Соловецкий монастырь — главный храм русского севера и знаменитая тюрьма

“Незабываемое впечатление производил Соловецкий монастырь с моря… вдруг подымается из лона холодных бледно-голубых вод Белого моря причудливая линия сказочного “города на море-океане” с древними серо-каменными стенами, башнями, колокольнями, разноцветными куполами белых храмов… “( Анна Гиппиус )

Спасо-Преображенский Соловецкий Ставропигиальный мужской монастырь (Соловки) – Архангельская обл., Соловецкий район, на юго-зап. берегу Большого Соловецкого острова на перешейке между бухтою Благополучияи и Святым озером. Духовный надзор принадлежит московской синодальной конторе и патриарху всея Руси. Святыни монастыря – мощи святых Германа, Зосимы, Савватия и Иринарха

Соловецкий монастырь — главный храм русского севера и знаменитая тюрьма Макет Соловецкого кремля. Фото А.И.

Историческая роль: Соловецкий монастырь играл главную роль в колонизации севера. В голодные годы монастырь приходил на помощь беломорскому бедному населению.

Первыми монахами были иноки Кирилло-Белозерского монастыря Герман (†1484) и Савватий (†1435), прибывшие на остров в 1429 г.

Вместе с Германом, инок Зосима (†1478) и несколько других отшельников построили небольшую церковь и испросил игумена во вновь устроенный монастырь у новгородского архиепископа. В числе Соловецких. иноков были патриархи Филипп и Никон.

Кремль и внутренние строения: монастырь окружен стеной (1584-1596) в виде неправильного пятиугольника с 8 башнями и 7 воротами, из которых Святые ворота – главные. Всех церквей внутри стен кремля – 9. Главная – Троицкий собор. Самый большой храм – Преображенский собор.

Поднялись церковь Усекновения на Секирной горе, еще два десятка церквейоколо двух десятков часовен, скиты Голгофский, Троицкий, Савватиевский и Муксалмский. Под церковью Николая Чудотворца монастырская ризница с драгоценностями царей и историческими реликвиями (палаш кн.

Михаила Скопина Шуйского и сабля кн. Пожарского). Близ Преображенского собора часовня с мощами препод. Иринарха. Рядом главная колокольня. Всех каменных строений 17. В их числе больница, богадельня и тюрьма. Монастырская библиотека была очень богата, но сильно пострадала из-за грабежей.

В монастыре начальное училище ииконописи.

Хозяйственная деятельность: монастырь имеет док для судов.

Заводы: салотопенный, свечной, гончарный, кирпичный, лесопильный и кожевенный, мукомольная мельница, мастерские сапожная, портняжная, серебряных дел, малярная, столярная, слесарная, переплетная, корзинная, санная, колесная, экипажная, обширная кузница, литейное и механическое заведение, смолокурня и др. Водоснабжение монастыря создано в 1561 г. и представляет собой гидросистему, соединившую Святое оз. посредством каналов с 70 озерами.

В 1485 и 1557 гг. случились первые пожары монастыря, а в 1558 г. началась постройка каменного монастырского здания. По отмелям была проложена (XIX век) дамба на Муксалму. Стали разводить скот. Соловецкая земля оказалась богатой, способной кормить тысячи людей.

Доходы: от богомольцев, монастырских хозяйственных статей, архангельского подворья, пароходов, рыбных и звериных ловель до 170 тыс. руб. в год. Расходы монастыря составляют ежегодно до 155 тыс. руб. В хозяйстве монастыря – парусный флото и 4 парохода.

Население: около 230 чел. (в XVII в. их было до 370 – 450), в том числе 45 монахов, 30 дьяконов иоколо 60 послушников. Крестьян между монахами 140, мещан 40, купеческого звания 7; духовн. 18, прочие – разных сословий. В монастыре проживают работники из богомольцев до 500. Всего в монастыре проживает круглый год от 800 до 850 чел. Женщин нет.

Владения: монастырь получил дарственную грамоту на вечное владение всеми Соловецкими островами. Владение было подтверждено Иоанном III и новгородской боярыней Марфой Посадницей, которая пожертвовала монастырю свои беломорские волости – Суму и Кемь.Подлинность грамот в настоящее время оспаривается.

Военная история: монастыря началась после нападения на монастырь шведов (1571). Был поставлен острог с пушками и началось возведение каменной стены. Соловецкий монастырь сделался важным стратегическим пунктом северного Поморья.

Последний Соловецкий воевода (1637 г.) сдал Соловецкому настоятелю крепостные ключи и воинские запасы. Военным начальником стал игумен. Царь Петр посещал монастырь в 1694 и 1703 гг. в связи с началом строительства военно-морского флота России.

Первая политическая тюрьма России – тюрьма Соловецкого монастыря, закончила свое существование в девяностых годах XIX века. В это время была прекращена практика ссылки в монастырь.

Из числа ранее сосланных и умерших в монастыре были знаменитый советник Ивана Грозного священ. Сильвестр, известный келарь Троицко-Сергиевской лавры Авраамий Палицин, касимовский царь Симеон Бекбулатович.

• В.Ключевский: Питание соловецких монахов XVI века. Монастырские кормы. Монастырское меню: блюда и напитки. • В.Ключевский: Крестьянские повинности и поборы в пользу монастыря.

Новое рождение Соловецкого монастыря

25.10.1990 Святой Синод Русской православной церкви заслушал епископа Архангельского и Мурманского Пантелеймона о передаче Церкви памятников Соловецкого архипелага. Святой Синод постановил:

1. Благословить открытие Соловецкого Зосимо-Савватиевского ставропигиального мужского монастыря. 2. Назначить ВИО наместника игумена Германа (Чеботаря).

Соловки — История Соловецкого монастыря. Соловки история. Соловецкое восстание, соловецкое сидение. Освоение Русского Севера

Из истории обители

Освоение Соловецких островов началось в глубокой древности – здесь стали появляться древние обитатели Поморья – протосаамы; летом они промышляли морского зверя (тюленей и белух) и ловили рыбу. Во II–I тысячелетии до н.э.

протосаамы хоронили на Соловках умерших соплеменников, складывая над останками валунные насыпи – курганы. В средние века архипелаг превратился в место совершения языческих обрядов, здесь были культовые сооружения лопарей (саамов) – курганы, лабиринты и разнообразные символические выкладки из небольших валунов.

Возможно, лопари еще совершали на островах свои языческие обряды, когда в начале XV столетия на Соловках появились первые иноки. Труды соловецких монахов превратили языческий край в средоточие Православия на Русском севере.

Основанный в 1436 году на далеких «краесветных» островах Белого моря, Соловецкий монастырь со временем стал одним из самых известных и почитаемых в России. В монастырских святцах более 50 имен подвижников благочестия, совершавших свой духовный подвиг на Соловках.

Глубоко почитаемы имена основателей монастыря преподобных Зосимы, Савватия и Германа, Анзерских чудотворцев Елеазара и Иова, а также святителя Филиппа, митрополита Московского и всея Руси, который, почти 30 лет прожив в Соловецком монастыре – 18 из них в качестве настоятеля, много сделал для его укрепления и процветания.

Став митрополитом, святитель Филипп смело выступил против злодеяний опричнины и принял мученическую кончину.

Из соловецких пострижеников вышли два патриарха – Иоасаф I (1634–1641) и Никон (1652–1658), шесть митрополитов, несколько архиепископов и епископов, множество подвижников, прославившихся святостью и чудотворениями, а также видные исторические деятели Авраамий (Палицын), Александр (Булатников) и др.

Монастырь много сделал для просвещения язычников на далеких окраинах России. Одним из самых первых выдающихся подвижников Крайнего Севера был блаженный Феодорит Кольский.

Соловецкий постриженик архимандрит Феодорит за свою долгую 90-летнюю жизнь просветил евангельским словом и привел к христианству тысячи лопарей (саамов).

Большой заслугой Соловецкого монастыря было распространение в Поморье грамотности и ремесленных знаний.

Одним из самых трагических периодов монастырской истории по праву считается время Соловецкого сидения (1668–1676). Бунт братии, несогласной с церковными реформами патриарха Никона, вылился в противостояние царскому войску.

Соловецкое восстание, подавленное воеводой И. А.

Мещериновым, который вел осаду по всем правилам войны, привело к значительным человеческим жертвам с обеих сторон, а также ослабило духовные традиции и экономическое положение островного монастыря.

Монастырь был не только духовным, но и крупнейшим культурным центром. Он обладал одной из лучших в те времена библиотек, где хранились, переписывались и создавались новые произведения.

Здесь трудились такие выдающиеся писатели-книжники, постриженики Соловецкого монастыря, как игумен Досифей, инициатор составления в начале XVI века жития преподобных Зосимы и Савватия, священноинок Сергий (Шелонин), живший в монастыре в 1619-1664 годах (исследованием его трудов ученые занимаются уже более 100 лет), инок Епифаний и др. Книжный знак соловецкой библиотеки считается первым экслибрисом в России. Монастырская ризница была хранилищем богатейшего собрания древних икон, облачений, богослужебных сосудов, предметов древнерусского искусства. Многие из них свидетельствуют о теснейших связях монастыря с царским домом и российскими патриархами, виднейшими деятелями русской истории. Тысячи ценнейших икон находились в храмах монастыря.

Бесценны для науки документы монастырского архива. В оружейной палате монастыря хранилось интереснейшее собрание древнего оружия. Постройки монастыря вошли в сокровищницу мировой архитектуры и представляют собой чудеса строительного дела.

Соловецкий монастырь совмещал свой монашеский подвиг с гражданским долгом: начиная с конца ХVI века, он становится защитником северных рубежей России.

В 1854 году во время Крымской войны, когда английские суда в течение девяти часов обстреливали монастырь, братия и все жившие в монастыре под руководством настоятеля, архимандрита Александра (Павловича), проявив величайшее мужество и героизм, отстояли обитель.

Соловецкий монастырь был и важным экономическим центром, его вотчины в XVI-ХVIII веках, не ограничиваясь Поморьем, простирались до Онежского озера.

В вотчинах монастырь вываривал соль, являясь ее крупнейшим поставщиком соли на внутреннем рынке, а также добывал слюду, жемчуг, железную руду, ловил морского зверя и рыбу. По словам историка В. О.

Ключевского, вместе с монастырем «возник центр и двигатель разнообразной деятельности в окружающем его Беломорском крае».

После секуляризации монастырских земель в 1764 году монастырь начал более интенсивно развивать монастырское хозяйство на островах, где находилось до 40 различных производств.

В результате разумного хозяйствования и природопользования острова Соловецкого архипелага достигли весьма высокой степени благоустройства. К началу ХХ века у монастыря было 10 скитов и пустыней, 17 храмов (31 престол), около 30 часовен.

До самого своего закрытия в 1920 году Соловецкий монастырь был одним из самых почитаемых в России.

Читайте также:  Самоходные снегоуборщики для дачи: обзор и помощь в выборе

Соловецкий монастырь

Содержание

Соловецкий монастырь – это огромный комплекс, включающий в себя храмы, келейные корпуса, хозяйственные постройки. Его архитектурный ансамбль находится в списке Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Большинство туристов прибывает сюда с июня по сентябрь, когда окончательно сходит сковывающий Соловецкие острова лед и открывается навигация.

Путь сюда на катере или теплоходе – увлекательное путешествие и романтический пролог к последующему знакомству с обителью, похожей на волшебный замок.

Познакомиться с драматичной историей монастыря туристам помогают одухотворенные экскурсоводы. Обзорная прогулка, включающая в себя только основные достопримечательности, продлится 3 часа. А самостоятельно бродить по территории обители, вдумчиво все осматривать, фотографироваться можно целый день.

Пустыни и скиты, принадлежащие Соловецкому монастырю, располагаются также на соседнем острове Большая Муксалма, на Анзерском и Большом Заяцком островах. Туда организуются экскурсии на катерах. Монастырь имеет также подворья в Москве, под Санкт-Петербургом, в Кеми, Фаустово, Радово.

История Соловецкого монастыря

Основание Соловецкого монастыря связано с именами иноков-отшельников Савватия, Германа и Зосимы. Первым на безлюдные Соловецкие острова, укрытые дремучими лесами и непроходимыми болотами, направился монах Валаамского монастыря Савватий, приискавший тут место для подвижнического уединения.

Сопровождал его единомышленник – инок Герман. На Большом Соловецком острове они поставили деревянный крест, срубили скромные кельи, где и прожили 6 лет в трудах и молитвах.

В 1435 году, в отсутствие Германа, отправившегося на материк, Савватий ощутил приближение последнего часа и отплыл на челне к побережью реки Выг, чтобы причаститься в стоящей там часовне.

Спустя год на пустынный остров вернулся Герман в сопровождении новгородца Зосимы, раздавшего свое имущество бедноте и решившего примкнуть к братству отшельников. Примерно в двух километрах от будущего Соловецкого монастыря они соорудили кельи, где и поселились.

Вскоре на остров один за другим стали прибывать верующие, искавшие спасения от мирских соблазнов. Они сооружали собственные кельи, и вскоре на Соловках возникла обитель. Преподобный Зосима стал ее игуменом, он же написал первый устав, определявший жизнь братии.

Расцвет Соловецкого монастыря пришелся на XVI век. Он связан с именем игумена Филиппа. Энергичный настоятель взялся обустраивать обитель, которая находилась в упадке после губительного пожара 1485 года.

Иноков Филипп призвал к упорному труду, и безмолвные до той поры леса ожили: отшельники рубили деревья, осушали болота, рыли каналы, строили плотины, прокладывали дороги, копали пруды, удобряли каменистую почву. На холмах закладывались березовые рощи, высаживались мачтовые деревья.

На острова завезли лапландских оленей, а в прудках-садках монахи начали разводить рыбу.

Стараниями игумена было начато возведение первого каменного храма – соборной церкви Успения Пресвятой Богородицы и трапезной палаты.

Убогие жилища братии сменили добротные и просторные 2-этажные помещения, возводились хозяйственные здания из кирпича, для производства которого был построен кирпичный завод.

В этот же период на Соловецком острове появилась гавань с пристанью, вблизи нее в качестве маяков были установлены высокие кресты.

Филипп пребывал игуменом Соловецкого монастыря 18 лет. Уже при нем обитель стала превращаться в твердыню. Почти как крепость выглядел пятиглавый Преображенский собор (1558-1566 гг.

), с его массивными гладкими стенами, высокими угловыми башнями, окнами в форме бойниц, прорезающими стены высоко над землей. Преображенский и Успенский соборы соединял подземный ход.

Оба здания снабжались водой из Святого озера и располагали внушительными запасами продовольствия, оружия и пороха на случай длительной осады. С начала 70-х годов XVI века Соловецкий монастырь приобрел статус главного форпоста Российского государства на Беломорье.

В 80-90-е годы здесь возводили стены из огромных каменных глыб, весящих не менее 7 тонн. За ними размещался гарнизон из тысячи стрельцов. На протяжении XVI-XVII веков монастырские стены не раз безрезультатно штурмовали шведы.

Вторая половина XVII века ознаменовалась для обители противостоянием с московским патриархом Никоном – инициатором церковной реформы. Братия посчитала ее еретичной и отказалась служить по новым канонам.

Так называемое соловецкое сидение, принявшее форму вооруженного сопротивления, продолжалось почти 10 лет. Раскол был подавлен в 1676 году, после осады монастыря царскими войсками.

В 1765 году Соловецкий монастырь приобрел статус ставропигиального, перейдя в непосредственное подчинение Синоду.

В 1814 году обитель лишилась статуса крепости, отсюда были вывезены все орудия и боеприпасы. Но в ходе Крымской войны монастырские стены вновь приняли на себя удар, на этот раз со стороны англичан, и снова выстояли.

Еще с XVI века Соловецкий монастырь служил местом заточения вольнодумцев, опасных для царского престола. После 1883 года тюрьму упразднили, но обитель осталась местом ссылки для провинившихся церковников.

Советская власть унаследовала мрачную традицию. Уже в 1920 году в монастырских стенах был организован лагерь принудительных работ, который в 1937 году преобразовали в тюрьму особого назначения.

Здесь содержались в основном «политические» – бывшие эсеры, белые офицеры, священники.

С 1942 по 1945 год в монастырских стенах базировалась школа юных моряков. После 1967 года, когда был создан Соловецкий музей-заповедник, тут начались реставрационные работы. Монашеская жизнь вернулась сюда в 1990-м: 25 октября Священный Синод благословил открытие Спасо-Преображенского ставропигиального мужского монастыря.

Монастырский град

Соловецкий монастырь, суровый и величественный, возвышается над узким перешейком, который соединяет Святое озеро и морской залив – бухту Благополучия.

Его опоясывают грандиозные стены высотой от 8 до 11 м и толщиной от 4 до 6 м. За их линию выступают расширяющиеся книзу и поросшие мхом грозные башни, каждая из которых славится собственной историей.

Основу большинства монастырских строений составляют огромные валуны.

Архитектурный ансамбль возрожденной обители включает в себя храмы, жилые и хозяйственные постройки, соединенные крытыми переходами.

Путь к Центральному двору пролегает через парадный вход монастыря – Святые ворота.

Минуя его, вы окажетесь у соборного комплекса, его доминирующие постройки – пятикупольный Свято-Преображенский собор и Успенский собор с огромной, занимающей около 500 м², трапезной.

Свято-Преображенский собор, олицетворение духовного величия Соловецкого монастыря, отличается монументальностью и лаконичной красотой. За его высокими стенами скрываются престолы, расположенные на разных ярусах.

Сегодня фасады собора не украшает живопись, остатки древней росписи сохранились лишь в килевидных нишах сводов парадной западной стены храма. Практически лишены декора и фасады Успенской церкви, являющейся частью Успенского трапезного комплекса.

Трапезная палата, вызывавшая восхищение у современников, – доминанта ансамбля. Церковь примыкает к ней с юго-востока, с северо-восточной стороны находится Келарская палата, где ранее размещалась утварь, находившаяся в ведении келаря, ведавшего хозяйством обители.

Сегодня трапезная палата воссоздана в своем аутентичном средневековом облике, в праздничные дни здесь накрывают столы для братии и гостей.

К старинным культовым постройкам принадлежат надвратная Благовещенская церковь, ведущая свою историю с конца XVI века и первой встречающая посетителей монастыря, храм во имя Святителя Филиппа (XVIII в.

), церковь Рождества Пресвятой Богородицы и Свято-Троицкий Зосимо-Савватиевский собор, возведенные в XIX веке, Никольский храм – правопреемник одного из первых храмов Соловецкого монастыря. Рядом с ним высится 50-метровая колокольня (XVIII в.

) – самое высокое здание архитектурного комплекса.

В миниатюрном дворике между Никольским и Спасо-Преображенским храмами укрылась церковь преподобного Германа, выстроенная в позапрошлом столетии на месте древних часовен, где упокоились останки Германа и Савватия. Во дворике у церкви всегда царят благодатная тишина и покой.

Центральный монастырский двор опоясывают корпуса с монашескими кельями. Каждый из них имеет собственное название.

Рядом со Святительским келейным корпусом находится южный дворик, где можно осмотреть одну из самых богато декорированных монастырских достопримечательностей – Соловецкую мельницу XVIII века, которая считается древнейшей в России каменной водяной мельницей.

Она установлена на месте чуда гидротехнической системы Соловецкого монастыря – деревянной мельницы, выстроенной игуменом Филиппом для снабжения обители водой из Святого озера.

Монастырские владения

В старину к Соловецкому монастырю были приписаны многочисленные подворья, скиты, пустыни, сегодня возвращенные в его владения. Они расположены как на Соловках, так и за пределами архипелага. Так, на Большом Соловецком острове, в 4 км от стен обители, находится Макариевская пустынь.

Она простирается на берегу озера Нижний Перт, в живописном холмистом уголке с благоприятным микроклиматом. В XIX веке здесь стояли часовня и две кельи, в одной из которых любил уединяться настоятель монастыря архимандрит Макарий, а другая была предназначена для безмолвного проживания иноков.

Позже окрестные земли начали возделывать – на укрепленных валунами террасах монахи высадили яблони, ягодные кустарники, кедры, разбили цветники, обустроили отапливаемые оранжереи. С 1981 года эта красивейшая локация Соловков возведена в статус ботанического сада.

Сюда организуются пешеходные и автобусные экскурсии (стоимость – 400 рублей с человека).

В 2,5 км от монастырского града, на берегу Игуменского озера, расположена Филипповская пустынь – любимое место уединения игумена Филиппа. Здесь, согласно преданию, пред ним предстал Иисус Христос, а на месте божественного явления забил ключ чистой воды. Настоятель собственноручно углубил его и поставил над чудесным источником деревянную часовню.

На Большом Соловецком острове находится также одна из древнейших пустыней – Исааковская. Ее окружают сочные луга и озера, богатые рыбой. Эта территория принадлежит к сенокосным угодьям Соловецкого монастыря.

На Секирной горе, в 11 км от обители, расположен Свято-Вознесенский скит, названный по имени возведенной здесь в 60-х годах XIX века церкви. Позже тут выстроили келейный корпус. В мрачный лагерный период здесь находился штрафной изолятор. У подножия Секирной горы расстреливали заключенных. Теперь тут возвышается поклонный крест в честь Соловецких новомучеников.

Читайте также:  Ковка и кованые изделия: перила и балясины

В Савватиевской пустыни, основанной в том месте, где стояли кельи Савватия и Германа, сегодня находится братский корпус, рядом с которым обустроены огороды и теплицы.

На Анзерском острове, что в 22 км от Большого Соловецкого, находятся два действующих строгих монастырских скита – Свято-Троицкий и Голгофо-Распятский. На острове Большая Муксалма, где монахи когда-то разводили и выпасали скот, сегодня расположен Сергиевский скит, тут постоянно проживают монастырские насельники.

На Большом Заяцком острове находится Андреевский скит, но монашеская жизнь сюда еще не вернулась. Здесь сохранилась выстроенные из камня при игумене Филиппе палата, поварня и гавань.

В 1702 году, по распоряжению побывавшего на Соловках Петра I, на острове возвели деревянную церковь во имя Андрея Первозванного.

Она стоит здесь до сих пор, являясь одним из старейших среди дошедших до наших дней образчиков деревянного зодчества русского Севера.

Где остановиться

Туристы, желающие задержаться на Соловках, чтобы получить полное представление о Соловецком монастыре, могут остановиться в гостиницах, палаточном городке, частном секторе.

В паре минут ходьбы от обители расположены три коттеджа отеля «Приют». Проживание в двухместном номере с удобствами стоит от 5100 рублей, включая завтрак. Рядом находится гостиница «Соло-норд».

Кров предоставляют также «Соловецкая слобода» и «Соловки-отель», что 10 минутах от монастырских стен.

Желающим потрудиться на благо Соловецкого монастыря обитель охотно предоставляет проживание и питание на срок до двух недель. Для пребывания здесь в течение более длительного периода потребуется получить индивидуальное благословение, обратившись в паломническую службу (тел.: +7 (911) 575 83 10).

Практическая информация

В Соловецком поселке работают экскурсбюро. Провести экскурсию по монастырю предлагают и гиды-частники.

Музей-заповедник организует обзорные посещения основных монастырских достопримечательностей дважды в день: ориентировочно в 10:30 и 16:00. Продолжительность – 3 часа, стоимость – 400 рублей. Во время прогулки загляните в монастырскую столовую.

Здесь за 300 рублей можно вкусно и сытно пообедать. В меню – масса рыбных блюд, среди которых блистает знаменитая соловецкая селедочка.

В сувенирных лавках поселка продаются книги о монастыре и о Соловецких островах, путеводители, фотоальбомы, а также сувениры с поморским колоритом: шаркунки-погремушки, деревянные трещотки, берестяные туеса, магнитики с изображением святынь Соловецкого монастыря. В монастырской лавке можно приобрести предметы культа, иконы. Верующие традиционно покупают образа святых подвижников Зосимы и Савватия.

Как добраться

Путешественники добираются до Соловецкого монастыря по морю или по воздуху. Навигация начинается с конца мая и продолжается обычно до конца сентября. Отправные точки – карельские города Кемь и Беломорск. Здесь делают остановку поезда, идущие по маршрутам Москва – Мурманск и Санкт-Петербург – Мурманск. Путь из столицы займет около суток, из Санкт-Петербурга – 15-16 часов.

Стоит учесть, что московские поезда останавливаются на станциях Кемь и Беломорск в ночные или вечерние часы, когда суда на Соловки уже (или еще) не ходят. В Кеми время ожидания можно cкоротать в городском отеле или в гостиничном комплексе «Причал» поселка Рабочеостровск – здесь расположена пристань.

В 5 минутах ходьбы от нее находится подворье Соловецкого монастыря, тут останавливаются паломники. При наличии свободных мест путешественники-миряне могут найти здесь кров, внеся пожертвование от 150 рублей. В Рабочеостровск от ж/д вокзала ходят маршрутки, автобус № 1, такси. Время в пути – 15-25 минут.

Из Санкт-Петербурга удобно добираться до Беломорска и Кеми на поезде № 022Ч. Состав прибывает на эти станции соответственно в 09:44 и 10:39. Пассажиры успевают на катера, отправляющиеся на острова в дневное время. Между Северной столицей и Беломорском налажено также автобусное сообщение. Транспорт прибывает в город утром, дорога занимает около 12 ч.

Из Кеми в 08:00 и в 12:30 на Соловки отправляются теплоходы «Василий Косяков» и «Метель-4». Посадка начинается за полчаса до отправления, плавание занимает 2 ч. В шторм, хотя летом он случается редко, суда не ходят. Стоимость билета для взрослых – от 1800 рублей, для детей от 3 до 9 лет – от 900 рублей, малыши проходят на борт бесплатно.

Между материком и Соловецкими островами также курсируют монастырские катера и моторки Соловецкого музея-заповедника. На борт можно попасть с согласия организаций-владельцев. Для путешествия на монастырском транспорте потребуется благословение обители.

Из Белогорска на Соловки раз в день, в 08:00, отправляется теплоход «Сапфир», вмещающий 250 человек. Отправка – от Восточного порта. В пути вы проведете 4 ч. Путешествие обойдется в ту же сумму, что и из Кеми. Бронировать билеты на суда лучше заранее, опытные путешественники делают это еще в марте.

Большинство судов прибывает к Тамариному причалу. До центра поселка Соловецкого, расположенного за монастырскими стенами, отсюда 15-20 минут пешком. Катера, принадлежащие музею и монастырю, высаживают пассажиров у Монастырского причала, расположенного вблизи стен кремля.

На острова периодически заходят круизные суда, но толком осмотреть Соловецкий монастырь пассажиры не успевают, так как теплоходы надолго здесь не задерживаются.

На Соловках есть аэропорт, принимающий прямые авиарейсы из Архангельска. В 2019 году тут началась реконструкция. Желающим отправиться в путешествие по воздуху следует уточнить дату его открытия и новое расписание. Планируемая периодичность рейсов – 3 раза в неделю. Имейте в виду, что здесь часто бывает нелетная погода.

Календарь низких цен на авиабилеты

Соловецкий монастырь

Главная  /  Россия  /  Соловецкие острова  /  Соловецкий монастырь

Самый интересный объект культурного наследия на Соловецких островах — Соловецкий монастырь. Монастыри на Руси со времён принятия христианства стали центрами духовной жизни.

Здесь по-другому звучали молитвы, и в стороне от суеты повседневной жизни душа очищалась. Монастыри и задумывались как образ града небесного, небесного Иерусалима на земле.

Красота земная символизировала красоту духовную.

Украшение Соловецкого монастыря — собор Спаса Преображения. Известно, что первый собор, построенный ещё Святыми Германом и Зосимой в XV веке, был деревянным. Он был поставлен на месте, которое, согласно преданию, указал сам Господь.

Святому Зосиме было видение сияющего монастыря — на том месте, где он увидел прообраз будущего храма, его потом и воздвигли. Это был не один храм, а целый монастырский комплекс, в который входил целый ряд построек. Во-первых, храм Спаса Преображения с приделом святого Николая.

К храму примыкала трапезная, на севере поставили колокольню-звонницу. Все здания были обнесены оградой, по периметру которой стояли кельи.

Храм сгорел в 1485 году от удара молнии. Погоревав, монахи взялись за топоры и начали строительство нового храма. Второй монастырь и храм Спаса Преображения также были деревянными. И лишь во второй половине XVI века построили каменные здания.

В это время, а если точнее, то в 1571 году, соловецкие монахи впервые задумались о своей безопасности. Несколько дней стояли у берегов Соловецких островов шведские корабли.

Тогда и возникла мысль о строительстве каменной крепостной стены, которая должна была защитить обитель.

На остров прибыл воинский гарнизон, а в 1582 году началось возведение крепостной стены. Её строили 14 лет — сначала под руководством вологодского мастера Ивана Михайлова, а затем — соловецкого монаха Трифона Кологривова.

Материалом для строительства стены стали огромные валуны, которых много на территории Соловков, где прошелся в давние времена ледник. Вес некоторых валунов достигал 11 тонн. Создаётся ощущение, что монахи доставляли камни с помощью чудес. На самом деле всё гораздо проще — их перевозили на санях зимой.

Используя хитрые приспособления в виде рычагов и блоков, камни укладывали один на другой, плотно подгоняли друг к другу. Внизу были самые большие камни, выше — помельче. Пространство между камнями заполняли битым кирпичом, мелкими камнями, закрепляя всё известью.

Кирпич использовали при возведении нижних бойниц, сводов верхних, при строительстве столбов и внутреннего парапета галереи. На башнях стены возведены шатровые кровли из дерева. Длина стен более 1 км, толщина просто потрясает воображение — внизу 5-6 метров, выше — 3-4 метра. В стенах два ряда бойниц, из верхних стреляли из ружей, из нижних — из пушек.

Высота стен от 8 до 11 метров, а вот башни очень высокие, практически в два раза выше стен, в некоторых местах их высота 17 метров.

Стены ограничивают территорию монастыря в виде пятиугольника. Угловые башни — круглые. Это такие башни, как Архангельская, Никольская, Корожная, Прядильная, Белая. Крепостная стена, обращённая к морю (Западная), укреплена дополнительно Успенской башней.

В Восточной стене есть пристенок с двумя башнями — Квасоваренной и Поваренной (там и правда были поварня и квасоварня). Угловые башни сильно выступают из стены — так, чтобы было удобно отстреливаться.

Стены одновременно и обеспечивают безопасность, и создают цельный и очень красивый архитектурный ансамбль.

Стены и башни — это первое, что видит путешественник, который приближается к Соловецкому архипелагу. Это стены, что защитили монастырь от нашествий и набегов, защитили от врагов центр русской духовности.

Некоторые исследователи считают, что монахи Соловецкого монастыря не с нуля возводили стены, что многие постройки на острове, созданные из камня, которые считаются хозяйственными (сараи, птичники, погреба, бани, амбары, помещения для скота и пр.), и основания стен построены гораздо раньше.

Читайте также:  Как недорого сделать пол в гараже

Сделано это было в те далёкие времена, когда была высокая сейсмическая активность и на острове было намного теплее. Есть предположение, что огромные валуны были уложены в основания стен жителями Беломорья во времена существования знаменитой Гипербореи.

Никаких доказательств этого нет, но очень хочется в это верить.

Не только стены защищают монастырь на Соловках. При строительстве использовали и природную защиту. На востоке вплотную к монастырю прилегает Святое озеро, на западе — Белое море. На севере и юге монастырь защитили рвами.

Подобно тому, как в Град небесный ведут райские врата, так и в монастырь ведут Святые врата. Это главный — центральный и парадный вход в монастырь. Они всегда символизируют вход Господень в Иерусалим, поэтому их прототипом стали Златые врата в Иерусалим. Над парадными вратами всегда воздвигается надвратный храм, есть он и в Соловецкой обители.

Это храм Благовещения Пресвятой Богородицы. Храм этот особенный, он как бы рубежный, здесь об очищении от грехов перед входом в обитель молились и молятся верующие. Всех принимающих монашеский постриг также старались постричь именно в этом надвратном храме, чтобы они вошли в обитель уже в своём новом состоянии. Когда-то над вратами висел образ Спаса в киоте.

Икона была утрачена, когда обитель закрыли.

Пройдя через врата, вступаешь в особое место, наполненное святостью, кротостью и тишиной. Напротив врат находится главный собор обители — храм Преображения Господня. Это соборный храм, духовный центр Соловецкого монастыря, который и в архитектурном смысле должен быть центром всего ансамбля обители. Храм Спаса Преображения настолько величественен, что ему удаётся выполнять эту задачу.

В наше время монастырский архитектурный комплекс XVI-XVII веков слагается из ценнейших в архитектурном значении произведений древнерусского зодчества. Великолепны и величественны церковь Успения Пресвятой Богородицы с трапезной и келарской палатами и Спасо-Преображенский собор. Они соединены каменной галереей-переходом.

Главный храм монастыря — собор Спаса Преображения — построен в лучших традициях древнерусского зодчества: в два столпа, три яруса, у него шесть приделов.

Первое, на что обращаешь внимание при взгляде на этот собор, это его особая монументальность, величественность. Формы очень выразительны при отсутствии какой-либо излишней дробности, нарочитой декоративности, лаконично говорят о духовной красоте и силе.

Постройка чем-то незримо сродни мощи и величию северной природы. Зодчим удивительно удалось вписать её в окружающий ландшафт. А ещё выразительностью и монументальностью своих крупных архитектурных деталей храм сродни Трапезному комплексу.

Многое создатели храма взяли из новгородских архитектурных традиций — это сила, мощь, устремлённость в небо.

В соответствии с традициями архитектурного наследия новгородских мастеров храм имеет мощные, слегка наклонные стены, которые у основания имеют толщину 4 метра, а наверху — 3,5 метра. По горизонтали храм не членится вообще, есть вертикальные членения в виде лопаток. Они придают храму устремлённость вверх.

Но есть в конструкции собора некоторые архитектурные приёмы, что часто применяли в Москве.

Это и шатровая луковичная конструкция венчания храма, наличие большого количества приделов, то, как сконструированы внутренние перекрытия, и многое другое.

Такое сочетание традиций двух архитектурных школ сделало собор настолько своеобразным, что в настоящее время его можно счесть уникальным в зодчестве того периода.

Перед зодчими стояли и довольно сложные инженерные, а также конструктивные задачи, с их решением им великолепно удалось справиться. При этом они органично соединили старые традиционные архитектурные решения с новейшими для того времени творческими идеями.

Особенно необычно выглядит завершающий третий ярус. По его углам расположены четыре придела, соединённые двухрядной системой кокошников и щипцов.

В центре расположен довольно высокий двухсветный каменный шатёр с венчающей его мощной главой в форме луковицы.

Интересно, что в храме даже окна двух видов! Есть окна XVI века — совсем маленькие, с уступчатыми нишами, а есть перестроенные позже — уже в веке XVIII. А ещё в храме очень интересно расположены лестницы и небольшие камеры — прямо в толще стены.

На храм в своё время пожертвовали средства Иван IV (Грозный), Пётр I, Александр II. Стены храма раньше были расписаны, это был растительно-геометрический орнамент. А в кокошниках, украшающих храм, ещё остались старинные росписи. Очень красив иконостас храма, который тоже неоднократно изменялся.

Вначале четырёхъярусный, писаный мастерами из Новгорода, он затем получает пятый ярус — праотеческий чин. Делается очень красивый каркас, на котором крепятся иконы. Однако сейчас в храме новый иконостас — 2002 года.

Так что остаётся лишь сожалеть о тех разрушительных событиях, которые в 30-е годы XX века лишили храм древних икон.

http://solovki-monastyr.ru/

Когда строительство Спасо-Преображенского собора было завершено, построили храм Во имя Святителя и Чудотворца Николая. Его возвели к 1584 году севернее Спасо-Преображенского храма. Церковь была одноглавой и двухстолпной, с звонницей и часами. Чуть позже строят ризничную и оружейную палаты.

В Соловецком монастыре постоянно строили и перестраивали храмы, что говорит о заботе и внимании к духовным делам. Храмы обретали новый облик. Словно проходя сквозь волны времени, корабль обители обретал новую силу, новую красоту. Так, многие храмы перестраивались с учётом вновь появившихся в искусстве стилей — барокко и классицизма.

Однако история монастыря была довольно сложной, наполненной тревожными, рушащими привычный уклад событиями. Особенно тяжело на судьбе монастыря сказалось старообрядческое восстание 1668-1676 годов. За этим последовало разорение монастыря, упадок всей деятельности, в том числе и хозяйственно-строительной.

Реформы Петра изменили жизнь обители. Уже к середине XVIII века монастырь более открыт для паломников, по-другому ведётся хозяйство. Изменяется в это время и внешний облик монастырских зданий. Так полностью меняется облик Никольской церкви.

В 1832-1834 годах она становится пятиглавой, в ней воедино соединяется характерный соловецкий стиль с влияниями барокко и классицизма.

При митрополите Филиппе был возведён ещё один храм — храм Успения Пресвятой Богородицы с трапезной и келарней. Он построен в том же стиле, что и храм Спаса-Преображения.

Простота, ясность, монументальность, практически полный отказ от излишне декоративных архитектурных деталей.

Основное украшение храмов этого времени — сложные по очертаниям и оттого сами по себе декоративные кровли и очень красивые стены.

Стены прекрасны из-за необычайно выразительной кладки: огромные валуны перемежаются кирпичами, положенными на красивый белый известковый раствор. Конечно, этого не видно, т.к. стены окрашены, но мощь и монументальность их чуть неровной поверхности вызывают ощущение неприступной твердыни, неколебимой защиты, прежде всего духовной.

К храму пристроена трапезная, также удивительно красивая по форме и решившая задачу строительства цилиндрических сводов на распалубках при одном-единственном столпе-опоре. В подклете под трапезной и келарней находились хозяйственные помещения — хлебня, мукосейня, погреба, как положено в северном доме. Известны и имена новгородских умельцев-строителей — Игнатий Салка и Столыпа.

Есть в обители и колокольня. Она была построена в 1777 году. В основание было положено основание старой трёхшатровой звонницы. При строительстве явно ориентировались на западноевропейское барокко.

Об этом говорят и круглые окна — люкарны, и форма межъярусных карнизов и колонн-контрфорсов, а также форма кровли — сложная, восьмигранная. Да и сам облик колокольни — нарядный и празднично-лёгкий — также говорит о влиянии этого стиля.

Первый ярус был отведён под библиотеку, в которой хранилось много ценных духовных книг, в том числе и рукописных. На колокольне после долгих лет забвения колокола зазвучали снова лишь в 1992 году.

В настоящее время ведётся реставрация колокольни. Сейчас на колокольне 13 новых колоколов, но после реставрации планируется их количество увеличить, чтобы, как в старые времена, благовест указывал дорогу всем идущим во мраке, во время непогоды, а также плывущим кораблям.

Так было принято раньше — в метель, например, монахи на колокольнях монастырей звонили непрерывно, чтобы путники не заблудились и нашли верную дорогу по звуку. Звонят колокола и по великим духовным праздникам, а также трижды в сутки: к заутрене, обедне и вечерней службе.

К южной стене возле Белой башни примыкает ещё одна очень интересная постройка из разряда хозяйственных. Это водяная мельница, построенная также весьма давно — в XVII веке. Выстроена она из крупноразмерного кирпича, а по фасаду пущен декор из фасонного кирпича. Работало колесо мельницы, расположенное на её первом этаже, под напором воды из канала, что соединил Святое озеро и Белое море.

Монастырь способен существовать совершенно автономно и во время непогоды, и во время блокады.

В советское время на территории Соловецкого монастыря были светские учреждения. Здесь был лагерь принудительных работ, позднее Соловецкий лагерь особого назначения (СЛОН), ставший затем тюрьмой особого назначения (СТОН).

Здесь, например, три года отбывал наказание Дмитрий Лихачёв, который позднее принял участие в строительстве Беломоро-Балтийского канала. В годы Великой Отечественной войны здесь была школа юнг.

Лишь в годы оттепели на Соловках организуется музей, обитель реставрируют, сюда приезжают творческие люди со всех концов страны.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector