Архитектурный свет: особенности использования, примеры

Освещение фасадов дает возможность добиться потрясающего результата при украшении зданий. Учитывая то, что первостепенной задачей является освещение сооружения, а также защита его от злоумышленников, благодаря подсветке создается удивительный эффект. Архитектурная подсветка фасадов зданий – это искусство, которое благодаря только одному свету дарит окружающим настоящую сказку.

Архитектурный свет: особенности использования, примеры

Архитектурное освещение представляет собой отдельное направление светового декора

Применение архитектурного освещения, его задачи

О фасадном освещении стало известно в США в начале XX века. Применялось оно с целью преображения престижных кварталов в больших городах, но в дальнейшем стало популярным и в небольших скромных районах.

Именно декоративная подсветка различных фасадов зданий придает коттеджам, домам особый яркий стиль.

Сегодня довольно сложно представить архитектуру без фасадного освещения, поэтому план подсветки обсуждается уже в период составления проекта дома или коммерческого сооружения.

Архитектурный свет: особенности использования, примеры

С помощью профессионально выполненной подсветки можно выгодно представить особенности фасада здания и скрыть его визуальные недостатки

Подсветка коммерческих построек определенно привлекает внимание людей, зачастую яркую иллюминацию можно увидеть при оформлении торговых центров, банков, кафе, магазинов, ресторанов.

Архитектурный свет: особенности использования, примеры

Правильно организованная подсветка позволяет красиво оформить здание и выделить его на фоне других строений

Применение подсветки в частных домах – одно из направлений светодизайна, она способна придать зданию высокие декоративные качества.

Архитектурный свет: особенности использования, примеры

Подсветка фасада загородного дома выполняет как эстетическую, так и практическую функцию

Функциональная роль подсветки фасада заключается в следующем:

  1. Повышает безопасность входа в здание, на парковку или во двор.
  2. Улучшает обзор дверей и дорожек в темное время.
  3. Архитектурное освещение подчеркивает особый статус фасада здания, поэтому более крупные здания освещаются более ярко.

Архитектор для разработки проекта использует особую компьютерную программу. Как только будут подготовлены и согласованы все документы, можно осуществлять монтаж.

Архитектурный свет: особенности использования, примеры

Способ освещения подбирают в зависимости от назначения здания, места его расположения и архитектурных особенностей

Основные виды архитектурного освещения

Способов организовать освещение дома несколько и каждый из них имеет свое особое предназначение. Большое значение также имеет цвет облицовки, материал, учитываются и характеристики рядом стоящих построек.

Архитектурный свет: особенности использования, примеры

Организовать подсветку фасада можно разными способами

Заливающее освещение фасадов

Создать такой тип освещения наиболее просто. Он идеально подходит, если необходимо выделить различные объекты культуры, церкви или отдельно стоящие памятники. Заливающее освещение предполагает установку на земле или столбах специальных прожекторов, которые определяют направление света.

Архитектурный свет: особенности использования, примеры

Заливающая подсветка полностью высвечивает здание, от фундамента до крыши

Архитектурный свет: особенности использования, примеры

Для полного освещения фасада используют как мощные прожектора с рассеянным светом, так небольшие светильники с направленным светом

Для жилых зданий такая подсветка станет не самым лучшим выбором, поскольку попадающий в окна свет будет создавать определенный дискомфорт.

Локальное освещение

Локальная иллюминация больше подходит в том случае, если необходимо акцентировать внимание на какой-либо отдельной части здания. Например, можно расставить акценты на окнах, карнизах, балконах. Этот способ используется как на деревянных домах, так и на облицованных керамогранитом зданиях.

Архитектурный свет: особенности использования, примеры

Локальную подсветку используют, когда хотят привлечь внимание к определенным деталям дома

Архитектурный свет: особенности использования, примеры

Для выделения акцентов светильники располагают на стене либо вдоль неё на небольшом удалении

Светодизайн получается благодаря использованию светильников слабой яркости, которые устанавливают в нужной части фасада. Также вместо светильника может использоваться линейная светодиодная лампа.

Локальная подсветка будет уместна, если фасад здания имеет несколько повторяющихся элементов, таковыми может выступать декоративная лепнина.

Контурное освещение

Не так давно стали использовать еще один способ освещения – контурный. Для этого берут светодиодные ленты, линейки или гибкие неоны. Светящиеся элементы позволяют сделать акцент на углах фасада или других его частях. Подходит как для жилых зданий, так и для коммерческих строений.

Контурная подсветка выделяет очертания архитектурных деталей постройки

С помощью контурного освещения можно выгодно представить конкретный элемент на фасаде здания: балкон, эркер или лестницу

Иллюминации к Новому году

В Европе и Америке это неотъемлемая часть красивой зимней сказки. Многим известно, как в больших городах светится новогодняя иллюминация. Это можно назвать большим событием, ведь зачастую его освещают по телевидению и в прессе. В некоторых странах в государственном бюджете выделена отдельная графа, посвященная расходам на рождественское освещение улиц и зданий.

Новогоднюю иллюминацию применяют для украшения общественных зданий и частных жилых домов

В России новогодние иллюминации начали набирать популярность лишь недавно. Все потому, что ранее качество осветительных приборов оставляет желать лучшего. Сегодня благодаря современным разработкам существует много качественных осветительных приборов для создания праздничной атмосферы.

Для создания праздничной новогодней атмосферы особой популярностью пользуется дюралайт, который представляет из себя шнур, внутри которого расположены светодиодные светильники. Получают их из особого полимерного материала.

Виды используемых светильников

Для освещения фасадов сооружений подходят практически все типы светильников. Однако требования к ним будут несколько иными, нежели к тем, которые устанавливают внутри здания.

Уличные светильники выпускаются с учетом целого требований, обеспечивающих их безопасную эксплуатацию

Требования таковы:

  • пожаробезопасность и электробезопасность;
  • отсутствие дополнительных швов на корпусе;
  • высокая степень влаго- и пылезащиты (от IP65);
  • возможность освещать при любых погодных условиях;
  • устойчивость к различным внешним повреждениям;
  • корпус светильников должен быть выполнен из алюминия, нержавейки, листовой стали с антикоррозионным покрытием.

Требования предъявляются и к внешнему виду светильников. Они не должны бросаться в глаза, а их цвет должен подходить к тону фасада или же быть нейтральным. В дневное время устройства не должны портить внешний вид фасада дома. Светильники работают длительное время, поэтому необходимо выбирать те, которые потребляют минимум энергии.

Внешний вид настенных светильников должен подходить под общее оформление фасада дома

Меньше всего бросаться в глаза будут лаконичные светильники в тон стены здания

Светильники бывают:

  • линейными;
  • грунтовыми;
  • акцентными;
  • точечными.

Настенный светильник для акцентной подсветки Светодиодный прожектор для общей подсветки фасада Грунтовый светильник для декоративной подсветки

Для таких устройств предусмотрены лампы:

  • металлогалогенные;
  • люминесцентные;
  • светодиодные.

Предпочтение в основном отдается светодиодным, поскольку их преимущество заключается в небольшой мощности при максимальной яркости, а также в длительном сроке эксплуатации. Диоды продолжают работать даже при морозе в – 40 градусов и жаре + 40.

Для декоративной подсветки фасадов применяют ленточные LED-светильники

С помощью линейных светильников можно подсветить отдельный архитектурный элемент

Такие светильники создают на фасаде здания определенный световой рисунок в темное время суток

При правильной организации фасадного освещения можно реализовать различные идеи для более яркого восприятия окружающей среды.

Видео: Особенности архитектурного освещения зданий

Как архитектурно-художественная подсветка преображает картину – фото примеров

Световая архитектура: творческий метод и современные технологии

Световая архитектура зданий так же разнообразна, как и архитектура вообще.

Можно перечислить приемы и средства световой архитектуры, но это все равно, что сказать, например, что средствами создания архитектуры жилого дома являются окна, лоджии, балконы и двери.

Свет в архитектуре – это творческая проблема. Говорить о свете – значит говорить об архитектурном творчестве, о психологии творчества, о философии архитектуры.

Помимо сугубо утилитарной и эстетической составляющей, световая архитектура во многом зависит от экономической компоненты – архитектурное освещение фасадов высотных домов и зданий общественного назначения, а тем более целых городских ансамблей, безусловно требует значительных затрат как на осветительное оборудование, так и на его обслуживание. Применение современных LED-технологий в световой архитектуре позволяет значительно сократить издержки связанные с электропотреблением и текущим обслуживанием осветительных установок.

Архитектурный свет: особенности использования, примеры

Световая архитектура как творческий метод

Анализируя творчество того или иного архитектора, можно обнаружить, что у одного свет – архитектурная категория, влияющая на замысел и воплощение, у другого – всего лишь традиционные окна для освещения помещений. Различие в отношении к свету становится еще более очевидным при анализе не дневной, а вечерней архитектуры.

Читайте также:  Схема отопления с теплым полом и радиаторами в частном доме: выбор и монтаж

Архитекторы, чья психология творчества не ограничивается дневным временем, создают архитектурные решения, сохраняющие свои пластические и композиционные качества в вечернее время. Хорошим тоном при демонстрации проекта того или иного сооружения является подача объекта в ночное время, давая тем самым понять, что вечернее решение является столь же важным, как и дневное.

В большинстве случаев психология творчества такова, что архитектурно-художественные проблемы экстерьера связываются с дневным освещением.

Конечно, любое здание (если это потребуется) можно осветить заливающим светом прожекторов, поставленных вокруг него. По-видимому, эта мысль успокаивает многих архитекторов.

Действительно, заливающий свет используется для создания световой архитектуры. Но это всего лишь одно из средств, которое не всегда дает хорошие результаты.

Существует достаточно примеров в современной архитектуре, где искусственный свет является архитектурным средством. Эти примеры рассеяны по разным странам, они не похожи друг на друга, как не похожи творческие почерки архитекторов. Общее, что объединяет эти примеры, – отношение к искусственному свету.

Свет не столько освещает архитектуру, сколько решает архитектурную задачу. В одних случаях светом решается тектоника здания; в других – ритм или метр архитектурной композиции; в третьих – пластика или пространство, т. е. то, что является определяющим.

Светом можно выявить дневную композицию, можно создать и новую, отличную от «дневной».

Когда мы хотим подчеркнуть какое-либо различие, то часто употребляем сравнение «как день и ночь». Контраст между днем и ночью воспринимается естественным. Поэтому нет ничего противоестественного в стремлении создать вечернюю архитектуру, построенную на контрасте с дневной.

Одним из очень важных факторов, определяющих восприятие фасадов, освещенных заливающим светом, является световой фон. От его яркости зависит уровень адаптации глаза при наблюдении с больших расстояний. Эта средняя яркость связана с общей яркостью окружающего пространства, создаваемого огнями фонарей, светящей рекламой, освещенными витринами магазинов, окнами зданий.

Архитектурный свет: особенности использования, примеры

Точки наблюдения освещенных архитектурных объектов

Для восприятия освещенных архитектурных объектов характерны три точки наблюдения:

  • первая – когда здание находится на очень большом расстоянии от наблюдателя; зритель адаптируется на полную темноту и, следовательно, яркость здания и яркость адаптации не совпадают.
  • вторая – когда здание рассматривается на значительном расстоянии, и наблюдатель находится на улице или площади; уровень адаптации определяется фоном, на который проектируется здание.
  • третья – когда здание рассматривается вблизи; яркость здания и яркость адаптации совпадают.

Метод изолюкс

Для расчета освещения фасада существует метод изолюкс. Для каждого типа прожектора имеется набор изолюкс, т. е. кривых равных освещенностей для различных расстояний и углов наклона прожектора.

Выбор необходимого количества прожекторов и места их расположения вокруг здания или сооружения определяется в процессе компоновки изолюкс. Компоновка изолюкс сводится к заполнению ими освещаемой поверхности.

Изолюксы должны быть построены в том же масштабе, что и освещаемая поверхность.

Архитектурный свет: особенности использования, примеры

Расчет освещенности поверхностей фасада при приёме заливающего света

Приближенный расчет освещенности поверхностей фасада при приеме заливающего света исходит из следующих типов осветительных приборов:

  1. приборы с широким светораспределением с рассеивающими отражателями, которые освещают большие площади земли и фасадов зданий;
  2. лучевые приборы с узким (кинжальным) светораспределением – для освещения удаленных от места расположения прибора архитектурных деталей (например, при освещении куполов, фронтонов, скульптуры на здании, шпилей на башнях и т. д.);
  3. лучевые приборы с веерообразным светораспределением для освещения низкорасположенных (по сравнению с прибором) плоских поверхностей.

При выборе и расположении приборов следует избегать световых пятен, зрительно деформирующих плоскость. Они нетерпимы на гладких фасадах, лишенных пластики.

Равномерная яркость фасада здания или его части получается в том случае, если максимальная освещенность не более чем вдвое превышает среднюю.

Плавное нарастание или убывание яркости фасадов, а также изменение цветности свечения может создавать дополнительный эффект.

В тех случаях, когда необходимо обеспечить равномерную яркость фасадов, применяют приборы с широким светораспределением, располагая их так, чтобы пятна света перекрывали друг друга. Приборы с узким светораспределением (кинжального вида) используют обычно для локального освещения архитектурных деталей, важных в композиционном отношении или удаленных от источника света.

Разнообразие задач освещения заливающим светом настолько велико, что каждый конкретный случай требует творческого подхода.

Архитектурный свет: особенности использования, примеры

Освещение памятников архитектуры и современных сооружений

Любопытно сравнить проблемы, возникающие при решении освещения архитектурных памятников старины и современной архитектуры. Художественная выразительность старых архитектурных ансамблей в вечернее время зависит от следующего.

  • цветности светового потока источников света. Опыт показывает, что следует выбирать цвет, контрастный цвету окружения: холодный, если окружающие здания освещены теплым светом, и, наоборот, теплый, если окружение освещено нейтральным или холодным светом;
  • выбора разных уровней освещенности (яркости) ансамблей и окружающих зданий, что связано с конкретными условиями адаптации;
  • расположения осветительных приборов; их устанавливают как можно выше, используя для этого крыши противолежащих зданий, мачты и т.д.

Для уменьшения светотеневого контраста следует располагать осветительные приборы в нескольких точках; место установки их определяется на основе проекта, учитывающего конкретное расположение здания, его пластическое решение и главные точки наблюдения.

При этом выбирают главное направление световых потоков, обеспечивающее выразительность объема, силуэта и пластики освещаемого архитектурного ансамбля и дополнительные световые потоки, уменьшающие контраст светотени.

Для получения цветных теней очень желательно различие световых потоков по цветности.

Архитектурный свет: особенности использования, примеры

В зданиях современных, характеризующихся большими остекленными поверхностями, витражами, чередующимися с глухими поверхностями, целесообразно использовать прежде всего свет, проходящий через окна и витражи.

При использовании проходящего света вечерняя архитектура становится как бы негативом дневной. К общераспространенному мнению о том, что в этом случае световая архитектура получается «сама собой», следует относиться с осторожностью по следующим соображениям:

  • если заливающий фасад свет сохраняет распределение яркостей, подобное естественному освещению (светлый фасад, темные окна), то при использовании проходящего через окна света распределение яркостей становится противоположным дневному (яркие окна, темные простенки);
  • высокая яркость окон в вечернее время (вследствие явления дифракции) зрительно уменьшает простенки, а следовательно, изменяет пропорции деталей сооружения; дополнительное подсвечивание фасада уничтожает эту иллюзию; проходящий через окна свет чаще всего создает очень активный ритм горизонталей, влияющий на пропорции и характер архитектуры, решенной вертикалями;
  • при использовании проходящего света освещение интерьеров должно быть подчинено задаче наружной световой архитектуры. В многоэтажных зданиях, например, это приводит к необходимости проектирования единой системы освещения всех помещений.

Богатство творческих и технологических приёмов световой архитектуры не представляется возможным вместить в формат одной статьи, тем более, что инструментарий не ограничивается традиционными прожекторами и светильниками, и представлен, в том числе, различными неоновыми и светодиодными устройствами, с широким ассортиментом которых можно ознакомиться на сайте компании «LED Factor» – производителя светодиодной продукции с 15-летним стажем.

Полезные статьи от компании "Световые Технологии"

20 января 2015 Мария Попова Архитектурный свет: особенности использования, примеры

Современные архитекторы и дизайнеры, разрабатывающие экстерьеры зданий, имеют возможность пользоваться самыми разными инструментами для того, чтобы подчеркнуть достоинства объектов и скрыть их недостатки. Одним из наиболее востребованных инструментов остается организация архитектурного освещения зданий.

Считать его простой подсветкой строения в корне неправильно. Перед специалистами, которые отвечают за его организацию, стоит гораздо более сложная задача.

Они преследуют цель создать уникальный облик здания в темное время суток, акцентировать внимание наблюдателей на архитектурных преимуществах объекта и замаскировать имеющиеся недостатки.

Освещение, о котором идет речь, способно преобразить строение, превратить его в настоящее произведение искусства. Но это возможно, только если подход к организации освещения был действительно профессиональным.

Читайте также:  Жидкое стекло: применение в строительстве

Типы архитектурного освещения

Разрабатывая концепцию архитектурной подсветки здания, специалисты применяют один из двух подходов:

  1. Стремятся к тому, чтобы внешний вид сооружения ночью был максимально похожим на его облик в дневные часы. Этот подход актуален в случае, если здание имеет историческую ценность.
  2. Создают специфическую ночную подсветку фасада здания, реализуя контробраз, не имеющий аналогов в условиях естественного освещения.

В настоящее время архитектурная подсветка фасадов зданий представлена тремя типами:

  • локальная;
  • заливающая;
  • скрытая.
  1. Локальное (акцентное) освещение фасадов зданий. Применяются прожекторы направленного света. Световые приборы устанавливаются на фасад здания. Такой подход позволяет выделять конкретные элементы.
  2. Заливающая архитектурная подсветка. Преследует цель полного освещения здания. Для ее организации, как правило, используются мощные прожекторы, устанавливаемые на земле (как вариант — на близлежащих строениях). Заливающую подсветку преимущественно применяют на больших (например, спортивных) объектах.
  3. Скрытое освещение. Архитектурные светильники устанавливаются так, чтобы они не были видны наблюдателям. Используя данный тип освещения, специалисты реализуют потрясающие по своей красоте проекты, при этом особенности вида строения могут подчеркиваться или преображаться до неузнаваемости.  

Архитектурное освещение объектов различных типов

Разрабатывая проект архитектурной подсветки, специалисты принимают во внимание особенности строения. Так, деловые объекты (офисы, бизнес-центры, банки и т. д.

), как правило, освещаются полностью, при этом вход в них может заливаться другим цветом. Рядом с торговыми центрами с целью привлечения покупателей могут устанавливаться яркие прожекторы, формирующие столбы света в ночном небе.

Использование мощных осветительных приборов целесообразно и для подсветки новостроек на стадии продажи.

Реализуя архитектурное освещение памятника, специалисты стараются сохранить его основную идею и подчеркнуть светом задумку создателя. К освещению фасадов, облицованных отражающими и/или глянцевыми материалами, подходят с особой ответственностью.

Такие материалы нередко снижают качество подсветки, поскольку в них отражаются сами светильники, а вместо равномерного распределения света формируются яркие слепящие пятна.

Грамотно выбирая и устанавливая архитектурные светильники, профессионалы успешно решают эту проблему.

Использование светодиодных светильников для архитектурного освещения фасадов

С каждым годом среди специалистов, отвечающих за освещение зданий, растет популярность светодиодных светильников. Это не вызывает удивления, поскольку устройства на основе светодиодов обладают рядом важных преимуществ:

  1. Они потребляют в несколько раз меньше электроэнергии по сравнению с приборами, в которых используются обычные лампы, поэтому являются экономичными.
  2. Светодиодные светильники имеют гораздо более высокий ресурс, чем лампы накаливания (светодиод стандартного типа в среднем работает 100 000 часов). Большое значение имеет и стойкость светодиодов к механическим воздействиям.
  3. Использование светодиодных приборов позволяет избежать эффекта ослепления.
  4. Устройства на основе светодиодов характеризуются полным отсутствием мерцания, чего нельзя сказать, например, о лампах дневного света.
  5. Светодиодные светильники абсолютно безопасны в связи с отсутствием риска поражения электротоком, а также потому, что излучение от этих устройств не представляет угрозы для здоровья человека.
  6. Светодиоды могут эксплуатироваться в широком диапазоне температур окружающего воздуха (от -60 до +40 °С).  

Ассортимент продукции для архитектурного освещения, предлагаемой компанией «Световые Технологии»

В настоящее время компания-производитель светотехнического оборудования «Световые Технологии» предлагает потребителям широкий ассортимент устройств, предназначенных для организации архитектурного освещения. В него, в частности, входят: 

  • светильники, которые встраиваются в стены и ступеньки (например, модель NBR 42 LED);
  • линейные светильники;
  • светильники, устанавливаемые на стены (например, модель NBS 70 LED).

Архитектурно-художественное освещение

    Проектирование архитектурно-художественной подсветки фасадов зданий в значительной степени отличается от проектирования других видов освещения.

Здесь значительный объем работ связан со светотехническими расчетами, по результатам которых конструируются узлы и конструкции для крепления осветительных приборов.

Кроме того, для выполнения проекта освещения необходимо с высокой точностью произвести замеры всех элементов фасада и выполнить архитектурные чертежи планов фасадов, которые являются подложками для расстановки светильников и прокладки электрических сетей. Ниже описана примерная последовательность проектирования.

Получение технического задания. В техническом задании на проектирование указывают фасады конкретных зданий, для которых необходимо спроектировать архитектурно-художественное освещение и принятую концепцию освещения фасадов.

Обследование здания. При обследовании здания выбирают места установки щита освещения и шкафа системы управления, места прокладки электрических кабелей и кабелей системы управления до выхода на фасад и по фасадам здания. Определяются оптимальные места установки автоподъемников для работ на фасадах.

     На первых этажах освещаемых зданий часто расположены магазины, имеющие рекламные вывески с подсветкой. При обследовании фасадов необходимо выявить, насколько эти вывески освещают нижнюю часть фасада.  Так же следует определить влияние светильников наружного освещения и расположенных на кровлях ближайших домов крышных рекламных установок.

Выбор светильников. Для архитектурно-художественного освещения используют светильники наружного освещения, как правило, специально предназначенные для этих целей.

Осветительные приборы должны иметь кривые силы света (КСС), позволяющие спроектировать осветительную установку с требуемыми параметрами.

Для подсветки фасадов обычно используют прожектора (светодиодные и металлогалогенные (МГЛ)) с углами рассеивания от 5-10 до 60 градусов и светодиодные светильники с углами излучения 20 – 40 градусов.

    Следует учитывать, что при использовании осветительных приборов европейских производителей приводимые ими значения углов рассеивания прожекторов и углов излучения светодиодных светильников могут не соответствовать углам, определяемым по стандартам России.

В соответствие с отечественными стандартами угол рассеивания прожектора ограничивается областью меридианных углов, в пределах которых сила света превышает 10% от максимального значения (п.11.7 ГОСТ Р 54350-2011).

При асимметричном светораспределении углы рассеивания определяют для двух плоскостей симметрии. Для светодиодных светильников используют параметр «угол излучения» (п. 3.4 ГОСТ Р 54814-2011). Его определяют по падению силы света на 50%.

Поэтому всегда необходимо подбирать светильник по его КСС, а не по тому параметру, который придумали переводчики и записали его в паспорт светильника.

    Осветительные приборы выбирают в зависимости от выбранной концепции освещения фасада. Для подсветки фасадов всех домов улицы или проспекта может быть принята единая концепция. Причем концепция светотехнических приемов подсветки фасадов для главных магистральных улиц города может существенно отличаться от концепции освещения улиц районного значения.

    Рекомендации по цветовым температурам предпочтительно используемых осветительных приборов содержатся в п 7.95 СП 52.13330.2011.

Расстановка светильников. Осветительные приборы расставляют так, чтобы максимально точно реализовать принятую концепцию подсветки элементов фасада.

Светильники не должны оказывать слепящего воздействия на водителей транспорта, на пешеходов, на жильцов дома, как освещаемого фасада, так и живущих в домах на противоположной стороне улицы. Кроме того должен быть выполнен анализ видеообзора установленных на здании видеокамер.

При необходимости должны быть спроектированы защитные экраны, предотвращающие попадание прямого излучения осветительных приборов в поле зрения видеокамер наблюдения.

    На плане фасада отдельно стоящие светильники могут быть отображены в любом удобном масштабе. Светильники, устанавливаемые в линию, отображают в том же масштабе, в котором выполнен план фасада.

Как правило, план расстановки светильников является строительным чертежом, по которому выполняется монтаж осветительных приборов. При использовании кронштейнов и конструкций для крепления светильников на отдельных чертежах показывают все узлы крепления.

При необходимости указывают все необходимые размеры, позволяющие правильно установить светильники. 

    Колонны и пилястры освещают прожекторами с узким лучом рассеяния. Что бы осветить колонну по всей длине необходимо устанавливать прожектор строго на определенном расстоянии от колонны.

При слишком близком расположении прожектора относительно колонны, или в случае неправильного выбора его угла  нацеливания будет освещена только часть колонны.

В худшем случае прожектор создаст светлое пятно на колонне (или на другой части фасада здания) с очень большой яркостью.

    Карнизы и протяженные аттики освещают специальными линейными светильниками, позволяющими создать длинную светящуюся линию с однородным световым излучением.

Читайте также:  Столешницы из плитки возвращаются! выбирайте свой вариант

    Для освещения межоконных простенков используют прожекторы или отдельно стоящие линейные светильники.

    Архитектурные ансамбли и скульптуры, в которых важным элементом являются их цвета, освещают светильниками с индексом цветопередачи не менее 80. Для этого, как правило, используют прожекторы с металлогалогенными лампами.

    В соответствии с СП 52.13330.2011 средняя яркость фасадов при заливающем цвете, в зависимости от значимости здания, может находиться в пределах от 3 до 10 кд/м2. При акцентирующем освещении яркость отдельных элементов фасада может быть существенно больше.

     Расстановке светильников могут мешать наружные блоки кондиционеров, водосточные трубы, крепежные элементы тросовой подвески светильников наружного освещения, размещенные на фасадах зданий рекламные баннеры. Наличие этих мешающих элементов выявляется на этапе обследования здания.

Выполнение светотехнических расчетов.

В результате выполнения данных расчетов необходимо получить информацию об оптимальном пространственном положении светильников относительно фасада здания.

В результате выполнения большого количества вычислений определяют оптимальные расстояния от светильников до фасада, а также углы между оптическими осями светильников и плоскостью фасада.

    Коэффициенты отражения поверхностей фасадов приближенно можно оценивать по Таблице 29 СП 52.13330.2011.

     При расстановке светильников и выполнении светотехнических расчетов необходимо учитывать влияние рекламных вывесок магазинов и других источников света на общее освещение фасада.

В случае, если рекламные вывески магазинов отсутствуют на фасаде освещаемого дома, но присутствуют на фасадах соседних домов, то целесообразно усилить яркость освещаемого фасада в нижней его части, что бы световую среду улицы сделать более однородной.

Так же можно увеличить яркость отдельных участков нижней части фасада здания, если другие аналогичные части фасада освещены рекламными вывесками магазинов.

    Для выполнения расчетов используют специальные программы, например DIALux, позволяющие сравнительно быстро выполнить расчеты. На практике в процессе светотехнических расчетов может возникнуть необходимость замены ранее выбранных светильников. То есть процессы выбора светильников и светотехнических расчетов идут параллельно.

     Для утверждения выполненного проекта архитектурно-художественного освещения здания выполняют визуализации – реалистичные изображения освещаемых фасадов.

Хорошую визуализацию неподготовленные люди часто путают с реальной фотографией.

В визуализации показывают вклад каждого осветительного прибора в общее освещение фасада с учетом мощности, углов излучения и цветовой температуры светильника.

Проектирование конструкций для установки светильников. По результатам проведенных светотехнических расчетов разрабатывают кронштейны для установки прожекторов и конструкции для установки линейных светильников.

Эти конструкции должны обеспечить надежную фиксацию осветительных приборов.

Некоторые типы светильников комплектуются кронштейнами, позволяющими крепить светильник на заданном удалении от фасада, но далеко не всегда этих конструкций бывает достаточно.

     Конструкции для крепления светильников должны позволить закрепить светильники в нужных местах и осветить, например, декоративную лепнину и другие архитектурные элементы, не нарушая их целостность. Сверление отверстий в фасадах для установки крепежных узлов не должно повлечь за собой порчи архитектурных элементов. Особенно бережно относятся к декоративной лепнине.

Проектирование электрощитов. Для питания осветительной установки необходимо спроектировать щит освещения. В зависимости от места установки щита освещения (внутри здания или на открытом воздухе) к щитам предъявляются разные требования. В случае установки щита на улице необходимо выполнить требования ГОСТ Р 51321.5-2011.

    Групповые линии подключают через контакторы, позволяющие использовать дистанционное управление светильниками. Все отходящие линии должны быть защищены от сверхтока и токов утечки (Глава 6.4 ПУЭ 7 изд.).

Проектирование системы управления светильниками. Как правило, осветительные установки всех зданий, расположенных на одной улице или в одном районе, управляются централизовано.

Для этого осветительная установка комплектуется шкафом управления, обеспечивающим управление световыми приборами по радиоканалу с диспетчерского пульта.

Эти шкафы управления должны обеспечивать тестовый режим для наладки осветительной установки и автономный режим, при котором светильники управляются от подключенного к шкафу управления компьютера.

    В последнее время широкое использование находят светодиодные светильники систем RGB и RGBW, позволяющие изменять цветность излучения.

Такой светильник может по заложенной в осветительную установку программе излучать свет любого цвета радуги, а так же обеспечивать многообразие промежуточных цветов.

Для управления такими светильниками кроме электрического питания к ним прокладывают кабели управления.

Прокладка электрических сетей и кабелей системы управления. Электропроводки для системы архитектурно-художественного освещения прокладывают по фасадам зданий с соблюдением всех требований ПУЭ для наружных электропроводок. Электрические кабели должны отвечать требованиям пожарной безопасности по ГОСТ 31565-2012 .

    При установке электрического щитка освещения внутри здания до выхода на фасад кабели прокладывают соответственно и по внутренним помещениям зданий.

Для защиты кабелей от внешних воздействий обычно используют стальные короба по ГОСТ Р МЭК 61084-1-2007 и ГОСТ 20803-81. Короба могут быть покрашены под цвет фасада.

Сейчас появились технологии, позволяющие наносить на короба пластиковые покрытия так же под цвет фасада здания. Пластиковое покрытие намного надежнее, чем окрашивание короба краской.

    Кабели управления к светильникам RGB могут быть проложены в отдельном коробе, или в одном коробе с перегородкой совместно с электрическими кабелями. 

Выполнение проектов ПОДД и ПОС.

При выполнении строительно-монтажных работ по устройству осветительных установок на фасадах зданий неминуемо приходится занимать тротуары и частично проезжую часть улиц.

Поэтому выполняется проект организации дорожного движения (ПОДД), в соответствии с которым представители Госавтоинспекции города на время работ вносят коррективы в движение автотранспорта по улице.

    Также необходим проект организации строительства (ПОС), который должен учитывать все особенности строительных работ в условиях стесненной городской застройки. В нем разрабатываются календарный план строительства, мероприятия по охране труда и предотвращению аварийных ситуаций.

Cогласование проектов. Процесс согласования осветительных установок занимает довольно продолжительное время. При двухстадийном проектировании в соответствие с ГОСТ Р 21.

1001-2009 часть согласований выполняют на стадии проектной документации (согласования с собственниками здания, с электроснабжающей организацией и с организацией, отвечающей за наружное освещение города), и часть на стадии рабочей документации.

Прежде всего, рабочая документация согласовывается в Ростехнадзоре. Наиболее сложно согласовывать памятники архитектуры, представляющие собой доминанты города.

Строительно-монтажные работы

    Монтаж светильников и электрических сетей на фасаде имеет свои особенности: работы выполняются на большой высоте с автоподъемников. Здесь на первое место выходит квалификация электромонтажников. Так как даже для восстановления одного некачественно выполненного контакта между проводниками к месту ремонта необходимо вызывать автовышку.

    Много проблем могут вызвать линейные светильники, образующие одну светящуюся линию. Здесь достаточно ошибки при измерении длины фасада или его частей на 10 – 20 сантиметров, что бы один светильник оказался лишним, или наоборот может не хватить осветительного прибора для завершения линии.

Пуско-наладочные работы

    По завершению строительно-монтажных работ в соответствии с ГОСТ Р 50571.16-2007 осуществляются испытания всей осветительной установки. Затем выполняют юстировку осветительных приборов.

Такая юстировка необходима тогда, когда несколько осветительных приборов освещают однотипные участки фасада, например колонны.

При отсутствии юстировки некоторые колонны могут быть освещены неравномерно.

    Далее выполняется настройка системы управления, которая позволяет в заданное время включать и отключать светильники. Системы управления могут быть автономными, либо подключенными посредством радиоканала с диспетчерским пультом, откуда производится дистанционное управление различными осветительными установками.

    Завершающим этапом создания осветительной установки архитектурно-художественного освещения является ее программирование. Причем, как правило, осветительная установка программируется по-разному для повседневного режима и для праздничных дней.

Виктор Чернов

03.05.2015.

  • Читайте так же:
  • Наружное архитектурное освещение (жилых и общественных зданий)
  • Наружное архитектурное освещение – часть 2
  • Архитектурно-художественное освещение мостов
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector