Самые известные строения Антонио Гауди

Самые известные строения Антонио ГаудиВсе работы Антонио Гауди в Барселоне

В этой статье представлены все основные работы каталонского архитектора Антонио Гауди выполненные им в Барселоне и ближайших окрестностях.

Уточнение “в Барселоне” не случайна: вопреки распространенному мнению, существуют постройки Гауди и за пределами Барселоны и метрополии: Дом Ботинес в Леоне, Епископский дворец в Асторге, летний дом “Эль Каприччо” в местечке Комильяс, что в Кантабрии…

Однако лучшие строения Антонио Гауди находятся именно в Барселоне, что, в свою очередь, очень удобно для туристов: приехал в столицу Каталонии, и пожалуйста: вот тебе “весь Гауди в одном флаконе”!

Следует отметить, что в сравнении со своими коллегами-архитекторами Гауди не отличался  чрезмерной плодовитостью: у него было совсем не много проектов – зато каких! 

Шедевры Антонио Гауди, при всей их немногочисленности, определяют архитектурное лицо Барселоны – о них мы сегодня и поговорим. Итак, все работы Антонио Гауди в Барселоне! 

Дом Висенс (Casa Vicenc) – первый крупный проект Антонио Гауди  в Барселоне – хотя в те далекие годы, когда молодой архитектор занимался его осуществлением, нынешний барселонский  район Грасиа, где расположен дом, был вовсе не частью Барселоны, а самостоятельным городком за пределами каталонской столицы.

Здание и строилось как вилла, загородный дом местного фабриканта керамической плитки дона Мануэля Висенса-и-Мунтанера.

Хотя переговоры между Гауди и заказчиком были начаты еще в 1878-м году, вскоре после того, как Гауди получил диплом архитектора, строительные работы начались в 1883-м и в основном были завершены через два года, хотя кое-какие доработки осуществлялись вплоть до 1888-го… читать полностью статью о Доме Висенс Гауди в Барселоне

Дворец Гуэля был построен  Антонио Гауди по заказу бизнесмена и мецената Эусеби Гуэля в 1886 – 1890 г.г.  И пусть эту работу принято относить к “периоду становления” архитектора – дворец Гуэля не менее удивителен и интересен, чем любая другая работа каталонского Маэстро. 

Внимательный турист, неспешно прогуливаясь по знаменитой барселонской Рамбла, обязательно заметит в одной из боковых улиц дом с необычной крышей, будто сплошь усаженной огромными цветными грибами. 

Заинтересовавшись, он, возможно, свернет с променада, вступая на территорию не самого благополучного барселонского района, известного под названием Раваль – и совершенно правильно сделает! 

Ибо здесь его ждет настоящий сюрприз. Необычный дом – не что иное, как знаменитый Дворец Гуэля, с 1984-го года включенный в список ЮНЕСКО… читать полностью статью о Дворце Гуэля Гауди в Барселоне

Парк Гуэль, который является одним из самых известных проектов Антонио Гауди – достопримечательность, входящая в список обязательных для посещения объектов, если уж турист действительно хочет понять и прочувствовать, что же это за город такой – Барселона.

В 1899 г. Эусеби Гуэль приобрел участок земли площадью в 15 Га в экологически чистом районе Барселоны Салют, на расстоянии 3-х км от центра города.

 Место, говоря откровенно, не самое удобное для жизни: весьма неровный ландшафт (угол наклона некоторых улиц и сейчас составляет здесь 45 градусов), отсутствие сколько-нибудь приемлемой инфраструктуры, удаленность от центра – но как раз это и надо было Гуэлю.

Дело в том, что граф Гуэль, человек  разносторонне образованный, подолгу живал в Лондоне, восхищался садово-парковыми комплексами этого города, был хорошо знаком с “Утопией” сэра Томаса Мора, да и вообще – являлся человеком весьма просвещенных взглядов.

Все эти факторы и послужили причиной завладевшей Гуэлем идеи – вдали от городского шума и суеты создать идеальное поселение, город-сад, комунну для богатых людей – то есть, место для здорового и гармоничного существования в ладу с природой и собой. Реализовать эту идею призван был “личный архитектор” Гуэля, гениальный каталонский зодчий Антонио Гауди…читать полностью статью о Парке Гуэль в Барселоне

Башня Бельесгуард (Torre Bellesguard, 1900 – 1909) – один из тех проектов культового барселонского архитектора Антонио Гауди в Барселоне, которые все еще остаются за пределами первоочередного внимания многочисленных барселонских туристов – а зря: проект-то ведь интереснейший! Причин для этой незаслуженной “неизвестности” Торре Бельесгуард несколько: 

Во-первых –  месторасположение: дом с участком находится вдали от центра города, у подножия горной гряды Сьерра-де-Кольсьерола, где, вдобавок ко всему, и общественный транспорт не ходит.

А и правильно – нечего ему тут делать! Район престижный, люди здесь живут небедные, встречаются не часто – это вам не многолюдье нижнего города!..читать полностью статью о Торре Бельесгуард Гауди в Барселоне

Дом Бальо, также именумый Домом Батльо – одна из зрелых работ Антонио Гауди, входящая в “Великолепную Семёрку Гауди” – семь работ каталонского архитектора, включенных в список ЮНЕСКО. В статье содержится описание дома Бальо, история строительства, интересные факты, связанные с этим эмблематичным для Барселоны зданием, а также другая полезная информация.

Дом с костями”, “дом с черепами”, “дом с чешуей” – как только не называли это удивительное творение Антонио Гауди, (1904 – 1906), созданное каталонским архитектором на пике творческой формы и ставшее, по праву, одной из визитных карточек Барселоны. 

Здание, всемирно известное теперь как дом Батльо, было построено еще в 1877 году местным архитектором Эмилио Кортесом, который, так уж получилось, был профессором молодого Гауди – и никакого интереса с точки зрения архитектуры не представляло: обычный неоклассический городской особняк, каких тогда в Барселоне строились сотни… читать полностью статью о Доме Бальо Гауди в Барселоне

Ворота усадьбы Миральес – одна из почти неизвестных работ Антонио Гауди в Барселоне. Тем и хороша столица Каталонии: невзирая на периоды варварства и смуты, когда звериная суть рвалась из людей наружу, смывая напрочь тонкий слой цивилизации и заставляла крушить, жечь, разрушать создававшееся веками – город выжил и уцелел.

Барселона по-прежнему – кладезь исторических, культурных, архитектурных ценностей, и никаким деструктивным элементам не лишить город этого статуса. Барселона изобилует сюрпризами. 

Так и здесь: в одном из престижных, спокойных городских районов, в окружении современных зданий улучшенной планировки натыкаешься вдруг на замечательный обломок прошлого: ворота усадьбы Миральес, выполненные великим Гауди…читать полностью статью о Портале Миральес Гауди в Барселоне

Дом Кальвет (1898 – 1900) – пожалуй, наименее известный из всех проектов Антонио Гауди, невзирая на то, что именно это здание (Casa Calvet), единственное из всех, что построил архитектор, удостоилось почетной премии за “лучшее здание года”, учрежденной в том же 1900-ом мэрией Барселоны.

Почему так: официальное признание и полузабвение публики, особенно публики наших дней? У каждого на слуху находящиеся буквально в нескольких кварталах дом Мила и дом Батльо, а вот о доме Кальвет большинство современных туристов не имеют ни малейшего понятия. 

Причина тому самая простая: при проектировании и постройке дома Кальвет Антонио Гауди был наиболее ТРАДИЦИОНЕН – слово, в отношении величайшего новатора звучащее почти как оскорбление…читать полностью статью о Доме Кальвет Гауди в Барселоне

В 1878-м, как известно, Гауди получил диплом архитектора. Легенда гласит, что при вручении его директор сказал: “Уж не знаю, господа, кому мы вручаем диплом – гению или сумасшедшему!”. На что Гауди, в соответствии с той же легендой, с байроновской усмешкой ответил: “Похоже, я стал, наконец, архитектором”.

Но оставим легенды на совести биографов. Вернемся к фактам. Участвуя под началом маститого архитектурного метра Жозепа Фонтсере в создании барселонского парка “Цитадель”, Гауди зарекомендовал себя наилучшим образом.

Особенно по вкусу городским властям пришлись декоративные элементы из кованого железа, установленные у входов.Именно по этой причине в 1879 г. Антонио получает заказ на установку двух фонарей на Королевской площади.

Результат известен: выполненные из корозионно-стойких материалов, помещенные на массивные каменные основания, шестирожковые фонари, созданные по проекту молодого Антонио Гауди-и-Корнета,  до сих пор являются одним из главных украшений площади…читать полностью статью о Фонарях Гауди в Барселоне

Колония Гуэль была основана другом и заказчиком Гауди, известнейшим меценатом и покровителем искусств Каталонии Эусеби Гуэлем в 1890-м году в пригороде Барселоны Санта-Колома де Сервельо.

Работу над проектом церкви для колонии Антонио Гауди начал еще в 1898-м, однако строительство велось в период с 1908-го по 1914-ый.

За эти годы удалось возвести только крипту  будущей церкви, а жаль – специалисты утверждают, что это творение Гауди во многих смыслах могло бы стать образцовым.

Вообще, надо отметить, “колония” в нашем случае – вовсе не исправительно-трудовое учреждение для заблудших овец христовых, то бишь, преступников.

Это абсолютно автономный комплекс, образованный промышленным предприятием, домами рабочих и всеми необходимыми объектами инфраструктуры – своеобразная модель общества в миниатюре, причем, общества абсолютно изолированного от внешнего мира, его пороков и страстей, что, как считалось будет только способствовать повышению морального облика рабочих…читать полностью статью о Крипте Колонии Гуэля

Дом Мила (Casa Mila) – последний светский проект великого каталонского архитектора Антонио Гауди.

В 1905-м  зажиточный барселонец Пере Мила выкупил огромный участок земли на Пассейдж де Грасиа, самом фешенебельном проспекте Барселоны, и обратился к Антонио Гауди с предложением выстроить там доходный дом, который одновременно являлся бы и резиденцией четы Мила. Так возник самый, пожалуй, новаторский проект в светской архитектуре 20-го столетия – дом Мила, известный также, как Педрера (Каменоломня).

По ходу строительства между четой Мила и Гауди возникали многочисленные распри.

Причин тому несколько: и неоднократное превышение архитектором сметы (не будем забывать, что Гауди был перфекционистом и не особенно считался с финансовыми обстоятельствами заказчиков), и трения с мэрией, поскольку Гауди вышел за пределы отведенной под строительство площади, и, безусловно, спор о гонораре, который рассматривался в барселонском суде и в 1915-м был решен в пользу архитектора…читать полностью статью о Доме Мила Гауди в Барселоне

Павильоны усадьбы Гуэль – одно из ранних творений Антонио Гауди, практически не известное широкой публике.

Вообще, роль, которую  Эусеби Гуэль – наследник капиталов “барселонского индейца” Жоана Гуэля, самый состоятельный человек Каталонии и зять еще одного тогдашнего олигарха,  Антони Лопеса и Лопеса, маркиза Комильяс – о Боже, пора остановиться, иначе перечисление титулов и регалий растянется до бесконечности!

Читайте также:  Как выбрать и самостоятельно установить доводчик для двери

Одним словом, роль, которую сыграл этот богатейший и при этом не лишенный тяги к прекрасному делец в судьбе Антонио Гауди – общеизвестна. 

Именно по заказу своего друга и покровителя в 1884-1887 г.г. Гауди возвел комплекс из двух  павильонов и расположенных между ними ворот, служивших в свое время главным входом на территорию  огромной загородной усадьбы Гуэля…читать полностью статью о Павильонах Усадьбы Гуэля

Винные погреба Гуэля в Гаррафе – одна из очень немногих работ Антонио Гауди за пределами Барселоны, представляющая собой архитектурный комплекс из основного здания и нескольких вспомогательных. Погреба были построены в период с 1895 по 1901 год под непосредственным руководством Франсеска Беренгера, ближайшего помощника Антонио Гауди.

Винные погреба Гуэля – работа Гауди так называемого “неоготического периода” (1888 – 1898), во врем которого архитектор искал вдохновения в образцах средневековой готической архитектуры. Но Гауди не был бы Гауди, если бы занимался слепым копированием. 

Признавая общее величие готического стиля, Антонио Гауди относился к нему достаточно критически, считая, что готика так и не смогла решить ряд структурных проблем. Например, те же контрфорсы – неотъемлемый элемент готического стиля – раздражали каталонца настолько, что иначе, как “костылями”, он их и не называл…читать полностью статью о Винных Погребах Гуэля в Гаррафе

Колледж Терезианок в Барселоне – один из тех проектов Анонио Гауди, о которых известно, по большому счету, немногим.

Тому есть ряд причин – и удаленность здания от туристических райнов города (Колледж расположен в верхней зоне Барселоны, в престижном городском районе Сарриа – Сант-Жерваси), и то, что с момента основания и по сей день Колледж Терезианок – действующее образовательное учреждение, где учатся дети весьма состоятельно-влиятельных родителей, и попасть туда человеку постороннему совершенно невозможно.

Добавим к вышесказанному, что это работа “раннего” Антонио Гауди, причем, заказ сам по себе совершенно для архитектора нетипичный, и даже противоположный по своей сути всему тому, чем занимался он до того и даже параллельно со строительством Школы… читать полностью статью о Коледже Терезианок Гауди в Барселоне

История строительства Искупительного Храма Святого Семейства в Барселоне, более известного, как Саграда Фамилия (La Sagrada Familia), еще не закончена – но уже выходит на финишную прямую.

 Самый известный шедевр Антонио Гауди; безусловный символ каталонской столицы; знаменитый “долгострой” современности и одна из десяти самых посещаемых достопримечательностей мира; первый объект на портале Tripadvisor, набравший более 100 000 комментариев – это всё о нем, о Храме Святого Семейства: гениальном проекте,  объединившем в себе науку, религию, природу и архитектуру. 

Вселенная, возникшая из точки в результате гениального взрыва в мозгу каталонского зодчего – и расширяющаяся до сих пор (это не метафора: минуло более 130 лет с момента начала строительства, но никто не может точно сказать и сейчас, когда оно будет завершено…читать полностью статью о Храме Святого Семейства Антонио Гауди в Барселоне

АНТОНИО ГАУДИ – ЭКСКУРСИИ

ТОП-10 ЭКСКУРСИЙ В БАРСЕЛОНЕ

  • Свяжитесь с нами:
  • zakharovsergei@mail.ru
  • Тел, WhatsApp, Viber, Telegram 
  •  +34 630917047

Антонио Гауди

Антонио Гауди (25 июня 1852, Реус – 10 июня 1926, Барселона, полное имя: Antonio Gaudi y Cornet), – выдающийся испанский архитектор, яркий и оригинальный представитель органической архитектуры в европейском модерне. Антонио Гауди  выработал новые представления об архитектуре, черпающей вдохновение в формах живой природы, разработал оригинальные средства пространственной геометрии.

Гауди создал многие архитектурные объекты Барселоны.  Немногие архитекторы в мире оказали столь значительное влияние на облик своего города или создали нечто столь знаковое для своей культуры. Антонио Гауди – самый известный архитектор Испании. Творчество Гауди ознаменовало высший расцвет испанского модерна.

  Отличительная особенность стиля Гауди заключается в том, что органические, природные формы (облаков, деревьев, скал, животных) стали источниками его архитектурных фантазий. Мир природы у Гауди стал главным источником вдохновения при решении как художественно-оформительских, так и конструктивных задач.

Антонио Гауди ненавидел замкнутые и геометрически правильные пространства, а стены доводили его прямо-таки до сумасшествия; он избегал прямых линий, считая, что прямая линия — это порождение человека, а круг — порождение Бога.

Гауди объявляет войну прямой линии и навсегда переселяется в мир кривых поверхностей, чтобы сформировать собственный, безошибочно узнаваемый, стиль.

Антонио Гауди  родился 25 июня 1852 г. в городе Реусе, недалеко от Барселоны, в семье, принадлежащей к роду потомственных каменщиков. С 1868 г. жил в Барселоне, где в 1873–1878 гг. занимался в Высшей технической школе архитектуры. Гауди  изучал различные ремесла (столярное дело, ковку металлов и др.) в мастерской Э. Пунти.

 Истоки творчества Гауди

В Европе в то время наблюдался необычайный расцвет неоготического стиля, и юный Антонио Гауди восторженно следовал идеям энтузиастов неоготики — французского архитектора и писателя Виолле-ле-Дюка (крупнейшего в XIX в.

реставратора готических соборов, восстанавливавшего Собор Парижской Богоматери) и английского критика и искусствоведа Джона Рёскина.

Провозглашённая ими декларация «Декоративность — начало архитектуры» полностью соответствовала собственным мыслям , представлениям Гауди и, можно сказать, на долгие годы стало творческим кредо архитектора.

Но в еще большей степени Гауди испытал воздействие реальной местной готики с ее живописным сочетанием европейских и восточных, мавританских мотивов.

Начало карьеры

В 1870-1882 гг. выполнял прикладные заказы (эскизы оград, фонарей и т.д.) в мастерской архитекторов Э.Салы и Ф Вильяра. Первая самостоятельная работа Гауди (фонтан на площади Каталонии, 1877 г.) выявила яркую причудливость декоративной фантазии автора.

Каса Висенс

В 1880-83 гг. было построено здание по его проекту – Каса Висенс, где Гауди использовал полихромные эффекты керамической облицовки, столь характерные для его зрелых вещей. Дом, построенный для владельца керамической фабрики М.

Висенса – Каса Висенс (1878—80), был похож на сказочный дворец.

В соответствии с желанием владельца увидеть в своей загородной резиденции «царство керамики», Гауди покрыл стены дома многоцветными переливчатыми майоликовыми плитками, украсил потолки свисающими лепными «сталактитами», наполнил двор причудливыми беседками и фонарями.

Садовые постройки и жилой дом составляли великолепный ансамбль, в формах которого архитектор впервые опробовал свои излюбленные приёмы: изобилие керамической отделки; пластичность, текучесть форм; смелые комбинации разностильных элементов; контрастные сочетания светлого и тёмного, горизонталей и вертикалей и т. д.

Каса Висенс

Дом Висенс – это  диалог с арабской архитектурой. Асимметричное решение фасадов, ломаная линия крыши, геометрический орнамент, кованые решетки на окнах и балконах, яркий колорит за счет керамики – вот  отличительные черты Каса Висенс.

В 1887-1900 гг. Антонио Гауди осуществил ряд проектов и за пределами Барселоны (епископский дворец в Асторге, 1887-1893 гг. ; Каса Ботинес в Леоне, 1891-1894 гг.; и др.), придавая своим неоготическим стилизациям все более свободный характер. Антонио Гауди выступал и как реставратор.

Эль Каприччо

В 1883—1885 годах по проекту Гауди создается Эль Каприччо (кат. Capricho de Gaudí) — летний особняк на Кантабрийском побережье в местечке Комильяс близ города Сантандера.

В конструктивном плане в проекте использовано горизонтальное распределение пространства, жилые помещения выведены окнами в долину, нисходящую к морю.

В цокольном этаже размещены кухня и хозяйственные службы, на первом этаже располагаются просторные залы, курильная, жилые помещения и несколько гостевых спален с отдельными ванными комнатами. Через галерею из любой спальни можно попасть в сердце здания — салон-гостиную с двухуровневым потолком.

Эль каприччо

Снаружи здание облицовано рядами кирпича и керамической плитки. Главный фасад подчеркнуто выделен в цоколе окрашенной в охряные и серые цвета рустикой с грубым рельефом. Первый этаж облицован широкими рядами разноцветных кирпичей чередующимися с узкими полосами майоликовых плиток с рельефными слепками соцветий подсолнуха.

Проекты для Эусебио Гуэля

В 1883 г. Гауди познакомился с текстильным магнатом Эусебио Гуэлем, который стал для него не только основным заказчиком и покровителем, но и лучшим другом.

В течение 35 лет, до самой смерти мецената, архитектор проектировал для его семьи всё необходимое для жизни: от предметов домашней утвари до особняков и парков.

Этот текстильный магнат, богатейший человек Каталонии, не чуждый эстетических озарений, мог позволить себе заказать любую мечту, а Гауди получил то, о чём мечтает каждый творец: свободу самовыражения без оглядки на смету.

Парк Гуэль

Гауди выполняет для семейства Гуэль проекты павильонов усадьбы в Педральбесе близ Барселоны; винных погребов в Гаррафе, часовни и крипты Колонии Гуэль (Санта Колома де Сервельо); фантастического Парка Гуэля (Барселона).

В 1884—87 гг. создал ансамбль усадьбы Гуэля под Барселоной. Облицовка стен мозаикой из колотой керамической плитки стала отличительной чертой построек Гауди.

Наиболее знаменитые сооружения парка Гуэль на усадебных землях (1900—14) – т. н.

«Греческий храм» (помещение для крытого рынка), в котором архитектор возвёл целый лес из 86 колонн, и «Бесконечная скамья» длиной несколько сотен метров, извивающаяся, словно змея.

 В этом парке Гауди попытался воплотить идеи, которые есть в природе, но никогда не реализовывались в архитектуре. Постройки кажутся выросшими из земли, все вместе они составляют единое целое, очень органичное, несмотря на многообразие форм и размеров.

 Печатью гениальности зодчего отмечена знаменитая криволинейная скамья Зала ста колонн и дом-музей самого архитектора, женский монастырь св. Тересы (Convento Teresiano) и дом Кальвет (La Casa Calvet).

Храм  Саграда Фамилиа (Sagrada Familia)

В 1891 архитектор получает заказ на строительство нового собора Барселоны – Саграда Фамилиа  (храм “Святого Семейства”).  Храм  Саграда Фамилиа  стал высшим плодом фантазии мастера.

Придавая особое значение этой постройке как монументальному символу национального и социального возрождения Каталонии, Антогио Гауди с1910 г. целиком на ней сосредоточился, разместив здесь свою мастерскую.

САГРАДА ФАМИЛИА  (ХРАМ “СВЯТОГО СЕМЕЙСТВА”)

 Стиль, в котором выполнен собор, отдаленно напоминает готику, но вместе с тем, это что-то совсем новое, современное. Здание собора Саграда Фамилиа рассчитано на хор из 1500 певцов, детский хор из 700 человек и 5 органов. Храм должен был превратиться в центр католической религии. С самого начала строительство храма поддерживал Папа Леон XIII.

Читайте также:  Реставрация старых деревянных окон собственными силами

 Работы над созданием храма Саграда Фамилиа начались еще в 1882 г. под руководством архитекторов Мартореля (Juan Martorell) и Де Вильара (Francisco de P. Del Villar). В 1891 г. строительство возглавил Антонио Гауди.

Зодчий сохранил план своего предшественника — латинский крест с пятью продольными и тремя поперечными нефами, но внес свои изменения.

В частности, им была изменена форма капителей колонн крипты, высота арок увеличена до 10 м, лестницы перенесены им в крылья вместо предполагавшегося фронтального их размещения. Он постоянно дорабатывал замысел в ходе строительства.

 По замыслу Гауди, храм Святого семейства (Саграда Фамилиа) должен был стать зданием-символом, грандиозной аллегорией Рождества Христова, представленного тремя фасадами. Восточный посвящен Рождеству; западный — Страстям Христовым, южный, самый внушительный, должен стать фасадом Воскресения.

 Порталы и башни храма Саграда Фамилиа (Sagrada Familia) оснащены изобильной скульптурой, воспроизводящей как бы весь живой мир, головокружительная сложность профилей и деталировки превосходит все, что было когда-либо известно готике. Это своего рода готический модерн, в основу которого, однако, положен план сугубо средневекового собора.

 Несмотря на то, что Гауди строил храм Саграда Фамилиа на протяжении тридцати пяти лет, ему удалось возвести и оформить только Рождественский фасад, конструктивно являющийся восточной частью трансепта, и четыре башни над ним. Западная часть апсиды, составляющая большую часть этого величественного здания, до сих пор не достроена.

 Спустя более чем через семьдесят лет после смерти Гауди, строительство собора Саграда Фамилиа продолжается и сегодня. Постепенно возводятся шпили (при жизни архитектора был окончен только один), оформляются фасады с фигурами апостолов и евангелистов, сценами подвижнической жизни и искупительной смерти Спасителя. Строительство храма Святого семейства, предположительно закончится к 2030 г.

Каса Батло (Бальо)

Одно из самых популярных сооружений Гауди – дом Батло (1904-06) – плод причудливой фантазии, имеющей чисто литературное происхождение. В нем разработан сюжет – Св. Георгий убивает дракона.

Первые два этажа напоминают кости и скелет дракона, фактура стены – его кожу, а кровля сложного рисунка – его хребет.

На кровле установлены башенка и несколько групп дымовых труб разнообразных сложных форм, облицованные керамикой.

Каса батло (бальо)

Каса Батло – лирическое творение, где виртуозно используются гармония цвета и пластическая фактура материала. Архитектурно-скульптурный декор кажется состоящим из живых, застывших только на мгновение форм. Символика живого завершается в оформлении крыши в виде спины дракона.

Каса Мила

К числу шедевров современной архитектуры причисляют дом Мила (1906-10), одна из известных построек модерна, получившая название “Ла Педрера” (каменоломня), обусловленное странностью этого сооружения. Это – расположенный на угловом участке шестиэтажный доходный дом с двумя внутренними дворами и шестью световыми колодцами.

Каса мила

Здание, как и квартиры, имеет сложный криволинейный план. Первоначально Гауди намеревался придать криволинейные очертания всем внутренним перегородкам, но впоследствии отказался от этого, придав им ломаные очертания, контрастирующие с волнистой поверхностью фасада. В доме Мила применены новые конструктивные решения: отсутствуют внутренние несущие стены, все междуэтажные перекрытия поддерживаются колоннами и наружными стенами, в которых балконы играют конструктивную роль.

Это одна из первых попыток создать новое планировочное решение, известное впоследствии как “свободный план”. Кровля опирается на аркады.

На крыше дома установлена терраса, скорее, обходной путь сложной композиции, который позволяет любоваться каменным “зверинцем” на кровле дома, состоящем из вентиляционных труб, шахт, лестниц, имеющих сложное пластическое решение биоморфного характера.

В целом декоративном решении дома отражена тема природных мотивов (пещер, моря, подводного мира), характерная для архитектуры стиля модерн.

В знаменитом Каса Мила (доме семейства Мила) в Барселоне (1906—10) Гауди намного опередил своё время, создав сооружение, где воплотились идеи гибкой планировки (всю нагрузку несёт каркас, а внутренние перегородки могут распределяться свободно).

Для каркаса были изготовлены специальные криволинейные балки, создающие ощущение упруго пружинящих опор массивных стен.

Волнистые формы фасада были дополнены причудливыми балконными оградами; на крыше архитектор поместил целый «сад скульптур»: дымовые трубы и вентиляционные шахты были замаскированы каменными изваяниями, напоминающими сказочных великанов. Жители Барселоны назвали дом «Ла Педрера» («Каменоломня»).

 Гибель архитектора

Антонио Гауди погиб в Барселоне 7 июня 1926, сбитый трамваем неподалеку от собора Sagrada Familia. В бессознательном состоянии, в ветхой одежде, его доставили в больницу Святого Креста — специальный приют для бедных, из которого ему уже не суждено было выйти, чтобы продолжать украшать мир гением своего мастерства. Останки его покоятся в склепе собора Саграда Фамилиа.

Антонио Гауди, по словам многих искусствоведов, стал «Леонардо да Винчи 20 века», воплотив в себе качества не только гениального архитектора, художника, но и блистательного изобретателя.

Каса Висенс

Эль Каприччо

    Парк Гуэль

    Саграда Фамилиа  (храм “Святого Семейства”)

      Фотогалерея работ Антонио Гауди

      Каса Батло

        Каса Мила

        Пост почитания Антонио Гауди

        25 июня исполнилось 166 лет со дня рождения великого испанского архитектора, перевернувшего представление об архитектуре начала XX века, создавшего каталонский модерн и определившего облик Барселоны, той, которую мы все любим и знаем. В честь этого рассказываем о творческом пути Гауди и показываем его главные проекты.

        Архитектор Антонио Гауди (1852–1926).

        Institut Municipal de Museus de Reus; Càtedra Gaudí; Fundación Antonio Gaudí; Casa Batlló – Barcelona; Catalunya La Pedrera Foundation; Junta Constructora del Temple de la Sagrada Família

        Антонио Гауди родился 25 июня 1865 года в маленьком каталонском городке Реусе и стал пятым ребенком в семье медника Франсеска Гауди-и-Серра. Точное место рождения архитектора остается загадкой, возможно, это был близлежащий городок Руидомс, где у его семьи был загородный дом.

        В 1868 году он переезжает в Барселону и оканчивает среднюю школу, а затем подготовительные курсы, чтобы в 1873 году поступить в Провинциальную школу архитектуры.

        Во время обучения он начинает работать чертежником у архитектора Жузепа Фонсере, а затем у Франсиско де Паула дель Вильяра – вместе они работают над проектом апсиды церкви монастыря Монсеррат.

        Архитектор Антонио Гауди (1852-1926).

        Institut Municipal de Museus de Reus; Càtedra Gaudí; Fundación Antonio Gaudí; Casa Batlló – Barcelona; Catalunya La Pedrera Foundation; Junta Constructora del Temple de la Sagrada Família

        В год окончания архитектурной школы Гауди принимает заказ от городского совета Барселоны и проектирует первые газовые фонари, которые затем будут установлены на Королевской и Дворцовой площадях, а затем на Национальном бульваре.

        В 1870-е архитектор занимается подобными небольшими проектами – павильонами, витринами магазинов, элементами религиозных построек. Молодой архитектор был постоянным клиентом перчаточного магазина “Комелья”, центра мужской моды, и создал для него проект витрины.

        Витрина настолько понравилась владельцу, что он заказал Гауди проект стенда для показа своей продукции на Всемирной выставке 1878 года в Париже.

        Этот маленький проект стал поворотным в судьбе Гауди, и вот почему: промышленник дон Эусеби Гуэль – главный заказчик и близкий друг каталонского архитектора – был поражен стендом Гауди на Парижской выставке и сразу же захотел познакомиться с его автором.

        Institut Municipal de Museus de Reus; Càtedra Gaudí; Fundación Antonio Gaudí; Casa Batlló – Barcelona; Catalunya La Pedrera Foundation; Junta Constructora del Temple de la Sagrada Família

        В 1880-е годы Гауди создает свои первые знаковые проекты – дом Висенс, Эль-Каприччо, создает павильоны усадьбы Гуэль близ Барселоны (владения отца Эусеби Гуэля) и получает заказ на дворец Гуэль на Рамбле – главной улице Барселоны.

        Этот дворец определяет узнаваемый стиль Антонио Гауди, неповторимые конструктивные и декоративные решения, которые он затем применит в строительстве знаменитых домов в районе Эшампле.

        Эусеби Гуэль приводит Антонио Гауди в высший свет, знакомит с самыми важными людьми, которые вскоре будут мечтать о том, чтобы архитектор построил для них дома.

        Мозаика тренкадис в парке Гуэль.

        Institut Municipal de Museus de Reus; Càtedra Gaudí; Fundación Antonio Gaudí; Casa Batlló – Barcelona; Catalunya La Pedrera Foundation; Junta Constructora del Temple de la Sagrada Família

        В 1890 году Антонио Гауди начинает работы над важным градостроительным проектом – парком Гуэль. Эусеби Гуэль хотел перенести в Барселону модель английского города-сада. Для этого Гауди придумал проект великолепного коттеджного поселка на шестьдесят домов, который так и не был закончен.

        Архитектор создал главный въезд, окруженный двумя павильонами, и большую смотровую площадку с видом на город, обрамленную извилистой скамьей с облицовкой керамикой тренкадис – в коронной технике Гауди. Из домов было построено только два, один из которых Гауди приобрел для себя в 1906 году.

        Городской совет Барселоны в 1922 году приобрел парк Гуэль, для того чтобы преобразовать его в новое общественное пространство – городской парк.

        Institut Municipal de Museus de Reus; Càtedra Gaudí; Fundación Antonio Gaudí; Casa Batlló – Barcelona; Catalunya La Pedrera Foundation; Junta Constructora del Temple de la Sagrada Família

        В период с 1898 по 1912 год Антонио Гауди построил три жилых здания в Эшампле, которые являются символами Барселоны по сей день, – дом Кальвет, дом Мила и дом Бальо. Главный проект в жизни Антонио Гауди – храм Святого Семейства – не закончен по сей день.

        Гауди возглавил его строительство в 1884 году, приняв проект епархиального архитектора Франсиско де Паула дель Вильяра, отказавшегося от работы из-за разногласий с заказчиком.

        Гауди изменил проект своего предшественника, завершил крипту собора и предложил заказчикам начать возведение фасада Рождества Христова вместо Страстного фасада. Его строительство началось в 1892 году, а Гауди застал завершение одной из четырех башен – башни Святого Варнавы.

        Фундамент фасада Страстей Христовых был заложен только в 1954 году, через двадцать восемь лет после смерти архитектора.

        Institut Municipal de Museus de Reus; Càtedra Gaudí; Fundación Antonio Gaudí; Casa Batlló – Barcelona; Catalunya La Pedrera Foundation; Junta Constructora del Temple de la Sagrada Família

        В 1925 году Гауди уезжает из своего дома в парке Гуэль и селится в мастерской на территории храма Святого Семейства. К этому времени он уже полностью погружен в работу над этим проектом.

        Читайте также:  Постройки из дерева на участке: беседка из бруса своими руками

        В 1926 году несчастный случай уносит жизнь Антонио Гауди: он был сбит трамваем во время своего привычного похода в церковь Сант-Фелип-Нери. Антонио Гауди своими работами провозгласил каталонский модерн – особый вид местного ар-нуво. Обтекаемые формы, растительные мотивы, которые Гауди увековечивает в камне и железе.

        Его дома стали памятниками архитектуры, музеями, в которые ежедневно стоят огромные очереди, а облик Барселоны немыслим без архитектуры Гауди.

        1. Дом Висенс (1883–1885)

        Первый жилой проект Гауди, построенный им в 1885 году по заказу биржевого маклера Мануэля Висенса-и-Монтанера. Осенью дом откроется для публики после масштабной реставрации. Подробности читайте здесь.

        Institut Municipal de Museus de Reus; Càtedra Gaudí; Fundación Antonio Gaudí; Casa Batlló – Barcelona; Catalunya La Pedrera Foundation; Junta Constructora del Temple de la Sagrada Família

        2. Эль-Каприччо (1883–1885)

        Эта вилла – одна из немногих построек архитектора за пределами Каталонии, в городе Комильяс провинции Кантабрия.

        Эль-Каприччо строился в одно время с домом Висенс, и архитектурные решения, примененные в этих постройках, перекликаются друг с другом.

        Более того, Эль-Каприччо, как и дом Висенс, определяет стиль раннего периода творчества Гауди: еще не тот, по которому мы все его знаем, а неоготический и ориентальный, вдохновленный мудехаром.

        Institut Municipal de Museus de Reus; Càtedra Gaudí; Fundación Antonio Gaudí; Casa Batlló – Barcelona; Catalunya La Pedrera Foundation; Junta Constructora del Temple de la Sagrada Família

        Например, башня Эль-Каприччо многим напоминает минарет мечети. Главный фасад выложен ориентальным узором – полосы охристого цвета перемежаются с зелеными, украшенными керамическими подсолнухами. Летнюю виллу Гауди заказал родственник Эусеби Гуэля Максимо Диас де Кихано.

        Архитектор учел вкусы и предпочтения заказчика, в том числе его страсть к музыке – вплоть до того, что окна в главном холле оборудованы музыкальными колокольчиками разных размеров, которые воспроизводили музыкальные ноты при открытии и закрытии окон.

        Дом был возведен партнером Антонио Гауди Кристобалем Касканте, который исполнил работы в точном соответствии с авторским проектом.

        Institut Municipal de Museus de Reus; Càtedra Gaudí; Fundación Antonio Gaudí; Casa Batlló – Barcelona; Catalunya La Pedrera Foundation; Junta Constructora del Temple de la Sagrada Família

        3. Дворец Гуэль (1886–1890)

        Первая крупная работа Гауди, выполненная им для его покровителя – Эусеби Гуэля. В 1885 году он заказал молодому архитектору проект расширения семейной резиденции в самом центре Барселоны – на Рамбле.

        Архитектор организовал пространство дворца вокруг центрального зала, предназначенного для религиозных служб, музыкальных собраний и светских мероприятий.

        Центральный зал увенчан куполом с множеством отверстий, через которые в помещение попадает естественный свет.

        Institut Municipal de Museus de Reus; Càtedra Gaudí; Fundación Antonio Gaudí; Casa Batlló – Barcelona; Catalunya La Pedrera Foundation; Junta Constructora del Temple de la Sagrada Família

        4. Парк Гуэль (1890–1914)

        Парк Гуэль, задуманный Эусеби Гуэлем как идеальный зеленый коттеджный поселок, не был закончен: Гауди построил лишь два жилых дома и один из них купил сам в 1906 году.

        Тем не менее сегодня парк пользуется невероятной популярностью: люди приходят полюбоваться на величественную парадную лестницу парка Гуэль, “сказочные” входные павильоны, бесконечную извилистую скамейку, выложенную в технике тренкадис, и насладиться видами Барселоны – Гауди уделил особое внимание смотровой площадке парка.

        Institut Municipal de Museus de Reus; Càtedra Gaudí; Fundación Antonio Gaudí; Casa Batlló – Barcelona; Catalunya La Pedrera Foundation; Junta Constructora del Temple de la Sagrada Família

        Техника тренкадис – мозаика, составленная из частиц мрамора, стекла и битой глазурованной плитки неправильной формы, – в парке Гуэль была отточена Гауди до совершенства.

        Он украсил ей входные павильоны, извилистые перила парадной лестницы, волнообразную скамью, обрамляющую смотровую площадку, а также интерьер большого гипостильного зала (зала Ста колонн), который должен был стать рынком.

        Сейчас на территории парка расположен Дом-музей Гауди, где можно посмотреть на образцы его мебели из дома Бальо и дома Мила.

        Institut Municipal de Museus de Reus; Càtedra Gaudí; Fundación Antonio Gaudí; Casa Batlló – Barcelona; Catalunya La Pedrera Foundation; Junta Constructora del Temple de la Sagrada Família

        Institut Municipal de Museus de Reus; Càtedra Gaudí; Fundación Antonio Gaudí; Casa Batlló – Barcelona; Catalunya La Pedrera Foundation; Junta Constructora del Temple de la Sagrada Família

        5. Дом Кальвет (1898–1899)

        Дом Кальвет – первый проект Гауди в районе Эшампле. Здесь архитектор применяет свой коронный прием – организовывает пространство вокруг двух центральных двориков-патио.

        Кроме того, Гауди тщательно прорабатывает внутренний фасад вопреки городской традиции делать уличный фасад более помпезным, а внутренний оставлять “домашним”.

        Фасад дома Кальвет, выходящий на улицу, – это каменная кладка и резные балконы, в целом довольно классическая структура.

        Institut Municipal de Museus de Reus; Càtedra Gaudí; Fundación Antonio Gaudí; Casa Batlló – Barcelona; Catalunya La Pedrera Foundation; Junta Constructora del Temple de la Sagrada Família

        Зато внутри Гауди применяет хорошо знакомую нам объемную композицию, играет с линиями и намеренно создает асимметрию. Он также проектирует вестибюль дома, его лестницу, лифт и некоторые элементы интерьера.

        Institut Municipal de Museus de Reus; Càtedra Gaudí; Fundación Antonio Gaudí; Casa Batlló – Barcelona; Catalunya La Pedrera Foundation; Junta Constructora del Temple de la Sagrada Família

        6. Дом Бальо (1904–1906)

        Заказчик дома Бальо даже не догадывался, что его дом станет шедевром каталонской архитектуры. Промышленник Жузеп Бальо в 1904 году заказал Гауди всего лишь объединение двух квартир главного этажа. В итоге архитектор частично перестроил все этажи, два фасада и кровлю, а также увеличил внутренний световой колодец, за счет которого в здание проникает естественный свет.

        Institut Municipal de Museus de Reus; Càtedra Gaudí; Fundación Antonio Gaudí; Casa Batlló – Barcelona; Catalunya La Pedrera Foundation; Junta Constructora del Temple de la Sagrada Família

        Если в доме Кальвет Антонио Гауди еще немного скромничал, то здесь он воплотил все свои творческие фантазии. И главное – не использовал практически ни одной прямой линии в конструкции дома.

        Уличный и внутренний фасады отделаны “чешуей” дракона, а балкончики представляют собой “кости” жертв этого волшебного чудища – поэтому дом Бальо иногда называют “Домом костей”. Крыша дома – это разноцветный “хребет дракона”.

        Первые три этажа дома Бальо украшены стройными колоннами из камня горы Монтжуик – Гауди умело применял в своих постройках местные материалы.

        Institut Municipal de Museus de Reus; Càtedra Gaudí; Fundación Antonio Gaudí; Casa Batlló – Barcelona; Catalunya La Pedrera Foundation; Junta Constructora del Temple de la Sagrada Família

        Institut Municipal de Museus de Reus; Càtedra Gaudí; Fundación Antonio Gaudí; Casa Batlló – Barcelona; Catalunya La Pedrera Foundation; Junta Constructora del Temple de la Sagrada Família

        7. Дом Мила (1906–1912)

        В проекте дома Мила Гауди вновь становится инноватором: он предлагает создание свободной планировки квартир за счет отсутствия несущих и опорных стен – дом держится на железобетонной конструкции с несущими колоннами. Также Гауди, как и в других проектах, перерабатывает три внутренних дворика, объединяя их в одно большое пространство, освещающее и снабжающее свежим воздухом помещения.

        Institut Municipal de Museus de Reus; Càtedra Gaudí; Fundación Antonio Gaudí; Casa Batlló – Barcelona; Catalunya La Pedrera Foundation; Junta Constructora del Temple de la Sagrada Família

        Из-за волнистого каменного фасада барселонцы придумали дому кличку – Ла-Педрера, то есть “Каменоломня”. Еще один важный элемент дома Мила – терраса крыши, которая по очертаниям следует за ритмом главного фасада. Кроме того, архитектор объединяет дымоходы, вентиляционные башни и крыши и создает на крыше отдельный мир – искусственный ландшафт с причудливыми скульптурами.

        Institut Municipal de Museus de Reus; Càtedra Gaudí; Fundación Antonio Gaudí; Casa Batlló – Barcelona; Catalunya La Pedrera Foundation; Junta Constructora del Temple de la Sagrada Família

        Institut Municipal de Museus de Reus; Càtedra Gaudí; Fundación Antonio Gaudí; Casa Batlló – Barcelona; Catalunya La Pedrera Foundation; Junta Constructora del Temple de la Sagrada Família

        8. Храм Святого Семейства (1894 – настоящее время)

        Храм Святого Семейства, или Саграда Фамилия, – одна из величайших построек, создание которой длится уже второе столетие. Антонио Гауди завершил крипту, которую начал его предшественник, архитектор Франсиско дель Вильяр, и в 1892 году начал работу над фасадом Рождества.

        Institut Municipal de Museus de Reus; Càtedra Gaudí; Fundación Antonio Gaudí; Casa Batlló – Barcelona; Catalunya La Pedrera Foundation; Junta Constructora del Temple de la Sagrada Família

        Окончательный проект фасада Страстей появился в 1923 году, а его строительство началось уже после смерти архитектора. Работу над храмом продолжил коллега Гауди – Доменек Сугранес. Он достроил три оставшиеся колокольни фасада Рождества. Возведение фасада Страстей началось в 1954 году.

        Institut Municipal de Museus de Reus; Càtedra Gaudí; Fundación Antonio Gaudí; Casa Batlló – Barcelona; Catalunya La Pedrera Foundation; Junta Constructora del Temple de la Sagrada Família

        Храм пережил Гражданскую войну и пожар, во время которого в доме-мастерской Гауди сгорели многие макеты и чертежи. Некоторые из них удалось восстановить позднее. На данный момент ведется строительство третьего фасада (фасада Славы), оформление интерьеров храма. Глобальное строительство планируют закончить к 2030 году.

        Institut Municipal de Museus de Reus; Càtedra Gaudí; Fundación Antonio Gaudí; Casa Batlló – Barcelona; Catalunya La Pedrera Foundation; Junta Constructora del Temple de la Sagrada Família

        Софья Карпенко

        Institut Municipal de Museus de Reus; Càtedra Gaudí; Fundación Antonio Gaudí; Casa Batlló – Barcelona; Catalunya La Pedrera Foundation; Junta Constructora del Temple de la Sagrada Família

        Ссылка на основную публикацию
        Adblock
        detector