Городской квартал — место, в котором мы живем

Описание

Задача. Разработать концепцию среднеэтажной жилой среды.

Жилье для людей в России уже сто лет строится по типовым проектам: Москва, Питер, старинные губернские и промышленные города заполнены хрущевками, брежневками и панельными многоэтажками. На смену унылой бетонной застройке с тесными и холодными квартирами в студии разработаны жилые кварталы нового типа — уютные, приветливые, в которых хочется жить.

Квартал — это квадрат земли, со всех сторон ограниченный дорогой с пешеходными тротуарами, велодорожками, автопарковками и автобусной остановкой. В квадрате расставляются жилые дома трех типов: в центре малоквартирные (башни с одним подъездом), по углам секционные (с несколькими подъездами) и галерейные (в таких домах в квартиры заходят с общего балкона).

Городской квартал — место, в котором мы живем

Схемы территории

Высота домов не превышает 5–7 этажей, поэтому дворы получаются камерные, уютные, при этом в них легко заглянуть с улицы.

На территории есть частные садики (у окон жителей первых этажей) и общественные площадки, скверы, лужайки.

Человеку комфортно находиться в таком пространстве — небо видно, сверху ничто не давит, вокруг красиво и чувствуешь себя в безопасности. Все необходимые магазины и услуги тут же.

Городской квартал — место, в котором мы живем

План квартала

Внутри квартала не ездят машины — есть только пешеходные дорожки, по которым в случае необходимости проезжает спецтехника. Парковка располагается снаружи, на улице. При желании застройщик организует подземный паркинг, заезды планом предусмотрены.

Городской квартал — место, в котором мы живем

Схема организации движения

В квартале есть где отдохнуть и размяться — на плане отмечены детские и спортивные площадки, зеленые лужайки и скверы, а на крышах обустроены приятные места для отдыха.

Городской квартал — место, в котором мы живем

Схема функционального зонирования

Пространства квартала имеют разную степень приватности. Улица, угловые скверы и центральная площадь — места, которые видят и к которым имеют доступ все находящиеся рядом люди. Коллективные пространства предназначены только для жителей квартала — это площадки во дворе и места для отдыха на крышах. Частные территории — садики у окон первых этажей.

Городской квартал — место, в котором мы живем

Схема зонирования общественных пространств

При необходимости в квартале строится больше домов.

Городской квартал — место, в котором мы живем

Схема уплотнения застройки

Новые дома с суперудобными квартирами, террасами на крышах и уютными дворами кардинально поменяют представление о массовых жилых кварталах.

Здания проектируются по особым правилам.

Городской квартал — место, в котором мы живем

Принципы проектирования жилых домов

Для каждого человека идеальный дом выглядит по-своему. Мы спроектировали дома, в которых самые разные люди находят квартиры своей мечты.

Городской квартал — место, в котором мы живем

Конструкция домов каркасная, жестко зафиксировано положение лестниц и лифтов, а в остальном сетка колонн позволяет как угодно планировать пространство. Предусмотрено два лифта — небольшой пассажирский и большой грузовой.

Городской квартал — место, в котором мы живем

Наружная поверхность зданий выполнена из ячеистого бетона — очень теплого и долговечного материала. Ячеистый бетон работает как утеплитель, и при этом его не нужно менять каждые 25 лет.

Городской квартал — место, в котором мы живем

К лифтам примыкает общественный холл.

Трубы, а следовательно и ванные с туалетами, распределены вдоль стен, поэтому комнаты свободно трансформируются — ничто не мешает устроить посреди квартиры огромную гостиную.

По плану жилое пространство делится на небольшие ячейки. Из таких ячеек-коробочек складываются самые разные квартиры — студии, небольшие двушки, просторные четырехкомнатные. Высота типовых жилых этажей — 3,3 метра.

Высота первого этажа — 5 метров. На нем размещаются двухуровневые квартиры, а также магазины, аптеки, спортзалы, коворкинги и другие общественно значимые организации. В жилой части предусмотрены колясочная, пост охраны, диспетчерская, комната консьержа и зона для отдыха и общения. Таким образом все необходимое для комфортной жизни находится прямо в доме, не нужно даже покидать двор.

Первый этаж построен на уровне земли, поэтому в дом легко заезжать на инвалидной коляске. Внутрь есть два входа — с улицы для всех и со двора для своих.

Лоджии и балконы

Эркер

Двухуровневые квартиры

Садик у дома

Терраса

Сад на крыше

Студия

1-комнатная

2-комнатная

3-комнатная

4-комнатная

Многоуровневые квартиры

Стандартная планировка

Европланировка

Свободная планировка

Архитектура

Новые дома прекрасно выглядят в любое время года. Несмотря на то, что застройка типовая, городской пейзаж получается разнообразным.

Фасады домов вентилируемые: снаружи на специальный каркас крепятся водостойкие панели, которые красятся или обшиваются кирпичом либо стеклофибробетоном. Благодаря такому устройству в квартирах тепло и тихо. Здания окрашены в светлые пастельные тона, с деталями под дерево и кирпич.

В домах нового поколения, конечно же, сделаны специальные декоративные решетки для кондиционеров, а на первых этажах — витражное остекление.

Экология и экономика

В каждой квартире — горизонтальная система отопления, оборудованная теплосчетчиком. Это значит, что расход тепла рассчитывается для каждой квартиры отдельно.

В общественных местах устанавливаются датчики движения — например, свет зажигается, только когда кто-то выходит в холл. В зданиях используется система «умный дом», то есть освещением и входной дверью жители управляют прямо из квартиры.

Специальная система собирает дождевую и «серую» воду (из стоков кухни и ванной) — она используется для подогрева в теплосистемах, полива растений на крыше и в садах и повторного применения. Сады на крыше удерживают воду, обеспечивают дополнительную термоизоляцию и делают город зеленее. При желании на крыше устанавливаются еще и солнечные батареи.

Ценовая категория готовых домов зависит от отделочных материалов, итоговой планировки, наличия подземного паркинга и инфраструктуры первых этажей.

По созданным принципам разработаны проекты трех типов жилых домов.

В россии разрабатывают принципы развития территорий. что это значит :: город :: рбк недвижимость

В России разрабатываются новые правила развития городских территорий. Основной градостроительной единицей станет квартал. Что это значит для горожан, властей и строителей — в карточках вопросов и ответов

Городской квартал — место, в котором мы живем

Жилые районы в России много лет застраиваются по одним и тем же принципам. Но города растут, меняются социальные и экономические условия, а вместе с ними и потребности горожан.

Сегодня покупатели жилья ориентируются не только на будущую квартиру, но и на район целиком — то есть на среду, в которой они станут жить.

На первый план для них выходят не квадратные метры, а комфорт и безопасность жизни, экономия личного времени и удобство пользования социальной и коммерческой инфраструктурой, экология и близость места работы.

Для формирования современной городской среды потребовались новые образцы освоения свободных и развития уже застроенных городских территорий. Дом.

РФ (АИЖК) и КБ «Стрелка» совместно с Минстроем России сейчас разрабатывают Принципы комплексного развития территорий.

Уже есть результаты — первая книга «Свод принципов комплексного развития городских территорий», которая рассказывает о том, каким должно быть идеальное современное жилье и современная жилая среда. Основные тезисы из книги — в карточках вопросов и ответов.

Зачем это нужно В России строится много жилья, оно не отвечает современным требованиям

В последние десятилетия во всем мире на смену жестким нормативам приходит гибкая система регулирования (guidelines). Она устанавливает минимальные ограничения, связанные в первую очередь с безопасностью граждан, и предлагает множество вариантов решений для каждой задачи, стоящей перед проектировщиками.

Например, чтобы ограничить шум, который распространяется от транспортных магистралей к жилой застройке, в российских нормах предусмотрено только одно решение — буферные зоны шириной до 50 м.

В международной практике широко используются ландшафт — например, небольшой холм высотой 1 м блокирует 60% пыли и шума от дорожного трафика, и дома могут стоять ближе. И таких решений множество.

Создавая возможности для разнообразных решений, можно сделать узнаваемым и уникальным облик каждого города и построить жилье, соответствующее индивидуальным потребностям горожан.

Например, в австралийском городе Аделаида утвержден Adelaide Design Manual, который включает руководство по проектированию и зданий, и общественных пространств. А в Великобритании в 2000 году принят Urban Design Compendium, благодаря которому страна, по качеству жилья отстававшая от большинства государств Европы, смогла переломить ситуацию — площади квартир стали больше, жилье комфортнее.

Жилищное строительство в России ведется высокими темпами. В 2017 году в стране построено 78,6 млн кв. м жилья, в 2016-м в эксплуатацию введено 79,8 млн кв. м, а годом ранее — рекордные для российской строительной отрасли 85 млн кв. м. К 2025 году в России планируется достичь отметки в 120 млн кв. м.

Новое жилье в городах России, как правило, воспроизводит панельные микрорайоны советского образца, которые разрабатывались в условиях плановой экономики. Сегодня такая застройка не отвечает современным запросам горожан и не учитывает изменений в социальной, политической, экономической, культурной и информационной сферах.

Принципы комплексного развития территорий должны стать инструментом повышения качества среды и перехода российских городов к современным моделям развития.

Анна Броновицкая, директор по исследованиям Института модернизма, преподаватель Московской архитектурной школы (МАРШ):

— Новые стандарты необходимы, потому что задача постепенной замены массовой жилой застройки 1960–1980-х годов становится насущной, и к этому нужно готовиться. Принципы должны защитить интересы жителей и установить четкие правила для девелоперов.

Но они должны разрабатываться отдельно для разных территорий. Дискуссии, развернувшиеся после объявления о реновации в Москве, показали, что люди ценят среднеэтажное жилье и просторные дворы.

Там, где это возможно, должна появляться и малоэтажная застройка — сохранившиеся до сих пор послевоенные (так называемые немецкие) городки могут служить в этом смысле образцом.

В деловом центре города (в Москве это Сити) и рядом с ним может появляться и очень высотное жилье — для тех, кто комфортно себя в нем чувствует и хочет жить недалеко от места работы.

Почему только города Потому что две трети россиян проживают именно в городах, которые служат двигателями экономики

К 2050 году около 70% населения мира будет жить в городах. В России этот показатель уже сейчас стремится к 75%. Города служат основными двигателями экономики своей страны — около 70% ВВП производится в городах. В них сконцентрированы квалифицированные кадры, что способствует внедрению инноваций.

Человеческий капитал — это одно из основных условий роста экономики города и страны в целом. На количество профессиональных кадров в городе напрямую влияет качество жизни.

Привлекательная среда для специалистов должна отличаться разнообразием: пространственным, функциональным, социальным, транспортным.

При этом на смену отраслевым индикаторам, определяющим количественные показатели развития различных объектов городской инфраструктуры (протяженность дорог, количество построенных квадратных метров жилья), сегодня приходят сервисные.

Они отражают уровень комфорта городской среды для горожан: время в пути до места работы, доступность объектов коммерческой, культурной и досуговой инфраструктуры каждому жителю на повседневной основе, уровень обособленности частной жизни для каждого из покупателей новых квартир. Все эти факторы учитываются в модели компактного города.

Городской квартал — место, в котором мы живем

Рост урбанизации и уровня ВВП на душу населения в мире (%) ( Дом.РФ via ООН-Хабитат)

Компактный город Это модель развития города, где все под рукой

Важное условие разнообразия городской среды — компактность, то есть сочетание высокой плотности застройки и улично-дорожной сети при сохранении средней этажности со смешанным функциональным использованием зданий и территорий.

Такая среда имеет четыре ключевые характеристики: 1) высокая концентрация пользователей и застройки на небольшой территории; 2) совмещение жилых и коммерческих функций в одном здании или квартале; 3) застройка высотой не более девяти этажей; 4) доступность общественного транспорта и пешеходная связность.

Городской квартал — место, в котором мы живем

Функциональный баланс территории ( Дом.РФ)

Среда должна быть соразмерна человеку и хорошо им ощущаться. Приемлемое соотношение высоты застройки к ширине улицы колеблется в пределах 1:1, 1:3 и к 1:6.

Среднеэтажные здания позволяют жителям почувствовать визуальный контакт с открытыми городскими пространствами, создают ощущение безопасности и способствуют развитию взаимодействия между соседями. Оптимальное расстояние до улицы — около 25 м.

Читайте также:  Как клеить стеклообои

Поэтому уже на уровне шестого этажа, что соответствует отметке в 20 м, этот контакт с окружающим пространством начинает пропадать.

А чего хотят горожане Наиболее важными факторами для покупателей квартир являются планировка квартиры, транспортная доступность и качество среды

Согласно исследованию Центра городской антропологии КБ «Стрелка», огромное значение для покупателей жилья имеют качество и планировка помещения. Ценятся кирпичные или монолитные дома, важны размеры комнат и кухни, возможность перепланировки, высота потолков, наличие балкона или лоджии, хорошее состояние инженерных коммуникаций.

В целом, выбирая жилье, россияне отдают предпочтение городским коттеджам. По мнению горожан, коттеджная застройка обладает такими плюсами, как большая площадь, удобная планировка, яркий внешний облик, возможность самостоятельно обустроить пространство.

Популярностью пользуются сталинки и так называемые брежневки. Квартиры в таких домах ценят за большие комнаты, удобную планировку, хорошую теплоизоляцию.

Среди аутсайдеров по типу застройки — хрущевки, панельные пятиэтажки первого периода индустриального домостроения. Небольшие размеры комнат и кухни, неудобные планировки, плохая звукоизоляция, аварийное состояние коммуникаций — все это делает квартиры крайне непривлекательными в глазах жильцов.

В небольших городах, где происходит активный отток населения, именно хрущевки в первую очередь рискуют оказаться полностью заброшенными из-за отсутствия желающих покупать там квартиры. Следующим по значению фактором является транспортная доступность.

При выборе квартиры люди оценивают, сколько им добираться до работы. Если оказывается, что больше часа, то жилье стараются не покупать. Также покупатели смотрят на качество жилой среды в районе проживания.

В тех случаях, когда район проживания резко отличается в плохую сторону от соседних территорий (считается криминальным или экологически неблагополучным), это может стать весомой причиной отказаться там жить. Проведенное антропологическое исследование позволило определить типовые сценарии повседневной жизни людей.

На основе этих данных в Принципах сформировано три основные модели жилой среды, которые учитывают все вышеперечисленные факторы.

Елена Еременко, директор по продукту компании «Брусника»:

— Россияне сегодня выбирают не лучшее, а «наименее плохое жилье». И фактом является отсутствие на рынке достойного предложения в необходимом количестве. Рост благосостояния опередил эволюцию покупательского опыта. У людей недостаточно навыков отличия хорошего жилья от плохого.

Новые Принципы должны стать единым языком для всех, в хорошем смысле пропагандой качества. Создание новых ориентиров ускорит воспитание потребителя, и, как следствие, остальных участников рынка.

Государство и его специализированные институты должны выступить платформой, на которой профессиональное сообщество сформирует общее видение и договорится о стандартах отрасли.

Что предлагается Главное единицей городского планирования должен стать квартал

Книга «Свод принципов комплексного развития городских территорий» предлагает при планировке городских территорий перейти от микрорайонной к квартальной застройке средней этажности (до девяти этажей) с качественными общественными пространствами, плотной улично-дорожной сетью и широким спектром объектов торговли и услуг в пешеходной доступности.

В идеале квартал должен быть площадью до 5 га — вместо действующей нормы размера микрорайона до 60 га. А плотность улично-дорожной сети — 15 км/ кв. км. 20–30% от общей площади застройки должна составлять доля объектов торговли, услуг, досуга.

Городской квартал — место, в котором мы живем

Настоящее и будущее жилых районов ( Дом.РФ)

В основу правил формирования жилой среды заложен принцип конструктора: город составляют районы, которые, в свою очередь, сформированы из нескольких застроенных кварталов.

При проектировании важна непрерывность городской ткани — она обеспечивает условия комфортного перемещения пользователей из одного района в другой и рост потоков посетителей объектов коммерческой инфраструктуры.

Например, очень удачно, если объекты коммерческой, культурной или досуговой инфраструктуры, расположенные в соседних районах, дополняют друг друга.

От размеров, пропорций, расположения квартала зависит, насколько он будет комфортными для жизни. Например, размеры квартала определяют удобство пешеходного или автомобильного перемещения.

Чем больше размер квартала, тем менее комфортно передвигаться пешком и тем больше пользователей выбирают автомобиль. В небольших кварталах чаще организованы перекрестки, что повышает безопасность дорожного движения.

У пешеходов меньше соблазна пересекать дорогу в неположенном месте, а у водителей — превышать скорость. Но для автомобилей удобнее — большой квартал.

Оптимальный баланс между удобством для пешеходного и автомобильного перемещения достигается в кварталах со стороной 80–110 м. Наиболее известный пример планировки на основе вытянутых кварталов — Манхэттен со средним размером квартала 80 × 274 м. На острове четко разделяются авеню с высокой уличной активностью и улицы, где преимущественно располагается жилье.

Еще одна «хитрость» — для увеличения пешеходной активности крупные кварталы необходимо делать проницаемыми — с аллеями и бульварами, разбивающими квартал посередине.

Важно также расположение квартала с учетом преобладающих направлений сезонных ветров. Застройка должна защищать от холодных зимних ветров, а летом, наоборот, не препятствовать сквозным ветрам, снижающим эффект теплового острова.

Городской квартал — место, в котором мы живем

Комплексная плотность: взаимосвязь параметров ( Дом.РФ)

Городской квартал — место, в котором мы живем

Расположение центра в микрорайоне ( Дом.РФ)

Дмитрий Цветов, директор по маркетингу и разработке продукта ГК «А101»:

— Проблемы организации жилой застройки есть в городах, где превалирует строительство точечных объектов или используются мощности морально устаревших ДСК.

Застройщики, которые занимаются комплексным освоением территорий и собираются долго работать на рынке, заботятся о соотношении «цена-качество».

Такие девелоперы, по сути, и помогли сформировать набор характеристик жилых объектов, которые изучали разработчики Принципов. Существует ряд характеристик действительно качественной застройки. Одна из ключевых — создание бытовой и социальной инфраструктуры.

Человек не должен ехать в течение нескольких часов, чтобы получить бытовую услугу, сходить в кафе или попасть на то или иное событие. Сокращение времени и расстояния до подобных услуг — первостепенная задача и девелопера, и городской власти.

Сценарии городской жизни Для российских городов разработали три базовые модели развития территорий

Стандарты выделяют три базовых сценария повседневной жизни, которые должны быть учтены при формировании современной жилой среды: малоэтажная жилая, среднеэтажная жилая и центральная.

Малоэтажная жилая модель — жизнь в частном доме с индивидуальным участком либо в малоквартирном доме не выше пяти этажей. Размер квартала — 2–4 га. Предполагаемая плотность жителей — до 80 чел./га, плотность застройки — 4–6 тыс. кв. м/га. Обеспеченность парковками — 375 мест на 1 тыс. жителей.

Модель предусматривает создание плотной застройки, необходимой для эффективного использования инженерной и транспортной инфраструктуры, внедрение локальных источников водоснабжения и отопления, очистных сооружений, альтернативных источников энергии, энергоэффективных материалов и технологий.

Коммерческая и социальная инфраструктура должна быть в пешеходной доступности.

Городской квартал — место, в котором мы живем

Малоэтажная модель территориального планирования ( Дом.РФ)

Среднеэтажная жилая модель — самый массовый вид жилой застройки. Плотность жителей — 350–450 чел./га, высота домов — пять — девять этажей, обеспеченность парковками — 235 мест на 1 тыс. человек.

У жителей городской модели просторные квартиры с гибкой планировкой, с выходом в собственный палисадник из квартир на первых этажах.

Еще одна отличительная черта городской модели — развитая сеть общественного транспорта, обеспечивающая доступность объектов социальной инфраструктуры и природных территорий.

Городской квартал — место, в котором мы живем

Среднеэтажная модель территориального планирования ( Дом.РФ)

Центральная модель предлагает создание небольших кварталов (до 1,5 га) со смешанной застройкой (жилье и коммерческие площади), с разветвленной сетью пешеходных и автомобильных линий, развитым общественным транспортом. В домах высотой не выше девяти этажей — компактные квартиры, поскольку жители много времени проводят вне дома. Для высотных доминант района предусмотрена высота здания — 18 этажей.

Городской квартал — место, в котором мы живем

Центральная модель территориального планирования ( Дом.РФ)

Как применять новые принципы Принципы — это рекомендации, учебник для городских властей, проектировщиков и других специалистов, задействованных в процессе развития городов

Книга «Свод принципов комплексного развития городских территорий» — первая часть Принципов, содержащих рекомендации по разработке и реализации проектов жилищного строительства при реконструкции или освоении застроенных территорий и при комплексной застройке новых территорий. Документ разработан ДОМ.РФ (АИЖК) и КБ «Стрелка» совместно с Минстроем России.

Новый методический документ закладывает основу для комплексного изменения существующих строительных нормативов (Сводов правил, стандартов и СанПиН).

Москва «квартальная» равно Москва комфортная

Москва – один из крупнейших мегаполисов мира, жить в котором непростая задача. Постепенно у горожан формируется осознание того, что город не просто место, в котором человек существует, а место, где человек осмысленно живет.

Закладывать высокое качество жизни в городской среде необходимо еще на стадии проектирования застройки, градостроители могут значительно повлиять на это, формируя доступные общественные пространства, регулируя высотность застройки, обустраивая пешеходные зоны, разрабатывая индивидуальные проекты для фасадов зданий, строящихся в одном районе.

Еще один существенный фактор, который может сделать жизнь в мегаполисе более комфортной для горожанина с точки зрения градостроительства, – квартальная жилая застройка. Базовые принципы проектирования жилых районов по квартальному принципу и преимущества такой застройки перед микрорайонной архитекторы и проектировщики обсудили на семинаре, состоявшемся 28 августа в Москомархитектуре.

Жизнь в столице не должна зависеть от района, в котором ты живешь

Городской квартал — место, в котором мы живем Примеры застройки города микрорайонами и кварталами.

Планирование городской застройки должно учитывать цикл жизни человека, заявил на семинаре главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов: «Сегодня жизнь в столице во много зависит от того, в каком районе ты живешь. Москва имеет перенасыщенный функциями центр, огромные некомфортные «спальные» районы, протяженные промзоны (часто заброшенные) – это нерационально».

«Москва исторически застраивалась как обычный европейский город. Улица вплоть до XX века носила не только транзитную функцию, но и была значимым местом человека, территория города использовалась рационально, ориентировалась на пешеходов», – рассказал Сергей Кузнецов.

В середине XX века перед российской столицей стояли другие задачи – обеспечить население жильем, при этом принцип разделения на дворы и квартальная застройка сохранялись. Постепенно наметилась тенденция отказа от архитектурных излишеств и принципов гуманного планирования, в результате – одинаковые фасады домов, гигантские неблагоустроенные пространства в жилой застройке.

«Но надо отметить, что проблемы связаны не со временем, а с подходом», – подчеркнул Сергей Кузнецов.

В настоящее время в городе мало примеров новой квартальной застройки, но они есть. В качестве примера главный архитектор привел реконструкцию промзоны «Коровино», где планируется построить муниципальные жилые дома.

«Мы при разработке этого проекта предусмотрели индивидуальные фасады для каждого дома, запроектировали две улицы, широкие тротуары, большие дворы и открытые для посетителей коммерческие первые этажи», – говорит он.

Микрорайонный взгляд на жизнь

Преимущества квартальной застройки перед микрорайонами, которыми застроено большинство спальных районных Москвы, привел на семинаре главный архитектор НИиПИ Генплана Андрей Гнездилов.

Городской квартал — место, в котором мы живем Транспортная сетка в микрорайоне и квартале

  • Микрорайоны обычно занимают более обширную территорию, нежели кварталы, и ограничены по периметру магистральными дорогами, кварталы ограничены местными улицами и собственно фасадами домов.
  • В микрорайонах здания имеют гипертрофированный масштаб, дома рассредоточены по огромным территориям без понятной и ясной логики, при этом отсутствует придомовая территория, большая часть земли в микрорайоне воспринимается жителями как «чужая», общегородская, а не личная, рассказал Андрей Гнездилов.
  • Для квартальной застройки, которую имеет множество исторических городов России (Тверь, Смоленск, Самара, исторический центр Москвы), характерны ясные очертания, жесткая сетка улиц, замкнутые дворовые территории.
Читайте также:  Каменная и армокаменная кладка: как правильно сложить стены

«На первый взгляд кажется, что в квартале более скучная среда обитания. Но внутриквартальную территорию люди воспринимают не как бесхозную, а как свою личную, а значит более комфортную. Квартальная застройка – это как способ организации жизни», – говорит Андрей Гнездилов.

Что касается транспортной составляющей, в микрорайоне дорожная сетка редкая, древовидной структуры, состоящая из местных проездов.

Квартальная сетка более регулярная, жесткая, даже при том, что сам масштаб квартала как единицы застройки может быть произвольным – от 1 га до 16 га.

«Улица – это не дорога, улица – место, где пешеход может взаимодействовать с застройкой, то есть войти в первые общественные этажи зданий», – объяснил главный архитектор НИиПИ Генплана.

По его словам, российским проектировщикам стоит вернуться к квартальной планировке как к более выигрышной.

Он рассказал об эксперименте, который проводила группа студентов МАРХИ: существующие микрорайоны в Вешняках и Новогиреево перепроектировали по типу квартальной застройки.

В итоге было зафиксировано увеличение всех основных показателей застройки (количество населения, площадь придомовых территорий, площадь озеленения, площадь жилого фонда).

Пример перепроектирования микрорайона в кварталы

Городской квартал — место, в котором мы живем Городской квартал — место, в котором мы живем

Нормы и правила квартальной застройки

На сегодняшний день проектирование кварталов в Москве – новый поворот в организации застройки города. Чтобы массово применять его на практике, необходим инструментарий, который позволит каждому проектировщику создавать качественную городскую среду.

Таким инструментарием могут стать нормы и правила градостроительного проектирования, которые в настоящее время разрабатываются заново с учетом присоединения новых территорий.

О работе над документом рассказал на семинаре гендиректор НП «Гильдия архитекторов и проектировщиков» Сергей Мельниченко.

«Перед нами стоит сложная задача попытаться преобразовать в нормативы и написать правила под них, то есть чтобы квартальная застройка стала нормой жизни, а не просто разговором на семинаре», – сказал Сергей Мельниченко.

Новые нормативы и правила – законопроект, который пока занимает 14 страниц, по словам разработчика. Этот документ должен создать условия для градостроительной застройки по новым стандартам проектирования.

«Мы не можем говорить, что у нас получится с первого захода идеальный документ и с завтрашнего дня все станет по-другому. Но попытку сделать надо обязательно, нужно переосмыслять методологический инструментарий, и работа такая ведется», – рассказал Сергей Мельниченко.

Он отметил, что разработчики анализируют огромное количество исторического опыта и традиций градостроительства в Москве. В документе предстоит отразить градостроительные особенности и различия территории «старой» и «новой Москвы», а также определить основные проблемы нормативно-технического обеспечения градостроительного проектирования, связанные с присоединением к столице новых территорий.

Кварталы в городе – путь к комфорту

Закрывая семинар, главный архитектор Сергей Кузнецов отметил: «Мы не предлагаем сейчас разлиновать всю Москву на кварталы, мы возрождаем традиции российского градостроительства. Архитекторы и проектировщики должны создавать качественную городскую среду, создавать то, что им самим будет нравиться. На удовлетворение от жизни в городе влияют простые вещи, наша задача – их создать».

Алена Черяпкина, собственный корреспондент

Понятие о жилом районе, микрорайоне и квартале – Все для МГСУ – Учебный портал для студентов

Понятие о жилом районе, микрорайоне и квартале

Введение  в  специальность(городское строительство и хозяйство)Конспект лекций(по кафедре Городского строительства и экологической безопасности)

Понятие о жилом районе, микрорайоне и квартале.

          В градостроительстве наиболее ответственными являются выбор и организация территорий, отводимых для жилых зон. Вопросы размещения жилых зон необходимо разрабатывать в нескольких вариантах с комплексным анализом.

          Проект застройки, как проект любого сооружения, должен состоять из 2х частей – графический и текстовой. Графическая часть выполняется на топографическом плане местности и комплексно представляет принятые архитектурно – планировочные и инженерные решения.

Пояснительная записка содержит обоснования и пояснения принятых решений.

В практике градостроительства принята определенная система организации жилой зоны путем разделения ее территории на отдельные жилые районы, входящие в состав административных городских районов.

          Жилые районы делятся на микрорайоны, которые в свою очередь подразделяются на кварталы. Необходимо отметить, что при застройке жилого района жилыми группами численность населения каждой группы следует принимать 2 тыс. человек. В этом случае микрорайона становятся как бы промежуточной ступенью между жилым районом и жилой группой. Тогда понятие микрорайон отсутствует. Размеры жилых районов и количество населения в них могут изменяться в зависимости от конкретных условий : величины города, объектов строительства, этажности застройки и радиусов обслуживания населения.          Организация жилых районов в соответствии с санитарно – гигиеническими требованиями в основном сводится к определению:

  • А) способов расстановки зданий в зависимости от условий инсоляции, радиации, наиболее экономичного использования земли;
  • Б) способов расстановки зданий с учетом надлежащего режима проветривания;
  • В) рациональных форм и размеров изменения;
  • Г) санитарно – технического оборудования зданий.

          В жилых районах протекает 65% жизни городского населения, поэтому планировка и застройка этих районов должны учитывать как современное, так и перспективное обслуживание населения всеми видами коммунальных услуг.          Город с населением 30 – 35 тыс. человек по существу представляет один жилой район, в котором находятся все учреждения, полностью обслуживающие потребности населения. Город с населением 100 тыс. человек может иметь 2 – 3 жилых района. В этом случае обслуживающие учреждения дополняет систему повседневного обслуживания жилых районов.          В центре жилого района должны быть размещены основные организации, обслуживающие прилегающие микрорайоны. Практика показывает, что учреждения районного значения необходимо размещать в пределах пешеходной доступности. Затрата времени на достижение этих учреждений не должна превышать 15 – 20 мин., это значит, что радиус действия обслуживающих учреждений следует считать не более 800 – 1000 м. Исходя из радиуса действия учреждений районного значения можно определить и территориальную величину жилого района.          На основе практике градостроительства и расчетов по обслуживанию населения рекомендуется следующий состав необходимых учреждений периодического пользования для обслуживания жилого района :

  1. здание общественных организаций;
  2. кинотеатр;
  3. спортивные сооружения (стадион, спортзал, бассейн);*
  4. клуб (или Дворец культуры);
  5. дом детского творчества;
  6. библиотека;
  7. ресторан, кафе
  8. универсам;
  9. почта – телеграф, АТС;
  10. банковские учреждения
  11. поликлиника, аптека;
  12. предприятия бытового обслуживания;
  13. больница, диспансер, роддом;*
  14. магазины

* в зависимости от численности населения.          При объединении районных учреждений создается возможность строительства крупных зданий, обеспечивающих более экономичную их эксплуатацию. Там, например, может быть создан торговый центр в виде единого здания, включающий предприятия бытового обслуживания, почту – телеграф, аптеку, банки и т.п.

          Под микрорайоном понимается часть жилого района, в который организовано полное повседневное культурно – бытовое обслуживание населения.

При проектировании микрорайонов предусматривается их расположение на межмагистральной территории, изолированной от транзитного транспортного движения.

Линии массового транспорта направляемого по системе улиц жилого района, должны обеспечить равные удобства в транспортном обслуживании всех микрорайонов. Расстояния от остановок общественного транспорта не должно превышать 500 м. от наиболее удаленной квартиры жилых домов в микрорайоне.

          Размеры территории и расчетная численность населения микрорайона определяется планировочными условиями на конкретной территории. К этим условиям относятся естественный рельеф и возможности его использования, необходимость сохранения существующих зеленых насаждений и водоемов, удобство сообщений внутри микрорайона, в жилом районе и с центром города. На форму микрорайона влияет конфигурация сети магистральных улиц города.

Городской квартал — место, в котором мы живемСхема обслуживания жилого района.Городской квартал — место, в котором мы живемПлан жилого района в городе.1 — школы; 2 — детские учреждения; 3 — магазины,  столовые и предприятия бытового обслуживания;  4 — домоуправление; 5 — гаражи; 6 — кинотеатр; 7 — центр жилого района.

          Определение размеров микрорайона производится с учетом объемов жилищного строительства, принятой этажности, плотности жилого фонда, состава учреждений, обслуживающих микрорайон, природных и других местных условий застройки.          При составлении  проектов застройки микрорайонов особое внимание должно быть уделено правильному функциональному зонированию их территорий. При этом должны быть следующие зоны:

  • жилая зона;
  • зона школьно – дошкольных учреждений;
  • зона коммунально-бытовых учреждений;
  • зона сквера и спорт. комплекса.

          Жилую зону целесообразно размещать в периферийной части, а сквер – в центре микрорайона, предусматривая при этом возможную его связь с зелеными насаждениями, окружающими микрорайон.          Зону школьно-дошкольных учреждений необходимо изолировать от улиц с напряженным движением транспорта. Эту зону целесообразно располагать между жилой зоной и сквером с тем, чтобы изолировать детские учреждения от жилых домов и образовать со сквером микрорайона единый массив зеленых насаждений.          Практика показывает, что микрорайон должен включать следующие учреждения по обслуживанию населения :

  1. клуб;
  2. спортплощадки;
  3. детские сады, ясли и площадки;
  4. школу;
  5. поликлинику;
  6. сквер (сад)  для отдыха жителей;
  7. кафе (столовую)
  8. продуктовые магазины;
  9. предприятия бытового обслуживания;

        Обслуживающие учреждения, жилые здания и места отдыха сообщаются между собой и с городскими улицами системой проездов. Иногда подъезды к зданиям заменяются пешеходными дорожками.

Городской квартал — место, в котором мы живем

          Жилой квартал представляет собой территорию, ограниченную со всех сторон улицами. В практике нашего градостроительства размеры жилых кварталов принимаются в пределах от 4 – 12 га. Наиболее распространенной формой квартала является прямоугольник. Однако формы кварталов бывают самые различные в зависимости от направлений улиц и рельефа участков. Кварталы неправильной формы сложнее застраивать типовыми зданиями, особенно на углах. Размещать кварталы следует по возможности длинной стороной вдоль магистральных улиц с целью увеличения расстояния между перекрестками.          В кварталах, помимо жилых домов, размещаются детские учреждения (детские ясли и сады), а при достаточной площади кварталов — и школы. Магазины, столовые, аптеки, парикмахерские и мастерские бытового обслуживания населения могут быть в отдельных зданиях или первых этажах жилых домов. В жилых кварталах размещаются также гаражи-стоянки для автомобилей, а также детские и спортивные площадки. Незастраиваемая часть квартала используется под зеленые насаждения, хозяйственные дворы и проезды с тротуарами. Тротуары, проезды, дворы и замощенные площадки, расположены на территории квартала, занимают до 15% его площади.          При квартальной системе застройки желательно предусмотреть специальные территории – «кварталы обслуживания», где концентрируется предприятия коммунального обслуживания населения. Кварталы обслуживания размещаются так, чтобы обслужить население прилегающих жилых кварталов в радиусе 700 – 800 м.          Важным градостроительным показателем является плотность застройки. По применяемым в нашем градостроительстве нормам допускается плотность застройки кварталов и микрорайонов поставленные в обратную зависимость от ее этажности. Чем выше застройка, тем меньшую плотность она должна иметь. Такая система нормирования плотности застройки исключает возможность переуплотнения в квартире или микрорайоне, а так же создает достаточное по размеру  озеленение территории.

Читайте также:  Как можно украсить участок осенью

Жилая площадь на 1 га. территории микрорайона:5 эт. дом – от 2800 до 3100 м2

9 эт.дом  – от 3900 до 4300 м2

          Нижний предел плотности допускается обычно в случаях застройки в сложных гидрометеорологических условиях. В настоящее время имеются тенденции к некоторому повышению плотности застройки за счет более рационального размещения зданий.

          Надо учитывать инсоляцию зданий и внутренних помещений. Оптимальной ориентацией жилых помещений для средней полосы является юго – восточная .

В летнее время она создает наибольшую солнечную освещенность в утренние часы, когда температура воздуха еще не повышается.

В зимнее время, когда желательно получение максимума солнечного света, эта ориентация обеспечивает это и в утренние часы и в полуденные часы вследствие более низкого стоящего солнца.

          При размещении зданий необходимо считаться с ветровым режимом на застраиваемой территории и изменениями, которые может внести в него застройка. В местностях с преобладанием сильных ветров их можно смягчать на внутриквартальной территории, применяя сплошную застройку по периметру квартала и допуская меньшие разрывы между зданиями. В местностях со слабыми ветрами желательно для усиления вентиляции кварталов избегать сплошной застройки.          Инженерная подготовка проводится до строительства жилых домов; на территории строительства к началу застройки должны быть полностью закончены работы по устройству дорог и внутриквартальных проездов, прокладки подземных инженерных коммуникаций, вертикальной планировки и озеленения.          Особо существенным для планировки является этажность зданий, поскольку она влияет на планировочную организацию застраиваемой территории. К числу инженерных условий, определяющих  этажность жилых зданий, относят: – степень несущей способности грунтов, зависящую в первую очередь от гидрогеологических и геологических данных;- наличие сейсмических, карстовых и оползневых процессов, искусственных выработок ископаемых и др.         Экономическими условиями в определении этажности зданий являются : – разница в стоимости зданий различной этажности, вытекающее из их конструктивных особенностей;- разница в стоимости общегородских устройств дорожной сети, транспорта, коммунальных сооружений и предприятий, т.к. изменения в этажности могут влиять на плотность заселения, а значит и на размеры территории города.          При определении этажности зданий всегда стремятся создать композиционно – целостный и выразительный архитектурный облик отдельной улицы, площади или набережной города. Это достигается определенным пространственным взаиморасположением зданий в сочетании с местными природными условиями. Каждое отдельное здание или сооружение всегда рассматриваются в органической связи с другими. Недостаточный учет этих обстоятельств может привести к безликой и скучной застройке.           Архитектурно-художественными условиями, влияющими на этажность застройки, являются:

  • соотношение высотных зданий и ширины прилегающих улиц. Широкая улица с малоэтажной застройкой создает невыгодное зрительное впечатление, так же как и слишком узкая улица, застроенная высокими зданиями;
  • в некоторых случаях необходимость для большей выразительности застройки введения в ее композицию зданий повышенной этажности, особенно в общественных центрах.

          Опыт градостроительства показывает, что введение в рядовую застройку зданий повышенной этажности отвечает экологическим требованиям в использовании городской территории. Здания смешанной этажности вносят в массовую застройку известное разнообразие и повышают пространственную выразительность застройки магистралей.         Понижение этажности уменьшает плотность заселения, но приводит к увеличению территории застройки, и, следовательно, удорожает стоимость благоустройства и коммунального оборудования жилой зоны. Поэтому пониженную этажность приходится допускать только в особых случаях, когда она вызвана какими – либо природными условиями, либо в малых населенных пунктах. Но и в этом случае надлежит рекомендовать строительство жилых зданий не менее 2-х этажей. Одноэтажное строительство допускается в ограниченных размерах только в районах, отводимых для индивидуальной застройки.         При застройке городов следует резервировать участки для размещения в жилых районах крупных гаражей- автостоянок для легкового транспорта емкостью не менее 500-700 автомобилей и высотой в 5 и более этажей. Следует отметить, что гаражи- стоянки небольшой емкости всегда экономически не рентабельны ни в строительном, ни в эксплуатационном отношении.  

          Гаражи-стоянки в жилых районах должны быть приспособлены для индивидуальных автомашин. При этом следует предусматривать участки постройки станций техобслуживания автомобилей с равномерным размещением их по городу.

Что такое городской квартал, его особенности и недостатки

Городской квартал – это неотъемлемая составляющая часть градостроительства. Представляет собой постройки, обычно окруженные улицами с четырех сторон (бывает с трех). Из них образуется общая картинка города.

Городской квартал — место, в котором мы живем

Такие архитектурные проекты бывают различной формы (как правило, прямоугольная или квадратная), могут состоять из разного количества расположенных элементов. Участки земли находятся в частном или государственном владении.

Есть несколько видов городских кварталов:

  1. Жилой – часть спальных районов
  2. Деловой – размещены бизнес-центры, офисы компаний
  3. Торговый – площадка для размещения бутиков, ресторанов, различных магазинов, которые удовлетворяют все нужды населения

Создание пейзажа

Правильное создание городского квартала подразумевает качественно продуманное расположение зданий, удобную инфраструктуру. Однако, у нас такая тенденция еще далека от реальности. В основном, новые сооружения возводятся там, где есть для этого место.

Жилые комплексы со всеми удобствами имеют место быть, но их немного, так как возможность приобрести квартиру в таком месте доступна далеко не всем. Застройщикам проще построить привычный нам многоэтажный дом с участком для небольшой клумбы под подъездом и территорией для движения автотранспорта. Все достаточно примитивно, ведь это дешево, выгодно и доступно.

Городской квартал — место, в котором мы живем

Недостатки городских кварталов

Основным недостатком современного проектирования является отсутствие адекватных парковочных мест. Даже в центральных частях города, машины оставляют просто на обочине дороги, что в итоге приводит к пробкам и недовольству населения.

Другой проблемой есть озеленение. Как бы печально это ни было, но к этому вопросу подходят очень безответственно. Старые, пересохшие деревья стоят годами и убрать их решают только тогда, когда они угрожают безопасности. Например, могут упасть на проезжую часть или на рядом стоящее здание. Новые растения садят также неохотно.

Ну и самым большим недостатком можно назвать аварийные здания, которых не счесть. Наличие таких ненужных конструкций представляют собой большую опасность. Снести их, а после построить что-либо полезное обществу, часто не хватает денег. Таким образом, они становятся объектом скопления экстремальной молодежи, что может привести к плачевным последствиям.

Вот такие жилые комплексы сейчас строят: 

Квартальная застройка и почему она лучше микрорайона

Яндекс. Картинки

При проектировании и строительстве города или его новых районов существуют два типа застройки: микрорайонная и квартальная. Разберемся, в чем разница между ними и какая застройка для города лучше.

Квартальная застройка

Квартальная застройка имеет богатую историю, долгое время являясь единственным типом городской застройки.

Суть её в том, что территория разбивается на небольшие квадраты, по периметру которых выстраивают здания. Внутри квартала – личное пространство для жителей этих домов, чётко определённое и разграниченное от общественного пространства, находящегося снаружи квартала.

Знаменитые барселонские кварталы.Знаменитые барселонские кварталы.

Кварталам присуща высокая плотность населения, плотная улично-дорожная сеть, четкое разграничение личного и общественного пространства.

Квартальная застройка предполагает компактное расположение сервисов и комфортную пешеходную среду, ведь высокая плотность застройки и улично-дорожной сети способствуют этому.

Микрорайон

Появление микрорайона стало некой реакцией на массовую автомобилизацию и поиски новых форматов застройки, ведь как тогда казалось, старый формат кварталов не сможет удовлетворить новые потребности человека и вообще сильно устарел.

Тесные и неудобные кварталы, из которых пытались выжимать по максимуму, появление автомобиля в городе и концепции прекрасного автомобильного будущего поспособствовали появлению нового формата застройки – микрорайон.

Вообще, что представляет из себя микрорайон? Это участок земли, как правило намного больше квартала, окружённый широкими автодорогами, дома внутри квартала стоят на большом расстоянии друг от друга и располагаться могут как угодно, между домами располагаются дворы, сады, парки – прям город-сад!

Яндекс. Картинки

Однако в реальности не всё так просто. Во-первых, это улично-дорожная сеть. Микрорайон предполагает, что улиц для человека так таковых нет, есть автодороги, которые для него неудобны и неприятны. А идея отсутствия машин внутри микрорайона, из-за которой и появился микрорайон, в нашей стране потерпела крах.

Яндекс. Картинки

Также улично-дорожная сеть микрорайона менее плотно расположена, улицы идут намного реже. Поэтому улично-дорожная сеть района с квартальной застройкой, несмотря на то, что его улицы уже и удобнее, будет переваривать точно такой же трафик (если не больше), что и улично-дорожная сеть микрорайона с широкими и бесчеловечными дорогами.

Но главная проблема микрорайона – неэффективность использования земли. В квартале земля чётко разграничена на двор для жильцов и улицу для всех горожан, земля имеет хозяина и вся используются для каких-либо целей.

В микрорайоне нет чёткого разделения земли. Где двор одного дома, где другого, а где улица понять очень сложно. Казалось бы, в чём проблема?! А в том, что люди не понимают, где их земля, а где не их, граница “своего” заканчивается выходом из квартиры. Результатом этого являются дворы после бомбёжки. Если она общая, значит она ничья.

Яндекс. Картинки

Земля в микрорайоне используется неэффективно, потому что между домами куча места. В идеальных мечтах это сады, деревья, парки, детские площадки…

А в реальности пустыри и асфальтовые поля.

ПРОСТОР! Яндекс. КартинкиПРОСТОР! Яндекс. Картинки

Почему? Потому что землю нужно обслуживать. А за обслуживание нужно платить. Много платить.

Представьте, у вас из ниоткуда появляется супердвор: крутейшие детские площадки, насаждения, нет грязи, идеальные газоны. Это прекрасно, но вот получая квитанцию, вы лишаетесь дара речи, ведь стоит вся эта красота примерно половина вашей зарплаты.

В квартале земли немного, но используют её по максимуму, у неё есть чёткие хозяева. В итоге за одинаковые платёжки одни будут получать это:

А другие это:

https://realt.onliner.by/2014/11/13/dvor-16https://realt.onliner.by/2014/11/13/dvor-16

По этим причинам во всем мире происходит отказ от микрорайонной и переход к квартальной застройке. И в России появляются качественные проекты новых районов и во всех них – квартальная застройка.

Надеюсь, вот такие проекты будет место в аду, а не в городах.

Яндекс. Картинки

Ставьте лайк, подписку и распространяйте! Я очень старался, а нажать лайк и подписаться – это же несложно, правда?!

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector