Эгломизе: техника нанесения рисунка на стекло

   Добрый день дорогие творцы

    В одной из последних новостей мы рассказывали про наш прямой эфир в инстаграм, посвященный материалам для имитации зеркала, применяемым в технике эгломизе.

Мы получили много вопросов по материалам, нужных для этой техники и по самой техникеИтак, что такое “Эгломизе”. Это особый вид узора на стекле, выгравированный с обратной стороны по серебряной амальгаме.

Узор может быть геометрическим или растительным, с последующей позолотой или чернением гравированных мест.

     Какие же материалы  могут понадобиться для имитации этой техники. В первую очередь, это заготовка со стеклянной поверхностью. Это может быть шкатулка со стеклянной крышкой  или стеклянная тарелочка или заготовка для часов.

Эгломизе: техника нанесения рисунка на стекло Эгломизе: техника нанесения рисунка на стекло Эгломизе: техника нанесения рисунка на стекло

     У Вас нет подобной заготовки? Заменить стекло можно листом ПЭТ.  Ведь он абсолютно прозрачный И может использоваться не только как замена стекла, но и в качестве перегородок в новогодние шары.

    Самый главный “ингридиент” техники имитации эгломизе – краска, создающая зеркальную поверхность. При работе со стеклом – возьмите Краску с эффектом зеркала от Stamperia, а при работе с пластиком Вам понадобится Mirror Effect от Viva Decor.

Эгломизе: техника нанесения рисунка на стекло Эгломизе: техника нанесения рисунка на стекло

      А как сделать узор спросить Вы? Для этого нам понадобятся трафареты с растительными узорами. Лучше всего взять на клеевой основе. Так Вы обеспечите плотное прилегание трафарета и четкий узор.

Эгломизе: техника нанесения рисунка на стекло Эгломизе: техника нанесения рисунка на стекло

     И конечно же Вам понадобятся материалы для золочения: листовая или жидкая поталь.

Эгломизе: техника нанесения рисунка на стекло Эгломизе: техника нанесения рисунка на стекло Эгломизе: техника нанесения рисунка на стекло
  •         А в качестве декора, “закрывающего края” можно использовать витражную ленту 
  •     Остались еще вопросы?
  •      Приходите к нам на мастер-классы “Короб Лунная Ночь ” и шкатулка “Лунная соната”  Запись уже открыта! Полюбуйтесь, какие невероятные работы получаются под руководством педагога студии Натальи Шевчук
  • Желаем Вам солнечных выходных и Вдохновения в творчествеВаш ФлориДекор

Эгломизе: техника нанесения рисунка на стекло

Техника, очень схожая с эгломизе, появилась ещё в III веке до нашей эры. Тогда мастера создавали стеклянные посуды, которые состояли из двух частей. Между ними находился рисунок, созданный с помощью листового золота.

Тогда названия технологии ещё не было, только во второй половине XVIII века французские антиквары назвали технологию украшения стекла и зеркал «гломизе».

Это производное от имени Жана Батиста Гломи, который в Париже того времени занимался рисованием и изготовлением рам.

Сейчас данная технология, которую, уверены, по силам освоить каждому, кто желает украшать интерьер собственноручно, называется эгломизе и применяется даже к тем образцам нанесения изображений под стекло, которые были созданы намного раньше работ французского мастера.

Эгломизе: техника нанесения рисунка на стекло

Разумеется, сейчас в технике эгломизе очень редко используется настоящее листовое золото. Это уже эксклюзивные дизайнерские работы, которые по карману единицам.

В современном дизайне применяется поталь — очень тонкие, невесомые листы металла и сплавов, в том числе алюминия или меди с цинком. Поталь удачно имитирует настоящую позолоту, золотые пластинки.

При этом купить данный материал под сусальное золото можно по доступной цене — порядка 255–410 рублей за 25 листов размером 14х14 см.

Эгломизе: техника нанесения рисунка на стекло

Важное отличие и особенность техники эгломизе — поталь, фольга, основа рисунка крепятся за стеклом, под ним. То есть все работы проводятся на обратной стороне и зачастую довольно сложно понять, какой же именно рисунок, какая картина точно появится на лицевой стороне. Работа «под стеклом» в технике эгломизе помимо потали и самой основы требует наличия следующих инструментов и ингредиентов:

  • Прозрачного жидкого клея, например, «Мордана», специально созданного для работы с сухой поталью и его многочисленных аналогов;
  • Кисточки для нанесения клея;
  • Мягкой губки, ткани для разравнивания листов потали;
  • Иглы и особого тонкого ножа, скребка, похожего на ручку для чернил. Именно эти инструменты будут применяться для создания, выцарапывания рисунка;
  • Краски, обычно применяется чёрная. Можно взять в баллончике или просто наносить кистью;
  • Непосредственно стекла нужного размера. Как его разрезать правильно, мы подробно писали.

Эгломизе: техника нанесения рисунка на стекло Эгломизе: техника нанесения рисунка на стекло Эгломизе: техника нанесения рисунка на стекло Эгломизе: техника нанесения рисунка на стекло Эгломизе: техника нанесения рисунка на стекло Эгломизе: техника нанесения рисунка на стекло Эгломизе: техника нанесения рисунка на стекло

Украсить в технике эгломизе можно буквально что угодно: кухонный фартук, межкомнатную дверь со стеклянной вставкой, шкаф-купе, раму зеркала или фотографии, столешницу журнального столика, сделать панно для украшения прихожей, спальни, гостиной.

Сама техника нанесения потали на стекло и создание рисунков в такой технике довольно проста. Для наглядности приведём видео-мастер-классы.

В итоге получается уникальное произведение, под старину, но отлично вписывающееся в любой стиль интерьера, даже очень современный. Главное, выбрать подходящий по тематике рисунок.

рмнт.ру

Мастер класс по эгломизе

С каждым годом мы больше убеждаемся, что всё новое – хорошо забытое старое. И неудивительно, ведь так много оригинальных вещей можно сделать из уже ненужных предметов, давно нашедших себе место где-нибудь в уголке кладовой.

Несомненно, там же у любой девушки можно отыскать старое, ненужное настольное или большое навесное зеркало. И кто бы мог подумать, что у этой, уже отжившей своё вещи, может быть продолжение в виде старинного предмета декора, способного украсить любую комнату.

А поможет вам в «обновлении» старого зеркала наш мастер-класс по эгломизе!

Эгломизе: техника нанесения рисунка на стекло

Перед началом работы стоит немного ознакомиться с самой техникой эгломизе.

Прежде всего нужно сказать, что данная техника считается «холодной», так как предполагает нанесение на стекло металлической фольги при помощи прозрачного клея с последующей гравировкой по ней изображения тонкой иглой.

После удаления фольги с места рисунка и нанесения на него краски, на обратной стороне стекла проявляется чёрный (обычно используется именно этот цвет) рисунок на золотом или серебряном фоне. Всё довольно просто.

Прежде чем приступить к декорированию нашего зеркала, необходимо подготовить довольно большое количество материалов. Скорее всего не так уж много вещей из указанного ниже списка окажется под рукой у начинающей рукоделицы, но тем не менее их можно без особой трудности приобрести в специализированном магазине.

Необходимые материалы:

  • Подставка для зеркала без стекла.
  • Чистое стекло по форме будущего зеркала.
  • Трафаретная плёнка.
  • Сусальные серебряные листы.
  • Сусальные золотые листы.
  • Асол – состав для золочения зеркала.
  • Мордант – универсальный клей для золочения и нанесения сухих пигментов.
  • Кисть обычная толстая.
  • Кисть широкая однорядная.
  • Тарелка.
  • Бутылочка вазелина.
  • Ватные диски.
  • Резиновые перчатки.
  • Ручка или иголка.
  • Аэрозольный баллончик с чёрной краской.
  • Плотная картонка.
  • Кусок синтепона.
  • Кусок ткани.
  • Ножницы.

Оказывается, сделать декупаж для старого или слишком простого на вид зеркала не так сложно, как может показаться. А для достижения лучшего и быстрого результата внимательно следуйте предложенным инструкциям, и у Вас обязательно всё получится!

1) Берём трафаретную плёнку, снимаем с одной её стороны – монтажную и кладем этой стороной на стекло, после чего с усилием разглаживаем поверхность плёнки для более плотного приклеивания. Затем снимаем с другой стороны монтажную плёнку. Таким образом, наклеиваем на будущее зеркало орнамент.

2) Окунаем в раствор Асола широкую кисть и промазываем этой жидкостью поверхность стекла. После берем тарелку и по её ободку распределяем несколько капель вазелина.

Затем проводим широкой однорядной кистью по «вазелиновому» ободку и подцепляем ею сусальные серебряные листы, распределяя их таким образом по всей поверхности стекла.

Дожидаемся пока раствор Асола высохнет, и серебряные листы хорошо прилипнут.

Эгломизе: техника нанесения рисунка на стекло

3) Берём ватный диск и с его помощью отшелушиваем с поверхности зеркала высохшие серебряные листы и тем самым убираем трафарет. Получается, на стекле остаются фигуры по форме использованного орнамента на серебряном фоне.

4) Надеваем резиновые перчатки, берём ватный диск и смачиваем его в Морданте, после чего смачиваем им всю поверхность зеркала.

5) Накладываем на зеркало сусальные золотые листы таким же образом, как и серебряные.

Эгломизе: техника нанесения рисунка на стекло

6) Теперь нужно поместить зеркало на светлое панно. Если в наличии нет ничего подходящего, можно включить свет в комнате, к которой пристроен балкон, выйти на него и приложить к стеклу зеркало. Так будет отчетливо виден весь орнамент на поверхности предмета, поэтому можно брать ручку или иглу и выцарапывать ею узоры по границе орнамента.

Читайте также:  Нужен ли фильтр для очистки воды

7) Следующим шагом берём аэрозольный баллончик и с его помощью покрываем чёрной краской всю поверхность зеркала до тех пор, пока она полностью не почернеет. Перевернув зеркало обратной стороной, можно увидеть хорошо проявившийся золотой рисунок на серебряном фоне.

8) Затем вырезаем картонку по форме будущего зеркала, покрываем её поверхность клеем и кладём на кусок синтепона, который после обрезаем ножницами по краям до нужного размера.

9) Потом берём небольшой кусок ткани и вырезаем из него круг по диаметру зеркала, но на 1 сантиметр больше.

10) Теперь кладём на вырезанный кусок ткани картонку и склеиваем их по краям. Получается мягкая и красивая подушечка.

11) Наконец, берём раму для зеркала, в неё вставляем получившееся стекло с орнаментом, а на него кладём подушечку и заделываем рамку сзади.

Получилось чудное зеркало с золотыми узорами на свето-серебристом фоне. Его заслуженно можно поставить на самое видное место в гостиной, чтобы внести разнообразие в привычную обстановку, а также продемонстрировать свои навыки мастерицы приходящим в гости друзьям и родственникам.

Надеемся наш мастер класс смог помочь вам улучшить свои навыки в рукоделии и облегчил освоение такой непростой техники, как эгломизе. В заключение мы хотели бы предложить Вам ознакомиться с несколькими материалами по этой теме, которые позволят вам выполнять красивые и оригинальные предметы декора своими собственными руками. Приятного изучения!

[media=https://www.youtube.com/watch?v=60FkGgNM-lM&index=3&list=PLMMqxekKiN5NuZAMy8K0HHGoTLmAeB3Iq]

Эгломизе: техника нанесения рисунка на стекло

Эгломизе — это особая, старинная техника нанесения рисунка на стекло, позволяющая создавать удивительно красивые и неповторимые творения, способные украсить любой интерьер. Это «холодная» технология нанесения рисунка на стеклянные поверхности, не подразумевающая обжига. Поговорим о ней подробно.

Техника, очень схожая с эгломизе, появилась ещё в III веке до нашей эры. Тогда мастера создавали стеклянные посуды, которые состояли из двух частей. Между ними находился рисунок, созданный с помощью листового золота.

Тогда названия технологии ещё не было, только во второй половине XVIII века французские антиквары назвали технологию украшения стекла и зеркал «гломизе».

Это производное от имени Жана Батиста Гломи, который в Париже того времени занимался рисованием и изготовлением рам.

Сейчас данная технология, которую, уверены, по силам освоить каждому, кто желает украшать интерьер собственноручно, называется эгломизе и применяется даже к тем образцам нанесения изображений под стекло, которые были созданы намного раньше работ французского мастера.

Разумеется, сейчас в технике эгломизе очень редко используется настоящее листовое золото. Это уже эксклюзивные дизайнерские работы, которые по карману единицам.

В современном дизайне применяется поталь — очень тонкие, невесомые листы металла и сплавов, в том числе алюминия или меди с цинком. Поталь удачно имитирует настоящую позолоту, золотые пластинки.

При этом купить данный материал под сусальное золото можно по доступной цене — порядка 255–410 рублей за 25 листов размером 14х14 см.

Важное отличие и особенность техники эгломизе — поталь, фольга, основа рисунка крепятся за стеклом, под ним. То есть все работы проводятся на обратной стороне и зачастую довольно сложно понять, какой же именно рисунок, какая картина точно появится на лицевой стороне. Работа «под стеклом» в технике эгломизе помимо потали и самой основы требует наличия следующих инструментов и ингредиентов:

  • Прозрачного жидкого клея, например, «Мордана», специально созданного для работы с сухой поталью и его многочисленных аналогов;
  • Кисточки для нанесения клея;
  • Мягкой губки, ткани для разравнивания листов потали;
  • Иглы и особого тонкого ножа, скребка, похожего на ручку для чернил. Именно эти инструменты будут применяться для создания, выцарапывания рисунка;
  • Краски, обычно применяется чёрная. Можно взять в баллончике или просто наносить кистью;
  • Непосредственно стекла нужного размера. Как его разрезать правильно, мы подробно писали.

Украсить в технике эгломизе можно буквально что угодно: кухонный фартук, межкомнатную дверь со стеклянной вставкой, шкаф-купе, раму зеркала или фотографии, столешницу журнального столика, сделать панно для украшения прихожей, спальни, гостиной.

Сама техника нанесения потали на стекло и создание рисунков в такой технике довольно проста. Для наглядности приведём видео-мастер-классы.

В итоге получается уникальное произведение, под старину, но отлично вписывающееся в любой стиль интерьера, даже очень современный. Главное, выбрать подходящий по тематике рисунок.

Эгломизе и силуэты

В выставочном зале фонда «Русское культурное наследие» прошла выставка очень камерного, «негромкого», но чрезвычайно изысканного искусства эгломизе и силуэтов XVIII–XX веков.Нельзя сказать, что произведения в технике эгломизе доселе нигде не экспонировались.

Шедевры Генриха Гамбса1 и других мастеров мебельного дела, декорированные вставками эгломизе, украшают интерьеры Павловска и Царского Села, экспонируются в Эрмитаже. Более камерные произведения — медальоны, шкатулки и т.д. — мы можем найти в витринах, посвященных дворянскому быту, московских и провинциальных музеев.

Выставки же, специально организованной для того, чтобы собрать из частных коллекций произведения в жанре силуэта и технике эгломизе, ранее не проводилось. Уникальным в этом проекте является и то, что организаторам удалось собрать практически все разнообразие предметов, в которых могла быть использована техника эгломизе.

Здесь представлены не только медальоны и броши, но и произведения, служившие для украшения интерьеров — зеркала, подсвечники, картинки, шкатулки.

Термин «эгломизе» (первоначально «гломизе») возник в лексиконе французских антикваров второй половины XVIII века: он происходит от имени парижского рисовальщика и изготовителя рам Жана Батиста Гломи (Jean Baptiste Glomi; ?—1786 )2. Считалось, что именно Ж.Б.

https://www.youtube.com/watch?v=OE8KiQ1XXd0\u0026t=454s

Гломи первым использовал особую технику живописи на стекле, с применением золотой и серебряной фольги, для обрамления графических листов стеклянными рамами.

Термин получил широкое распространение в XIX веке и применялся к таким образцам живописи «под стеклом», которые были гораздо старше, чем Ж.Б.Гломи3.

Техника эгломизе относится к разряду «холодной» живописи «под стеклом». Но, строго говоря, ее нельзя отнести к чисто живописным техникам, так как основной составляющей эгломизе является нанесение на стекло металлической фольги при помощи какого-либо прозрачного клея с последующей гравировкой по ней рисунка.

Чаще всего используется листовое золото, но встречаются работы с листовым серебром и даже цинковой фольгой. После удаления фольги с тех мест, где должно быть видно изображение, прямо на стекло наносится краска, чаще всего черная.

Вследствие этих операций на лицевой стороне стекла можно увидеть черный или цветной рисунок на золотом (серебряном и т.п.) фоне.

История техники эгломизе, получившая свое рождение в стеклодельных мастерских древнеегипетской Александрии, насчитывает не менее двух тысячелетий.

За это время она прошла путь от декорирования сосудов в технике «межстеклянного золочения» в Египте и Древнем Риме, украшения предметов декоративно-прикладного искусства в эпоху Возрождения, использования в качестве одного из приемов живописи «под стеклом» в Западной Европе XIV—XVII веков, иконок-панагий русской работы XV века, возвращения к истокам техники в виде двустенных стаканов (Богемия, начало XVIII века) до одного из способов изготовления миниатюр на рубеже XVIII–XIX веков. В конце 1780-х годов это искусство вновь возникает и в России. Другими словами, практически вся история эгломизе и родственных ей техник связана с проникновением в культурное пространство той или иной страны классического античного искусства.

Появление в России камерных произведений в технике эгломизе сопряжено в первую очередь с именами художников-иностранцев. В конце XVIII—начале XIX века в России подавляющее количество произведений профессионального исполнения принадлежит именно им.

Иностранные мастера принесли жанр профильного теневого портрета в Россию и развили его до совершенства. Такие яркие профессионалы, как И.Ф.Антинг, А.Г.Рауэрт, Ф.Гюбнер, А.

Розин, Клерон и Лоссе4, много и плодотворно работали в этой технике, служа распространителями моды на нее.

Камерный портрет появляется в России уже в начале XVIII века. Первые миниатюрные портреты изображали самого императора, его семью и его близкое окружение; функционально они исполняли роль награды или знака отличия.

Украшенные бриллиантами портреты Петра I и Екатерины I были свидетельством доверия и расположения, их носили с гордостью и благоговением5. Начиная с середины XVIII века, жалованные миниатюрные портреты приобретают своеобразную дифференциацию в зависимости от их обрамления.

Так, например, «жалованная табакерка с портретом венценосца» расценивалась выше ордена, вслед за ней шла табакерка с шифром дарителя, часы и перстни6.

Читайте также:  Четыре этапа капитального ремонта

Во второй половине XVIII века портретная миниатюра становится своеобразным художественным средством коммуникации: обмен миниатюрными портретами между родственниками, друзьями и любимыми сделался чрезвычайно популярен: «спрятать в карман, в табакерку, вделать в кольцо, в ожерелье, или держать взаперти в шкатулке тех, кто дорог. Ехать на бал, на войну, в далекую дорогу, быть у себя и в гостях — всегда можно вынуть, посмотреть и увидеть любимое»7.

Подлинный расцвет миниатюра переживает в последней четверти XVIII—начале XIX столетия. В 1779 году в петербургской Академии художеств открывается класс миниатюрной живописи. В России значительно увеличивается число профессионально подготовленных миниатюристов.

В это же время в России входит в моду такой жанр портретного искусства, как силуэт, который получил наименование благодаря министру (контролеру) финансов двора Людовика XV Этьену де Силуэтту (1709–1767)8. Существует две версии того, как его имя стало нарицательным.

Согласно первой, Силуэтт любил на досуге вырезать профильные портреты из бумаги.

По другой версии, первая карикатура на министра финансов появилась в виде теневого профиля, а так как подобные портреты к тому же были дешевы, то они и получили шутливое название «А la Silhouette»9.

Силуэт, как жанр портретного искусства, идеально отвечает требованиям, предъявляемым к портретной миниатюре. Он наиболее привлекательно выглядит именно в небольших размерах.

Обладая очень несложными техническими приспособлениями, которыми могут быть, например, направленный источник света и белая бумага в качестве фона, можно создать достаточно точное силуэтное изображение, что, несомненно, привлекало к этому жанру большое количество художников-любителей.

Наконец, благодаря сочетанию с техникой эгломизе, черный миниатюрный силуэт на блестящем золотом фоне под стеклом, придающим золоту дополнительный блеск, даже при самом скромном обрамлении выглядит как произведение ювелирного искусства.

Ни живопись, ни графика XVIII века практически не знают профильных изображений, кроме силуэтных.

Мода на силуэт, на античность (камеи) пробудила интерес к профильному портрету, и с конца XVIII века в рисунке и акварели начинает развиваться этот жанр, дань которому отдали такие художники, как Т.

Райт, находившийся под явным влиянием силуэтного искусства, и П.Э.Рокштуль — в его творчестве виден отзвук античной камеи.

В Россию искусство силуэта было привнесено в 1782 году французским мастером Ф.Г.Сидо (Sideau)10 и стремительно вошло в моду. Этот мастер работал в технике вырезания профилей из черной бумаги.

В числе первых силуэтов Сидо — «Приятнейшая тень Екатерины II, самодержицы Всероссийской».

В течение двух лет своего пребывания в Петербурге Сидо выполнил профильные портреты почти всего двора императрицы, и прежде всего — членов августейшего семейства: цесаревича, наследника Павла Петровича, великой княгини Марии Федоровны и их детей — Константина и Александра11.

В 1784 году, когда Сидо покинул Петербург, из Германии приехал другой силуэтист — Иоганн Фридрих Антинг. Интерес к силуэту после отъезда Сидо еще не остыл, и Антинг, знакомый с этим искусством, как бы принимает эстафету у француза. Его силуэты входят в моду, и он также удостаивается чести выполнить профильные портреты императрицы, ее семейства и придворных.

Искусство Сидо и Антинга, как и в случае с самим Силуэттом во Франции, вызвало подражание в аристократических кругах в России.

Силуэтами увлеклась великая княгиня Мария Федоровна — она вырезала силуэты на твердых камнях, рисовала на стекле12.

А один из фаворитов императрицы, Александр Ланской, так искусно выполнял профили, что одно из его изображений Екатерины II чеканили на серебряных рублях 1783 года.

Силуэт, называемый еще и теневым портретом, нес в себе двойную нагрузку: он являлся не только точным изображением профиля конкретного человека, но и был как бы его тенью.

Эта «мистическая» составляющая силуэта объясняет его невероятную популярность на рубеже веков, когда на волне возросшего интереса к античности и развития романтических тенденций в искусстве меняется отношение не только к жизни, но и к смерти.

Начавшийся XIX век подхватил силуэтный жанр, и он занял прочные позиции в изобразительном искусстве. Силуэтные портреты наклеивали в специальные альбомы, вешали на стены, вставляли в медальоны и кольца, украшали ими мебель и бытовые предметы.

О том, как выглядели многие люди этой эпохи, мы можем судить только по профильным изображениям.

Большинство силуэтных портретов — произведения неизвестных авторов, но им удалось передать потомкам не только образы, но и стиль эпохи позднего классицизма.

Даже за короткий период 1780-х–1820-х годов, во время которого портретная силуэтная миниатюра в технике эгломизе была популярна в России, можно проследить этапы изменения и совершенствования техники.

В 80-х годах XVIII столетия изображения в технике эгломизе практически ничем не отличаются от других силуэтных изображений. Это «глухие», то есть абсолютно черные профильные портреты, не передающие черты лиц и детали костюмов портретируемых.

Но уже в самом начале 90-х годов в употребление входит прием, который делает более объемными плоскостные профильные портреты. Он заключается в прорисовывании мелкими черными штрихами на золотом фоне кружев и волос по самому краю причесок и париков.

Этот прием мы встречаем практически во всех сохранившихся силуэтах-эгломизе, и его, скорее всего, можно считать неотъемлемой частью этого жанра, а не репликой из «гравюрной» манеры.

К началу XIX столетия техника эгломизе в России претерпевает значительные изменения. В моде произведения, на которых прорисованы не только все детали костюмов, но и черты лиц.

Изображения выполняются из листового золота, а фон (если он есть) окрашивается черной (как правило) либо какой-нибудь другой краской. Причем детали на таких произведениях «процарапываются» по золоту тонкой иглой, благодаря чему изображение приобретает сходство с классической гравюрой.

можно встретить такие произведения, в которых объединены обе разновидности; так, например, само изображение могло выполняться в «силуэтной» манере, а орнаментальное обрамление в «гравюрной». Многие художники переходят практически к чистой «гравюрной» манере.

Подобный метод дал возможность копировать в технике эгломизе гравюры и живописные полотна, персонажи на которых расположены не только в профиль, но и в любом ракурсе.

Считается, что Жан Батист Гломи не только возродил технику эгломизе и дал ей свое имя, но и изобрел способ декорирования стекла путем перевода на него «куншта» — гравюры на белой бумаге, которая с оборотной стороны накладывалась на разогретое стекло. Намоченная бумага аккуратно удалялась, и на стекле оставались лишь черные штриховые контуры четкого рисунка.

Затем «куншт» покрывался золотом. Такой декоративный прием сразу же вошел в моду и распространился по всей Европе13. К концу XVIII века этот способ стал известен и в России. В книге А.Г.

Решетникова «Любопытный художник и ремесленник» есть отдельная глава «О наклеивании кунштов, Или как переводить их на стеклы», где автор замечает: «Если кто имеет способность, чтоб к предметам, изображенным на кунште, порядочно подобрать и расположить колера красок, то никак того узнать не можно будет, чтоб писано красками по куншту, а будет казаться так, как бы прямо по стеклу оными намалевано» 14.

Английскими силуэтистами в конце XVIII века был изобретен способ имитации техники эгломизе, который избавлял художника от необходимости гравировать рисунок по золотой фольге.

Портрет на стекле выполнялся черной краской или смесью сосновой сажи и пива, которая дает интенсивную черноту.

Процесс иногда инвертировался, и плоское или выпуклое стекло чернилось сосновой копотью по всей поверхности, голова или фигура прорисовывались, и с них удалялась чернота.

На оборот такого портрета помещался лист золота или золотой бумаги, который, как правило, покрывался тонким слоем воска так, чтобы видимый с лица силуэт выделялся на золотом фоне. Или, если процесс чернения был полностью инвертирован, золотой портрет находился на черном фоне. Иногда вместо золота использовались листы серебра15.

Читайте также:  Ранчо — особый стиль загородного дома

Говоря о выставке, необходимо в первую очередь отметить две жанровые сцены, созданные А.Ф.Глэроном (A.F.Glairon) в 90-х годах XVIII столетия. Для эгломизе того времени многофигурные композиции такого размера крайне редки, возможно, из-за сложности исполнения. Но Глэрон — не только великолепный силуэтист, но и ювелир.

В работе, датируемой 1790 годом, он изобразил ежедневные занятия дворянской семьи: мальчиков обучают танцам и строевой подготовке, девочки и женщины занимаются рукоделием и музицированием. Умело выделена, возможно, главная фигура в доме — женщина высокого роста.

Тщательнейшим образом выгравированы все тонкие детали: кружева, ноты, бахрома на скатерти, подвески на люстре. Но тем не менее композиция в целом выглядит сухой и официальной. Совсем другое впечатление производит жанровая сцена работы того же автора, выполненная через пять лет. С не меньшим мастерством Глэрон передает нежность родителей к маленькому ребенку.

Благодаря встречному движению рук, в сцене появляется динамика, которая прослеживается и в жестах второстепенных персонажей: дамы, наливающей чай, и девочки с куклой.

Жанровая сцена, приписываемая И.Ф.Антингу, интересна для исследователей и коллекционеров не только мастерством исполнения самих силуэтов, но и тем, что автор создал автопортрет за работой в кругу семьи.

А то, что художник держит в руке миниатюру с изображением Екатерины II, носит еще и знаковый характер.

Его оригиналы, так же как оригиналы Сидо, широко использовались другими силуэтистами, не имевшими столь высокой привилегии, как изображение царской фамилии.

Одной из жемчужин выставки можно назвать силуэт военного с большим крестом ордена Почетного легиона.

Одновременное использование силуэтной и гравюрной манер, инвертирование изображения (золотой орнамент на черном фоне), использование гравировки по листовому серебру и тщательная прорисовка деталей силуэта, лица и волос ставит неизвестного нам автора в один ряд с самыми выдающимися миниатюристами начала XIX столетия.

Обращает на себя внимание и силуэт дамы в шляпе с широкими полями. Изображение головных уборов крайне редко встречается в силуэтных портретах, так как абрис даже самой изящной шляпки, скорее всего, будет выглядеть как инородное тело на голове портретируемого.

В данном случае, в некоторой степени, ситуацию «спасает» тонкая гравировка перьев на шляпе и нетрадиционная волнистая форма завершения силуэта, отвлекающая внимание от несоразмерностей композиции.

XIX век открывает новую страницу в технике эгломизе — гравюрную манеру исполнения. Прекрасной иллюстрацией этому служит представленная на выставке коллекция копий гравюр с видами Санкт-Петербурга.

Одинаковая манера исполнения, повторение одних и тех же сюжетов говорит о том, что производство подобных произведений было поставлено «на поток» и, скорее всего, этим занимался не один художник, а целая мастерская в Санкт-Петербурге.

Поистине редким, сохранившимся до нашего времени образцом применения техники эгломизе можно назвать шкатулку с ребусом. Выполненные гравировкой по золоту на голубом фоне изображения Амура с луком и факелом, двух пламенеющих сердец и надпись самого романтического толка заставляют думать, что в подобных шкатулках хранили милые памятные безделушки и письма от возлюбленных.

Особенное внимание на выставке привлекали к себе три миниатюры с видами Санкт-Петербурга. Строго говоря, эти прелестные «вещицы» не относятся ни к жанру силуэта, ни к технике эгломизе.

Тем не менее их появление здесь обоснованно, поскольку эти произведения выполнены в технике живописи на стекле и, хотя в них отсутствует элемент гравирования по листовому золоту, оно используется как подложка под живопись.

Надо отметить, что эта техника часто применялась вместе с техникой эгломизе в одном произведении и выглядела в нем очень органично.

Особенностью исполнения произведения в технике живописи на стекле (а точнее, с оборотной стороны стекла) является необходимость нетрадиционной последовательности в работе художника, который вынужден следовать от прорисовки мельчайших деталей к изображению общего плана, что значительно усложняет его работу.

Миниатюра в технике эгломизе в России, ее развитие и кратковременная популярность обусловлены, во-первых, модой на портретную миниатюру, а во-вторых, на искусство силуэта.

Как только силуэтные изображения потеряли широкую популярность, прошел и пик моды на портретную миниатюру (ее место заняла сначала литография, а потом и дагерротип), техника эгломизе очень быстро потеряла свою актуальность.

Художники, владевшие ею, пытались идти в ногу со временем, воспроизводя графические работы, но вторичность и трудоемкость процесса сводили на нет все их старания и не выдерживали конкуренции с массовым производством и относительной дешевизной гравюрных изображений.

Примечания

Мастер-класс по эгломизе в технике декупаж с фото и видео

Как все прекрасно знают, новое – это хорошо забыто старое. Таким выражением можно описать и технику эгломизе. Она появилась еще в 18 веке, но сейчас набирает популярность с каждым днем. Поэтому в этой статье мы покажем легкий мастер-класс по эгломизе.

Эта техника относится к отряду живописи под стеклом. Суть в том, что мы на стекло при помощи клея наносим фольгу, затем выполняем гравировку тонкой иглой. Далее, удаляем фольгу с тех мест, где должно находиться изображение, и красим узор краской. В итоге, на стекле мы увидим узор на золотом или серебряном фоне.

Простой урок

Процесс техники эгломизе можно проследить на примере декупажа деревянной шкатулки.

Для работы понадобится заготовка шкатулки, краска акриловая цвета золота, комплект патины, защитный лак, распечатки на фото, бронзовая паста серебряного цвета, акриловый лак, ПВА, стекло, тонировочная пленка для машины, пластика FIMO, асфальтовый лак, растворитель LAKKA, текстурная паста, кисти, мильный раствор, губка, водка, клей.

Возьмем шкатулку, разберем ее, проходимся шкурочкой и затем красим все части, кроме верхней акриловой краской. После того как высохли заготовки, ошкуриваем снова.

Наверх наносим краску золотого цвета и снова проходимся шкурочком.

Наносим немного синей патины на губку и проходимся золотой краской. Она начинает зеленеть через 15 минут. Ждем около получаса и покрываем защитным лаком.

Для начала обезжириваем стекло водкой, а пленку замачиваем на три минуты в воде. Когда отстанет носитель, переносим на стекло. Намазываем ПВА на стекло, выгоним воздух и воду, после чего даем высохнуть работе.

Покрываем стекло акриловым лаком. Полусухой губкой, на которую нанесли золотую краску, проходим по краям и немного по центру. Тонкой кистью подхватываем синюю патину и наносим на металлик каплеобразно. Через 20 минут наносим защитный лак.

Статья по теме:  Пион из бисера: мастер-класс со схемами плетения и видео

Приступаем снова работать с донышком. Наклеиваем на бордюры пленку, после того, как они подсохнут, наносим защитный лак в два слоя.

  • Набираем битум и проходимся по шкатулке, кроме верхней части, излишки сотрем растворителем.

Превращаем стекло в зеркало. Берем кусок, немного больше нашего стекла, тонировочной пленки для машины, брызгаем мыльный раствор на нее и прикладываем картинкой вниз стекло, выгоняем воздух. Ждем немного времени, чтобы работа просохла, затем срезаем излишки, и зеркало готово.

Клеим зеркало к крышке и делаем имитацию рамы. На пустые места наносим пасту и поверх выкладываем жгутики, сделанные из полимерной глины. Работа должна просохнуть.

Рамку тоже нужно покрасить краской и наносим патину. Даем высохнуть и покрываем лаком.

Снова проходимся битумом и снимаем излишки растворителем. Затем, серебряной пастой проходимся по некоторым местам на раме, и шкатулка готова.

Видео по теме статьи

Посмотрите подборку видеоматериала по технике эгломизе.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector