Ландшафтный дизайн в стиле барокко

Ландшафтный дизайн в стиле бароккоВсе в жизни с чего-то начиналось и за каждым событием есть своя история. Искусство создавать красивые ландшафты участков, парков и аллей – не исключение.

История ландшафтного дизайна началась еще в древности и обладает многогранностью.

Она с корнями уходит во времена древних цивилизаций. Оформление по-особому благоустраивать и озеленять территорию присуще каждому из народов, вне зависимости от местонахождения и времени существования на земле.

Краткий экскурс по истории ландшафтного дизайна: как менялся дизайн в течение 100 лет

Понятие «ландшафтный дизайн» впервые упомянулось в Соединенных Штатах Америки около 200 лет назад. Но, путь развития ландшафтного искусства исчисляется столетиями от момента его возникновения до настоящего времени.

Прошлый век – ландшафтные истории

Первые оформленные сады появились в Египте. Наикрасивейшие сады красовались в имениях фараонов, жрецов и вельмож. Они были выполнены в классическом стиле, что означает обязательное присутствие декоративных водоемом, растений и мест для отдыха.

Отметим Висячие сады Семирамиды, которые располагались в Вавилоне. Их даже приравнивают к семи Чудесам Света. Конструкция садов состояла из четырех террас, которые возвышались друг над другом. На двух нижних террасах высаживались деревьями, а верхние – кустарниковыми растениями и цветами.

В древнем городе Греции Фивах популярность получила пергола, которая представляла собой воздушную конструкцию, украшенную гроздьями винограда или другими растениями, которые тянулись вдоль всей границы двора. А беседки обвивались различными розами.

В Персии ландшафтный дизайн начало свое развитию за счет создания специальных парков типа современных заповедников, которые были плотно населены разными животными. Однако, создавались эти парки не для защиты животного мира, а для охоты на диких животных.

Ландшафтный дизайн в стиле барокко

Персы для создания комфортной охоты стали сооружать в перке клумбы, цветники, устанавливать навесы для отдыха и водоемы. Именно в Персии появились первые живые изгороди, которые разделяли парка на зоны с различным ландшафтным дизайном.

В Японии и Китае ландшафтный дизайн зародился в глубокой древности около трех тысяч лет назад. Стили в них сформировались под влиянием древнейших философий и религий, призывавшие к единению человека с природой.

Садам в восточном стиле свойственны умиротворенность, спокойствие и тишина. В них обязательными декоративными элементами являлись водоемы, беседки и каменные композиции. Стоит отметить философию Фен-шуй. История этой философии тянется уже более шести тысяч лет. Именно она привела к дальнейшему формированию и развитию различных направлений ландшафтного дизайна в Китае.

Ландшафтный дизайн в Японии также берет свое начало в далекой древности. Дизайн пронизан буддийской философией и основными аспектами религии японского народа. Сады выполнялись со сложным дизайном и являлись многогранными. Японские сады представляют собой территорию, которая является символом мира.

Индийское ландшафтное искусство отличается тем, что роскошные дворцы окружали водоемами, цветочными клумбами из натуральных камней и плавучими садами. люди со средним доходом предпочитали обустраивать дома большой площадью и окружать их высоким ограждением, за которым высаживались плодовые и кустарниковые растения, а также цветы.

Ландшафтный дизайн в греческом стиле характеризуется тем, что древние греки не хотели вмешиваться в природу и нарушать ее натуральную красоту. В отличии от них народ Древнего Рима старались подчинить природу себе. Римские сады выполняли в хорошо продуманных величественных композициях.

Зажиточные люди, которые могли позволить себе оформить свою территорию, украшали ее различными строгими геометрическими фигурами и элементами декора. Именно в Древнем Риме появилась художественная стрижка кустарниковых растений и деревьев, которые впоследствии получила название «топиари».

Такая стрижка очень интересна, поскольку она подразумевает придание необычных и интересных форм декоративным растениям. В древние времена зачастую такой стрижки подвергали такие растения, которые круглогодично оставались зелеными и имели маленькие иголки или листву.

Согласно легенде, основателем топиари является Калвена, который был придворным садовником римского императора Цезаря. Ландшафтный дизайн в стиле топиари быстро вышел за пределы Римской империи.

Этому способствовало большое множество учеников Калвены, а также образование новых школ, специализирующихся на ландшафтном искусстве. Данные школы выпускали мастеров своего дела.

Для некоторых знатных вельмож стрижка декоративных растений выступало в качестве хобби. Это считалось престижным и модным занятием. Однако, топиари пользовался популярностью не только на Западе, восточные страны также внесли свою лепту в развитие ландшафтного дизайна, а именно в декоративную стрижку.

На Востоке также подстригали декоративные растения, только создавали они их правильной декоративной формы. В таких формах скрывались философские мотивы, поэтому данный вид получил название «садовый бонсай». Характеризовался он тем, что растения создаваться в виде беседок, коридоров или даже самого Будды.

Средневековый ландшафтный дизайн

Стиль топиари достигло своего расцвета в средневековье. Преимущественно данный вид искусства применялся для оформления монастырей. На фотографиях, оставшихся с прошлых времен, можно увидеть четкие геометрические правильно выстриженные деревья и кустарниковые растения на территории монастыря.

Эпоха Возрождения XIV-XVI вв. стала рубежной точкой в образовании ландшафтного дизайна. В парках этой эпохи появилось большое количество скульптур, сооружались аллеи из них, высаживались деревья с мощной кроной, высокорослые кустарниковые растения, строились декоративные водоемы.

В XVII в. в «тренде» были классические регулярные парки с прямыми тропинками. Примерно в этот же период в Европе разделились понятия сад и парк. Сады считались местом для уединения и отдыха, а парки – место для проведения различных мероприятий с большим количеством людей. В парках проводились театральные выступления, концерты и пр.

В XVIII в. регулярное направление в Европе сменилось на пейзажное, которое пришло с Востока. Общественные парки стали обустраиваться в природном стиле. Дорожки прокладывались так, чтобы соединялись зоны с наиболее яркими и красочными пейзажами.

Эпоха Ренессанса в ландшафтном дизайне

Эпоха Ренессанса в ландшафтном дизайне считается пиком развития направления топиари. В этой эпохи правильной формы растения украшали дворцы, усадьбы богатых людей, аллеи и парковые зоны.

Живые изгороди считаются неотъемлемой частью древних садов, наравне с одинаково стоящими правильно выстриженными растениями необычной формы.

В те времена топиари считалось модным направлением и смотрелось очень эффектно и необычно.

Основоположник ландшафтного дизайна в России – Петр I

Петр I является первым, кто ввел стрижку декоративных растений в России. Император во всем подражал Европе.

Он отправлял садоводов за границу, чтобы они обучались создавать причудливые формы кустарниковых растений и деревьев не хуже, чем заграничные мастера.

Однако, растения, привезенные из-за границы, не были адаптированы к настоящей русской зиме. Поэтому их пришлось заменить такими растениями как ель, рябина, можжевельник и прочее.

Ландшафтный дизайн в стиле барокко

В XVII в. в российской империи появились увеселительные парки и ботанические оранжереи. Наиболее популярными стали парки-лабиринты, тропинки которых разделялись живой изгородью из высокорослых растений.

А в скором будущем на смену клумбам, созданные из душистых цветов, пришли цветники с луковичными цветами – нарциссами, тюльпанами, гиацинтами.

Ярким примером увеселительных парков является Измайловский парк, который продолжает функционировать и по сей день.

Деревенские участки было принято обрамлять живыми изгородями, обустраивать беседки, зонировать стенами и перегородками которых выступали различные деревья и кустарниковые растения, а также различные пруды и бассейны. По сторонам тропинок и вокруг дома организовывались роскошные палисадники и клумбы из цветов.

Немного позднее русским императором была создана «садовая контора», которая выпускала мастеров ландшафтного дизайна. В задачи этих мастеров входило приобретение растений в зарубежных странах, транспортировка в Россию и обустройство парковых зон в городах Москве и Санкт-Петербурге.

Во времена правления Петра I популярность получил стиль барокко, который был позаимствован у садоводов и дизайнеров Голландии. Через небольшой промежуток времени на смену барокко пришел пейзажный стиль. Характеризуется он естественностью и романтичностью, что позволяет прекрасно вписаться в ландшафт.

В период классицизма направление ландшафтного дизайна топиари был не востребован, однако, садоводы из Америки продолжали подстригать растения. Поэтому они изобрели каркас для деревьев и кустарниковых растений, позволявший придать им любую форму, которую могла выдумать человеческая фантазия. Такое изобретение получило большую популярность и его начали использовать во многих странах.

Новейшее время

Смена стилей разных периодов сменялись не резко, а будто видоизменялись наложением друг на друга. Новые идеи постепенно сменяли старые направления в ландшафтном дизайне. Такое наложение отчетливо заметно было в XIX в.

20 век внес кардинальные изменения не только в истории развития дизайна, но и в саму архитектуру сада. Стали появляться новые уникальные строения, за счет которых граница между домашним интерьером и экстерьером сада практически исчезла.

Читайте также:  Характеристики основных механических свойств металлов и сплавов и способы их определения

На сегодняшний момент во всем мире встречаются сады различных направлений и стиля. Какого-то определенного преобладания того или иного стиля нет.

Более того, дизайнеры рекомендуют комбинирование нескольких схожих стилей и применение всяческих креативно выполненных объектов.

В настоящее время существует два вида топиарных композиций:

Традиционный топиари характеризуется выращиванием растений в естественных условиях, постоянно подстригая их, тем самых постепенно формируя необходимую формы. Каркасный вид подразумевает применение специальной конструкции (каркаса), который постепенно будет оплетаться растениями. Он поддерживает форму растения на протяжении всей его жизни.

Итоги

История развития ландшафтного дизайна не останавливается, она совершенствуется и по сей день. Это происходит за счет безграничной человеческой фантазии. Каждый день человек придумывает новые идеи, благодаря которым дизайн ландшафта становится уникальным и новым.

Французское барокко. Водные феерии в регулярных садах. Часть 1

Ландшафтный дизайн в стиле бароккоФранцузские сады На протяжении всей истории в Европе практически все сады — регулярные, и в них вода присутствовала всегда, но в разные эпохи ей предназначалась различная роль. Первоначально в регулярных садах были емкости для полива— это были бассейны, каналы позже — ручьи и каскады. Расцвет регулярного плана в садово-парковой архитектуре мы наблюдаем в садах Возрождения, где все они спланированы очень просто: геометричны и симметричны. В садах Возрождения в Италии характерным является активный рельеф — это террасы, склоны, уступы, балюстрады, что обусловило участие воды, но только в движении. Там мало водных зеркал, там водопады, каскады, ручьи, и что, характерно: в садах Возрождения мы еще не находим той жесткой, четкой, главной композиционной оси, которой подчиняется все пространство сада. В какой-то мере можно констатировать, что планировочные элементы в садах Возрождения разрозненные, несмотря на сохранение симметрии, геометрии, изысканной геометрии, простой и гармоничной.

Высшим расцветом регулярных садов все же являются сады Франции эпохи французского барокко, сады, созданные гениальным архитектором Андре Ленотром, о котором можно сказать, что он был первым ландшафтным архитектором в истории.

В своих регулярных планах садов и парков он работал уже не с архитектурными объемами и рельефом, как это было у мастеров Возрождения, и не с отдельными водными устройствами и архитектурными объектами, которыми изобиловали рощи античных садов.

Он впервые из природных элементов, таких как вода, камень, растения создавал пространство, на основе которого рождались сказочные композиции, удивительные феерии, и ландшафтные сценарии, насыщенные глубоким идеологическим содержанием в немыслимых масштабах и на огромных пространствах. Впервые сад (а таковым стал сад французского барокко) стал восприниматься современниками как зримое торжество хоть и преобразованной, но природы в противовес садам прошлого, где, собственно, природная среда только дополняла величественные архитектурные пространства, служила роскошным обрамлением зданиям и сооружениям. Ландшафтный дизайн в стиле бароккоВпервые именно в парках гениального Ленотра появились широкие зеркала водных партеров отражавших небо, наполнявших пространство парка светом, сиянием и направлявших взор посетителей на далекие перспективы. Этот композиционный прием не встречался в итальянских садах Ренессанса, построенных на восприятии близких пейзажных картин. Это было потом, а сначала был замок Шенонсо на реке Шер, построенный в ХVІ веке как мост через реку, где огромный партер окружал ров с водой. Этот удивительный замок, все пространство вокруг которого — водная поверхность и “зарегулированный” ландшафт, послужил прообразом просторных водных устройств, широких водных поверхностей зеркал, каналов и водоемов парков Франции. Генезис роскошных водных пространств парков Франции —  в фортификационных сооружениях старинных замков, рвах и каналах, заполненных водой. Парк эпохи Французский барокко — это Богом вдохновленное творение человеческих рук, противопоставленное природе. Такова основная философия периода французского  барокко, сада с его партерами, водными устройствами, сказочно оформленным пространством, где все подчинено идее упорядоченного мира, но не просто мира, а мира управляемого властелином. Блеск, величие и театрализованный придворный этикет, грандиозные празднества и феерические зрелища, торжественные приемы и сказочные карнавалы эпохи просвещенного абсолютизма Франции требовали принципиально новых пространств грандиозных масштабов. Главным, роскошно обрамленным пространством этого феерического спектакля с многочисленными зрителями, может быть впервые в истории, становится сад. Это уже не просто сад, уютный и маленький “парадиз” для отдыха, размышлений и любовных свиданий как раньше, а целый пространственный мир, спланированный мощно, геометрически четко на огромных территориях преобразованной природной среды. Этот мир призван явить всем могущество и величие абсолютистской монархии, блеск Короля-Солнца. Гениальным детищем Ленотра был парк Версаль, в котором вода, как и во всех французских парках, играла ведущую роль в создании пространственной композиции. Начало было положено парком Во-Ле-Виконт, построенным Ленотром для вельможи — министра финансов Фуке при Людовике ХІV. Этот парк, в отличие от всех, которые строились раньше, имел особенность — четкую пространственную структуру из водных каналов, перекрещивающихся, изобилующих фонтанами и водными устройствами. Он послужил поводом для создания огромного, главного детища Ленотра, парка Версаль как олицетворения идеологии могущества молодого государства Франции под предводительством Короля-Солнца.

Ландшафтный дизайн в стиле бароккоВ Версале водный сюжет разворачивается постепенно, завладевая всей композиционной конструкцией парка. Перед главным фасадом дворца расстилается широкий партер песчаного ковра и двух бассейнов, зеркальная гладь которых отражает небо, и обрамлена богатыми мраморными рамами, украшенными низкими скульптурами, которые подчеркивают величественную горизонталь воды, доминирующей в пространстве. От партера вниз спускается широкая мраморная лестница, с двух сторон которой открываются небольшие бассейны, украшенные фигурами животных. Перед ними проходит аллея трех фонтанов. С Большой лестницы открывается вид на широкий цветочный партер с фонтаном Латоны в центре и фонтанами лягушек и ящериц по бокам. Композиция фонтана Латоны (в античной мифологии матери Аполлона) состоит из нескольких крупных бассейнов, пирамидально поднимающихся один над другим. Аллегоричная статуя богини наверху окутана струями воды, которые выбрасывают “рты” лягушек и ящериц; в них, согласно античному мифу, были превращены те, кто насмехался над богиней.

За партером на 600 метров в длину неожиданно расстилается газон “Зеленый ковер” шириной 60 метров, окаймленный дорожками и рядами мраморных статуй. За ним овальный бассейн Аполлона с вылетающей из моря колесницей бога Солнца, окруженной тритонами, трубящими в раковины в “кипящей” морской воде, начинает главную водную ось парка — крестообразный в плане Большой канал шириной 120 метров и длиной 1600 метров. По Большому каналу, одетому в богатую гранитную раму, плавали гондолы с гондольерами, выписанные из Венеции, на обширных водных зеркалах устраивали грандиозные празднества с флотилией кораблей, являвших уменьшенную копию флагманов королевского флота.

В отличие от итальянских садов на холмах и сухих осыпях, обилие воды позволяло устройство разнообразных по форме обширных прудов, каналов, бассейнов, обогащавших равнины партерных ковров.

В этих бассейнах и прудах сооружались острова, на которых высились монументальные сооружения: гроты, водные каскады, изобилующие скульптурами, фонтаны с бьющими вертикальными струями.

  Также мы рекомендуем ознакомиться с парками Грузии и парком Александрия в Белой Церкви.

Елена Гнездилова архитектор, доцент кафедры градостроительства архитектурного факультета КНУСА Источник: ЛАНДШАФТ. дизайн

Ландшафтный дизайн в Европе: описание европейского стиля, фото участка и сада

Ландшафтный дизайн считается одним из наиболее утончённых видов искусства. Находится он на стыке сразу нескольких наук, что помогает наиболее эффективно взаимодействовать с объектами живой и неживой природы.

Среди всего изобилия дизайнерских решений в озеленении, наиболее распространённым и удачным считается так называемый европейский стиль.

В статье подробно рассмотрены все его особенности, а также описана история становления.

История европейского ландшафтного дизайна

История современного ландшафтного дизайна берёт своё начало ещё во времена первобытного общества. С древности человек активно использовал всевозможную растительность в пищу и лекарственных целях. Часть из цветущих видов стала одним из традиционных объектов, выращиваемых для декоративного озеленения.

Первые серьёзные шаги в становлении данного искусства были сделаны примерно в VII–VIII веке до н.э. на территории Древнего Вавилона. Висячие Сады Семирамиды
В этот период были систематизированы все накопленные человечеством знания, что вылилось в создание «Висячих садов». Они стали не только настоящим чудом света, но и первой удачной попыткой озеленения территории при помощи нескольких групп и разновидностей растений. В дальнейшем во времена Египетского царства был сформирован так называемый эстетический подход к оформлению участка, основой которого стали симметрические пропорции.

Следующий скачок в развитии европейского стиля был сделан в эпоху Римской Империи. Это время характеризовалось бурным развитием практически всех научных областей, в том числе ботаники и прочих естественных дисциплин.

В данный период было принято окультуривать окружающую среду до плавных, но строгих очертаний, при этом соблюдалась и гармоничность всех пропорций.

Затем бурное развитие садово-паркового искусства на территории Европы замедлилось вплоть до конца Средневековья.

Читайте также:  Водяные розетки: что это и где применяются

Искусственным озеленением занимались исключительно монахи и служители церкви. Однако в этот период заложенные Античностью концепции были сохранены. В добавок к этому монахом удалось превратить дикорослые растения в настоящий элемент садового участка. Ими обильно озеленяли беседки, придомовую территорию келий и т. д.

Также при монастырях впервые массового из растительности начали оформлять лабиринты, живую изгородь, а также стены и каменистую изгородь. Также в это время на территории Франции были заложены и основы готического стиля, который вплоть до XV века преобладал во всевозможных отраслях человека.

Современные формы ландшафтного дизайна были сформированы в эпоху Возрождения. Именно в этот период появилось огромное количество всевозможных стилей и традиционных решений, большинство из которых и по сей день не утратили свою актуальность. Сады в ту пору славились всевозможными формами и удивительным сочетанием разнообразных видов растений и деталей декора. К концу XVII столетия во Франции возник популярный и сегодня стиль барокко. Основами его концепции стала пышность форм, аристократичность, а также изобилие и разнообразие.

К концу XVIII века на территории Великобритании окончательно сформировался традиционный принцип оформления садов в виде строгих аллей и пейзажных парков, насыщенных всевозможной растительностью.

При этом до конца была выстроена и концепция сочетания высокорослой и низкорослой растительности в пределах небольшого сада. В последующие 2 столетия были сформированы основные виды европейского стиля в ландшафтном дизайне, а также сформулированы их главные постулаты и правила.

Кроме этого, в Новейшее время возникла концепция создания живых скульптур. Парки и сады дополнились подстриженными деревьями и кустарниками всевозможных форм и очертаний.

Виды европейского стиля

Европейский стиль в садово-парковом искусстве представлен сразу несколькими традиционными принципами создания сада. Это позволило разбить стилистику на несколько групп, в зависимости от особенностей применения той либо иной растительности, а также всевозможных элементов декора. Благодаря чему в достаточно сжатых рамках удалось соединить достаточно уникальные подходы к озеленению.

Барокко

Барокко можно назвать одним из наиболее эффектных примеров садово-паркового искусства, этот стиль сочетает в себе романтизм, а также классические принципы построения сада. Данный тип озеленения считается наиболее богатым и парадным.

Именно поэтому наиболее часто сады барокко можно встретить на дворцовых территориях и поместьях времён от Позднего Возрождения и примерно до ХХ века.
Одной из главных особенностей ландшафтного дизайна в стиле барокко является чёткое взаимодействие между высаженной растительностью, окружающей средой и всевозможными объектами на участке. Именно поэтому центром такого проекта будет дом, дополненный изысканной растительностью, а также скульптурами и прочими декором.

Важно! Барокко предусматривает огромное количество всевозможных деталей декора. При этом перенасыщение ими более приемлемо, нежели недостача.

Основными ключевыми элементами стиля являются:

  • сложность и затейливость форм и очертаний;
  • плавные овальные и округлые линии, завитки;
  • живые изгороди;
  • кованные лавочки, беседки, арки и т. д.;
  • живые изгороди;
  • садовые контейнеры с богатой росписью или лепниной;
  • преобладание цветущей растительности (с розой, как главным видом);
  • сложно оформленные газоны и цветочные бордюры.

Во время планировки и оформления сада барокко следует придерживаться таких правил:

  • обязательное деление на зоны, каждая из которых имеет чёткие границы;
  • соседство многолетней растительности с однолетней;
  • барокко невозможно представить без сочетания симметричности и пейзажности;
  • богатая цветовая гамма, с преобладанием золотых, жёлтых, красных и оранжевых оттенков.

Ренессанс

Ренессанс можно назвать одним из наиболее свободных стилей, при этом такой сад будет отличаться эстетичностью и неповторимым шармом.

Наиболее выгодно этот стиль смотрится на участках, расположенных на возвышенности или холмовой местности.

Вся растительность должна разбиваться на отдельные террасы, на которых будут гармонично сочетаться, как плодовые, так и декоративные виды. В таком саде нет чётких форм и границ, при этом достигается гармоничность всех элементов.

Характерные элементы участков, выполненных в данной стилистике:

  • вся территория поделена на террасы;
  • каждая терраса обязательно имеет несколько партеров с цветущими растениями;
  • большое количество искусственных прудов и фонтанов;
  • беседка со смотровой площадкой;
  • портик или пергола перед входом в дом.

Главные правила создания сада в стиле возрождения:

  • единство между искусственными сооружениями и всевозможной растительностью;
  • свободная планировка;
  • отсутствие привязанности одного объекта к другому;
  • небольшой фруктовый сад в отдельной зоне;
  • водные объекты, как главное украшение участка;
  • прямые дорожки, разделяющие территорию на зоны правильной геометрической формы (квадрат, треугольник, прямоугольник, многоугольник и т. д.).

Видео: сад в стиле Ренессанс

Классицизм

Главными отличительными чертами данного стиля является преобладание строгих форм и линий, а также симметричность.

Базируется классицизм на проверенных временем традиционных способах оформления сада, заложенных ещё в античности.

Именно поэтому всевозможные элементы декора в древнегреческой стилистике лучше всего дополняют участок в данной стилистике и станут одной из его изюминок.

Важно! Сад в классическом стиле лучше всего смотрится на больших и открытых территориях, при этом занятый под ним участок должен соответствовать не менее 15–20 соткам.

Отличительными чертами такого сада будут:

  • строгая симметричность между всеми объектами;
  • идеально ровный газон, как основание;
  • клумбы правильной геометрической формы;
  • небольшие водоёмы и натуральный камень.

Чтобы создать действительно классический сад, обязательно следует:

  • соблюдать только правильные формы всех элементов;
  • располагать водоём исключительно по центру территории либо в отдельной зоне;
  • устанавливать скульптуры только в местах с хорошей просматриваемостью;
  • располагать беседки в зонах пресечения дорожек;
  • избегать растительности с цветами пастельных тонов.

Готика

Главная отличительная черта готики — это сочетание аристократической вычурности и запущенности, однако при этом в готическом саду всегда будет преобладать чёткая симметрия.

Такие участки создают ощущение мрачной таинственности, при этом отличаются яркими и уникальными изюминками. В садовой архитектуре стилистика предусматривает использование строгих и острых углов, а также плавных линий.

Всевозможные сооружения обязательно дополняются искусственно состаренными статуями или небольшими памятниками с изысканной и утончённой лепниной.

Отличительными особенностями такого участка будут:

  • неровный рельеф, покрытый разнообразной древовидной растительностью;
  • заросли дикого винограда, а также мха сфагнум;
  • состаренная скамейка или беседка;
  • поросший зарослями пруд;
  • клумбы с сакральными садиками.

Чтобы правильно воссоздать стиль, потребуется:

  • избегать чрезмерно ярких тонов и сочетаний;
  • разделить участок на окультуренную зону и искусственные заросли;
  • обязательно высадить так называемые «аристократические растения» (розы, жасмин, лилии, клематисы и т. д.)
  • установить в центре беседку-ротонду или скамейку, жилое строение при этом должно находиться в отдалённой зоне;
  • предусмотреть наличие статуй на религиозную тематику.

Видео: ландшафтный дизайн – готика

Французский сад

Истинно французский сад всегда будет утончённым, изысканным и уютным. Его главная цель — создать максимально комфортную среду для отдыха от обыденных дел и проблем.

Именно поэтому здесь нельзя встретить массу громоздких сочетаний и тяжёлых для восприятия конструкций.

При этом лучше всего такой стиль будет взаимодействовать с домом на небольшом участке, со свободной площадью до 4-5 соток.

Ключевыми особенностями французского стиля можно назвать:

  • небольшой газон правильной геометрической формы;
  • сочетание плодовых и декоративных деревьев;
  • мощёная площадка возле жилого сооружения и небольшие дорожки (из кирпича или гранитного камня);
  • небольшие фонтаны;
  • низкие бордюры вдоль дорожек;
  • декоративный огород из зелени, пряностей и плодовых кустарников.

Добиться ландшафта в данном стиле помогут следующие правила:

  • через газон обязательно должна проходить дорожка к дому;
  • жилые строения располагают в дальней части участка;
  • по периметру газон следует украсить цветущими видами или опорами с вьющимися растениями;
  • растительность должна преобладать с зелёными, серо-зелёными, фиолетовыми или синими тонами, ярко цветущие растения располагают точечно.

Английский стиль

Английский сад, прежде всего, подразумевает под собой классический пример пейзажных аллей и участков в строгой стилистике, декорированных небольшими садовыми элементами. Он подразумевает полное слияние с окружающей природой, подчёркивая свою естественность, при этом должен быть идеально окультуренным. Наиболее часто это достигается подстриженными газонами, деревьями и кустарниками.

Характерными особенностями такого сада будут:

  • извилистые дорожки;
  • вьющаяся растительность на заборах, а также всевозможных строениях;
  • преобладание на участке многолетних древовидных видов;
  • деревья с пирамидальной либо плакучей кроной;
  • использование для декора гравия, известняка, древесной коры;
  • большая лужайка либо несколько маленьких, соединённых между собой.
Читайте также:  Москитные сетки: основные разновидности

В создании сада в данном стиле следует придерживаться таких правил:

  • дом либо прочие садовые постройки должны быть скрыты за деревьями;
  • всевозможные скульптуры и прочие детали декора располагаются на наиболее просматриваемом месте;
  • лужайка должна быть центральным объектом, всевозможная растительность высаживается по её периметру;
  • ярко цветущие виды садят исключительно вблизи жилых сооружений, в остальной части ландшафта должны преобладать неброские оттенки.

Видео: ландшафтный дизайн в английском стиле

Преимущества и недостатки европейского стиля

Как и любое дизайнерское решение, оформление сада в европейском стиле имеет множество плюсов, а также недостатков.

  • Если говорить о его положительных сторонах следует отметить, что такие сады:
  • выглядят достаточно эстетично. Они имеют свой строгий стиль, который позволяет подчеркнуть статусность владельца;
  • при ежедневном уходе всегда будут эффектно украшать участок вне зависимости от сезона;
  • создают особую атмосферу уюта;
  • не нагружают, что позволяет наслаждаться природой часами на пролёт.

Узнайте, как использовать гладиолусы на клумбе.

Однако есть у такого варианта озеленения и некоторые недостатки. Комплексные посадки сразу нескольких групп растений требуют от садовода достаточно много времени для сложного, а в некоторых случаях и достаточно специфического ухода.

Поэтому новичкам вряд ли под силу справиться с таким садом без сторонней помощи специалиста. Для создания полноценной композиции требуется как минимум 10 соток свободной площади, поэтому на небольшом участке воспользоваться всеми преимуществами европейского сада не получится.

Именно поэтому европейский сад всегда ассоциируется с немалыми затратами.

Видео: современные тенденции в ландшафтном дизайне

Европейский стиль в ландшафтном искусстве — это, прежде всего, сочетание всевозможных эпох и присущих им традиций. Это способствует достаточно обширной почве для разнообразных экспериментов и решений.

Однако прежде чем останавливать своё внимание на том либо ином стилистическом направлении, обязательно нужно учесть площадь, отведённую под будущий сад.

Так как от этого в отдельных случаях зависит декоративность и целесообразность насаждений.

Садово-парковое искусство Франции стиля Барокко

Сады эпохи Возрождения, начиная с XVII в. становятся все более вычурными, постепенно в Италии формируется новый стиль — барокко. Смысловая нагрузка барочных садов – удивлять, поражать роскошью и изобилием, создать торжественно-парадное настроение, развлечь посетителя и показать эрудицию владельца (с итал.

barocco — «странный», «причудливый»). Для итальянского барокко характерен ступенчатый характер сада на крутых и высоких террасах, заканчивающихся балюстрадами. Здание дворца расположено по центральной оси сада.

Барочные сады замыкались густыми посадками деревьев и кустарников, виды на окружающие ландшафты ограничивались определенными точками (перспективы одного направления). Широко использовались каменное мощение, лестницы, высокие подпорные стены, балюстрады, павильоны, гроты, скульптура (аллегорические фигуры, нимфы, сатиры, боги и богини).

Огромную роль играли водные устройства – каскады, каналы, фонтаны, бассейны. В это время появляются «садовые театры», состоящие из полукруглой стены, сложенной из камня, часто с туфовыми нишами, в которых располагались статуи (вилла Боболи). Здесь устраивались маскарады и представления. Распространилось увлечение механическими «игрушками».

Появились крутящиеся статуи, водяные органы (вилла д’Эсте), двигающиеся животные и т.д. Архитектурная составляющая (гроты, скульптуры, каскады, фонтаны) преобладала над растительной. В эпоху барочных садов расцвело топиарное искусство (искусство фигурной стрижки деревьев и кустарников).

Растения, часто вечнозеленые, приобретали самую фантастическую форму – геометрическую, форму колонн, скульптур, птиц и зверей, форму архитектурных сооружений (трельяж, беседка). Появились оранжереи с экзотическими растениями.

С XVI в. Франция входит в ряд сильнейших европейских государств. Королевский абсолютизм, объединивший под своей властью обширную территорию (близкую к современной Франции), покровительствует ремеслам, обеспечивает безопасность торговых путей, способствует обогащению страны и строительству городов.

Между Францией и Италией развиваются культурные связи, которые определенным образом влияют и на садово-парковое искусство. Центры интенсивного развития ландшафтной архитектуры перемещаются из Италии во Францию. Именно здесь был создан и достиг наивысшей степени совершенства так называемый «французский» сад.

С одной стороны, он унаследовал традиции средневековых приемов монастырского и замкового садоводства с его вниманием к мельчайшим деталям сада. С другой стороны, властителей Франции, ставшей к XVII в. могущественной державой, привлекал размах и величина дворцов и парков римского духовенства.

Наибольшее влияние на дальнейшее развитие садово- паркового искусства Франции оказали итальянские виллы Ланте и Капрарола, созданные знаменитым Джакомо Виньола. Но природные условия и равнинный рельеф Франции внесли свои коррективы в это развитие.

Климат здесь более прохладный, чем в Италии, нет такого яркого солнца и зноя, требующего преобладания закрытых пространств. Рельеф более ровный, течение рек более спокойное, что исключает создание террасных садов и шумных водных устройств. Характерны равнинные, часто заболоченные пространства, обширные лесные массивы.

В ассортименте древесных пород преобладают лиственные – граб, дуб, бук, вяз, липа, ясень, а среди цветочных – фиалки, гвоздики, лилии, ирисы, розы и др.

С учетом этих условий во Франции формируются сады, которые до середины XVII в. относят к стилю барокко.

Эти сады выходят за пределы замковых стен, но примыкают к ним и первоначально сохраняют замкнутый характер, ограничиваясь по периметру крытыми аллеями – берсо (увитые ветвями деревьев деревянные или металлические арочные каркасы, возводимые над дорогой) или перголами, а также невысокими стенами – палисадами.

Планировка садов была простая – в виде квадратов, имеющих внутреннее членение. Сады богато украшались цветниками, превратившимися в XVII в. в роскошные кружевные партеры – бродери. Их создателем являлся королевский садовник Ж. Молле.

Помимо цветов он вводит в партеры травы, стриженный буксус, а также «мертвый» материал – песок, толченный кирпич, уголь. Молле стремится к композиционной увязке элементов сада, объединяя его квадраты фонтаном.

Он развивает итальянский боскет: создает высокие стриженые стены из граба, образующие зеленые залы.

Лесные массивы прорезались просеками для верховой езды и охоты.

Спокойная гладь воды, типичная для французского ландшафта и неотъемлемая часть оборонных сооружений замков, органически вошла во французские парки, превратившись в каналы и изысканно оформленные водные партеры.

Идея создания каналов в пониженных частях местности с успехом была воплощена садовником Андруэ де Серсо. Он первый расширил размеры парков до сотен гектаров.

Эти черты французских садов составили основу для их дальнейшего развития.

Влияние итальянского садово-паркового искусства лишь ускорило этот процесс и по-настоящему проявилось в стремлении к целостному планировочному решению – увязке дома с садом, развитию продольно осевой композиции, единству всех частей и по возможности террасированию рельефа.

Но и эти приемы реализуются по-своему. Все это предопределило появление нового стиля, который благодаря своей завершенности и непревзойденности в развитии регулярного стилевого направления получил название классического.

  • Основные черты классицистического парка:
  • – наличие больших пространств и раскрытие далеких перспектив;
  • – размещение на плоском рельефе;
  • – ярко выраженное осевое построение;
  • – симметричность композиции по отношению к центральной оси;
  • – центральной доминантой композиции является здание (дворец);
  • – использование лучевых или радиальных направляющих, так называемую трехлучевую композицию;
  • – оформление территории террасами, оканчивающимися подпорными стенками. (Террасы соединяются между собой лестницами, которые являются одним из главных декоративных элементов сада);
  • – расположение главного входа в нижней части сада для того, чтобы еще при входе гости были поражены величием всей композиции;
  • – применение растений, хорошо поддающиеся стрижке и долго сохраняющие форму, для использования топиарного искусства: зеленые стены коридоров, беседок, залов и кабинетов, шаров, кубов, пирамид;
  • – применение трельяжных конструкций (беседок, арок, оград);
  • – интенсивное обводнение, в котором каналы и плоские водоемы имеют характер зеркал, расположены на одном уровне с поверхностью земли и отделены лишь небольшим бордюром;
  • – центральную часть сада составляет партер, который обрамлен стриженными стенами боскетов;
  • – использование изысканных партеров – «вышивок» или «вырезного» газона с использованием цветного песка, гравия, украшенного скульптурами и декоративными вазонами.

Садово-парковый классический французский стиль развивался совместно с архитектурным стилем барокко. Его расцвет наступил в середине XVII в. В отличие от Италии, где садами занимались преимущественно архитекторы и мастера по устройству фонтанов, во Франции появились целые династии профессиональных садоводов (ландшафтных архитекторов).

Среди них выделяется семья Ленотров, особенно, Андре Ленотр (1613-1700). Необычайно благоприятное сочетание большого таланта этого мастера и великодушного покровительства Людовика XIV (время правления 1643-1715гг.) сделало Францию законодательницей в садоводстве. Работая с 1632 г. королевским садовником, А.

Ленотр создал ряд парковых ансамблей – Тюильри, Во-ле-Виконт, Версаль, Марли, Со, Шантильи, Сен-Жеомен, Сен-Клу и др. Рассмотрим два из них.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector