Чем грозит использование железнодорожных шпал на участке

Шпалы на участке можно увидеть в качестве элементов фундамента для хозпостройки, и это еще не самый плохой вариант использования старых железнодорожных шпал.

Намного больше негатива от пропитанных креозотом шпал мы получаем, используя эти замечательные, прочнейшие деревянные балки для обустройства двора и различных систем – дренажных, рельефно-укрепительных, а порой и в декоративных малых формах. Внимание к старым шпалам понятно, ведь это отличный и прочный, неубиваемый стройматериал.

Балки под рельсы сделаны строго по ГОСТу, породы дерева – сосна, лиственница, кедр; а заводская антисептическая пропитка сделана на века. Шпала никогда не сгниет, хотя сгореть вполне может. Основная вредность старых шпал на участке кроется в составе пропитки, а точнее в каменноугольном креозоте, побочном продукте нефтепереработки.

В отличие от нейтрального, по медицинским нормам безопасного минерального масла, креозот «забирает» все фенольные вещества из нефти, недаром в Европе применение креозота лицензируется.

  • Что сделать из шпал на участке
    • Шпалы на даче
      • Шпалы на даче – вред или польза

Чем грозит использование железнодорожных шпал на участке

Что сделать из шпал на участке

Что сделать из шпал на участке? К сожалению – можно сделать очень многое: обустроить основание под дом, применить шпалы для ливневых и дренажных сооружений (прослужат долго), сделать садовые и огородные борта для гряд и еще масса проектов.

Длина шпалы для основной ж/д колеи – 2,75 м, что уже звучит заманчиво в контексте цельной, прочной балки. Толщина шпал 18 см, пропилы на боковых сторонах – 15 см.

Облегченные шпалы для подъездов имеют толщину 15 см, что тоже очень подходит для домашнего строительства.

Чем грозит использование железнодорожных шпал на участке

Сруб сарая и гаража из шпал выглядит отлично благодаря точной геометрии элементов. Об усадке можно уже не беспокоиться. Бытовка и кладовка, даже летняя беседка из шпал может быть условно признана безопасной.

Но постройка дома для постоянного проживания – вопрос серьезный, и ни один специалист не посоветует такой экономичный, но опасный для здоровья вариант. Хотя нельзя спорить с фактом, что подобные дома есть.

Чем грозит использование железнодорожных шпал на участке

Сложные рельефы на участках, возможность обрушения грунта и необходимость его укрепления – повод для применения шпал в качестве подпорной стенки. Иногда габион или подпорная стенка необходимы и за пределами открытого участка.

Стандартная модульная балка проста в монтаже, дает точную геометрию стены, а крепеж можно сделать на шпильки или на винты – быстро и точно.

Нельзя забывать о защитной одежде при работе со шпалами, а также и об обработке шпал перед тем, как приносить их на участок.

Чем грозит использование железнодорожных шпал на участке

Подпорные стенки могут сочетаться с лестничными подъемами, и здесь модульным шпалам нет цены: лестницы получаются супер-устойчивые, прочные, стабильные и на долгие годы службы.

На склонах очень нужны ступени и площадки для удобства передвижения по участку и для организации дренажных стоков, и здесь шпалы просто незаменимы, тем более, что возможен контакт с почвой, и никакой опасности от заводнения.

Шпалы в конструкциях подпорных сооружений и лестниц можно комбинировать с засыпными участками, камнем, инертными материалами и местным грунтом.

Чем грозит использование железнодорожных шпал на участке

При виде клумбового дизайна из покрытых лаком, почищенных шпал, возникают смешанные эмоции – конечно, польза тут всего лишь в экономии. И вред для здоровья вполне возможен, в перспективе. Но нельзя отрицать, что выглядят шпальные-самопальные дизайны классно: солидно, самобытно и брутально.

Чем грозит использование железнодорожных шпал на участке

Бордюр из шпал и ограждение садовой дорожки, цветника, площадки для игры в мяч – отлично смотрится. А применить шпалы в конструкции засыпной площадки для въезда и стоянки автомобиля – еще более заманчиво.

Чем грозит использование железнодорожных шпал на участке

Шпалы на даче

Из шпал на отечественных дачах делают все: мебельный эксклюзив и высокие гряды, забор и подпорная стенка с лестницами, стены сарая и пристройки для веранды к старому дому.

Облагороженная, очищенная и покрытая толстым слоем лака шпала может послужить украшением интерьера в стиле кантри и брутализм, декорировать камин или стать элементом в системе пола.

Если это пол по грунту, то применение пропитанных балок очень практично.

Чем грозит использование железнодорожных шпал на участке

Шпалы на даче – вред или польза?

Возвращаясь к креозоту: это вещество без шуток опасно для жизни. Чувствительные и склонные к аллергическим реакциям люди могут получить поражение кожи за считанные часты «общения» с декоративной или строительной конструкцией из старой шпалы.

Не исключены и отеки, опасные для жизни. Фенольные включения из шпал никуда не исчезают, и даже после многих лет списания шпалы эксплуатировать ее на участке проблемно – хотя бы по причине понимания, что долгие контакты с фенолом грозят раком кожи.

Чем грозит использование железнодорожных шпал на участке

Дачники все это отлично понимают, и открытые шпалы не используют.

Загрунтовав и окрасив шпалу за 2-3 раза плотным слоем (краска предпочтительна не дышащая, дающая непроницаемый для пара слой; группа масляных и битумных ЛКМ и никакого акрила – это бессмысленно), а еще лучше – добавив финишный слой лака, можно слегка успокоиться насчет вреда от старой шпалы. Конечно, разумнее шпалы вообще на участок не приносить. Но пока в доступе у домовладельцев есть старые железнодорожные шпалы, надежда только на здравый смысл: жилое строение из шпал – неразумная идея.

Чем грозит использование железнодорожных шпал на участке

Дом из шпал. Как проверить дом на «вредность»

Шпалы превращаются, превращаются… в брус

Семья Игоря Крупченко попала в крайне неприятную ситуацию. В 2015 году они купили дом в Костроме. Радость новоселья быстро смыло вместе с дождями: в мокрую погоду появлялся странный запах, да и крыша начала протекать. Новый хозяин пошел в суд, чтобы обязать застройщика устранить все дефекты — тут-то и выяснилось, что дом с проблемами.

Как установила экспертиза, дом построен не из обещанного по документам бруса, а из железнодорожных шпал. Снаружи их обшили сайдингом, внутри — плитами ДВП: не подкопаешься!

По заключению экспертов, уровень формальдегида в доме вдвое превышает норму. Уже осенью 2018 года суд признал дом непригодным для проживания и приговорил его к сносу.

Тот же суд обязал бывшую собственницу Валентину Музафарову и застройщика Тагира Музафарова выплатить семье Крупченко 1,7 млн рублей. Но время шло, никаких денег застройщик не возвращал, а потом и вовсе обанкротился.

Игорь Крупченко обратился в полицию и прокуратуру, но в МВД признаков мошенничества в действиях застройщика не обнаружили и дело возбуждать отказались. Сейчас семья буквально на чемоданах живет в маленькой и пока неузаконенной пристройке, которую глава семьи соорудил из нормальных материалов: подрастают двое малышей — рисковать их здоровьем (да и своим тоже) родители не хотят.

Долгая история

В распоряжении редакции Циан.Журнала есть документ с результатами проведенной в январе 2009 года инвентаризации здания.

Как зафиксировали инспекторы, тогда дом находился в недостроенном состоянии: бутобетонный фундамент был готов полностью, а стены (в документе отмечается, что материал — шпалы железнодорожные) готовы примерно на 30%.

«Остальные конструктивные элементы и санитарно-технические устройства» на тот момент отсутствовали.

Чем грозит использование железнодорожных шпал на участке

Позже дом довели до ума и продали как вполне ликвидный. В техническом паспорте, выданном при завершении строительства дома в 2014 году (также есть в распоряжении нашего издания), в качестве материала указан брус.

Чем грозит использование железнодорожных шпал на участке

Дальнейшую историю вы знаете: экспертизы, суды, пристройка…

Мнение адвоката

Мария Архипова (Баст), председатель Ассоциации адвокатов России за права человека, говорит, что в этом деле усматриваются признаки состава преступления, предусмотренного статьей 159 УК РФ «Мошенничество».

Когда покупатель приобретал недвижимость, его намеренно ввели в заблуждение о качестве приобретаемого объекта.

Недвижимость была продана путем обмана: по официальным документам речь шла о доме из бруса, пригодном для проживания, на деле выяснилось, что дом для проживания непригоден.

«Более того, если упомянутые лица продолжают реализовывать подобные объекты, то преступная деятельность продолжается.

К тому же имеются все признаки состава преступления, совершенного группой лиц по предварительному сговору: ведь строительство вел не один человек.

Читайте также:  Уклон канализации на 1 метр: снип и нормативные параметры системы

Вызывает вопросы к коррупционной составляющей и то, каким образом удалось зарегистрировать объект без учета его технических особенностей. Почему до сих пор не возбуждено уголовное дело?» — комментирует Мария Архипова (Баст).

Собеседница Циан.Журнала напоминает, что уже нельзя решить проблему в рамках гражданского процесса, потому что в деле есть признаки состава преступления. Поэтому и возмещение ущерба без уголовного дела маловероятно.

По ее мнению, Игорю Крупченко нужно было идти не в гражданский суд, а обращаться за возбуждением уголовного дела, а уже затем, после установления всех лиц, причастных к преступлению, выдвигать материальный иск ко всем участникам преступной группы.

Сейчас пострадавшая семья может подать иск по новому основанию и компенсационный иск, а также возбудить уголовное дело в связи с причинением вреда здоровью — из результатов экспертизы следует, что это реальная угроза. В таком случае есть надежда получить компенсацию от государства.

Как дачники встали на рельсы

История, в которую попала семья Игоря Крупченко, имела бы все шансы неоднократно повториться, но, к счастью, время и технологии строительства изменились. Людмила Николаевна, дачница из СНТ «Железнодорожник», вспоминает, что когда-то шпалы были дармовым строительным материалом. Так, еще в 1960-х годах ее семья получила 6 соток и шпалы в придачу.

«В углу участка были сложены просмоленные шпалы — тогда Министерство путей сообщения завозило их грузовиками всем железнодорожникам для строительства. Но все знали, что шпалы обработаны креозотом и опасны для здоровья. Насколько мне известно, дом из них построила только одна семья (как ни странно, врачей), остальные же использовали их под сараи и парники, что тоже не очень полезно».

Чем грозит использование железнодорожных шпал на участке

Если шпалы и использовались, то чаще всего именно в качестве строительного материала для стен: их длина коротковата для лаг, утверждает дачный мастер на все руки Сергей, ровесник Людмилы Николаевны. Он неоднократно ремонтировал старые дачи и повидал разные варианты.

«Кто весь дом только из шпал строил, кто в основание клал (метр от фундамента, чтобы таким образом дом меньше промерзал — стены-то потолще), третьи вообще вперемешку: одна стена из досок, другая — из шпал.

По этому поводу у меня два наблюдения: сейчас дома из шпал встречаются все меньше и меньше (старые сносятся, а новые из такого материала уже не строят), но если уж он и стоит, то ему даже спустя 50 лет ничего не делается — не гниет, не плесневеет».

Раритетные предложения

Современные дома из шпал не строятся (или это случается настолько редко, что экспертам такие варианты не попадаются), зато до сих пор продаются. Мы поискали в базе загородной недвижимости Циан и нашли несколько редких экземпляров. Не исключено, что, как и в случае с продавцами дома семье Крупченко, собственники о чем-то недоговаривают.

Чем грозит использование железнодорожных шпал на участке

Вот, например, вариант под Новосибирском: 60 кв. м, 1959 год постройки. Того, что дом сделан из вредного материала, хозяева не скрывают и предлагают приобрести дом за 950 тыс. рублей.

А вот дом в белгородском Губкине. Одноэтажный дом того же 1959 года постройки (его возводил дедушка продавца) площадью 53,6 кв. м оценен в 3 млн рублей. Собственник подчеркивает, что «полы в хорошем состоянии, не скрипит ни одна половица», и обещает при продаже «разумный торг». 

Есть дом из шпал и в Новокузнецке Кемеровской области.

Чем грозит использование железнодорожных шпал на участке

За 899 тыс. рублей удастся приобрести 46-метровый дом из шпал в живописном месте (с водой и неведомой жителям центральной России угляркой — так называется место для хранения угля, которым можно отапливать помещение).

Здоровье уже не то

Сергей Сысоев, руководитель отдела независимой экологической экспертизы компании EcoStandard.life, напоминает, что креозот, которым пропитываются шпалы, представляет собой смесь фенолов. В свою очередь фенолы — вещества 2-го класса опасности, они обладают токсичными свойствами и способны негативно влиять на организм человека, вызывая:

  • головные боли и мигрени, снижение работоспособности;
  • подверженность аллергиям;
  • заболевания дыхательной системы (астма, бронхиты);
  • хронические поражения кожи;
  • нарушения работы печени, заболевания этого органа.

Кроме негативного воздействия на здоровье есть и другой момент — противопожарный фактор: пропитки для шпал относятся к группе легковоспламеняющихся веществ, поэтому дома из шпал — не самый удачный материал для строительства домиков и особенно бань.

Как оценить экологические риски?

Генеральный директор Центра строительных экспертиз «ПГС» Константин Бахтин уточняет, что в его практике дома из шпал не попадаются.

«Но бывает, обращаются владельцы бань из такого материала: они жалуются, что появляется резкий запах, когда начинают париться, и просят установить какую-то особую вытяжку. Приходится им объяснять, что постройки из шпал крайне вредны.

Единственное, для чего шпалы еще хоть как-то пригодны, — сараи, используемые исключительно для хранения садового инвентаря: зашел, взял лопату и тут же вышел».

Выяснить, нет ли шпал под обшивкой дома, реально, но лучше обратиться к профессионалам.

Для проверки специалист просверлит небольшое отверстие, через которое при помощи эндоскопа проверит внутреннее состояние дома. Отверстие делается в незаметном месте (например, в углу, под розеткой или оконным наличником), так что внешний вид дома оно не испортит.

«Собственники обычно не возражают против таких проверок — во всяком случае, те, кому нечего скрывать. Консультация стоит около 35–40 тыс. рублей (в пределах 50 км от МКАД). Мастер установит состояние дома (стен, полов, крыши, окон) и даст оценку. Попутно выяснит материал и оценит состояние утеплителя: вдруг он давно сполз вниз и не сохраняет тепло?» — отмечает Константин Бахтин.

Эксперты EcoStandard.life рекомендуют перед покупкой проводить комплексную оценку экологических рисков, причем это касается всех видов недвижимости.

«Исследуйте качество воздуха на содержание аммиака, фенола, формальдегида и других летучих органических соединений. Проверьте радиационный фон и уровень электромагнитных излучений.

Оцените качество воды, поступающей из централизованного водопровода или из скважины.

Все эти процедуры позволят сделать вывод об экологической безопасности приобретаемой недвижимости и обеспечат здоровую и комфортную атмосферу в будущем доме», — настоятельно советует Сергей Сысоев.

Не шпалами едиными

Шпалы — не единственный бросовый материал, из которого особо рачительные хозяева пытаются строить дома и прочие дачные постройки. Чаще всего используется некачественная древесина, которую жалко выбросить (хотя и необходимо). Но иногда, продолжает Константин Бахтин, проблема не в том, что это за материал, а в том, где он раньше использовался и хранился.

«Если бетонные и глиняные материалы (а это основные строительные материалы) побывали на химическом производстве, они впитали массу вредных веществ и лучше их не использовать».

По словам эксперта, серый гранит в большинстве случаев фонит — это естественная радиация. Следовательно, если очень уж хочется сделать каменную скамейку, то лучше выбрать не гранит, а мрамор или базальт — они безопаснее.

«А вот для булыжной мостовой гранит вполне годится: воздействие слишком уж кратковременное», — уверяет он.

К сожалению, выездная проверка не сможет проверить кирпичи на наличие вредных веществ: чтобы убедиться, что выбранный кирпичный дом безопасен, придется везти пробу на экспертизу в лабораторию.

Почему нельзя использовать железнодорожные шпалы

Автор  Пег Алои, перевод с английского

Использование старых деревянных железнодорожных шпал в ландшафтном дизайне для строительства подпорных стен, приподнятых грядок, мощения дорожек когда-то было очень распространенной практикой и даже считалось хорошей экологической стратегией.  По мере того, как старые железнодорожные пути превращались в пешеходные и велосипедные маршруты, использование шпал в ландшафтных работах казалось хорошим способом использовать древесину.

Но большинство шпал пропитано креозотом, чтобы продлить им срок службы, и в вашем ландшафте они представляют опасность для здоровья, поскольку химическое вещество постепенно проникает в почву. Это один из устаревших способов, которому мы научились у наших бабушек и дедушек, но теперь мы понимаем, что железнодорожные шпалы представляют собой опасность для окружающей среды.

Читайте также:  Как утеплить окна на зиму

Чем грозит использование железнодорожных шпал на участке

Опасности креозота

Основная проблема железнодорожных шпал — наличие креозота. Хотя это вещество является эффективным консервантом против гниения и повреждения насекомыми, оно было запрещено для использования в жилых помещениях из-за его токсичности.

Креозот — маслянистый побочный продукт перегонки каменноугольной смолы. Обработка железнодорожных шпал креозотом позволяет долгое время сохранять древесину, которая должна выдерживать тяжелые нагрузки и суровые погодные условия.

При сжигании в печах древесины, пропитанной креозотом, это ядовитое вещество может накапливаться в дымоходе. Скопление креозота в дымоходах опасно, потому что оно легко воспламеняется, что может привести к пожару в доме.

Воздействие креозота может привести к таким опасным болезням, как рак, химические ожоги кожи, раздражение глаз, болезни легких, болезни почек и печени, судороги, умственное замешательство.

Опасность воздействия креозота — это не просто непосредственный контакт. Креозот может растворяться в воде, на его разложение уходят десятки лет. Он загрязняет грунтовые воды, что ведет к отравлению людей, домашних и диких животных и насекомых. Креозот в почве может сохраняться десятилетиями.

Чем грозит использование железнодорожных шпал на участке

Утилизация старых железнодорожных шпал

Железнодорожные шпалы нельзя сжигать. Это распространяется на все обработанные деревянные изделия, которые могут выделять токсичные газы с дымом и вызывать различные заболевания.

Зола, образовавшаяся от сожженной древесины, содержащая креозот, также токсична. Точно так же не следует вдыхать опилки, полученные при распиливании химически обработанной древесины (например, железнодорожных шпал), поскольку они могут вызвать проблемы с дыханием. При пилении древесины неизвестного происхождения всегда используйте маску или респиратор.

Во многих населенных пунктах железнодорожные шпалы можно утилизировать так же, как и другие твердые отходы — на стандартных свалках, но обязательно проверьте местные и муниципальные законы, регулирующие использование опасных веществ.

Даже на свалках креозот будет постепенно вымываться из древесины и в конечном итоге может попасть в запасы грунтовых вод. Поэтому местные власти все чаще устанавливают ограничения на утилизацию пиломатериалов, которые могут содержать креозот или другие токсичные химические вещества.

Возможно потребуется отвезти старые железнодорожные шпалы на специальную площадку, оборудованную для безопасной работы с химическими строительными материалами.

Прочие химические вещества в железнодорожных шпалах

Некоторые железнодорожные пиломатериалы могут содержать CCA — соединение, предназначенное для предотвращения повреждения древесины микробами и насекомыми. Это соединение обычно содержит хром, медь и мышьяк.

CCA — это то же химическое вещество, которое использовалось в других типах древесины для наружного использования в жилых домах.

Когда-то CCA был стандартным составом, используемым для обработки древесины под давлением, предназначенной для контакта с землей на открытом воздухе, хотя вскоре опасность химических веществ стала очевидной.

В 2003 году Агентство по охране окружающей среды и лесная промышленность согласились отказаться от использования CCA в пользу альтернативных консервантов.

 Поскольку опасность этого химического вещества теперь понятна, CCA больше не используется.

 Вместо этого наиболее распространенным консервантом в настоящее время является ACQ (щелочная четвертичная медь), консервант для древесины на водной основе с относительно низкими рисками.

Используемые в настоящее время пиломатериалы, пропитанные CCA, не считаются опасными. Если они остаются нетронутыми, вы не обязаны их заменять.

Но вдыхание опилок может вызвать отравление мышьяком, а зола, образующаяся при сжигании древесины, обработанной CCA, вызывает отравление домашнего скота.

Не выращивайте продукты рядом с древесиной, обработанной CCA, и при утилизации такой древесины обязательно соблюдайте местные правила.

 Альтернативы использованию железнодорожных шпал

Приподнятые грядки — отличный способ выращивания овощей. Но важно использовать строительные материалы, из которых не будут вымываться токсичные материалы в почву или грунтовые воды. Гораздо более безопасным вариантом, чем железнодорожные шпалы, являются старые балки сараев. Но иногда и балки сараев могут быть загрязнены такими веществами, как моторное или машинное масло.

Чем грозит использование железнодорожных шпал на участке

Во многих сообществах существуют группы, заинтересованные в переработке или повторном использовании утилизированных архитектурных или строительных материалов, поэтому вы можете найти древесину или другие материалы, которые помогут вам построить грядки или создать барьеры для ваших насаждений.

Современные пиломатериалы в которых используется ACQ, а не CCA, считаются безопасными для строительства грядок, даже тех, которые используются для выращивания овощей. Также можно использовать другие материалы, включая бетонные строительные блоки, бетонные блоки подпорных стен или речные валуны.

  • Чем грозит использование железнодорожных шпал на участке
  • Подумайте о своем здоровье и безопасности.
  • Автор  Пег Алои, перевод с английского

Опасность отработанных железнодорожных шпал для окружающей среды и способы их утилизации

Процесс утилизации деревянных шпал на полигонах негативно влияет на состояние природных ресурсов страны, поэтому несет опасность для экологии и нуждается в решении проблемы.

В настоящее время существуют различные методы утилизации железнодорожных шпал, позволяющие защитить природу. Также возможна их переработка, в результате чего можно получить качественное вторсырье.

Какую опасность для природы несут ж/д шпалы?

Чем грозит использование железнодорожных шпал на участке

Утилизация деревянных и ж/б шпал с истекшим сроком эксплуатации является большой проблемой для России. Необходимо проводить захоронение таких опор на специально отведенных участках земли — полигонах (но не для твердых бытовых отходов). Многие уже не могут справиться с такой задачей, поэтому размещают шпалы на площадках, которые не соответствуют установленным нормам и стандартам.

Железобетонные шпалы в меньшей степени влияют на состояние экологии. Их можно использовать для получения вторсырья. Но деревянные приносят большой вред, т.к.

для увеличения срока эксплуатации их пропитывают специальными веществами (в том числе и креозотом), опасными для людей, животных и растений. Под воздействием осадков пропитка вымывается из деревянных шпал и проникает в грунт, отравляя его вредными веществами.

При высокой температуре содержащийся в пропитке креозот испаряется и попадает в воздух, которым мы дышим.

Экологические службы накладывают штрафные санкции на предприятия, которые не соблюдают условий хранения ж/д шпал. Но экология по-прежнему сильно страдает.

Правильная утилизация и переработка деревянных и ж/б шпал поможет решить проблему.

Такую обязанность берут на себя специализированные компании, которые соблюдают все нормы безопасности и снижают количество опасных выбросов в процессе утилизации.

Как происходит процесс переработки и утилизации шпал

Чем грозит использование железнодорожных шпал на участке

Железнодорожные шпалы относятся к следующим классам:

  • 3 класс — деревянные, обработанные антисептическими веществами;
  • 4 класс — железобетонные (утилизируются аналогично любым ж/б отходам) и стальные (идут на вторичную переработку).

В зависимости от материала изготовления шпалы утилизируются и перерабатываются различными способами.

Утилизация деревянных шпал осуществляется одним из 5 методов:

  1. Сжигание. Этот способ несет опасность для экологии, поэтому его запрещено использовать на открытой местности. Для этого существуют специализированные печи.
  2. Пиролиз. Из деревянных изделий, которые перерабатываются под действием высоких температур в закрытых установках, предприятия получают газ, древесный уголь и разные виды жидкого топлива.
  3. Газификация. Шпалы измельчают в щепу, а затем в солевых печах или газогенераторах превращают в пепел.
  4. Переработка. Дерево очищают от пропитки, а затем используют для возведения нежилых сооружений.
  5. Захоронение. Со шпал удаляют металлические элементы, вывозят на специально отведенные участки, укладывают в глубокие ямы и засыпают грунтом.

Железобетонные и стальные шпалы не обрабатываются опасными веществами, поэтому их отправляют на переработку (разбирают на арматуру и щебень). Затем бетонный лом используют в строительной сфере, а арматуру переплавляют на предприятиях черной металлургии.

Кто занимается утилизацией ж/б и деревянных шпал?

Чем грозит использование железнодорожных шпал на участке

В РФ работает большое количество компаний, которые предлагают услуги по утилизации шпал. Такие организации имеют соответствующие разрешения на осуществление данного вида деятельности.

Практически в каждом регионе России работает несколько предприятий, предлагающих услуги по утилизации и переработке шпал. Самые крупные из них — ЗАО «Турмалин» и «Полиинформ». Первая компания сжигает шпалы в специальных печах, а также занимается производством инсинераторов (топок) для продажи различным организациям. Вторая утилизирует деревянные изделия способом газификации.

Также люди нашли шпалам применение в быту. Так их используют для устройства фундаментов под жилые и нежилые здания, установки опор для заборов, создания ограждений садово-огородных участков и т.д. При этом необходимо знать, что лучше всего использовать в хозяйственных целях старые изделия, которые содержат минимальное количество креозота.

Читайте также:  Шаровидные хризантемы в саду: посадка и уход

Дом из шпал, его основные плюсы и минусы, особенности возведения

Протяженность железных дорог в нашей стране огромна, а заселенность территорий, к ней примыкающих, гораздо выше среднего.

В прежние времена люди, живущие на них, и особенно имеющие отношение к обслуживанию железных дорог, не гнушались шпалами, как основным строительным материалом для возведения стен. Дом из шпал считался добротным, надежным, теплым, а главное дешевым.

Эти плюсы полностью затмевали единственный недостаток – запах пропитки, который не просто неприятен для обоняния, но и вреден для здоровья.

В чем вред пропитки для шпал

Проблема собственного жилья актуальна во все времена. И сегодня многие люди, мечтающие о своем доме, но ограниченные в средствах, изучают способы бюджетного строительства. И основной вопрос, который волнует тех, кто хочет построить дом из шпал – вредно или нет жить в таком доме.

При производстве железнодорожные шпалы пропитывают креоэотом, веществом второго класса токсичности, представляющим собой смесь фенольных смол. Это мощнейший антисептик, консервирующий древесину и делающий её абсолютно устойчивой к гниению, повреждению грызунами и насекомыми. Поэтому шпалы, десятилетиями лежащие в земле и испытывающие огромную нагрузку, практически не разрушаются.

Однако у них есть определенный срок службы, по истечение которого их меняют на такие же новые или железобетонные. А отслужившие свой срок шпалы продают по бросовой цене, гораздо ниже той, что приходится платить за строительную древесину.

Этот дешевый материал хорошо раскупается. В деревнях весьма популярен ростверк или фундамент из шпал под бани и сараи, он в разы экономичнее бетонного, а служит долго. Из них возводят и различные хозяйственные постройки, гаражи, даже дома. Не задумываясь о том, как испарения креозота могут повлиять на здоровье. А последствия могут быть очень серьезными:

  • заболевания органов дыхания;
  • болезни печени;
  • аллергические реакции;
  • мигрени и частые головные боли;
  • поражения кожи и слизистых;
  • отеки;
  • и даже онкологические заболевания.

Помимо токсичности креозот обладает ещё одним минусом: это вещество легко воспламеняется. Поэтому дом, гараж или баня из шпал становятся пожароопасными постройками.

Особенно не рекомендуется строить из этого материала бани и сауны, так как выделение вредных веществ многократно увеличивается при высокой температуре. Да и горят они чаще.

Можно ли уменьшить вред шпал

Очистить шпалы от креозота невозможно, даже если они пропитаны им не насквозь, а на толщину в несколько сантиметров – такая разновидность тоже встречается.

Если срезать эти сантиметры со всех сторон, шпала превратится в тонкий брус, бесполезный для устройства капитальных стен.

Но уж если вы решили построить дом или сарай из шпал, лучше выбирать именно такой материал с частичной пропиткой.

Гораздо меньше «химии» выделяют старые шпалы, пролежавшие под солнцем, ветром и дождем не менее 20 лет. За это время большая часть креозота из них вымывается и выветривается, но сама древесина сохраняет прочность.

Даже если материал не пачкает руки и не пахнет, это не означает, что он стал совершенно безвреден. Фенольные соединения в нем остались и они будут продолжать выделяться в воздух. Поэтому дома из шпал нуждаются в специальной наружной и внутренней отделке.

  • Изнутри необходимо создать надежный барьер для вредных испарений, полностью закрыв стены воздухонепроницаемыми материалами.
  • Снаружи, напротив, нужно обеспечить свободное испарение вредных веществ.
  • Все внутренние стены и перегородки желательно делать из других материалов.

Внешний вид старых шпал трудно назвать привлекательным, поэтому при отделке фасадов жилых домов их делают вентилируемыми, оставляя воздушный зазор между стеной и облицовкой. Сараи и гаражи лучше не отделывать снаружи вовсе.

Особенности строительства из шпал

Решив построить дом из шпал, плюсы и минусы этого материала нужно оценивать в общем списке.

К плюсам относятся:

  • долговечность – несмотря на вторичное использование, шпалы прослужат ещё десятки лет, не сгниют и не разрушатся;
  • отличное теплосбережение за счет большой толщины деревянного бруса;
  • высокая скорость возведения стен;
  • экономичность – материала дешевле шпал просто не найти, а железнодорожникам их часто вообще отдают бесплатно.

Вывод очевиден: дом со шпал для постоянного проживания, а также баня, в которой здоровье нужно поправлять, а не губить – плохая идея. Гараж или помещение для хранения садового инвентаря и оборудования – другое дело. Сарай – тоже допустимо, особенно если он используется только для зимовки скота.

Как строить

Шпала представляет собой толстый и короткий брус с высокой несущей способностью, поэтому под такие стены не обязательно заливать сплошной фундамент. Достаточно свай или бетонных столбов, особенно для нежилой легкой постройки. Расстояние между опорными точками определяется длиной шпал. Можно сделать и фундамент из железобетонных шпал, уложенных на щебеночную подушку.

Совет!

Сам процесс сборки стен мало отличается от строительства из бруса.

  • Первый ряд укладывается на слой гидроизоляции и крепится анкерами либо насаживается на заранее вмонтированные в фундамент стальные штыри.
  • Шпалы кладут на широкую грань, чтобы строение получилось более прочным и теплым.
  • Углы и стыки соединяются в полдерева или в шип.
  • Между собой ряды шпал скрепляются штифтами и дополнительно – стальными скобами.
  • Для придания жесткости все ряды снаружи скрепляют стальной полосой, прибитой по диагонали.

Как и при любом деревянном строительстве, перед тем как построить сарай из шпал, нужно запастись межвенцовым утеплителем, и прокладывать его в каждом ряду. Хотя его иногда заменяют монтажной пеной, заполняя ею все щели после окончания монтажа.

Так как шпалы не отличаются стабильными параметрами, то стены выравнивают по внутренней стороне.

Как отделать

Вид отделки зависит от назначения постройки. Если это дом, сарай или мастерская, нужно максимально надежно изолировать внутреннюю поверхность шпал, предварительно законопатив или запенив все щели и стыки. Вариантов такой изоляции несколько:

  • штукатурка глиняным раствором;
  • сплошная обмазка жидким стеклом;
  • отделка плотной полиэтиленовой пленкой с тщательной проклейкой стыков между полосами.

Первого варианта вполне достаточно для отделки сарая. А вот дом из шпал вредно оставлять в таком виде даже при условии покраски или побелки. После выполнения изоляции поверх неё нужно смонтировать обрешетку и закрепить на ней гипсокартон или другие стеновые плиты под шпаклевку, которая станет вторым слоем изоляции. И обязательно тщательно заделать все стыки в оконных и дверных проемах.

Снаружи устраивают навесной вентилируемый фасад или облицовывают стены кирпичом, оставляя между ним и стеной воздушное пространство.

Если требуется утепление дома, то для теплоизоляции используют только воздухопроницаемые материалы, например, минеральную вату. Плиты пенополистирола или напыляемый пенополиуретан запечатают креозот, и его пары будут стремиться проникнуть в дом. Об этом нужно помнить, решив построить баню из шпал или жилой дом.

Схема устройства утепленного вентилируемого фасада такова:

  • на шпалы прибивается вертикально обрешетка из брусков, толщина которых равна толщине утеплителя;
  • шаг между брусками делают на 1-1,5 см меньше ширины теплоизоляционных матов;
  • утеплитель укладывают между брусками вплотную;
  • поверх него закрепляют гидроветрозащитную мембрану, фиксируя её степлером к брускам обрешетки;
  • на них прибиваются рейки контробрешетки, толщина которых задает вентилируемый зазор;
  • на контробрешетку крепят фасадные панели.

Коротко о главном

После прочтения статьи не должно возникать вопроса: дом и баня из шпал – вредно или нет.

Ответ на него однозначен, поэтому использовать шпалы в качестве строительного материала можно только в самых крайних случаях и применять для нежилых построек.

Снизить риск заболеваний из-за вдыхания вредных испарений можно, используя старые шпалы с неполной пропиткой, а также позаботившись о качественной изоляции внутренних помещений с помощью специальной отделки.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector