Ремонтируем болгарку своими руками: как разобрать ушм, проверить щетки, заменить статор и прочее

Болгарка, являясь самым востребованным инструментом в доме, подвергается немалым нагрузкам и интенсивному использованию.

Из-за этого по прошествии некоторого времени случается, что при запуске двигателя появляются рывки, запах гари и другие неисправности, наводящие на мысль, что угловая шлифовальная машина (УШМ) сломалась.

Но не стоит сразу нести аппарат в ремонт или покупать новый. Большинство неисправностей данного прибора можно устранить самостоятельно.

Устройство и электрическая схема болгарки

За долгие годы существования такого инструмента, как УШМ, ее внешний вид, а также внутреннее устройство практически не изменились. Чтобы произвести ремонт болгарки своими руками, необходимо знать устройство ее механической части, а также электрической.

Если посмотреть на рисунок, приведенный ниже, то можно увидеть, из каких частей состоит УШМ.

Ремонтируем болгарку своими руками: как разобрать УШМ, проверить щетки, заменить статор и прочее

  1. Колесико для регулировки оборов шпинделя агрегата.
  2. Электрический двигатель, состоящий из ротора и статора.
  3. Пусковая кнопка. Иногда к ней подключается система плавного пуска.
  4. Корпус из ударопрочного пластика.
  5. Кнопка для фиксации шпинделя (используется при смене инструмента).
  6. Предохранительная муфта. Защищает двигатель от перегрузки, при заклинивании инструмента.
  7. Защитный кожух. Закрывает инструмент и защищает пользователя от вылетающих частиц обрабатываемого материала, а также предотвращает травмирование человека при разрушении инструмента, например, абразивного диска.
  8. Гайка, зажимающая инструмент. Откручивается с помощью специального ключа, идущего в комплекте с электроинструментом. Также существуют быстрозажимные гайки, которые можно открутить без ключа.
  9. Корпус редуктора и сам редуктор. Состоит из блока шестерен, которые передают вращательные движения от ротора на шпиндель с инструментом.

На рисунке ниже показана электрическая схема болгарки.

Ремонтируем болгарку своими руками: как разобрать УШМ, проверить щетки, заменить статор и прочее

Электрическая часть УШМ имеет следующие элементы:

  • электрический кабель с вилкой для подключения к электросети;
  • кнопка пуска;
  • статор;
  • электрические щетки (угольные или графитовые);
  • коллектор;
  • якорь (ротор).

На следующем рисунке показана схема подключения болгарки, а именно ее двигателя.

Ремонтируем болгарку своими руками: как разобрать УШМ, проверить щетки, заменить статор и прочее

Все составляющие электродвигателя выполняют определенные функции.

  1. Ротор – это вал, на котором размещены катушки и коллектор. Ротор, вращаясь в магнитном поле статора, передает вращательное движение на редуктор УШМ.
  2. Коллектор. Представляет собой часть ротора, к которой подведены все управляющие кабели. Через коллектор проходят электрические сигналы от блока управления к двигателю. Именно к коллектору подсоединяются электрощетки.
  3. Электрощетки. Главная их задача — это передача электрического тока от силового кабеля на коллектор.
  4. Статор. Представляет собой катушку с определенным числом витков. Задача статора заключается в создании магнитного поля, которое, взаимодействуя с якорем, приводит последний в движение.

Основные неисправности болгарки и их причины

По статистике, большинство случаев выхода из строя УШМ связаны с электрической частью аппарата. Некоторые поломки могут быть незначительными, что позволяет провести ремонт болгарки своими руками. Но, например, при перегорании обмоток двигателя ремонт угловой шлифовальной машины может произвести только специалист.

Болгарка не включается

Причины того, что УШМ не включается, могут быть следующие:

  • неисправна электрическая вилка;
  • неисправен электрический кабель;
  • сломалась кнопка запуска;
  • нарушен контакт между кабелем питания и кнопкой;
  • обрыв контактного провода электрощетки;
  • сильный износ электрощеток;
  • выход из строя обмоток ротора или статора.

УШМ не развивает обороты

Причины того, что угловая шлифмашина не набирает обороты, могут быть разные.

  1. Поломка блока регулировки оборотов. Для проверки этой версии необходимо подключить двигатель аппарата напрямую, минуя регулятор, и проверить работу устройства.
  2. Неисправность электрического кабеля вследствие постоянных перегибов или механического повреждения. Из-за этого поврежденный провод начинает греться под нагрузкой, а обороты двигателя падать.
  3. Загрязнение коллектора пылью. Необходимо удалить загрязнения спиртом.
  4. Проблемы с щетками. Они могут износиться или иметь короткий контактный провод, как показано на следующем фото.

Ремонтируем болгарку своими руками: как разобрать УШМ, проверить щетки, заменить статор и прочее

Щетка хотя наполовину и стерлась, но является вполне работоспособной. При этом короткий контактный провод не дает пружине прижать электрод к коллектору. Данная ситуация также может быть причиной того, почему УШМ перестала работать в нормальном режиме.

Электродвигатель греется

Причины того, что греется болгарка, могут быть следующие.

  1. Неправильный режим работы аппарата. В результате перегрузок электродвигатель может сильно нагреваться, что часто ведет к перегоранию обмоток.
  2. Разрушение подшипников, расположенных на якоре. В результате ротор цепляется за статор, работа двигателя затрудняется, и обмотки перегреваются. Проблема решается заменой подшипников.
  3. Засорение вентиляционных каналов, через которые поступает воздух для охлаждения двигателя. Необходимо очистить вентиляционные отверстия от пыли.
  4. Поломка крыльчатки, служащей для охлаждения двигателя. Установлена она на роторе, на противоположной по отношению к коллектору стороне. Если крыльчатка сломана, ее необходимо заменить на новую. Ремонтируем болгарку своими руками: как разобрать УШМ, проверить щетки, заменить статор и прочее
  5. Межвитковые замыкания обмоток статора и ротора. Потребуется перемотка катушек или замена данных деталей на новые.

Болгарка искрит

Если вы заметили сильное искрение при включении углошлифовальной машины в том месте, где находится коллектор, то причины данной неприятности могут быть следующие.

  1. Повреждение обмотки якоря: обрыв одной или нескольких секций обмотки, межвитковое замыкание. При таких поломках появляется повышенный шум, падают обороты двигателя и горят щетки.
  2. Нарушился контакт между коллекторными пластинами и обмоткой.
  3. Слабый прижим щеток. При длительных режимах болгарки пружины перегреваются и могут “отжигаться”, теряя при этом упругость.
  4. Разбалансировка ротора двигателя.
  5. Нарушение цилиндрической поверхности коллектора. Это иногда происходит после перемотки, если якорь не протачивается на токарном станке, а сразу устанавливается в аппарат. В таком случае можно также наблюдать, что чрезмерно искрят щетки.
  6. Между ламелями коллектора нарушена изоляция. Также может быть засорение пазов продорожки графитом или пробой между ламелями.
  7. Износ подшипников, вызывающий биение ротора, также приводит к тому, что сильно искрят щетки.
  8. Нарушение геометрии вала якоря. Обычно это случается при неаккуратной разборке электродвигателя, когда вал гнется.
  9. Установлены графитовые щетки не той марки. Щетки подбираются, исходя из ожидаемых оборотов и напряжения.
  10. Поднятие одной или нескольких ламелей приводит к тому, что быстро сгорают щетки. Случается это по причине перегрева двигателя при длительной работе. В результате стекломасса, служащая основой коллектора, размягчается, и ламели начинают подниматься. Из-за того, что ламели подняты, щетки стираются очень быстро.

Как разобрать болгарку для диагностики

Чтобы провести диагностику электрической части УШМ, а также устранить механические поломки аппарата, потребуется его разобрать. Разборка осуществляется по следующему алгоритму.

  1. С помощью ключа снимите диск или другую насадку со шпинделя агрегата. Ремонтируем болгарку своими руками: как разобрать УШМ, проверить щетки, заменить статор и прочее
  2. Открутите рукоятку. Ремонтируем болгарку своими руками: как разобрать УШМ, проверить щетки, заменить статор и прочее
  3. Снимите защитный кожух. Ремонтируем болгарку своими руками: как разобрать УШМ, проверить щетки, заменить статор и прочее
  4. Откройте специальные окошки, расположенные по бокам кожуха угловой шлифмашины, и извлеките электрощетки, предварительно отсоединив клеммы. Ремонтируем болгарку своими руками: как разобрать УШМ, проверить щетки, заменить статор и прочее
  5. Открутите корпус редуктора от корпуса двигателя УШМ. Ремонтируем болгарку своими руками: как разобрать УШМ, проверить щетки, заменить статор и прочее
  6. Без особых усилий потяните за корпус редуктора и отсоедините его от кожуха. При этом редукторный блок извлечется вместе с ротором.
  7. После извлечения якоря, в кожухе останется статор двигателя, который также легко извлекается для диагностики после откручивания крепежа.
  8. Чтобы разобрать редуктор, открутите винты, удерживающие крышку. Сняв крышку, вы увидите шестерни редуктора.
  9. Чтобы снять якорь с болгарки, потребуется открутить гайку, находящуюся внутри редуктора.
  10. Для того, чтобы снять подшипник с якоря, рекомендуется воспользоваться специальным съемником. В противном случае, можно повредить вал.

Диагностика электрической части УШМ

Как было сказано выше, чаще всего УШМ отказывается работать по причине поломок электрической части агрегата. Для правильной диагностики электрических цепей инструмента мастера по ремонту электрооборудования пользуются специальным прибором — тестером.

Если вы нажали на кнопку запуска агрегата, и он не работает, то в 90% случаев причина поломки не настолько серьезная, чтобы вы не смогли отремонтировать болгарку своими руками.

Специалисты советуют придерживаться основного правила ремонта электроинструмента: двигаться от простого к сложному.

Первым делом потребуется проверка электрического кабеля и вилки на его конце. Если она разборная, то раскрутите ее и проверьте надежность контактов. В противном случае, придется разобрать болгарку (снять кожух аппарата) и “прозвонить” кабель тестером, а также убедиться, что ток подходит к контактам кнопки “Пуск”. Если прибор покажет обрыв, то кабель следует заменить на новый.

Ситуация, когда ток поступает на кнопку, но дальше не проходит (при включенном положении), говорит о неисправности переключателя. Кнопку починить не получится. Ее необходимо заменить на новую, но прежде промаркируйте снимаемые контакты, чтобы в дальнейшем подсоединить их правильно. При неправильном подсоединении контактов может сгореть обмотка двигателя.

Если при проверке оказалось, что и кабель, и кнопка пуска исправны, но на щетки не поступает ток, то необходимо произвести зачистку контактных пластин щеткодержателей. В случае неэффективности данной процедуры рекомендуется замена щеток. Далее, если со щетками все нормально, и ток на них поступает, следует проверить ротор и статор на наличие замыканий и обрывов.

Проверка якоря электродвигателя

Ротор электромотора может иметь следующие неисправности: межвитковое замыкание и обрыв проводников на контактах ламелей.

Проверить якорь болгарки можно мультиметром: прибор переводится в режим изменения сопротивления, выставляется значение 200 Ом, и с помощью щупов замеряется сопротивление между двумя соседними ламелями. Таким образом требуется проверить все пары ламелей.

Если показатели сопротивления одинаковые, то обмотка ротора не имеет повреждений. Обнаружение во время “прозвона” других значений сопротивления, а также выявление обрыва цепи говорит о неисправности в этой катушке. В таком случае потребуется ремонт якоря болгарки.

Читайте также:  Жидкие обои: как выбрать и нанести на стены

Обычно разрыв проводников происходит в местах соединения с обмоткой. Осмотрите места, где катушки соединяются с ламелями, убедитесь в надежности пайки контактов.

Если у вас нет измерительного прибора, то проверить ротор можно, использовав для этих целей лампочку на 12 В и аккумулятор. Мощность должна быть в пределах 30-40 Вт.

Проверка делается следующим образом: подайте напряжение 12 В от аккумулятора на вилку угловой шлифмашины, в разрыв одного провода подключите лампочку, начинайте вращать шпиндель УШМ. При исправной обмотке лампочка будет гореть ровно, без миганий.

При межвитковом замыкании степень накала спирали лампочки будет меняться. В таком случае ремонт якоря болгарки своими руками будет затруднителен, поскольку схема намотки якоря достаточно сложная, да и сам процесс требует специального оборудования и знаний.

Поэтому данную операцию рекомендуется доверить специалистам. Но лучшим выходом из ситуации будет замена якоря на болгарке новым.

Если лампочка не загорается при тестировании ротора, это свидетельствует о наличии обрыва в статоре или замыкания в его обмотках, а также о проблемах с электрощетками.

Проверка статора электродвигателя

Чтобы проверить статор болгарки, используют, как и в предыдущем случае, мультиметр. Значения нужно выставить на 20-200 Ом и сделать следующее. Прикоснитесь одним щупом к контакту обмотки статора, а вторым – к корпусу детали.

Если прибор показывает сопротивление, это значит, что произошел пробой на корпус. Прикоснитесь щупами к контактам одной обмотки, а затем к контактам другой. Если сопротивление одинаковое, значит катушки исправны.

Если на одной обмотке прибор показывает обрыв цепи, значит, потребуется перемотка статора или замена детали на новую.

Перемотать статор в домашних условиях, не имея специальных знаний, навыков и оборудования, будет проблематично. Лучше обратиться к специалистам, профессионально занимающимся перемотками двигателей.

Механические поломки и их устранение

К механическим поломкам УШМ, можно отнести следующие.

  1. Износ подшипников якоря двигателя. Обычно при износе подшипников вы можете ощутить сильную вибрацию во время работы аппарата. К тому же, может быть слышен скрежет и другие шумы. Рано или поздно, подшипник все же разрушится, а высыпавшиеся шарики попадут на шестерни редуктора. Если это произойдет, то кроме подшипника, придется менять и шестерни. Конечно же, лучше не дожидаться данной неприятности, а при первых признаках неисправности подшипника заменить его. Как добраться до этой части угловой шлифмашины, было рассказано выше.
  2. Износ шарикоподшипника или подшипника скольжения редуктора. Как и в предыдущем случае, при включении аппарата будет ощущаться вибрация и слышаться шум, несвойственный нормальной работе УШМ. Чтобы предупредить дальнейшую поломку редуктора, необходимо заменить неисправную деталь.
  3. Износ шестерен редуктора. Шестерни быстро изнашиваются из-за недостаточной смазки. По этой же причине и греется редуктор. Необходимо следить за состоянием смазки внутри редуктора и при необходимости менять ее. Как разобрать редуктор, было описано выше. Смазку нужно использовать специально разработанную для редукторов УШМ, и купить ее можно в точках, где продается данный инструмент. Если по какой-либо причине сломались зубья хотя бы одной шестерни, то менять нужно весь комплект шестеренок (пару).

К механическим неисправностям можно отнести и поломку фиксатора вала. Для того, чтобы заменить фиксатор, потребуется разборка редуктора и снятие большой шестерни.

Источник: https://tehnika.expert/dlya-remonta/bolgarka/razobrat-i-otremontirovat-svoimi-rukami.html

Как самостоятельно поменять изношенные щетки на УШМ

После определенного времени работы на болгарках изнашиваются щетки до такой степени, что попросту перестают доставать до коллектора. В этом случае требуется их замена. Однако далеко не каждый мастер знает, как правильно выполнить ремонт УШМ.

В данном обзоре автор подробно рассказывает о процессе сборки/разборки болгарки и замены изношенных щеток на новые, а также делится полезными советами, которые пригодятся в ходе ремонта угловой шлифмашинки.

И прежде чем приступить к разборке болгарки, необходимо обязательно достать щетки из своих «посадочных» мест. В некоторых моделях УШМ, чтобы поменять щетки, нужно разобрать корпус.

Ремонтируем болгарку своими руками: как разобрать УШМ, проверить щетки, заменить статор и прочее

Но даже если у вас болгарка, в которой замену щеток можно выполнить без разборки, все равно ее лучше разобрать, чтобы посмотреть в каком состоянии находится коллектор.

Пошаговый процесс самостоятельной замены щеток

После того, как разобрали корпус болгарки и достали электродвигатель, необходимо провести визуальный осмотр проводки на предмет обнаружения повреждений, а также нужно обратить внимание на дорожки.

Ремонтируем болгарку своими руками: как разобрать УШМ, проверить щетки, заменить статор и прочее

Дорожки не должны быть подгоревшими, а в зазорах между ними не должно быть пыли. Если пыль есть, то ее нужно убрать. Также дорожки не должны быть сильно изношенными. Однако минимальная выработка допускается.

Ремонтируем болгарку своими руками: как разобрать УШМ, проверить щетки, заменить статор и прочее

При необходимости дорожки можно зачистить мелкозернистой наждачной бумагой. Также надо будет осмотреть внутреннюю часть корпуса болгарки. Провода не должны иметь повреждений.

Если за время работы УШМ накопилось много пыли, то ее нужно обязательно удалить при помощи кисточки, и хорошо продуть корпус изнутри.

Ремонтируем болгарку своими руками: как разобрать УШМ, проверить щетки, заменить статор и прочее

Если все в порядке, то останется только проверить еще подшипники. Они должны сидеть плотно. Минимальный люфт допускается. И после этого можно приступать к сборке болгарки в обратной последовательности и установке новых щеток.

Ремонтируем болгарку своими руками: как разобрать УШМ, проверить щетки, заменить статор и прочее

Вот, в принципе, и все основные нюансы, на которые стоит обратить внимание. Но чтобы ремонт болгарки был полным, не лишним будет также проверить состояние деталей, которые находятся внутри корпуса редуктора. При необходимости надо заменить смазку.

Ремонтируем болгарку своими руками: как разобрать УШМ, проверить щетки, заменить статор и прочее

Полезный совет при внеплановом ремонте болгарки

Многие задаются вопросом, что делать, если в магазине не удалось найти точно такие же щетки, как были установлены в УШМ. Можно просто купить щетки большего размера (разница в 1 мм – это нормально), и сточить их до нужного размера.

Ремонтируем болгарку своими руками: как разобрать УШМ, проверить щетки, заменить статор и прочее

Чтобы выполнить эту операцию максимально точно, потребуется смастерить простую приспособу. На куске ДСП, фанеры (или другой ровной поверхности) с помощью двустороннего скотча нужно закрепить щетку. По углам мастер закручивает четыре самореза, утапливая их шляпки ниже поверхности щетки на 0,5 мм.

Ремонтируем болгарку своими руками: как разобрать УШМ, проверить щетки, заменить статор и прочее

В данном случае шляпки саморезов выступают в качестве маяков. После этого с помощью бруска с наждачной бумагой нужно снять лишний графит. Если же стачивать щетку на глаз, то поверхность может получиться неравномерной, что нежелательно.

Подробно о том, как самостоятельно поменять изношенные щетки на УШМ, можно посмотреть в видеоролике на нашем сайте.

Оцените запись

Источник: https://sdelairukami.ru/kak-samostoyatelno-pomenyat-iznoshennye-shhetki-na-ushm/

Ремонтируем болгарку своими руками: как разобрать УШМ, проверить щетки, заменить статор и прочее

Ремонтируем болгарку своими руками: как разобрать УШМ, проверить щетки, заменить статор и прочее Ремонтируем болгарку своими руками: как разобрать УШМ, проверить щетки, заменить статор и прочее

Сегодня болгарка имеется в арсенале каждого домашнего мастера. С ее помощью (особенно если есть дополнительные насадки) можно резать металл, штробить бетонные стены, шлифовать различные поверхности или очищать от ржавчины. Однако любой, даже самый лучший и качественный инструмент может неожиданно сломаться. Покупать новую болгарку — сомнительное решение. Ведь можно и самостоятельно диагностировать поломку и провести ремонт болгарки.

Частые признаки поломок

Все болгарки прежде чем окончательно выйти из строя сигнализируют о возникшей поломке. Чаще всего достаточно просто увидеть и услышать признаки поломки, чтобы не доводить инструмент до критического состояния. Вот самые частые признаки поломки:

  • корпус слишком сильно вибрирует во время работы;
  • щетки коллектора искрят или дымят;
  • мотор гудит громче обычного;
  • шестерни и зубья трещат из-за поломки или нехватки смазки;
  • во время вращения вала подшипники заклинивает;
  • неприятный запах от болгарки.

Ремонтируем болгарку своими руками: как разобрать УШМ, проверить щетки, заменить статор и прочееРемонтируем болгарку своими руками

Распространенные поломки и способы их решения

При ремонте УШМ есть общие правила действия.

Во-первых, самостоятельно разбирать болгарки можно только тогда, когда она выключена из сети.

И во время ремонта не включать инструмент — по крайней мере, до тех пор, пока все детали не будут собраны. Во-вторых, разбор механизма надо проводить на чистом, просторном столе.

Желательно убрать с него все посторонние предметы, чтобы детали болгарки не потерялись. Порядок разбора деталей нужно запомнить, чтобы потом собрать болгарку в обратном порядке.

Некоторые мастера рекомендуют сфотографировать механизм, если страшно полагаться просто на свою память.

Ремонтируем болгарку своими руками: как разобрать УШМ, проверить щетки, заменить статор и прочееРемонтируем болгарку своими руками

Если искрят щетки в коллекторе

Это самая простая поломка, ведь на любом инструменте предусмотрен упрощенный механизм замены щеток. Для начала стоит снять обе боковые накладки с кожуха и извлечь из гнезд поврежденные щетки. Коллектор можно протереть спонжами, смоченными в спирте. В чистый механизм устанавливаются новые щетки, а затем крышки возвращаются на место.

Двигатель не включается

Иногда двигатель не включается. После проверки обнаруживается, что напряжение подается в стандартном режиме. Тогда дело скорее всего в подшипниках и щетках — они заклинивают или западают.

Если щетки западают, следует их почистить.

Заодно можно проверить уплотнительные резинки, которые и обеспечивают надежную фиксацию деталей в коллекторе. Если подшипники клинит, они снимаются с вала, а потом ремонтируются. Или заменяются на новые.

Мотор работает не в полную силу

Главная причина, из-за которой болгарка не развивает максимальную мощность, — неправильная эксплуатация. В результате образуется межвитковое замыкание. Придется снимать катушку и перематывает ее заново: без особых навыков здесь не обойтись.

Иногда якорь проще заменить вместе с катушкой, если он вышел из строя. В этом случае нужно следить, чтобы новая деталь по номиналу соответствовала старой.

Читайте также:  Очки газосварщика. как сохранить здоровье глаз?

Чрезмерный нагрев болгарки

В паспорте устройства указано оптимальное время эксплуатации инструмента. Если работать с болгаркой дольше, чем рекомендуют производители, увеличенная нагрузка может сломать болгарку. Вот почему болгарка греется.

Чтобы избавиться от нагрева, достаточно просто внимательно соблюдать правильный режим работы. Периодически можно запускать болгарку на холостом ходу.

Поломка редуктора

Именно редуктор подает вращательное движение от электродвигателя и контролирует мощность и количество оборотов. Иногда уже во время включения из редуктора доносится свист и скрежет. Это значит, что нужно сразу же выключить инструмент. И уже потом разбираться, в чем причина неисправности.

Ремонтируем болгарку своими руками: как разобрать УШМ, проверить щетки, заменить статор и прочееРемонт редуктора болгарки

Если зубья в редукторе сколоты, придется их заменять. Но перед установкой новых запчастей стоит обязательно почистить область установки: там могут оставаться осколки от предыдущих зубьев.

Дым при работе инструмента

Болгарка начинает дымить, если работать слишком усердно и не заметить, что корпус перегрелся. Обычно это горит изоляционный слой, который защищает якоря болгарки. Обмотку якоря придется заменять. Но только после того, как инструмент будет выключен из розетки и полностью остынет.

Поломка подшипников

Когда подшипник выходит из строя, он начинает гудеть. А из-за дополнительного люфта возникает вибрация. Ремонт болгарки своими руками проходит легко. Щетки извлекаются из держателей в редукторе.

Ведущая шестерня отсоединяется и из механизма извлекается вал якоря вместе с крыльчаткой охлаждения. Подшипники заменяются на новые. Сложность может возникнуть при удалении сломанных деталей: чтобы было легче, можно использовать съемник.

Когда будет подготовлен новый подшипник, сборка проводится в обратном порядке.

Ремонтируем болгарку своими руками: как разобрать УШМ, проверить щетки, заменить статор и прочееПоломка подшипников в болгарке

Профилактика — гарант бесперебойной работы

Чтобы увеличить срок службы инструмента, необходимо регулярно разбирать болгарку для профилактического осмотра механизмов. Регламент проведения профилактики обозначен в паспорте устройства.

Длительную эксплуатацию обеспечивает и правильное хранение. Пока болгарка не используется, она должна лежать в сухом месте, защищенном от перепадов температур. Если болгарка используется очень редко, то можно дополнительно упаковать ее в полиэтиленовый пакет.

Источник: https://postroysia.ru/remontiruem-bolgarku-svoimi-rukami-kak-razobrat-ushm-proverit-shhetki-zamenit-stator-i-prochee/

Ремонт своими руками статора болгарки

Ремонтируем болгарку своими руками: как разобрать УШМ, проверить щетки, заменить статор и прочееВыйти из строя может практически любой конструктивный элемент болгарки. Опыт эксплуатации говорит, что поломка статора не такое редкое явление, а значит, следует владеть эффективными методами его ремонта. Наличие сервисных центров с квалифицированными специалистами значительно облегчает решение вопроса восстановления статора. Однако, такой ремонт можно выполнить самостоятельно. Для чего хозяин болгарки должен иметь определенный опыт электромеханических ремонтных работ. Устранить большинство дефектов статора возможно без применения специального инструмента. Данная статья в помощь пользователям, выполняющих ремонт статора болгарки своими руками.

Общие правила при ремонте

Ремонтируем болгарку своими руками: как разобрать УШМ, проверить щетки, заменить статор и прочееОсновные требования техники безопасности при ремонтных работах с УШМ.

  • Болгарка как любой электроинструмент имеет кабель для подключения к сети. При выполнении ремонтных работ следует отсоединить штепсельную вилку от розетки, тем самым исключить поражение электрическим током.
  • Применяемый для ремонта инструмент должен находиться в исправном состоянии. Рабочие поверхности не должны иметь поломок, надежно крепиться в приспособлениях для удерживания инструмента в руках. Сами приспособления не должны создавать неудобств пользователю, выполняющему ремонтные работы.
  • Некоторые детали болгарок могут иметь острые кромки, заусенцы. Предупредить возможность ранения поможет работа в перчатках, которые защитят руки от прямого контакта с потенциально травмоопасными деталями.
  • Во время пропитки обмоток статора следует соблюдать требования пожаробезопасности, так как применяемые лаки относятся к категории легко воспламеняющихся жидкостей. Не допускается применение открытого огня (курение и другие подобные). Работы лучше проводить в отдельном изолированном помещении при наличии огнетушителя.

Частые неисправности: греется и другие, причины

Основной причиной выхода из строя статора является нарушение электрической изоляции его обмоток. К такому дефекту приводит длительная работа в условиях перегрузки устройства.

УШМ сильно греется, что пагубно влияет на изоляционное покрытие.

Вследствие чего возникают замыкания витков между собой, пробой обмоток катушек на корпус сердечника или при резком повышении тока происходит обрыв проводов.

Ремонт, подготовка к работе, необходимые инструменты

Ремонтируем болгарку своими руками: как разобрать УШМ, проверить щетки, заменить статор и прочее

Мультиметр Зубр. Фото 220Вольт

Перед выполнением ремонтных работ выполняется диагностика с целью определения деталей и узлов, по причине которых болгарка не может нормально функционировать.

Электрическая часть УШМ осматривается визуально на предмет нахождения следов от подгорания поверхности в местах короткого замыкания.

При отсутствии после осмотра явных признаков неисправностей электрическая часть проверяется прозваниванием с помощью специальных приборов (мультиметра, индикатора короткого замыкания и других). После нахождения и анализа повреждения принимается метод его устранения.

Существуют два основных способа ремонта статора своими руками:

  • Из корпуса болгарки извлекается сгоревший статор. В специализированном магазине приобретается идентичный вышедшему из строя устройству и используется в УШМ вместо него.
  • Сгоревшая обмотка удаляется с корпуса сердечника и наматывается новая, соответствующая старой по количеству витков и диаметру проволоки.

Прозвонка и перемотка

Ремонтируем болгарку своими руками: как разобрать УШМ, проверить щетки, заменить статор и прочееЕсли причиной поломки болгарки стал сгоревший статор, прозвонкой выясняется более детально, какая его часть к этому причастна. При наличии дефектов в обмотках катушки некоторые пользователи самостоятельно перематывают новые. Подробное описание производства таких работ по ссылкам «Как прозвонить статор болгарки» и «Перемотка статора болгарки своими руками».

Замена

Для болгарки модели DWT в следующем видео был приобретен новый статор взамен сгоревшего. Новый статор позиционировался как узел именно от болгарки данной модели.

Подробно описан процесс разборки УШМ до извлечения из корпуса неисправного статора. При осмотре внешнего вида купленного нового и старого статоров наблюдалось некоторое различие.

Однако, после сборки и проверки на работоспособность выяснилось, что они практически никак не влияют на работу болгарки.

Сгорел, перемотка

Автор следующего видео из соседнего с Россией государства, испытывая затруднения с покупкой нового статора вместо сгоревшего от болгарки российского производства модели «Интерскол», принял решение самостоятельно его перемотать. Здесь важно обратить внимание на опыт, который получил автор в процессе перемотки провода. Нельзя ослаблять его натяжку, иначе катушка не сможет поместиться в углублениях статора. Со второго раза намотка прошла успешно.

Пропитку лаком, описанную при ремонте, не следует копировать один к одному. Потому что обычный столярный лак не обладает нужными электроизоляционными свойствами.

При затруднениях с выбором пропиточного вещества лучше использовать материал на основе эпоксидной смолы, которую легко найти.

Качество пропитки улучшится, если статор нагреть, а не ждать пока лак перестанет проникать внутрь обмотки.

Бош, замена

В следующем видео автор ремонтирует болгарку модели Бош. Работа в сильно запыленной атмосфере, конечно, может быть причиной сильного износа ламелей коллектора, но за однозначную причину выхода из строя обмоток статора ее принимать никак не стоит. Здесь следует еще рассмотреть другие условия эксплуатации (перегрузка, длительность работы и другие).

Диагностика у автора носит характер гадания на кофейной гуще. Резкая перемена от сгоревшего ротора, который оказался еще вполне работоспособным, к обгоревшей изоляции на статоре, действительно вышедшем из строя, говорит об отсутствии системного подхода в ремонтных работах.

Во время разборки болгарки статор освобождается из корпуса под действием сильных ударов молотка. Он хоть и деревянный, но достаточно сильные удары могут нанести повреждение выступающим частям корпуса.

Почему сразу не сделать выводные концы статора нормальной длины, остается загадкой. Автор дважды делает одну и ту же, весьма трудоемкую работу толком не объясняя причин.

Как снять, достать

Культуру производства при выполнении ремонтных работ показывает автор следующего видео. Технология работ по извлечению статора из корпуса болгарки отработана с применением вспомогательного инструмента (всего лишь деревянного бруска определенных размеров), не требующего применения больших усилий.

Важно: перед началом извлечения статора необходимо отсоединить всю электрическую проводку. Особенно следует обратить внимание на пружинные контактные кольца, которые находятся на щеточном узле и легко снимаются отверткой.

Как подключить, подключение обмоток

Автор следующего видео делает обзор различных схем намоток катушек статора. Здесь кроме классического существуют другие варианты, в которых есть переходы внутри обмоток.

Автор дает алгоритм поиска входа (крепится на болгарке к выключателю) и выхода (соединяется со щеточным узлом). Визуально определяется выходная часть катушки — проволока расположена на внешней периферийной стороне обмотки.

Разматывая этот конец, определяем схему намотки и количество витков.

  • Автор дает рекомендации по выбору марок пропиточных лаков, которые наилучшим образом будут выполнять изоляционные функции.
  • Разделы: Ремонт болгарок своими руками, Статоры

Источник: https://kovka-svarka.net/kuznechnoe-delo/remont-svoimi-rukami-statora-bolgark/

Ремонт болгарки: диагностика поломки, пути решения проблемы

Ремонтируем болгарку своими руками: как разобрать УШМ, проверить щетки, заменить статор и прочее

Ремонт болгарки своими руками – вполне решаемая задача. Главное – не спешить, разобраться в конструкции, вспомнить все обстоятельства, при которых она сломалась, определить, что могло износиться за время работы, произвести диагностику и приступать к починке.

Болгарка и её эксплуатация

Болгаркой называют угловую шлифовальную машинку (УШМ). Наименование инструмента связано с тем, что её выпускал завод «Элтос-Болгарка» в г. Пловдиве. Предназначена она для выполнения работ по шлифовке или обрезке твердого материала:

Хорошо выполняет заточку инструмента.

Болгарка в наше время – очень нужный инструмент, поэтому есть почти у каждого.

Существуют разные по мощности шлифовальные машинки: от 500 Вт до 2500, в зависимости от толщины круга – от 115 мм до 230 мм. Самыми популярными в работе являются УШМ с мощностью 1,2 Вт, а самый используемый диск – толщиной 125 мм.

Читайте также:  Алмазное сверло: виды и особенности сверл с алмазным напылением

С каждым годом выбор на этот строительный электроинструмент становится всё более широким, но правила эксплуатации почти не меняются. И если даже их всегда придерживаться, рано или поздно в механизме возникают неисправности, которые можно попробовать устранить собственноручно, собрав все необходимое для ремонта болгарки.

Устройство УШМ

Ремонтируем болгарку своими руками: как разобрать УШМ, проверить щетки, заменить статор и прочее

  • ротор – часть электродвигателя, которая вращается при работе и  регулируется по скорости, ещё называется якорем;
  • коллектор – место на роторе, где находятся управляющие обмоточные провода;
  • щётки – детали, которые служат проводниками тока от кабеля до обмотки коллектора;
  • редуктор – механизм, выполняющий роль привода от вращающегося ротора к кружащемуся диску, состоит из шпинделя, подшипника, из двух шестерёнок (большая и шестерня вала);
  • статор – часть электродвигателя, в которой работает ротор;
  • крыльчатка охлаждения болгарки;
  • кнопка запуска;
  • сетевой кабель с электрическим приводом;
  • кожух защиты;
  • корпус болгарки;
  • дополнительная рукоятка.

Все указанные детали можно поделить на две части:

  • электрическую;
  • механическую.

Как разобрать УШМ

Как разобрать болгарку? Не такой уж и сложный процесс. Для этого не требуется специальных знаний, но необходимо всё делать внимательно и с осторожностью. Каждому владельцу нужно знать, как разбирать любой рабочий инструмент, потому что периодически он нуждается во внутренней очистке от загрязнений и попавшей пыли, а от этого зависит его долговечность службы.

В нынешнее время на рынке можно выбрать себе разного вида болгарки, которые отличаются по рабочим параметрам, размерам, качеству. Производители тоже разные. Какую бы вы ни приобрели себе модель шлифовальной машины, у всех одна модель сборки деталей.

Разборка болгарки потребует немного инструментов, нужна всего лишь обычная отвёртка или реверсивная с храповым механизмом.

Приготовив отвёртку, можно приступать к разборке:

  1. Выкручиваем саморезы с корпуса и снимаем одну сторону изделия.
  2. Снимаем гайку, благодаря которой держится диск, откручиваем болты крепления защитного кожуха.
  3. Снимаем щётки.
  4. Отсоединяем провода от двигателя.
  5. Отвинчиваем болты, которыми крепится внутри редуктор, и очень осторожно извлекаем его, с ним вынимается и ротор.
  6. Откручиваем болты, которые держат статор, и снимаем его.
  7. Собираем болгарку назад, поочерёдно ставим в обратном порядке всё на место и прикручиваем.

Разбирая болгарку, важно запомнить очерёдность снятия деталей, чтобы правильно собрать.

Виды поломок у болгарок

Типичные незначительные поломки

В случае возникшей неисправности в первую очередь необходимо исключить элементарные поломки:

  1. Не включается болгарка. УШМ внезапно стала неисправна –  перестала включаться. В таком случае нужно проверить исправность розетки, потом вилку и сетевой шнур, возможно, просто не срабатывает привод из-за того, что в изделие не попадает ток.
  2. Кабель с вилкой целые, а привод не работает. Необходимо проверить кнопку запуска. Ремонт выключателя болгарки проще осуществить покупкой новой кнопки и её заменой. Поскольку она редко подлежит ремонту – в основном, внутри ломается пластмассовая тяга выключателя. Если хочется экспериментов, можно разобрать её, пронумеровав контакты, и обратно собрать всё по местам, чтобы после сборки не случилось замыкания.
  3. Указанные выше детали невредимы, а углошлифовальная машинка не хочет работать – значит, пришло время проверить щетки. Возможно, пора в болгарке их поменять. Щётки от работы постоянно греются, поэтому быстро изнашиваются и чаще других деталей нуждаются в замене, причём парно.

Существенные неисправности

Исключив все незначительные поломки, необходимо разбираться, почему инструмент не хочет включаться, и как отремонтировать его. Скорее всего, неисправности серьезные, требующие дополнительных знаний. Это происходит в случаях, если:

  • деформирован корпус;
  • заклинил один из подшипников;
  • не работает якорь или статор;
  • поломались или стёрлись зубья у шестерёнки редуктора;
  • вышел из строя коллектор;
  • не подаёт признаков жизни датчик управляющей электроники.

Если определено, что неисправность произошла в механической части болгарки, то надо обратить внимание на состояние большой шестерёнки, находящейся на валу, и на втулки. Если зубья частично стёрлись или происходит шатка валов, их незамедлительно надо заменить.

Ремонтируем болгарку своими руками: как разобрать УШМ, проверить щетки, заменить статор и прочееСамые распространенные поломки

Неисправности болгарки случаются довольно часто. Каждый, кто работает с этим инструментом, знает об этом. Что выходит из строя чаще всего?

Сломалась кнопка фиксации шпинделя

Всего одно неловкое нажатие на кнопку фиксации шпинделя, когда происходит вращение диска, приводит к её поломке. Иногда она может быть сломана, если её используют для снятия заклинившего диска. Чтобы это не случилось, нужно пользоваться рожковым ключом, вставленным в специальные отверстия возле места крепления диска.

Надлом зубьев шестерёнки

В основном он возникает, когда происходит заклинивание. Если в редукторе слышен грохот, это признак именно такой неисправности. Когда у шестёренки сломано больше одного зубчика, то болгарка не сможет резать необходимый материал.

Чтобы инструмент продолжил работу, необходимо поменять шестерёнки, причём все, да ещё и коническое колесо. Перед походом в магазин за запчастями запомните фирму производителя, модель и мощность изделия.

Не работает электродвигатель

Данного вида поломка случается с УШМ, которые работают в местах, где много пыли, а когда им дают отдых, то оставляют на земле. Пыль, которая попадает внутрь, портит обмотку. Большие нагрузки, особенно для маленькой мощности болгарки, оборачиваются поломкой мотора.

Если болгарка используется для резки материалов, создающих много пыли, то рекомендуется места вентиляционных отверстий чем-то прикрыть.

Посыпался подшипник

Самым слабым звеном, и не только у болгарок, являются подшипники. Большая частота вращений быстро изнашивает механизм. Радует одно, что поменять подшипник легко. Замена посыпавшего подшипника у болгарки, должна быть сделана вовремя, чтобы не случилось поломки, которую уже не исправить.

Неисправность статора

Данную поломку легко определить, когда УШМ включилась, но обороты диска слишком интенсивные и отличаются от обычной работы – значит, в статоре на обмотке существует витковое замыкание.

Поломка статора считается самой серьёзной, для её устранения нужны специальные навыки.

Когда в своих силах есть сомнения, лучше обратиться к профессионалам, чтобы потом не пришлось покупать новый инструмент.

Если решение починить самостоятельно принято, оно начинается со срезки лобовых частей обмотки, остатки все удаляются. Следующий шаг – делается новая обмотка по шаблону. Она должна быть идентичной по количеству витков, с той же плотностью и из проволоки такой же толщины, что и предыдущая.

Редуктор

Ремонтируем болгарку своими руками: как разобрать УШМ, проверить щетки, заменить статор и прочее

Ремонт редуктора болгарки в основном заключается в замене шестеренок. В случае слома дискового зубчатого колеса, его заменить сложно, потому что он очень прочно закреплен. Разобрать редуктор несложно:

  • нужно выкрутить гайку с его стороны;
  • аккуратно взять в тиски корпус ротора и легкими ударами выбить корпус редуктора;
  • поменять положение зажатого ротора и выбить через деревянную доску подшипник;
  • открутить с вала шестерёнку.

Всё – редуктор разобран.

Регулятор оборотов

Регулятор оборотов присутствует не у всех моделей болгарок. Когда УШМ используется для резки, он, в принципе, не нужен, но если проводится шлифовка, просто необходим. Если вдруг он перестал работать, то, скорее всего, перегорела плата, которую необходимо снять и купить такую же в магазине электроинструментов для дальнейшей замены.

Самостоятельный ремонт болгарки не всегда осуществим. Если вдруг что-то не выходит или не всё ясно, лучше обратиться в сервисный центр.

Характерные признаки неисправностей

Прежде чем совсем сломаться, углошлифовальная машинка подаёт сигналы о начале неполадок.

Обращайте внимание на работу своего помощника: вас должно насторожить, если:

  • щётки начали чересчур искрить;
  • во время работы греется болгарка;
  • мотор гудит внутри корпуса, когда включается инструмент;
  • вибрация корпуса стала значительно большей при выполнении работ;
  • редуктор болгарки трещит внутри;
  • слышится звук скрипа подшипников при раскрутке или периодическое подклинивание, когда вал ротора вращается;
  • УШМ задымила, или от неё исходит нехарактерный запах горения.

Чтобы не покупать новую болгарку, нужно внимательно относиться к работе инструмента. В случае каких-то отклонений от привычной работы начать диагностику неисправностей, определить причину и произвести ремонт электроинструмента.

Профилактика поломки болгарки

Срок службы шлифовальной машины напрямую зависит от ухода хозяина за ней. Каждый инструмент нуждается в хорошем уходе, тогда он будет исправно работать долгое время.

Любая болгарка во время работы будет греться, но чтобы отложить на длительное время ремонт УШМ, необходимо придерживаться некоторых правил в работе:

  1. Не перегружать инструмент, чтобы избежать перегрева и задымления.
  2. Не давить с силой на него во время работы.
  3. Вовремя чистить и смазывать необходимые детали внутри корпуса.
  4. При заметной неправильной работе прекратить эксплуатацию и провести осмотр на наличие неполадок.
  5. Производить замену быстроизнашивающихся деталей своевременно.
  6. Если болгарка дымит, срочно прекратить работу и больше не включать.
  7. Не использовать инструмент при обработке материала древесного типа.
  8. Крепко держать болгарку в процессе работы, чтобы не уронить и не повредить.

Придерживаясь перечисленных несложных рекомендаций и правил в работе с инструментом, именуемым болгарка, можно продлить её срок работы дольше, нежели предусмотрено гарантийным сроком.

Источник: http://pro-instrument.com/ruchnoj/remont-bolgarki.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector