Китайский стиль в ландшафтном дизайне — мудрость тысячелетий

В этой статье будет рассмотрено одно из самых ярких и самобытных направлений этнического стиля — китайский сад. Устройство такого сада на участке — занятие увлекательное, способное показать не только дизайнерский талант хозяев, но и их богатый внутренний мир.

Китайский стиль в ландшафтном дизайне — мудрость тысячелетий

Самобытность китайского сада

Китайский стиль достаточно самобытен и стоит особняком среди этнических садов.

С одной стороны, его устройство подчиняется общим для этники стилистическим приемам, а с другой, довольно заметно противоречит основной концепции стиля — близости к природе, максимальной естественности.

В китайском саду очень трудно проследить, где заканчивается естественное, и вступает в свои права искусственное, выдуманное, рукотворное.

Учение фэн-шуй — главное руководство к действию

Учение фэн-шуй является идеологической основой китайского сада. Основными постулатами фэн-шуя, нашедшими свое применение в ландшафтном дизайне, являются:

  1. Гармония между всеми элементами сада (как отражение мироздания, гармонии пяти стихий). Это касается всего — пропорций воды и суши, свободного и занятого пространства, особенностей ландшафта.
  2. Четкое выделение центра, главной доминирующей точки.
  3. Значимость каждого растения, каждого элемента садового дизайна.

Все, что будет сделано, построено, высажено, выкопано в китайском саду, должно быть пронизано энергией Ци, и задача хозяина участка направить эту энергию в нужное русло.

Типы китайских садов

Исторически сложилось три типа китайских садов:

  1. Императорские, потрясающие своей роскошью и утонченностью.
  2. Монастырские или естественные, максимально встроенные в природный ландшафт.
  3. «Сады за стеной» — частные сады. Именно эти сады и являются прототипами современного китайского стиля.

По эмоциональному воздействию выделяются:

Смеющиеся сады, символизирующие полноту, яркость и радость жизни. При устройстве используются цветущие растения, яркие краски, способные создать настроение радости и полноты жизни.

Китайский стиль в ландшафтном дизайне — мудрость тысячелетий

Угрожающие сады, символизирующие разрушительную власть стихий. Используются беспорядочно набросанные валуны, искривленные, покрытые мхом и лишайником деревья с темной листвой.

Китайский стиль в ландшафтном дизайне — мудрость тысячелетий

Идиллические сады, восстанавливающие покой и гармонию.

Китайский стиль в ландшафтном дизайне — мудрость тысячелетий

Очень интересным решением может стать устройство всех трех эмоциональных садов на одном участке. При этом важно обеспечить композиционную завершенность задумки.

Главные этапы создания китайского сада и основные стилистические приемы

При устройстве китайского стиля очень важно помнить главное правило создания этнических садов — все элементы ландшафтного дизайна и архитектуры должны соответствовать выбранному стилю. Всё, вплоть до хозяйственных построек и входной группы, должно быть стилизовано под китайский стиль и архитектуру.

Китайский стиль в ландшафтном дизайне — мудрость тысячелетий

Выбор центра композиции и планирование

Для устройства китайского сада лучше всего подходят участки холмистого рельефа. Совершенно плоский участок придется «оживлять», насыпая искусственные холмы, возвышенности и горки.

Дизайнеры при устройстве китайских садов очень часто используют «восьмиугольник Багуа» — это деление участка на 9 секторов, основанное на знаниях фэн-шуй о концентрации энергии.

На начальном этапе необходимо выбрать центр композиции. Как правило, это возвышенное место, с которого открывается самый красивый вид и максимальный обзор. Как будет выглядеть центральная композиция, не так важно, главное, чтобы с нее можно было подолгу любоваться открывающимися взору пейзажами, а сам центр композиции просматривался с любой точки сада.

Китайский стиль в ландшафтном дизайне — мудрость тысячелетий

Для китайского стиля (в отличие от большинства этнических) характерно осевое планирование и четкие, правильные линии и углы границ участка.

Цветовая палитра

При оформлении сада в китайском стиле большое значение имеет цвет, так как китайская философия наделяет цвета целительными свойствами. Именно поэтому архитектура и малые формы блистают яркостью и разнообразием красок:

  1. Фиолетовый и белый — спокойствие.
  2. Темно-красный и ярко-желтый — радость и жизненная энергия.
  3. Синий и черный — расслабление и исцеление.

Тоже самое можно сказать и о природной палитре: ярко цветущие растения и декоративные кустарники вносят свои краски в сказочное полотно китайского сада.

Большинство этнических стилей характеризуется своим цветом, применение которого при оформлении ландшафтного дизайна помогает сделать его узнаваемым. Для китайского сада таким является сочетание желтого, красного, зеленого и коричневого.

Устройство дорожек

Дорожки и тропинки китайского сада могут разбегаться по всему участку причудливыми узорами, манить за собой, петлять, удлиняя путь, давая человеку возможность как можно дольше насладиться общением с прекрасным. За их крутыми поворотами должны скрываться неожиданные сюрпризы — цветущий куст, скульптура, группа камней.

Китайский стиль в ландшафтном дизайне — мудрость тысячелетий

Для устройства дорожек можно использовать гравий, белый и желтый песок, плиты из натурального камня. Отличным приемом стилизации является устройство извилистой дорожки из гальки. Подбирая ее по цвету, можно выложить различные узоры, например, в виде волн или расходящихся сфер.

Ворота и ограждения

Неизменное правило стиля — сад не должен иметь четкой визуальной границы, необходимо создать ощущение его бесконечности. Именно поэтому ограждение необходимо тщательно маскировать.

Китайский стиль в ландшафтном дизайне — мудрость тысячелетий

Оно должно выглядеть либо как каменная композиция, за которой просто продолжается сад, либо как увитая растениями ширма, отделяющая еще одну зону. Возможно устройство забора-экрана, на который проецируется тень от веток причудливо искривленного дерева.

Китайский стиль в ландшафтном дизайне — мудрость тысячелетий

Можно использовать стилизацию забора под стену якобы расположенного рядом храма, за которым сад продолжается.

Китайский стиль в ландшафтном дизайне — мудрость тысячелетий

Входная группа китайского сада достаточно стандартна: характерные ворота, окрашенные в красный или коричневый цвет, сразу создадут нужную атмосферу.

Многообразие малых форм

Именно малые формы, садовая мебель и предметы быта помогают придать участку в этническом стиле узнаваемость и необходимый колорит. Китайский стиль легко поддается такой стилизации.

Для устройства китайского сада в ландшафтном дизайне широко применяются камни. Философия фэн-шуй наделяет их большим философским смыслом — они символизируют равновесие противоположных стихий. Камни считаются живыми существами. Чем необычнее природная форма камня, чем больше в нем пустот, тем лучше.

  • Камни могут располагаться как по отдельности, так и создавать разнообразные группы.
  • Необходимый колорит и настроение создадут расставленные и развешенные по саду яркие китайские фонарики и зонтики.

Основной китайской символикой являются иероглифы, но относиться к их применению стоит с большой осторожностью. Во-первых, стоит помнить, что в них может быть заключен определенный смысл, а во-вторых, сад, перегруженный ими, будет смотреться банально и вульгарно.

То же самое можно сказать и о садовых скульптурах в китайском стиле. Они должны органично вписываться в общую композицию, не нарушая гармонию пространства.

В последнее время очень популярными стали топиарии — скульптуры из декоративно подстриженных деревья и кустарников. Именно их все чаще применяют дизайнеры для этнических стилей. Такая фигурка в китайском саду отлично оживит общую картину и создаст соответствующее настроение.

Очень интересным приемом, который сделает стиль узнаваемым, являются так называемые садовые «лунные» окна. Они устраиваются таким образом, чтобы через них можно было любоваться красивым пейзажем или композицией.

Узнаваемыми и самобытными элементами китайского стиля являются мосты, выполненные из натуральных материалов. Горбатые мостики чаще всего служат по своему прямому назначению — для пересечения водных ручьев, каналов, прудов. Для китайского сада лучше всего подойдут либо каменные, искусственно состаренные, либо деревянные, выкрашенные яркой краской мостики.

Водоемы китайского сада

Без сомнения, искусственный пруд не только украсит участок в китайском стиле, но и может стать центром всей композиции. Свободные очертания, нечеткая береговая линия, обилие прибрежной растительности — отличительные черты китайского пруда. Очень интересно смотрится грот на берегу или на небольшом островке посередине.

Китайский пруд должен быть «живым». Обитателями пруда могут стать карпы кои и любые другие яркие рыбки, серебристые караси.

Увлекательным занятием может стать устройство лотосного водоема.

Китайская беседка — икона стиля

Ни в одном этническом саду беседка не является основным стилистическим элементом, только в китайском она — центр композиции, ставящий окончательную точку в создании стиля. Располагается она обычно рядом с водоемом, легкие кружевные очертания и характерная крыша делают ее узнаваемой.

Китайскую беседку можно сделать своими руками из дерева и покрасить ее в характерные для Китая цвета — коричневый, желтый, зеленый или красный.

Растения китайского сада

Чем ярче и богаче цветовая палитра растений китайского сада, тем лучше. Однако забывать о том, что все в нем имеет свой смысл и значение, нельзя:

  1. Хвойные растения, высаженные на участке, будут символизировать долголетие. Это могут быть сосны, кедры, пихты, можжевельник.
  2. Плодовые деревья принесут счастье и продолжение рода. Отлично впишутся в садовый дизайн яблони, вишни, сливы.
  3. Колорит и настроение создадут цветущие кустарники с разноцветной листвой — форзиции, бересклеты, таволга.
  4. Для оформления шпалер, ограждений, арок подойдут плетистые розы, жимолость и другие вьющиеся цветущие растения.

Обязательными растениями в китайском саду являются благородные пионы, хризантемы, лилии. А вот мелкоцветущие, пестрые и полевые растения, так часто используемые в этнических садах Европы, лучше не высаживать. Они могут создать стилистический диссонанс.

Еще одной особенностью, отличающей китайский сад от некоторых европейских этнических садов, является то, что при отсутствии классических, выстриженных газонов и четко очерченных клумб, все растения должны быть подстрижены, наличие сорняков и небрежности в уходе недопустимы.

После завершения работ по созданию этнического ландшафтного дизайна в китайском стиле остается только тщательно ухаживать за растениями. А еще помнить, что сад — место отдыха, восстановления мира в душе и гармонии с окружающим миром, поэтому все неприятности и беды стоит оставлять за его воротами.

рмнт.ру

16.09.15

Китайский стиль сада

Skip to content

Китайский стиль — это искусство создания красоты, спокойствия и духовной связи с природой, которая предоставляет занятым людям столь необходимую передышку из шумного, напряженного мира. Нетрудно понять постоянно возрастающий интерес к этой древней форме ландшафтного искусства. Давайте узнаем больше об особенностях и о том, как создать собственный яркий пример китайского сада.

Немного об истории стиля

Китайский сад — стиль ландшафтного дизайна, который развивается более трех тысяч лет. Самые ранние задокументированные китайские сады были созданы в долине Желтой реки во времена династии Шан (1600-1046 до н.э.).

Эти сады были большими закрытыми парками, где императоры и дворяне охотились, отдыхали или выращивали фрукты и овощи.
Философские течения, такие как даосизм и конфуцианство, а также буддизм оказали сильное влияние на классический китайский стиль.

Сады часто строились как место времяпровождения для правительственных чиновников, потерявших свои должности. Используя богатство, накопленное за многовековую историю, китайские дизайнеры строили огромные ландшафтные сады с искусственными горами, оврагами и лесами, заполненными редкими птицами и домашними дикими животными.

Это были одни из первых садов, которые пытался создать идеализированную копию природы.
Династия Тан (618-907 гг. Н.э.) считалась золотым веком классического китайского сада.

Живопись и поэзия достигли уровня, который никогда не видел, и новые парки, большие и малые, заполнили столицу Чанъань. Новые сады были вдохновлены классическими легендами и стихами. Даже обычные резиденции имели крошечные сады во дворах, с терракотовыми горами и небольшими прудами.

Читайте также:  Что такое бассейны-спа класса hi end

Много классических примеров этой стилистики можно встретить и в наши дни, посетив в Китае эти прекрасные сады.

Особенности китайского стиля

Классический китайский сад окружен стеной, обычно окрашенной в белый цвет, которая служит чистым фоном для цветов и деревьев.

Ландшафт включает в себя один или несколько прудов, скальные работы, деревья и цветы, а также ассортимент залов и павильонов в саду, соединенных обводными дорожками и галереями зигзагов.

Переходя от зоны к зоне, посетители могут просматривать серию тщательно сложенных сцен, разворачиваясь, как свиток пейзажной живописи.Китайский стиль в ландшафтном дизайне — мудрость тысячелетий
Четыре основных элемента китайского сада традиционно включают:

  • Вода — представляющая жизнь, постоянно меняющаяся природа
  • Камни — указывающие на стабильность и прочность
  • Растения — которые обеспечивают красоту, текстуру и значение
  • Архитектура — павильоны и чайные домики, обеспечивает место для размышлений, бесед и прохладительные напитки.

Роль водоемов в китайском стиле

Пруд или озеро — центральный элемент китайского стиля. Главные здания обычно располагаются рядом с ним, а павильоны окружают озеро, чтобы увидеть его с разных точек зрения. В саду обычно есть пруд для цветов лотоса, со специальным павильоном для их просмотра.

В прудах плавают золотые рыбы, тут обязательны павильоны над водой для их просмотра.
Маленькие сады имеют одно озеро с садом, растениями и структурами вокруг его края.

В садах среднего размера — одно озеро с одним или несколькими потоками, входящими в озеро, с мостами, пересекающими потоки, или одно длинное озеро, разделенное на два водоема узким каналом и с мостами.

Архитектурные элементы

Китайские сады наполнены архитектурой; залы, павильоны, храмы, галереи, мосты, киоски и башни, занимающие большую часть площади.

Сад в Сучжоу имеет сорок восемь структур, в том числе резиденцию, несколько залов для семейных собраний и развлечений, восемнадцать павильонов для просмотра различных особенностей сада, а также ассортимент башен, галерей и мостов, предназначенных для просмотра различных части садов с разных точек зрения. Садовые сооружения не предназначены для того, чтобы доминировать над ландшафтом, но быть в гармонии с ним.

Камни в китайском саде

Искусственная гора или скальный сад является неотъемлемым элементом китайских классических садов. Горный пик был символом добродетели, стабильности и выносливости в конфуцианской философии.

Горный пик на острове также был центральной частью легенды об Островах Бессмертных и, таким образом, стал центральным элементом во многих классических садах. В китайских садах преобладают известняки.
Некоторые сады создают впечатление озер с местами гладких участков белого песка, окаймленных скалами, во дворах.

В лунном свете они выглядели как настоящие озера. Этот стиль «сухого сада» был позже импортирован в Японию и превращен в сад дзэн.

Растения для китайского сада

Цветы и деревья, наряду с водой, скалами и архитектурой, являются четвертым существенным элементом китайского сада.

Они представляют природу в ее самой яркой форме и контрастируют с прямыми линиями архитектуры и постоянства, острыми краями и неподвижностью скал.

Садовые растения могут включать деревья, кустарники, многолетники, однолетники и водные растения. Карликовые деревья, бонсай, особенно ценятся в миниатюрных ландшафтах китайских садов.

Китайский стиль в ландшафтном дизайне — мудрость тысячелетий

Каждый цветок и дерево в саду имеет свой символический смысл.

  • Бамбук представлял собой мудрейшего человека, скромного и ищущего знания.
  • Сосны представляют выносливость.
  • Сливы были почитаемы как символ возрождения после зимы и прихода весны.
  • Персиковое дерево в китайском саду символизировало долголетие и бессмертие.
  • Грушевые деревья стали символом справедливости и мудрости. Груша также символизирует долгую дружбу или романтику.
  • Ива представляет дружбу и радости жизни.

Из цветов в китайском стиле наиболее ценными были орхидея, пион и лотос. Во времена династии Тан пион, символ роскоши и цветок с тонким ароматом, был самым знаменитым цветком в саду. Орхидея — символ благородства и невозможной любви.

Лотос в Китае всегда  отождествляли с символом поиска знаний.
В китайском классическом саду было много функций. Его можно использовать для банкетов, торжеств, воссоединений или романтики. Его можно использовать, чтобы найти одиночество и созерцание.

Это было спокойное место для живописи, поэзии и музыки.

Китайский стиль в ландшафтном дизайне — мудрость тысячелетий

Как воссоздать китайский сад

Создание китайских садов не так уж сложно. Выберите место для вашего китайского сада, затем сделайте эскиз своих планов. Ваш сад должен быть компактным, асимметричным и приятным для глаз. Китайские сады обычно проектируются вокруг декоративного здания.

Здание расположено над или рядом с водоемом. Очистите существующую растительность и создайте водный объект, такой как пруд или ручей, который часто является фокусом китайского сада.

Поставьте подставку из бамбука, но обязательно избегайте инвазивных сортов, которые могут обогнать тщательно спланированный китайский сад. Выберите другие растения, которые будут обеспечивать цвет и текстуру для каждого сезона.

Другие функции могут включать в себя формы, которые относятся к элементам в природе, например к изогнутой дорожке. Если возможно, укажите архитектурный элемент, такой как искусственная гора с павильоном.

Рукотворный уголок природы: сад в китайском стиле

Китайскому ландшафтному дизайну уже более 3000 лет, но его приемы и концепции не теряют своей актуальности и продолжают влиять на садовое искусство разных стран. Что же такое «сад в китайском стиле»?

Китайский сад, утопающий в зелени

Особенности сада в китайском стиле

Традиционный сад в Китае – воплощение единства природы и человека. Каждый садовый уголок представляет собой модель природного пейзажа, слегка улучшенного садовником. Китайский стиль в ландшафтном дизайне обязательно включает в себя четыре элемента:

  • воду (олицетворяет живую и постоянно меняющуюся природу);
  • камни (подчеркивают стабильность и силу);
  • растения (отвечают за красоту, текстуру и смысл);
  • архитектуру (обеспечивает места для размышлений, бесед и отдыха).

Четыре ключевых элемента сада в гармоничном единстве

Все они должны гармонично сочетаться между собою, создавая ощущение естественного ландшафта. Помимо этих элементов сад в китайском стиле отличается: 

  • мягкостью и естественностью линий и форм: извилистые дорожки, плавные посадки, крыши в форме лодок; 
  • всесезонностью: посадки и строения планируют с учетом их презентабельности в разное время года и суток;   
  • эффектом неожиданности: пейзажи раскрываются постепенно, сохраняя интригу до самого конца маршрута, 
  • планировкой по фэн-шуй: учитываются стороны светы и их значения, 
  • целостностью и завершенностью композиций; 
  • натуральными материалами в оформлении; 
  • обилием воды и камней; 
  • рельефностью: ровные газоны сменяются холмами, оврагами и скалистыми участками;  
  • наличием смотровых площадок: их устраивают на небольших возвышенностях;  
  • философским подтекстом: каждый садовый объект обладает смысловым значением.

Развитие ландшафтного дизайна в Китае тесно связано с культурой и историей определенной династии. Сады создавали не только правители, но и ученые, поэты, философы, государственные деятели. В садах медитировали, размышляли, проводили праздники, важные встречи и чаепития, занимались живописью и музыкой. Ниже представлены ключевые этапы в развитии садового искусства Китая:  

Название династииВремяОсобенности садовПримеры
Шан 1600–1046 гг. до н.э.
  • Три типа: 
  • Йо – королевский сад с животными и птицами, 
  • Пу – огород,
  • Юань – основа китайского сада для прогулок со стенами, прудом и декоративными растениями. 
Сад Терраса, Парк Духа, Пруд короля Вэньваня 
Цинь 221-206 гг. до н.э. В основе – символ юаня. Это мини-сад в форме квадрата с плантацией и гранатовым деревом.   Сад Ин Чжэна (Восьми бессмертных) 
Чуньцю  722–481 гг. до н.э.  Сады на склоне горы с террасами, соединенными галереями. В центре – озеро с лодками в виде синих драконов. Терраса Шанхуа, Терраса Гусу
Хань 206 г. до н.э. – 220 г. н.э. Сочетание ботанических, зоологических садов и традиционных охотничьих угодий. Парк императора У, сад генерала Лян Цзи 
Переходный период 221–618 гг. Н.э Извилистые ручьи, беседки, коллекции камней, близость храмов Сад Золотой долины, Сад Запада
Тан  618–907– золотой период в истории садов Сады с точными копиями гор и прудов, со смотровыми домиками и беседками Сад императора Сюаньцзун, сад долины Жанте   
Сун 960–1279 Большие архитектурные объекты, озеро, крупные камни, горы  Сад Бассейна чистого золота, сад Монастыря Небесных Правителей 
Юань 1279–1368 Большие пруды с рыбами, ручьи, гротескные скалы, фонтаны Летний дворец и сад Хубилай-хана, сад Львиная роща
Мин  1368–1644 Пруд с лотосами, высокие горы и постройки на возвышенности, остров в форме лодки, принцип «заимствованного взгляда» (учитывать пейзаж за садом). Сад скромного администратора, Затяжной сад, Сад культивирования,
Цин 1644-1912 Дорогие материалы, изысканная отделка построек и дорожек, редкие сорта растений Летний дворец, Старый летний дворец, горный курорт Чэндэ

Интересно: правитель раннего Китая Ин Чжэн, вдохновленный легендой о райской горе Пэнлай (доме 8 бессмертных), воздвиг ее миниатюрную копию в садовом озере Ланчи-Гонг. Этот прием до сих пор используют в китайском ландшафтном дизайне.

Виды китайских садов

Каждый из китайских садов уникален, и строгих правил по их обустройству нет. Главное – наличие внутренней гармонии. Остальное – отражение опыта, вкуса, знаний садовника и традиций региона. По месту и манере создания различают шесть исторических типов садов:

  • при императорских дворцах; 
  • при императорских гробницах;
  • при храмах; 
  • с естественным пейзажем; 
  • домашние; 
  • сады ученых.
Читайте также:  Шесть признаков дизайнерской кухни

Шанхайский парк Юйюань («Сад Радости») – домашний сад министра Пань Эня

Интересно: три вида пейзажа в китайских садах постепенно сменяют друг друга: устрашающий (обилие камней, скал, коряг), смеющийся (лужайки, полные цветов, кустарников), романтический (с хижиной на острове, беседка с плакучей ивой).

Но есть типология проще: 

  • Миниатюрный сад – разбивался на небольшой территории с беседкой или павильонами, мостиками, водоемами, имитацией скал и гротов, редкими видами деревьев и цветов. 
  • Большой сад – проектировали на обширных областях с крупным рельефом, огромными водоемами, горами, ручьями, водопадами.

Миниатюрный зимний сад в китайском стиле на балконе

Философия 

Китайский ландшафтный дизайн зиждется на основах религии даосизм и учениях Конфуция. Согласно первому направлению сад – место для просветления путем созерцания единства творений природы и человека. Здесь, словно инь и янь, дополняют друг друга две противоположности – камни и вода. Вместе они сохраняют природный баланс и борются с хаосом.

Интересно: извилистые садовые дорожки – отражение китайской пословицы «В обход – доступ к секретам».

Китайский сад – идеальное место для созерцания

Не менее важна и сила человеческого гения, в которую верил Конфуций: мастерство садовника способно улучшить красоту природы и подчеркнуть ее совершенство.

Сад в китайском стиле – прообраз волшебных садов бессмертия из древних легенд, которые могут указать путь к раю, затерянному миру и вселенской бесконечности. Прогулка по саду вызывает идиллическое ощущение блуждания по дикому ландшафту в поисках духовной пищи, природной мудрости и познания себя. 

Планировка китайского сада

Сад в китайском стиле открывается взгляду постепенно, создавая иллюзию безграничности. Он состоит из каскада пейзажей, имитирующих природные ландшафты. Вместо четких ровных линий в его основе – асимметрия и плавность.

Участки сада разделяют ручьи и постройки

Правила фэн-шуй

Ландшафтный дизайн в китайском стиле подчинен принципам фэн-шуй, согласно которой каждая часть света отвечает за определенную область жизни. Правильное обустройство сада положительно влияет на внутреннюю силу и энергию его владельца:  

  • юг (любовь) – обозначают красной палитрой и огнем, вешают традиционные светильники, сажают алые цветы, 
  • север (работа, карьера) – оформляют камнями, водой, черно-синими оттенками, 
  • запад (дружба) – в отделке много металла и белого цвета,
  • восток (размышление, обучение) – сажают ветвистое дерево и обилие разных растений,
  • центр сада (душевное и телесное здоровье) – создают водоем с искусственной горой или островом. 

Центр сада – место для живописного водоема

Природные сцены 

План классического китайского сада состоит из серий идеально скомпонованных и обрамленных фрагментов пейзажа: вид на гору, дерево, пруд, бамбуковую рощу, цветущий куст или пагоду.

Важно: обязательно учитывайте, как та или иная область сада будет выглядеть в разное время года и суток.

Бродя по китайскому саду, человек наталкивается на несколько укромных уголков для обзора определенной сцены ландшафта. Каждая из них хорошо спланирована и оформлена. Прогулка по саду должна напоминать приключение, а не заведомо известный маршрут.

Имитация лесного водопада в китайскому саду Сиднея

Мощение и дорожки

Подобно природным тропам они полны изгибов и неровностей. Дорожки в китайском саду следуют естественному ландшафту, а не пытаются его изменить. Для мощения используют исключительно природные материалы (деревянные доски, камни с естественными краями, кирпич), гармонично сочетающиеся с садовым пейзажем.

Совет: используйте брусчатку неправильной формы и затрите ее слегка гравием, либо посадите в щели низкорослые почвопокровные растения.

Извилистая дорожка из природных камней и мелкой гальки

Ограждения

Классический сад в Китае окружали белыми высокими стенами. Они создают красивый контрастный фон для растений и построек. Стена отвечает за уединение и тишину в саду, как и внутренние его ограждения. Их роль выполняют деревья, кустарники, ручьи, постройки. Разделение участка делает его элементы более яркими и выразительными

Белые стены помогают подчеркнуть сочную палитру сада

Заимствованные декорации

Важный аспект традиционного китайского сада – заимствование окружающего ландшафта («цзецзин»).

При планировании участка обязательно учитывается природные элементы, находящиеся за пределами садовых стен (горы, леса, поля).

Эти виды часто проявляются в саду неожиданно, но на самом деле все тщательно и заранее продумано. Такой прием подчеркивает безграничность сада и делает его частью природного пейзажа.

Важно: заимствованным фоном может быть не только пейзаж, но и звуки колоколов ближайшего храма, пение птиц из леса, ароматы цветов вокруг участка.

Природные элементы

Китайский стиль сада стремится к естественной гармонии, поэтому по размерам и расположению его элементы должны дополнять друг друга, а не конкурировать.

Интересно: По Книге Перемен, вода символизирует – легкость, мечты и общение, несет на своем пути пищу для жизни.

Водоем

Центральное звено традиционного китайского сада – пруд или озеро. Рядом обустраивают искусственную гору, либо она виднеется вдали за забором. По форме водоем должен быть расплывчатым, неровным, окруженным камнями, строениями и растительностью. Желательно, чтобы с одного берега нельзя было рассмотреть все уголки озера, что создает иллюзию его бесконечности.

Идея: озеро можно украсить каменными скульптурами в китайском стиле со старинными иероглифами.

Каменная фигура посреди водоема

Совет: если нет возможности завести пруд, используйте «сухой водоем» – насыпи белого песка, обрамленные неровными природными камнями.

Если территория сада позволяет, то прудов может быть несколько (включая фонтаны и ручьи), но один должен быть центральным и самым большим. Замечательно, если водоемы будут дополнены деревянными дугами мостиков. Внутрь озера запускают рыб золотистого, красного оттенков и сажают лотосы. Все остальные садовые элементы располагаются вокруг водоемов.

Важно: ручьи в китайском саду имеют извилистое русло, периодически скрытое за валунами и растениями.

Растения

Они смягчают резкие линии архитектурных построек и камней. При их выборе важно обратить внимание на: 

  • форму,
  • текстуру, 
  • цвет, 
  • аромат, 
  • значение.

Интересно: персик символизирует бессмертие и долголетие, сосна – стойкость, груша – справедливость и мудрость, гранат – плодородие, ива – радость и дружбу.

Лотос – главный цветок китайского сада

Традиционные растения для китайского сада: 

ДеревьяКустарникиТравы и цветы
  1. сосна,
  2. груша,
  3. яблоня, 
  4. вишня, 
  5. слива
  6. гранат,
  7. абрикос, 
  8. персик,
  9. карликовые деревья
  • китайская слива, 
  • ива,
  • жасмин,
  • магнолия,
  • гортензия, 
  • миндаль,
  • сирень,
  • лагерстремия,
  • глициния
  1. бамбук,
  2. банан,
  3. лотос,
  4. пион,
  5. орхидея, 
  6. хризантема,
  7. форзиция,
  8. тюльпан,
  9. розы, 
  10. ирисы

Важно: для сохранения естественной формы ландшафта и растений их обрезка проводится редко.

Китайцы обращают внимание на звуки, которые растения могут издавать под воздействием природных стихий: стук дождя по листьям, ветер в бамбуке, шелест травы. Для создания миниатюрных пейзажей популярны карликовые деревья с сильно изогнутыми стволами и ветвями. Их размещают на каменных постаментах, расставленных по свободным участкам газона. 

Миниатюрный сад из карликовых деревьев

Камни

Объект из камня – обязательный атрибут китайских садов. Это может быть подобие скалы посреди пруда, сад камней, высокий рокарий или просто валуны на газоне. На больших площадях часто создают большую искусственную гору с павильоном на вершине.

Важно: известняк, застывший в разных формах, – самый ценный камень для китайских садоводов. 

Интересно: каменные горы символизируют добродетель и стабильность, а также веру в философию Конфуция.

Имитация гор с постройками на вершине

Интересно: первый сад камней появился в эпоху династии Хань 206 г. до н.э.

Архитектура

В классическом китайском саду много разных сооружений, масштабы которых зависят от величины территории, а их назначение – от потребностей владельца. Среди традиционных построек: 

  • зал для торжеств и церемоний (тинг) с внутренним двором,
  • павильон, окруженный верандой, (да тинг) для встречи гостей,  
  • цветочная оранжерея (хуа тинг) с садом камней рядом с домом,
  • сианьский павильон (си миньин) с 4мя подвижными стенами для обзора сада, 
  • павильон с лотосами (хэ хуа тин) рядом с прудом,
  • двухэтажные смотровые башни (ге и лу),
  • библиотеки, 
  • храмы, пагоды.

Интересно: в некоторых садах есть сезонный павильон «Уток-мандаринок» (юань янь тин), поделенный на две комнаты: одна выходит на север (отвечает за прохладу летом), а другая – на юг (согревает в раннюю весну). 

Важно: сооружения должны гармонично дополнять сад, а не доминировать.

Традиционная беседка в китайском стиле

Помимо крупных построек есть те, что поменьше: 

  • каменные беседки в форме лодки у пруда, 
  • деревянные беседки для укрытия от солнца и дождя в зарослях сада, 
  • закрытые дворики для чаепитий, отдыха и медитации,
  • каменные или деревянные мостики – арочные, прямые и зигзагообразные,
  • домики в виде рыбацких хижин для уединения и медитаций,
  • импровизированные ворота. 

Окна и двери вырезаются в форме круга, овала, фруктов, вазы, многоугольников и дополняются искусным керамическим обрамлением. Соединяют постройки и делят сад на зоны узкие серпантинные галереи (крытые коридоры).

Важно: архитектурные элементы размещают в самых живописных уголках сада, из которых открываются красивые виды.

Каменный дракон – украшение китайского сада

Декор сада

Приступая к украшениям китайского сада важно помнить о его сдержанном дизайне с философским подтекстом. Лучше всего для его декора подойдут:

  • Надписи: это могут быть знаки, изречения мудрецов, иероглифы, нанесенные на отдельно стоящих валунах, стенах или дверях построек, мостах, 
  • Аутентичная садовая мебель: изготавливается из натуральной древесины или камня, с простым и слегка грубоватым дизайном, словно над ним потрудилась сама природа. 
  • Фонари: традиционные красные из бумаги с желтыми шелковыми кисточками. Их размещают по всему саду: в галереях, водоеме и на верандах. 
  • Каменные постаменты с карликовыми деревьями: с их помощью оформляют газоны, линии вдоль дорожек. 
  • Статуи: образы драконов, львов, рыб, черепах, слонов, птиц.
  • Керамика: объемные округлые вазы, горшки, кувшины.
  • Талисманы фэн-шуя: «музыка ветра», «шум дождя», «монеты счастья».
Читайте также:  Какая плотность должна быть у минеральной ваты для стен и пола дома: как выбрать

Идеальный сад, по мнению китайцев, может получиться только, когда силы природы и человеческий гений взаимодействуют и взаимодополняют друг друга.

Красные фонари вдоль садовой дорожки

Фигурки птиц украшают слегка заросший садовый пруд

Философия сада и ландшафтная архитектура средневекового Китая

Мировоззрение китайцев, их представление о функционировании природы и месте человека в ней (обусловленные, в частности, даосизмом и чань-буддизмом) диктовали своеобразный подход к сооружению зданий, их планировке, декору и включению архитектурных строений в окружающую среду.

Определённое символическое значение имели цвета, в которые окрашивались детали зданий и само местоположение построек, согласно учению у-син. Главным же для строителей было требование – чтобы всё созданное человеческими руками, ни в коем случае, не нарушало естественной гармонии природы. Таким образом, задачей строителей становилось создание ландша́фтной архитектуры.

Юхэюань — Парк Безмятежного отдыхаЮхэюань — Парк Безмятежного отдыха

При сооружении пагоды, храма, усадьбы или дворца, архитекторы, по возможности, стремились «вписать» строение в окружающую среду, максимально сохраняя и используя естественные холмы, реки и деревья. Иногда ландшафт дополняли искусственно созданные объекты, почти не отличавшиеся от природных.

Наличие ландшафтного парка рядом с постройкой создавало определенную эмоциональную атмосферу, а также выражало философскую концепцию о содержании «Великого в Малом». Согласно этой идее, отдельные деревья, валуны, водоёмы должны были символизировать всю полноту и гармонию мироздания, занимая архиважное место в этом рукотворном кусочке Вселенной.

Искусство создания таких садов прошло долгий путь, в результате стало отражением философии и мировоззрения китайцев.

Сад Лю Юань

Сады, создаваемые в средневековом Китае отличались по предназначению и размеру. Они были императорскими и частными. Естественно, что императорские отличались большими масштабами и помпезностью.

Ихэюань – Сад безмятежного отдыха. Императорский сад в Пекине.Ихэюань – Сад безмятежного отдыха. Императорский сад в Пекине.

Частные же сады, за которыми закрепилось название “сады учёных” или “философские” были более скромными по размерам и интимными.

Их предназначением было дать возможность поэту, художнику или учёному, затеряться в ландшафте, уединится, и в слиянии с природой, открывая внутренне Дао или чаньскую Истину, наслаждаясь гармонией и красотой, поразмышлять о жизни и мироздании.

Не случайно, в какой-то период истории, такие сады стали сосредоточием культуры – там проходили поэтические встречи, музыкальные вечера, учёные беседы и т.п.

Сад Юй-Юан

Обычно, китайский сад обносился стеной, внутри которой были высажены деревья и цветы, разбиты водоёмы с непременными мостиками, перекинутыми через них, с валунами и группами камней. Наличие камней и воды было обязательным. Они воплощали идею гармонии вселенной и символизировали собой два главных элемента мироздания – ян и инь.

Сад Юй Юань в Шанхае (создан в 1559)Сад Юй Юань в Шанхае (создан в 1559)

Своеобразным символом китайских садов стало украшение их особым видом камней, добываемых со дна озера Тай-ху.

Они отличались размерами (до 10-15 метров в высоту) своей причудливой фактурой – с множеством отверстий и полостей в теле камня, и особым звуком, подобным колокольному, рождаемым даже при ударе.

Камни Тай-ху называли “божественными”, в том числе и потому, что китайцам их форма и вид напоминали каллиграфию – священные даосские письмена.

Камень тай-ху в китайском саду.Камень тай-ху в китайском саду.

Согласно китайским воззрениям, камень тай-ху должен был обладать пятью главными качествами, делающими его идеальным: шоу — узкий, чжоу — морщинистый, лоу — продырявленный, тоу — проникающий, сю — красивый.

Камни тай-ху в китайском саду.Камни тай-ху в китайском саду.

Однако, “божественные камни” имели не совсем природное происхождение.

Как говорят исследователи, такие камни добывали из озера, затем делали в них отверстия, придавая нужную форму, а затем вновь на несколько лет помещали в воды, чтобы они скрыли следы инструмента мастера.

Таким образом, даже здесь проявлялась философская мысль, что человек, как неотъемлемый элемент мироздания, может и должен усовершенствовать природу, придавая ей эстетическое завершение.

Камни тай-ху в китайском саду.Камни тай-ху в китайском саду.

Немалую роль играли здесь у-син и фэн-шуй. Все объекты искусственного ландшафта должны были располагаться определенным образом относительно друг друга, чтобы взаимовлияние их было максимально позитивным и для функционирования сада, и для человека, попавшего в такой сад.

Сады Сучжоу.

Особенностью китайских садов было то, что пространство делилось на различные зоны – “зеленые комнаты” и “дворики” внутренними стенами, павильонами и галереями. Изначально, такие перегородки, разделяющие сад на отдельные участки, создавались в связи с верой в их магические функции – защиты от злых духов.

Внутренняя стена китайского сада с “проникающими окнами”.Внутренняя стена китайского сада с “проникающими окнами”.

Позже, они приобрели чисто эстетическое, художественное значение. Посетитель или хозяин сада не мог охватить взглядом всё пространство целиком. Но прогуливаясь по парку, он каждый раз открывал для себя новые виды и ракурсы, которые давали новые, разнообразные впечатления.

Сад Хе юань в Янчжоу

В стенах, делящих пространство сада на отдельные зоны, часто проектировались “проникающие” окна, или небольшие, “дверные” проёмы, прихотливой формы.

“Проникающее окно” китайского традиционного сада.”Проникающее окно” китайского традиционного сада.

Например, входу придавалась форма бананового листа, круглое окно, напоминало полную луну, а решетки на окнах, декорировались геометрическим, бегущим, текущим, бесконечным орнаментальным узором. Такие отверстия в стенах, создавали своеобразный эффект “картины в раме” – тому, что открывалось взору зрителя.

“Проникающее окно” китайского традиционного сада. Сад Чжаньюань в Нанкине “Проникающее окно” китайского традиционного сада. Сад Чжаньюань в Нанкине

Нужно сказать, что создание философских садов, во многом уподоблялось занятиям живописью и поэзией. Неслучайно, такие идеальные ландшафты нередко переносились художниками в свои пейзажи, и наоборот, некоторые идеи при создании сада, могли быть заимствованы из картин. Ну и, конечно, немало стихов посвящено таким садам, прогулкам в них, и мыслям, которые навевали эти ландшафты поэтам.

Китай. Сады Сучжоу. “Сад Скромного Чиновника”.Китай. Сады Сучжоу. “Сад Скромного Чиновника”.

Бывали случаи, когда ландшафт формировался искусственно не только для удовольствия и красоты, а вследствие практической необходимости.

При этом, врождённое стремление китайцев к гармонии с природой, делало такие объекты не только утилитарно-полезными, но и эстетически прекрасными.

Именно таковы рисовые террасы Хунхэ-Хани, включённые в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО летом 2013 года.

Рисовые террасы Хунхэ-ХаниРисовые террасы Хунхэ-Хани

В китайской провинции Юньнань, на огромной территории площадью свыше 16 тыс.

гектар, раскинулись рукотворные рисовые поля, созданные народностью хани ещё в эпоху Тан (примерно 1300 лет назад).

Террасы, образованные сделанными вручную земляными насыпями, удерживающими воду, каскадами спускаются по склонам гор Айлао к руслу реки Хуанхэ. Местные жители с давних пор, называют их «лестницей в небо».

Рисовые террасы Хунхэ-ХаниРисовые террасы Хунхэ-Хани

Это красивейшее, захватывающее дух зрелище – удивительный пример, как утилитарный сельскохозяйственный объект может стать настоящим произведением искусства! Рисовые террасы Хунхэ-Хани прекрасны практически во все времена года и суток и в любую погоду. Но особенно хороши они, когда эти чаши, созданные невероятными усилиями китайских крестьян, заполнены водой – тогда в них отражается, дробится, переливается множеством оттенков вся окружающая их природа и небесный свод, делая это зрелище поистине волшебным и завораживающим.

Рисовые террасы Хунхэ-ХаниРисовые террасы Хунхэ-ХаниВ послании ЮНЕСКО об этом культурном ландшафте говорится следующее: «Эффективная система рационального землепользования, используемая на рисовых террасах Хунхэ-Хани, является образцом удивительной эстетической и экологической гармонии между человеком и окружающим миром, основанной на уникальных и проверенных временем социальных и религиозных структурах». А директор Управления культуры провинции Юньнань Хуан Цзюнь добавляет: “Народность Хани создала уникальный шедевр, интегрировав рисовые поля в этот природный ландшафт. Это торжество гармонии человека с природой».Рисовые террасы Хунхэ-ХаниРисовые террасы Хунхэ-Хани

Если вам понравилась статья, то не забудьте поставить лайк, и подпишитесь на канал. Здесь вы найдете и другие материалы о мировой культуре, а также о культуре древнего и средневекового Китая:

Культура Китая. Кратко о достижениях цивилизации и периодизации.Чем китайцы отличаются от всех? Особенности традиционной культуры Китая.Учение об Ян, Инь и У-син, и другие древнейшие верования китайцев.Конфуцианство. Кратко.Даосизм. Кратко.Чань-буддизм. Кратко.О развитии письменности и литературы в Китае.Древний Китай. Погребальные комплексы, Терракотовая армия Цинь Ши-хуанди и Великая стена.Что умели делать китайцы из бронзы, нефрита, лака и шёлка. Декоративно-прикладное искусство в Китае.Буддийская архитектура Китая.Философия сада и ландшафтная архитектура средневекового Китая. Запретный город – Гугун в Пекине. Го-хуа. Традиционная китайская живопись. О традиционной китайской музыке.Китайский традиционный театр и Пекинская опера.Храм Неба в Пекине.

Все публикации моего канала вы можете найти в полном каталоге статей.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector