Мебель с Х-образными ножками: история, современные модели

Диваны на ножках считаются практичными и надежными элементами меблировки. Их проще перемещать на местоположение, под ними проще убирать пыль и грязь. Однако не все типы опор одинаково долговечны. Материал данной статьи поможет разобраться в особенностях и разновидностях диванов с ножками, а также подскажет, на что обратить внимание при выборе понравившегося варианта.

Мебель с Х-образными ножками: история, современные модели Мебель с Х-образными ножками: история, современные модели

Диваны на ножках могут быть самыми разнообразными. При этом тип опор может отличаться не только формой, но и высотой. Опорные элементы конструкций придают ей устойчивости, а также украшают изделие. Нередко они инструмент акцентирования конкретного интерьерного стиля. По этой причине к выбору таких изделий приходится подходить основательно.

Благодаря опорам при транспортировке дивана с места на место не истирается обивочный материал нижней стороны конструкций. Диванные ножки создают необходимую опору и отвечают за безопасность эксплуатации изделий. Они отнюдь не универсальны: опорные элементы подбираются в соответствии с весовым соотношением с конструкцией.

При этом лучшие из них имеют антифрикционное и неабразивное покрытие.

Мебель с Х-образными ножками: история, современные модели Мебель с Х-образными ножками: история, современные модели

На сегодняшний день торговые марки представляют вниманию покупателей широкий спектр конструкций мягкой мебели, поражающих даже самых взыскательных покупателей. Изделия разнятся формой, типом механизма трансформации, размерами, функциональностью и степенью удобства для пользователей. Классифицировать рыночный ассортимент можно по нескольким признакам.

Мебель с Х-образными ножками: история, современные модели

К примеру, модельный ряд делится на изделия с подлокотниками и без них. Варианты первого типа могут быть жесткими и мягкими, тонкими и объемными, стандартными и функциональными. Нередко такие элементы снабжены столешницами и внутренними системами хранения. Кроме того, подлокотники могут являться и органайзерами диванов, составляя набор из столика и пуфов, расположенных под ним.

Мебель с Х-образными ножками: история, современные модели Мебель с Х-образными ножками: история, современные модели

Все известные разновидности диванов на ножках делятся на 5 видов, при этом изделия каждой группы имеют свои особенности.

  • Прямые диваны отличаются линейной формой, подходят для размещения вдоль стен и по центру комнат, дополняясь уютными креслами. Могут иметь разную конфигурацию и высоту спинок, при наличии дорогой обивки смотрятся в интерьер солидно и эффектно.

Мебель с Х-образными ножками: история, современные модели

  • Угловые – делятся на 2 большие группы: Г-образные и П-образные. И те и другие способны зонировать пространство, обозначая границы конкретной функциональной зоны. Их внешний вид может быть разным, угловыми элементами могут являться пуфы, оттоманки, мини-бары, столики.

Мебель с Х-образными ножками: история, современные модели Мебель с Х-образными ножками: история, современные модели

  • Радиусные модели на ножках есть не что иное, как диваны округлой формы. Устанавливают их преимущественно по центру комнаты, создавая уютную гостевую зону. Эти модификации имеют большие размеры и разный уровень функциональности, обычно они мягкие и объемные.
  • Круглые аналоги на ножках представляют собой модели-трансформеры. В собранном виде они имеют форму полукруга, дополняются разными по конфигурации спинками, но редко снабжены подлокотниками. По мере раскладывания превращаются в круг, при этом количество блоков, образующих спальное место, может разниться.
  • Модульные диваны на ножках состоят из набора мягкой мебели или отдельных секций. Их собирают по своему усмотрению, заказывая продавцу сборку получившейся модели. Кроме того, изделия могут продаваться и без жесткой фиксации, что позволяет варьировать модель конструкции по собственному желанию.

По типу конструкции модификации делятся на стационарные и трансформируемые модели. Изделия первого типа не предусматривают раскладывание, однако могут оснащаться встроенными системами хранения. Их покупают для сидения, обустраивая ими небольшие комнаты своего жилища.

Такая мебель может быть и вовсе миниатюрной, что позволяет размещать мини-модели на застекленных беседках, лоджиях и балконах.

Аналоги с механизмами трансформации имеют спальное место.

По мере раскладывания такой диван превращается в полноценную кровать, причем порой даже ортопедическую, поскольку снабжается ортопедическим матрасом.

Иные конструкции рассчитаны лишь на комфорт пользователя, а потому не имеют оптимально жесткого основания, они максимально объемны, бывают модульными, секционными и даже эркерными.

Механизмы трансформации диванов бывают раскладными, выдвижными, выкатными, подъемными, поворотными, откидными.

Раскладывающиеся диваны на ножках более удобны в сравнении с аналогами без опор. Благодаря наличию опорных элементов сохраняется тыльная сторона обивочного материала. Диван-трансформер может сочетать в себе функции дивана, кровати, стола, шкафа.

Опорные элементы конструкций бывают разными. По типу исполнения они могут быть стационарными и регулируемыми. Изделия второй группы считаются универсальными опорными механизмами, поскольку позволяют выровнять мебель даже на неровном основании. Регулируемым элементом является винтовой механизм, он прост в эксплуатации.

Кроме того, опоры диванов могут быть роликовыми. По сути, это элементы в виде колес, которые повышают мобильность конструкций, а также предупреждают порчу напольного покрытия.

Роликовые ножки отвечают за бесшумность перемещения дивана, устойчивость к существенным механическим нагрузкам.

По типу исполнения они бывают поворотными и прямоходными, по опорному узлу – подшипниковыми и втулочными, по типу размещения – наружными и скрытыми.

По дизайну опорные элементы бывают строго функциональными и функционально-декоративными.

По типу материала изготовления – деревянными и металлическими. При этом варианты из металла могут иметь хромированное либо анодированное напыление.

По высоте и форме ножек диваны могут быть на высоких, низких, тонких, широких, прямоугольных, конических опорах.

При этом длинные и резные ножки изготавливают из дерева.

В производстве мягкой мебели применяют разное сырье. Каркас диванов изготавливают из древесины (дуба, бука, березы), а также металла (стали и алюминия).

Помимо самой древесины, в производстве нередко используются продукты ее переработки (фанера, МДФ и ДСП). В качестве наполнителя используют пенополиуретан, синтепух, а также пружинный блок.

При этом тип спального места может быть выполнен из комбинирования беспружинного и пружинного материала.

Обшивают диваны натуральной и искусственной кожей, помимо них, в производстве мягкой мебели используют текстиль: флок, мебельный гобелен, велюр, жаккард, бархат, шеннил.

Лучшим типом текстильной обивки считается флок. Это антивандальное покрытие, устойчивое к когтям домашних животных, истиранию и влаге.

Опоры диванов бывают деревянными, металлическими (железными, железобетонными, чугунными). В зависимости от этого они могут иметь или нет хромированное напыление.

Габариты диванов на ножках могут быть разными. Малогабаритные модели, рассчитанные на 1 человека, могут составлять в собранном виде примерно 1-1,5 м. Иные и вовсе походят на кресло-кровать, отличаясь раскладным механизмом трансформации вперед. Спальное место таких изделий в среднем составляет 1,5 м (у детских моделей) и 1,8 м (у изделий для взрослых).

Маленькие диваны могут иметь узкие сиденья со средней глубиной 45 см. Иные модификации более комфортабельны, их глубина сиденья составляет 60-80 см при ширине 1,2-1,5 м. Размеры спального места двухместных и трехместных аналогов составляют более 2 м. Длина легких стационарных конструкций составляет около 2 м.

Стандартная высота от пола до уровня сиденья составляет 45 см. Высота спинок может варьироваться. Высокие модели нередко доходят до 1-1,15 м, низкая мебель составляет в высоту от пола до края спинки примерно 70-80 см. При этом высота опорных элементов может быть разной. Толщина подлокотников варьируется от 10 до 25 см, у отдельных разновидностей она больше.

Цвет дивана для обустройства интерьера может быть разным, но при этом он подбирается на основе фонового решения и оттенка уже имеющейся мебели для конкретной комнаты жилища. На сегодняшний день модными оттенками диванов считаются бежевый, сливочный, светло-серый, фисташковый, графитовый и коричневый.

Яркими акцентами интерьера станут модели в бирюзовом, винном и оранжевом цветах.

Наиболее модными являются несколько направлений дизайна, такие как хай-тек, модерн, лофт, шале, брутализм, ар-деко, минимализм и скандинавский стиль.

Диваны, созданные в разных стилистиках, различаются формами и цветом, однако у них есть и общие признаки: в большинстве случаев они имеют однотонную обивку с приятной фактурой, а также отличаются средней и малой высотой ножек.

Большинство из них покрыто хромированным напылением. Модели стиля классика отличаются богатым декором и резьбой опорных элементов.

При выборе дивана на ножках нужно обращать внимание на несколько нюансов:

  • глубину сиденья, высоту и наклон спинки, удобство сидения;
  • функциональность – наличие спального места и ящиков для белья;
  • практичность механизма трансформации (у раскладываемых моделей);
  • наличие мягких накладок на ножки, продлевающих их срок службы;
  • надежность и долговечность материала изготовления опорных ног;
  • дизайн конструкции, ее форму, подбирая к уже имеющейся мебели;
  • цветовое решение и тип фактуры, подбирая по дизайну интерьера конкретной комнаты;
  • размеры дивана с учетом габаритов конкретного помещения;
  • репутацию продавца, качество материалов каркаса и обивки.

Кроме того, важна и стилистика интерьера. Покупать диван нужно с учетом выбранного стиля, в котором обустраивается конкретное помещение.

Читайте также:  Двойная насадка для душа — зачем вам

Предлагаем 10 стильных идей по обустройству интерьера красивым и функциональным диваном на ножках.

  • Пример выбора модульного дивана с подушками для обустройства гостевой зоны.
  • Диван с деревянными подлокотниками и мощными опорами. Изделие является ключевым элементом гостиной.
  • Модель в современном стиле. Используется для зонирования открытого пространства.
  • Диван с закругленными боковинами и золотыми ножками как выразительный акцент гостиной.
  • Кожаные диваны с подушками на сиденьях и спинках, очерчивающие границы гостевой зоны.
  • Выбор дивана с декорированными ножками и подлокотниками для обустройства светлой комнаты.
  • Диван с каретной стяжкой и фигурными ножками, выбранный для создания уютной атмосферы в загородном доме.
  • Оформление гостевого пространства компактной мебелью на деревянных ножках.
  • Модульная мебель в интерьере жилища с открытой планировкой. Выбор дивана для загородного дома.
  • Диван с декоративными подушками и белыми ножками, выбранный для оформления светлой гостиной.

Обзор дивана на высоких ножках со спальным местом далее.

Мебель эпохи Возрождения – m-der.ru Музей Дерева

Возрождение или Ренессанс

   Искусство Возрождения противопоставлялось готике, называя ее варварской. Для стиля возрождения характерны симметрия, согласованность  частей и целого, точность пропорций. Элементы стиля были заимствованы из греко-римской ордерной системы, однако новые время и потребности широко их трансформировало, в новый  неповторимый стиль.

Зародился стиль в Италии в конце XIV в., расцвет приходится на 2-ю пол. XV и XVI в. Во Франции распространение стиля приходится на конец ХV в., в Англии на 2-ю пол. XVI в. и до конца XVII в. Под влиянием местных факторов сложились различные разновидности стиля: итальянская, французская, нидерландская, немецкая, английская, испанская.

   Столярное производство в период эпохи Возрождения достигает высокого уровня развития, столяры хорошо чувствовали конструкцию и форму мебели. С появлением тонких досок, мебель стала значительно легче и изящнее.

В основе художественного метода лежала четкая форма, стремление к уравновешенным пропорциям, повышенное использование в мебели архитектурных элементов. Мерой гармонии служило золотое сечение.

Мебель вначале выполнялась в виде чертежа, а потом воплощалась в материале.

   Античными орнаментами украшались почти все элементы мебели. Широко использовался геометрический орнамент, вплетенные во вьющиеся растения фигуры животных, птиц, человеческих голов, архитектурных композиций. Применялись различные формы колонн, пилястр, листьев аканта, канделябры, купидоны, львиные головы, грифоны, мифические животные, арабески, плетенки, картуши, гирлянды.

   В мебели в основном использовались естественные цвета древесины. Изобретение станка для получения тонких листов древесины, аугсбургским столяром Георгом Реннером  во 2-й пол. XVI в.

, способствовало развитию техники облицовывания и декорирования поверхностей  интарсией. Для украшения мебели стали применять роспись, позолоту, инкрустацию.

В эпоху ренессанса мебель делали в основном из ореха, который обрабатывали протравами и воском или протирали маслом.

   Италия. Кровати делали высокими, с приступкой и балдахином или занавесками, с высоко приподнятым изголовьем. На дощатый настил укладывали тюфяк или матрац.

   Сундук-кассоне служил для хранения и перевозки вещей, а также как скамья и свадебный сундук. Кассоне богато украшались резьбой, инкрустацией и росписью.

Мебель с Х-образными ножками: история, современные модели

Сундуки-кассоне. Италия

   Касса-панка, ларь скамья со спинкой и подлокотниками (предок дивана). Спинка касса-панки делалась высокой, а ящик под подъемным сидением использовался для хранения денег и драгоценностей.

Мебель с Х-образными ножками: история, современные модели

Касса-панка. Флоренция.

   Стали широко использоваться в среде дворян, духовенства и торговцев посудные шкафы, секретеры, бюро.

Мебель с Х-образными ножками: история, современные модели

Керденца. Конец XVI в.

Мебель с Х-образными ножками: история, современные модели

Шкаф-бюро папы Павла III. Рим, палаццо «Венеция».

  • Мебель с Х-образными ножками: история, современные модели
  • Поставец-бюро (письменный стол).
  • Мебель с Х-образными ножками: история, современные модели

Бюро. Вторая половина XVI в.

   Столы изготавливали прямоугольной формы на двух массивных бочинах или четырех ножках, и на одной опоре с круглой или восьмиугольной формы. В повседневной жизни распространенными были столы со столешницами на крестовинах соединенных перемычками.

Мебель с Х-образными ножками: история, современные модели

Итальянский стол. XVI в.

Мебель с Х-образными ножками: история, современные модели

Стол с точеными ножками. XVII в. Болонья.

   Появилось большое разнообразие стульев. Стул на трех наклонных ножках и высокой спинкой. Стул из трех досок богато декорирован резьбой. Стул на четырех ножках с резьбой, на его основе было создано кресло  обитое кожей. Курульное кресло, оставшееся со времен поздней готики, с х- образными опорами.

  1. Стул «Строцци» на трех ножках.
  2. Мебель с Х-образными ножками: история, современные модели

Итальянский стул на четырех ножках с поперечными досками. XVI в.

  • Мебель с Х-образными ножками: история, современные модели
  • Итальянские стулья с резными досками вместо ножек
  • Кресло жесткое

Кресло мягкое. Вторая половина XVI в.

Кресло курульное. XVI в. Венеция.

   В XIV в. предметы мебели украшались яркой росписью и позолотой, в XV распространенно орнаментально-архитектурное оформление и чертозианская мозаика,  XVI в. резьба по дереву, которая ведет уже к новому стилю – барокко.

  В XVI в. в деталях мебели широко применяются львиные лапы, маски, бараньи головы, кронштейны, фризы, карнизы, пилястры, полуколонны.

  1.    Основными центрами мебельного производства Италии были: Тоскана (Флоренция), Венеция, Ломбардия, Рим и Неаполь.
  2.    Франция. Во Франции стиль Возрождения делится по эпохам королей:
  3. – переходный стиль (Людовик XII, 1498-1515);
  4. – ранний ренессанс (Франциск I, 1515-1547);
  5. – зрелый ренессанс (Генрих II, 1547-1559);
  6. – поздний ренессанс (Генрих IV, 1589-1610).

  В переходном стиле готические формы продолжают задавать общий тон, новый стиль присутствует лишь в орнаменте, никак не связанном с формами мебели. В декоративном оформлении широко используется резьба. В мебели появляются новые виды изделий.

  •    Дрессуар – посудный шкаф (поставец), развившийся из сундука, поставленного на стойки.
  •    Двухкорпусной шкаф, первый вариант кабинета.

Поставец. Первая половина XVI в. Франция.

Резной двухкорпусный шкаф. XVI в. Франция.

   Для сидения использовали дощатые кресла с высокой спинкой, кресла с точеными ножками и резными спинками.

Раннеренессанское кресло токарной работы. Франция.

Позднеренессанское дощатое кресло. Франция.

  1.    Появляются кресла с плетенными сидениями и спинками, кресла и диваны обитые тканью и украшенные бахромой.
  2. Кресло с плетеными сиденьем и спинкой. Франция

Диван переходного типа. Франция.

  Кровати придают парадный вид, так как появилась мода в аристократических кругах принимать гостей лежа в кровати. Кровать оформляют колоннами, балдахином, головным щитом украшенным резьбой.

Кровать Екатерины Медичи. Франция.

Кровать. Франция.

  •    Опорные части столов решают в виде колонок, балясин и аркад.
  • Разновидность ренессансного стола. Франция

   Голландия. В Голландии мебель эпохи ренессанса схожа с итальянской мебелью. Мебельные формы просты по декору, имеют лаконичную и удобную форму. В качестве элементов оформления используют  членные филенки, профилированные карнизы, арки, балясины, каннелированные пилястры, медальоны, ажурную резьбу.  Позднее появляется интарсия с изображения ми цветов, птиц, бабочек.

   Основная мебель: кровать с балдахином, большие шкафы с дверцами, буфеты, столы сточенными в форме балясин ножками и толстыми столешницами, стулья и кресла, сундуки и поставцы.

Шкаф-поставец. XVII в. Голландия.

Столы с ножками-балясинами. XVII в. Голландия.

   Англия. Наиболее распространенными были столы с точеными ножками, кресла с высокими спинками, сундуки и кабинеты. Появляются стулья с изогнутыми ножками. Появился стол с опускающимися полукрышками, прообраз современного стола–книжки.

   Данная мебель, завезенная переселенцами в 30- х гг. XVII в. в Америку,  легла в основу американского колониального стиля.

Кабинет. Конец XVI – начало XVII в. Англия.

Массивное резное кресло. Англия.

Сундук декорированный аркадой. XVII в. Англия.

  1. Стол с раздвижными ножками.

Стол-кресло. XVII в. Англия.

Стул переходного стиля. Конец XVII в. Англия.

   Германия. В Германии Возрождение делится на два этапа: ранний период (до середины XVI в.), поздний период (до 70-х гг. XVII в.). Новый стиль вначале проявлялся в декоре а уже потом в формах мебели. Основные декоративные мотивы это: лист аканта, венки, медальоны, рог изобилия, гротеск, волюты, картуш, дельфины, гербы.

Кровать. По гравюре П. Флётнера. Германия.

Кабинет. Германия.

Складной стул. Германия.

Позднеренессанское кресло. Германия.

   Испания. В Испании остается сильное влияние арабо-мавританского искусства. В кроватях и других каркасных конструкциях широко применяют точеные элементы. Скамьи и стулья обтягивали кожей с тиснением и гравировкой.

Боковина кровати токарной работы. Дерево, бронза. XVII в. Испания.

Складная дорожная кровать. Испания.

Кресло обитое тисненой кожей. Испания.

   Для обивки использовали декоративные гвозди с большими медными шляпками. В декоре широко применяли технику инкрустации, самым распространенным орнаментом была арабеска.

Читайте также:  Электрические плиткорезы с водяным охлаждением. цена и технические характеристики

Литература:

1. Барташевич А.А., Алданова Н.И., Романовский А.М. История интерьера и мебели. Учебн./ Под общ. Ред. А.А. Барташевича. – Мн.: УП «Технопринт», 2002. – 284 с.

2. Кес Д. Стили мебели. – Будапешт, 1979.

3. Соболев Н.Н. Стили в мебели. М.: «СВАРОГ и К», 2000.

4. Черепахина А.Н. История художественной обработки изделий из древесины: Учеб. Для ПТУ. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Высш. шк., 1993. – 176 с.: ил.

История развития дизайнерской мебели – блок о дизайне и обустройстве интерьеров iModern

Покупая мебель, мы не всегда задумываемся о том, к какой категории ее отнести, и кто ее создал. Но только до того момента, пока на глаза попадается вещь, не вписывающаяся в рамки привычного. Необычный предмет интерьера запоминается и вызывает к себе интерес. Обычно дизайнерская мебель вызывает тот самый повышенный интерес. В том числе, к личности ее создателя. Всегда ли так было?

Древние времена

Уже в Древнем Египте работали мебельные мастера. Их шедевры использовали знатные особы. Замысловатые формы, богатый декор (перламутр, золото, драгоценные камни, редкие породы дерева), некоторая функциональность. Эти черты были присущи мебели тех времен. Массовым такое производство назвать было нельзя, каждый предмет был в чем-то неповторим.

В Древней Греции мебель должна была быть долговечной (потому ее делали из мрамора, бронзы, дерева) и удобной. Культа украшательства у греков не было.

Ко временам господства Римской империи мебель стала подтверждением статуса владельцев. При этом ценились не только материалы, но и искусная работа. Резьба, гравировка, позолота, инкрустация – все это использовалось.

Значение имел и назначение каждого предмета. От него зависели особенности формы и декора. Например, обеденный стол чаще всего делали довольно легким, на трех ножках в виде зверей.

А вот для ламп использовали модели из бронзы, напоминающие современные прикроватные столики.

Средние века

Мебель Византийской империи – во многом продолжение традиций Рима. С течением времени на первый план вышли дороговизна изделий и их роскошь. Формы упрощались, изделия становились примитивнее.

Только в романский период начинается прогресс. В обиходе появляются кресла и стулья с высокими спинками, кровати с балдахином.

К эпохе Возрождения расширяется список технологий производства. Вместе с ним растет и ассортимент мебели: письменные столы, секретеры, мягкая мебель, буфеты, шкафы.

В дальнейшем совершенствовалась техника, сменялись стили. Но в целом мастера ориентировались на состоятельных людей. Переломным моментом стал ХХ век.

Современность

Если смотреть глобально, то до 1900-х годов дизайн как таковой развивался. Но примерно так, как и книгопечатание до изобретения Гутенбергом печатного станка.

В ХХ веке дизайн мебели набрал обороты. Значительная часть легендарных имен – с тех времен. Как тогда, так и сейчас дизайн делился на две глобальные ветви.

Первая – создание предметов, нужных и уместных здесь и сейчас. Без заоблачных цен, без шокирующих форм.

Вторая – полная противоположность. В фаворе все, что олицетворяет будущее. Сейчас же такие идеи близки мало кому.

Имена

Те, кто интересуются дизайнерской мебелью, обязательно слышали о таких творцах.

Михаэль Тонет. Человек, который подарил нам венский стул. Он первым стал массово использовать гнутье паром. Говорят, что стулья, произведенные по его технологии, оставались невредимыми даже после падения с Эйфелевой башни.

Арне Якобсен. Личность, которая возвела комплексный подход в разряд жизненной философии. Якобсен считал, что должен проработать все, от глобальных вещей до мелочей: от архитектурных форм здания до дизайна ложек, которыми в этом здании будут пользоваться.

Мебель с Х-образными ножками: история, современные модели

Бруно Матссон. Именно ему мы обязаны популярностью скандинавского стиля. Профессионал, который решал все задачи с предельным тщанием. Например, усаживался в сугроб. Просто для того, чтобы выяснить параметры идеальной кривой для сидения. И воплотить знание в мебели.

Грант Фезерстон. Выдающийся австралийский дизайнер, создатель знаменитого кресла Contour, которое и в наше время продолжает оставаться популярным.

Мебель с Х-образными ножками: история, современные модели

Вернер Пантон. Его стремление отказаться от стандартов в пользу свободы мысли фантазии, не ограниченной рамками, подарило миру множество необычных решений. Например, кресло «Cone».

Исаму Ногучи. Дизайнер, больше известный как скульптор, совмещал в своих работах западный модернизм и восточные традиции. Его наиболее знаменитое изделие – это стол Cyclone на ножке из металлических прутьев.

Мебель с Х-образными ножками: история, современные модели

Х-файл: история мебели со скрещенными ножками

Х-образный стул из красного дерева. Дизайн Percier and Fontaine, изготовление Georges Jacob. 1795 год. Франция.

Крестообразная конструкция стула — одно из наиболее древних и гениальных изобретений в истории мебели. Легкий и компактный складной стул был популярен еще в Древнем Египте: его использовали как уличные торговцы и ремесленники, так и фараоны в качестве церемониальных тронов.

1. Складной стул. 17 век до н.э. Египет. 2. Церемониальный трон Тутанхамона, 14 век до н.э. Египет.

Практичное изобретение Ближнего Востока заимствовали греки и широко использовали его в быту, назвав Diphros Okladias, «складной стул». Ноги греческих стульев изготавливались в виде лап и копыт различных животных и имели характерный наружный изгиб, придававший им дополнительную прочность.

1. Современная реконструкция стула 'Diphros Okladias'. 2. Аполлон сидящий на складном стуле, изображение с килика 5 века д.н.э. Греция.

В Древнем Риме Х-образная конструкция стула уже стала сакральным символом власти: такое кресло могло принадлежать только представителям высшей власти – курульным магистратам. Курульное кресло всегда должно было следовать за сановником, утверждая его величие.

Постепенно крестообразная конструкция стала размещаться фронтально: видимый крест уже сам по себе был символом верховной власти. Статусная конструкция распространилась от Римской империи по всему свету и в Европе использовались в качестве королевских тронов, намекая на сохранение власти великой империи.

1. Изображение курульного стула на римском сестерции, 116 год. Италия. 2. Трон Драгоберта, короля Франков, 7 век, Франция.

У складных походных стульев крестовина основания часто располагалась сбоку. Такие стулья обычно изготавливались из металла и назывались Sella plicatilis, «сиденье складное». Кочевые племена, использовавшие складные стулья в качестве седел на лошадях, принесли их в Китай, где те постепенно стали частью мебельной традиции и получили название «варварские ложе».

1. Походный римский стул 5 век н.э. Италия. 2. Китайский Х-образный стул «hu chuang» (варваское ложе) 16 век н.э.

В эпоху Возрождения крестообразные стулья стали более комфортабельными: обзавелись подлокотниками и спинками, в большинстве своем утратив возможность складываться. Позже коллекционеры мебели прозвали такие стулья Savonarola chair или Dante chair.

1. Savonarola chair 19 век н.э. Сирия. 2. Dante chair 16 век н.э. Италия.

В XIX веке крестообразные стулья уже производились индустриальным методом из металла или гнутой паром древесины.

1. Садовый стул. Карл Фридрих Шинкель 1820-е годы. Германия. 2. Складной стул Thonet.1867 год. Австрия.

Функционалист Марсель Брейер оценил практичность древней конструкции и создал складную версию наиболее известного своего кресла. Людвиг Мис ван дер Роэ пытался привлечь внимание короля Испании Альфонсо XIII к своему проекту, используя очевидный символизм королевского трона при создании кресел для барселонской выставки 1929 года.

1. Складное кресло. модель D4, Марсель Брейер, 1927 год, Германия. 2. Крестообразное кресло, модель MR90, 1929 год, Германия.

Простота конструкции, ее функциональность и эстетические достоинства вдохновили многих дизайнеров второй половины ХХ века на создание собственных версий крестообразного стула. Одно из древнейших решений и сегодня сохраняет свой потенциал для современных модификаций.

1. Крестообразное кресло X-chair, Питер Хвидт, 1947 год, Дания. 2. Крестообразное кресло Butterfly chair, Сори Янаги, 1956 год, Япония.

Самая краткая история предметного дизайна в 40 картинках — INMYROOM

Вся история промышленного и предметного дизайна едва ли поместится в двух-трех книжных томах. Мы решили упростить вам задачу и выбрали самые интересные и важные исторические события, связанные с дизайном мебели и предметов интерьера.

3000 лет до н. э. — древние египтяне придумали первый стул

А еще первый стол и кровать. Кстати, на древнейших рисунках стула можно видеть простые стулья с прямыми ножками и спинкой и подушкой для смягчения сидения. То есть о комфорте задумывались уже тогда. 

Стулья делали из древесины. А в качестве декора для особенно богатых людей использовали слоновую кость, инкрустацию и кожу.

Читайте также:  Особенности аренды квартиры с правом последующего выкупа

Около 500 года до н.э. — появился первый самовар

В Древнем Риме, и назывался он аутепса. Принцип работы с тех пор не изменился: внутри емкости находится жаровня, в которой происходит горение. В эту емкость заливается вода, которая таким образом нагревается. 

10–12 век н.э. — кровать приняла свой современный облик

Кровать, похожая на современную, появилась уже в начале Средних веков. Начиная с XII века во всех богатых домах в качестве дополнения
стали применять балдахины — для защиты
от холода. 

17 век — в Италии сундук превратился в креденцу

Первоначально это был специальный столик с двумя ножками, опиравшийся на стену, на котором пробовали, не
отравлено ли блюдо, перед тем, как подать на стол. Позже креденца
обзавелась вторым ярусом и дверцами и поселилась не только в
сервировочных, но и в гостиных, и в комнатах для переодевания. По сути это прототип современного комода.

1672 год — Андре-Шарль Буль получил должность королевского чернодеревщика

Возможно, Андре-Шарль Буль так и остался бы очередным
талантливым, но малоизвестным мастером по изготовлению мебели, если бы не оказался при дворе Людовика XIV. Сегодня его работы в технике маркетри (инкрустация мебели рисунками из ценных пород дерева) выставляются в главных музеях мира и продаются за бешеные деньги. 

1790 год — зеркало-псише вошло в состав дамского туалетного столика

Прямоугольная или овальная деревянная рама зеркала-псише крепилась на столике, сундуке или на основании по типу мольберта с помощью двух стержней с шарнирами. В России мода на эти зеркала началась с легкой руки немецкого мастера Гамбса.

1851 год — прошла первая Всемирная выставка промышленных работ в Лондоне

Ее организаторами стали принц-консорт Альберт и художник-прикладник сэр Генри Кольм. Выставка дала не только толчок в развитии архитектуры (чего только стоит Хрустальный павильон-дворец, построенный для ее проведения), но и способствовала созданию системы подготовки мастеров в области декоративно-прикладного искусства.

https://www.youtube.com/watch?v=YxryGc9-t_0\u0026t=9s

Главный павильон выставки

1857 год — открылся художественный музей в Южном Кенсингтоне

Сейчас никого не удивишь художественными музеями, а для тех времен это был прорыв. На базе музея появилась школа художественного проектирования (дизайна). Сегодня они известны как Музей Виктории и Альберта и Королевский колледж искусства. 

Один из залов Музея Виктории и Альберта

1869 год — Михаэль Тонет изобрел и запатентовал промышленный способ сгибания древесины

Это позволило собирать стул всего из шести деталей — так появился знаменитый Венский стул. Элегантный дизайн и новая выгодная технология сделали его легендарным. Уже к 1930 году было продано около 50 млн стульев по всему миру.

1895 год — компания Тиффани выпустила первую лампу

Пока в Европе царила эпоха модерна (ар-деко, югендстиля), в Америке Чарльз Льюис Тиффани экспериментировал с дизайном стекла. Результатом стала уникальная техника соединения разноцветных стекол с помощью медных прожилок. Лампы с плафонами в этой технике сегодня самые дорогие в мире. Например, за лампу «Розовый лотос» (1907 год) на аукционе Christieʼs отдали 2 800 000 долларов.

1919 год — в немецком городе Веймар открылась Высшая школа строительства и конструирования — Баухаус

Идея создания школы была в том, чтобы приблизить обучение как можно
ближе к производству. Чтобы учащиеся работали не над созданием какого-то автономного изделия, а над изделием, которое можно было выпускать
промышленным способом. 

Кресло «Барселона»,
Людвиг Мис ван дер Роэ

Кресло «Василий»,
Марсель Бройер

Stacking tables,
Джозеф Альберс

1925 год — Александр Родченко выставил дизайн-проект Рабочего клуба в Париже

Александр Родченко, преподававший во ВХУТЕМАСе, использовал в проекте клуба устойчивые стоечно-балочные системы — в дизайне стульев, столов, стеллажей-перегородок. Но они не так просты, как кажется — все они трансформеры.

1952 год — Ле Корбюзье спроектировал первый светильник из бетона

Да-да, идея делать светильники и мебель из бетона принадлежит Ле Корбюзье. Модель Borne Béton была разработана для освещения придомовой территории марсельской «Жилой единицы», одного из самых известных архитектурных проектов Ле Корбюзье. Но отлично бы вписалась и в современный лофт.

1945 год — Эрл С. Таппер придумал пластиковый контейнер для еды

Прародители всех пищевых контейнеров, созданных Таппером, произвели революцию. Легкие, красивые и удобные в использовании — в 1947 году популярный журнал House Beautiful даже назвал их произведением искусства.

1950 год — на конкурсе МоМа представили Eames Plastic Armchair

Новаторский для своего времени стул с ножками из металла и сиденьем и спинкой из окрашенного в массе полипропилена сегодня уже набил оскомину дизайнерам. Слишком много реплик.

1955 год — Ээро Сааринен показал, что для поддержания равновесия стулу не нужно 4 ножки

А его стул Tulip стал одной из самых продаваемых моделей мебели. Правда, и самой подделываемой тоже.

1958 год — открыла первый магазин ИКЕА в Швеции

Вряд ли тогда основатель компании ИКЕА Ингвар Кампрад предполагал, что узнаваемые икеевские вещи к 2018 году можно будет найти от лофта в Нью-Йорке до однушкив Москве.

1961 год — прошла первая выставка Salone del Mobile Milano

На территории Fiera Milano, собрав 328 участников, 11300 посетителей из Италии и 800 из-за границы. С годами международное значение выставки увеличилось, экспорт итальянской мебели тоже — следовательно, идея сработала.

1962 год — Акилле Кастильони создал для итальянской фабрики Flos торшер

Который стал одним из самых узнаваемых в мире. Речь, конечно, о модели Arco с мраморным основанием. Говорят, что автор пытался воссоздать в нем силуэт уличного фонаря.

1969 — Гаэтано Пеше закончил работу над серией кресел UP

На создание формы дизайнера вдохновило женское тело. И, конечно, никто не остался равнодушным. А в 2000 году компания В&B Italia выкупила авторские права на серию UP у Гаэтано и начала производство кресел под названием UP 2000.

1976 год — Алессандро Гурьеро создал студию «Алхимия»

Как галерею экспериментальных работ, не предназ­наченных для промышленного производства. Микс по­пулярной культуры и радикального китча — то, как можно вкратце описать стиль, в котором творили художники.

1981 год — в Милане появилась «дочка» студии «Алхимия» группа «Мемфис»

Стиль «Мемфис» стал настоящей анархией в дизайне. Одним из любимых материалов дизайнеров стал ламинат, который они ценили
за «недостаток благородства». Использовали коллажи, построенные по принципу хаоса, а многие из
объектов выглядели как детские игрушки. 

Kristall table, Миккеле де Лукки

Книжный шкаф Casablanca, Этторе Соттсасс

Carlton-cabinet, Этторе Соттсасс

1984 год — Филипп Старк создает интерьер Café Costes в Париже

Стул из дерева и металла, спроектированный для кафе, пользовался таким
огромным успехом, что количество изготовленных копий к 1990 году
превысило четыреста тысяч.

Это было только начало карьеры дизайнера. Сегодня весь мир знает Филиппа Старка как автора легендарного стула Louis Ghost, первой компьютерной мышки для Microsoft и дизайнера самых престижных отелей мира.

1988 год — Антонио Четтерио начинает работать с компанией Vitra

В отличие от группы «Мемфис» Антонио Четтерио пропагандировал простоту и качество. И большое значение придавал эргономике. Результатом его работы стал стул Visavis: он сам «подстраивается» под вес тела сидящего.

1993 год — официально открылась студия Droog Design в Амстердаме

И сразу же выпустила, пожалуй, самый знаменитый свой светильник — 85 Lamps. Ее разработчик Роди Грауманс собрал воедино 85 лампочек и подвесил каждую на черном проводе. Этой идеей многие дизайнеры пользуются и по сей день.

1995 год — прошла первая выставка Maison & Objet

На Maison & Objet можно встретить все, начиная от текстильной продукции и мягкой
мебели, заканчивая елочными игрушками. Одни называют Maison & Objet
центром парижского креатива, другие приписывают ей черты музея современного искусства. А дизайнеры каждый год спешат приобщиться к прекрасному.

2001 год — Марсель Вандерс основал компанию Moooi

Название компании — это игра с голландским словом «mooi» — красивое. Третья буква «о» добавлена для эффектности: получается «ну о-о-очень красивое»! Смелые идеи, оригинальный дизайн, неожиданное использование материалов и здоровая ирония — признаки, по которым можно узнать продукцию Moooi.

Галерея Moooi в Амстердаме

2009 год — Vitra презентовала стул Vegetal

Его авторы — французский дуэт Ронана и Эрвана Бурулекки, которых вдохновила сама природа. Разработка предмета заняла 4 года, сиденье, спинка и подлокотники сделаны из плоских металлических лент и напоминают то ли прожилки листа, то ли переплетение ветвей дерева.

2018 год — эксперты Maison & Object назвали Сесиль Манц дизайнером года

Сесиль Манц считает, что скандинавский дизайн должен отталкиваться
от реального образа жизни скандинавов. «Люди на севере стремятся
к экономии, и это отражено в классическом датском дизайне, — объясняет
Манц. — Мои работы также минималистичны, ведь я пытаюсь ограничить
их только самым необходимым».

Стол Mikado входит в постоянную коллекцию Музея современного искусства (MoMA) в Нью-Йорке.

Интересно, что среди исторического многообразия стилей, форм, декоративных техник современные дизайнеры все чаще делают ставку на лаконичный внешний вид изделий и их функциональность. Натуральные материалы, формы, вдохновленные природой и максимальное удобство — тенденции, за развитием которых мы будем наблюдать в ближайшие годы.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector