительно попадется такое топливо, автомобиль после заправки им поедет, а вот капризный двухтактный двигатель бензопилы (или другого садового агрегата) может отказаться заводиться.

Так что запомните: если в инструкции к цепной пиле указано, что нужно использовать бензин от 92-го и выше, то лучше купить 95-й. На всякий случай! Кстати, при хранении октановое число уменьшается: «выдыхается» бензин, когда постоит. То же самое происходит с готовой смесью «масло + бензин».

Впрок ее заготавливать нельзя: при хранении она потеряет все свои свойства. Разводить топливную смесь надо перед работой. Масло для любимой бензопилы лучше покупать рекомендованное в инструкции — либо только надежного бренда. Проверять дешевое масло неизвестного производителя на своей пиле не стоит.

Себе дороже будет.

Отвинчиваем пробку бензобака, чтобы залить свежую топливную смесь. Фото автора

Фото автора Соотношение масла и бензина указано в описании к бензопиле. Обычно это 1:50 (20 мл масла на 1 л бензина). В холодную погоду можно залить чуть больше масла, 25-30 мл. Для дозировки очень удобно использовать одноразовый шприц. Им точнее можно отмерить нужный объем, чем мензуркой. Если добавлять в смесь слишком много масла, появится белый выхлоп.

Постепенно образуется нагар, ведь смесь целиком не сгорает. Свеча может забиться, движок перестанет заводиться. Если будет мало масла, механизм двигателя будет хуже смазываться. Как следствие, его детали быстрее износятся. Вы вряд ли сможете понять истинную причину этих явлений, ведь «вылезают» они не сразу.

Последствия использования некачественного масла тоже не будут очевидны до поры. Не верьте байкам про якобы сверхнадежные двигатели, в которые можно заливать все что угодно. Такую версию мне как-то выдвинул знакомый бригадир: похвалился, что лет 10 назад купил бензопилу Makita.

«Вещь очень качественная! Чего только я в нее ни заливал, заводится всегда без проблем», — поведал он. На мой взгляд, такие эксперименты со своей бензопилой просто недопустимы.

Только свежий бензин. Только качественное масло. Только недавно приготовленная топливная смесь

Конечно, когда на даче закончилось двухтактное масло, а надо срочно что-нибудь «пильнуть», руки тянутся к отработке, которая скопилась в гараже. Залить ее в топливную смесь не проблема. И пила заведется. И работать — будет. Но последствия могут быть ужасными. Возможен выход двигателя из строя.

У отработки низкая смазывающая способность — она просто будет «гореть» и выделять черную копоть. Топливный фильтр забьется частичками металла. Возможно, начнут выходить из строя уплотнительные кольца. Поверхность цилиндра будет повреждена. Так что масло — это не то, на чем стоит экономить.

Качественные масла для двухтактных и четырехтактных двигателей можно выбрать в Садовой программе немецкого производителя масел и автохимии Liqui Moly. Для бензопилы подходят два продукта — полусинтетическое моторное масло для 2-тактных двигателей 2-Takt-Motoroil и минеральное моторное масло для 2-тактных бензопил и газонокосилок 2-Takt-Motorsagen-Oil.

Они обеспечивают высокую защиту от износа и коррозии, не допускают образования отложений на деталях двигателя, прекрасно смешиваются с топливом и бездымно сгорают.

Моторные масла Liqui Moli для двухтактных двигателей

2. Неправильное натяжение цепи

Натяжение цепи — вопрос тонкий. Сильно натянешь — она не станет пилить. Двигатель работает будет — а цепь не прокручивается. Если ее натянуть недостаточно, она в конце концов слетит. Расскажу, как правильно установить и проверить цепь перед работой. Для начала надо правильно сориентировать зубья цепи. Сверху шины они должны пилить от себя — заточенной стороной вперед.

Откручиваем гайку, которая фиксирует крышку и саму шину. Снимаем крышку, устанавливаем шину. Без разницы, какой стороной: она симметрична. Кстати, ее рекомендуется переворачивать после продолжительной работы, чтобы износ сверху и снизу был равномерным. Далее накидываем цепь на ведущую звездочку. Совмещаем направляющие цепи с пазом в шине. Тянем шину на себя, натягивая цепь.

Откручиваем гайку, которая фиксирует крышку (слева). Тянем шину на себя (справа). Фото автора

Фото автора Устанавливаем накладку, закручиваем гайку, но не до конца — не затягиваем. При установке крышки надо проверить, чтобы штырек натяжителя цепи вошел в отверстие в шине. Проверяем натяжение. Если цепь сильно выходит из паза, значит, натянута недостаточно. Значит, надо покрутить винт регулировки натяжения.

Цепь натянута плохо и может слететь. Подкручиваем винт для натяжения цепи. Фото автора

Фото автора Пробуем снова потянуть цепь — выходит из паза несильно (на 4-6 мм). Значит, натянули достаточно. Затягиваем фиксирующую гайку на крышке. Снимаем пилу с тормоза, пробуем прокрутить цепь рукой. Если она идет достаточно легко, все нормально. Можно работать: все сделали правильно.

Теперь цепь натянута нормально. Фото автора

Пилил я как-то электрической цепной пилой поваленное ураганом дерево — почуял что-то неладное. Пила не хочет «брать» ствол, и все тут. Проверил масло — цепь смазывается. Работаю дальше — не вгрызается. Плюнул, завел новую бензопилу — и в три секунды все сделал.

В принципе, можно было продолжить работать с затупившейся цепью. Кто-то так и делает. Но это малоприятное и вредное для агрегата занятие: и нагрузка на двигатель увеличивается, и рез неровный получается.

Читайте также:  Трещина в стене: угроза всему дому или небольшой дефект

Когда нужно распилить бревно, это не страшно, а вот когда надо точно разделать доску, спил может получится кривой.

Это старый конь борозды не портит. А старая тупая цепь сработать качественно не даст

Заточить цепь можно и самому, но здесь нужен навык: в результате можно сделать еще хуже. Я — не стал. Поехал в фирменный магазин, там купил хорошую американскую цепь за 750 рублей.

Продавец заодно поправил заточку у старенькой цепи на специальном станочке — за 5 минут и 150 рублей. Как видите, цена вопроса небольшая, поэтому нет никакого смысла до последнего отрабатывать старую цепь.

Работайте только с хорошо заточенным инструментом — и вам удобно, и инструмент прослужит дольше.

4. Забыли про смазку для цепи

Заправляя пилу топливной смесью, вспоминайте про масло для смазки цепи. Если его мало, лучше долить до полного бака. Ведь топливный и масляный баки опустошаются при работе практически одновременно. Вам как минимум не придется отвлекаться на дозаправку тем или другим.

Недостаточная смазка цепи не сулит ничего хорошего. Возможные последствия — повышенный износ ведущей звездочки, сильный износ шины, да и цепь скорее растянется и затупится. Пробка масляного бачка обычно находится спереди (но у разных моделей расположение может различаться).

Откручиваем пробку, проверяем уровень, заливаем до полного.

Открыт бак для масла, смазывающегося цепь. Фото автора

Фото автора Смазка для цепи, как вы уже догадались, тоже не может быть любой — только рекомендованное производителем средство либо качественное масло хорошего производителя.

Например, минеральное трансмиссионное масло для цепей бензопил Bio Sage-Kettenoil.

Оно обеспечивает хорошее смазывание цепи, защищает ее от износа и может применяться при температуре до –30°C (тогда как исключительно летние масла зимой густеют, и их приходится разбавлять).

Масло для смазки цепи Bio Sage-Kettenoil

Bio Sage-Kettenoil Есть группа убежденных умельцев, которые льют ту же отработку. Я сам не пробовал и, наверное, не буду. Какое-то недорогое средство попробовать можно, но если оно окажется слишком жидким, с плохой адгезией (способностью прилипать к поверхности и оставаться на ней), то будет только разбрызгиваться вокруг, а не смазывать цепь как положено.

В этом случае вашу бензопилу ждут все те же последствия — повышенный износ деталей. Есть еще одна неприятная история — когда масло в баке есть, а цепь не смазывается. Цепь и шина начинают сильно греться. Как следствие — быстрый износ и цепи, и шины. Причина, скорее всего, в топливном насосе: либо он засорился, либо сломался червяк подачи.

Надо разбирать, чистить — или менять вышедшую из строя деталь.

5. Чистить воздушный фильтр? Не слышали!

Бывает, что после очень интенсивной работы бензопила вдруг глохнет под нагрузкой. Двигатель начинает «задыхаться». Пора вспомнить про воздушный фильтр и почистить его. Работать с засоренным даже при малых нагрузках не стоит, а при больших — и не получится. У меня две бензопилы одного небезызвестного производителя. У каждой — свое устройство. Покажу, как добраться до фильтра в обоих случаях.

Две бензопилы одного бренда. У каждой верхняя крышка снимается по-своему. Фото автора

Фото автора У первой, чтобы добраться до фильтра, надо просто снять верхнюю крышку, открутив винт, похожий на пробку бака. Под ней обнаруживаем воздушный фильтр.

Первая бензопила. Откручиваем винт, снимаем крышку, проверяем фильтр. Фото автора

Фото автора У второй модели верхняя крышка крепится на трех пластиковых защелках. Отстегиваем их, снимаем крышку. Чтобы вынуть воздушный фильтр, надо отстегнуть металлическую защелку. Как видите, здесь он совсем другой.

Вторая бензопила. Чтобы вынуть фильтр, отстегиваем металлическую защелку. Фото автора

Фото автора В моих примерах оба фильтра чистые. Но если вы при проверке увидите, что фильтрующая ткань стала серой или черной, то фильтр нужно будет очистить. Достаточно «простирнуть» его в теплой мыльной воде, хорошо ополоснуть и высушить.

6. Не меняли топливный фильтр

Топливный фильтр защищает карбюратор от попадания в него всей грязи, которая оказывается в топливном баке. Эта деталь, в отличие от воздушного фильтра, не чистится и не моется. Тут нужна строго замена.

Рядовой дачник не лесоруб — орудует бензопилой не так уж часто и интенсивно, поэтому и менять этот расходник ему позволяется довольно редко, раз в 1,5-2 года. Но проблема в том, что не всякий рядовой дачник, в отличие от лесоруба, знает о существовании этого фильтра (ну, правда, бывают и такие случаи). Либо — может просто о нем забыть.

А бензопила при забитом топливном фильтре страдает. Итак, эта деталька «болтается» на трубке бензопровода в баке. Достаем ее, используя пинцет. Если фильтр стал серым, то, скорее всего, начал засоряться. Я эксплуатирую бензопилу достаточно мало и с засором топливного фильтра не сталкивался.

Серьезно забиться он может только после очень продолжительной работы. Вот лесорубу эта проблема точно знакома. А простой дачник познакомится с ней быстрее, если начнет экспериментировать со старой доброй отработкой.

Достаем топливный фильтр из бака. Фото автора

Фото автора Когда фильтр забит, топливная смесь плохо поступает в карбюратор. В результате пила глохнет или не заводится. Цена детальки — даже для приличной бензопилы — чуть больше 200 рублей. Главное — подобрать подходящую и иметь одну новую на замену.

7. Несоблюдение техники безопасности

Неожиданно получить бревном по голове каждый может, проверено на себе. Производители бензопил настоятельно рекомендуют использовать при работе защиту — перчатки, каску cо специальной маской и специальные сапоги (с усиленным носом).

Это очень важное правило техники безопасности, которым многие пренебрегают. Да многие мои знакомые, покупая бензопилу, даже не задумываются о приобретении этих аксессуаров. Естественное желание сэкономить! Признаться, я и сам не сильно задумывался о них.

Но мне повезло: мне подарили и каску, и перчатки.

Экономить на средствах индивидуальной защиты тоже не стоит. Фото автора

Фото автора Каска с защитной маской мне реально пригодилась. Надо было спилить один из стволов большой яблони (около 6 м высотой) на уровне двух метров. Надел каску, перчатки, полез на стремянку. Спиленный ствол зацепился ветками и повис у меня над головой, потом сполз и уперся мне в каску.

В этот момент до меня окончательно дошла рекомендация о спецзащите. Специальные перчатки, кроме прочего, еще и удобные. В них хорошо работать в холодную погоду: руки не мерзнут. Еще они очень пригодились, когда пилил неструганые доски.

Перчатки отлично защищают от заноз, которые обязательно цепляются при работе голыми руками.

На каску крепится маска из мелкой сетки

Фото автора Защитная маска сделана из мелкой металлической сетки. Через нее все видно, в ней легко дышать и самое главное — она не запотевает. Каску с маской я даже начал надевать, когда работаю мощным триммером, — удобнее, чем в защитных очках.

Она отлично защищает от выбивающихся из-под катушки мелких камешков и всего остального, что прилетает при покосе бурьяна. Есть ряд самых примитивных ошибок в работе, без которых часто не обходится не один новичок.

Ну кто не ловил цепью гвоздь, «препарируя» старые доски или бревна! Кто-то наверняка пробовал заводить инструмент на весу (прямо как в кино), что делать вообще не рекомендуется, так как велика вероятность травмирования, да и пила может не завестись с первого раза.

С упором на горизонтальную поверхность — и удобнее, и безопаснее. А какие ошибки допускали вы — и как исправляли последствия?

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector