Расширение жизненного пространства

15 января 2020

17992 просмотра

Я всегда знала, что длинные дистанции — не для меня. Планомерная, целенаправленная, длительная осознанность — это здорово, но мне в ней скучно.

Я люблю комфорт и не люблю преодоление, но люблю учиться и экспериментировать, постигать, расширяя тем самым свои возможности и свое пространство.

Читая об опыте стодневок в «Жить интересно!», решила попробовать, хватит ли меня на такой формат, смогу ли я устоять на дистанции, пребывая в состоянии осознанности ежедневно. Толчком к эксперименту стал вопрос Ирины Рождествиной «Как я распределяю и во что вкладываю свои жизненные ресурсы?».

Размышляя над тем, что является моими ресурсами, я обратилась к понятию Софьи Нартовой-Бочавер «суверенное пространство личности», в которое автор включает:

  • тело, которое открывает человеку самого себя;
  • его территорию, которая, как факт, подтверждает наличие других людей;
  • вещи (артефакты), которые указывают на предпочтения и через которые человек рассказывает о себе другим людям. Вещи взаимодействуют с человеком, несут в себе его память, опыт, оттенки пережитого;
  • временные привычки как отработанные способы поведения, закрепляющие стабильность и контроль;
  • социальные связи, даже те, которые не одобряются другими людьми;
  • ценности, право на свободу вкусов и мировоззрения

Расширение жизненного пространства

Если мы говорим о пространстве личности, то мы говорим о его границах. Это сопоставимо с зоной комфорта. Если мы испытываем дисбаланс, внутреннюю нестабильность, то:

1. надо расчистить пространство личности (когда мы запутались, сомневаемся, нужен отдых и проч.);

Расширение жизненного пространства

Для того, чтобы расширить пространство я начала приводить в порядок свои ресурсы — тело, территорию, вещи, временные привычки, социальные связи, ценности.

Зачем? Здесь эффект как в калейдоскопе — одни и те же составляющие при перемещении рождают новые картинки.

А если одни составляющие исключить совсем или заменить их на другие, то картинка будет уже совсем иная, наводящая на новые идеи и ассоциации.

Напомню, что свою стодневку я рассматривала как эксперимент, в котором нет правильного и не правильного, т. к. все происходящее — это опыт. Стодневку я расписала по неделям. Одна неделя — работа с одним ресурсом. Оставшиеся дни привыкаем к новому пространству и опыту, расширяем чуткость.

Расширение жизненного пространстваРасширение жизненного пространства

Круг первый. Избавление от очевидного

Неделя первая — очищение тела. Делаю планку, слежу за дыханием, не ем на ночь (трудно!), пью много воды. За неделю организм включается в такой режим. Это состояние включения (как физического, так и психологического) является фоном для дальнейшего прохождения стодневки. Планка, дыхание, не-есть-на-ночь и вода также остаются со мной на протяжении всего эксперимента.

Неделя вторая — очищение территории. Все мою и скребу, навожу порядок там, где считаю нужным — дома, на работе. Может возникнуть желание навести порядок на письменном столе друга.

Здесь интересно посмотреть на то, что мне хочется привести в порядок — так определяется граница моей территории. Иногда осознаваемые границы существенно меньше, нежели те, которые мы присваиваем себе бессознательно. Во время стресса на работе моя знакомая идет расчищать от снега стоянку машин.

Можно предположить, что стресс расширяет наше пространство, заставляя осваивать его за знакомыми, личными территориями.

При стрессе мы не хотим разрушать то, что принадлежит нам, а предпочитаем выплескивать эмоции на «новые земли».

Неделя третья — вещи. Раздаю, дарю, выбрасываю. Приобретаю совсем для себя новый опыт обмена (очень азартный для меня опыт).

Оказалось не так просто отказаться от вещей, которые хранят воспоминания или надежду. С воспоминаниями оказалось проститься проще, чем с надеждой (на похудение, помолодение и т.д.). Женщины поймут.

Ворох одежды и косметики, которые НИКОГДА не будут использованы — хорошие подарки для подруг.

Неделя четвертая — временнЫе привычки. Ревизия времени — стресс расширяет наше пространство, заставляя осваивать его за знакомыми, личными территориями. Бессознательно при стрессе мы не хотим разрушать то, что принадлежит нам, а предпочитаем выплескивать эмоции на «новые земли».

Анализ собственных временных привычек — распорядка дня, длительности действий. Организм и сознание подстраиваются под эксперимент и начинают более чутко реагировать друг на друга. Важно улавливать эти сигналы. И если тело говорит, что надо отдохнуть, то надо отдохнуть.

Во время ревизии временных привычек пришло осознание собственного темпа жизни. У меня произошло замедление времени. И если раньше я жила в состоянии цейтнота, то всего лишь незначительное осознание, я бы даже сказала, намерение осознавания собственного времени как ресурса привело к тому, что день стал длиннее.

В привычном темпе жизни появились паузы. Появилась возможность (необходимость) наполнить их чем-либо. Наполнить можно действием, а можно бездействием, а можно бестолковым действием, которое все равно приносит пользу, потому что приходит понимание, что время прошло. Совсем.

То есть приходит ощущение материальности времени. А, значит, как любую материю его можно изменять.

Неделя пятая — социальные связи. Довольно насыщенная неделя. Привожу в порядок книги (для меня это связи), френдленты в соцсетях, избавляюсь от ненужных групп. Параллельно приходят новые интересы и новые книги. Начинаю понимать, почему я так медленно читаю. Быстрое чтение дает возможность получения информации, но не эмоционального опыта.

Книга учит переживанию, а значит, относится к социальным ресурсам.

Неделя шестая — ценности. Занятие хобби. Делаю блокноты, рисую дудлинги. Ценность, проявляющаяся в этих занятиях, очевидна — творчество и красота. В предыдущие недели интенсивность занятий хобби снизилась существенно. Это изменило мой взгляд на то, что я делаю.

Начала эксперимент с новыми материалами и технологиями. В эту же неделю учусь хвалить тех, с кем сталкиваюсь. И хвалить себя. Говорить им и себе: «Ты молодец, потому, что…». То есть не говорить просто комплимент, а присваивать человеку (и себе) конкретное качество.

Говорить «молодец» себе гораздо проще, поскольку я вижу и чувствую, какие усилия, в первую очередь, внутренние, в течение дня мне пришлось предпринять.

С другими сложнее — здесь приходится проявлять чуткость, настраиваться на человека, а, иногда и вспоминать то, что уже утеряно в отношениях.

Появляются новые связи. Связующей линией является информация. Например, открыла для себя систему электронного образования «Универсариум». Занятия на этом портале рождают новые привычки, например, сейчас я начинаю день не с просмотра новостей, а с «Универсариума».Расширение жизненного пространства

Круг второй. Развитие чуткости и расширение границ

После шестой недели начинаем новый круг. Цель — развитие чуткости, расширение пространства и размывание границ, в том числе границ составляющих пространства личности. Все четче прорисовываются между ними вертикальные связи.

1. Очищение тела. Сознание уже так включилось в работу, что требуется работа с медитацией, молитвой, тишиной. Приходят новые статьи, книги.

2. Территория. Вспомнила технику «медитативной ходьбы», в которой сознание подчиняется импульсам движения, т. е. иду не туда куда думаю пойти, а туда «куда ноги несут».

В буквальном смысле. Концентрируюсь на процессе ходьбы и дыхании. В результате по-новому открываю знакомые места, обнаруживаю тропинки, магазинчики и кафешки, ранее не знакомые.

Так расширяется личное пространство.

3. Вещи. Развитие чуткости. Отпускаю мысли, даю телу самому определить направление, возможность найти в доме вещь, которая ищет общения со мной. Беру ее в руки. Стараюсь почувствовать первый порыв.

Готова ли я отказаться от нее? Если нет, что меня удерживает? Действительно ли эта вещь обладает тем, чем я ее наградила? Такое упражнение развивает интуицию и креативность.

Дает возможность отнестись к вещи как к тексту и проводнику чувств.

4. Время. Экспериментирую вволю. Меняю режим, изменяю временные рамки, прислушиваюсь к себе. Например, я, сова по природе и убеждению, начала раньше ложиться спать и раньше вставать. В результате удлиняется день, хотя сплю больше, чем раньше. Это мой новый присвоенный ресурс — ресурс времени.

5. Социальные связи. Делаю шаги навстречу людям и проектам, о которых давно думала, но так и не решились начать взаимодействовать. Переступаю переживания, мешающие этому.

Например, мне трудно в обыденной жизни обращаться к незнакомым людям, но если я правильно выстраиваю мотивацию, т. е.

точно понимаю, зачем мне это, то могу быть вполне настойчивой в достижении цели общения.

6. Ценности. Мне повезло в жизни — я работаю в детской онкологии, поэтому для меня очевидно, что главными ценностями являются жизнь, любовь, близкие люди и чистая совесть.

Поэтому на этой неделе я сопоставляю свои ценности и понимание свободы и границ других, прежде всего, близких людей. Пытаюсь понять их, ищу точки соприкосновения своих ценностей и их своды.

Я присваиваю себе понимание их суверенитета, их права самим выстраивать свою жизнь. И это тоже мой ресурс — понимание и принятие тех, кто рядом.

Расширение жизненного пространства

И напоследок:

Не бойтесь экспериментировать и не присваивайте себе ярлыков «я не могу». Раз вы живете, то вы уже живете.

Осознанность жизни не требует подвигов и не начинается с них. Осознанность жизни приходит с необходимостью что-то изменить в своей жизни. И если сейчас у вас что-то не получается — радуйтесь, значит вы осознаете свою неудовлетворенность, а это — первый шаг к себе счастливому.

Расширение жизненного пространства

Открыта запись в Стодневку, которая стартует 1 апреля

Подробности тут

Стодневка – это среда для развития. Погрузившись в нее, за 100 дней вы сможете не только достичь цели, но и разобраться в себе, прояснить свои ценности, научиться радоваться жизни здесь и сейчас, а не когда-нибудь, когда исполнится желаемое. 

Вам не придется прикладывать сверхусилия. Правило маленьких шагов помогает двигаться к целям спокойно и непрерывно.   

  • Автор и ведущий курса — Армен Петросян.
  • Работа проходит в команде единомышленников на закрытом сайте, куда имеют доступ только участники группы.
  • На данный момент в проекте уже 3596 участников, большинство прошли Стодневку не по одному разу.
  • Инструменты Стодневки — фрирайтинг, работа с планом дня, трекинг привычек, списки, ведение дневника и многое другое.

Саморазвитие #опыт_стодневщиков #Осознанность #стодневка 

«Ост» — планы Гитлера на оккупированную территорию СССР [рассекреченные данные XXI века]

Вообще, нынешние диванные эксперты очень любят выставлять Гитлера, прости Господи… освободителем. Якобы, нацистская Германия вовремя сумела прочухать планы большевиков о покорении мира и порабощению всех и вся, взяла в руки оружие, и пошла с благородными намерениями уничтожать «красную заразу».

Самое обидное, что говорят это не какие-нибудь европейцы, которые уже постепенно начали забывать трагедию Второй мировой войны, а наши русские ребята.

Ладно, спишем это на то, что они ничего не знают о гитлеровском плане «Ост», подробно расписывавшем судьбу оккупированных территорий и их населения в случае победы нацистов…

Расовая теория и расширение жизненного пространства

Вообще, мир увидел этот чудовищный документ только в XXI веке, после того, как его рассекретили, и отправили в Германию для музея.

Нашли же его американцы в 1947 году, и почти сразу забрали в США, тем не менее, дав ознакомиться с ним и сделать копии руководствам союзнических по Второй мировой войне государств.

Читайте также:  Искусственные и природные водоёмы в ландшафтном дизайне

Основа плана «Ост» — расовая теория Гитлера, согласно которой людьми в полном смысле слова являются только жители части Европы:

  • разумеется, Германия;
  • Дания;
  • Норвегия.

Ну и некоторые другие. Славяне же с точки зрения нацистов были не то чтобы уж совсем животными, но чем-то средним между зверьем и людьми, этакая смешанная раса, которая, в отличие от абсолютно «неполноценных» цыган и евреев хоть мизерное право на жизнь, но имела.

Ну а раз так, то своей территории славяне были недостойны, следовательно, планировалось те земли, которые оказались бы под Гитлером после войны, а именно, вся Европейская часть современной России, Прибалтика, Белоруссия, Украина, часть Закавказья, отходили бы немцам, так как им, видите ли, было необходимо расширение жизненного пространства. Коренное же население, то есть наших предков, требовалось частью (большей) истребить, частью сделать рабами, в том числе, угнав в Германию, частью отправить в гетто в Сибирь, и полностью контролировать их жизнь.

Расширение жизненного пространстваНекоторые страницы из документа, полная версия есть на сайте на немецком сайте — https://www.1000dokumente.de/index.html?l=de&c=dokument_de&dokument=0138_gpo&object=facsimile&pimage=04&v=100&nav=

Табак, алкоголь, невежество

Гитлер хоть и стал палачом и преступником №1 в мировой истории, но идиотом не был – он понимал, что покоренные славяне рано или поздно поднимут бунт против господ, но произойти это может только в том случае, если создать им человеческие условия жизни, то есть дать им возможность думать, развиваться и расширять кругозор, не подтолкнуть к падению в каменный век и животное состояние. По этой причине одной из составляющих плана «Ост» была полная изоляция нас с вами от образования. Разве что школы, которые могли бы научить детишек основам, необходимым для того, чтобы работать на благо нацистов, и профессиональные заведения, предназначенные для обучения рабов некоторым промышленным специальностям.

В остальном же никаких знаний, особенно, в сфере гуманитарной, так как именно она глобально развивает мышление, следовательно, позволит в какой-то момент задуматься о жизненной несправедливости, что неизбежно приведет к бунтам, восстаниям и пр. А чтобы ничего подобного не могло произойти даже в теории, Гитлер принял решение «оскотинить» славян, предоставив им неограниченный доступ к алкоголю и табаку, а также некоторым легким дешевым наркотикам.

Вопреки некоторым расхожим мнениям, нацистам не нужна была вся территория Советского Союза, они планировали установить господство рейха до линии Архангельск-Астрахань, а до Урала шла бы «буферная зона», отделяющая сибирские гетто с порабощенными славянами от немцев, осваивающих новые территории.

Расширение жизненного пространстваБрошюра 1942 года «Недочеловек» была выпущена по распоряжению рейхсфюрера СС Генриха Гиммлера

Техническая подготовка к реализации плана «Ост»

Нужно отдать должное немцам, что мыслят они действительно педантично, все свои замыслы всегда реализуют по заранее разработанным проектам, и готовятся к «процессу» основательно, уделяя внимание каждой мелочи.

Так, Гитлер планировал отправить на захваченную советскую территорию порядка полутора миллионов колонистов из Германии, наладив регулярное железнодорожное сообщение между крупными городами Европейской части СССР с Берлином.

Казалось бы, дело плевое, но грузо- и пассажиропоток получался очень серьезным. В связи с этим, немецкие инженеры разработали:

  • особые ширококолейные ж/д пути;
  • гигантские сверхмощные локомотивы;
  • огромные вагоны для немцев, напоминающие шикарные гостиницы;
  • вагоны попроще для рабов, угоняемых в Германию (что значит попроще – обычные скотовозы с креслами и лежаками).

Нет никаких сведений о том, что этот ж/д проект начали реализовывать на практике, однако, эксперименты однозначно проводились.

Расширение жизненного пространстваОбсуждение проектов новых немецких поселений / Немецкий федеральный архив

Фактическая реализация преступного плана

За все время своего существования третий рейх организовал в общей сложности чуть более 1600 концентрационных лагерей, внушительная часть которых располагалась в Польше, а порядка 60 на территории Советского Союза.

Это не тюрьма, это фабрика смерти, так как задача лагерей состояла не в содержании пленников, а в их истреблении в газовых камерах и другими бесчеловечными способами.

Фактически, это была подготовка Гитлера к очистке земли от «неполноценных рас», то есть нас с вами.

Так что когда в следующий раз прочитаете очередную бредятину о «баварском пиве» и европейских ценностях, которые, якобы, ждали бы нас в случае победы Германии, представьте себе сибирское гетто. В лучшем случае. В худшем – закрывающиеся герметичные двери газовой камеры. И это не фантазии, это жизнь…

Расширение ментального пространства человека в путешествии

В тенденциях развития современного общества с очевидностью выделяется такая особенность, как наличие постоянных и многообразных структурных и качественных изменений во всех сторонах общественной жизни, которая выражается в динамике межкультурных взаимодействий, Современный человек постоянно находится в ситуации принятия вызовов настоящего, чтобы соответствовать реалиям жизни. При этом остро встает, в том числе и перед научным сообществом, проблема такого поведения человека, при котором он бы не просто адаптировался к изменениям, но «опережал» их и сам становился источником новых изменений, реализуя в собственной активности потенциал инновационного поведения (Клочко В.Е., Галажинский Э.В., 2009). В контексте заявленной проблемы мы предлагаем рассмотреть процесс саморазвития человека в путешествии как процесс закономерного расширения его ментального пространства.

В варианте системной антропологической психологии, разрабатываемой В.Е. Клочко, Э.В. Галажинским О.М. Краснорядцевой и др.

ментальное пространство личности определяется как то, «что происходит между человеком и средой, пространство, в котором снимаются как объективная логика среды, так и субъективная логика человека, подчиняясь одной логике – логике самоорганизации человека как открытой системы» (Клочко В.Е., 2009).

Ментальное пространство личности представляет собой динамическое образование, опосредующее сложные взаимосвязи человека с окружающим миром и обусловливающее особенности становления человека как сложной самоорганизующейся системы.

 Ментальное пространство личности содержит в себе перманентно включенные в его ткань образ мира человека и образ жизни, а постоянно возникающие, осознающиеся и решаемые человеком противоречия между ними составляют основу динамических изменений в ментальном пространстве человека.

При анализе изменений, происходящих с человеком в течение жизни, встречается большое количество различных понятий, тем или иным образом описывающих этот процесс: развитие, трансформация, самоактуализация, самоосуществление, саморазвитие, деформация и т.д.

 Впервые термин «расширение» для понимания динамических процессов в жизненном пространстве в процессе приобретения опыта использовал К. Левин (Левин, 2001).

Анализируя особенности подросткового возраста, он затрагивает и проблематику расширения жизненного мира личности.

С его точки зрения, личностное развитие подразумевает включение в жизненное пространство человека новых, неизвестных ранее зон («регионов»), имеющих потенциал перестраивать все жизненное пространство в целом. Таким образом, личностное развитие происходит в следующих аспектах:

  1. увеличение широты жизненного пространства в отношении а) того, что является частью психологического настоящего; б) временной перспективы в направлении психологического прошлого и психологического будущего; в) измерения реальность-ирреальность;
  2. растущая дифференциация каждого уровня жизненного пространства на множество социальных связей и областей деятельности;
  3. растущая организация жизненного пространства;
  4. изменение общей подвижности или жесткости жизненного пространства.

Таким образом, в теоретических построениях К. Левина принципиальной является идея о расширении как не просто приращении жизненного пространства, но изменении его качественных оснований при включении в него новой, неизвестной ранее зоны.

Идеи Д.А. Леонтьева о жизненном мире человека как систематически расширяющемся пространстве построения жизненных отношений находят свое отражение при анализе бытия человека в путешествии.

 Жизненный мир субъекта, в определении автора – это та «…часть универсума, которая потенциально выступает как предмет его практического либо познавательного отношения» (Леонтьев Д.А.

, 1992).

Отмечается, что впервые в научный обиход понятие «жизненный мир» было введено Э. Гуссерлем и его последователем Л.

Бинсвангером в контексте описания феноменологии специфической, уникальной реальности конкретного человека.

Современная психология, признавая априори уникальность жизненного мира каждого, тем не менее, сосредоточивается на изучении структуры жизненного мира, неких определяющих инвариант отношений человека и мира.

Следовательно, Д.А. Леонтьев в качестве категории, связующей человека с окружающим его миром, который никогда не существует отдельно, «вне» индивида, предлагает к использованию понятие «жизненное отношение».

 В его построениях жизненное отношение есть «объективное отношение между субъектом и какимлибо объектом или явлением действительности, характеризующееся потенциальной возможностью качественно определенной формы взаимодействия между ними» (Леонтьев Д.А., 1992).

Бытие человека всегда содержит возможности расширения жизненных отношений. Создание семьи, образование, психологические практики – все это предполагает в той или иной степени расширение жизненных отношений.

Важной в позиции Д.А. Леонтьева является идея о том, что расширение жизненного мира может быть результатом а) изменения форм субъективной репрезентации (психотерапия); б) построение отношений с реальностью (жизнетворчество).

Жизнетворчество рассматривается Д.А. Леонтьевым как практика расширения жизненного мира. В качестве условия осуществления жизнетворчества выступает достигнутый личностью в своем развитии определенный уровень субъективности, а именно: относительная свобода сознания, ответственность и низкий уровень психических защит (Леонтьев Д.А., 2001).

Читайте также:  Новые возможности привычных вещей

Таким образом, позитивные личностные изменения не всегда обеспечиваются лишь изменением внутреннего мира, но могут выстраиваться как результат новых или особенных отношений с реальностью. Тем самым, создается возможность и необходимость рассмотрения в аспекте жизнетворчества туристских практик.

Опираясь на основные положения Курта Левина о расширении жизненного пространства, идеи Д.А.

Леонтьевна о жизненном мире и практиках его расширения и ключевые положения теории психологических систем, мы предлагаем следующее определение понятию расширения ментального пространства личности: Расширение ментального пространства личности – это процесс количественно-качественных изменений в психологической системе человека, запускаемый осознанием противоречия между бытийно-образной и бытийнодейственной компонентами многомерного мира человека и характеризующийся включением новых объектов в образ мира человека.

Исходя из представлений об особенностях становления многомерного мира человека, нами была разработана модель расширения ментального пространства личности в туристической деятельности.

 Критерий, задающий специфику изменений это есть качества бытия человека, в котором существует и разворачивается путешествие.

 Это непосредственно перемещения в пространстве, а также связанное с ними освоение окружающего мира в русле удовлетворения жизненно важных потребностей, освоение культурного пространства туристического путешествия (приобщение к новой для себя культуре) и, наконец, формирование новых и поддержание старых коммуникативных связей в путешествии, образующие коммуникативную специфику пространства путешествия. При этом необходимо отметить, что изменения в путешествии идут параллельно практически на всех качествах бытия человека, различаясь лишь по своей интенсивности.

Например, при выборе туристической поездки (тура) по принципу «все включено» наиболее задействованным будет качество пространственного перемещения, поскольку жизненное пространство путешествия уже организовано и требуется минимум усилий по его освоению, проникновение в культуру не требуется и может быть минимальным, коммуникации также не обязательны. В ситуации так называемого «спортивного» туризма (например, спуск по реке на байдарках) требуется не только хорошая ориентировка в пространстве, но также активное освоение пространства с целью обеспечения основных жизненных потребностей: еды, питья, отдыха, безопасности и др. Таким образом, заданные параметры путешествий представляются нам характерными для всех видов туристических поездок, но при этом для разных видов туризма специфичными будут изменения (расширения) в каком-то значимом качестве.

Специфика расширения ментального пространства личности и качества туристических путешествий определяется следующими качествами бытия человека в путешествии.

Во-первых, это пространственное перемещение. Оно связано с необходимостью ориентировки в новом пространстве, представляет собой интенсивную когнитивную активность, разрешение противоречий между новой и уже имеющейся информацией о мире.

В итоге возникает ментальная карта нового пространства, согласованная с образом мира человека.

 Этот процесс зависит от степени различий между привычным (освоенным) пространством и новым, а также от степени активности человека в разрешении противоречий между наличной информацией о мире и вновь поступающей.

Во-вторых, это темпоральная специфика путешествия, связанная с необходимостью вхождения в новый ритм жизни.

Итогом реализации этого качества путешествия является расширение темпоральных опытов проживания жизни. Интенсивность изменений в этом аспекте обусловливается разницей между привычным и наличным часовым поясом, спецификой отношения к времени в культуре, ригидностью повседневного образа жизни.

Освоение жизненного пространства выступает третьим качеством путешествия и обусловливается необходимостью обеспечения основных витальных потребностей. Сюда входит поддержание и развитие привычного уровня и качества жизни. Интенсивность изменений зависит от степени различий между привычными способами поддержания привычного уровня жизни и особенностями комфорта в путешествии.

В следующем качестве выступает инокультурная среда. Человеку необходимо понимать смысл и ценность проявлений человеческой активности (вещных и нематериальных) в данной культурной среде, основу расширения ментального пространства здесь составляют противоречия между имеющейся и предлагаемой системой ценностей.

В результате происходит обогащение представлений о ценностях и смыслах человеческой активности. Специфика изменений зависит от различий в привычной культурной среде и наличной культурной среде, интенсивности взаимодействия с культурной средой, установок толерантного-интолерантного восприятия культурных ценностей.

Следующее качество бытия человека в путешествии – это пространство коммуникаций.

 Коммуникация человека не только связывает и опосредствует все другие качества путешествия, но также является средством утверждения и подтверждения себя в мире.

Тем самым, можно заключить, что коммуникация есть наиболее сложное качество бытия человека в путешествии. Итогом изменений в этом качестве является расширение круга общения, опосредствование других уровней путешествия.

Таким образом, в ходе изучения и систематизации научного знания по проблеме изменений ментального пространства личности было принято решение об использовании термина «расширение» как наиболее адекватно описывающего суть изменений в нем.

 Нами дано определение этому понятию и проанализированы основные уровни путешествия, на которых происходят эти изменения.

Согласно представленной схеме, классифицирующей качества путешествия и определяющей специфику изменений в ментальном пространстве личности, существуют качества путешествия, которые всегда будут задействованы в любом путешествии: это уровень пространственных перемещений, изменение темпоральной специфики и организации своего жизненного пространства. Необходимо выделить качества путешествия, действующие более опосредствовано, нежели другие, – это инокультурная среда и коммуникации. В основе их выделения лежит необязательность (добровольный выбор) как познания культуры другой местности, так и коммуникаций со стороны путешественника. С другой стороны, именно последние уровни обеспечивают собственно развитие человека как сложной самоорганизующейся системы, поскольку представляют собой ресурсы для изменения ценностно-смысловых составляющих образа мира человека, изменения системообразующих составляющих его ментального пространства.

Итак, туристическое путешествие заключает в себе потенциал «бытийного» саморазвития человека, предполагающий наличие значительных возможностей динамических изменений в структурах ментального пространства личности. Это дает возможность рассматривать путешествие как альтернативный психологической и психотерапевтической помощи ресурс личностного роста и развития личности.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Клочко В.Е. Самоорганизация в психологических системах: проблемы становления ментального пространства личности (введение в трансспективный анализ) / В.Е. Клочко. – Томск: Том. гос. ун-т, 2005. – 174 с.
  2. Клочко В.Е., Галажинский Э.В. Психология инновационного поведения. Томск; Изд-во ТГУ, 2009
  3. Клочко В.Е., Галажинский Э.В. Исследование инновационного потенциала личности: концептуальные основания// Сибирский психологический журнал, 2009, №33. С. 6-12
  4. Левин К. Динамическая психология. Избр. труды / под ред. Д.А. Леонтьева, Е.Ю. Патяевой. – М.: Смысл, 2001. – С. 243 – 250.
  5. Леонтьев Д.А. Жизненный мир человека и проблема потребностей // Психол. журн., 1992, т. 13, N 2, с. 107-120.
  6. Леонтьев Д.А. Жизнетворчество как практика расширения жизненного мира// 1-я Всероссийская научная конференция по экзистенциальной психологии: Материалы сообщений. М.: Смысл, 2001. С. 100-109.

Фамилия автора: Черданцева А.В.

Хаусхофер: теория "жизненного пространства" и военно-геополитическая доктрина континентального блока

Немецкий географ и социолог Карл Хаусхофер (1869 — 1946) внес огромный вклад в развитие германской школы геополитики. В 1919 году защитил докторскую диссертацию в области географии, через 2 года получил звание почетного профессора в Мюнхенском университете.

Во время преподавания близко познакомился с Рудольфом Гессом, который стал его студентом и ассистентом. Во время посещений в тюрьме Гесса, оказавшегося под заключением после Пивного путча» познакомился с Адольфом Гитлером.

Не смотря на принятие Гитлером идей Хаусхофера, их личные отношения не заладились.

Благодаря протекции Гесса, Хаусхофер занимал ряд высоких государственных должностей в Третьем Рейхе, при этом не вступая в НСДАП. Его положение изменилось после вылета Рудольфа Гесса в Великобританию.

Хаусхофер лишился влияния и был взят под наблюдение гестапо. Старший сын был расстрелян по обвинению в покушении на Гитлера, младший – был арестован. Сам Хаусхофер в коне войны был заключён в Дахау.

В 1946 году, спустя год после освобождения из лагеря, совершил самоубийство.

Хаусхофер продолжил развитие теории «жизненного пространства». Он считал, что расширение жизненного пространства для народа является главнейшей задачей всей государственной политики. С этой целью могли справиться только крупные государства с мощной экономикой и развитой культурой.

В таких условиях существование маленьких государств признавалось бессмысленным, и они должны быть подвергнуты поглощению великими державами.

За счет такой экспансии великие государства должны были приобретать ресурсы для дальнейшего развития культуры своего народа и жизненного пространства для увеличивающегося населения.

Главное грядущее противостояние Хаусхофер видел в борьбе двух военных блоков. Одной стороной конфликта был англосаксонский альянс во главе с США и Великобританией.

Для противостояния ему Хаусхофер предлагал создать «Континентальный блок», который иначе ещё назывался «Ось Берлин – Москва – Токио». В его состав должны были войти Испания, Италия, Германия, Россия и Япония. Самым главным союзником Германии должна была стать Россия.

Читайте также:  Винтовые сваи для фундамента – характеристики, плюсы и минусы, виды, типы, размеры

Хаусхофер писал: «Евразию невозможно задушить, пока два самых крупных ее народа – немцы и русские – всячески стремятся избежать междоусобного конфликта».

К сожалению, его идеи не были воплощены в жизнь, и после Второй Мировой мир пошёл по пути развития на условиях англосаксонского тандема США-Великобритания, а Берлин и Токио в итоге попали в глобокую от него вассальную зависимость.

Новости внешней политики на нашем информационном портале геополитика новости аналитика

Наши другие форматы: Телеграмм канал и Фэйсбук Геополитика.Рус.

«К затяжной войне Германия не готовилась»

 globallookpress.com © Berliner Verlag/Archivgloballookpress.com © Berliner Verlag/Archiv

Во второй половине 1930-х годов на мировой арене появился агрессивный и чрезвычайно амбициозный игрок. В 1939—1940-х годах нацистская Германия и её союзники оккупировали почти всю Европу. Единственным непокорённым государством на Западе была Великобритания.

После падения Франции в июне 1940 года перед нацистским руководством стоял выбор: продолжить наступление на Запад, проведя десантную операцию на Туманном Альбионе, или развернуть победоносную армию против Советского Союза, с которым в августе 1939 года был заключён договор о ненападении.

Германия была уверена, что Москва не вступит в войну на стороне Лондона и сможет сосредоточить силы на сухопутном вторжении в Великобританию. В июле 1940 года была утверждена операция «Морской лев», предполагавшая высадку на побережье 25 дивизий и окружение столицы королевства.

Однако агрессия против Великобритании могла помешать реализации других стратегических задач. Во-первых, Германия рисковала получить мощного противника в лице США. Во-вторых, нацистский режим лишался важного преимущества в будущей войне на Востоке — внезапности.

В случае захвата Лондона дальнейшие планы Адольфа Гитлера становились слишком очевидными. Фюрер, рассчитывавший на блицкриг, не мог позволить себе подобный риск. В сентябре 1940 года началась скрытая переброска войск на восточные рубежи Третьего рейха.

Расширение «жизненного пространства»

Нападение на СССР преследовало экономические, политические и идеологические цели. Крах государства площадью в 22,4 млн квадратных км превращал Германию в сверхдержаву и позволял Гитлеру осуществить захват Великобритании.

Фюрера привлекала ресурсная база Советского Союза: плодородные земли, залежи железной руды, угля и нефти. За счёт оккупации европейской части СССР Гитлер намеревался решить проблемы, которые существовали у промышленности Третьего рейха с поставками сырья.

Помимо прагматичных причин, к войне с Москвой Берлин подталкивал идеологический фактор. На Востоке, по выражению Гитлера, правила бал «еврейско-большевистская банда». Антимарксизм и антибольшевизм — одни из ключевых постулатов национал-социализма.

В середине 1930-х годов фюрер уничтожил коммунистическое движение в Германии и был уверен, что в скором времени покончит с находившемся на Востоке очагом распространения идей пролетарской революции и интернационализма.

Ещё одним предубеждением Гитлера был расистский подход к политике в отношении национальностей. Славяне наряду с евреями и цыганами считались «низшими людьми» и подлежали почти поголовному истреблению. Нацистский вождь стремился получить на Востоке миллионы рабов и утвердить власть нордической расы на колоссальной по размерам территории.

Захват СССР укладывался в концепцию расширения «жизненного пространства». Гитлер убедил немцев, что Германии для процветания необходима территориальная экспансия на тысячи километров. Третий рейх якобы не мог чувствовать себя в безопасности из-за угрозы со стороны большевиков и британской монархии.

Главная особенность всех военных кампаний нацистского режима состояла в концепции блицкрига («молниеносная война»).

Германия делала ставку на масштабные прорывы вглубь территории противника и захват ключевых объектов военной инфраструктуры.

Подобная тактика позволяла лишать снабжения хорошо укреплённые приграничные районы. Сотни тысяч солдат теряли связь с командными пунктами и центрами снабжения и в результате становились лёгкой добычей оккупантов. Основными ударными силами были танковые соединения и авиация.

Впрочем, блицкриг не был совершенной концепцией войны. Подобное вторжение было невозможно без укомплектованных исправной бронетехникой дивизий, тысяч современных самолётов, эффективной логистики и высокого профессионализма командного и личного составов.

На захват Польши и Франции немцам понадобилось около месяца. Однако площадь только европейской части СССР составляла пять млн квадратных километров (в 12—13 раз больше оккупированной французской территории). Нацистскому руководству предстояло решить сложнейшую в рамках блицкрига задачу.

Из открытых немецких документов следует, что окончательное решение о подготовке агрессии против СССР Гитлер принял в конце июля 1940 года.

Предварительный план предполагал нанесение ударов по двум направлениям: московскому (через Прибалтику) и одесскому (через Киев). Операция должна была начаться в мае 1941 года и завершиться в течение пяти месяцев.

18 декабря 1940 года Гитлер подписал директиву №21, получившую условное наименование «Вариант Барбаросса». Операция была названа в честь немецкого короля Фридриха I Барбароссы, который в 1155 году стал императором Священной Римской империи.

К границам СССР планировалось стянуть практически все сухопутные силы и две трети авиации. Благодаря трём массированным ударам в течение четырёх-пяти месяцев вермахт должен был выйти на линию Архангельск — Волга — Астрахань, захватив таким образом большую часть европейских регионов Советского Союза.

В течение первых 20 дней нацисты собирались оккупировать все западные республики СССР, а после небольшой паузы — сосредоточить силы для бросков на Москву, Донбасс, Ленинград. Наступление на СССР должно было начаться 15 мая 1941 года, но в апреле дата блицкрига была перенесена на 22 июня.

Дезинформация и маскировка

Летом 1940 года Германия развернула масштабную разведывательную деятельность против СССР. Нацисты стремились оценить военные и экономические возможности Советского Cоюза. С этой целью собиралась самая разнообразная информация.

В частности, Гитлер пытался просчитать, какое количество дивизий останется у Москвы после разгрома войск в Белоруссии и на Украине, насколько боеспособна советская военная техника и велико ли будет сопротивление Красной Армии и местного населения.

Чтобы не допустить партизанской войны, абвер (немецкая разведка) намеревался расколоть советское общество, играя на национальных чувствах советских народов. Несмотря на господствовавшие в Германии расовые предрассудки, фюрер неоднократно призывал генералов трезво оценивать потенциал СССР.

Все подготовительные мероприятия нацисты держали в строжайшем секрете и маскировали. Переброска войск и техники, которая не могла в таких масштабах проходить незаметной, оправдывалась учениями, ротацией, подготовкой к «Морскому льву» и операции «Марита» (вторжение в Грецию).

Немецкие дипломаты и разведчики развернули кампанию по дезинформации. Москву убеждали в том, что Берлин верен договору о ненападении и готовится нанести сокрушительный удар по Великобритании. Гитлер даже предлагал советскому лидеру Иосифу Сталину поделить «английское наследство» в Иране и Индии.

В какой-то степени нацистам удалось спутать карты советской внешней разведке. В состав советской резидентуры в Европе по состоянию на июнь 1941 года входили около тысячи человек (около трети были легальными агентами). Все они доносили крайне противоречивые сведения, хотя часть разведчиков предупреждала о готовящемся блицкриге в мае—июне 1941 года.

Захват СССР рассматривался Гитлером как один из ключевых этапов на пути к достижению господства в Европе и мире.

«Принцип Drang nach Osten был провозглашён в книге Гитлера «Майн Кампф» 1925 года. СССР был источником природных богатств и идеологическим противником. Всё, что Гитлер делал до июня 1941 года, было фактически подготовкой к битве на Востоке», — заявил RT Мягков.

«План «Барбаросса» был продуман до мелочей, и немцам многое удалось в первые недели. Однако они рассчитывали, что советская армия и народ будут демотивированы поражениями, а правительство спасует. В этом был замысел блицкрига, и к затяжной войне Германия не готовилась», — пояснил Мягков.

По словам эксперта, нацисты полагали, что СССР рухнет под натиском вермахта. Немцы признавали стойкость и храбрость русского солдата, но были уверены в его неспособности к самоорганизации. Также считалось, что советские граждане не сплотятся вокруг государства и фигуры Сталина.

Мягков категорически не согласен с точкой зрения о том, что 76 лет назад в схватке сошлись два тоталитарных мира: национал-социалистический и коммунистический. По его словам, такой взгляд на трагедию советского народа сложился у западных историков и некоторых российских политологов.

«Мне кажется, Западу и некоторым нашим деятелям неудобно признавать, что на самом деле Советский Союз отстаивал ценности гуманистической европейской цивилизации. Нацисты вели войну на уничтожение не столько коммунизма или демократии, сколько общечеловеческой культуры, всего того, что дорого любому нормальному человеку», — подчеркнул Мягков.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector