Ландшафтный дизайн в стиле барокко

Ландшафтный дизайн в стиле барокко

История возникновения сада

Кроме садов, имя Мирабель носит и замок, первым владельцем которого был Вольф Дитрих фон Райтенью, носивший сан архиепископа и имевший немалые богатства.

Хоть духовным лицам официально запрещались брачные отношения, но архиепископ позволял себе плотские утехи, его любовницей многие годы была Саломея Альт, и именно для нее в 1606 году архиепископ приказал возвести дворец, который первоначально и назывался даже Альтенау в ее честь.

Кстати, плодом этой незаконной связи были 15 общих детей. Но долго жизнью во дворце любовнице Дитриха насладиться не довелось, уже в 1612 году ее изгнали из дворцовых покоев, так как архиепископ попал в немилость, утратил влияние и даже попал в темницу, где провел остаток жизни.

Новый владелец замка поменял название на «Мирабель», т.е. «прекрасный вид», что вполне соответствовало истине, так как отсюда раскрывалась шикарная панорама на Альпы.

Ландшафтный дизайн в стиле барокко

А заслуга в устройстве сада возле дворца принадлежит фон Эрлаху, под руководством которого в 1690 был разбит сад.

На протяжении веков дворец обрастал прилегающими постройками пока в 20-х годах XVIII века другой вельможа, граф Харрах не повелел создать единый дворцово-парковый ансамбль. Поручили это важное дело Лукасу фон Хильдербрандту, венскому архитектору, с чем он успешно справился. В 1818 году случился пожар, который практически уничтожил великолепный дворец, но позже он был отреставрирован.

Ландшафтный дизайн в стиле барокко

Сады изначально были выдержаны в барочном стиле, отличия которого подчеркнутая нарядность, некоторая помпезность, роскошь в сочетании с легкостью, романтичностью и использованием разных мотивов. Вкупе все это производит впечатление нескончаемого торжества ярких цветов и плавных линий.

Ландшафтный дизайн в стиле барокко

При Людвиге Баварском сад Мирабель испытали на себя влияние английского садово-паркового стиля, хотя в целом барочная концепция садов сохранилась.

Для желающих полюбоваться красотами сада Мирабель доступ был открыт в 1854 году по повелению императора Франца Йозефа.

Дворец Мирабель

К слову, дворец Мирабель, почти так же прекрасен, как окружающие его с трех сторон одноименный сад. Особенно славится Мраморный Зал, поэтому это очень популярное место для проведения концертов, а также церемоний бракосочетаний, Кстати, в залах дворца в свое время давал концерты сам Моцарт, для которого Зальцбург был малой родиной.

Ландшафтный дизайн в стиле барокко

Вход в сад

Но все же дворец в последнее время пребывает в тени всемирной известности сада, который считается лучшим в Австрии.

Границами сада служат внутренние и внешние балюстрады, украшенные вазами из мрамора работы уже упоминавшегося выше фон Эрлаха. В сад можно попасть через несколько ворот, каждые из которых представляют отдельное произведение искусства.

Южные ворота украшают фигуры фехтовальщиков. Неподалеку расположись скульптурная группа боксеров, своеобразных стражей сада.

Ландшафтный дизайн в стиле барокко

Если выбрать северный вход в сад, то он проведет по ступеням «До-ре-ми», которые прославил фильм «Звуки музыки», в нем показывалось, как дети учатся музыке, пробегая по ступеням и напевая ноты в правильном порядке.

Ландшафтный дизайн в стиле барокко

У северного входа тоже можно полюбоваться красивыми скульптурами, а за воротами перед посетителями предстают два единорога, которые в средневековье символизировали непорочность и чистоту души.

Местоположение

Большой Партер

Центральное место в композиции садов отдано Большому партеру, откуда открывается чудесная панорама на Зальцбургский Кафедральный собор XVII века и крепость Хоэнзальбург, насчитывающую уже девять веков.

По центру Партера расположен фонтан восьмиугольной формы, вокруг него четыре скульптурные группы, все работы Оттавио Моста, датирующиеся 1690 годом. Каждая группа олицетворяет одну из стихий.

Землю представляет подземный бог Плутон, похищающий Прозерпину, Огонь – фигура Энея с отцом, бегущих из пылающей Трои, Воздух – могучий Геркулес, поднимающий Антея над землей, чтобы лишить того силы, Воду олицетворяет Парис, увозящий Елену.

Другие статуи богов и богинь размещены в юго-восточной части Большого партера. Тут тоже все проникнуто символизмом, олицетворениями времен года выступают древние богини, так Флора и Диана символизируют весну, Церера с Минервой – лето, богиня урожая Помона – осень, а зиму представляют Веста и Венера.

Ландшафтный дизайн в стиле барокко

Малый партер

К западной части дворца прилегает Малый Партер, в его центральной части расположен фонтан с фигурой крылатого коня Пегаса, отлитого из меди Каспаром Грассом в 1661 г.

Статуя мифического коня поменяла не одно пристанище, (сначала ее планировали установить в фонтане на городской площади) пока наконец не украсила собой фонтан в саду Мирабель, и здесь она смотрится превосходно.

Фонтан окружен четырьмя прекрасными клумбами, которые восстановлены по плану сада 1771 года.

Ландшафтный дизайн в стиле барокко

В южном направлении от фонтана Пегаса находится фонтан со скульптурой, выполненной по библейскому сюжету – Сюзана в купели. Чертам девушки придано сходство с Саломеей Альт, и первоначально фонтан с этой скульптурой стоял в личном саду архиепископа Дитриха.

Ландшафтный дизайн в стиле барокко

Зеленый Театр

Выбрав западное направление от Малого Партера, посетители попадают в одном из самых очаровательных мест сада – зеленую галерею и лабиринт. А неподалеку расположен открытый Зеленый театр, созданный в 1704-1718 годах талантливым архитектором Маттиасом Дизлем.

Кулисами в этом театре служат зеленые кусты, подстриженные в форме кубов. Живая изгородь выполняет функции стен театра. Подход к театру стерегут два каменных льва. На сцене Зеленого театра ставились пьесы, пантомимы, балеты.

И сегодня Зеленый театр используется, на его подмостках происходят представления Зальцбургского фестиваля и проходят другие музыкальные концерты.

Сад Гномов

Неподалеку расположен Сад Гномов, созданный еще в XVIII веке. В нем находятся скульптуры высотой 50-80 см, реалистично изображающие карликов. Их образы – отражение персонажей немецкого фольклора, неотъемлемой частью которого были карлики и гномы. Не исключено, что некоторые скульптуры имели реальных прототипов, ведь карлики служили во дворце Мирабель.

Вначале было 28 мраморных скульптур карликов в саду, принцу Людвигу не понравились маленькие уродцы, и в 1811 году он распродал все скульптуры.

Когда же 100 лет спустя принялись восстанавливать Сад гномов, найти и выкупить у новых владельцев удалось лишь 15 скульптур, которые и были установлены в отреставрированном саду. Следы остальных скульптур найти не удалось, а некоторые, скульптуры видимо, были утрачены или уничтожены.

С одной стороны Сад гномов ограждает стена, на которой установлены 17 мраморных ваз, часть из которых была создана на основе рисунков Фишера фон Эрлаха.

Другие достопримечательности

Направившись на восток от Большого Партера, оказываешься у оранжереи с ломом пальм. Эти постройки появились в 1725 году и предназначались для экзотических пород деревьев.

Особенно тогда были популярны апельсиновые деревья, считавшиеся символом богатства, а сами апельсиновые плоды считали олицетворением золотых яблок, добытых Гераклом из сада Гесперид. Летом кадки с деревьями расставлялись на воздухе, а на зиму заносились внутрь оранжереи.

Кстати, здесь же находится Зальцбургский музей барокко с полотнами Рубенса, Бернини и других живописцев этой эпохи. Периодически оранжерея превращается в театральную или концертную площадку.

К северу от Малого Партера есть небольших размеров строение крышей в форме купола, служившее раньше птичьим вольером. Сейчас оно больше используется для проведения выставок и в качестве оранжереи.

Прямо напротив Большого Партера располагается Бастионный сад, также выдержанный в стиле барокко. Такое название сад получил, как говорят, потому что в Тридцатилетнюю войну здесь проходила первая линия укреплений. А еще это место называют водным садом, здесь и правда имеется прекрасно украшенный фонтан.

Гуляем по саду Мирабель (видео)

Посетив сад Мирабель, вы, без сомнения, найдете в нем много чудесных по красоте мест и унесете с собой чувство восхищения этим выдающимся памятником садово-паркового искусства и незабываемое удовольствие от увиденного.

Французское барокко. Водные феерии в регулярных садах. Часть 1

Ландшафтный дизайн в стиле бароккоФранцузские сады На протяжении всей истории в Европе практически все сады — регулярные, и в них вода присутствовала всегда, но в разные эпохи ей предназначалась различная роль. Первоначально в регулярных садах были емкости для полива— это были бассейны, каналы позже — ручьи и каскады. Расцвет регулярного плана в садово-парковой архитектуре мы наблюдаем в садах Возрождения, где все они спланированы очень просто: геометричны и симметричны. В садах Возрождения в Италии характерным является активный рельеф — это террасы, склоны, уступы, балюстрады, что обусловило участие воды, но только в движении. Там мало водных зеркал, там водопады, каскады, ручьи, и что, характерно: в садах Возрождения мы еще не находим той жесткой, четкой, главной композиционной оси, которой подчиняется все пространство сада. В какой-то мере можно констатировать, что планировочные элементы в садах Возрождения разрозненные, несмотря на сохранение симметрии, геометрии, изысканной геометрии, простой и гармоничной.

Читайте также:  «Умный дом» — техническая сторона вопроса

Высшим расцветом регулярных садов все же являются сады Франции эпохи французского барокко, сады, созданные гениальным архитектором Андре Ленотром, о котором можно сказать, что он был первым ландшафтным архитектором в истории.

В своих регулярных планах садов и парков он работал уже не с архитектурными объемами и рельефом, как это было у мастеров Возрождения, и не с отдельными водными устройствами и архитектурными объектами, которыми изобиловали рощи античных садов.

Он впервые из природных элементов, таких как вода, камень, растения создавал пространство, на основе которого рождались сказочные композиции, удивительные феерии, и ландшафтные сценарии, насыщенные глубоким идеологическим содержанием в немыслимых масштабах и на огромных пространствах. Впервые сад (а таковым стал сад французского барокко) стал восприниматься современниками как зримое торжество хоть и преобразованной, но природы в противовес садам прошлого, где, собственно, природная среда только дополняла величественные архитектурные пространства, служила роскошным обрамлением зданиям и сооружениям. Ландшафтный дизайн в стиле бароккоВпервые именно в парках гениального Ленотра появились широкие зеркала водных партеров отражавших небо, наполнявших пространство парка светом, сиянием и направлявших взор посетителей на далекие перспективы. Этот композиционный прием не встречался в итальянских садах Ренессанса, построенных на восприятии близких пейзажных картин. Это было потом, а сначала был замок Шенонсо на реке Шер, построенный в ХVІ веке как мост через реку, где огромный партер окружал ров с водой. Этот удивительный замок, все пространство вокруг которого — водная поверхность и “зарегулированный” ландшафт, послужил прообразом просторных водных устройств, широких водных поверхностей зеркал, каналов и водоемов парков Франции. Генезис роскошных водных пространств парков Франции —  в фортификационных сооружениях старинных замков, рвах и каналах, заполненных водой. Парк эпохи Французский барокко — это Богом вдохновленное творение человеческих рук, противопоставленное природе. Такова основная философия периода французского  барокко, сада с его партерами, водными устройствами, сказочно оформленным пространством, где все подчинено идее упорядоченного мира, но не просто мира, а мира управляемого властелином. Блеск, величие и театрализованный придворный этикет, грандиозные празднества и феерические зрелища, торжественные приемы и сказочные карнавалы эпохи просвещенного абсолютизма Франции требовали принципиально новых пространств грандиозных масштабов. Главным, роскошно обрамленным пространством этого феерического спектакля с многочисленными зрителями, может быть впервые в истории, становится сад. Это уже не просто сад, уютный и маленький “парадиз” для отдыха, размышлений и любовных свиданий как раньше, а целый пространственный мир, спланированный мощно, геометрически четко на огромных территориях преобразованной природной среды. Этот мир призван явить всем могущество и величие абсолютистской монархии, блеск Короля-Солнца. Гениальным детищем Ленотра был парк Версаль, в котором вода, как и во всех французских парках, играла ведущую роль в создании пространственной композиции. Начало было положено парком Во-Ле-Виконт, построенным Ленотром для вельможи — министра финансов Фуке при Людовике ХІV. Этот парк, в отличие от всех, которые строились раньше, имел особенность — четкую пространственную структуру из водных каналов, перекрещивающихся, изобилующих фонтанами и водными устройствами. Он послужил поводом для создания огромного, главного детища Ленотра, парка Версаль как олицетворения идеологии могущества молодого государства Франции под предводительством Короля-Солнца.

Ландшафтный дизайн в стиле бароккоВ Версале водный сюжет разворачивается постепенно, завладевая всей композиционной конструкцией парка. Перед главным фасадом дворца расстилается широкий партер песчаного ковра и двух бассейнов, зеркальная гладь которых отражает небо, и обрамлена богатыми мраморными рамами, украшенными низкими скульптурами, которые подчеркивают величественную горизонталь воды, доминирующей в пространстве. От партера вниз спускается широкая мраморная лестница, с двух сторон которой открываются небольшие бассейны, украшенные фигурами животных. Перед ними проходит аллея трех фонтанов. С Большой лестницы открывается вид на широкий цветочный партер с фонтаном Латоны в центре и фонтанами лягушек и ящериц по бокам. Композиция фонтана Латоны (в античной мифологии матери Аполлона) состоит из нескольких крупных бассейнов, пирамидально поднимающихся один над другим. Аллегоричная статуя богини наверху окутана струями воды, которые выбрасывают “рты” лягушек и ящериц; в них, согласно античному мифу, были превращены те, кто насмехался над богиней.

За партером на 600 метров в длину неожиданно расстилается газон “Зеленый ковер” шириной 60 метров, окаймленный дорожками и рядами мраморных статуй. За ним овальный бассейн Аполлона с вылетающей из моря колесницей бога Солнца, окруженной тритонами, трубящими в раковины в “кипящей” морской воде, начинает главную водную ось парка — крестообразный в плане Большой канал шириной 120 метров и длиной 1600 метров. По Большому каналу, одетому в богатую гранитную раму, плавали гондолы с гондольерами, выписанные из Венеции, на обширных водных зеркалах устраивали грандиозные празднества с флотилией кораблей, являвших уменьшенную копию флагманов королевского флота.

В отличие от итальянских садов на холмах и сухих осыпях, обилие воды позволяло устройство разнообразных по форме обширных прудов, каналов, бассейнов, обогащавших равнины партерных ковров.

В этих бассейнах и прудах сооружались острова, на которых высились монументальные сооружения: гроты, водные каскады, изобилующие скульптурами, фонтаны с бьющими вертикальными струями.

  Также мы рекомендуем ознакомиться с парками Грузии и парком Александрия в Белой Церкви.

Елена Гнездилова архитектор, доцент кафедры градостроительства архитектурного факультета КНУСА Источник: ЛАНДШАФТ. дизайн

Сад в стиле барокко

Ландшафтный дизайн в стиле бароккоОдной из идей стиля барокко является создание искусственной, нарочито нарядной, роскошной среды. В России моду на этот стиль ввел Петр I. С тех же пор и стали создаваться сады в стиле барокко. Самым известным воплощением этой идеи в садовом дизайне стал Летний сад в Санкт-Петербурге с обилием скамеек, садовых скульптур, пышной растительности.

Но сад в этом дворцовом стиле можно создать и на небольшой площади. Надо просто обратить внимание на его отличительные черты и постараться следовать правилам создания этого яркого стиля.

Один из отличительных признаков сада-барокко — большое количество арок, беседок, пергол, вазонов всевозможных форм, садовых скульптур.

Они непременно должны быть светлых оттенков, увиты лианами или ампельными растениями, такими как плетистые розы, жимолость каприфоль, клематисы, глицинии, ипомеи, некоторые декоративные фасоли, девичий виноград, амурский или скальный виноград, лимонник, другие вьющиеся растения.

Все зависит от вкусов владельца и климата, в котором будут расти те или другие растения. С помощью лиан можно создать «садовые комнаты», изолированные друг от друга участки сада. Этот пункт также важен при создании ландшафта в стиле барокко.

Ландшафтный дизайн в стиле бароккоЛандшафтный дизайн в стиле барокко

При подборе растений для этого сада необходимо достичь эффекта непрерывного цветения. Весной это могут быть крокусы, ландыши, примулы, тюльпаны, нарциссы. На смену им придут ирисы, пионы. Истинной царицей сада в стиле барокко, конечно, станет роза.

Но и наперстянки, дельфиниумы, лилии, гладиолусы, садовые хризантемы смогут добавить саду определенную прелесть.

Многолетние травянистые растения, такие как различные виды хост, папоротники, аквилегия, рудбекия, гвоздика доставят не много хлопот, но значительно украсят сад.

Сад в стиле барокко вместе с обилием красок предполагает и буйство ароматов. Поэтому будет не лишним посадить традиционные для русского сада сирень, чубушник, калину-бульдонеж.

Ошибочно думать, что в садах в стиле барокко нет места для плодовых деревьев. Украсят сад вишневые, яблоневые деревья, айва, особенно, в пору цветения. На ветках деревьев можно развесить нарядные кашпо с цветами, например, с петуньями.

С некоторых пор в стиле европейского барокко стали появляться едва заметные черты восточного стиля. Пагоды, керамические вазоны, расписанные в японском стиле, присутствие красного и золотистого цветов смогут придать саду восточную загадочность.

Одно из значений слова «барокко» — склонный к излишеству. Если следовать этому определению, то для создания сада в стиле барокко можно использовать любые понравившиеся элементы дизайна. Главное, чтобы в результате появился яркий, сказочно красивый и загадочный, рукотворный кусочек природы.

© 2011 — 2016, Сажаем Сад. Все права защищены.

Сад в стиле барокко: основные элементы

Организовать свой сад можно множеством способов.

Одним из таких стал сталь барокко: при первом упоминание сразу в голове может возникнуть образ очень пышного и шикарного сада, с множеством фигурок, фонтанов, статуй и т.д.

Хотя это в принципе и есть описанием участка в стиле барокко, все же можно использовать некоторые его элементы, и тогда абсолютно любой участок может напоминать этот изысканный и дорогой стиль.

Читайте также:  Мастер-класс: чистка напольного газового котла

Ландшафтный дизайн в стиле бароккоЕсли вы решили создавать ландшафтный дизайн именно в стиле барокко, то придется включать в него и сам дом, который располагается на участке. Поэтому он также должен отвечать стилю барокко: если не полностью, то иметь некоторые обязательные элементы. А это, например, отштукатуренный в пастельных тонах фасад, роскошная парадная лестница, полуциркульные окна, наличие башенок, ниш и эркеров и т.д. Стоит отметить, что уже полностью построенное здание исправить будет сложновато, а чтобы эффект от создания ландшафтного дизайна в стиле барокко был максимальный, необходимо, чтобы участок был не менее 15 соток по площади.

Отличительными элементами этого стиля становится строгая планировка всего участка: он делится на зоны, каждая из которых имеет свое назначение, точно так же как и каждая комната в квартире.

Так как барокко в ландшафтном дизайне является фактически смешением английского и французского стиля, то тут также сочетаются прямые дорожки и извилистые тропинки, четко спланированная регулярная посадка и свободные посадки.

Также для стиля характерно наличие круглых и овальных форм, которые часто сочетаются с завитками. Кроме того, барокко часто включает и элементы китайской культуры.

Не обходится такой сад и без живых изгородей, а также вертикального озеленения: перголы, арки и ширмы очень часто встречаются в таких садах.

А вот пышность, пафосность и роскошность стиля проявляется даже в самих насаждениях: так, используются благородные, дорогие кустарники, например, розы, яркие клумбы, которые сочетаются с кованными ограждениями, предметами садовой мебели и т.д.

Ландшафтный дизайн в стиле бароккоНе обходится барокко и без искусственных водоемов: нужно обязательно организовать фонтан или пруд. Часто даже может создаваться впечатление, что на участке очень много элементов, часть из которых явно лишние, но это обманчивое чувство, а обилие разнообразных роскошных фигурок и прочих деталей – непременная особенность стиля.

При планировании приусадебного участка в стиле барокко, дизайнеры рекомендуют сравнивать его с домом и в таком же духе и начинать обустройство, как будто вы хотите показать все самое лучшее гостям.

Поэтому планировку начинают обычно от входа: тут внимание уделяют воротам, которые в идеале должны быть коваными, светлыми и иметь большое количество позолоченных элементов.

От ворот должна идти прямая широкая дорога к дому, а от нее уже могут отходить извилистые тропинки.

При планировании остальных частей также можно руководствоваться принципом квартиры.

Нужно предусмотреть столовую зону – в саду это пергола или беседка, парадную зону – партер, кабинет – место, где будут находиться разнообразные интересные предметы с разных уголков мира и т.д.

Между этими зонами можно расположить живые изгороди, арки или ширмы, чтобы разграничить пространство. Что же касается симметрии, то в барокко она необязательна, хоть и не запрещена.

Ландшафтный дизайн в стиле бароккоИсторически сложилось, что в барокко использовались элементы китайской культуры, так как мода на нее существовала постоянно. Можно выделить целый уголок в саду для разных штучек в китайском стиле, можно ограничиться и чем-то одним. Отлично справятся с задачей китайская ваза или статуэтка Будды.

Чтобы максимально соответствовать стилю, садовая мебель должна быть кованой, иметь причудливые изгибы и завитки, а ножки лавочек, например, должны быть изогнутыми – так же, как и у мебели в стиле барокко. Тут, так же как и с воротами, лучше все покрасить в белый цвет, а отдельные детали выделить золотом, хотя подойдут и любые пастельные оттенки.

Пышно и роскошно украшаются и водоемы: это могут быть садовые фигурки, мостики, беседки и т.д., но главное, чтобы выглядело оно дорого. Подсветка фонтана будет на таком участке совсем не лишней.

В устройстве сада в стиле барокко главное не переборщить с элементами, а это очень трудно, ведь изобилия и некоторого перебора и требует сам стиль, но важно оставаться в рамках вкуса.

Поможет это сделать четкая разбивка участка на зоны и обустройство каждой из них в отдельной тематике: античность, китайский стиль и т.д.

Нужно тщательно ухаживать за растениями в саду и подбирать качественные предметы украшения для участка.

Все же ландшафтный дизайн в стиле барокко не самый дешевый вариант, но при наличии достаточной площади и желания такую роскошь обустроить можно.

Статья написана для сайта moscowsad.ru.

Садово-парковое искусство Франции стиля Барокко

Сады эпохи Возрождения, начиная с XVII в. становятся все более вычурными, постепенно в Италии формируется новый стиль — барокко. Смысловая нагрузка барочных садов – удивлять, поражать роскошью и изобилием, создать торжественно-парадное настроение, развлечь посетителя и показать эрудицию владельца (с итал.

barocco — «странный», «причудливый»). Для итальянского барокко характерен ступенчатый характер сада на крутых и высоких террасах, заканчивающихся балюстрадами. Здание дворца расположено по центральной оси сада.

Барочные сады замыкались густыми посадками деревьев и кустарников, виды на окружающие ландшафты ограничивались определенными точками (перспективы одного направления). Широко использовались каменное мощение, лестницы, высокие подпорные стены, балюстрады, павильоны, гроты, скульптура (аллегорические фигуры, нимфы, сатиры, боги и богини).

Огромную роль играли водные устройства – каскады, каналы, фонтаны, бассейны. В это время появляются «садовые театры», состоящие из полукруглой стены, сложенной из камня, часто с туфовыми нишами, в которых располагались статуи (вилла Боболи). Здесь устраивались маскарады и представления. Распространилось увлечение механическими «игрушками».

Появились крутящиеся статуи, водяные органы (вилла д’Эсте), двигающиеся животные и т.д. Архитектурная составляющая (гроты, скульптуры, каскады, фонтаны) преобладала над растительной. В эпоху барочных садов расцвело топиарное искусство (искусство фигурной стрижки деревьев и кустарников).

Растения, часто вечнозеленые, приобретали самую фантастическую форму – геометрическую, форму колонн, скульптур, птиц и зверей, форму архитектурных сооружений (трельяж, беседка). Появились оранжереи с экзотическими растениями.

С XVI в. Франция входит в ряд сильнейших европейских государств. Королевский абсолютизм, объединивший под своей властью обширную территорию (близкую к современной Франции), покровительствует ремеслам, обеспечивает безопасность торговых путей, способствует обогащению страны и строительству городов.

Между Францией и Италией развиваются культурные связи, которые определенным образом влияют и на садово-парковое искусство. Центры интенсивного развития ландшафтной архитектуры перемещаются из Италии во Францию. Именно здесь был создан и достиг наивысшей степени совершенства так называемый «французский» сад.

С одной стороны, он унаследовал традиции средневековых приемов монастырского и замкового садоводства с его вниманием к мельчайшим деталям сада. С другой стороны, властителей Франции, ставшей к XVII в. могущественной державой, привлекал размах и величина дворцов и парков римского духовенства.

Наибольшее влияние на дальнейшее развитие садово- паркового искусства Франции оказали итальянские виллы Ланте и Капрарола, созданные знаменитым Джакомо Виньола. Но природные условия и равнинный рельеф Франции внесли свои коррективы в это развитие.

Климат здесь более прохладный, чем в Италии, нет такого яркого солнца и зноя, требующего преобладания закрытых пространств. Рельеф более ровный, течение рек более спокойное, что исключает создание террасных садов и шумных водных устройств. Характерны равнинные, часто заболоченные пространства, обширные лесные массивы.

В ассортименте древесных пород преобладают лиственные – граб, дуб, бук, вяз, липа, ясень, а среди цветочных – фиалки, гвоздики, лилии, ирисы, розы и др.

С учетом этих условий во Франции формируются сады, которые до середины XVII в. относят к стилю барокко.

Эти сады выходят за пределы замковых стен, но примыкают к ним и первоначально сохраняют замкнутый характер, ограничиваясь по периметру крытыми аллеями – берсо (увитые ветвями деревьев деревянные или металлические арочные каркасы, возводимые над дорогой) или перголами, а также невысокими стенами – палисадами.

Планировка садов была простая – в виде квадратов, имеющих внутреннее членение. Сады богато украшались цветниками, превратившимися в XVII в. в роскошные кружевные партеры – бродери. Их создателем являлся королевский садовник Ж. Молле.

Помимо цветов он вводит в партеры травы, стриженный буксус, а также «мертвый» материал – песок, толченный кирпич, уголь. Молле стремится к композиционной увязке элементов сада, объединяя его квадраты фонтаном.

Он развивает итальянский боскет: создает высокие стриженые стены из граба, образующие зеленые залы.

Лесные массивы прорезались просеками для верховой езды и охоты.

Спокойная гладь воды, типичная для французского ландшафта и неотъемлемая часть оборонных сооружений замков, органически вошла во французские парки, превратившись в каналы и изысканно оформленные водные партеры.

Читайте также:  Как купить квартиру

Идея создания каналов в пониженных частях местности с успехом была воплощена садовником Андруэ де Серсо. Он первый расширил размеры парков до сотен гектаров.

Эти черты французских садов составили основу для их дальнейшего развития.

Влияние итальянского садово-паркового искусства лишь ускорило этот процесс и по-настоящему проявилось в стремлении к целостному планировочному решению – увязке дома с садом, развитию продольно осевой композиции, единству всех частей и по возможности террасированию рельефа.

Но и эти приемы реализуются по-своему. Все это предопределило появление нового стиля, который благодаря своей завершенности и непревзойденности в развитии регулярного стилевого направления получил название классического.

  • Основные черты классицистического парка:
  • – наличие больших пространств и раскрытие далеких перспектив;
  • – размещение на плоском рельефе;
  • – ярко выраженное осевое построение;
  • – симметричность композиции по отношению к центральной оси;
  • – центральной доминантой композиции является здание (дворец);
  • – использование лучевых или радиальных направляющих, так называемую трехлучевую композицию;
  • – оформление территории террасами, оканчивающимися подпорными стенками. (Террасы соединяются между собой лестницами, которые являются одним из главных декоративных элементов сада);
  • – расположение главного входа в нижней части сада для того, чтобы еще при входе гости были поражены величием всей композиции;
  • – применение растений, хорошо поддающиеся стрижке и долго сохраняющие форму, для использования топиарного искусства: зеленые стены коридоров, беседок, залов и кабинетов, шаров, кубов, пирамид;
  • – применение трельяжных конструкций (беседок, арок, оград);
  • – интенсивное обводнение, в котором каналы и плоские водоемы имеют характер зеркал, расположены на одном уровне с поверхностью земли и отделены лишь небольшим бордюром;
  • – центральную часть сада составляет партер, который обрамлен стриженными стенами боскетов;
  • – использование изысканных партеров – «вышивок» или «вырезного» газона с использованием цветного песка, гравия, украшенного скульптурами и декоративными вазонами.

Садово-парковый классический французский стиль развивался совместно с архитектурным стилем барокко. Его расцвет наступил в середине XVII в. В отличие от Италии, где садами занимались преимущественно архитекторы и мастера по устройству фонтанов, во Франции появились целые династии профессиональных садоводов (ландшафтных архитекторов).

Среди них выделяется семья Ленотров, особенно, Андре Ленотр (1613-1700). Необычайно благоприятное сочетание большого таланта этого мастера и великодушного покровительства Людовика XIV (время правления 1643-1715гг.) сделало Францию законодательницей в садоводстве. Работая с 1632 г. королевским садовником, А.

Ленотр создал ряд парковых ансамблей – Тюильри, Во-ле-Виконт, Версаль, Марли, Со, Шантильи, Сен-Жеомен, Сен-Клу и др. Рассмотрим два из них.

Садово-парковый французский стиль (барокко – конец XVI-середина XVIII вв.)

Садово-парковый классический французский стиль развивался совместно с архитектурным стилем барокко. Его расцвет наступил в середине XVII в.

Необычайно благоприятное сочетание большого таланта художника Ленотра (1613—1700) и великодушного покровительства Людовика XIV (время правле­ния 1643—1715) сделало Францию законода­тельницей в садоводстве. Работая с 1632 г. ко­ролевским садовником, А.

Ленотр создал ряд парковых ансамблей — Тюильри, Версаль, Марли, Со, Шантильи, Сен-Клу и др. До него при строительстве садов подражали итальян­цам. После создания им таких замечательных творений, как парки Тюильри, Марли, Сен-Клу и особенно Версаль весь мир начал подра­жать его идеям.

Своими ансамблями Ленотр создавал прекрасную обстановку дворцовых резиденций, блестящие декорации для двор­цовых торжеств. Архитектура его парков раз­вивалась по единым законам, законам регу­лярного стиля.

Регулярный стиль предполагает строгую симметрию в планировке сада. Ему присущи прямые линии, строгая осевая композиция. И сейчас ее используют там, где хотят подчер­кнуть воздействие человека на природу, вне­сти в композицию ощущение порядка, стро­гость и торжественность. Эмоциональная особенность стиля — приподнятость, торже­ственность, обилие скульптур, театральность.

Регулярный стиль роскошен. Широкие прямые аллеи уходили в перспективу, стри­женные деревья, орнаментальные цветники на газоне, чарующие обилием цветов и оттенков. Самая важная черта регулярного стиля заклю­чается в том, что «искусственность не только выставлялась на первый план, но обязательно вытесняла всякую естественность.

Сад образовывал обособленный мир и уединялся посред­ством высоких стен или густой изгороди». И такой вид порядка считался в высшей сте­пени желательным и универсальным. Такая точка зрения подкрепляется тем фактом, что люди испытывают удовольствие при ощуще­нии порядка.

Они утверждают, что в основном предпочтение отдают порядку, нежели хаосу, симметрии, нежели асимметрии.

Важным элементом регулярною сада эпо­хи французского классицизма была вода: стро­гой формы бассейны с фонтанами, каскады, пристенные фонтанчики С низким партером резко контрастировали боскеты.— ровно под­стриженные в виде .стенок деревья и кустар­ники.

Искусные дворцовые садовники ис­пользовали их для создания в саду целой системы маленьких «залов» и «кабинетов», размещая их вдоль; дорожек. Но какие-то идеи наверняка можно использовать в соб­ственном саду.

Быть может, именно это и ста­нет той изюминкой, которой ему как раз и не хватает.

Чему же на практике можно научиться у великих садовников Франции? Например, оформлению, цветников с помощью фигурно подстриженных вечнозеленых кустарников. Для одного кустика достаточно пары квадрат­ных метров. Два или четыре куста, симмет­рично, расположенные, могут определить характер всею сада.

Отлично смотрится в цен­тре клумбы куст, подстриженный в виде шара, конуса или другой необычной формы. Вечно­зеленые посадки можно оттенить белым или цветным гравием ми оживить цветущими растениями. Такие идеи вполне приемлемы и для наших условий.

Уютным уголком мо­жет стать небольшая, диаметром в несколь­ко метров, полукруглая ниша со скамьей, отделенная от дома или улицы непроницае­мой для взоров живой изгородью или трелья­жем-опорой для вьющихся растений.

Сад в стиле барокко

В XVII веке развилось садово-парковое искусство в стиле барокко. Предпосылками для этого послужила эпоха Возрождения, где новые идеи мироздания погрузили человека в беспокойное и непредсказуемое время, дав выход новому стилю в искусстве.

Яркий и непохожий на другие стиль барокко был призван удивлять и восхищать ум человека. Каждый, кто хотел выделиться среди других, прибегал к роскошному оформлению сада.

Принцип возведения сада

Главным условием для создания сада является неровный рельеф. Каскадные переходы образовывают иллюзорную, незавершённую картину пейзажа. Если на участке преобладают перепады поверхности земли, то это как нельзя лучше подходит под стиль барокко.

В барочном саду обязательно должны присутствовать фонтаны и водопады, оформленные роскошным образом. Здесь приветствуется разнообразные скульптуры, резьба, декорирование крупными и мелкими деталями.

Лучше всего, если вода переливается с шумом, создавая сильное бурление. Чем выше расположен поток воды, тем больше водопад соответствует стилю барокко.

Прекрасным дополнением будет переброшенный мостик через ручей или искусственный водоём.

Садовый участок наполняют архитектурными элементами в виде небольших беседок, скульптур, арок, пергол, террас округлых форм или навесов. Лучше всего смотрятся арки, выполненные из камней и кирпича, декорированные лепниной и резьбой.

Перголы могут быть металлические или деревянные в зависимости от того, в каком стиле выполнен фасад дома.

Следует учитывать, что арки и перголы должны нести осмысленное направление, поэтому не рекомендуется их использовать как украшение стен и строений.

Арки, установленные над каменными дорожками и тропинками, в окружении цветов и кустарников, смотрятся наилучшим образом. На участке желательно размещать несколько арок, тогда сад будет выглядеть более гармонично.

Архитектурные конструкции в оформлении стиля барокко призваны дополнять и создавать завершённую картину сада. Для этого используют – скульптуры, колонны, вазы, урны, садовые скамейки, фонари, балюстрады.

Цветы и растения

Растительности при возведении участка отводится не главное место. Как уже говорилось, наибольшее внимание уделяется архитектурным конструкциям, водоёмам, фонтанам, водопадам, а уже потом деревьям и кустарникам.

Со временем развился интерес к художественной стрижке кустарников, который в значительной степени повлиял на ландшафтный дизайн.

Искусство стрижки было известно ещё со времён Древнего Рима и, благодаря мастерству дизайнеров, любой кустарник может превратиться в скульптурное произведение.

В основном для этого выбирают многолетние травянистые растения, которые способны принимать формы колонн, геометрических фигур и мифологических персонажей. Зелёные скульптуры также создают из вьющихся видов растений, таких как, например, клементис.

В выборе цветов предпочтение отдают розам из-за сложной формы цветка и насыщенности цвета. Розовые кусты высаживают вблизи арок, изгородей, беседок и домов, таким образом, дополняя роскошное оформление участка.

В целом создание сада в стиле барокко – это изощрённый полет фантазии, включающий круговорот скульптур, фонтанов, беседок, арок, растительности и цветов.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector