Города будущего: сможет ли мечта решить проблемы человечества

Города будущего: сможет ли мечта решить проблемы человечества Нью-Йорк в 3000 г., Футурама. Ответ на вопрос «как будут выглядеть города будущего, станут ли они нагромождением многокилометровых небоскребов или уйдут в землю» ищут сотни архитекторов, ученых и футурологов. На фоне стремительного роста населения урбанизированных районов Земли, исчерпания ресурсов и экологических проблем город утопично воспринимается настоящей колыбелью жизни, реализующей самые смелы урбанистические идеи и решения.

Сегодня стать виртуальным архитектором может каждый: копии реальных и вымышленных городов возводят в Minecraft, градостроительные симуляторы типа серии Anno предлагают возводить гипертрофированные версии современных мегаполисов хоть на Луне, дизайнеры рисуют концепты поселений, попирающие все современные достижения в области строительства и транспортной логистики.

Однако помимо виртуальных строек в мире создаются около сотни реальных населенных пунктов, претендующих на звание «умного города». В этой статье вместе с проектом Недвижимость Mail.Ru мы расскажем о самых интересных.

Управление городом

Города будущего: сможет ли мечта решить проблемы человечества Город Сонгдо в 2020 г., концепт. Город будущего — это город, в котором большинство систем и объектов инфраструктуры управляется компьютерами. В Южной Корее, в городе Сонгдо, уже испытывается прототип единой городской информационной сети, которая соединит в общий кластер все строения. В некую базу данных будет стекаться информация от мириад датчиков и камер. Цель этой системы заключается в контроле и управлении всеми городскими системами, включая транспорт, водоснабжение и т.д. Ведь не секрет, что современные городские службы еще очень далеки от пика своей эффективности. Кроме того, экспериментальная система позаботится и о безопасности жителей. Например, пол в доме престарелых оснастят датчиками, благодаря которым можно будет обнаружить факт падения человека и отправить сигнал тревоги. Или более актуальный пример: общегородская информационная сеть позволит внедрить универсальную карту, которая будет служить ключом от входной двери, банковской картой, проездным билетом и удостоверением личности. Маршруты мусоровозов будут выстраиваться на основании данных о степени наполненности мусорных баков. А уж про управление дорожным движением и говорить нечего, это просто musthave. Города будущего: сможет ли мечта решить проблемы человечества Сейчас во многих домах Сонгдо входную дверь можно открыть не ключом, а с помощью смартфона. За несколько кликов можно проконсультироваться с врачом по видеосвязи. Для решения административного вопроса можно связаться с чиновником через приложение. И многое другое. Сонгдо располагается на искусственном острове в 50 км от столицы Южной Кореи. Строительство города, которое, по сторонним оценкам, обошлось Южной Корее в $35 млрд, ведется уже 15 лет при активной помощи компании Cisco Systems. Город должен быть полностью построен в 2020 г., а его население к этому моменту составит 250 тыс. человек. В 2016 г. с вводом в эксплуатацию около 400 умных зданий Сонгдо сможет претендовать на звание первого умного города в мире. Вечный вопрос пробок решается радикально: в городе можно обойтись без автомобиля благодаря развитой системе общественного транспорта, а также с помощью реализации технологии телеприсутствия. Добиться этого рассчитывают за счет установки в каждом доме, офисе и общественном учреждении видеосервиса TelePresence, который обеспечит возможность проведения удаленных встреч с помощью систем видеонаблюдения. Сонгдо — это еще и зеленый город, активно использующий возобновляемые источники энергии (солнечную и ветровую энергию). Мусор же не выбрасывается на свалку, а пропускается через систему переработки. Здесь собирают всю дождевую воду и используют ее для полива уличной растительности, для туалетов в зданиях и для мытья улиц. К инициативе корейцев очень внимательно присматриваются во многих странах, поскольку проводимый ими эксперимент может потенциально помочь решить некоторые проблемы большинства крупных городов. Скажем, тот же Нью-Йорк, по сути, превратился в гигантский конгломерат, поглотивший множество мелких городов. 200 км побережья, до самого Ньюарка, представляют собой одну сплошную застройку. Токио уже слился с Йокогамой, попутно поглотив десятки, если не сотни других населенных пунктов, и в этой колоссальной агломерации проживает 38 млн человек. У нас пока таких примеров нет, но Москва уже близка к этому. По сути, она расползается «щупальцами» вдоль основных шоссе, постепенно интегрируя окружающие города. И как прикажете управлять такими сложнейшими образованиями?

Жизнь без октанового числа

Города будущего: сможет ли мечта решить проблемы человечества Смог в Пекине. Содержащиеся в смоге частицы способны проникать в организм через легкие, накапливаться и оседать в нем. Принято считать, что основной причиной возникновения смога является автотранспорт. И одной из главных черт городов будущего обычно представляется ужасный воздух. Автотранспорт, конечно, оказывает свое пагубное влияние на воздух. Например, всем известно, сколь ужасен воздух в Пекине, который успел прославиться своим смогом и высочайшим уровнем загрязнения атмосферы. Около 25% вредных веществ поступает в воздух мегаполиса именно от транспорта. Очевидно, что проблему выхлопов нужно решать — от этого никуда не деться. Выражаться это будет, вероятно, в постепенном отказе от двигателей внутреннего сгорания и переходе на электромобили или иные виды экологически чистого транспорта. В этом смысле интересен пример города Масдар, расположенного в ОАЭ: здесь законодательно запрещено использовать автомобили с ДВС. Города будущего: сможет ли мечта решить проблемы человечества Концепт города будущего в ОАЭ. Масдар — эко-город, на 50% обеспечиваемый возобновляемыми источниками энергии и имеющий устойчивую экологическую среду с минимальными выбросами углекислого газа в атмосферу. Населить город планируют учеными, работающими над высокотехнологичными зелеными проектами и разного рода стартапами. Города будущего: сможет ли мечта решить проблемы человечества Улица Масдара, 2016 г. Бюджет города оценивается в $22 млрд. Проект, запущенный в 2006 г., должен был реализоваться в 2015 г., однако из-за нехватки инвестиций строительство не завершено до сих пор. По новому плану Масдар возведут к 2030 г. Сейчас в городе постоянно проживает около 300 человек, построена основная инфраструктура и действует один магазин. Города будущего: сможет ли мечта решить проблемы человечества Грузовой квадракоптер Black Knight Transformer способен доставлять грузы весом до 1,6 т. Более радикальным решением является полный отказ от использования автомобилей для доставки мелких грузов. Эту задачу можно возложить, например, на грузовые квадрокоптеры. Такие эксперименты ставятся во многих странах, в том числе и в России: некоторое время назад в Сыктывкаре действовала служба доставки пиццы с помощью квадрокоптеров. Правда, мир пока не совсем готов к массовому внедрению квадрокоптеров, но сам факт подобных экспериментов говорит о том, что в будущем микровинтокрылые займут определенные ниши. Города будущего: сможет ли мечта решить проблемы человечества Существует еще один способ сделать воздух городов чище — пересадить всех на велосипеды. С точки зрения расходов и оперативности это куда более удобный транспорт, а уж по экологичности с ним может соперничать только ходьба пешком. Конечно, полностью отказаться от общественного транспорта и заставить всех крутить педали не получится. Кроме того, несмотря на благостный пример Европы, где велосипеды превращаются в массовый транспорт, у нас не получится целиком перенять их опыт по целому ряду причин, одна из которых — особенности климата во многих регионах России. Но все же в достаточно теплых широтах это вполне реализуемый сценарий, если озаботиться строительством соответствующей инфраструктуры для велосипедистов и пропагандой этого вида транспорта.

Города с преобладанием велосипедов будут коренным образом отличаться от «классических». Однако более вероятен сценарий перехода на электромобили или на автомобили на топливных элементах. Сегодня мы даже представить не можем город без машин. По оценкам специалистов, скоро во всем мире на дорогах одновременно будут находиться 2 млрд автомобилей. Так что необходимо как можно скорее решить «проблему выхлопных труб».

Смычка города и деревни

Города будущего: сможет ли мечта решить проблемы человечества

Этот популярный в нашей стране политический лозунг 1920-х годов как нельзя лучше описывает подход к строительству городов, подразумевающий активнейшее использование зеленых насаждений. Идея не нова — подобные эксперименты ставились еще 100 лет назад, а планы городов-парков футуристы рисовали с XIX в. Но сегодня эта чрезвычайно привлекательная идея разбивается о суровые урбанистические реалии: по мере роста населения земля в городах быстро дорожает, поэтому каждый квадратный метр газона или, упаси господи, парка в центре города является объектом пристального внимания со стороны строителей торговых центров, парковок и офисных комплексов. К сожалению, деньги обычно побеждают.

Тем не менее любой горожанин предпочел бы жить в зеленом городе, а не в каменных джунглях. Одним из способов решения противоречий между интересами бизнеса и людьми является использование так называемых вертикальных ферм. По сути, это обширные строения, состоящие из нескольких ярусов, на которых размещены как парковые зоны, так и гидропонные теплицы для выращивания продуктов питания. Города будущего: сможет ли мечта решить проблемы человечества

Крупнейшую в мире вертикальную ферму сейчас строят в промышленной зоне Нью-Джерси. На площади 6,5 тыс. м2 ежегодно будут выращивать около 900 т листьев салата. Солнечный свет здесь заменяют специальные экономные LED-лампы, а землю — многоразовая ткань. Ферма использует вполовину меньше удобрений и полностью исключила применение пестицидов.

Интерес к подобной инновации проявляют сегодня, в первую очередь, агропромышленные компании. Естественно, активнее всего экспериментируют в этом направлении в Азии, где о проблеме дефицита земли и перенаселенности знают не понаслышке. Преимущества вертикальных ферм заключаются не только в эффективности использования городских территорий, но и в независимости от климатических условий, что особенно важно для российских реалий. Естественно, подобные объекты должны быть максимально компьютеризированы и автоматизированы. А факт их размещения в городской черте заставляет архитекторов уделять больше внимания гармоничности и уместности внешнего облика. Парк Хай-Лайн, Нью-Йорк. Не овощами едиными жив человек. Существует ряд смелых проектов, предполагающих интегрировать полноценные парковые зоны внутрь офисных и жилых зданий, в том числе небоскребов. А в Сингапуре уже есть отель, на 56-м этаже которого разбили большой парк. Для нас это пока слишком экзотично, а вот опыт Нью-Йорка стоит рассмотреть и, быть может, принять на вооружение: в этом городе замечательный парк разбили на заброшенной городской железнодорожной ветке. Концепт парка «Зарядье», Москва. Впрочем, России тоже есть чем гордиться в плане проектов озеленения. Так, «самый дорогой пустырь в стране», расположенный в двух шагах от Кремля, на месте снесенной гостиницы «Россия», сейчас превращается в уникальный парк, разделенный на несколько природно-ландшафтных зон, характерных для нашей страны. На территории парка появится березовая роща, низкорослые и стелющиеся растения тундры, луговые травы, субтропические растения, прибрежный лес и степь. Открытие парка «Зарядье» состоится в сентябре 2017 г.

Читайте также:  Озеленение нетрадиционными методами

Гоэлро XXI

Фудзисава, Япония. Помимо нефти и газа современная цивилизация прочно сидит и на третьей «игле» — электричестве. А всевозможные инновации будущего потребуют еще больше электроэнергии. Так что помимо увлекательной задачи превращения городов в более чистые и комфортные нам предстоит решать вопросы увеличения выработки электричества и повышения энергоэффективности.

Один из возможных подходов опробован в Японии: неподалеку от столицы построили экспериментальный городок Фудзисава, в котором тестируются всевозможные технологии. На первый взгляд, ничего примечательного, выглядит как типичный квартальчик американского пригорода, но это впечатление обманчиво.

Во-первых, каждый дом оснащен солнечными панелями и мини-электростанцией, что позволило многократно снизить суммарный расход поставляемой электроэнергии, выбросы углекислого газа снизились на 70%. При отключении внешней подачи электричества городок сможет функционировать еще трое суток благодаря аккумулированной электроэнергии.

Во-вторых, очень широко применяется автоматизация внутри жилищ. Стиральные машины сами выбирают программу стирки, определяют степень загрязнения вещей и необходимое количество порошка в зависимости от загрузки. Если зрители уходят от телевизора, то через некоторое время он самостоятельно выключается.

Когда пешеход идет в темное время суток по улице, фонари светят ярче, а потом снова переходят в экономичный режим. К слову, все кабели и коммуникации смонтированы скрыто.

В этом городке также не принято пользоваться автомобилями с двигателями внутреннего сгорания. При необходимости можно арендовать электромобиль или электровелосипед.

Улицы оснащены многочисленными камерами и датчиками, благодаря которым удалось сократить количество полицейских при сохранении уровня безопасности. В текущем году в городе испытают систему самоуправляемых такси. Эксперимент будет проводиться на базе нескольких гибридных минивэнов Toyota Estima.

Заключение

По данным Всемирной организации здравоохранения, к середине столетия городское население составит 70% популяции — свыше 6 млрд человек. Так что нам в любом случае придется научиться эффективно решать многочисленные проблемы управления огромными городскими агломерациями.

Да и «обычные» крупные города только выиграют от внедрения новых технологий, позволяющих сделать жизнь горожан комфортнее и безопаснее.

К счастью, большинство реальных реализуемых проектов не имеют ничего общего с антиутопическими представлениями о мире.

Эпоха киберпанка с городами, один вид которых ввергает в сильнейшую депрессию, либо уже закончилась, оставшись на страницах книг и в кинокадрах со спецэффектами, либо отложена на далекое будущее, сценарий развития которого связан с непредсказуемыми событиями.

Каким будут города будущего: прогнозы архитекторов и урбанистов

Города будущего: сможет ли мечта решить проблемы человечества Фото предоставлено пресс-службой

Централизованная модель города — самая распространенная. Так устроены, например, Москва, Пекин, Париж. Однако хороша она только для маленьких городов. В мегаполисах она становится причиной транспортных коллапсов и ухудшения качества жизни от центра к окраинам. Чтобы избежать этих проблем, в крупном городе не должно быть единого центра. Качество общественного пространства и жизни не должно меняться от центра к окраине.

Города будущего: сможет ли мечта решить проблемы человечества Слайд из презентации Висенте Гуаярта Слайд из презентации Висенте Гуаярта

Инновационные проекты должны располагаться внутри города, а не за его пределами

В России я видел много индустриальных парков в пригородах, но организация новых технопарков за пределами города — это ошибка и не самый лучший вариант трансформации.

Все IT-компании и образовательные институции должны оставаться в городе: это делает его живым и привлекает инвесторов.

Ошибкой также является снос старых промышленных предприятий и строительство на их месте жилых домов — это подход девелоперов, а не архитекторов. Бывшие промзоны нужно превращать в объекты для развития цифровых инноваций.

Для реализации проекта важна единая организационная структура

Если вы видите странные общественные пространства в городе, проблема не в проектировщиках и архитекторах, а в организационной составляющей. Обычно за реализацию проекта отвечают несколько департаментов, которые не могут работать согласованно.

Например, один департамент подбирает плитку, другой — уличные скамейки, третий — фонарные столбы, четвертый делает закупки как попало, и получается то, что получается. Поэтому нужно, чтобы кто-то один брал на себя ответственность за обустройство общественных пространств.

У нас для этого создан департамент городских проектов, во главе которого стоят архитекторы. Они указывают другим департаментам, какие именно скамейки и деревья закупать для города.

Частные автомобили — архаизм

Строительство новых дорог не решает проблему пробок: появятся новые дороги — в городе станет больше машин. В городах не должно быть частных автомобилей. В будущем частный автомобиль — как частная лошадь — останется лишь воспоминанием для наших внуков. В городе должно быть больше пространства для людей, электротранспорта и велосипедов.

Мы должны думать об экономике будущего

Города будущего не только красивые — они «умные» и экологичные, и IT-слой для умного города является фундаментальным.

Экономике будущего не нужен бензин, поэтому мы уже сейчас должны думать, где будем заряжать электромобили или как будем использовать энергию солнечных батарей на крышах наших домов. В городе будущего развиты сити-фермерство и 3D-печать.

Поэтому в нем архитектор отвечает не только за внешний вид, но и за IT, энергопотребление, обеспечение водой, транспортную систему. Модернизируя город, мы не должны забывать о сохранении культурного наследия.

«Люди плохо представляют, кто такие архитекторы, что они делают и зачем»

Участники программы «Архитекторы.РФ» — о том, чем отличаются подходы к градостроительству у нас и в Европе, как связаны архитектура и политика и каким образом это отражается на городской среде.

Города будущего: сможет ли мечта решить проблемы человечества

Наталья Бавыкина, 33 года, Москва, главный архитектор проектов бюро «Алексей Бавыкин и партнеры», преподаватель МАРХИ

Москва постоянно развивается, но при этом отсутствует единая позиция по вопросам не только городской застройки, но и городской среды, транспортной инфраструктуры. В лужковские времена мы мыслили точечной застройкой, сегодня — программами. Главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов подходит к развитию города более системно, чем его предшественники.

Мы понимаем, какие направления выбирает транспортный департамент, видим, что строится метро, что начали системно заниматься городскими парками и думают о преобразовании набережной Москвы-реки, но опять же отсутствует долгосрочное планирование.

Хотелось бы, чтобы горизонт планирования в городе был равен не электоральному сроку, а 25–50 годам, как в Дании и Нидерландах.

Попав в программу, я узнала, как устроены новые объекты в Берлине, Роттердаме, Копенгагене и Барселоне. Мне также удалось поговорить с проектировщиками и представителями муниципалитетов, узнать об особенностях взаимодействия инвестора, архитектора и города.

Например, в Берлине мы познакомились с человеком, который является одновременно архитектором, девелопером и пользователем собственного объекта.

Там развит микродевелопмент, когда архитектор сам находит участок в городе, предлагает проект (обычно это жилье) и потом под этот проект собирает инвесторов (как правило, будущих жильцов дома).

То есть архитектор работает с конечным пользователем без посредников, может донести до пользователей свои инновационные идеи, что позволяет построить дом высокого качества с учетом потребностей жильцов. А в Москве инвестор делает срез по рынку и диктует свои правила архитектору, не позволяя ему внести что-то новое.

В Нидерландах главный архитектор, главный урбанист и главный ландшафтный архитектор являются практикующими специалистами и разрабатывают идеи для всей страны. Они приходят на должность уже с готовой программой.

При продвинутом датском социализме формируется городская среда, которую мы очень ценим: открытые пространства без заборов, высокое качество построек.

Новые районы сначала полностью прорабатываются муниципальным заказчиком (НКО), а потом уже по кусочкам отдаются под застройку девелоперам. Причем те должны четко действовать по предоставленному плану.

То есть в Дании полностью режиссируют городскую среду, делают ее инклюзивной и общедоступной.

В Барселоне подход к формированию архитектуры города заявляется мэром во время предвыборной кампании с обязательством в случае победы воплотить его в жизнь.

Организаторы программы — «Дом.РФ» и институт «Стрелка» — в этих поездках объединили большое число специалистов из разных городов России, не только архитекторов, но и юристов, и инженеров.

Мы не только слушали лекции, но и учились аккумулировать большие объемы информации, быстро делать выводы и переходить к действиям. Европейский подход — проактивный, то есть архитектор не ждет заказов, а сам предлагает проекты городу.

Он коммуницирует с жителями, представляет свои идеи широкой публике. Этого очень не хватает в Москве: люди слабо представляют, кто такие архитекторы, что они делают и зачем.

Читайте также:  Примеры использования розовых оттенков на кухне

Города будущего: сможет ли мечта решить проблемы человечества

Азат Ахмадуллин, 32 года, Уфа, сооснователь и главный архитектор Ahmadullin Architects

Основная проблема, с которой я сталкиваюсь в Уфе, — желание заказчика получить сиюминутную выгоду. Он не планирует долгосрочные инвестиции. Думаю, это связано с тем, что никто из нас не уверен в завтрашнем дне. Из-за этого хромает качество: экономия на материалах приводит к обветшанию объектов, да и выглядят они впоследствии дешево и уныло.

В Европе я видел примеры качественной жилой среды, которые можно применить в Уфе; я обратил внимание на то, как детально продуманная и проработанная архитектура привлекает инвестиции. Люди хотят жить в красивом и удобном френдли-обществе и готовы платить за это.

Девелопер, в свою очередь, видит, что вложения рано или поздно окупятся, — в долгосрочной перспективе эта система работает.

В программе «Архитекторы.РФ» одним из самых практичных курсов для меня стали уроки развития коммуникативных навыков Татьяны Никульшиной. Умение подобрать ключ к конкретному человеку или целой аудитории, способность вести диалог с оппонентом, даже если он настроен негативно, — важный навык для человека любой профессии.

Города будущего: сможет ли мечта решить проблемы человечества

Анастасия Яременко, 29 лет, Казань, ведущий архитектор в бюро «Архитектурный десант»

В этом году к чемпионату мира по футболу в Казани был реализован проект по благоустройству пешеходной зоны по улице Декабристов. Такие улицы делают город живым и становятся важным общественным пространством — и это отличный пример правильного направления развития.

Программа «Архитекторы.РФ» дает мощную прокачку знаний и навыков по всем направлениям. Ты начинаешь понимать свои сильные и слабые стороны. Для меня особенно ценно взаимодействие с участниками программы и обмен накопленным опытом — это позволяет постоянно держать руку на пульсе.

В поездках по европейским городам мы увидели и разобрали самые успешные кейсы, которые можно применить и в России. Это примеры реновации промышленных территорий, переосмысления исторической части города, реконструкции дорожных развязок, а также устойчивое развитие, внимание к деталям и долговечности материалов, приоритет экологичного транспорта.

Все это в комплексе поможет нашим городам стать еще комфортнее для своих жителей.

«Архитекторы.РФ» — бесплатная лидерская программа профессионального развития для специалистов в области архитектуры и градостроительства.

Ее задача — сформировать профессиональное сообщество для создания комфортной городской среды в столице и регионах России. С 16 по 23 декабря пройдет заключительный модуль программы о будущем города. «Архитекторы.

РФ» реализуется по поручению президента России госкомпанией «Дом.РФ» и Институтом медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка» при поддержке Правительства РФ.

Подготовила Анна Алексеева

Город будущего с точки зрения социал-демократии

Разумеется, вряд ли мы из начала XXI века угадаем, как будет выглядеть развитый город XXII века. Однако в этой статье мы попытаемся наметить основные цели и задачи новаций в области градостроительства. Мы также не сможем сходу учесть все особенности и необходимые нововведения, поэтому данная статья будет редактироваться и изменяться.

Для России проблема города будущего имеет особое значение – ведь социал-демократам, скорее всего, придётся выстраивать многие города практически с нуля (инфраструктура многих провинциальных городов выглядит и выполняет свои функции просто ужасно). Но для начала нам нужно определиться с основными проблемами, которые «Город XXII» должен решать.

Как читателям уже известно из статьи о прогрессивных ценностях, одной из основных ценностей социал-демократов является свободное время человека.

Чем больше времени, свободного от работы и рутины по обеспечению нормальной жизнедеятельности, тем больше простора для творчества, развития и отдыха.

Один из основных способов расширения свободного времени – сокращение рабочего дня, что следует рассматривать отдельным материалом. Помимо рабочего дня, часть свободного времени съедают следующие занятия:

  • приготовление пищи;
  • уборка жилья;
  • вынос мусора;
  • стирка и глажка белья;
  • мытьё посуды;
  • дорога до учреждений: работы, супермаркета, спортзала, мест для отдыха, культурных учреждений и так далее.

Особенно чувствительны к этим затратам времени женщины. Именно на них в таком консервативном обществе, как современное российское, ложится значительная часть из домашних обязанностей.

Поэтому требования к городу будущего неразрывно связаны с борьбой за права женщин и мужчин. Однако урезание свободного времени не является единственной проблемой, которую можно решить градостроительной политикой.

Общество сталкивается и с другими трудностями:

  • неправильное питание, негативно влияющее на здоровье, физическую форму и самочувствие;
  • загрязнённость окружающей среды;
  • автомобильные «пробки» на дорогах;
  • проблемы с автомобильной парковкой;
  • состояние дорог, безопасность дорожного движения, отсутствие ремонта дорог или затянувшийся ремонт;
  • недостаточное удобство и скорость общественного транспорта;
  • недостаточный уровень инфраструктуры для велосипедистов и пешеходов;
  • недостаточное благоустройство мест для отдыха (нехватка скамеек и так далее), недостаточное количество культурных мероприятий, праздников и развлечений;
  • неблагоустроенность городской инфраструктуры (недостаточная освещённость улиц, недостаточное озеленение и так далее);
  • проблема с мусором на улицах;
  • большое количество бездомных животных;
  • недостаточная инфраструктура для свободного перемещения людей с ограниченными возможностями;
  • слишком плотная застройка;
  • дорогой или некачественный интернет;
  • низкое качество уборки улиц и тротуаров.

Впрочем, пункт «Слишком плотная застройка» корректнее было бы заменить на «Низкая доступность городских услуг, общественных пространств и развлечений».

В российских городах скорее существует проблема с низкой плотностью застройки, при которой трудно эксплуатировать высокоэффективный общественный транспорт, такой, как троллейбус, трамвай и городская электричка.

Если он ездит достаточно часто, то является, как правило, полупустым, а для нормальной наполняемости приходится пускать его реже.

Также при низкой плотности трудно обеспечить доступ жителей к сервисам и услугам, ведь труднее создавать эффективный малый бизнес, который может их обеспечивать, а также создавать места отдыха и развлечений для горожан. В итоге все эти сервисы концентрируются в торговых центрах, город заполняют маршрутки, происходит рост автомобилизации, и город наполняется парковками и встаёт в пробках.

В различных странах существуют также и проблемы менее общего порядка – к примеру, неполноценный статус правовых основ градостроительной деятельности, недостаточная свобода для застройщиков и девелоперов при планировании территорий, нехватка муниципального бюджета и так далее. Стоит отметить, что с развитием новых технологий роль такой проблемы, как преступность, постепенно снижается.

Решение проблем

В чём преимущество города перед деревней? Более высокая плотность населения в городе облегчает взаимодействие между людьми, государственными организациями и бизнесом, повышая эффективность производства и распределения товаров и услуг. Города являются центрами концентрации ресурсов, в том числе трудовых.

Уже сейчас более половины населения Земли живёт в городах, и эта доля будет только увеличиваться: люди из стран со средним и низким уровнем дохода по мере их развития будут переселяться из сельской местности в города. Но в развитых странах также происходит миграция внутри страны – население из небольших городов переезжает в крупные города.

Агломерации обрастают новыми пригородами и могут вмещать в себя даже несколько небольших городов, расположенных вокруг крупного города-ядра. На основе каких принципов должны развиваться современные города? Необходимо при проектировании городской среды учитывать интересы разных социальных групп и слоёв населения и увеличивать инвестиции в человеческий капитал.

Человек и его потребности должны становиться центром городской политики. «Настоящий город сделан из плоти, а не из бетона». Именно на основе таких принципов сейчас развиваются наиболее комфортные для жизни города мира, среди которых немало городов, где у власти стоят социал-демократы, например Вена и Копенгаген.

Вена регулярно занимает первые места в рейтингах городов мира по уровню жизни. С 1940-х этот город управлялся только двумя партиями: социал-демократами и «зелёными».

Города будущего: сможет ли мечта решить проблемы человечестваПример передовой градостроительной политики Копенгагена — горнолыжный курорт на крыше мусоросжигательного завода

Часть решений могут быть протестированы и «обкатаны» на практике в нескольких городах, после чего проанализированы и в случае позитивных результатов, внедрены и в остальных городах.

Социал-демократы не устраняют частный сектор и поэтому не могут определять политику частных строительных компаний, однако они могут устанавливать стандарты, через которые эта политика и будет регулироваться таким образом, чтобы удачно вписаться в концепцию «Города XXII».

Существует, к примеру, практика создания детального мастер-плана территории самим городом, после которого земля отдаётся застройщикам для дальнейшего проектирования. То есть город определяет плотность, этажность, разнообразие квартир, парковки и так далее.

Часть из упомянутых нами проблем должна решаться на уровне квартир, часть – на уровне жилых домов, часть – на уровне кварталов, часть – на уровне городов.

Мы сразу должны обозначить, что указанное далее не означает, что города будущего будут одинаковы – набор общих требований никак не отменяет разнообразия.

Также мы отметим, что в развитые или исторически важные города, вроде Санкт-Петербурга, нам нужно будет «встраивать» город будущего, а не разрушать имеющееся ради постройки нового.

Хотя немало российских городов нуждаются в основательной перестройке.

Квартира

На этом уровне нам предстоит бороться со следующими проблемами: уборка жилья, стирка и глажка белья, мытьё посуды. В жилом доме будущего (о нём позже) квартиры должны будут отвечать задаче сократить до минимума затраты времени и сил на работу по дому. Это помогут сделать:

  • планировка, адаптированная под максимально эффективную работу очистителей воздуха и роботов-пылесосов с функцией влажной уборки, а также позволяющая снизить образование пыли;
  • очистители воздуха от пыли с функцией проветривания и увлажнения в каждой квартире. Во-первых, увеличение содержания влаги в воздухе значительно снижает риск простудных заболеваний и гриппа, во-вторых, очистители позволяют снизить образование пыли (что облегчает уборку квартиры). Ныне существуют системы бесканальной приточной вентиляции с фильтром, которые обеспечивают круглосуточный приток свежего воздуха;
  • помимо роботов-пылесосов – посудомоечные машины и система «Умный дом» (с возможностью замены и совершенствования программного обеспечения, а также с возможностью подключения к ней всей домашней техники) в каждой квартире;
  • использование самоочищающихся материалов – к примеру, самоочищающихся стёкол;
  • в каждой квартире – мусорное ведро из нескольких секций для различных типов бытовых отходов (раздельный сбор бытовых отходов нужен для переработки сырья и повышения уровня экологичности домохозяйств), которые потом будут выбрасываться через центральное вакуумное мусороудаление в жилом доме (об этом будет дальше). Конечно, сортировка мусора добавляет расходов времени, а не сокращает их. Но мусорное ведро для раздельного сбора и центральное мусороудаление должны минимизировать рост этих расходов, и он будет незначительным на фоне ожидаемой пользы для общества.
Читайте также:  Индивидуальные комплексы сигнализации для частных домов

Эти меры должны свести временные затраты на уборку жилья, мытьё посуды и вынос мусора к минимуму.

В перспективе потребуется огромное количество посудомоечных машин, роботов-пылесосов и очистителей воздуха, и это следует использовать для того, чтобы наладить массовое производство «народных моделей» в Республике (как и сопутствующих товаров – к примеру, соли для посудомоечных машин), что в итоге приведёт также и к развитию промышленности.

Город будущего. Где мы будем жить через 100 лет

 Аргументы НеделиАргументы Недели

Исторически города строились по централизованной модели. Это защищало от вражеского нападения и помогало контролировать внутренние процессы. По устройству современные города не отличаются от своих ранних версий: есть центр с важными культурными и историческими объектами и окраины, удаленные от насыщенной жизни, а значит с более низким качеством жизни. Город будущего будет разделен на компактные кварталы с разновысотными зданиями и всем необходимым в шаговой доступности. Уже сейчас в Токио реализуется план такого децентрализованного города. Столица Японии состоит из самообеспеченных округов со центрами и управлениями. Основная идея – обеспечить разнообразие жилищного фонда. А значит купить жилье недалеко от работы и по приемлемым ценам смогут люди с разным уровнем дохода.

Одна из проблем больших городов – миллион личных авто, и для каждого нужно свое парковочное место. Город будущего решает эту проблему. Уже сейчас созданы районы только для пешеходов. Единственный возможный вид транспорта в таких городских пространствах – велосипеды и самокаты.

Кроме того, проблема загруженности дорог связана с нежеланием пользоваться общественным транспортом: это дискомфортно, долго. Для решения проблемы в городе будущего создана система взаимосвязанных транспортных узлов – «бесшовной мобильности». Летающий транспорт станет нормой. Уже сейчас заказать в Uber вертолет для поездки аэропорт – город выгоднее, чем вызвать автомобиль бизнес-класса.

В это же время Hyundai разрабатывает летающий автомобиль, запуск прототипа запланирован на январь 2020 года.

Город будущего – за экологию. Развитая инфраструктура – важное условие комфортной и качественной жизни, поэтому энергия, водоснабжение, утилизация мусора и другие человеческие блага будут развиваться без вреда природе: перерабатываться и оптимизироваться с помощью технологий.

Это позволит не зависеть от централизованной энергосистемы, а самостоятельно контролировать объемы потребления, установив генератор или специальную панель.

Денис Леонтьев, сооснователь и генеральный директор КБ “Стрелка” считает, что «в будущем все более актуальной частью нашей работы будут становиться вопросы экологии, нельзя игнорировать и то, что город — это организм, нуждающийся во все более быстрых темпах обновления в аспектах образования, мобильности, развития культурной среды».

«Сегодня важна работа человека за приделами традиционной архитектуры», – рассказывает в интервью Коммерсанту Винни Масс, архитектор, основатель студии MVRDV. Для создания города будущего необходима реформация. Типовые застройки подлежат сносу.

На их месте постепенно появляются новые модульные здания. Их главные преимущества: простота в строительстве и использование под разные цели, так как легко адаптируются под запросы общества.

Первые этажи выделяются под торговые центры и офисы, выше будут находится жилые помещения или образовательные центры. В Лондоне крыши многих высоток оборудованы под сады для искусственного фермерства.

Что касается новых домов, для экономии энергии стены здания покроют биолюминисцентной краской, чтобы за световой день накопленная энергию могла освещать город в вечернее время.

Где мы будем жить через 100 лет? — Будущее на vc.ru

По оценкам ООН ( Организация Объединённых Нации) в 2050 году на планете будут жить почти 10 миллиардов человек и около 70% в городах. Процесс урбанизации идет очень быстрым темпом, так каким же будет город будущего ? Какие технологии будут определять городской ландшафт ? И как в новых мегаполисах будет чувствовать себя человек? Разберемся в этой статье.

{“id”:157980,”gtm”:null}

Город без центра: большинство городов на земле устроены по централизованной модели, есть сверкающий центр с парками и культурными объектами, а есть окраины с дешёвым жильём, и в дали для насыщенной жизни.

Для небольших городов такая схема работает, но в мегаполисах порождает транспортный коллапс, и ухудшение качества жизни вне центральных районов. Город будущего будет состоять из компактных кварталов, самодостаточных хабов, где все необходимое имеется в шаговой доступности.

Застройка с разно высотными зданиями защитит хабы от перенаселения, и обеспечит разнообразие жилого фонда, значит купить жилье не далеко от работы, и по вкусу смогут люди с разными доходами.

Иллюстрации такого децентрализованного города уже сейчас является Токио, Столица Японии состоит из самых обеспеченных округов со своими центрами, и управлением. Это позволяет чувствовать себя жителями Токио, но иметь все удобства недалеко от дома.

Одна из главных проблем городов – куча личных авто, из-за них возникают пробки, выхлопные газы окутывают города туманной дымкой.

Через десятки лет мегаполисы будут мало зависеть от машин, во-первых: районы сделают пешеходными, где из транспорта останется только велосипед или самокат, здания соединят переходами на верхних этажах чтобы сократить время перемещения и разгрузить улицы; во вторых: реализуется идея бесшовной мобильности, то есть транспортных узлов. В одном месте горожане найдут электро автобусы, высокоскоростные поезда, сети, метро, или беспилотные такси, летающий транспорт тоже станет привычным. Урбанисты говорят, что это сократит время поездок примерно на 15-20%. Грузовые перевозки тоже переделают, их перенесут на нерабочие время, ведь сейчас они создают пятую часть всех пробок, а всякую мелочь днем будут доставлять на грузовых квадрокоптерах; исчезнут проблемы с паркингом, он вообще мало кого заинтересует в будущем.

Поддержание жизни горожан требует развитой продвинутой инфраструктурой: отопление, энергия, водоснабжение, утилизация будут управляться и оптимизироваться с помощью технологий.

На смену традиционному электричеству придут солнечные панели и ветрогенераторы на крышах, а это удобно для домовладельцев, и помогает не зависеть от централизованной энергосистемы.

Дождевая вода, и снег будут собираться в сети искусственных водоёмов, очищаться и дальше использоваться для бытовых нужд и полива растений; мусор не выбрасывается на свалку, а пропускается через систему пневматических труб и сразу отправляется на переработку, и новое использование.

Что будет с типовой застройкой, которую так ругают в 21 веке, оно исчезнет, появится модульное здание, они легко будут меняться под нужды общества: хочешь делай жилой дом, хочешь коммерческое помещение, а еще строения станут многоцелевыми.

Офисы и шопинг разместят на первых этажах, а выше будут жилые кварталы или образовательные центры, строительные материалы тоже станут мечтой футуриста, дома будут печатать на 3d принтерах собирать, как пазлы делать из природных материалов или инновационных, вроде металл резины, фасады зданий сделают красивыми и приятными, чтобы пешеходам было комфортно рядом с ними, а еще стены покроют биолюминесцентной краской, за день они накопят энергию света и смогут без электричества освещать город по ночам.

В наши дни города расширяются поглощая природу. В будущем мегаполисы будут искать способы впустить природу в себя, ведь умный город обязательно зеленый, он будет спроектирован с учетом местных ландшафтов.

Для комфортной жизни крайне важно иметь сеть взаимосвязанных парков, садов и зеленых фасадов. Архитектуру, которую наилучшем образом использует ветер, солнце и тень.

Архитекторы пойдут еще дальше, озелененные крыши и висячие сады интегрируют в конструкции домов, чтобы разделить зоны, Обеспечить много кислорода и поглотить CO2. В урбане будущего появится вертикальная сети фермерство благодаря гидропонике.

Эта технология позволяет выращивать овощи и фрукты в искусственных средах без пестицидов и независимо от климатических условий, так города в будущем станут генераторами воздуха и продуктов питания.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector