Переоборудование старого здания театра

Переоборудование старого здания театра

Государственный академический театр имени Евгения Вахтангова расположен в историческом центре Москвы, в самом её сердце, в середине Старого Арбата. Начиная с 2008 года театр ежегодно и планомерно проводит переоборудование сценического оснащения, в результате которого сегодняшний световой и звуковой комплексы Основной сцены театра являются одними из лучших в России. Летом 2011 года произведен серьезный ремонт зрительного зала театра (среди прочего: положен новый дубовый паркет, заново обтянуты зрительские кресла, которые были установлены ещё в 1948 году, отреставрировано декоративное убранство).

В 2020 году в рамках подготовки к 100-летию театра был реализован второй этап реконструкции Основной сцены: полностью поменяли верхнюю механизацию, все штанкетные подъемы, на которые подвешиваются декорации.

На месте старых конструкций (ручных подъёмов с противовесом), прослуживших более 70 лет, установили 48 новых – электромеханических, с грузоподъёмностью каждого от 300 до 500 кг.

Реконструировали главный распределительный электрощит в историческом здании, осуществили монтаж световой дороги на Основной сцене, которая даёт возможность осветителям перемещать приборы между кулисами одним движением руки.

Также смонтировали новую систему хранения в декорационном кармане (специальном помещении, прилегающем непосредственно к сцене): ввели в эксплуатацию антресоль, на которую при помощи механической лифтовой площадки будут поднимать элементы декораций.

Сделали новое рабочее освещение на колосниках (так называется решётчатый настил, расположенный над сценической площадкой на высоте 20 метров) и на рабочих галереях. В фойе и зрительном зале осуществили циклевку полов, стены зала покрасили в соответствии со специальным колористическим паспортом, потому что большой зал, как и всё здание, является предметом исторической охраны. Кроме того, было отремонтировано множество служебных помещений. Завершили звуковую инсталляцию в большом зрительском фойе Основной сцены, теперь там можно проводить любые мероприятия, и слышимость будет отличная. На фасаде, идя в ногу со временем, вместо старых афишных стендов установили светодиодные экраны.

Переоборудование старого здания театра

14 сентября 2020 года состоялось торжественное открытие памятника Евгению Богратионовичу Вахтангову у стен Театра.

Над воплощением образа основателя нашего театра работали скульптор, народный художник России Александр Иулианович Рукавишников, главный художник Театра, заслуженный художник России Максим Владимирович Обрезков и заслуженный архитектор России Игорь Николаевич Воскресенский.

Сидящий Вахтангов, одетый в неформальный летний костюм, изображён на фоне складок театрального занавеса, на котором можно прочитать названия ста лучших спектаклей, поставленных за 100 лет существования Театра.

И, конечно, первыми в этом списке шедевры самого Вахтангова – «Чудо святого Антония» и «Принцесса Турандот».  Вахтангов сидит, чуть задумчиво склонив голову, словно прислушиваясь к чему-то, в нём нет торжественной статуарности – есть ощущение вечной, непрекращающейся жизни.

Бронзовое изваяние, весом около 2,5 тонн, установлено точно по центру фасада нашего здания в проёме архитектурного портала. Памятник выполнен по историческому снимку 1911-13 годов.

Он относится к тому периоду, когда Евгений Богратионович вместе со своим учителем и наставником Леопольдом Антоновичем Сулержицким отдыхал на Днепре, на Княжей Горе.

Он молод, талантлив, здоров, полон сил, вынашивает грандиозные планы.

Читать далее cвернуть

Сезон 1920/1921 года Вахтанговской (по сути) и Мансуровской (по местоположению и названию) студии был судьбоносным  – она принята в структуру Художественного театра под именем его Третьей студии. Уже осенью она получила государственное финансирование а, главное, своё собственное здание.

Прежнее помещении Студии в Мансуровском переулке требовало арендной платы, которую было доставать все труднее. После долгих поисков выбор пал на особняк В.П. Берга на Арбате, покинутый бывшими хозяевами Сабашниковыми и пустующий по причине пожара, уничтожившего потолки в средней части дома и испортившего крышу.

Шикарный особняк В.П. Берга, владельца уральских приисков, выстроили на Арбате, 26 в 1873 году. Проект был заказан известному архитектору Александру Каминскому, ученику самого Тона.

Александр Степанович относился к представителям направления эклектики в архитектуре и умел органично сочетать между собой классицизм и «русский стиль», а также элементы необарокко и неоренессанса.

В 90-х годах девятнадцатого столетия дом принадлежал уже братьям Михаилу и Сергею Сабашниковым, крупным книжным издателям. Во владениях они разместили и свою контору. После революции семнадцатого года двадцатого столетия здание было национализировано.

Итак, Третья студия выхлопотала себе особняк по адресу Арбат, 26. Помощь оказал нарком Просвещения А.В. Луначарский, тепло относившийся к Вахтангову. Не обошлось без влияния Вл. И. Немировича-Данченко и Е.К. Малиновской – управляющей государственными театрами, а с 1920 г. занимавшей должность директора Большого театра.

Капитальной перестройки здания не было  – существующие помещения в 1921 г. приспособили к нуждам театра-студии. В большой гостиной оборудовали зал с 12 рядами кресел, всего на 150 человек, а смежную с гостиной комнату отвели под сцену. В кирпичной стене проломали небольшой портал.

13 ноября 1921 года здесь был сыгран первый спектакль для публики – «Чудо святого Антония».

В 1922 г. умер Евгений Вахтангов. Четыре года спустя студия была переименована в Государственный театр им. Е. Вахтангова. Театр пользовался большой популярностью и нуждался в более просторных помещениях. Внутренний двор послужил резервом для дальнейшего расширения театра. Еще в 1920-х гг.

зал был увеличен до 600 мест, потом до 900. При входе оборудовали парадный вестибюль, площадь которого в несколько раз превышала первоначальную площадь всего театра. После реконструкции 1929 г. вместимость зала возросла до 1100 человек.

Многоярусный театральный зал с новой сценой возник на месте бывшего двора.

Во время одной из первых бомбардировок Москвы, в ночь с 24 на 25 июля 1941 года, в здание театра попала бомба. Остатки декораций, со слов арбатских старожилов, долгое время пролежали на улице и в ближайших переулках.

От взрывной волны погибли те, кто дежурил на улице около театра – актёры Василий Васильевич Куза (1902-1941) и Николай Фёдорович Чистяков (1904-1941), курьер П.П. Ланцов. Работы по восстановлению здания проводились ещё до окончания Великой Отечественной войны и были полностью завершены к 1948 году.

Начались репетиции и знакомство с новым для театра пространством. А в ноябре 1949 года состоялась премьера спектакля «Крепость на Волге» в постановке Р. Симонова.

Привычные нам помещения Вахтанговского театра, в которые уже более 70 лет ежевечерне приходят зрители, своим устройством и внешним видом обязаны академику архитектуры Павлу Васильевичу Абросимову (1900-1961).

В результате реконструкции значительно увеличились, стали удобнее вестибюль и фойе, обновился зрительный зал на 1100 мест с партером, амфитеатром, ложами бенуара, бельэтажем и балконом.

Была полностью перестроена передняя, фасадная часть здания, выходящая на Арбат, и существенно изменены интерьеры зрительской части, которым Абросимов придал черты античного храма.

Читать далее cвернуть

Переоборудование старого здания театра Переоборудование старого здания театра Переоборудование старого здания театра Переоборудование старого здания театра Переоборудование старого здания театра Переоборудование старого здания театра Переоборудование старого здания театра Переоборудование старого здания театра

Вековые подмостки – Театр "Старый Дом"

14 сентября 2018 Лиза Пичугина НГС

Театр «Старый дом» преобразился: вместо серой коробочки на Большевистской зрителей теперь ждёт куда больше похожее на историческое здание.

К новому сезону здесь полностью отремонтировали фасад, который со дня на день получит красивое освещение, и часть внутренних помещений. Но, хотя у театра есть полноценное здание, уместить в него все идеи и потребности очень сложно.

Корреспонденты НГС побывали в обновлённом театре одними из первых и посмотрели, где обитают артисты, хранятся невероятные конструкции декораций и фантастические костюмы для спектаклей.

На прошлой неделе со здания театра «Старый дом» на улице Большевистской сняли строительные леса — рабочие вернули его фасад почти к первоначальному, задуманному Андреем Крячковым, виду.

Ремонт фасада театра начался ещё в прошлом году, и к зиме 2017-го его рассчитывали завершить, но это оказалось труднее, чем полагало руководство театра.

Читайте также:  Звукоизоляция окон: способы решения, особенности монтажа, секреты реализации

Переоборудование старого здания театра

— Если помните, тут штукатурка серая была, и она оказалась настолько крепкая! — вспоминает директор театра Антонида Гореявчева. — Нам казалось, что мы быстро снимем эту «шубу» — и вот он, кирпич. Но когда мы открыли кирпич, увидели, что он повреждён, уже нужна была реставрация.

Кроме того, как рассказывала заместитель директора театра «Старый дом» Елена Соколова, выяснилось, что пристройки к зданию частично были сделаны некачественно — например, входную группу в театр и вовсе пришлось перестраивать.

Переоборудование старого здания театра

Сейчас почти все фасадные работы закончены: с улицы можно полюбоваться нишами заложенных окошек, которые открылись после демонтажа советской штукатурки, часть здания оштукатурили заново, выделив белым цветом башенку с купольной крышей и декором, и серым — портал входа в театр. Надстройку слева от входа так искусно декорировали штукатуркой, что отличить её от старой кирпичной кладки непрофессионалу непросто. На эти работы из областного бюджета театру выделили 6,2 млн рублей.

Переоборудование старого здания театра

Впрочем, к началу театрального сезона 6 сентября полностью всё закончить не успели: в театре ещё ждут светильники, которые подчеркнут открывшийся на фасаде декор, и вывески — одна должна появиться над входом, другая — на парапете со стороны съезда с моста.

Переоборудование старого здания театра

Сильно портит вид на театр большой рекламный щит, но его, надеются в театре, скоро уберут.

— Вопрос с мэрией решён. Пообещали: «Как только снимете леса — мы освободим вас от этого щита». Не знаю, насколько быстро, мы ждём, — пояснила директор «Старого дома».

Уберут и бетонный забор за театром — его заменит новый кованый. Хотя, призналась Елена Соколова, однажды забор спас театр от разрушения: остановил нёсшийся на него грузовик.

Переоборудование старого здания театра

В перспективе должна поредеть ещё и плотная зелёная стена вокруг здания. С одной стороны, соглашается Антонида Гореявчева, зелень — это плюс: меньше пыли от дороги.

Но театр совершенно не видно ни с неё, ни с аллеи от метро.

Проект нового благоустройства с мощением площадки перед театром, реконструкцией крыльца и ландшафтным дизайном уже готов, но на него потребуется ещё примерно 11 млн рублей.

По словам Антониды Гореявчевой, этот ремонт — третий крупный, не считая косметических. Первоначально здание было построено в числе дюжины училищ, спроектированных Крячковым для Новосибирска.

За век оно настолько изменилось, что узнать в нём крячковское здание можно разве что по башенке, и успело побывать не только школой, но и госпиталем. Перед переездом театра в 1967 году в здании было общежитие — здесь жили артисты филармонии.

С того момента серьёзного ремонта в здании не проводилось полвека.

Переоборудование старого здания театра

Первыми в 2006 году отремонтировали фойе и кассовый зал — сейчас их опять обновили. Раньше стены фойе были, иронично замечает Гореявчева, «мхатовски-зелёными», теперь — глубокого серого цвета, такого же, как и вестибюль перед входом в зрительный зал, который покрасили весной. На стене к началу сезона рисуют новый, более лаконичный и современный логотип театра.

Переоборудование старого здания театра

Новый логотип появится также на фирменных рулонных шторах: ими можно будет закрывать большие окна в вестибюле, на лестнице и в кафе. Широкие подоконники снабдили подушками и приспособили как дополнительные места для отдыха.

Переоборудование старого здания театра

«Старый дом» славится в городе своими экспериментальными постановками, поэтому зал для зрителей здесь уже весьма кардинально переоборудован, а к новому сезону только покрасили потолок — чтобы не бликовал и не отвлекал зрителя от сцены.

— Спектакли стали сложнее технически — площадку зрительного зала мы сделали трансформируемую: мы можем убирать сиденья, переставлять, и на этой площадке выстраивать то, что уже требуется для определённого спектакля. Больше ничего воплотить мы уже не сможем — слишком маленький зал и возможности. Мы переросли всё это уже, — вздохнула директор театра.

Закулисье пока не отремонтировано и корреспондентов НГС туда не пустили. Директор театра говорит, что старается никому его не показывать — чтобы не разрушать магию постановок.

Переоборудование старого здания театра

Кафе для зрителей преобразилось полностью: из «литературной гостиной» его превратили во что-то наподобие модной галереи, выделив стену для выставок. Сейчас здесь представлены работы Евгения Осокина в стиле глитч-арт, затем их сменит новая экспозиция.

— «Литературная гостиная» была 5 лет — со старым радио, старыми книгами, пианино и всеми делами. Потом мы решили, что хватит: скучно зрителю, нам скучно, актёрам неинтересно, — проехали, — объяснила смену интерьера Антонида Гореявчева.

Переоборудование старого здания театра

Ремонт на втором этаже сделали в прошлом году — на него ушло 2,4 млн рублей. Тогда здесь капитально отремонтировали все помещения, а заодно провели в них трансляцию со сцены: по коридору из цеха в цех мы переходим под аккомпанемент музыки и диалогов с репетиции.

Мужские и женские гримёрные очень похожи, различаются только расстановкой мебели. Там на всякий случай есть даже раскладные кресла, чтобы артисты могли отдохнуть.

С гримёрками соседствуют производственные цеха, гримёрный и швейный, костюмерная.

Последняя фактически занимает два этажа: в небольшом помещении построили антресольный уровень, чтобы уместить костюмы для всех идущих спектаклей — всего их сейчас около 30.

Работать в тесном помещении очень сложно, посетовала Антонида Гореявчева, но сотрудники справляются: в театре работает одна из лучших команд в городе.

— Когда мы приезжаем на чужие площадки, все удивляются, что мы такие маленькие, у нас такие классные ребята работают в цехах, которые очень профессионально всё делают. И актёры к площадке очень быстро адаптируются — это высокий профессионализм, мы добились такой слаженной работы, что без проблем на любой сцене [можем играть], — не без гордости замечает она.

Одна из главных проблем театра — это склад декораций. Во-первых, пристроенное к театру в 1990-е холодное помещение из профлиста теперь откровенно не сочетается с обновлённым фасадом. Во-вторых, здесь, как, впрочем, везде в театре, очень тесно: конструкции стоят плотными рядами, кажется, везде, где их можно поставить.

Частично декорации изготавливают собственными силами, но масштабные и сложные, вроде той, что сооружается для спектакля Sociopath, делают на заказ — свои возможности для этого мало у каких театров есть, замечает директор «Старого дома».

У руководства «Старого дома» есть проект, по которому можно построить новое помещение, но и оно не может быть капитальным: за театром проходят коммуникации, над которыми ничего основательного построить нельзя.

Но всё это — лишь полумеры, качает головой Гореявчева.

В 2010 году планировалось основательно расширить возможности театра: он должен был получить совершенно новую зрительную зону (к нынешнему залу были претензии у пожарной инспекции), а старое здание оставить административным — сейчас здесь даже нет отдельного служебного входа — и разместить там большое кафе. Но проект заморозили, едва разработав. 

Чтобы хоть как-то облегчить работу службам, планируется построить 2-этажный модуль за театром — там должна быть репетиционная сцена и производственные цеха. По грубым подсчётам, на это нужно порядка 69 млн рублей.

Пока же театр активно готовится к новому сезону: 6, 7 и 8 сентября на площадке «Старого дома» пройдёт масса мероприятий, включая лекции, концерты и фотосессии для зрителей.

Первая премьера назначена на 10 и 11 ноября: молодой режиссёр Никита Бетехтин поставит на сцене театра пьесу драматурга – лауреата «Золотой маски» Дмитрия Данилова «Серёжа очень тупой».

В декабре покажут уже анонсированный научно-драматический проект «Пыль», в марте — спектакль по роману Гузели Яхиной «Зулейха открывает глаза». А в конце сезона свою работу представит главный режиссёр театра Андрей Прикотенко.

Фото Александра Ощепкова 

В статье упомянуты:

Новый «Старый дом»: как изменится новосибирский театр после реконструкции и почему ему важно быть модным

Ирина Сурганова, В В, тайный автор / 2ГИС; предоставлено пресс-службой театра «Старый дом», Виктор Дмитриев, Василий Вагин

Читайте также:  Что должно быть в «умной» ванной комнате

В 2023 году в новосибирском «Старом доме» планируют начать реконструкцию здания – показываем эскизы.

Уже сейчас новосибирский театр «Старый дом» готовится к масштабной реконструкции. Здание театра на улице Большевистской в Новосибирске планируют переоборудовать для проведения выставок, театральных фестивалей и других культурных мероприятий.

А спектакли будут проходить в новом пристроенном четырёхэтажном здании. Журналист Сиб.

фм поговорила с директором театра Антонидой Гореявчевой о том, на что будут потрачены 850 миллионов рублей, что нового появится в театре и ждать ли зрителям временного закрытия «Старого дома» из-за ремонтных работ.

Переоборудование старого здания театра

Сколько лет зданию, где сейчас находится «Старый дом»?

Здание на улице Большевистской старше самого театра. Датой основания «Старого дома» считается октябрь 1933 года. Тогда как здание на Большевистской появилось в 1912 году по проекту архитектора Крячкова. В 1967 году его отдали театру. До этого там располагались театральное училище, приют для беспризорный детей, советская школа и общественная филармония.

В 2018 году здание уже ремонтировали – там был обновлён фасад и интерьеры в зрительной зоне.

Переоборудование старого здания театра

Что включает в себя новая реконструкция?

Это будет проект в нескольких этапах. В первом этапе к зданию театра пристроят новый четырёхэтажный корпус на 320 мест с репетиционными помещениями и большой зрительской зоной. На втором этапе пройдёт модернизация действующего здания с сохранением его исторического облика.

Переоборудование старого здания театра

Сколько будет потрачено денег на реконструкцию?

Предварительно – порядка 850 миллионов рублей. Общая проектная площадь театрального комплекса – пять тысяч квадратных метров. В этом году уже должна быть проведена экспертиза проектной документации первого этапа реконструкции здания.

«Это дело небыстрое, – рассуждает директор театра Антонида Гореявчева. – Проект будет сделан совместными усилиями. У нас ведь не ремонт, у нас реконструкция и строительство нового здания».

Переоборудование старого здания театра

Зачем «Старому дому» такое огромное помещение?

Директор объясняет, что в новом проекте будут думать об удобстве зрителей, для которых построят новое кафе, фойе – всё это будет соответствовать современным театральным видениям. С другой стороны, будут гримёрки для актёров и удобные помещения для всего обслуживающего персонала.

«Чтобы всем было работать удобно, комфортно, и, естественно, наш театр современный, наш театр модный, и мы должны сделать всё, чтобы и помещение тоже соответствовало современному театру, – продолжает Гореявчева. – Для этого нам нужны и репетиционные помещения, и помещения для проведения различных программ».

Так, к примеру, сейчас в театре проходит международный фестиваль «Хаос», куда приглашают не только российские, но и зарубежные театральные труппы.

Переоборудование старого здания театра

Каким будет новый зрительный зал?

«Новый зрительный зал будет настоящим современным пространством, – объясняет директор “Старого дома”. – Не просто обычный зрительный зал, как сейчас, это будет трансформируемая история. Чтобы мы могли любой спектакль привезти туда и сами поставить любой спектакль, который нам необходим в нашем репертуаре».

Переоборудование старого здания театра

Что произойдёт со старым помещением театра?

«Этому зданию более ста лет, – рассказывает Гореявчева. – Мы его тоже должны будем реконструировать. То есть к нашему зданию будет приставлено красивое четырёхэтажное здание, а наше будет реконструироваться. Сразу говорю, прекрасный фасад останется прежним. Мы сохраним исторический облик этого здания».

Переоборудование старого здания театра

Когда начнётся реконструкция?

Сейчас всё зависит от проектировщиков, которые готовят эскизы реконструкции. Работы они должны завершить до середины октября. После этого проект будет оценивать государственная экспертиза.

«Мы стараемся успеть всё это сделать до конца года, чтобы в новом 2022 году мы могли попасть в федеральную программу, – продолжает собеседница. – И если всё это успеем сделать в срок, если на каждом этапе не будут нарушены сроки, то в 2023 году, может быть, будет проведён конкурс на генерального подрядчика, и тогда уже может начаться строительство».

Переоборудование старого здания театра

Реконструкция московских театров: вторая жизнь старой сцены

В рамках государственной программы “Культура Москвы”, рассчитанной до 2016 года, в столице ведется масштабная работа по капитальной реконструкции и строительству новых театров. На подпрограмму “Театры” в 2014 году выделят 10 586 824 300 рублей.

После реконструкции Большого театра взялись за Малый. Также обновляются Театр романа Виктюка, “Табакерка”, “Геликон-Опера”, театр имени Ермоловой.

Переоборудование старого здания театра

ИТАР-ТАСС

“Наша задача сделать все театры современными и удобными, с качественной вентиляцией, с качественной механикой сцены. Количество театров большое, но все они востребованы. У каждого есть свой зритель. Большая работа будет проделана и с театром Пушкина, с театром Маяковского, Гоголь-центром”, – отметил руководитель департамента культуры Москвы Сергей Капков.

Всего в Москве 182 действующих театра. В ведомстве департамента культуры Москвы – 88. По прогнозам экспертов, в 2014 году столичные театры посетят 4,5 миллиона человек.

Мы решили выяснить, что же происходит в театрах, закрытых на реконструкцию.

Переоборудование старого здания театра

Сцена Малого театра. М24

Малый театр

Его модернизируют в три этапа. Первый закончили к началу декабря, тогда спектакли вернулись на историческую сцену. Пока в основном зале Малого театра укрепляли фундамент, спектакли играли в филиале на Ордынке.

Второй этап реконструкции стартует в апреле. Строители переложат инженерные сети, заменят световое оборудование и поворотный круг 1949 года. В рамках финального этапа модернизируют сам зал.

“Мы достаточно долго выбирали концепцию реставрации и решили оставить зал таким, какой он есть”, – сообщила генеральный директор Малого театра Тамара Михайлова.

Количество кресел в обновленном зале театра уменьшится на сотню, как того требуют правила пожарной безопасности. Зрителям с ограниченными возможностями предложат пандусы.

Кроме того, у театра появится склад для декораций, откроются новые залы: репетиционный и многофункциональный. Полную реконструкцию Малого театра планировали закончить к 2018 году, но сроки сократили.

Труппа вернется на историческую сцену уже в 2016.

Переоборудование старого здания театра

Реконструкция в Театре Виктюка. ИТАР-ТАСС

Театр Романа Виктюка

Репетировать в ДК имени Русакова труппа театра начала в 1996 году. Но играть здесь артисты не могли – зданию требовалась глобальная реконструкция.

Весь 2013 год в театре велись реставрационные работы: меняли инженерию, восстанавливали авторскую планировку. По идее Константина Мельникова фасад должны украшать окна высотой 8 метров, но в 50-х годах прошлого века их заложили кирпичом для лучшей теплоизоляции. Теперь окна восстанавливают.

Добавим, что Театру Романа Виктюка 23 года, в репертуаре 13 спектаклей, в том числе с участием директора – Ирины Апексимовой.

Переоборудование старого здания театра

Театр АпАРТе. aparte.ru

АпАРТе

Уже в этом году камерный театр обретет свой новый дом – это здание бывших Каретных рядов на Таганке. Еще в 2012 году здесь располагался деревообрабатывающий цех. Сейчас здесь укрепили фундамент, вывезли лишний грунт. Очертания будущего театра угадываются по планировке.

“Здесь будет девять рядов, где-то по 11 мест в каждом”, – рассказал директор театра Иван Сигорских.

Театр АпАРТе – это 31 актер и 24 спектакля. В старом помещении в переулках Тверской улицы труппе стало тесно. Зрительный зал на 44 кресла не способен вместить всех желающих попасть на спектакль. Публика часто стояла в проходах, и АпАРТе приходилось арендовать залы в различных помещениях.

Переоборудование старого здания театра

Театр “Геликон-Опера”. ИТАР-ТАСС

“Геликон-Опера”

С 2007 года спектакли играют в здании офисного центра на Новом Арбате.

“Кроме адреса в этом нет положительных факторов. Здесь один зрительный зал бывшего конференц-зала, в котором нет акустики”, – пояснил художественный руководитель театра Дмитрий Бертман.

Читайте также:  Системы очистки сточных вод для частного дома

На 110 артистов и оркестр – один репетиционный зал. Он же служит гримерной хора.

Основное здание “Геликон-Оперы” располагается на Большой Никитской улице. Театр рассчитывает вернуться туда уже в этом году. Новый проект находится на личном контроле у мэра Москвы Сергея Собянина.

Внутренний дворик в историческом здании театра должен стать новым зрительным залом на 500 мест. Старый зал переоборудуют в малую сцену на 200 кресел. Крыльцо внутреннего дворика станет частью нового зала.

Зрительские кресла спустятся амфитеатром ниже уровня улицы. Крыша продумана так, чтобы усилить акустический эффект.

Два театра. Две стратегии реконструкции

arch_heritagetsunamiiscomingВ преддверии цикла дискуссий в Белых Палатах о различных способах существования зданий исторического наследия в современном городе, любопытно бы нам всем ответить, хотя бы для себя, на один чисто архитектурный вопрос. Ответ будет показателен не только из-за самой проблемы, но и из-за того, что слова, высказанные здесь, будут принадлежать людям, имеющим действительно заинтересованное и неравнодушное, раз вы читаете это сообщество, мнение по этому вопросу.

Вопрос простой: какая из двух нижеприведенных реконструкций исторических оперных театров вам нравится больше и кажется наиболее корректной?

Необязательный театральный комментарий:Если театр живой и в нём происходит какая-то активная театральная жизнь, то рано или поздно он бывает вынужден расширяться. Очевидно, что оперным театрам Клуй-Напоки, Львова или Аликанте ещё долго не грозит столкнуться с необходимостью расширения.

При этом если город является нормальным театральным центром и он точно произведёт достаточно большое количество представлений, чтобы заполнить обе сцены, ему проще построить новое здание театра, чем затевать кардинальную реконструкцию существующего.

В девятнадцатом веке такое произошло с, к примеру, Прагой и Веной, а сравнительно недавно новые огромные театры были построены в Париже, Копенгагене и Осло. При этом старые здания отдаются под не слишком популярные или просто нишевые зрелища.

К примеру, в Копенгагене балет живёт в старом театре, а опера (как заведомо более популярный и престижный вид искусства) в новом; старинный венский Theater an der Wien на какое-то время стал домом для мюзиклов, а недавно был переоборудован под постановку опер эпохи Барокко, а основным театром таки продолжает оставаться более роскошная и более молодая Staatsoper. Однако города, уже начавшие путешествие от уровня Клуй-Напоки в сторону Парижа, встают перед задачей реконструкции собственных театров. Они не могут позволить себе иметь два пустующих оперных театра, но и одного небольшого им уже мало.Хорошо, если у них, как в случае с Мюнхенской оперой, Московской Новой оперой или возможным театром в Перми, рядом есть большой пустой участок, на котором можно разместить все службы и репетиционные площадки. А если нет? Если театр находится в самом историческом ядре города и расти ему некуда – кругом исторические красоты -, а расти он обязан?

Тут встаёт вопрос: КАК реконструировать старый, красивый, всеми любимый исторический оперный театр, как в него вмешиваться?

Мадрид: Город, в отличие от Барселоны-соперницы, оперу не любил. Как оперный театр это здание функционировало очень небольшой отрезок своей истории, потом было передано под парламент, а спустя время под концертный зал. Сейчас опера опять живёт в этом театре, и её вселению предшествовала реконструкции 1997-ого года.

Строительство начали после наполеоновских войн, однако Teatro Real открылся лишь за шесть лет до нашего Большого, в 1850-ом году.

Так театр выглядел перед Гражданской войной: Переоборудование старого здания театраПереоборудование старого здания театра

Так выглядит сейчас:

Переоборудование старого здания театраДля ровного счёта покажу задний фасад театра, выходящий не на Королевский дворец, а в город, на площадь Изабеллы II. Переоборудование старого здания театраОчевидно, что ампироное (или пост-ампирное) двухъярусное (об этажности говорить сложно, да и совсем неважно касательно внешнего облика) здание было надстроено постмодернистским третьим ярусом, почти равным по высоте историческому piano nobile. Из-за практически идентичного историческому фасаду цвета, эта надстройка зрительно увеличивает высоты фасада и лишает piano nobile его доминирующего значения и искажает визуально восприятие объёмов театра. Однако для неспециалиста или просто рядового туриста эта надстройка воспринимается органической частью здания. В этой связи можно вспомнить впечатление, производимое постмодернистскими пристройками к Национальной Галерее в Лондоне, новым отелем на петербургской Площади Островского слева от Александринского театра или лужковскими псевдо-ампирными особнячками.

Лион: Инаугурационная ночь нынешнего здания Opera de Lyon имела место в далёком 1831-ом. Тогда на месте старого театра было построено это, типичное для французских периферийных театров, здание в неоклассицистическом духе.

Завершена реставрация в историческом здании Театра на Бронной

Познакомиться с результатом работ пригласили журналистов.

Два с половиной года — и первая реконструкция театра на Бронной завершилась. Обновили фасад, появилась лаконичная эмблема театра, уже висят афиши на май. Но театр откроет двери в конце апреля — Константин Богомолов представит свой спектакль “Таня” по Арбузову. Обновленная сцена дает новые возможности.

Константин Богомолов, художественный руководитель Театра на Малой Бронной: “Эта сцена полностью переоборудована. Здесь новое штанкетное хозяйство, и все штанкеты компьютеризированы, то есть можно рассчитать подъем и опускание штанкета, на которые вешается декорация, мягкие, твердые декорации, буквально до сантиметра”.

В зрительном зале под балконом — мощный видеопроектор с высоким разрешением. “Как в кино”, — говорит худрук. Можно будет проецировать максимально реалистичные изображения — такие цифровые декорации. Беспроводные камеры могут транслировать всё, что происходит на сцене, а если на актера надеть специальный датчик — возможны даже качественные крупные планы лиц артистов.

Игорь Миркурбанов, заслуженный артист России: “Раз пять, наверное, Константин водил нас — мы репетируем здесь, из репзала — сюда, показывая и радуясь совершенно вот как ребенок каждому успешному завершению этапа какого-то очередного”.

Теперь театр — в голубом и оттенках синего. Такой цвет краски обнаружили под многочисленными слоями. Реставраторы предположили, что синим театр был в начале ХХ века. Потолок в зале разбирали на квадраты — снимали, отвозили в реставрационные мастерские.

Потом укрепили перекрытия и вернули на место. Самый кропотливый труд — лепнина, ее старались сохранить. В целом обстановка в театре минималистичная: никаких излишеств. И пространства стало больше: убрали лишние перекрытия, склады перевезли в Подмосковье.

“Вы понимаете, что для театра, который зажат в центре Москвы, и здесь вряд ли можно какие-то новые найти пространства. Вот появилось за счет оптимизации дополнительное пространство”, — говорит Константин Богомолов.

Над реконструкцией трудились в равной степени и “физики”, и “лирики” — все, что для руководства театра было особенно важным, учли, творческое переосмысление пространства поддержали технически.

Александр Кибовский, руководитель Департамента культуры г. Москвы: “Здесь, конечно, потрясающим образом инкорпорировано самое современное театральное оборудование, которое только может быть”.

Самое ходовое место — лестница — оказалось и самым проблемным. На момент реставрации в пригодном виде сохранились только площадки на двух этажах. Саму лестницу собрали заново.

Иван Селило, генеральный директор компании-подрядчика: “Все ступени были истерты до такого, что в местах посредине было залито бетоном, покрыто плиткой, где-то — известняком. Балясины и тетива были закрашены где-то 8, где-то 15 слоев масляной краски”.

Рядом со старинным зеркалом в исторической деревянной раме — обновленный гардероб, механизированный. Теперь искать вещи в глубине вешалок не придется.

Но поменялось не только здание: Театр на Малой Бронной теперь так называется только в официальных документах.

Для маркетинга, говорит Константин Богомолов удобнее и ярче называть его просто Театр на Бронной. В котором уже 27-го апреля — первая премьера.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector